Скомпрометированность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Ложечки-то нашлись, а осадок остался. »
— Из анекдота

Скомпрометированность — состояние объекта или субъекта, характеризующееся падением уровня доверия к данному объекту или субъекту. Проще говоря, скомпрометированным объект становится, если мы больше не можем положиться на одну из функций, фундаментально характеризующих данный объект.

Уф! Как научно-то. Ладно, давайте по-простому. Скомпрометировать кого-то (что-то) — сделать так, что ему не будут доверять и/или уважать. Например:

  • Политик, если выяснится, что у него есть особняки, яхты, виноградники и т. п., которые он явно не мог купить на свои скромные доходы. Избиратели сразу думают, что он коррумпирован.
  • Учёный, уличённый в плагиате, злонамеренной подтасовке научных данных, либо борющийся за научный приоритет административными методами, а то и хуже — написавший донос на научного конкурента.
    • Как ни странно, проведение экспериментов не по общепринятым стандартам и публикация ошибочных статей на основании некорректно полученных данных большим компроматом бывает редко. Например, некий геофизик изучал изменившийся климат по кольцам деревьев, применил неверные методы статистической обработки и опубликовал серию тенденциозных статей, теперь уже опровергнутых. Покритиковали, но доктором наук и профессором-то оставили. В карьере многих видных учёных (из тех, кто настоящей наукой занимается, а не строчит положенное число пустых статьишек для диссертации) есть и отвергнутые статьи, и даже статьи, отозванные из журналов. Уж тем более компроматом не является честная научная ошибка, например теория неподвижных материков геолога В. В. Белоусова.
    • Хуже, когда учёный не признаёт правомерную критику коллег и строит теории всемирного заговора. Вот таких научная общественность отвергает. Работать с человеком, кто за отрицательный отзыв на статью считает тебя личным врагом, — как минимум непродуктивно, а чаще просто неприятно. Именно это и случилось в примере выше. Учёный начал судиться со всем миром, а американский суд — дело долгое (один процесс уже проигран и поставил профессора на грань персонального банкротства). Наукой заниматься стало некогда, наш герой пишет публицистику и летает с одного судебного процесса на другой. Одна из последних выходок неудачника — лжесвидетельство перед Комиссией Конгресса США, причём банальное: лгал о своём членстве в общественных организациях.
  • В патриархальных обществах — женщина, которая оказалась одна с посторонним мужчиной. В радикальных (талибский режим в Афганистане) — любая, в умеренных (викторианская Англия) — незамужняя девушка из высших классов. В первом случае женщину должен сопровождать родственник-мужчина, чтобы защитить, во втором это может быть и родственница или слуга любого пола (горничная, дуэнья/компаньонка, грум). В христианском мире допустимым мужским обществом был также священник или монах. Такая, прости господи, концепция основана то ли на том, что женщины сексуально озабочены и при любом удобном случае соблазнят мужчину, то ли на том, что мужчины сексуально озабочены и при любом удобном случае завалят женщину… то ли то и другое вместе. Женщины вообще в основном придирчивы в выборе партнёра, а многие вообще фригидны? Мужчины могут отказать женщине в близости, даже если она сама себя предлагает? Нет, не слышали. [1][2]
    • К вопросу про повитух следует сделать уточнение. Для девушки из приличной европейской семьи до начала XX в. осмотр на предмет девственности — чудовищный, смертельный позор. Чтобы было понятно: это как для современного нормального человека (не закаленного тролля с 15летним стажем) публичное анальное зондирование с комментариями чатика и вечной фиксацией видеозаписи на YouTube. Причем юзеры могут и будут использовать самые яркие кадры видео для пупов. Представили? Ну так вот, лучше уж дуэнью с собой водить.
    • В той же викторианской Англии девушка из низших слоёв могла ночью в одиночку пройти несколько миль, и никто бы потом не стал ей за это пенять. А что делать? Выживать-то надо. Русские цыгане спокойно отпускали своих жён на работу (просить подаяние, петь и танцевать, гадать) в одиночку, доверяя их верности, в то время как румынские цыганки могли пойти только толпой — чтобы приглядывать друг за другом. В общем, сколько обществ, столько и фишек.
    • Викторианцы вообще затейники. Если девушка перевозит своего коня поездом, для неё допустимо беседовать с мужчиной в вагоне, где едет конь. Видимо, предполагалось, что если вдруг что, то конь вступится за её честь. Ну, или что не выйдет в присутствии коня…
    • Да суть-то не в сексуальности вообще-то. Все эти вращения вокруг девственностей, целомудренностей, патриархальностей растут из экономики, в первую очередь из частной собственности — да, бородатый дедушка таки был прав в этом. Поясню: скажем, феодалу, чтобы передать свою собственность по наследству нужно было родить сына. А если родилась дочь? Напомню, что в то время в подавляющем большинстве обществ у женщин не было никаких прав на частную собственность (во всяких Персиях и прочих Ближних Востоках они сами могли быть почти что собственностью царьков), а передавать наследство нужно. Вот и следили за «чистотой», «невинностью», «целомудренностью» и прочей чушью — чтобы и зять был какой нужно, и вну(ч)ки тоже. У низших классов всего этого было гораздо меньше — какая такая собственность, говорите? Нам не до жиру, быть бы живу. Не было времени на всю эту чепуху.
  • Репутация — вообще любого человека или другого (полу)разумного существа. Персонаж с плохой или совсем кошмарной репутацией скомпрометирован в глазах аудитории. Мало кто сможет поверить в его добрые намерения, ища в них подвохи, коварные планы и ловушки.
  • Информация, к которой получил (или мог получить) доступ некто посторонний. Если она несекретная — плохо лишь в том случае, когда этот посторонний получает возможность внести искажения. Если секретная… Ну всё, пора менять секреты.

