Мужественное Добро, женственное Зло

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Будем прямолинейны, большинство произведений искусства до XX века создавались мужчинами из аристократических семей, и не все из них состояли в счастливом браке. Проще всего, как известно, писать про себя и про то, что автора окружает, и о тех проблемах, которые автору знакомы. Поэтому, идя по пути наименьшего сопротивления, авторы массово создавали и создают протагонистов, которые соответствовали бы идеалам их сословия — отвага, сила, честь, преданность сюзерену и так далее. Если к этому прибавлялся негативный опыт от общения с противоположным полом — автор отыгрывается на антагонисте истории, наделяя её отрицательными качествами в представлениях той же самой аристократии — коварство, хитрость, манипуляции и т. д.[1] На выходе мы получаем этот троп. Например, для смелого приключенца самым тяжёлым испытанием оказывается не битва с каким-нибудь чудовищем, а чары соблазнительницы; на этом построены многие сюжеты про злых колдуний.

Троп играется на минималках, если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы или правильный мужественный мужик против манерного феминного андрогина.

В современном обществе этому тропу появился противоположный.

Родственный троп Муж — добрый, жена — злая.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Мардук vs Тиамат!
  • Согласно Библии, именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу.
  • Мерлин и Моргана в легендах о короле Артуре.

Театр[править]

  • Моцарт, «Волшебная флейта» — Царица Ночи против светлого мага Зарастро. Моцарт в целом к женщинам относился довольно свысока.

Литература[править]

  • «Три мушкетёра» — Миледи, чья беспринципность и склонность пользоваться красотой в личных целях явно противопоставляются мушкетёрским ценностям «один за всех, и все за одного».
  • «Она» или «Аэша» Генри Райдера Хаггарда — мужественный и честный Лео Винси и коварная королева Аэша. Ценности викторианской эпохи, чего вы хотите.
  • «Хроники Нарнии»:
    • «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Аслан против Белой Колдуньи. Лев — традиционный архетип мужества и воинственности, а Колдунья, хоть это и не проговаривается явно, использует свои женские чары (эпизод, где она угощает Эдмунда рахат-лукумом и тем самым промывает ему мозги, делая предателем — явная метафора). И более того, образ Колдуньи был вдохновлён вышеупомянутой Аэшей, и она является потомком той самой Лилит из библейских апокрифов!
    • И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию).
    • На минималках — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная дева-воительница, а вторая — кокетка, больше всего стремящаяся нравиться противоположному полу; ни Лазарилина, ни Сьюзен не злодейки, но автором осуждаются). Более того, в пятой книге «Покоритель Зари, или Плавание на край света» осуждается и Люси, когда она думала использовать заклинание из магической книги, чтобы стать писаной красавицей (по факту использование такого заклинания означает переход на тёмную сторону, поскольку применившая его становится не просто красивой, а роковой соблазнительницей, из-за которой развязывается кровопролитная война).
  • Dragonlance — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в худшие годы сохраняет безупречный этический компас, а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его (дважды). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
    • Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.
  • Гарри Поттер — Альбус Дамблдор и Долорес Амбридж
    • Подробности, подробности!

Кино[править]

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — брутальный Гатс против откровенно андрогинного (причём бывшего таковым ещё до трансформации в Фемто) Гриффита. Возможно, с некоторым фитильком, поскольку самого Гатса добряком назвать всё-таки сложно, но тем не менее, он скорее на правильной стороне и противостоит злу как может. Там же: Гатс против девушки-апостола, убившей Коркуса.

Визуальные романы[править]

Видеоигры[править]

Настольные игры[править]

Примечания[править]

  1. Ещё чаще эти качества приписываются всяким простолюдинам и торгашам, которых презирали даже больше.
  2. Начиналась третья часть, что характерно, под другим тропом и с делением на цвета волос по сторонам: Каэде Акамацу — блондинка, а вышеупомянутая Цумуги — кагбэ брюнетка.