Ультиматум Скарпиа

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Scarpia Ultimatum. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« …Прекрасным дамам я не продаюсь за деньги, нет! С прекрасной женщины я денег не возьму… Если должен я изменить присяге… награды желаю я иной. <...> Цена ничтожна: ты просишь меня о целой жизни, я же прошу у тебя лишь мгновение. »
— Скарпиа, «Тоска»

Злодеи взяли в плен героя и собираются его казнить, а то и что похуже. Но у героя осталась на свободе верная возлюбленная или жена, и вот героическая женщина является к главному злодею, чтобы кинуться ему в ноги и умолять пощадить любимого. А злодей, окинув её взглядом с ног до головы, мерзко ухмыляется и говорит: так и быть, пощажу, но не просто так. Деньги? Фи, какие деньги, красавица! И что вы, люди, такие меркантильные и всё сводите к презренному металлу и грязным зелёным бумажкам?.. Не-е-ет уж, от тебя мне другое нужно, пойдём-ка в мою спальню…

И бедная женщина стоит перед садистским выбором: или жизнь любимого, или собственная честь. Обычно несчастные героини соглашаются пожертвовать честью, но в конце концов им представляется какой-нибудь третий вариант, и выполнять условие не приходится. Ну, если, конечно, это не порнорассказ, и если автор не садист или тролль, такие тоже встречаются. Или не пессимист/реалист.

Более «пристойный» вариант — злодей требует, чтобы прекрасная героиня стала его женой. Хотя, если подумать, так совсем не лучше: одно дело — потерпеть один раз, стиснув зубы, а другое — на всю жизнь приковывать себя к злодею.

Нет нужды говорить, что подобный ультиматум со стороны злодея обозначает моментальное пересечение морального горизонта событий, и оправдаться после такого у него шансов почти нет. Хуже этого поступка — только прямое изнасилование.

Под троп подходит любой случай шантажа с требованием сексуальных услуг.

Источник названия и кодификатор — известная опера «Тоска», где злодей Скарпиа именно такой ультиматум ставит перед певицей Тоской, умоляющей спасти её возлюбленного.

Более мягкий вариант тропа — Услуга за секс. Это когда перед персонажем не стоит вопрос жизни и смерти. Ну или если поставивший ультиматум требует что-то более невинное, например поцелуй, а не секс.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Царь Соломон, как мужчина отвергнутый царицей Савской, пообещал оставить домогательства если та поклянется не брать ничего у него без спросу. На ужин он приказал подать пересоленную пищу. Ночью страдавшая от жажды царица напилась из стоявшего рядом с ложем кувшина. Пришлось воду отрабатывать.
  • «Калевала». Инверсия: хвастливый юнец Йоукахайнен, решивший помериться силами со старым волшебником Вяйнемёйненом и получивший заслуженных люлей, стал предлагать выкуп за свою жизнь. Тот согласился, лишь когда парень предложил ему в жёны сестру. Кончилось плохо: девушка, не желая идти за старика, утопилась и стала русалкой.
  • Множество легенд и сказок с гендерной инверсией: в обмен на спасение себя или близкого герой должен жениться на ведьме, уродине, старухе либо, если он знатен, на простолюдинке. Самый известный пример — «Сэр Гавейн и леди Рагнелл» из цикла о короле Артуре.
  • Иранская сказка (скорее даже повесть) «Балхский суд»: эксплуатация тропа. Прекрасная девушка Шахрашуб пострадала от козней начальника стражи, калантара (старосты), городского судьи и правителя города. Вместе со своим названым братом она решает им отомстить и избавить от них город. Брат специально добивается, чтобы его бросили в темницу, а Шахрашуб, накрасившись и нарядившись, идёт поочерёдно к каждому из городских чинов с просьбой освободить брата. Все — мерзавцы, на которых пробы ставить негде, и все требуют от неё понятно чего. Она соглашается и назначает им один и тот же день, но разное время. В итоге она напоила всех четверых вусмерть, нарядила в разноцветные шутовские наряды, а утром позвала народ. Четверых градоначальников стали в таком позорном виде водить по городу и, вдоволь над ними поиздевавшись, в конце концов изгнали из Балха. Много позже Вольтер попятил этот сюжет для себя, см ниже «Литература».
  • Другая восточная сказка о честном юноше, нечаянно съевшем яблоко из чужого сада, и пришедшем с повинной к владельцу. Хозяин сада жест оценил и решил выдать за парня свою дочь, но предупредил, что она хрома и крива на один глаз. Юноше пришлось согласиться, а девушка оказалась в полном порядке: «кривая» означало «не будет смотреть на других мужчин, кроме мужа», а «хромая» — «не ходит никуда из дому».

