Американская история ужасов: Нью-Йорк
Американская история ужасов: Нью-Йорк (анл: American Horror Story: NYC) ― 11 сезон американской телеантологии «Американская история ужасов». Вышел в 2022 году.
Сезон полностью посвящён проблемам жизни ЛГБТ-сообщества. Действие разворачивается в Нью-Йорке 1980-х и рассказывает о ловле маньяка, жестоко убивающего людей. Найдётся место и мистике, и даже метафорам: один из местных злодеев олицетворяет одну из пришедших в те года бед.
Сезон немного связан с остальными буквально одним камео.
Старые актёры, кроме Билли Лурд, Денниса О'Хэра и Лесли Гроссман отошли на второй план, а на первый вышли новички: Рассел Тови, Джо Мантелло и Чарли Карвер. Вернулся после долгого отсутствия Закари Куинто. На втором плане появился известный комик Кэл Пенн (серия фильмов «Гарольд и Кумар»).
Сезон получил не самые высокие оценки критиков и зрителей (71% на Rotten Tomatoes) и стал первым сезоном в истории сериала, не получившим ни одной номинации на Эмми и в целом ни одной награды. Также он стал последним для Райана Мёрфи, на 12 сезоне шоураннер уже новый.
Сюжет[править]
Весь сюжет крутится вокруг ЛГБТ-сообщества начала 1980-х годов и объединяет три основных сюжетных линии:
В Нью-Йорке случается серия убийств в среде геев. Кто-то ловит их по ночам, жестоко умерщвляет и расчленяет. Полиция потом постоянно недосчитывается у жертв отдельных органов, а у одного из убитых вообще голова пропала. Самое смешное, что главный подозреваемый известен и спокойно ходит по улицам, потому что у полиции нет оснований для ареста, да и вообще мало кто горит желанием вставать на защиту меньшинств, всё таки эпоха толерантности ещё не наступила и отношение к лицам нетрадиционной ориентации такое, что многие скорее будут защищать самого маньяка.
Фоном случается ещё одна беда, в город приходит некая болезнь. Доктор Ханна Уэлс пытается безуспешно предупредить об этом правительство, но вместо этого приходит к выводу, что правительство эту болезнь и пустило. Общего у этой болезни и маньяка то, что она тоже в основном убивает геев. Передаётся она половым путём и через контакт с кровью. В общем, вы поняли, речь идёт о ВИЧ-инфекции, при отсутствии лечения перетекающей в смертельную болезнь СПИД, а в то время никто не знал об эпидемии. Из-за всего этого пути Ханны пересекаются с людьми нетрадиционной ориентации.
Третья линия мистическая. Когда из-за болезни и маньяка начинают массово умирать геи, появляется не то демон, не то призрак, именуемый некоторыми персонажами Большим Папой. Он выглядит как типичный персонаж мужицких гачи-фильмов, только лицо закрывает маской. По непонятной причине, он некоторых просто преследует, кого-то защищает, а иногда не прочь и убивать. Что ему надо и какое он имеет отношение ко всему непотребству ― придётся узнать.
А делаем мы это с помощью главного героя ― полицейского Патрика. Он внешне выглядит как типичный альфа-самец из полицейских сериалов того времени, но при этом тоже придерживается не самой традиционной ориентации. У него есть мужчина, журналист New York Times Джино, и бывшая жена, до сих пор не потерявшая к нему чувств и понемногу сходящая с ума. Все эти три линии сойдутся вокруг них.
Персонажи[править]
- Патрик Рид (Рассел Тови) ― главный герой сезона. Детектив полиции, расследующий убийства в Нью-Йорке. Он являет собой типаж типичного брутального полицейского из старых фильмов, но его нынешний мужчина Джино описывает как не очень умного человека. Ранее был женат на Барбаре и до сих пор дружит с бывшей. В целом довольно добрый человек, но скрывающий мрачные тайны.
- Адам Карпентер (Чарли Карвер) ― второй главный герой. Это молодой гей возраста, работающий моделью. Он идеалист и мечтает о толерантном мире, где люди вроде него смогут жить открыто и не страдать от нападок общества. В сюжет попадает, когда Большой Папа убивает его друга, такого же как он.
- Джино Барелли (Джо Мантелло) ― главный редактор газеты The Downtown Native и мужчина Патрика. Назвать его парнем не получится из-за возраста. Ветеран войны, общественный активист, открытый ненавистник полиции, несмотря на отношения с её представителем. Довольно смелый и самоуверенный (на грани с самовлюблённостью) человек.
- Сэм (Закари Куинто) ― очень состоятельный продавец произведений искусства. Его связывает с Патриком давняя тайна: несколько лет назад они вдвоём случайно убили человека. Человек спорный, да ещё и обладает явными психическими расстройствами.