Примеры[править]

Мифология и религия[править]

  • «Рамаяна»: после того как Рама спас свою жену Ситу, похищенную ракшасом Раваной, многие считали Ситу опозоренной. Рама велел ей пройти Агни Парикша, испытание огнём, и Сита его прошла — но даже этого не хватило. В народе продолжали ворчать: дескать, непорядок, что королевская жена жила с другим мужчиной, даже если тот был чудовищем-ракшасом и захватил её насильно. В конце концов Рама изгнал беременную Ситу; в изгнании та родила двух мальчиков, и Рама со временем принял сыновей, но не Ситу. В результате Сита, окончательно задолбавшись, воззвала к своей матери Бхуми, богине земли, и земля поглотила её. Это очень грустная история.
  • «Махабхарата»: Бхишма похитил трёх царевен в жены своему брату. Одна из них, Амба, призналась, что любит царя Шальву, и Бхишма её отпустил. Однако Шальва не поверил в её порядочность и отверг, как трофей Бхишмы. Амба удалилась к отшельникам и предалась аскезе, чтобы отомстить похитителю. А потом совершила ритуальное самосожжение, чтобы переродиться — и в новом воплощении таки отомстила.
  • Коран — внезапно инверсия: во время песчаной бури от каравана отбилась одна из жён пророка (Айше), которую спас один из воинов. Когда они вернулись, все смотрели на них с осуждением, и ждали их казни… но Мухаммед неожиданно для всех объявил, что ничего плохого не случилось.
    • Особенно доставляет, что личности, открыто заявлявшие о неверности Айше, были признаны виновными в злонамеренной клевете и получили по 80 плетей каждый!

Фольклор[править]

  • Масса анекдотов на тему. Самым, пожалуй, хрестоматийным, можно считать одесский образчик с расхожей фразой «А ты теперь всему Привозу объясни, что у тебя дочери нет!».

Театр[править]

