Злой Яхве

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Posmotre.li не ставит целью представить вашу конфессию религией зла, разжечь антисемитские или антихристианские настроения. Нас интересуют только художественные приёмы и штампы — а также те тексты (и прочие феномены), которые нашли широкое отражение в массовом сознании и массовой культуре. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья God Is Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« В большинстве случаев, когда в Ветхом Завете звучит фраза «И узнаете, что Я — Господь!», очень не хватает «Муа-ха-ха!» в конце. »
— ЖЖ-юзер error_lapsus
« Вы пришли ко мне спросить, как моя вера уцелела в Судный День? Я открою вам тайну. Когда звёзды упали, когда моря вскипели, а земля запылала, моя вера не умерла. Именно тогда я начала верить в Него. Бог был реален — и он ненавидел нас. »
— Кирена Валантион, Аарон Демски-Боуден, «Первый Еретик. Падение в Хаос».
« Вы сами сволочь по жизни, так чего вы ждёте от Бога, который создал вас по своему образу и подобию? Я, например, люблю Бога, ибо он такой же как и я, садист, убийца и махинатор. »
Вот как-то так

По всем признакам, это — Единый Бог. Уникальный в своём роде, более могущественный, чем любое другое вообразимое существо, создавший всю реальность, вместе взятую, и люди ломают себе мозг над вопросом, может ли он создать такой камень, который не может поднять.

За одним исключением.

Этот парень не есть ни добро, ни любовь.

Это злобный, мстительный тиран, подавляющий любую свободную волю среди населяющих его мир существ. Он разжигает в подвластном мире страдания и войнушки и хрупает попкорном, наблюдая за этим. Его суд несправедлив, и в свой рай он берёт только законченных сикофантов без следа разума и воли; остальных ждёт участь хуже смерти. И в девяноста случаях из ста он представляет собой слегка упрощённого и опошлённого копиркина ветхозаветного Яхве.

Другой вариант трактовки злого Яхве — Ялдаваоф. Это персонаж гностической мифологии, представляющий собой Единого-самозванца. Он куда менее могуч, чем пытается себя подать, и сотворил он далеко не всё, если вообще хоть что-то (обычно — только плохое). В том и отличие его от обыкновенного злого Яхве. Последний — действительно тот, за кого себя выдаёт, то есть в чисто техническом плане близок к всеведению, вездесущности и всемогуществу. Ну а Ялдаваоф мало что ведает, мало где находится и мало что может, просто у него пропагандистский аппарат хороший.

Злые Яхве также делятся на четыре категории по мотивации:

  1. Инфернальная лавкрафтианская сущность, для которой люди как букашки и которой на их чувства в целом наплевать (разве что, может быть, она питается их страхом и болью).
  2. Садюга, который прекрасно понимает, что делает гадости, что от его произвола страдают люди — но наслаждается этим. Не ради пропитания, как вышеуказанный кальмар — он ведь всемогущ и самодостаточен. Просто ему так больше нравится.
  3. Небесный храмовник, искренне считающий, что он за добро, но применяющий очень уж неадекватные методы воспитания (ну угробил две-три сотни невинных за грехи народа — зато народу неповадно будет грешить).
  4. Нарцисс, который хочет, чтобы ему все поклонялись. А те, кто этого не делает получит справедливое наказание.

Пятиминутка матчасти[править]

История[править]

Тропнеймер, — Бог Ветхого Завета, сурово наказывавший за грехи (всемирный потоп, гибель Содома и Гоморры и десять казней Египетских — примеры наказаний, на слуху у любого мало-мальски образованного человека). Для самих древних евреев, особенно послепленного периода, Яхве однозначно НЕ принадлежал к тропу — их сознание прочно базировалось на аксиоме, что Бог абсолютно совершенен, судит строго, но справедливо, а Библия — абсолютно непротиворечивое слово Божье (а если какие-то детали не стыкуются с образом долготерпеливого и многомилостивого Яхве, толкователи всегда были к услугам, и одним из примеров осмысления ветхозаветных событий стала книга «Премудрость Соломона»). Первые христиане, будучи правоверными иудеями по происхождению, восприняли тот же самый взгляд.

