Умереть может каждый

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Что это за игра, где никто не умирает? — доказывал Оська. — Живут без конца!.. Пусть умрёт кого жалко. »
— Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»
« Читая другие — более предсказуемые — книги, вы твёрдо знаете, что с главным героем ничего не случится. В какие бы передряги он ни попадал, какие бы напасти бы на него ни сваливались — он всё равно справится… В реальном мире так не бывает, и я хочу, чтобы мои книги были реалистичными, поэтому в моих книгах никто не застрахован от смерти… Фэнтези часто слишком предсказуемо, там есть герой, он избранный, его всегда оберегает судьба. Я не хочу, чтобы так было в моих книгах. »
— Джордж Мартин
« Будущее — темное место. Мы все там умрем. »
— Марк Лоуренс «Император Терний»

Иногда создателей книг, кино и сериалов самих задалбывают детская неуязвимость и сортировка смертности. Иногда им надоедает убивать «третьего орка в пятом ряду», чтобы создать видимость серьёзного мочилова. И даже жертвенный лев, а уж тем более жертвенный агнец не могут удовлетворить авторскую ненависть к шаблонам, по которым герой и его девушка должны выходить живыми-невредимыми из любой мясорубки. И тогда кровожадный автор объявляет героям войну не на жизнь, а на смерть.

Отныне умереть может каждый. И смерть — это преимущественно смерть навсегда.

В самом деле, жанровая смекалка может испортить поднаторевшему зрителю всё удовольствие и погубить чувство сопереживания персонажам. Но если умереть может каждый — чувства освежаются и обостряются. В конце концов, алгоритм «умереть может каждый» приближает нас к реальной жизни, где это в самом деле может случиться с каждым.

Само собой, такой подход к работе означает, что либо работа будет очень короткой, либо в ней должно быть дофига персонажей. Причём, второй вариант хуже, ибо через некоторое время читатель/зритель вырабатывает иммунитет к этому приёму и просто перестаёт эмоционально привязываться к персонажам. А нет эмоциональной привязки — теряется сопереживание. И в итоге становится даже хуже, чем с сюжетной бронёй.

Не путать с алгоритмом «Убей их всех». И со сказочной смертью не путать тоже.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — не все положительные или отрицательные герои доживут до финала.
  • «Отблески Этерны». Вера Камша старательно косплеит Мартина. Педаль в асфальт — опубликованный ею самой в интернете список тридцати трёх персонажей, из которых, по утверждению автора, «выживет ровно половина». Да-да, именно 16 с половиной героев, что бы это ни значило. Дело было в далёком 2006-м, когда свет увидали лишь три тома из нынешних десяти, и пока что список еще не завершён.
  • Сергей Мусаниф, цикл «Правила стрелка». Вроде бы пародийная серия, вроде бы весёлое лёгкое фэнтези. Но к концу сюжета безвозвратно погибает один из неубиваемых, казалось бы, юмористических персонажей, оказывается «изначально мёртвым» другой колоритный персонаж и лишается жизни кое-кто из главных героев.
    • Автор вообще любит этот троп. Читавшие трилогию «Имперские танцы» могут вспомнить свой когнитивный диссонанс при чтении первых глав третьей книги Во временном промежутке между второй и третьей книгой главный герой умирает от инсульта. Обычного инсульта. Да, учитывая происходящее вокруг него, это ни капли не удивительно, но всё же.. Или крайне неожиданную, но, внезапно, абсолютно логичную гибель главного героя в «Возвращении чародея»
  • Владимир Васильев, «Чёрная эстафета». Здесь, скорее, уместно говорить о принципе «умереть должен каждый».
  • Александр Афанасьев, «Период распада». Из основных сюжетных персонажей к финалу цикла погибла примерно половина. Это если не принимать в расчет случаи массовой гибели в результате теракта/артобстрела/авиаудара.
  • Бушков, цикл «Сварог». Что читатель, забыл про пророчество Лесной девы? А зря — Странная Компания гибнет ровно так, как предсказано.
  • Не помню, к сожалению, кто — Самуил Маршак или Корней Чуковский — в книге про своё детство вспоминал, что он очень не любил книги с плохим концом, поэтому старался выбрать книгу, где повествование велось от первого лица. К сожалению, как показала практика, это ничего не гарантировало: за несколько страниц до конца повествование вдруг могло прерваться строкой, состоящей из точек, после которой уже от лица другого персонажа сообщалось, что главный герой трагически погиб…