  • Шекспир, «Много шума из ничего» — злодей повыкликал имя Геро под окном, служанка высунулась в окно, изображая Геро — готово дело: бедная Геро ославлена и обесчещена накануне свадьбы.
    • Чтобы современный зритель не задавался вопросом «Что за фигня, герой?», режиссёр Кеннет Брана в экранизации выжал педаль в пол: злодей не просто выкликал Геро под окном, но в этом самом окне трахал служанку, которая её изображала.
  • Лопе де Вега, «Учитель танцев» — Флорела сама выдаёт себя за сабж, чтобы избежать брака с нелюбимым.
  • Карло Гольдони, «Слуга двух господ» — Сильвио чуть не отказался от Клариче, потому что та была наедине с другим. Там же Панталоне требует немедленной свадьбы после того, как Клариче побыла наедине с женихом. Жених не муж. Он тоже компрометирует. Разве что отец не возмущен, а только грозит пальчиком и понимающе хихикает.
  • В XIX веке актрисы отказывались играть Софью в «Горе от ума» со словами: «Я порядочная женщина и в порнографических сценах не играю!». Такой сценой они считали ночную беседу с Молчалиным, который не был мужем героини.
  • А. Н. Островский:
    • «Не в свои сани не садись» — с оговорками в предфинальной сцене.
    • Трилогия о похождениях Бальзаминова — аверсия: в купеческих семьях порядки гораздо проще, чем в дворянских. Бальзаминову без проблем организуют тет-а-тет с Капочкой, чего он вовсе не ожидал, а Устинья и Юшка наблюдают за влюбленными чисто из любопытства, стараются не мешать.
  • Бронислав Нушич, «Госпожа министерша» — двойной отыгрыш тропа!
    • Когда муж главной героини Живки неожиданно занял пост министра, она решила, что бедному и неперспективному зятю Чеде больше не место в их семье. Чтобы убедить дочь развестись с Чедой, Живка подговорила служанку Анку соблазнить его и «попасться»… Не прокатило.
    • Сама Живка оказалась в двусмысленном положении: среди министерских жён модно иметь любовника, а ей хочется ощущать себя верной и порядочной женой. Чтобы и рыбку съесть, и ног не замочить, она договорилась с профессиональным жиголо, что тот будет посылать ей любовные письма и иными способами создавать видимость романа, но посягать на её тело не станет. Потом эти письма очень пригодились Чеде, который решил отомстить тёще её же оружием…

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» — стоило Онегину немного пообщаться с Ольгой, как Ленский уже вызывает его на дуэль.
    • Тут с прикрученным фитильком: никому, кроме ревнивого юноши[3]-романтика Ленского, не пришло в голову, что Онегин покушается на честь Ольги, а тем более — что она скомпрометирована.
  • В. Крестовский, «Петербургские трущобы» — княжна Анна Чечевинская, соблазненная князем Шадурским. До последнего скрывала беременность от строгой матери, вынуждена была уйти из дома и скатилась до дешевой проститутки.
  • Л. Н. Толстой, басня «Лгун»: тот самый мальчик, который постоянно кричал «Волки!» Известна ещё с античности от Эдипа и была пересказана Крыловым.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве» — Топтыгин Первый, над которым только ленивый не зубоскалил за то, что он чижика съел, решил покрыть своё бесчестье, совершив великие злодейства: перерезал стадо баранов, отнял у бабы лукошко с малиной, стал корни и нити отыскивать, да целый лес основ выворотил и, наконец, варварски разгромил типографию. Но когда Льву представили доклад о «подвигах» медведя, он написал: «Не верю, штоп сей офицер храбр был; ибо это тот самый Таптыгин, который маво Любимова Чижика сиел!»
  • Роберт Штильмарк, «Наследник из Калькутты» — Джакомо Грелли, присвоивший себе имя и титул Фредерика Райленда, требует от Эмили, вынужденной изображать «миссис Райленд», убедить настоящего Фредерика Райленда отказаться от своего имени. В случае согласия Грелли обещает дать Эмили «развод», свободу и спокойную жизнь со своим возлюбленным. Если же Фредерик продолжит борьбу, то в случае его победы сама Эмили будет навеки опозорена — «светское общество» не поверит, что её многолетний брак с безродным пиратом был подставным, а «их» ребёнка родила совершенно другая женщина. И тогда Райленду самому придётся выбирать между титулом и невестой. В итоге Фред сам решил начать новую жизнь с Эмили под другим именем, потому что ему стала противна фамилия Райленд, которую Джакомо Грелли испоганил своими делами.
  • «Хроники Сиалы» Алексея Пехова — аверсия. Приспешники Хозяина, особенно Посланник, кажутся махровыми злодеями в чёрных капюшонах, и от информации, которую они передают главному герою, автоматически ожидаешь подвоха или попытки манипулировать им. Но там всё честно. Да, отчасти в своих интересах, но они ему реально помогли.
  • «Отблески Этерны»: Айрис совершенно эпично скомпрометировала себя, проехав через полстраны с ротой солдат (без сопровождения родственников или других женщин), что по меркам сеттинга неслыханно, тем более для герцогини (при этом на самом деле ровным счётом ничего, кроме самого факта совместной поездки, не было). В итоге абсолютно чужой ей Алва, пожалев её, прикрывает этот поступок, наняв для Айрис дуэнью — отныне официальная версия гласит, что дуэнья сопровождала её всё это время.
    • Несколько книг спустя такой же номер откалывает Селина Арамона… и ничего, никому не жмёт. Когда апокалипсис, не до приличий.
  • Г. Л. Олди, «Принцесса без дракона». Округу терроризирует дракон; начинаются разговоры, что нужно отдать ему принцессу, и принцесса решает добровольно пожертвовать собой, однако через три дня возвращается из драконьей пещеры живая. Вместо благодарности народ начинает обсуждать, что там, интересно, дракон всё это время с ней делал. Её жених расторгает помолвку, родители пытаются срочно пристроить замуж за кого попало, лишь бы прикрыть позор. Тот факт, что невинность принцессы подтвердили врачи, никого не волнует. Абсурд ситуации состоит в том, что никакого дракона вообще не существовало, это была инсценировка, а сама принцесса заявила, что видела его, просто чтобы придать себе значимости. Ну промолчала, что дракона нет, чтобы отец не называл дурой, что 3 дня не могла выйти из пещеры, и ещё найденное кольцо на палец надела — сказала от дракона, могла бы понять, как вокруг отреагируют… И ещё при любых расспросах — в слезы. Ей же не 5, и не 10 лет, могла бы подумать головой немного…