Кодификатором тропа Яхве стал во II веке, когда Маркион из Синопа, так и не сумев примирить в сознании Ветхий и Новый Завет, выдвинул в сочинении «Антитезы» теорию о двух богах: первый, иудейский — Бог-Творец, но при этом он несовершенный, непостоянный (так как «раскаялся, что сотворил человека»), сотворил вместе с добром и зло и, не умея по-иному властвовать, загоняет людей под свой закон дубиной своего гнева. Второй Бог — Отец Иисуса Христа, не наказывает, прощает, послал Сына, чтобы избавить мир как от Яхве, так и от дьявола. Отцы Церкви тотчас же нашли у Маркиона десятки противоречий, но маркионизм просуществовал как минимум до V века, и даже больше 1000 лет спустя отдельные личности (даже обер-прокурор Синода Н. Жевахов) сами до него додумывались. Родственные течения — раннехристианский гностицизм, манихейство, павликианство, богомильство, средневековые катары и альбигойцы — обвиняли Яхве ещё и за то, что он заключил людей в оковы материи, которую считали однозначным злом.

Второе рождение троп получил с началом секуляризации, когда Бога перестали считать источником морали и стали относиться к нему как к литературному персонажу (см. например, Вольтера). Ну и, что более важно, религии входили в идейный пакет одних партий, движений и стран, что естественным образом сделало их мишенью для других партий, движений и стран. В том числе и через благожелательное отношение к инверсиям любых образов, характерных для религий (Добрая тьма, недобрый свет; Добрый дьявол и злой Бог; Добрые язычники и злые христиане[1]) Часто встречается и у антисемитов всех мастей (КОБчиков и неоязычников).

Философия[править]

« Разум говорит мне, что Он — не убийца. Будь Он убийцей от начала дней, Он не постыдился бы уничтожить нас, едва мы пали, и сделать заново. Но сердце Его, как видно, исполнено жалости. »
— «По ту сторону рассвета»

Однако же перед образом злого Яхве ещё более, чем перед его инверсией, стоит проблема теодицеи. Итак, полагаем, что злой Яхве — не какой-нибудь вшивый Ялдабаоф, а именно философский Абсолют. То есть, Он всеведущ, всемогущ и, так сказать, всенеблаг. Для чего тогда Он вообще сотворил мироздание и смертных в нём, если так ненавидит их?

  • Злой Яхве когда-то не был злым, а был нормальным таким всеблагим Единым Богом и именно в те времена сотворил мироздание и смертных в нём, но потом сделал налево кругом.
    • Возражение: отсутствует мотив «грехопадения». Как Абсолют, злой Яхве обладает абсолютной полнотой бытия и ни в чём не испытывает нужды[2]. Банально не существует того, чему Он мог бы позавидовать или о чём пожалеть и не быть в состоянии это поправить — в Нём и так всё.
    • Возможный ответ на возражение: как Абсолют, злой Яхве обладает и абсолютной свободой (иначе это был бы каббалистический Бог). Это подразумевает и способность скурвиться просто потому, что захотелось. Безумный бог? А поцчему бы и нет?
  • Злой Яхве ошибся при творении, что-то пошло не по Его плану, и теперь Он такой себе Пигмалион против Галатеи.
    • Возражение: утверждение «всеведущее существо (то есть, обладающее разумом бесконечной вычислительной мощи) ошиблось» является оксюмороном. У всеблагого Единого Бога есть мотив терпеть вещи, отличные от Его замысла — именно в виде Его всеблагости. У всенеблагого Бога такого мотива нет.
  • Поскольку злой Яхве всенеблаг, то любое Его действие совершается из соображений причинить зло (и обратно, всё, что совершается из соображений причинить зло, угодно Ему). Поскольку же злой Яхве всемогущ, то способен обратить созданный Им мир и так ненавидимых Им смертных в небытие лёгким усилием воли. Однако Он этого пока ещё не сделал, из чего следует, что бытие (причиной которого является злой Яхве), есть зло, а небытие, соответственно — благо.
  • Да-да, бытия самого злого Яхве это тоже касается. Если вы можете прекратить это зло — честь вам и хвала. Но вы не можете — ваш оппонент всемогущ. Страдайте.
  • Как Абсолют, злой Яхве обладает абсолютной свободой. Следовательно, Он может, если Ему заблагорассудится, ненавидеть и гнобить не всё мироздание скопом, а некоторых всё-таки любить, пусть наверняка и в извращённой форме. И, возможно, милостиво даровать тем, кто угодил Ему, упокоение в небытии и не донимать там Своей тиранией (Ха-ха-ха! Нет).
  • Он именно что всеблагий Единый Бог, просто надо внимательно проверять макаронные заводы для ушей.

