Секс — это плохо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Если секс — не зло, то почему пенис выглядит так, будто его нарисовал Гигер? »
— Oglaf
« Секс — это плохо! Гитлер родился от секса!!1 »
— Анонимное

Многие стражи морали считают секс более опасным для эксплицитного изображения, чем насилие. В Кодексе Хейса было запрещено даже демонстрировать в кадре двуспальную кровать (!), в то время как убийства (умеренной степени кровавости) и тем более драки можно было, на здоровье. Само по себе, впрочем, это ни о чём не говорит — испражнения показывать тем более не принято. Опять же, большинство людей не считают насилие и убийство чем-то хорошим, поэтому демонстрация таковых не служит им рекламой, не воспринимается как призыв заняться соответствующим делом — скорее, наоборот, призваны вызвать страх, отвращение и прочие негативные эмоции. С сексом же дело обстоит противоположным образом.

Возможный обоснуй: древние охотники подметили, что животные быстрее замечают охотника, потому что во время секса более интенсивно вырабатываются феромоны, и человек, накануне занимавшийся любовью, оставляет отчётливый (для животного) запаховый след. Тогда же обнаружили и «противоядие»: мытьё, которое приобрело характер ритуального омовения. Наконец, во время соития партнёры просто становятся очень и очень уязвимы, потому что просто не замечают происходящего вокруг. С тех пор охота давно перестала быть способом выживания, да и жизнь стала безопаснее, а вот настороженное отношение к сексу осталось.

Ещё один вариант происхождения связан с протестантской моралью, на которую в вопросах половой жизни оказала огромное влияние общеевропейская эпидемия сифилиса в XVI-XVII веках. Эпидемия прошла, предвзятое отношение к половой жизни осталось и ещё укрепилось тезисами отдельных фанатиков, считающих, что у человека в жизни должны быть только две активности — труд и чтение Библии. Поэтому во многих произведениях до «сексуальной революции» (особенно основанных на протестантской морали) половые отношения были маркером того, что герой «пошёл по кривой дорожке». Особенно если речь шла о героине: морально безупречная женщина могла быть только девственницей (ну, в крайнем случае верной женой, но секс — только ради продолжения рода!).

Добавив секс, любое произведение можно сделать темнее и острее. Например, если злодей только пытает героя, то далеко не всегда такой сюжетный ход приводит к переходу последней черты: злодей ещё может искупить свои грехи и даже подружиться с героем! Но если злодей изнасилует героя — педаль в пол, если именно героя, а не героиню, — он превратится в полное чудовище.

Сейчас троп в чистом виде встречается нечасто, чаще реализуясь как субтроп «добрый секс, злой секс». Впрочем, если раньше ограничения на секс накладывала общественная мораль и цензура, то теперь всё зависит от авторской позиции. Хотя позиция автора может не совпадать с позицией персонажа — в этом случае точку зрения «секс — это плохо» будет отстаивать отрицательный персонаж, какой-нибудь религиозный фанатик.

Родственные тропы — Секс не нужен, Потаскушка на заклание и Культ любви (инверсия).

Примеры[править]

Религия[править]