Театр[править]

  • Шекспир, «Мера за меру». Анджело (наместник герцога и судья) ставит ультиматум Изабелле в обмен на помилование её брата. Но когда сам брат уговаривает её согласиться, дабы спасти ему жизнь, Изабелла отказывается: недостоин![1] Только когда он признаёт, что был не прав, Изабелла с подачи переодетого монахом герцога даёт мнимое согласие по совместному хитрому плану. В результате наместник получает ночью вместо неё свою законную жену… и утром приказывает принести голову брата Изабеллы. Почему в итоге хэппи-энд? У Шекспира много трагедий, но «Мера за меру» не трагедия.
  • Собственно, «Тоска». Для злодея это плохо кончилось.
  • Дж. Верди, «Трубадур» — инверсия: Леонора сама предлагает себя графу ди Луне, тот её ни к чему такому не принуждал. Зато взбесился, собственно, герой, и пока они с Леонорой выясняли отношения, загодя принятый ею яд успел сделать своё дело. Итог: время на освобождение героя упущено, Леонора мертва, Манрико тем более не жилец, поскольку теперь ди Луну точно ничто не сдерживает. Ай, молодца!
  • У. Джордано, «Андре Шенье» — субверсия: Жерар намерен потребовать этого от Мадлен, но когда она безропотно соглашается и говорит, что после всего, что ей пришлось претерпеть в жизни, это сущая малость, Жерара начинает мучить совесть, и он идёт спасать Шенье просто так, ничего не требуя взамен. Увы, у него это не получается.
  • Г. Ибсен, «Гедда Габлер» — судья Бракк пытается намекнуть Гедде на такое условие (правда, в данном случае речь идёт о ней самой и её спасении), но она предпочитает застрелиться. Нет, не потому, что он ей настолько противен, а потому, что для неё лучше умереть, чем признать чью-то власть над собой.
  • Эндрю Ллойд Уэббер, мюзикл «Призрак Оперы» — «пристойный» вариант: Призрак требует от Кристины выйти за него, Призрака, замуж, иначе он убьёт её жениха Рауля.
  • Леся Украинка, «Каменный хозяин» (и снятый по пьесе советский фильм «Искушение Дон Жуана») — король соглашается помиловать жениха Долорес именно за такую награду. Впрочем, её жених, тот самый Дон Жуан, принесённую ради него жертву не так чтобы оценил.
  • Г. Ф. Гендель:
    • «Роделинда, королева лангобардов»: Роделинду вынуждают согласиться на брак с Гримоальдо, шантажируя её жизнью её маленького сына. Роделинда решает пойти ва-банк и говорит: нет, совсем наоборот, она выйдет за него только в том случае, если он лично её сына убьёт. Этого Гримоальдо сделать не в силах, и ему приходится оставить Роделинду в покое. Правда, временно — но за это время успевает объявиться её законный муж, оказавшийся вовсе не погибшим, и события начинают поворачиваться к лучшему.
    • «Юлий Цезарь в Египте»: Ахилла, дракон главгада, готов организовать освобождение Корнелии и её сына Секста (пасынка, если постановщик в ладах с историей), если только Корнелия согласится стать его женой. Корнелия возмущённо отказывается, да и Секст готов скорее умереть, чем допустить, чтобы это случилось с матерью. В конце концов Ахилла поворачивает направо кругом и погибает в бою с войсками главгада, успев перед смертью передать Сексту перстень полководца и так посодействовать спасению Корнелии.
  • Моцарт, «Волшебная флейта» — Моностатос, подслушав, что Царица ночи подговаривала Памину убить Зарастро, пытается применить к последней ультиматум, угрожая, что иначе расскажет Зарастро о планах покушения, и якобы тогда ни Памине, ни её матери не жить. Впрочем, получив отказ, он меняет планы и сразу же решает убить Памину сам… но тут к ней на выручку приходит сам Зарастро.
  • К. Гоцци, «Синее чудовище» — здесь «Скарпиа» и «Каварадосси» один и тот же персонаж. Таэр в облике чудовища Дзелу должен завоевать любовь своей жены Дардане, не говоря ей, кто он такой, иначе умрет. Она же предпочитает умереть, нежели изменить любимому мужу. К счастью, в последний момент Дардане сама обо всем догадалась.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Анджело» (основано на вышеупомянутой шекспировской пьесе «Мера за меру»): герцогский наместник Анджело предъявляет такой ультиматум Изабеле в ответ на просьбу о помиловании её брата Клавдио. Особая мерзость ситуации в том, что по местным законам внебрачный секс карается смертью — и именно по этому закону Анджело вынес Клавдио смертный приговор. А в оригинальной шекспировской пьесе Анджело не просто выносит Клавдио смертный приговор как раз по этому закону, но и сам закон принят по его приказу! Наместник искренне был целомудренным… пока не увидел Изабеллу, которая пришла просить за брата.