Где встречается[править]

« Кинза – это доказательство того, что бога нет. Ну либо он ппц злой чувак. Всепрощающий добрый старикашка не сделал бы ее неотличимой на вид от петрушки »
— С Баша

Театр[править]

  • Мюзикл «Книга Мормона» от создателей «Южного Парка». Герои, мормоны-проповедники, прибывают в африканскую деревню, жители которой верят именно в такого злого бога. По мнению туземцев, бог издевается над людьми ради развлечения, насылая на них болезни, паразитов, СПИД и сумасшедшего диктатора Генерала Голожопого, но моральный долг каждого человека — восстать против этого бога. Их священная фраза — «Хаса Дига Ибоваи» (букв. «Пошёл на…, боже!»), а священный жест — «фак», показанный небу.
  • И. Шток, «Божественная комедия» (театр им. Образцова) — сам Создатель. Не то чтобы совсем злодей, но козёл точно — пока Адам и Ева жили в раю, запрещал им не то что детей заводить (видите ли, не уследит за всеми сразу), даже за руки лишний раз держаться. Да и его помощники-архангелы тоже ничуть не лучше — из ревности и зависти подтолкнуть людей к грехопадению для них как два пальца об асфальт.

Литература[править]

« Я не думаю, что существует опасность утратить веру в Бога. Истинная опасность состоит в возможности поверить в то, что Он — плохой. Я боюсь не того, что я прихожу к выводу «оказывается, Бога нет!», но: «Так вот какой Он, оказывается, и нечего себя обманывать». »
— К. С. Льюис, «Боль утраты»
  • В произведениях ГФЛ и его последователей бог с подобным уровнем силы[3] другим в принципе быть не может. Но Азатот из непосредственно лавкрафтовского пантеона подходит разве что с прикрученным фитильком: он не злой и не добрый, он просто идиот, не понимающий даже того, что сам создаёт, и мирно спящий в центре вселенной под звуки адских флейт. И хорошо, что он почивает, потому что если этот придурок проснётся и начнет потягиваться — мало не покажется никому.
    • Были вполне реальные предложения присвоить имя «Азатот» астрономическому объекту Стрелец A* — титанических масштабов чёрной дыре в центре нашей Галактики.
  • Анатоль Франс, «Восстание ангелов» — Сатана поднимает восстание против невсеблагого демиурга aka Бог (сатира на земные революции). Издана в 1914-м: он явно что-то подозревал.
  • «ПЛиО» — бог света Р’глор может потребовать реального принесения в жертву собственного родича (в сериальной версии — даже единственного ребёнка). Его жрецы утверждают, что он единственный истинный бог, а все остальные — идолы и демоны во главе с мегадемоном Великим Иным (который, однако, ещё хуже).
  • Виктор Пелевин, «Чапаев и Пустота» — не фигурирует непосредственно, а только упоминается в философской беседе с братками:
    • «Почитал, что после смерти бывает. В натуре, все знакомое. Помереть — это как из тюрьмы на зону. А на этой пересылке тебе дела шьют — и твои, и чужие, а ты отмазываться должен по каждой статье. Главное — кодекс знать. Но если кум захочет, он тебя все равно в карцер засадит. Потому что у него кодекс такой, по которому ты прямо с рождения по половине статей проходишь. Но кум тебе срок скостить может, особенно если последним говном себя назовешь. Он это любит. А еще любит, чтоб боялись его»
    • «Может, потому и живём так х…, что бога себе выбрали вроде кума в погонах».
    • «У него кодекс такой, по которому ты прямо с рождения по половине статей проходишь. Но кум тебе срок скостить может, особенно если последним говном себя назовешь. Он это любит. А еще любит, чтоб боялись его» — а это почти цитата из «Нарнии». Весьма похоже в «Покорителе зари» напутствовали Юстэса (ставшего к тому времени драконом).
    • Вообще, Пелевин тут следует за Фейербахом (популярное изложение которого проходили и в советских университетах): людям свойственно судить по себе и они приписывают другим (не важно, людям или богам) свои собственные пороки и представления. Братки считают, что все воруют, а Бог ведёт себя как тюремный надзиратель просто потому, что не могут представить себе другой жизни.
