Утренняя Звезда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Satan Is Good. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Если бы бог действительно существовал, следовало бы уничтожить его. »
— Михаил Бакунин
Люцифер.jpg

Итак, у нас есть Единый Бог, Всеотец, создатель и единоличный властелин мира. Он всемогущ, и нет никакой равной ему силы. Всё, что он желает, воплотится. С ним бессмысленно бороться, ведь все смертные и не очень смертные — жалкие черви перед его надмирной вневременной мощью. Все, кто не подчиняются ему, понесут заслуженное, справедливое наказание. Так называемая «свободная воля», или, попросту, склонность грешить, будет искоренена на Земле — силами добрых пастырей, строящих идеальное праведное общество, и на Небе — волей Самого. Во всяком случае, так написано в Библии и так говорят священники. А если подумать? Может быть, если бы бог был настолько всемогущ, ему не надо было бы ни с чем бороться и ничего искоренять, так как он просто с самого начала сделал всё так, как ему надо? Да нет, у бога был равный (или хотя бы сравнимый по силам) Противник. Высший из ангелов, поднявший мятеж. Утренняя Звезда. Люцифер.

Сей троп — перевод более древнего архетипа — Прометея — на язык христианской символики. Бог — автор запретов и ограничений, а Сатана, как его враг — тот, кто стремится эти запреты сломать. Образ благого Люцифера опирается на некоторые изначально присущие Люциферу библейскому черты: свободолюбие, бунтарство, познание. Во времена феодализма и абсолютных монархий они, по понятным причинам, были не очень-то в почёте, так что и обладать ими был достоин разве только самый главный гадский гад (а вот его прихлебатели и гады помельче — уже нет, эгоистичный Сатана свободой не поделится). В Возрождение эти моральные стандарты всё чаще стали подвергаться пересмотру (уже Люцифер из «Потерянного рая» Мильтона во многом близок к образу Утренней Звезды, хотя он всё ещё злой), а в Новое Время вообще восторжествовала атеистическая этика гуманизма, согласно которой бунтарство — не всегда хорошо, но и не есть нечто плохое априори. Если власть злая, восставать против неё можно. Если бог тоже злой, то Люцифер может быть добрым (но может и не быть).

В то время, как Прометею приписывается создание технологий (огонь — только то, что окончательно достало Зевса), со светлым Люцифером всё радикальнее: ему может приписываться создание самого человеческого разума. Да, библейская история о грехопадении, если вдуматься, о том, что Адам и Ева сильно изменили себя — настолько, скажем, что стали стыдиться наготы, хотя раньше не делали этого, и, конечно, это было не единственным следствием.

Однако на язык христианской символики античный троп переводится не идеально. Потому что боги, против которых бунтует Прометей, ни сами не позиционируют себя ни как всеблагих (как просто благих — могут), ни как всемогущих (случалось им и умирать, и по морде получать), ни как всеведущих (а иначе зачем бы им помощь прорицателей — включая, кстати, и самого Прометея!), ни фактически не являются таковыми. Чтобы сюжет об Утренней Звезде вообще был возможен, образ его антагониста неизбежно должен быть низведён до того же уровня. Ибо если Он всемогущ и всеведущ, но не всеблаг — то у него нет мотивации терпеть бунт соратников, которая есть в всеблагого Единого, он задавит самую его возможность, стоит только УЗ о ней задуматься. Если же он и хотел бы так поступить, но не может (то есть, или не всеведущ, или не всемогущ, или ни то, ни другое) — значит, он не есть Единый Бог и должен описываться в другой статье.

Соответственно, это троп «Мелькор был хорошим» в применении к Библии и вообще христианской мифологии. От простой инверсии отличается тем, что Люцифер не пишет своих заповедей, он только подсказывает, как нарушить чужие. Утренняя Звезда — не справедливый небесный царь (как Единый Бог в незлом варианте), а бунтарь и тираноборец.

Возможная субверсия — классический злобный Сатана, которому прикольно, когда люди мучаются, но который ради своих политических интересов среди смертных поддерживает хорошую репутацию и часто прибегает к имиджу Утренней Звезды.