На других языках[править]

  • Жорж Санд, «Консуэло» — героиню считают скомпроментированной после совместного путешествия с юношей. Причём её покровительница мнит себя доброй и великодушной и потому готова простить «оступившуюся» певицу, если та покается, но не может поверить, что у той действительно ничего ни с кем не было.
  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — эпичное использование сабжа. Оказывается, офицер изменил присяге, прокурор стал детоубийцей (пусть и не до конца), а банкир не выполнил финансовые обязательства! Уничтожение репутации оказалось более жестокой местью, чем физическое убийство.
  • Чарльз Диккенс иногда изображал скомпрометированных людей (например, старший брат Джеймса Каркера в романе «Торговый дом „Домби и сын“», Чиви Слайм в «Мартине Чезлвите»). Что касается представления о том, что женщина, оказавшаяся наедине с мужчиной, который не является ее мужем или близким родственником, «утрачивает честь», то Диккенс его не признавал. К примеру, некоторые его современники считали неприличным, что в «Лавке древностей» девочка-подросток некоторое время живет в одной комнате с молодым человеком (тяжело больным, лежащим без сознания). В начале «Мартина Чезлвита» вполне симпатичная[4] хозяйка гостиницы ужасается, обнаружив, что юная Мэри[5] — не внучка, не дочь, не жена и вообще не родственница Мартина Чезлвита-старшего (деда заглавного героя), с которым вместе путешествует. Хозяйку поддерживает лицемер Пексниф:
« — Ваши подозрения, миссис Льюпин, — важно сказал мистер Пексниф, — вполне естественны.

Что касается этого замечания, то да будет здесь отмечено в укор врагам достойного человека, что они всегда утверждали не краснея, будто мистер Пексниф находил все дурное вполне естественным...

»
  • «Унесённые ветром» — Ретт Батлер стрелялся на дуэли с братом девушки, которую скомпрометировал совместным катанием в коляске. По его словам, лошади понесли, он «не смог доставить её домой засветло», т. е. вернулись они не раньше позднего вечера. Однако он эту девушку и пальцем не тронул. Дуэль состоялась из-за нежелания Ретта жениться на ней. Прямого подтверждения его словам нет, но в целом Батлер таков, что в таких рассказах ему можно верить.
  • Эйдзи Ёсикава, «Десять меченосцев» — Оцу отстраняют от должности учительницы юных жриц, потому что не считают невинной, на том основании, что в путешествиях она общалась с мужчинами.
  • Джон Уиндэм, «Другое „я“» — постоянное присутствие Джин рядом с Радл стало поводом для кривотолков среди жителей городка. Рассказ из 1954 — хороший пример изменившейся морали.
  • «Песнь Льда и Пламени» — многие персонажи обладают репутацией лжецов, и поверить им можно только единственный раз, а зачастую и последний в жизни. Отдельно можно сказать о положительных персонажах с подпорченной репутаций, которым иногда не верят зазря. Так, Кейтилин и её родственники не верили Джейме, когда тот заявлял, что не подсылал убийцу к Брану.
  • «Ведьмаке» — подобных персонажей, неоднократно замеченных во вранье, не меньше, чем в ПЛиО. К примеру, эльфы из мира Ольх, которые по очереди говорят Цири зачастую противоречащие друг другу факты, недоговаривают, скрывают подробности и важные детали, пока Цири вообще не перестаёт им верить.