  • Святослав Логинов — у него, особенно раннего, тема злого божества вообще красной нитью по всем произведениям проходит. Не любит он религию.
    • «Во имя твоё» — Бог (причём это христианский бог) и ангелы заинтересованы в богатстве ничуть не меньше, чем люди. Люди же необходимы для того, чтобы трудиться, в частности — чтобы добывать золото, поскольку на небесах его нет. Судьба людей бога не волнует; протагониста, явившегося к богу искать правды, заковали в колодки.
    • «Земные пути». Достаточно одной фразы из книги: «Боги те же люди, только поганей, потому что над ними никого нет и, значит, стесняться нечего». Сказано, к слову, одним из богов.
    • «Живые души» — Господь Бог создал мир по ошибке и мечтает его пожрать.
    • «Многорукий бог Далайна» — Демиург Тэнгэр создал Далайн в откуп ктулхуобразному чудовищу Ёроол-Гую. На его фоне Ёроол-Гуй, который этих людишек тупо жрёт, и то не каждый день, может показаться вполне приличным существом. Впрочем, о Тэнгэре известно только из местного фольклора, в повествовании он не появляется.
  • Филип Пулман, «Тёмные начала» — ещё один Ялдаваоф. Причём в его роли прямо выведен Яхве, а в роли его мелких прислужников — католическая церковь (не совсем, впрочем, католическая — здесь она объединена с протестантской).
    • Клайв Баркер, «Имаджика» — те же «Тёмные начала», только про и для взрослых: кишки энд порно included. Впрочем, у Пулмана «злой яхве» таки первый (хронологически) из ангелов, то бишь первое живое существо во вселенное. У Баркера господь наш Хапексамендиос — точно не первое существо во вселенной и точно не самый старый из живущих. Просто очень умелый узурпатор (как и двойник сына божьего — протагониста).
  • «Сто тысяч королевств» — если в Библии/Талмуде/Коране Бог лишь приказал Аврааму принести в жертву своего сына, заменив его в последний момент на жертвенного агнца, то Пресветлый Итемпас при церемонии назначения преемника династии Арамери реально требует принесения в жертву близкого человека.
  • Лора Андронова, «По велению Грома» — божество всячески заботилось о целой цивилизации лишь для того, чтобы устроить Апокалипсис, усиливая и продлевая агонию.
  • Яцек Пекара, цикл книг про инквизитора Мордимера Маддердина. В этой вселенной Иисус не умер на кресте во имя всего человечества, а сошёл с него, огнем и мечом покарав своих обидчиков и сровняв Иерусалим с землей, и стал отныне пред Ним виновен всякий человек, разница лишь в степени вины и мере наказания. Соответственно и здешние Ангелы под стать своему богу — беспощадные и жестокие сущности, которые готовы чуть ли не лично спуститься с небес и жестоко покарать любого богохульника. Что характерно, даже главная христианская молитва «Отче наш» звучит как «Дай нам силы не прощать должникам нашим».
  • Олаф Стэплдон, «Создатель Звёзд» — собственно Создатель Звёзд, который экспериментирует над бесчисленным количеством разнообразных миров, оттачивая своё мастерство до совершенства. Это всемогущий ребёнок, который познаёт себя и учится. Ему совершенно плевать на страдания жителей его вселенных, он даже специально создаёт адские миры. Он может создать полную боли вселенную только ради того, чтобы посмотреть на результат, ибо «Создателю Звёзд ведомы все страсти, но правит им ледяной экстаз созерцания».
  • Юрий Нестеренко, «Глотка» — мир, где всех людей независимо от их деяний после смерти ждёт только ад, являющийся глоткой злого Бога, питающегося страданиями душ. Единственный способ избежать попадания в ад — погибнуть мучительной смертью и стать после смерти призраком. Призраки спасают находящегося при смерти главного героя от попадания в глотку Бога и помогают ему вернуться к жизни, беря с него слово, что он жестоко убьёт всех их родственников и друзей, чтобы спасти их от ада.
  • Пётр Бормор, «Игры демиургов» — Мазукта, циничный и прагматичный демиург, который может запросто уничтожить свой мир, чтобы попасть в таблицу рекордов. Тем не менее, он всё же не законченный козёл — например, взял себе за правило исполнять каждый день миллион желаний.