  • Лесков:
    • «Аскалонский злодей». Купца бросают в темницу за долги. Важный сановник готов заплатить деньги, достаточные для его освобождения, но в обмен на близость с женой заключённого. Она готова на это лишь в одном случае: если попросит муж. Соответственно, городские власти делают всё возможное, чтобы заставить либо её — согласиться, либо её мужа — потребовать это сделать.
    • «Скоморох Памфалон». Показана гордая женщина, сначала ревностно оберегающая свою честь, но потом сама предлагающая себя разбогатевшему скомороху, когда нужны деньги, чтобы выкупить из рабства её детей.
  • А. Грин, «Алые паруса». Пока отец Ассоли Лонгрен был в море, её мать Мери оказалась без денег и с новорождённой дочкой. Она пошла к местному богачу, трактирщику Меннерсу, просить в долг. Меннерс предложил ей такой вариант. Женщина сохранила верность мужу и предпочла в дождь и ветер отправиться в город, чтобы заложить обручальное кольцо. Вернулась, заболела воспалением лёгких и вскоре умерла. Лонгрен потом, узнав обо всём, отомстил Меннерсу.
  • «Вражда» Анатолия Иванова — гнусный председатель колхоза Афанасий Пилюгин согласился дать Кате лошадь, которая была нужна ей, чтобы привезти лекарство для маленькой девочки, только в обмен на то, что она ему отдастся. После чего девочка всё равно умерла. Узнав о случившемся, малолетний Катин брат взял ружьё и застрелил Пилюгина.
  • М. и С. Дяченко, «Вирлена» — колдун предлагает Вирлене отвести от её возлюбленного рекрутский набор на таких вот условиях, дальше рассказывается три разных варианта истории, но финал у всех один — героиня вешается на собственных косах.
  • А. Валентинов, «Дезертир». Юлия Тома отдаётся высокопоставленному якобинцу Эро де Сешелю с тем, чтобы он спас от казни её жениха, драматурга Альфонса д’Энваля. Сешель, позабавившись, выгоняет Юлию, на прощание посоветовав ей отдаться палачу Сансону. В итоге главный герой отправляет на гильотину уже самого Сешеля.
  • «Хроники странного королевства» — инверсия с зигзагом. Когда Шеллар работал полицейским, к нему пришла сестра уголовника, просить за брата. Но при этом, с одной стороны, переволновавшись, она так и не озвучила, зачем пришла, а с другой — он, будучи тогда парнем неопытным в такого рода вещах, искренне не понял. Но от наставницы ему всё равно влетело.
    • Алламе Фуэнтес когда-то довелось таким образом просить за сына, отправленного в тюрьму по навету лживого соперника.
  • «Дочь Небесного Духа», из цикла «Метро» — на главную героиню претендует несколько отрицательных персонажей, притом каждый хочет на ней именно жениться, хотя она фактически оказывается в их власти. Вот такой вот благородный постапокалипсис.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — когда главгад Сефаргл взял в заложники население целой планеты, великолепный мерзавец Лиргисо предложил Тине и Стиву ликвидировать своего бывшего босса. Разумеется, не за просто так: в число своих требований он включил ночь с Тиной. В ответ Тина предложила ему свой вариант: если Лиргисо не пойдёт убивать Сефаргла прямо сейчас, то Стив вырастит ему по всему телу густую белую шерсть. Поскольку для Лиргисо такая участь оказалась бы хуже смерти, возражать он не стал.
  • А. Глушановский, «Путь демона» — в Фенриане есть легенда о том, что акт любви с эльфийкой значительно увеличивает продолжительность жизни. Любви, а не насилия. Но Виктору Крэгхисту мало захвата трона, тут как раз эльфийка принцесса Аталета под маскировкой с менестрелем приехала, и хочется её в постель затащить. Добровольно, подстроив дуэль своего подручного Морона с менестрелем, ну, а если эльфийка решит спасти своего человека, то она знает, как. Не вышло. 'Менестрель' просто не знал фразы для вызова, да и фехтовать особо тоже не умел. Только с его силой это не страшно. Морон, кстати, и сам раньше так себе девушек в постель тянул.