Кино[править]

  • «До первой крови». Пионер Саша Данилов считается стукачом, потому что единственный из отряда не сбежал ночью купаться и сдал всех остальных. Правда это или нет — неизвестно. Но во время игры в «Зарницу» его командир специально дает ему тайное задание, в полной уверенности, что он расколется и сдаст всех. Ошибочка вышла…
  • «Не бойся, я с тобой!» — Теймур опозорил Телли тем, что трижды видел её с непокрытым лицом.
  • «Формула любви» — Маша изрядно себя скомпрометировала, путешествуя с Калиостро. Однако девственность сохраняет, хотя и (неудачно) решает ею пожертвовать в критический момент.
  • «Андерсен. Жизнь без любви» — уже будучи богатым человеком и узнав в уличной проститутке свою родную сестру, он… нет, не спасает её, а делает вид, что у него нет никакой сестры. В наши дни про него заслуженно сказали бы: «Что за мудак?», но по меркам той морали это, увы, норма.


  • «Герой» — Безымянный втирается в доверие к императору, но император постепенно раскрывает обман и приходит к выводу, что вся пересказанная ему история — одна большая ложь. Правда он уже подпустил Безымянного на расстояние удара, но тот уже передумал его убивать.
  • «Зимний Солдат» — «SHIELD COMPROMISED»
  • «Детский час» — ученица из мести заявляет, что учительницы в её школе якобы состоят в связи друг с другом, после чего никто больше не хочет доверять им своих детей. Основано на реальных событиях (причём в реальности факт клеветы даже был доказан через суд, но это не помогло).
    • Кстати, в пьесе Лилиан Хеллман, по которой сняли фильм, одна из учительниц односторонне влюблена в подругу.
    • Насчет реальных событий: они произошли больше чем за сто лет до пьесы Хеллман, которая перенесла действие в современность, и в те времена две владелицы пансиона для девочек были признаны оклеветанными в основном потому, что ученица была дочерью индианки от британского офицера, да еще и раннее детство провела в Индии, т. е., по мнению суда, никак не могла сохранить чистое воображение. Та старинная реальная история вообще отличалась от пьесы (и, тем более, фильма) по многим пунктам: в реальности девочка и одна из владелиц пансиона в то время спали в одной постели, а в пьесе и фильме, естественно, ничего подобного не было: даже в 1930-е такое уже показалось бы странным.
  • «Самая лучшая в школе» — героиня Лолиты Торрес вешается на школьного врача так, что со стороны кажется, будто он её целует.
  • «Блондинка в законе» — Брук Уиндем обвиняется в убийстве мужа. У неё железное алиби — делала липосакцию, — но рассказать о нём она не может. Брук — успешный тренер и автор книг по фитнесу, и втирает своим поклонницам, как легко иметь такую же стройную фигуру. И она готова скорее сесть по ложному обвинению, чем потерять репутацию.
  • «Охота» (2012) — главного героя ошибочно обвиняют в педофилии и хотя ему удаётся восстановить справедливость, в конце становится очевидно, что люди остались при своём мнении.

Телесериалы[править]

  • «Долгая дорога в дюнах» — началась эта дорога с того, что Марта согласилась прокатиться с Рихардом, а автомобиль так некстати сломался. Правда, скомпрометирована Марта была исключительно в глазах Артура (тот же Рихард вообще принял ребенка Марты как раз от Артура, а окружающим до всей этой истории и дела не было), но и этого хватило.
  • «Великолепный век» — спасение наложницы шехзаде (титул сыновей султанов Османской империи) агой, которого, чтобы не казнить, пришлось спешно кастрировать задним числом, чтобы объявить, что он на момент её спасения уже был евнухом.
  • «Троецарствие» (2010) — зигзаг: по правилам приличия служанки не должны были оставлять аристократку Дяо Чань наедине с полководцем Люй Бувэйем, но поскольку её приёмный отец задумал интригу, то все служанки удалились, отставив их наедине.
  • «Моя Родина — это ты» — родные не могут найти Йылдыз подходящего ей по возрасту мужа, потому что её неоднократно видели в компании греческого офицера.