- Тео Грейвс (Исаак Пауэлл) ― молодой фотограф, увлекающийся поиском красивых образов там, где их не видят другие. У него быстро появляются отношения с Адамом, несмотря на несоответствие характеров: Тео полигамный эгоистичный гедонист. А ещё у него очень тяжёлые отношения с Сэмом, повлияющие на сюжет. Его смерть ― один из самых депрессивных моментов сериала.
- Уйтли (Джефф Хиллер) ― серийный убийца, расчленяющий геев в Нью-Йорке. Это ветеран войны и бывший помощник Генри, помогавший ему избавляться от трупов. Из-за такой работы сошёл с ума и решил поиграть во Франкейнштейна, сделав монстра из частей тел других людей.
- Большой Папа (Мэтью Уильям Бишоп) ― сверхъестественное существо, выглядящее как огромный качок в кожанном БДСМ-костюме. Он преследует многих главных героев, непонятно чего желая. Иногда убивает. При этом он бессмертный, обладает способностями к телепортации. Что интересно, преследует и натуралов, так что дело явно не в ориентации. Дело в болезни. Большой Папа, это воплощение ВИЧ-инфекции, преследующей носителей на протяжении всей жизни. А в терминальной стадии ВИЧ превращается в СПИД и убивает больного. Это Папа и делает.
- Барбара Рид (Лесли Гроссман) ― продавщица обуви, бывшая жена Патрика. Самый несчастный персонаж сезона, т.к. не смогла отпустить бывшего мужа и до сих пор не скрывая его любит. Но просто дружба, это всё, на что она может рассчитывать. Из-за всего этого она постепенно сходит с ума.
- Ханна Уэлс (Билли Лурд) ― вирусолог, одна из первых обнаружившая некую болезнь, пришедшую непонятно откуда. Даже выдвигает предположение, что это биологическое оружие правительства. Пол сезона пытается предупредить общество об опасности, но безуспешно. В итоге заражается сама и быстро умирает.
- Генри Грант (Деннис О'Хэр) ― наёмный убийца, знакомый Патрика и Джино. Влюблённая парочка нанимает его для помощи в поимки маньяка. Успешно, маньяка ловят, но Генри успеет побывать на мясном столе психопата и остаться с обезображенным лицом.
- Фрэн (Сара Бернард) ― журналистка The Downtown Native, рассказавшая Ханне свою теорию о том, что новая инфекция создана правительством. Да ещё и не просто какими-то учёными, а русскими! Позже она в поисках подработки устроилась работать гадалкой и внезапно обнаружила в себе настоящие способности предсказательницы, несмотря на то, что сама в это не верила.
Связь с другими сезонами[править]
Её почти нет, но появляется один персонаж, который был во втором сезоне ― демон Шахат. Благодаря этому сезон связан с основной вселенной АИУ. Это немного, но уже больше, чем будет в 12 сезоне, вообще никак не связанном ни с чем[1].
Тропы и штампы[править]
Сюжетные[править]
- А власти скрывают ― Фрэн искренне верит, что ВИЧ разработало правительство. В принципе, таких и в реальности немало, но вот сериал нам намекает, что это правда
- Автобус вернулся ― после второго сезона вернулся демон Шахат. Заодно и привязал сезон к основной вселенной сериала.
- Внезапная мистика ― внутримировой пример: Фрэн приходит работать гадалкой прекрасно понимая, что все эти карты Таро полная глупость, но внезапно они начинают показывать правду, когда к ней приходят Тео и Адам.
- Всё так и было ― сериал предлагает свою историю обнаружения ВИЧ-инфекции, не совсем соотносящуюся с реальностью.
- Даже у зла есть стандарты ― Генри работает киллером мафии, но чувствует свою вину из-за того, что Гидеон работал на него в начале своей маньяческой карьеры. Из-за этого он помогает главным героям.
- Дойти до самоубийства ― возможная судьба Ханны после заражения ВИЧ-инфекцией.
- Какой ни есть, а он за нас ― единственная причина, почему все терпят Сэма, это то, что он может помочь и связан с Патриком одной тёмной тайной. При этом он сам далеко не хороший человек, социопат, садист, да ещё и серийный насильник. Так что тут ещё и троп зло против зла.
- Красивый — не значит хороший ― когда Сэм снимает маску с Большого Папы, мы видим под ней ангельской внешности молодого парня. Он на тот момент уже убил кучу невинных людей.
- Момент губастого аллигатора ― эпизод с гаданием, когда Фрэн внезапно начала выдавать Тео карты со смертью, да ещё этих карт выдавалось больше, чем было в колоде. Это ни на что не повлияло, про это не вспоминало и нужно было только для нагнетания жути.