На других языках[править]

  • Донасьен де Сад — просто де Сад. Развратники, садисты и подонки в его мире любят делать такие предложения.
    • «120 дней Содома» — предыстория судьи. Здесь сыграно по-настоящему жутко.
  • «Повесть о доме Тайра» — Тайра-но Киёмори, опрометчиво пощадивший трёх сыновей Минамото-но Ёситомо. Чтобы их мать Токива согласилась стать его наложницей, Киёмори сохранил дeтям жизнь, отослав их в три разных храма на воспитание с перспективой пострига и монашества. А потом детишки выросли и вынесли великий дом Тайра на пинках.
    • А подстрекал их дерзкий монах Монгаку. О том, как он стал монахом, в самой повести не упоминается, зато есть известная история, что он, будучи воином, влюбился в замужнюю даму. Та оказалась верной женой, и тогда он стал настойчиво намекать ей на вдовство. Она согласилась уступить, но с условием, что он ночью убьет ее спящего мужа, а тем временем сама легла на его место. Когда все открылось, убийца был столь потрясён, что ушел в монахи.
  • Вольтер:
    • «Простодушный» — помощник министра Сен-Пуанж согласен освободить заглавного героя, возлюбленного мадемуазель де Сент-Ив, а также помочь его карьере — но лишь ценой её благосклонности. В результате он выходит на свободу, но Сент-Ив умирает на его руках от раскаяния в греховном поступке.
    • «Задиг, или Судьба». Субверсия: героя приговаривают к смерти за оскорбление религии. Спасённая им женщина проворачивает хитрый план, побеседовав наедине с каждым из верховных жрецов насчет условий помилования. Когда они пришли к ней домой, каждый в назначенное время, их уже дожидались как ранее пришедшие собратья, так и вынесшие приговор судьи. После такого позора казнь пришлось отменить.
    • «Что нравится дамам». Гендерная инверсия: героя помилуют, если он правильно ответит на вопрос королевы. Ответ знает нищая старушка, но она согласна помочь, только если герой на ней женится. Более того, он вынужден исполнять и супружеский долг, так что «воля одолела естество».
  • В. Скотт, «Айвенго» — де Браси принуждает Ровену стать его женой, угрожая в ином случае убить её возлюбленного Айвенго. Ну, не то чтобы убить, просто сделать так, чтобы о присутствии Айвенго в замке узнали Буагильбер или Фрон де Беф (у первого на Айвенго зуб, а второй просто чудовище).
  • Виктор Гюго:
    • «Марион Делорм» — в ролях заглавная героиня, кстати, тоже куртизанка, ее возлюбленный Дидье, находящийся в тюрьме, и судья Лафемас. Условие было исполнено, спасения не вышло — возлюбленный попался шибко моральный.
    • «Собор Парижской Богоматери» — в ролях Фролло и Эсмеральда, ставка — её жизнь и свобода. Плюс роскошная инверсия (в том числе и гендерная) во Дворе Чудес, результатом которой стал брак Гренгуара с Эсмеральдой (самое примечательное, что до постельного финала принципиально не дошло).
  • Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — Батлер, второй хозяин Касси, добивался от неё полного повиновения, угрожая в случае непослушания продать её детей. Женщина подчинялась мерзавцу во всём, но, увы, он всё равно продал их.
  • Г. Р. Хаггард:
    • «Прекрасная Маргарет» — похитив Маргарет и её кузину Бетти, влюбленный маркиз Морелла обращается с девушками в высшей степени учтиво и не посягает на их честь. Но под благородным обхождением скрыт все тот же ультиматум: если Маргарет не согласится стать женой маркиза, её жених, её отец, её кузина и она сама будут отданы в плен маврам. Ради спасения близких Маргарет принимает предложение Морелла, потому что у них уже готов план, как надуть маркиза и женить его на Бетти, которая, несмотря ни на что, любит его.
    • «Лейденская красавица» — дон Жуан де Монтальво женится на Лизбет ван Хаут, угрожая отдать её возлюбленного-протестанта Дирка ван Гоорля в руки инквизиции. При этом он и не слишком любит Лизбет, а лишь хочет завладеть ее состоянием. Впоследствии попадает на галеры за двоеженство, так как у него на момент женитьбы на Лизбет уже есть другая семья в Испании.
  • Мопассан, «Пышка» — как бы не альтернативный кодификатор. Правда, героиня пожертвовала собой не ради любимого, а просто ради других людей. Кстати, тот случай, когда автор — тролль: настоящая проститутка, попавшая в такую ситуацию, остатки чести (в своём понимании) сохранила и на ультиматум не согласилась, а впоследствии смертельно оскорбилась фантазиями Мопассана. Как отреагировали её спутники на такую стойкость — история умалчивает.
  • Джек Лондон:
    • «Сердца трёх» — Торрес обещает Леонсии спасти Френсиса от виселицы, если она станет его женой. Что интересно, на спасение Генри, официального жениха сеньориты, он даже не намекает.
    • «Конец сказки» — главный герой-хирург полностью вылечивает (из состояния «живой фарш») возлюбленного своей бывшей жены на том условии, что после окончания лечения та к нему вернётся. Только чтобы в последний момент перед отъездом заявить ей «Я пошутил, оставайся с ним, живите долго и счастливо».
  • Стефан Цвейг, «Амок» — героиня забеременела не от мужа, а доктор согласился помочь с абортом только в обмен на интим. В итоге она сделала аборт у какого-то подпольного лекаря и умерла в муках.
    • Какой интим? Герой хотел ее унизить — да, принудить просить — да. У него болезненная фиксация на высокомерных женщинах. Она отказалась, вообще в обоих персонажей тараканы в голове размером с бройлера. Тут и несовместимая с жизнью гордость во все поля. Но интимом он не шантажировал.
  • Р. Л. Стайн, «Новый страх» — опять гендерная инверсия: некрасивая девица Руфь Мэннинг совершает несколько убийств и грозится повесить их на героя, если он на ней не женится.
  • Пол Андерсон, «Дети морского царя» — тюлень-оборотень соглашается провести корабль главных героев через бурю, только если девушка протагониста ему отдастся. Впрочем, та, как бывшая проститутка, не нашла в таком требовании ничего особо ужасного.