На других языках[править]

  • «Илиада» же!
  • «Хвала и Слава» Ярослава Ивашкевича. А чего вы хотели от весьма реалистичного романа в котором действие начинается в Одессе в 1914-м и кончается в Варшаве в 1946-м?
  • «Сильмариллион» Дж. Р. Р. Толкина. Из лордов эльфов, отправившихся в Средиземье, до конца Первой Эпохи дожили только Галадриэль и один из семи сыновей Феанора. Причем последний (Маглор «Песнопевец», второй по старшинству сын Феанора), возможно, спятил, а если и не спятил, то жить дальше ему стало настолько невыносимо, что нигде в истории он больше не светился (по одной из версий — в конце концов бросился в море). У людей, смертных по жизни, всё сложилось ещё хуже.
  • Айра Левин, «Поцелуй перед смертью». Кто сначала посмотрит фильм — испортит себе всё впечатление.
  • «Песнь Льда и Пламени». Джордж Мартин — серийный убийца героев (см. второй эпиграф). И тем не менее, персонажи у него не погибают «просто так для реалистичности». Смерть почти всегда логически обоснована и за каждой смертью следует новый виток сюжета. Тем не менее, даже статус POV-а или важного для сюжета персонажа абсолютно не гарантирует иммунитет к смерти. Сколько Старков или Ланистеров читатель считал главными героями на начало серии? А сколько из них дожило до конца пятого тома?
    • Тот самый случай, когда вырабатывается иммунитет. После Красной Свадьбы автор этой правки читал, с кривой ухмылкой загибая пальцы: ушел, ушел, ушел, надо же, выжил, надолго ли, ушел, ушел…
  • «Ведьмак». Пан Сапковский — серийный убийца № 2. Из второстепенных героев полегла как минимум половина, да и из главных выжили далеко не все, включая главного героя. В видеоигровых сиквелах он поправился, причём намёк, что он таки именно поправился (а не, скажем, воскрес, и не находится в посмертии) есть и в финале книги. Живот-то перевязан бинтами!.
  • «Гарри Поттер», начиная с четвёртой книги. В седьмой так вообще маму Ро будто Мартин покусал, Вторая магическая война не спрашивает персонажей насколько они важны — шальную Аваду может поймать любой. Вы на самом деле думали, что это детская сказка?
    • Клоунада в ОТ и Пожиратели, резко разучившиеся пускать эти самые Авады в моменты, когда это действительно необходимо, подтверждают — детская. При "взрослых" раскладах школьников бы уложили без каких-либо шансов. И таких моментов на самом деле полно.
  • Любая книга Стивена Кинга.
  • Вероника Рот, «Дивергент». В конце последней книги трилогии умирает главная героиня — Трис, еле успев выполнить свою цель.
  • Кэтрин Курц, «Хроники Дерини». Внезапные и зачастую крайне болезненные смерти большинства главных героев. О второстепенных и говорить нечего.
  • Стивен Эриксон, «Малазанская книга павших».
  • Пол Стюарт, «Хроники края». Градус смертности второстепенных персонажей неожиданно высок для детских книг.
  • Эрин Хантер. «Коты-воители» же! По признанию коллектива авторов, за смерти в книгах отвечает Виктория Холмс, редактор серии.
  • Р. Скотт Бэккер, Князь Пустоты. От смерти не застрахован никто: ни короли и полководцы, ни могущественные маги, ни дуниане. Из целой россыпи значимых персонажей, с которыми мы познакомились в начале серии, до конца первой трилогии дожила от силы половина. До конца второй — двое Друз Ахкеймион и Эсменет. А ведь впереди еще третья трилогия! Причём смерть приходит во всех возможных обличиях — от стилета наёмного убийцы и гибели в бою до банальнейшей дизентерии в походном лагере и перелома шеи от падения с лошади.