  • В чистом виде это положение принято, что может показаться неожиданным, не в основных христианских конфессиях, а в древних сектах. В традиционном христианстве отношение к половому сожительству можно выразить словами апостола Павла: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:1-2). Но сирийский гностицизм породил разнообразные учения, гнушавшиеся браком (энкратизм, манихейство). Так как видимый мир считался гностиками творением дьявола или злого Демиурга, они считали, что материя — зло, мир надо уничтожить, а плотское сожительство изобретено дьяволом для того, чтобы поработить душу материи. Самое зачатие детей они считали заточением души в темницу. Другие, однако, считали, что всё чувственное для истинного гностика безразлично, а потому предавались разврату.
    • С историей раннего христианства вообще плоховато, слишком мало независимых источников. Ещё с начала ХХ века почти что мейнстримной в разных вариациях является версия, что самые первые христиане были апокалиптическим культом, верящим, что Иисус вернется и устроит Страшный Суд вотпрямщас. Отсюда и отношение к сексу и браку как бесполезной трате времени, отражённое, в частности, и в посланиях Павла: к чему всё это, если мир скоро погибнет, и надо успеть спасти как можно больше людей? А когда уже стало ясно, что второе пришествие откладывается на неопределённый срок, то пришлось позицию слегка пересмотреть.
  • В Средние века категорически осуждали секс катары, считая его безусловно греховным, как и деторождение (к слову, тоже придерживались ереси, что мир сотворил дьявол, и надо бы его творение уничтожить). Однако и в самой католической церкви раздавались голоса тех, кто считал секс сам по себе недостойным занятием, а брак — лишь снисхождение к тем, кто не может совладать со страстью и сам по себе впал бы в блуд. Нетрадиционные формы секса могли вызвать подозрение в содомии, и кары были бы страшными.
  • В любом случае, среди авторитетных церковных писателей древности ригористичных взглядов (о том, что брак лишь терпим) держались далеко не все. Например, строгий Тертуллиан (уклонившийся позже в апокалиптический культ, монтанизм) и кающийся грешник блаженный Иероним, но другие (блаженный Августин, который в то же время был и борцом с манихейством и прочими ненавистниками материального) делали акцент на том, что брак — Божье установление, соитие в браке — не грех, злом является невоздержность, но и она покрывается добром брака. В Восточной церкви известно изречение святого Кирилла Иерусалимского: «Девство — золото, брак — серебро».
  • В нетантрическом буддизме отношение к сексу, как к сильнейшему виду чувственных удовольствий, крайне негативное.
«

Тот человек, кто избегает чувственных услад, Как [избегает] голова змеи чьей-то ступни, Осознанный, он [сможет] одолеть Привязанность [к этому] миру.