Кино[править]

  • «Кровавый судья» Хесуса Франко — собственно ГГ — уламывает на ЭТО девушку с условием отменить казнь её возлюбленному.
  • «Непристойное предложение» — интересная игра с тропом. Нет, Дайан и её мужа тут никто не заставлял соглашаться на предложение похотливого миллионера Джона Гейджа. Ультиматум Скарпиа тут поставили главные герои сами себе — через своё алчно-потребительское отношение к жизни, оказавшееся сильнее чувств друг к другу.
  • «300 спартанцев» — подобный ультиматум выдвинул подкупленный персами архонт к царице Горго. Причём в отличие от остальных примеров, здесь на карту поставлена не судьба какой-то отдельно взятой личности, а судьба всей страны. При этом, обещание не сдерживает, обвиняя царицу в попытке соблазнить его, за что получает меч в пузо.
  • «Багдадский вор», 1940 — героя колдовством лишают зрения до тех пор, пока его возлюбленная принцесса не окажется в объятиях колдуна Джафара, таково условие заклятия. Объятий оказывается достаточно: всё-таки 1940 год. Это избавило и злодея от судьбы Полного чудовища — многие зрители сочли, что принцессе следовало выбрать его вместо героя.
  • «О бедном гусаре замолвите слово» — добрая половина сюжетной линии именно в домогательствах Мерзляева к Насте в обмен на освобождение её отца. Всё кончилось плохо.
  • «Кто подставил кролика Роджера» — если бы Джессика отказалась играть в ладушки с Акме, то Роджера вышвырнули бы из мира кино, что для него было бы невыносимым. Тот факт, что речь шла именно про игру в ладушки, явно забавляет персонажей-людей.
  • «Десять заповедей» (1956). Подлый стукач Дафан, сдающий египтянам неугодных рабскому режиму соплеменников, требует от девушки Лилии понятно чего. Взамен обещает благодаря своим связям спасти от смерти её жениха, добившись, чтобы тому заменили смертную казнь ссылкой в рудники. Надо отдать ему должное, обещание он сдержал.
  • «Амадей» — Констанция Моцарт приходит к Сальери просить протекции для мужа. Тот намекает именно на такую плату за услугу. Поначалу Констанция возмущена, но довольно быстро соглашается. Сальери же, дождавшись, пока она разденется, зовет слугу, просит его «проводить даму» и уходит. Опозоренная Констанция в ярости швыряет ему вслед подсвечник. (Бедный исторический Сальери)
  • «Робин Гуд: Мужчины в трико» — дева Мэриан соглашается выйти замуж за шерифа в обмен на жизнь Робина. При этом он уточняет, согласна ли она отдаваться ему каждую ночь (и иногда сразу после обеда). На всякий пожарный шериф всё же ставит Робина на виселицу, чтобы она не передумала. К счастью, друзья спасают Робина перед тем, как она говорит «согласна».
    • В финале шериф в обмен на спасение жизни вынужден жениться на страшной, как ядерная война, ведьме по фамилии СральникСортир.
  • «Матрица: Перезагрузка» — с прикрученным фитильком. Персефона предлагает помощь Нео в обмен на страстный поцелуй.
  • Люди в чёрном: Интернешнл — подружка босса инопланетной мафии согласна дать Эйчу противоядие от зверюшки босса, если Эйч с ней переспит.
  • «Волшебник Лала» — верховный маг требует от матери заглавного героя, королевы, выйти за него замуж, угрожая раскрыть всем секрет ее сына, которого бы в таком случае изгнали из волшебной страны.