Кино[править]

  • «Бесславные ублюдки»: из 20 ведущих персонажей лишь трое добрались до финала.
  • Практически любой фильм Гая Ричи.
  • «Последний из могикан» (экранизация 1992 года) удивляет зрителя тем, что внезапно умирают совсем не те персонажи, которые умерли в романе.
  • «Чужой»: те, кто смотрит этот фильм сейчас, когда Сигурни Уивер уже признанная суперзвезда, совершенно не представляют себе впечатления от первого просмотра фильма в те годы, когда она была совершенно неизвестной актрисой, а всех, кто умер раньше неё, играли звёзды вроде Тома Скерритта.
  • «Чужой 3»: Из всех героев остается в живых только второстепенный персонаж Морзе (и то, скорее всего парня ждет незавидная судьба закончить свои дни в самом глухом изоляторе корпорации «Weyland-Yutani». И это в лучшем случае). Да, да, Эллен Рипли тоже не выживает.
    • Но в следующем фильме её клонируют. Спасибо Джоссу Уэдону.
  • «Кингсмэн» — чего-чего, а этого от трэш-комедии про суперагентов ожидаешь меньше всего. Суперагенты мрут как мухи, зачастую — ни за что.
    • «Кингсмэн: Золотое кольцо» давит педаль в асфальт.
  • Если в «Светлячке» неубиваемые персонажи ещё были, то в фильме-сиквеле «Миссия „Серенити“» это исправили.
  • «Варкрафт»: до финала дожило меньше половины поименованных персонажей, а вот Каллану, Мороузу, Дуротану, Дреке, Медиву, королю Ллейну, обоим его командирам и Черноруку повезло куда меньше.
  • «Тайна семи сестёр» — главные героини несут по ходу фильма потери.
  • «Звезда» (2002-го года) — разведгруппа гибнет в полном составе, тем не менее выполнив поставленную задачу. Не сказать, что этот троп здесь неожидан — советский и российский синематограф о Великой Отечественной любит показывать, что за победу заплачено очень дорогой ценой.
  • «Центурион» — выжили только протагонист и отшельница
  • «Рыцари королевства Крутизны»: из хреновой тучи главных и второстепенных персонажей выживших к финалу можно пересчитать по пальцам одной руки.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов»: создатели сериала давят педаль в земное ядро — то, что персонаж в книжной серии был милостиво оставлен в живых Дедом-в-Кепке, вовсе не является гарантией того, что ему точно так же повезет в телевизионной версии. Особенно теперь, когда сериал уже вырвался вперёд
    • В последних сезонах полностью похерено — «главные» герои стали выпутываться из опасностей самыми невероятными способами, выживать в тех ситуациях, где в произведении другого жанра должны были гарантированно погибнуть — короче, иммунитет главных героев (хоть протагониста по-прежнему нет) начал работать во все поля. Даже когда одного из персонажей убили — почти никто не поверил, что он умер взаправду окончательно. И верно: воскрес-таки, зараза. «Не самые главные, но ещё нужные» тоже в огне не горят и в воде не тонут (Серсея, Джейме, Бронн) или потом выздоравливают (Пёс, Джорах), а иногда даже мистически уцелевают и сами это подсвечивают (Сэм, которого два дозорных били смертным боем). Гибнут только сюжетно неважные или уже ненужные персонажи. И этот цирк только продолжает набирать обороты…
      • Справедливости ради: без такого, с позволения сказать, «цирка» — а на самом деле вынужденной и разумной меры со стороны автора — сюжет, особенно фэнтезийный (не забыли?), пополз бы по швам, обрушился бы, и стало бы неясно, зачем вообще было тревожиться сочинять. Никто не прорабатывает настолько скрупулёзно нескольких героев и их миссию «лишь для того, чтобы они потом глупо погибли, не доживя до финала, ура, реализм». Сам Джордж Мартин подтвердил это — и признал, что он всего лишь «дразнил» читателей, с самого начала предназначив в «главные герои и мастера выживания» Джона, Дени, Тириона, Арью и Брана, но до поры скрыв и замаскировав это, в частности введя нескольких фальшивых главных героев (Неда, Робба, фальшивую тритагонистку Кейтилин…). «И всё равно вы пока не знаете, кто из Великой Пятёрки доживёт до последней строки и последнего кадра, и в каком состоянии! А Кейтилин, очень живенькая для мёртвой, ещё сыграет важную роль в книгах. Я время от времени умоляю продюсеров сериала, чтобы они вставили в него нежить-Кэт хотя бы в качестве камео»(с) Дж. Р. Р. М.