Сетевая литература[править]

  • The Salvation War: ни много, ни мало — Тот Самый. Правда, здесь он ближе к Ялдаваофу, довольно глуповат, и в конце концов у архистратига Михаила получается его убить.

Фанфики[править]

  • «Чёрная книга Арды» — Эру, он же Эре. Типичный Ялдаваоф — творец Арды, но нисколько не Вселенной. В силу этого запрещает людям и эльфам видеть звёзды, а валар — путешествовать к ним.

Кино[править]

(link)

God: Serengeti
  • Короткометражка God: Serengeti целиком посвящена самому что ни на есть Злому Яхве, его слуге и тому, что они творят с человечеством.
  • «Исход: Цари и боги». В независимости от того, было так Ридли Скоттом задумано или нет.
  • «Новейший завет» Жако ван Дормаля. Если в «Догме» насмехаются над религией, но не над богом, то в «Новейшем завете» строго наоборот: церковь — в общем-то благое начинание, а вот боженька-создатель… исключительная гадина. Сына удержать от визита на Землю не смог, так что к началу фильма всячески тиранит жену и дочь. Не вышло — дочка тоже сбежала на Землю.
  • «мама!» Даррена Аранофски — тщеславного Писателя (Бог-Отец) волнует только любовь фанатов, ради которой он даже готов отдать на растерзание своего родного сына, а заодно и Мать-Природу.
  • «Одни» (Seuls) — детишки, конечно, убили маньяка-нациста и вырвались в рай… Чтобы выяснить, что он и есть боженька (бессмертный, конечно).

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное» — зигзаг с местным всевышним: судя по тому, что он давно покинул мир, и по диалогам знакомых с ним персонажей казалось, что он будет как минимум равнодушный козёл, когда же бог появился лично, то сперва показался по сути неплохим парнем, который давно разочаровался в мире и в своих творениях и сам уже не знает, чего хочет от жизни. В конце 14 сезона выяснилось, что всё таки козёл. Создает миры исключительно ради развлечения. Плевать хотел на их обителей, которых воспринимает как персонажей из черновиков. Подбивал Дина убить Джека (на минуточку, собственного внука) только потому, что это был бы эпичный сюжетный ход. Получив отказ, убил Джека сам и запустил Апокалипсис.
  • Battlestar Galactica — местный Единый Бог устроил восстание машин, уничтожив цивилизацию, а затем помогал немногим выжившим (людям и сайлонам) найти новую планету. И судя по всему это он устраивает не впервые: Кобол и сайлонская Земля пережили схожую историю. Следующей на очереди наша планета.

Мультсериалы[править]

  • «Легендарный Квест» — бог Кетцалькоатль, который по идее должен быть добрым, на самом деле и является главзлом мультика. Он устраивал цунами, наводнения, потому что не хотел чтобы цикл повторялся снова и снова.
  • Канадский мультсериал для взрослых «Расплющенный космос» на самом деле показывает несколько появлений Бога и Дьявола. Хотя последнее определенно зло, первое — своего рода придурок. Он изображен заключившим пари на душу главного героя с Дьяволом, потому что ему скучно, и развязавшим на планете чуму саранчи, потому что они отказались поклоняться ему (думая, что он мошенник, как те, с которыми они имели дело ранее в эпизоде). Однако наиболее явный пример этого тропа — эпизод, в котором Шок и Гас возвращаются в начало времен. Их корабль случайно сталкивается с Богом и убивает Его. Но когда они возвращаются в свое время, они обнаруживают, что на самом деле сделали вещи ЛУЧШЕ. Без Бога нет понятия добра и зла, и все в основном порядочны по отношению друг к другу; нет ни преступлений, ни войн, ни сексуальных репрессий. Все идет довольно хорошо... пока Шок и Гас не выпустили кота из мешка и не представили вселенную концепцию греха, погрузив ее в хаос. Они путешествуют во времени, чтобы все исправить, и сами погибают, а Бог уходит, смеясь над их смертью.
  • Самурай Джек - Аку становится таковым после захвата мира.

Комиксы[править]

  • Preacher — Бог действительно создал всё сущее, в том числе и человека. Но сделал Он это от скуки и одиночества. И счастье человеческое Ему не нужно, а вот поклонение — вполне. То, как Он поступает с героями комикса, не даёт усомниться — да, Он есть злой Яхве.
  • Веном Донни Кейтса — Таковым является Кналл.
    • Конкретно Первый небосвод. Первая итерация Общевселенной. Создал Небожителей, но им не понравился совершенно статичный мир, где не было самого понятия «возможность», и часть из них объявила войну. После его смерти появилась вторая итерация — первая мультивселенная. После событий Секретных войн пытался вернуть всю вселенную к изначальному состоянию.
  • Зов К'Руссо. Одна из историй о Дональде Даке. Весь мир уток является сном древнего чудовища Пф'легмвада, спящего в подводном городе. Когда он простется (а это когда нибудь да случиться) мир уток исчезнет.
  • Inferno: бог по имени Фобос создал мир из ничего только затем, чтобы упиваться страданиями людей и черпать из них силу. А на мужчин и женщин он их разделил, чтобы заставить мучиться от недостатка любви.