Телесериалы[править]

  • «Бедная Настя» — игра с тропом. Героиня приходит к фон Бенкендорфу просить за возлюбленного. Тот начинает намекать, что идёт на жертвы, и хочет получить толику удовольствия, и как он восхищен ею… Зритель ожидает тропа, но от героини всего лишь требуют спеть романс: сановник любит музыку.
  • «Чужестранка» — главзлодей влюблён вовсе не в героиню, а в героя, её мужа (ну да, вот такой он извращенец. Кстати, этого самого мужа он пару серий-пару месяцев назад исполосовал до крови плеткой, а потом, стало быть, и влюбился). Который ему и попадается в руки, но на прямое предложение «отдайся, а я тебя если не отпущу, то убью без мучений», не соглашается, а насиловать огромного мужика, который изо всех сил сопротивляется, даже в цепях, не больно сподручно. Оба заходят в тупик. Тем временем героиня, оставшаяся на свободе, пытается освободить любимого, пробирается в самую камеру к мужу, и тут-то возвращается на некоторое время отлучавшийся злодей. Следует известный выбор «отдайся, а то убью», но обращённый не к героине, а к герою. Герой соглашается. Злодей оказывается мерзавцем с принципами и героиню честно отпускает. Герой обещает не сопротивляться и тоже честно выполняет обещание. Нет, ему не понравилось, и это даже почти привело к участи хуже смерти.
  • «Осторожно, Модерн» — субверсия в серии про день рождения дедушки Вольдемара. Одна из потенциальных наследниц, когда изображающему честного и неподкупного нотариусу предлагают взятку, надеется, что он откажется и выставит именно такое требование. Однако он соглашается на деньги сразу.
  • «Меня зовут Эрл» — в одном эпизоде, чтобы получить деньги от нотариуса, Джой пришлось подложить под него свою подругу.
  • лакорн «Скованные судьбой» — игра с тропом. В ответ на требованье главной героини Кум Парамиты что главный герой Кум Парамин может быть с ихними близнецами только как добрый дядя, а не отец, Кум Парамин в ответ потребовал что она не будет не выходить замуж, иначе он всем расскажет что якобы усыновлённые близнецы её тети это на самом деле их дети, и в таком случае она и её семья будут опозорены.

Мультфильмы[править]

  • «Красавица и чудовище» — Гастон угрожает засунуть отца Белль в сумасшедший дом (что для него — участь хуже смерти), если та не станет его женой. В итоге, правда, всё обошлось, но доказательства существования Чудовища, представленные Белль, чтобы оправдать отца, позволили Гастону организовать на последнего охоту с вилами и факелами.
  • «Как грибы с горохом воевали» — Царь Горох послал послание Боровику, в котором гласилось, что Боровик должен отдать Белянку замуж за Гороха, либо тот разорит всё грибное царство и всех грибов засолит, засушит и замаринует.

Мультсериалы[править]

  • Wander Over Yonder — Лорд Злыдень делает предложение замаскированной Сильвии, а в случае отказа с горя готов разнести целую планету. Он даже держит в одной руке кольцо, а в другой — пульт от лучевого оружия корабля.
  • Примерно такая же ситуация была в «Финесе и Фербе» — Фуфелшмерц в случае отказа был готов разнести Луну (правда, знали об этом только он и Перри Утконос).
  • «Американский папаша» — для того, чтобы спасти семью Смитов от побития камнями, инопланетянину Роджеру пришлось вступить в половую связь с шейхом. И да, всё, что происходит в Саудовской Аравии, остаётся в Саудовской Аравии.

Аниме и манга[править]