»
— Кама сутта

К примеру, ученик Будды Ананда прочитал пытавшейся соблазнить его монахине проповедь о том, что четвёртая причина формирования тела — половая связь — разрушает мост к нирване. Кроме того, последним искушением Будды было искушение красотой дочерей Мары. Кстати, имя Мары используется буддистами для обозначения пениса. И некоторые буддистские монахи — какой сюрприз! — практикуют пенектомию.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Старше, чем радио: Николай Карамзин, «Бедная Лиза» — любовь бедного дворянина Эраста и крестьянки Лизы с самого начала была обречённой, но проблемы начались, как только они переспали. Пока Эраст «не трогал» Лизу, она представлялась ему неким чистым идеалом, а после потери невинности перестала чем-либо отличаться от его прежних пассий, которых он бросал со спокойной душой.
  • Л. Н. Толстой, «Крейцерова соната» и «Дьявол».
  • Произведения о нелёгкой жизни проституток, в частности, «Яма» Куприна, соответствующие образы у Достоевского, а также всё, что написано на эту тему в перестройку. С прикрученным фитильком: сам автор не разделяет этой точки зрения, но проституция, по его мысли, и существует потому, что в обществе «секс — это плохо» и для «плохого» секса нужны «плохие» женщины.
  • «Хроники странного королевства» — этой точки зрения придерживался кавалер Танта. Свою дочь Акриллу, не уберёгшую девственность, он запугал до такой степени, что она попыталась покончить с собой, за что он едва не получил по морде от Кантора. «Я этому дворянину недоделанному растолкую, что честь — это не деталь женской анатомии!» ©
    • Там кавалеру не по морде грозило, а прямо на то свет в общем-то… Кантор вообще не страдает излишним пацифизмом, а тут у него последние тормоза были в секунде от срыва.
  • Произведения Юрия Нестеренко, который действительно считает, что всякий секс — это плохо. Поэтому у него в книгах главные герои подчёркнуто асексуальны и антисексуальны, а секс (и даже желание заняться таковым) если и упоминается, то имеет крайне скверные последствия. Собственно, судьбу героев Нестеренко можно с высокой точностью предсказывать по их отношению к сексу. Чем лучше — тем, соответственно, хуже закончится их история.
    • Пример — «Чёрная топь»: из двух героев один асексуал, второй — просексуал. В итоге просексуал срывает побег героев из Игнатьева и сам при этом гибнет (из-за попытки забрать с собой местную девушку — которая потом оказывается ещё и нежитью). Асексуалу в конце концов удаётся выбраться.
    • В «Дон Жуане» он сам приводит значительно более приятный и медицински здоровый способ — обеспечить такое изобилие хорошего секса, что он в уме станет занимать даже меньше места, чем перекусы. Продолжая его любимую аналогию с сексом-наркотиком — всю жизнь спокойно жить с заместительной терапией.
    • «Комбинат» — хуже всех кончил именно асексуальный главный герой Николай Селиванов. Правда, изменяющий муж Михаил со своей любовницей Мариной тоже погибли, но, судя по всему, не настолько мучительно.
  • Александр Бачило, «Впереди — вечность». Главного героя нетривиальный сюжет толкнул именно к такому выводу.
  • Илья Масодов, «Тепло твоих рук». Изнасилованная и убитая двенадцатилетняя Юля Зайцева называет секс (по крайней мере, с мужчиной) не иначе как «делать гадость».
    • Его же (или, по мнению почитателей, не его,[1] а среднего сорта подделка, вполне себе эксплуатирующая тему педофилии) «Учитель Пирожников» — пароход «Адмирал Нахимов» тонет, дабы не допустить изнасилования учителем спящей ученицы.
  • Леонид Каганов, «Флешмоб-террор»: «Мы [с моей подружкой] занимались несколько раз киберсцексом. А настоящим сцексом [в нашем времени] не занимается никто. Или почти никто. Чтобы заниматься сцексом, надо бесконечно доверять партнеру. Надо быть уверенным, что наутро никто не побежит подавать в сцуд за моральный ущерб. А моральный ущерб в этом случае будет круче, чем даже иск инфоканалов. Что? Откуда дети? Искусственное оплодотворение.»
  • Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.» — возраст согласия в Биг Бизе поднят до 42 лет (скажите спасибо, что не до 46!), так что спариваться с живой особой противоположного пола — очень так себе идея. Впрочем, если прямо-таки очень хочется, можно удочерить/усыновить какую-нибудь приятную на вид особу из Уркаины.
  • Лавров Егор, «Синтез» — в племени, в котором живёт главный герой, никто не знает о сексе и многочисленные табу строго разделяют мужчин и женщин. Размножение — только под руководством шамана, который гипнотизирует пару так, что после они ничего не помнят о произошедшем. Хотя, судя по некоторым намёкам, шаман таким образом борется не столько с сексом, сколько с избыточным размножением.
  • Михаил Арцыбашев, «Роман маленькой женщины» — именно так воспринимает плотскую любовь главная героиня
« Любовь казалась радостной и красивой, как праздник, но как только из тумана выдвигалось определенное мужское лицо и начинало улыбаться ей с выражением откровенной и бесстыдной мысли, праздничные огни погасали и как чад, клубами подымалась одна пошлость, животный акт, грубый и безобразный, как грязное белье.

Елена Николаевна давно знала, что именно составляет главное в любви мужчины и женщины, и когда на мгновение, стыдливо, уголком мысли, представляла себе свое голое тело и возбужденное лицо мужчины, ей делалось так мучительно, противно и стыдно, что хотелось спрятаться, убежать, закрыться с головой и никого не видеть, не слышать.

»
— Роман маленькой женщины

На других языках[править]

  • Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — Клод Фролло изначально придерживался этой точки зрения, но не смог побороть своё влечение к Эсмеральде и в итоге превратился в лицемера и убийцу. Да и вообще секс, точнее, любовь, ни одному из персонажей романа ничего хорошего не приносит.
  • Генрик Сенкевич, «Камо грядеши». Крисп обрушивается на Лигию с обвинениями, что она запятнала свою чистую душу земным чувством. Но апостол Петр всё ставит на места: Иисус Христос сам благословил брак между мужчиной и женщиной и простил блудницу.
  • «1984» — любой секс не во имя зачатия детей считается злом и карается партией.
  • Гаррисон и Мински, «Выбор по Тьюрингу» — главный герой в итоге отвергает любовь и секс в пользу науки.
  • Стивен Кинг, «Кэрри» (и экранизации). Мамаша протагонистки, поехавшая религиозная фанатичка, последовательно шпыняет и мучает свою дочь за малейшее проявление пробуждающейся женственности. Кэрри мимоходом улыбнулась мальчику? Или упомянула его? Или просто оделась чуть изящнее, чем обычно? Во всех случаях вердикт один и тот же — «распутная б…дина, искушаемая Дьяволом, сгнившая в пороке!»
    • Его же «Мёртвая зона» — матушка Фрэнка Додда, явно духовная сестра матушки Кэрри, сделала из своего сына маньяка, наказывая его за мастурбацию прищепкой на пенис и пугая его шлюхами, которые заразят его венерическими болезнями.
  • Филип Дик, «Глаз в небе» — в одном из внутренних миров второстепенной героини все были превращены в плюшевые существа без половых органов, так как она считала, что секс и даже любые намёки на него — это плохо.
  • Джон Мур, «Срази и спаси!» У главного героя, принца Шарма, серьёзная проблема: ему девятнадцать и он переполнен тестостероном. Однако секса ему никак не обламывается: развлекаться со спасаемыми девушками, знатнейшими дочерьми Двенадцати Королевств, недопустимо, а просто отправиться в ближайший бордель отец-король не позволяет: это недостойно светлого образа принца.
    • И в итоге из-за такого строжайшего воздержания всё и идёт наперекосяк…
  • Внезапно, эротический роман Ли Ли Вэня «Полуночник Вэйян, или Молитвенный коврик из плоти». Хотя мораль «секс — это плохо» явно введена автором для того, чтобы протащить произведение через конфуцианскую цензуру (не помогло), она все же присутствует.

Кино[править]

  • В подавляющем большинстве слэшеров герои, занимающиеся сексом, погибают от рук маньяка/чудовища/неведомой хрени, а в живых, скорее всего, останется девственница.
    • Субверсия зигзагами в «Beyond the Door 3 / Amok Train» (1989). Американская школьница Беверли — девственница и изгой в компании своих разнузданных одноклассников. Один за одним они все, , кроме Беверли, гибнут от нечистой в дикой сельской местности Югославии. Однако, в одной из последних сцен Беверли теряет девственности и именно этот факт спасаёт её от нечистой силы!
  • Scream, ставший уже культовым в жанре молодёжного ужастика, использует вышеописанный приём сознательно и с подсветкой: маньяк специально занимается сексом с намеченной жертвой, чтобы убить по законам жанра. Да ещё и объясняет ей это перед тем, как убить. И тут же аверсия тропа: девушка не только выживает, но и убивает его.
  • «Хижина в лесу» — ещё одно сознательное использование тропа с подсветкой: девушка, которая обречена однозначно, маркируется как «Шлюха». Девушка, которой могут позволить выжить — как «Девственница».
  • «Портрет Дориана Грея». В отличие от книги, в экранизации Дориан, по наущению лорда Генри, решил порвать с Сибиллой после того, как она ему отдалась: оказалась недостаточно порядочна для идеала.
  • «Антихрист» Ларса фон Триера. Семейная пара так увлеклась плотскими утехами, что прохлопала ребёнка, который выпал из окна и разбился.
  • «Сёстры Магдалины»: одна из главных героинь даже не занималась сексом, а просто была красивая и нравилась парням — этого уже хватило.
    • Ещё один фильм на ту же тему — «Филомена» с Джуди Денч, где пожилая женщина, некогда отправленная в такой приют родителями (!) из-за внебрачной беременности, спустя много лет пытается найти своего сына, которого монахини отдали на усыновление в американскую семью.
  • «Плезантвилль» — вон там в шапке упомянут запрет показывать двуспальную кровать… Настоятельно просим посмотрельцев не забывать об этом при просмотре данного шедевра.
  • «Театр» — сын главной героини впервые в жизни позанимался сексом. Ему было «немного смешно и немного противно».