Веб-комиксы[править]

  • HomestuckЛорд Инглиш. Прямо злым Яхве его не называют, но он именно что такой, ибо при желании разрушить пространство и время развил цивилизацию троллей, а также формально ответственен за создание вселенных детей и херувимов. Причина такой перемены поведения банальна: так он способствует появлению самого себя.
    • С прикрученным фитильком — сам Хасси, автор комикса, который постоянно вклинивается в повествование и злобно хохочет, размышляя как убьёт всех своих персонажей.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — здесь Ялдаваофом работает Идея Зла, которая узурпировала права и обязанности Бога. Впрочем, в некоторых местах прозрачно намекается, что человечество само виновато в том, что местный Яхве стал таким нехорошим. Так как в «Берсерке» существует параллельный реальному астральный мир, в котором отражаются все мысли и идеи людей, то каким будет человечество, таким будет и астральный мир. А поскольку люди в мире «Берсерка» занимаются преимущественно войнами, насилием, интригами, оргиями и религиозным фанатизмом, то и бог там выглядит соответственно.
    • Более того, Воид даже называет его «Безбожным Богом, порождённым Человеком»[4].
  • Bleach — в последней арке предводителем квинси и, соответственно, ГлавГадом является сам Яхве (лидер квинси, сам выбравший себе это имя), который по функциям скорее Ялдаваоф. По крайне мере был, пока не поглотил Короля Душ, выполняющего в сеттинге функции вполне себе Бога, пусть и деистического.
  • Mirai Nikki — здешний Бог по имени Деус (бог он вроде вселенский, но в аниме вся вселенная ограничивается Землёй) ведёт себя примечательно адекватно и выполняет в сюжете роль наблюдателя. Но если осмыслить происходящее, то можно сделать вывод, что у нас божественный садист-дегенерат. По итогам: умирающий Деус хочет передать свою силу преемнику, которого определяет не иначе как через игру на выживание. И выбирать он будет из пары школьников (один типичный синдзи, другая — влюблённая в оного психопатка-яндере, сделавшая из него такого же маньяка, как и она сама), явно нечеловеческой хозяйки приюта, коррумпированных полицейского и мэра, террористки, зоофила, маньяка, сектантки, дебила, полугрудничка и сирот-влюблённых (единственных адекватов на фоне остальных) — кого из них вы хотели бы увидеть в качестве Создателя? Сам Деус, как ни странно, болеет за школьника-синдзи. Впрочем, есть мнение, что он хотел не столько выбрать нового бога, сколько просто понаблюдать за данной командой ненормальных, — но хрен редьки не слаще.
  • Youjo Senki — глядя, как утончённо местное божество издевается над главным героем, виновным лишь в том, что является атеистом и вслух назвал этого бога Существом Икс, сложно предположить, что оно может быть добрым. Особенно учитывая, что Существо Икс не стесняется играть с судьбами и других людей, и способствовать развязыванию войн, и всё лишь с одной целью — заставить-таки Таню (она же попаданец) себе поклоняться. Собственно, примерно так деятельность ветхозаветного бога и выглядит с точки зрения современного человека.
  • Tsukimichi: Moonlit Fantasy — на счёт других богов в местном сэттинге неизвестно, а Земные языческие не в счёт, так как Цукуёми — единственный засветившийся из них — погрузился в 1000-летний сон, напоследок даровав главгерою имбовый перк. Но вот местная Богиня-покровительница человечества — именно что троп: людей как свои главные творения она считает венцом эволюции, к эльфам и гномам относится более нейтрально, а вот всякие орки, ящеролюды и арахниды у неё в большой немилости. И живы они лишь постольку-поскольку — ведь на ком-то людишки должны же демонстрировать свои понты. И Макото тоже досталось от неё, так как она сочла его "слишком уродливым для её божественной милости".

Видеоигры[править]