Где встречается[править]

  • В представлениях некоторых современных сатанистов Люцифер изображён как раз Утренней Звездой.
  • А ещё так называется оружие. И в его честь взял себе псевдоним один печально известный музыкант…

Литература[править]

  • Байрон, мистерия «Каин» — Люцифер. При этом он, простите за каламбур, далеко не «ангел»: «Пади и поклонись мне как владыке!».
    • И «Лучафэрул» Эминеску.
  • М. Ю. Лермонтов, «Демон».
  • Шелли, «Возмущение ислама»:
«

Он был как свет, что дышит в вышине, На тучах золотых, в лазури ясной, С Предутренней Звездою на челе, Он юношей крылатым мне явился, Возник он опьяненьем в сладкой мгле. И так дышал, так близко наклонился, Взглянул, к губам прильнул, красив и смел, И долгий поцелуй запечатлел. И молвил: «Любит Дух тебя, о дева, Как, смертная, достойна будешь ты?»

»
— Перевод К. Бальмонта

Чтобы читателю было ясно, к чему отсылка: эта девушка в битве между Орлом и Змеей на стороне Змеи, очень удивляя этим рассказчика.

  • Анатоль Франс, «Восстание ангелов». 1914 год, между прочим.
  • Роберт Хайнлайн, «Иов, или осмеяние справедливости»: Яхве — злобный склочный самодур; его брат Люцифер — мужчина в самом расцвете сил, большой любитель шуток (подчас весьма болезненных) и воздающий по делам (а не по тому, насколько дела соответствуют священным писаниям). Своеобразный «Мастер и Маргарита» made in USA.
  • Пулман, «Темные начала» — с прикрученным фитильком: Дьявола как такового в книгах не имеется, вместо него объединение множества рас под предводительством человека лорда Азриэля. Впрочем, сюжет об падших ангелах появляется, да и Ксафанию — предводительницу мятежных ангелов — при желании можно так обозвать.
    • Кажется упоминалось, что Люцифер когда-то существовал, но погиб в ходе своего восстания.
  • Вадим Арчер, «Выбравший бездну».
  • Алан Кэмпбелл, Scar Night — Церковь служит Богу живущему прямо под ней в Бездне, который был низвергнут в неё после того как вместе с армией ангелов поднял восстание против бога на небесах.
  • Роджер Желязны:
    • «Снова и снова» — Люцифер-Прометей-Локи в лице неименуемого протагониста.
    • «Джек из Тени». Его там так и зовут — Утренняя Звезда, но тут он падший, лишённый могущества и заточённый другими богами прямо на границе дня и ночи.
  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев» — субверсия. Верховный страж Мрака Кводнон, аллюзия на Люцифера, пытается выглядеть перед своими приспешниками как благородный бунтарь и взломщик системы, однако на деле уже переродился в старого доброго Сатану.
  • О. Волховский, «Люди огня» — инверсия. Дьявол, уставший быть палачом Всевышнего, пытается причинять людям добро и наносить пользу. При этом стремится к своей цели как раз через установление радикальных запретов: согласно его программе, необходимо отобрать у людей свободу выбора и «приказать» им стать добрыми и счастливыми.
  • Мария Корелли, «Скорбь Сатаны» — Люцифер выступает трагической фигурой, вынужден находиться на Земле из-за грешности человечества, но при этом больше всех хочет найти людей, не подвластных его соблазнам.
  • «Отблески Этерны» — уникальный случай, когда и Леворукий (невинно оболганный принц древности, а ныне страж межмировой цитадели) на самом деле хороший, и Четверо во главе с Создателем — тоже без дураков благие.

Фанфики[править]

Телесериалы[править]

Комиксы[править]

  • DC Comics (а заодно и Vertigo) — Люцифер Морнингстар. Фактически, так и остаётся после своего восстания правой рукой Господа в качестве администратора Ада. Отлично играет на пианино.
  • «Бесобой» — Сатана здесь воплощает именно этот архетип.