Комиксы[править]

  • «Лига выдающихся джентльменов» — у Мины была какая-то неприличная история с иностранным графом: то ли он её соблазнил, то ли изнасиловал, в любом случае её репутация погублена (викторианская мораль!). Поэтому, кстати, она Мина Мюррей, а не Харкер (как в экранизации) — она в разводе, из-за чего репутация пострадала еще сильнее.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Isekai Quartet:
    • Overlord (аниме) — весь план Айнза и Демиурга по привлечению воркеров в Назарик, чтобы выставить их проникновение как провокацию Империи и заставить Зиркнифа помогать Назарику с завоеванием Ре-Эстиза.
    • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — Субару буквально барахтается в тропе первые несколько арок. Самый феерический пример — его несдержанная речь на совете мудрецов и последующая позорная дуэль с Юлиусом, подмочившая репутацию Эмилии и его самого перед остальными претендентами.
    • KonoSuba — Крис на свою беду научила Казуму воровским чарам, за что и поплатилась. Но, чтобы тот не зарывался, преподнесла гильдии его победу над собой в таком ключе, что за ним после надёжно закрепилась репутация бестыжего извращенца.
    • Youjo Senki — о Тане среди имперской армии распускают много жутких слухов. Один из таких берёт начало из военной академии боевых магов, где та избила прикладом от винтовки одного не в меру страптивого курсанта.
    • Восхождение героя щита — сам троп как завязка основного сюжета: хоть и несправедливо, но Наофуми обвиняют в попытке изнасилования Малти. Как ни пытался он оправдаться, а репутация подонка среди героев закрепилась на нём очень надолго.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — Империя скомпрометировала себя аж дважды. Первый раз — когда использовали Врата для вторжения в Японию, что уже как-то не вяжется с речами их послов об мирной политике императорского двора. А второй — когда среди имперских рабов японцами были обнаружены их пленные сограждане.
  • Tower of God — присутствует серия устройств под названием Эмили, которые могут отвечать на вопросы пользователя, давая часто верные наводки. Но на самом деле, этой сетью можно манипулировать в своих интересах, чем и занимаются некоторые антагонисты. Главные герои, один раз попавшись, с тех пор продолжают пользоваться устройствами, но теперь просчитывают возможные варианты подстав.
  • «Основатель Тёмного пути» — информация касательно запретных мелодий ощутимо скомпрометировала Цзинь Гуанъяо в глазах Лань Сичэня. Хотя в целом он всё ещё верит своему названному брату, становится очевидным, что он уже просто не может игнорировать зародившееся сомнение.
    • Собственно Цзинь Гуанъяо эпичнейшим образом скомпрометировал сам себя Второй Осадой Луаньцзан.
    • Вэй Усянь тоже отличился на данном поприще во время первого инцидента на тропе Цюнци.
  • Seirei Gensouki — Рио и так подвергался несправедливому буллингу среди одноклассников, но второй инцидент с принцессой Флорой дал им отличный шанс повесить на него обвинение в попытке её убийства, из-за чего тот был объявлен в розыск и бежал из страны.
  • Guanyu Bei Banshang Lücha Weixie Neijian Shi — Тонг Тонг сфотографировала отличницу Лин Люкси с каким-то мужиком у входа в отель и теперь шантажирует ее возможной оглаской того, что она ходит на «оплачиваемые свидания», веля делать все, что она захочет. Цимес в том, что вообще-то ничего компрометирующего в снимке нет, ибо мужик ее отец…но Лин Люкси тайная лесбиянка и потому с облегчением понимает, что шантажируют ее не этим, так что принимает «игру», чтобы испытать наконец юри в реальности, а в случае чего просто отказаться от неприемлемого предложения и обломать.