  • Серия игр Shin Megami Tensei: здесь его, собственно, и зовут YHVH, то есть Яхве.
  • Persona 5 — Ялдаваоф — финальный босс игры, сотворенный из коллективного бессознательного человечества. Не то что бы он намеренно зол, но выражает подсознательное желание людей лишиться свободы и подчиниться некой высшей силе, ибо так проще жить, а потому и претендует на захват сознания всех жителей Токио (для начала).
    • Надо сказать, что Ялдаваоф по намерениям и характеру очень похож на вышеупомянутого YHVH, что неудивительно.
  • Epic Battle Fantasy IV — Котобог (Godcat). Сотворил людей только как слуг для расы разумных котов. Когда люди сами построили цивилизацию, решил их уничтожить (хотя потом от этой идеи отказался, оценив их храбрость в бою). Кроме того, именно Котобог то ли создал, то ли просто призвал в этот мир босса предыдущей части Акрона.
  • «Аллоды»: «дедушка» Сарн оказывается и создателем демонов, которые неизбежно утопят мир в Астрале. Правда, его оппонент[5] Нихаз ещё опаснее.
  • Mortal Kombat — Единая сущность.
  • Xenoblade Chronicles — Занза. «Вся жизнь появилась из меня. Она существует только ради меня. И она вернётся ко мне». Как выяснилось в финале, он скорее Ялдаваоф.
  • Asura's WrathЧакравартин является творцом Геи, но также он породил чудовищ Гохма, которые убивали миллиарды невинных, а также из-за него Семь Божеств поработили человечество и начали собирать души людей ради того, чтобы превратить их в Мантру. Также он постоянно уничтожал и восстанавливал мир, когда он оказывался недоволен результатом. И всё это, чтобы он мог сделать кого-либо ещё богом, чтобы свалить на него свои обязанности в то время как сам он попытается повторить этот процесс в других мирах.
  • Dragon Age — Создатель. В Церкви Света Его просто обожают, хотя в их священном писании вырисовывается безответственная, капризная и некомпетентная личность, бросающая свои создания на произвол судьбы из-за своеволия единичных народов (предки тевинтерцев начали поклоняться Семерым Богам (Первый Грех), Создатель бросил человечество. Тевинтерские маги вторглись в Его обитель (Второй Грех), проклял весь мир и напустил порождений тьмы). По какой-то причине «влюбился» в варварскую язычницу, а когда её сожгли за восстание против Тевинтера, окончательно бросил весь мир и ушёл на запой (да, Тевинтер Церковь очень не любит). Притом, убеждения Лелианы, представляющая Создателя в качестве огорчённого Отца, её коллеги считали еретическими.
  • The Elder Scrolls — Лорхан (Сеп) для альтмеров и редгардов. Создатель материального мира, лишивший аэдра бессмертия и разорвавший связь эльфов с миром духов.
  • The Sims — игрок в режиме бога. И все способы убить надоевшего сима. Можно, конечно, и хорошего бога отыграть.
  • Sonic the Hedgehog 2006 года — Соляриса можно рассматривать как такого.
  • DOOM EternalДавот, местный Темный Владыка. По его же словам, подтвержденными ВЕГОЙ/Всеотцом, является свергнутым и заточенным создателем всего сущего.
  • Dwarf Fortress — В главном меню игры прямым текстом написано, что называется она не просто «Дварфийская Крепость», а не иначе как «Рабы Армока: Бог Крови. Глава II: Дварфийская Крепость». Армок — создатель этого мира и внутриигровое объяснение случайной генерации мира. Цитата: «Армок, Бог Крови, является единственной постоянной величиной в этих хаотических случайных вселенных. Основной смысл всех войн состоит в успокоении Армока — когда вселенная становится слишком скучной, её кладут на наковальню созидания, чтобы перековать. Разрушение мира Армоком будет неизбежно происходить в большинстве игровых миров. Поскольку цивилизации распространяются повсеместно, а границы исчезают, мир начинает выглядеть однородным. Армок, взглянув на этот упадок с отвращением, исправит этот мир. В общем, когда Вселенная становится слишком скучной, она будет изменена.»
    • Тем самым в роли злого и жестокого божества выступает, внезапно, игрок. ;)
  • Серия игр Silent Hill: таковым видит божество, которое ей предстоит родить, Хизер в третьей части. В первой, второй и четвертой же даются намеки, что Красный и Желтый боги были горазды на кары за грехи, но не слишком-то склонны к всепрощению.
  • Fallout: New Vegas — выживший в Зайоне Рэндалл Кларк считает, что если Бог есть, то Он именно таков. Понятно, что ядерную войну устроили люди, а не Бог, но в нашем довоенном мире и то многие задаются вопросом, почему Бог не прекратит страдания людей.

Визуальные романы[править]

  • Monster Girl Questбогиня Илиас, пускай с прикрученным фитильком.
  • Серия Rance — Лудо-Расаум создавший местный сеттинг по принципу «весь мир — театр, а вы — актеры. забацайте мне драму и покровавей». Остальной пантеон, на правах слуг бога-кита, тоже не подарок, даже если и маскируется под добреньких.

Музыка[править]

  • «Ария», «Палач» — таким кажется Бог лирическому герою. Впрочем, учитывая, что сам Палач во многом архетип антихриста, ещё не факт, что ему кажется правильно и он нашёл именно Бога, а не кого-то ещё.
  • Noize MC, ""Маятник. Часть песни о том, что бог и дьявол — это два альтер эго одной сущности, которая любит поглумиться над людишками, меняя ипостась по очереди.
  • Slayer, God Hate Us All.
    • Троп присутствует и в других их песнях. Например, God Send Death с того же альбома.
  • Motorhead, «God was never on your side» с фитильком. В песне автор пытается разубедить верующих в существовании бога, с оглядкой на плохие вещи совершаемые от его имени, а бог при этом молчит и не обращает на всё это внимание. И их же «Orgasmatron» — исполняется от лица кровожадного бога, правящего миром.
  • Avenged Sevenford, «God Hates Us» — Вроде.
  • Meshuggah, «I Am Colossus» — песня от лица Злого Яхве.