Аниме и манга[править]

  • Shoujo Kakumei Utena (манга) — имя Акио само по себе означает «утренняя звезда», кроме того, в оригинальной манге Тихо Сайто он был «злой половиной» принца Диоса, восставшей против слишком сердобольного альтер-эго. Душа Диоса переселилась в Утэну, а Акио стал своего рода тёмным Прометеем академии Оотори, манипулируя учениками в своих целях и открывая им глаза на неприглядные стороны этого мира.

Визуальные романы[править]

  • Monster Girl Quest — Люцифина, мать протагониста, была первым падшим ангелом, восставшим против не очень хорошей Илиас. Собственно, Утренняя звезда — это её прозвище, а также название её любимого приёма. Хотя роль Прометея здесь отыгрывает не она, а другой, менее однозначный персонаж.

Настольные игры[править]

  • Настольный сеттинг «Демон: Павший» из старого Мира Тьмы обыгрывает тему зигзагом: Люцифер честно хотел как лучше для людей. Он даже бунтовщиком становиться не собирался, у него и других мятежных ангелов просто просто взорвался мозг от взаимоисключающих приказов бога (который, в свою очередь, вёл себя именно как Злой Яхве и в том, чтобы ни за что не дать людям возможности подняться на уровень разумного существа, и в том, чтобы покарать тех, кто всё-таки поднялся). Но во время войны между ангелами мятежными и верными хозяину, значительная часть первых сначала решила, что может решать, как людям лучше, за самих людей, потом — что частью из них можно и пожертвовать… Привело всё это только к тому, что армия повстанцев разложилась и распалась, потерпела поражение и была низвергнута в Ад, где павшие ангелы от сознания того, что их прокляли и бросили, а также от перенесённых мучений так-таки мутировали в классических чертей с рогами, которым в радость кого-нибудь зверски мучить и пытать.
    • Но именно что Люцифер играет троп напрямую! Без всяких зигзагов, как его маломощные подручные. Ни в какое чудовище он не превращался, да и в Бездну-то не попал (врата захлопнулись прямо перед ним, не дав разделить участь с другими ангелами). Конечно, многие его действия вызывают вопросы, но… он именно что классический образец тропа без всяких зигзагов.

Реальная жизнь[править]

  • В синкретической религии езидов местный Люцифер — Тавуси-Малак — хороший, почти как Мелькор в ЧКА, с поправкой лишь на то, что и Бог тоже вовсе не плох. Одна из езидских священных книг так и называется — Чёрная книга («Масхафе Раш»). Согласно представлениям езидов, Тавуси-Малак был ввергнут в ад за то, что отказался поклониться Адаму, но за семь тысяч лет затопил его слезами, оплакивая судьбу грешников, и был прощён и восстановлен во главе ангелов (на которых езидская религия сосредоточена куда сильнее, чем на Боге).
    • Сходную религию исповедуют соседи езидов, шабаки, со своей священной книгой «Буйрук».
    • Как нетрудно догадаться, езидам в окружении мусульман приходится весьма непросто — их принимают за сатанистов.
  • В теософии Блаватской-Рёрихов светлое люциферическое начало (даже не всегда персонализированное) противопоставляется тёмному ариманическому. Правда, как раз-таки Единого Бога в этих верованиях нет, все ангелы, демоны и кальмары космические иерархи — создания строго материальные, пусть и «тонкие».

Нет, не тот[править]

Вот такой.

Если словосочетание «Утренняя звезда» услышит махаянский буддист, он подумает о бодхисаттве Акашагарбхи, а точнее — о его «мантре утренней звезды» и соответствующей «практике утренней звезды» в ветке японского буддизма Сингон, которая начинается за 50 или 100 дней до солнечного или лунного затмения, и в ходе которой эта далеко не короткая мантра должна быть начитана миллион раз. Хоть в махаяне есть разные бодхисаттвы, включая гневных защитников, конкретно Акашагарбха не выглядит похожим на чёрта, вопреки такому интересному совпадению в названиях.

См. также[править]