- Платоническая любовь ― у Адама с Ханной.
- Правда Кассандры ― Ханна в начале сериала безуспешно пытается предупредить правительство о новом вирусе, пришедшем в Америку. Не получается, а ведь это была ВИЧ-инфекция.
- Пытки - это серьёзно ― Джино подвергается пыткам, когда его ловит Гидеон. Перечислять эти пытки не будем, там жуть.
- Слезогонка ― сцена смерти Тео (с поправкой на нетрадиционную эстетику, присутствующую в этой сцене). Ну и плюс смерть Патрика туда же, да и одно из видений Сэма довольно грустное.
- Смена антагониста ― серийный убийца Гидеон, кажущийся главным злодеем сезона, гибнет довольно быстро. На его место встаёт Большой Папа, настоящий главный злодей.
- Умереть может каждый ― в конце сезона Адам и Генри остаются единственными выжившими главными персонажами.
Персонажи[править]
- Адский папаша ― такой был у Патрика. Бил, оскорблял и оставил кучу психологических травм, но зато сподвигнул его стать офицером полиции.
- Антигерой ― Генри, хоть и наёмный убийца, но в свободное от работы время помогает хорошим парням.
- Антропоморфная персонификация ― Большой Папа вполне очевидно олицетворяет ВИЧ, а его убийства ― СПИД.
- Бесстрашный журналист ― Джино. Не боится ни коррумпированных копов, ни мафии, ни серийных убийц.
- Военный социопат ― Гидеон, прежде чем стать серийным убийцей, прошёл Вьетнамскую войну.
- Гедонист ― Сэм. Употребляет наркотики и делает всякие плохие дела чтобы удовлетворить потребность постоянно испытывать удовольствие.
- Герой с плохой репутацией ― Джино из-за тяжёлого характера неприятен почти всем вокруг, но он всё равно помогает людям и не разочаровывается в них даже после столкновения с серийными убийцами и мафией.
- Крутой гей ― внезапно тут таких почти нет, разве что с натяжкой подходит Чарли. Почти все представленные люди нетрадиционной ориентации имеют те или иные недостатки, от тупости (как в случае с Патриком) до жуткого козлизма. А всё потому что создатель сериала сам гей, но никогда не пытался быть частью повестки[2].
- Персонаж-загадка ― Большой Папа. Мы не знаем кто он и что, он внезапно появляется и исчезает, ведёт себя непредсказуемо, понятно только что он жуткий. Хотя потом мы понимаем, что это живое воплощение СПИДа.
- Полицейский-ковбой ― Патрик при поимке маньяка не сильно заморачивается законами и всякими формальностями. Когда он находит убийцу, то не церемонится и просто простреливает ему голову.
- Сыщик-любитель ― Адам, хоть и очень настойчивый.
Антураж и стилистика[править]
- Большое яблоко ― действие сериала происходит в Нью-Йорке конца ХХ века.
- Неоновые восьмидесятые ― основное действие происходит в 1980-х. Эпоха раскрыта неплохо.
- Конец истории ― а вот в последних сериях немного покажут девяностые.
Мета[править]
- Не в ладах с биологией ― сериал то ли намеренно, то ли нет неправильно показывает историю возникновения ВИЧ инфекции. В реальности нулевой пациент (по самой популярной версии) заболел очень интересным способом. Гуглите сами, если оно вам надо. Но в сериале её принесли олени и заразили людей во время отстрела этих самых оленей.
- ну и есть менее заметные ошибки, вроде того, что у нескольких персонажей СПИД диагностируют по пониженным эритроцитам, хотя к реальности это не имеет никакого отношения.
- также неправильно показывают сам ВИЧ. ВИЧ, это инфекция, сама по себе она не вызывает смерть и развивается годами. СПИД, это болезнь, осложнение от ВИЧа и он возникает долго, иногда люди успевают состариться, так и не заболев, да и после начала болезни нужны месяца или года, чтобы он убил человека. Но у нас в сериале персонажи мрут только так. Особенно это заметно на примере Ханны, заразившейся ВИЧем после секса с Адамом и умершей ещё до рождения ребёнка. Болезнь не работает так быстро.
- Темнее и острее ― 11 сезон стал наверное самым мрачным сезоном в истории сериала. И это при том, что есть Психушка и Цирк уродов.
Примечания[править]
Американская История Ужасов | |
---|---|
Основной сериал | Дом-Убийца • Психушка • Шабаш • Цирк Уродов • Отель • Роанок • Культ • Апокалипсис • 1984 • Двойной Сеанс • Нью-Йорк • Нежность |
Спин-оффы | Американская История Преступлений • Американские Истории Ужасов |