Прочее[править]

  • Animator vs. Animation: именно так анимации видят аниматора. В конце 4-й части субверсия: анимации и аниматор смогли подружиться и даже помогают друг другу.
    • С тех пор он стал нормальным челом.
  • Крипипаста «In Heaven»: здесь Бог — полное чудовище, которому, кроме поклонения, ничего не надо.
    • Крипипаста «Gateway in The Mind» — с прикрученным фитильком. В конце узнаётся, что Бог давно бросил людей на произвол судьбы, ибо после смерти абсолютно ВСЕ страдают.

Реальная жизнь[править]

  • Еесть ряд течений, называемых гностицизмом, предполагающих, что создатель материального мира — злой демиург, который пленил в отягощённой злом материи души, созданные истинным богом. Откуда, собственно, и пошёл Ялдаваоф, он же Саклас. Лишь немногие люди — «пневматики» — в состоянии освободить свой дух из оков этого мира.
  • В буддизме бога-творца нет, но многие более-мнее близкие к этой роли (Мара, как некий сисадмин сансары, либо Яма, заситавляющий умирать и перерождаться) выступают антогонистами.
  • Сами христиане примерно это и проповедовали, только под соусом «Война? Эпидемии? Да вас вообще надо было как котят перетопить!» Сомневающиеся могут ознакомиться с известной проповедью «Грешники в руках разгневанного Бога». Доброту и человеколюбие проповеди можно оценить по одной краткой цитате — «Данная проповедь была прочитана на одном из собраний в 1741 году. Дух Святой посетил многих, из собравшихся в том собрании людей, великим обличением о грехе. Было такое обличение, что люди кричали: я иду в ад! — буквально хватались за столбы здания и скамейки, чувствуя, что проваливаются в вечную погибель». По понятным причинам, в современной церкви вам столь увлекательные проповеди вряд ли расскажут.
    • Это всё шоковая терапия в педагогических целях. Многие христиане уверены, что современные сахарные проповеди не могут вытолкнуть нерадивых из зоны комфорта, нужна встряска, чтобы заставить людей хоть что-то делать! А конкретно эту проповедь автор абзаца выше понял неправильно: её смысл в том, что Бог не хочет никого наказывать даже по заслугам, но злоупотреблять этим снисхождением всё же не стоит.
    • Известная православная икона «Спас — Ярое Око» по степени кирпичестроения сравнимая лишь с позабытым мемом про Свиборга.
  • Традиция богоборчества в духовной культуре человечества зародилась почти одновременно с религией. Причины её зарождения понятны. Главную из них занятно сформулировали кочевники-бедуины в разговоре с путешественником и этнографом Бертоном. «Когда я задал им вопрос: „Зачем вам Аллах?“, то получил ответ: „Если бы нам его только поймать, мы бы его на месте закололи. Кто же, как не он, разоряет наши дома и убивает наших жён и детей?“»
  • Известная надпись, вырезанная на стене концлагеря Маутхаузен: «Если Бог существует, то ему придётся умолять меня о прощении».

Примечания[править]

  1. Нелогично, скажете? С точки зрения последовательного атеиста, скептика или сторонника светского государства, «Синий чёрт ничем не лучше жёлтого чёрта» (с) В.И. Ленин. А тут срабатывают сугубо прагматические соображения. Европейские языческие традиции к XX веку стали исключительно культурным феноменом, в политических идейных пакетах активно не использовалось, так что режимы, декларирующие свою светскость или даже атеизм, тем не менее к язычеству относились заметно дружелюбнее, чем к христианству.
  2. Соответственно, к Нему неприменима мотивация «молитвы — пища богов», которой могли бы руководствоваться более мелкие сволочи при сотворении мироздания и смертных.
  3. Капитан Очевидность докладывает, что «Яхве» у нас это единственный в своём роде всемогущий бог-творец, который божественнее даже других богов если они имеются.
  4. «The Ungodly God born of Man».
  5. Именно так. Не «метафизический враг», а некогда проигравший конкурент. Дополнение, посвящённое божественным коллизиям, так и называется — «Игра богов».