Визуальные романы[править]

  • X-Change — как минимум две плохие концовки оканчиваются тем, что герою в женском теле просто отказываются давать лекарство для обратной смены пола и он становится изгоем. Причем если в одном случае случайных зрителей еще можно понять (изнасилование учителем Такуе понравилось), то во втором даже то, что Такуя сам позвал на помощь, когда его пытался изнасиловать парень сестры, не спасает его от дурной репутации.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — легион (позже орден) Белых Шрамов официально проходит в имперских архивах как имеющий уровень лояльности Империуму Fidelitas Scindo («Верность Разделённая») — всё из-за того, что во время Ереси Хоруса часть Белых Шрамов (в основном терран) хотели поддержать Воителя, а не Императора. Но папка Джагатай Хан им подробно разъяснил, кто здесь главный. Тем не менее, осадочек остался, и с тех пор за лихими батырами внимательно наблюдает Инквизиция.
    • Тёмные Ангелы, чтобы не попасть на место Белых Шрамов, всеми силами скрывают информацию о том, что часть их легиона во время Ереси переметнулась… нет, не на сторону Хоруса, а прямо на сторону Хаоса[6]! Причём, по иронии судьбы, в своём стремлении всё сохранить в тайне «жидоангелы» уже насобирали косяков не на Fidelitas Scindo, а на гораздо более позорное Traitoris Perditia («Потерянные/Проклятые Предатели»).
    • Забавная ситуация с Космическими Волками. Никто не отрицает того, что они верные и преданные защитники Империума, готовые костьми лечь ради блага человечества. Но своевольные и независимые Влка Фенрика настолько выбешивают Администратум, Экклезиархию, Адептус Механикус и Инквизицию своим поведением, что специально для них был придуман особый уровень лояльности (без шуток — у остальных орденов Первого основания (кроме уже упомянутых Белых Шрамов) или Fidelitas Constantus («Постоянная Верность» (Железные Руки, Кровавые Ангелы, Ультрамарины, Гвардия Ворона, Тёмные Ангелы)), или Fidelitas Totalis («Абсолютная Верность» (Имперские Кулаки и Саламандры)) — Fidelitas Sine Recursu («Верность без сомнений»). По факту это значит то же самое, что и Fidelitas Totalis, но с небольшим нюансом, который чересчур явно просвечивает между строк: «абсолютно верные сыны Империума, несмотря на то, что они являются блохастыми несдержанными шавками, кладущими свои репродуктивные органы на все наши чиновничьи проверки, священные схемы Омниссии, ритуалы Церкви Бога-Императора и распоряжения Инквизиции». Сами КосмоВолки, которые отлично всё понимают (ибо великолепно скрывают за варварской внешностью и обычаями очень острый ум) относятся к подобному проявлению тихой ненависти властных структур Империума по-философски и с изрядной долей насмешки.

Реальная жизнь[править]