  • Осаму Тэдзука, манга «Принцесса-рыцарь» — гендерная инверсия. Ведьма мадам Гера заявляет принцу Францу, что он должен жениться на её дочери, если хочет спасти от казни свою возлюбленную Сапфир. Глава, где это происходит, так и называется: «Ультиматум мадам Геры».
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — Тьюла, королева клана боевых кроликов, пошла в секс-рабыни к принцу Зорзалу, чтобы её народ не пустили на кроличьи шапки. Зорзал же трижды (в этот раз, а по сюжету — многократно) пересекает моральный горизонт: не только пользуется плодами ультиматума, но и не соблюдает его условия (клятвопреступление), полностью уничтожая клан (геноцид). В итоге, немногие выжившие боевые кролики яростно ненавидят Империю и бывшую королеву — естественно, никто не знает о сути «сделки».
    • Инверсия: для жителей Особого Региона это неприятная, но распространённая практика, и как минимум дважды женские персонажи получают распоряжение предложить себя в переговорах с японцами (в первый раз — Бозес по приказу принцессы Пины, чтобы замять инцидент с пленением Итами; второй раз — Яо, которую старейшины клана послали на переговоры именно потому, что она, помимо прочего, может предложить ещё и свое тело). Японцам же подобное кажется дикостью, и в обоих случаях вопрос заминают.
  • Grancrest Senki — Принц Мирза предлагает такое Маринэ Крайше, мотивируя это «ты мне это самое, а я за тебя воевать». Что характерно, срабатывает, При том, что по канону эта самая Марине влюблена в своего военного противника Алексиса.
  • Texhnolyze — отец Тоямы убеждает своего сына вступить с ним в половую связь в обмен на ценные сведения для него и главного героя Ичисе.
  • Goblin Slayer — Архимаг, при первой встрече с Убийцей Гоблинов, предложила расплатиться натурой за найденное им магическое кольцо, явно намекая при этом не на составления персонального гороскопа (и да, она весьма привлекательная женщина). Естественно, наш герой мог попросить только одно… «У вас тут есть что-нибудь, что поможет мне в убийстве гоблинов?». Магичка свалилась под стол и там ржала так долго, что у неё закололо в боку. Как выяснилось позднее, она часто так расплачивалась с мужчинами, которые оказывали ей различные услуги. На самом деле, лишь внедряла ложные воспоминания о якобы проведённой с нею незабываемой ночи.
  • Sekai ka Kanojo ka Erabenai — инверсия, поскольку ультиматум ОЯШу Коуки Накагаве ставит положительная героиня Дзиндо и с сугубо благими целями: либо он откажется от подруги детства Аюми Фудзисаки и возьмет ее себе в девушки… либо мир будет уничтожен. Оказия в том, что сильные эмоции Аюми вызывают природные катастрофы — даже неудачное признание героя ей вызвало падение метеорита, а уж любовь и вовсе вызовет конец света. Когда же он отказывается, начинает преследовать с целью заставить его соблазниться ею или хотя бы отвадить от Аюми.
  • Kanojo, Okarishimasu — также инверсия, поскольку Рука Сарасина предлагает герою встречаться в обмен на ее молчание о секрете Тидзуру и их отношениях. Да и поставила она ультиматум скорее от отчаяния, что никак иначе не может приблизиться к любимому.
  • «Не связывайся с этой горячей мамочкой» — опять таки инверсия: главной героине ради наследства приходиться выдать себя за парня и главный герой, узнав её подлинный пол, предложил ей стать его женой, иначе он всем расскажет, что она женщина и, поскольку по закону семьи её отца по которому имущество передаться исключительно по мужской линии, то в случае раскрытия правды наследства ей не видать. На попытку главной героини откупиться (а она весьма состоятельный человек) ответил категорическим отказом, даже после того как она заявила, что у неё есть двухлетний сын. За четыре года до основных событий главный герой будучи под афродизиаком, главную героиню фактически изнасиловал, но даже в таком состоянии хорошо запомнил её лицо, и таким образом, будучи крайне совестливым человеком, пытается искупить свою вину перед ней, и да мальчику на самом деле три, и он их сын.
  • «Меня любит властный президент» — матери главной героини потребовалась срочная дорогостоящая операция, и главный герой согласился оплатить её в обмен на сексуальные услуги и рождение наследника. В итоге получились тройняшки, старшего из которых папаша забрал, а девушку с младшими выставил на улицу. Педаль в пол: на момент этой истории героиня была ещё школьницей!
  • «Незаслуженная любовь» — см. пример выше только на сей раз у героини родились близнецы.
  • «Я иду! Мама, а где папа» — игра с тропом пополам с проверкой на вшивость и постельным кастингом: главный герой, глава крупного медиа-холдинга, предложил главной героине, начинающему поп-идолу, стать его любовницей, в обмен на помощь на конкурсе талантов, за что получил стакан воды в лицо и гневную проповедь про то, что она не продаётся. Когда главная героиня уже уходила, он её остановил сказав что, несмотря на то, что это распространённая практика в шоу-бизнесе, он её не поддерживает, и что это была проверка, которую она успешно прошла.
  • «Мир моего папы рухнул» — главный герой, мультимиллиардер Лу Ян, угрозой судебного разбирательства принудил следящую за ним по поручению издательства журналистку Бай Соя Си подписать на год брачный контракт, чтобы утешить умирающего деда и отвертеться от навязанной ему семьей помолвки.
  • Сёстры-графини, что не унывают — такой выдвинул матери протагониста император схвативший её мужа, либо она отдаеться ему либо он погибает.
  • Date A Live — небольшая аверсия. В 4-ом сезоне Куруми заключает пари с Шидо на то, кто кого первым влюбит в себя: победит Шидо — Куруми даст ему запечатать свои силы и прекратит своё антигеройство, победит Куруми — и Шидо отдаст ей все собранные с других духов силы вместе со связующими их с ним узами (проще говоря, передаст Куруми контроль над своим гаремом). Шидо соглашается, даже зная, что его проигрыш будет равносилен смерти для него, но сдаваться не собирается. И вот, когда ни один из них не может одержать верх, Куруми решает взять своё «не мытьём, так катанием»: предлагает Шидо отдать ей все его силы в обмен на девственность самой Куруми (она и сама к нему неровно дышит, причём не только в этом таймлайне). К счастью, Шидо — до мозга костей джентельмен, и не стал бы притрагиваться к Куруми, даже когда та выгорела и упала без сознания и сил.