Телесериалы[править]

  • Buffy the Vampire Slayer — в четвёртом сезоне одна из серий происходит в доме, где раньше был детский приют, держательница которого считала, что секс — это плохо. Мальчиков пубертатного возраста она регулярно макала в ледяную ванну, девочек обривала наголо. Неудивительно, что озлобленные призраки детишек пошли отрываться на тех, кто занимается в доме сексом…
  • Game of Thrones (TV) — Его Воробейшество явно приверженец этой идеи. Особенно он не жалует однополый вариант.
    • Но, с другой стороны, в одной из серий 6-го сезона он уговаривает королеву Маргери заняться любовью с мужем (вернее, фактически приказывает ей это), аргументируя это тем, что брачные отношения святы, а долг королевы — зачать наследника. Так что вариант с прикрученным фитильком. Он объясняет Маргери, что, как женщина, она имеет возможность заниматься любовью «бесстрастно», то есть не получая удовольствия. Он был вынужден объяснять это лишь потому, что притворяющаяся ханжой Маргери немного заигралась: заявила, что «больше не испытывает к мужу страсти, ибо устремилась духом к высотам». Вот тут-то первосвященник её и отбрил: «страсть не обязательна, достаточно и терпения».

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк» — великолепно отражено в серии Good Times With Weapons. Главные герои понадыбали ворох опасного оружия и травмировали друг друга. Когда же это раскрылось, то взрослые были возмущены тем фактом, что один из героев абсолютно голый. И всё — на травмы детей им было плевать, как и на наличие у них опасного оружия. Мораль: для взрослых людей в современном мире насилие и жестокость гораздо привычнее и приятнее, чем не только секс, но и сама сексуальность.
  • Свежий случай с мультсериалом для взрослых «Харли Квин», из которого по настоянию DC вырезали сцену орального секса Бэтмена с Женщиной-кошкой. Потому что «супергерои таким не занимаются!». Учитывая, что секс Бетмена с кем-либо вполне себе показывают (вернее, намекают), то очевидно, речь шла конкретно о недопустимости того, чтобы Бетс кому-то отлизывал.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк, во все поля.
    • Даже единственный в манге относительно «ванильный» секс между Каской и Гаттсом обернулся нервным срывом, в ходе которого Гаттс Каску чуть не придушил. Некоторые читатели пеняли на сам факт соития героев «не в браке» (хотя, если подумать, то какие свадьбы могут быть у юных наёмников, окружённых насилием и смертью и не имевших перед глазами положительных примеров семей; в их ситуации даже устная договорённость «быть вместе» может быть достаточным основанием для того, чтобы считаться «мужем и женой»[2]).
      • Средневековые традиции бракосочетания, конечно, сильно привязаны к местности, да и Тёмные века в «Безеркере» уже позднее некуда, но всё-таки встречались в средневековых трактатах свидетельства, что под сенью леса (обязательно — вероятно, это дань языческой традиции, когда у народов были священные рощи, заменявшие храм) мужчина и женщина, по-настоящему согласные соединить свои судьбы, могут обменяться об этом всего парой фраз, и перед лицом Господа будет заключён вполне легитимный брак. Каска и Гатс как раз оказались в лесу. Вполне возможно, что Миура вдохновлялся одним из таких сюжетов, так что считать данную связь греховной из-за того, что в церкви не повенчались, вряд ли можно. Скорее [субверсия]: Гатса насиловали с позволения отчима, Каску едва не лишил невиновности богатый дворянин, оба травмированы в отношении интимного.
    • Весь остальной секс в манге либо имел очень печальные последствия, либо являлся прямым насилием.
  • «Смертельная съёмка»: в одной из арок антагонист строит свой сюжет наподобие стандартного ужастика, слегка маскирующегося под детектив. Соответственно, ни один сексуальный акт ничем, кроме появления убийцы и, с вариациями, трупа, не заканчивается.
  • Kill la kill: единственный персонаж, активно проявлявший в кадре интерес к сексу — полное чудовище Кирюин Рагё (не говоря уж о том, что это инцест с сомнительной степенью добровольности). А главная героиня во время своего кратковременного перехода на тёмную сторону успела отметиться поцелуем с Харимэ Нуи — тоже единственным на весь сериал. При этом да, в сериале присутствует положительная группировка нудистов, не говоря у об общем уровне фансервиса. А вот потому что потому.
  • Chobits: у главной героини-гиноида Чии кнопка полного перезапуска расположена аккурат между ног, так что секс буквально сотрёт её личность. Сделано это, по словам её создателей, чтобы нашёлся человек, который полюбит её именно такой, какая она есть, несмотря на невозможность интимных отношений. С одной стороны, в обществе, где безотказных андроидов вовсю можно наблюдать как минимум в пип-шоу, опасения родителей вроде как справедливы, но, с другой стороны, повод ли это отказывать Чии в возможности заниматься сексом с любимым человеком? В аниме сделали вариант Если это ты, то всё нормально: интим с Тем Самым Единственным не сотрёт Чии память.
    • А если подумать. В течение n-цати минут часто-часто будет нажиматься оная кнопка, тут одно из двух; либо кнопка сломается; либо процессор погорит.
    • С другой стороны, а способна ли Чии вообще испытывать сексуальное удовольствие? Эмоции — эмоциями, но тут-то чистая физиология.
      • В манге Уэда, дико краснея, рассказывал Хидэки, что некоторые люди занимаются сексом с персокомами, так что алгоритмы симуляции сексуального наслаждения у них могут быть. Другое дело, что если Чии изначально это не светит, такого рода программы в неё вряд ли загрузили. Хочет ли она вообще — отдельный вопрос; в сцене, где её спасали от Кодзимы, она пыталась поцеловать Хидэки и очень недвусмысленно запустила его ладонь себе между ног со словами, что только Тот Самый Единственный может владеть ею. Как минимум какое-то представление, возможно, у неё всё-таки есть, равно как и потенциал для ангста из-за того, что этого Хидэки она дать не может[3].
  • Midori no Hibi — единственное упоминание секса в сериале — желание хулиганов, с которыми дрался Сэйдзи, «развлечься» с Аясэ. А потом выяснилось, что судя по тому что взятого в плен Коту они до трусов раздели, они ещё и мужеложества не чураются. Сам протагонист, будучи антигероем, читает порнуху, но в реальной жизни стопроцентно игнорирует сексуальность всех девушек, с которыми взаимодействует