  • Активно использовалось разведками всего мира. Суть в том, что скомпрометированному осведомителю в следующий раз, скорее всего, не поверят — значит, если он выдаст настоящую информацию, то противник посчитает её ложной и будет действовать иначе.
    • Кроме того, компромат очень любят использовать для вербовки.
  • Шифр считается скомпрометированным при утере ключа или точно установленном факте его взлома.
  • Инверсия — операционнная система Windows имеет скверную репутацию среди продвинутых пользователей и буквально презираема многими программистами на протяжении десятилетий, так что каждый новый выпуск заранее вызывает насмешки. Массовые пользователи не понимают, о чем речь и в чем проблема.
  • По правилам работы со средствами электронной подписи отзыв сертификата открытого ключа требуется проводить при любом подозрении на несанкционированный доступ к закрытому ключу, будь то пропажа носителя или даже вскрытие печати (пломбы) на пенале с носителем.
  • Сюда же — утеря обычных ключей от квартиры (вне дома, естественно): даже если они потом найдутся, замки всё равно лучше поменять — мало ли у кого они побывали в руках. К некоторым замкам прилагается специальный временный ключ, который можно выдавать делающим ремонт мастерам: после окончания ремонта с помощью особой манипуляции (например, вставить в замок специальную похожую на ключ пластинку и повернуть несколько раз) этот ключ делается нерабочим.
  • И утеря банковской карточки сюда же: сразу блокировать и перевыпускать.
  • У некоторых политиков или телеведущих это не баг, а фича. Они совершенно не контролируют и не проверяют информацию, отбираемую для своих выступлений, а иногда просто сочиняют её на ходу.
  • В истории работа с источниками — основа получения достоверных знаний. Студентов-историков специально обучают источниковедению. Многие же источники, особенно пропагандистского толка, требуют тщательной перекрёстной проверки, чтобы не получилась клюква. К примеру, «Записки о Московии» Генриха фон Штадена: автор описал московитов нехристями, живущими по кровавым обычаям. А причина такой риторики проста: Штаден был мошенником, который покинул Московию, опасаясь наказания, а к сочинению приложил проект военной оккупации Московии от Колы и Онеги, послуживший в 1578—79 гг. предметом оживлённой дипломатической переписки пфальцграфа. Штаден активно пытался заинтересовать европейских монархов своим проектом, который помог бы ему неплохо нажиться на роли проводника и специалиста по Московии.
    • Так же выборочно рассматривается информация из эпических сказаний, где реальность сплетена с вымыслом.
  • После войны женщин-фронтовичек порой считали едва ли не проститутками, особенно в глухих деревнях. Знакомый знакомых автора правки женился на такой, чем вызвал скандал.
  • Аверсия: знаменитая фраза «Жена Цезаря должна быть превыше любых подозрений» происходит от ситуации, когда эта самая жена могла быть скомпрометирована тем, что осталась наедине с квестором Клавдием. Впрочем, сама ситуация была явной провокацией в адрес Цезаря: сестра Клавдия Пульхра провела его (самого Клавдия), переодетого женщиной, на женский праздник Доброй Богини, куда мужчинам вход был воспрещён. Праздник как раз проходил в доме Цезаря, интриговавшие против него представители рода Клавдиев не могли упустить такой шанс.
    • В результате Цезарь развелся с женой, чтобы спасти свою репутацию. В крылатой фразе «Жена Цезаря должна быть выше подозрений» акцент на Цезаря. А не на жену, как думают современные горе-цитаторы.
  • Девальвация наград — либо из-за массовых награждений «за успехи в боевой и политической подготовке» и «за выслугу лет», либо при награждении по политическим мотивам явно не того человека: «Отберите орден у Насера, не подходит к ордену Насер» (Владимир Высоцкий, «Отберите орден у Насера»).
    • И сюда же — падение престижа учёных степеней после массовых защит купленных и/или сплагиаченных диссертаций.
  • Падение качества продукции популярного бренда оставляет негативный «осадок» у потребителей, который приходится «смывать» долгими годами.
    • Или как вариант, пара неудачных экземпляров продукта на несколько миллионов высококачественных. Про неудачные обычно помнят долго. А если производитель не хочет менять или устранять дефекты, то сильно рискует репутацией. По крайней мере, информация пройдет не в СМИ, а по «сарафанному радио».
  • Есть мнение, что после того как Билл Клинтон солгал под присягой об отношениях с Моникой Левински, и ему за это ничего не было, в определенных кругах граждан США их судебная система утратила доверие.

Примечания[править]

  1. Вообще-то речь в данном случае идёт не о том, что кто-то кого-то обязательно завалит или соблазнит. Речь о том, что нет незаинтересованных свидетелей, которые могли бы гарантировать, что ничего не было. А если нет гарантий, что ничего не было, нет и гарантий, что поместья/титулы/земли/бизнес унаследует родной сын будущего мужа. Презумпция невиновности — она только в уголовном суде работает, для отказа в заключении брака доказательства никому не нужны (как и для отказа в заключении контракта при подозрении на партнёра по бизнесу в недобросовестности, так что нечего тут распространяться). А значит, выдать конкретную девушку из высшего общества за сопоставимого по статусу человека уже не получится, а это потеря потенциального политического или денежного капитала.
  2. Можно подумать, что нет повитух, которые могли бы проверить наличие девственности. Они-то скорее незаинтересованные лица, нежели знакомые?.. Дать повитухе дополнительную плату за услуги — будет заинтересованной и подтвердит хоть наличие, хоть отсутствие. Это и для слуг так-то работает…
  3. «без малого в осьмнадцать лет», т. е. ему скоро должно было исполниться 18.
  4. Действительно хорошая женщина, просто с обычными викторианскими представлениями о приличиях.
  5. Эта героиня слишком идеальна, чтобы быть убедительной, зато понятно, что, с точки зрения автора, она просто не может сделать ничего плохого.
  6. А это ещё хуже — БШ простили только потому, что их отступники, присягнувшие Хорусу, знать не знали о его шашнях с демонами и тёмными богами. Когда узнали — мгновенно раскаялись и с особым пылом стали бороться в качестве «штрафбата» — именно такое наказание им назначил за неповиновение родной примарх.