Комиксы[править]

  • Смерть Сталина — в начале первого выпуска Лаврентий Берия совокупляет некую несовершеннолетнюю девушку, но его прерывает звонок, сообщающий о сердечном приступе Сталина. Берия отправляется на его дачу, а на вопрос НКВД-шника, что делать с девушкой, отвечает: «Отвези домой. Арестуй её отца». Не совсем понятно: то ли девушка просила для отца помилования (и в этом случае, Берия её кинул), либо наоборот — посадить, да на подольше, из-за личной к нему неприязни.

Видеоигры[править]

  • Fallout: New Vegas — в Убежище 11, где нужно было периодически выбирать козла отпущения (он же Смотритель) для принесения в жертву ради выживания Убежища, всплыли все недостатки демократии. Политический блок «Правосудие», как самый многочисленный, получил возможность принимать решения фактически по своему желанию, что дало ему огромную власть. Наконец члены блока потребовали сексуальные услуги от Кэтрин Стоун, в обмен на обещание не выдвигать ее мужа на пост Смотрителя, но не сдержали слово. Однако женщина смогла им отплатить, сперва убив несколько членов блока и ослабив его влияние, а когда в отместку Смотрителем выбрали ее, заменила выборы случайным выбором при помощи компьютера, что стало причиной к гражданской войне и началом конца Убежища.
  • The Elder Scrolls Online — второстепенный квест в Серных Бассейнах в Стоунфоллсе при прохождении за Эбонхартский Пакт. Ферма по добыче серы, принадлежащая данмерской семье Отрис, подверглась нападению войск Ковенанта Даггерфолла. Члены семьи не смогли оказать сопротивления, более того, Фолквинд, командир отряда захватчиков, ранил жену главы семьи, Саалу Отрис, отравленным клинком и, показав, что у него имеется противоядие, поставил условие — он его отдаст раненой Саале, если её дочь Дратира отдастся командиру и солдатам…Данмерка отказалась, и правильно сделала, ибо противоядие для её матери по сюжету квеста вовремя добыл ГГ, убив Фолквинда.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — Гаррик Стаут ослепил жениха леди Друэллы, а затем потребовал, чтобы она вышла за него замуж в обмен на зелье, способное восстановить глаза её возлюбленного. Будучи при этом самым крутым бойцом-рукопашником в Аркануме, Стаут не слишком опасался поцелуя Тоски — но не ожидал, что его собственный ученик заступится за леди и прибьёт «учителя», как только тот расстанется с зельем.

Музыка[править]

  • Венгерская народная песня «Feher Anna» («Анна Феер»): девушка Анна соглашается переспать с судьёй, чтобы тот пощадил её брата Ласло. Но его всё равно вешают, и Анна проклинает судью страшным проклятием.
    • Есть ещё итальянская народная песня «Чечилия» с похожим сюжетом. Тоже кончается всё плохо.
    • А также английская «Gallows Pole», известная более всего в исполнении Led Zeppelin.
  • Эпидемия, «Эльфийская рукопись» — Деймос предлагает Алатиэль стать его наложницей в обмен на пощаду. И это при том, что во всем остальном он — антизлодей, который просто хотел спасти свой народ.
  • Катерина Голицына, «Любимый» — следователь требует интима у подруги вора, который сидит в СИЗО. Вор измены не простил.

Телевидение[править]

  • Наша Russia — тренер ГазМяса склонил жену футболиста Прокопенка к оральному сексу, грозясь еще больше ухудшить положение ее мужа.

Реальная жизнь[править]

  • А в реальной жизни всё до унылого просто. Если директор желает вдуть секретарше, угрожая ей увольнением — то его ждёт ст. 133 УК РФ:

1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. 2. То же деяние, совершенное в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней), — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • Ах, да. Ещё это называется сексторшн.
  1. Вернее, она отказывается, потому что в сеттинге пьесы невинность считается дорогой, а промискуитет осуждается(но и это, и перспектива вензаболеваний, и даже перспектива казни останавливают отнюдь не всех) вплоть до того, что пройдоха, лицемер и знакомый бандерши в перспективе женитьбы на девице нетяжёлого поведения (которую он сам же и обрюхатил в давние времена!) просит лучше уж казнить его, но только не женить на особе, которая явно будет гулять и после свадьбы; а Изабелла, между прочим, послушница, готовая принять постриг в монахини. Пожалуй, даже и сейчас просить религиозную девушку отдаться человеку ради спасения не ее собственной жизни, когда она уже готова принять сан с обетом целомудрия, будет относиться к тропу «Вам хорошо осуждать», а с учетом вот этого вот всего, братец считается ею, да и собою самим чуть позже после ее ответа, недостойным уже по факту просьбы