Визуальные романы[править]

  • Cinders — обыграно самым буквальным образом: только Золушка с перевешивающим количеством «злых» решений за плечами может заняться сексом в духе «поцелуй и затемнение» с Тобиасом или капитаном Перро. Если их недостаёт, будет ждать до свадьбы.
  • "Работает SMD[4]" - серия комиксов от студии комиксов ceSar art. ГГ посвятил свою жизнь борьбе с сексом.

Видеоигры[править]

  • Clive Barker's Jericho: глава про Древний Рим. Одной из причин проклятия тогдашних обитателей Эль’Хали стала сексуальная развращённость. Довольно-таки пикантный пример, учитывая, кем является IRL Баркер и каких взглядов придерживается.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — секс это очень, очень плохо. От него (и кучи других запретных удовольствий) на свет появилось божество развращённости и излишеств Слаанеш. Ещё можно вспомнить культы генокрадов и их способ размножения, напрочь отбивающий желание искать интрижки на стороне. И вообще, в литературном цикле по Вахе секс, любовь и прочие романтические сопли просто игнорируются. А если не игнорируются, то значит, показанный нам персонаж, замешанный в этом, вскоре умрёт. Возможно, даже очень кроваво и жестоко. Или же будет обречён на участь хуже смерти[5]. Потому что в будущем есть только война и ни одна девушка/мужчина не будет любить тебя больше, чем Бог-Император.

Примечания[править]

  1. Но какая разница — он вообще существует?
  2. Да и капеллана в Банде Ястреба не то не было (что маловероятно: мидландеры весьма религиозны), не то он погиб в боях с королевскими солдатами.
  3. Чисто технически, у неё есть руки, груди и рот, но если бы герои сёдзё задумывались о таких простых путях решения проблемы, заметного куска сюжета и переживаний бы не было.
  4. Sex Must Die
  5. Из исключений можно вспомнить цикл о комиссаре Каине, но там автор сознательно пародировал и деконструировал реалии Вахи.