  • «Остаться в живых» тоже славится своим высоким рейтингом смертности персонажей.
  • «Баффи — истребительница вампиров» и «Ангел»: в «Баффи» умирают навсегда трое из семи главных персонажей сериала, в «Ангеле» — четверо из девяти, и это не считая симпатичных второстепенных персонажей.
  • То же самое с сериалом «Плохие», где практически все второстепенные герои погибают, едва появившись в кадре.
  • В сериале «Джессика Джонс» погибает заметное число героев второго плана, да и в целом ситуации, где жанровая смекалка подсказывает, что персонажи спасутся, часто оканчиваются смертями.
    • Остроты добавляет то, что это сериал по комиксам Marvel — где, как гласит правдивая шутка, «навсегда умирает только дядя Бен».
  • «Сверхъестественное» — в поздних сезонах братья даже жалуются на повышенную смертность близких им людей. В одной из серий создатели давят педаль в пол, начиная убивать выживших персонажей из первых сезонов.
  • Тёмная материя. Как второстепенные персонажи, так и главные герои мрут как мухи. В одной из серий экипаж корабля «Раза» умудрился даже взорвать (непреднамеренно!) целую планету со всем её населением.
  • «Викинги» — жизнь викингов смертельно опасна, вот и мрут важные персонажи здесь как мухи, не исключая любимцев публики: Эрик и Лейф, Кауко, Арне, Торстейн, Тостиг, Этельстан, не исключая даже женщин: Гида, Тирри, Сигги, Ангрбода, Сигги младшая… ну а в конце гибнет даже Рагнар Лодброк. Что вы хотели от (псевдо)исторического сериала?
  • «Стрела» — гибель Лорел Лэнс сильно огорчила фанатов, тем более, что создатели явно сказали, что возвращать персонажа к жизни не будут, хотя это уже случалось, в том числе сестра Лорел Сара была убита, затем возвращена к жизни с помощью Ямы Лазаря. Вместо этого персонажа, создатели ввели Чёрную Сирену, её злого двойника-метачеловека с Земли-2. Невозможность возвращения персонажа к жизне не очень вяжется с присутствием металюдей, путешествий во времени, альтернативных реальностей, магии, потусторонних сил (спасибо Джону Константину) и инопланетян.
    • В той же вселенной гибнут Ронни Рэймонд (самопожертвование), Генри Аллен (убит Зумом), «Хар-Эр» (самопожертвование), Картер Холл (убит Сэвиджем, возвращается как Скифиан Торвиль) и Леонард Снарт (самопожертвование).
  • «Робин Гуд» — под конец сериала, среди погибших числятся сам Робин, Мэриан, Гисборн, шериф, Изабелла и Аллан. Да и сам замок уже является грудой камней.
  • «Морская полиция» — в начале третьего сезона, террорист Ари внезапно убивает Кейт выстрелом из снайперской винтовки в голову (претензий к ней у него нет, он просто хочет насолить Гиббсу). Позже Зива покидает команду и возвращается в Израиль. Через несколько сезонов, остальным внезапно сообщают, что она погибла во время артобстрела её дома, но в живых осталась дочь её и Тони (о существовании которой Тони даже и не подозревал). Также среди второстепенных персонажей есть жертвы: директор Шепард, Илай Давид (отец Зивы) и Джеки Вэнс (жена директора Вэнса).
  • «Анатомия страсти» — после 13 сезонов, этого уже следовало ожидать, причём зачастую внезапно. Самыми яркими примерами являются Дерек Шепард (сбит фурой, затем умирает из-за некомпетентности врачей), Марк Слоун (авиакатастрофа), Лекси Грей (авиакатастрофа) и Джордж Омаллей (попадает под автобус, спасая женщину).
  • «Кукольный дом» — не все доживают до конца. Список погибших включает Пола Балларда (шальная пуля в финальной серии, правда запись сознания имплантируется в Эхо), Бойда Лэнгтона (оказывается главгадом и подорван в собственной штаб-квартире), Тофер Бринк (жертвует собой в финальной серии, чтобы спасти мир), Мелли/Новембер (застреливается, чтобы не следовать заложенной программе), Беннетт Халверсон (застрелена Уиски) и Клер Сондерс (стёрта как личность).
  • «На краю Вселенной» — под конец сериала (и последующего минисериала), в живых уже не числятся Заан, Д'Арго, Джул, Крэйс и один из Крайтонов.
  • «Звёздный путь: Энтерпрайз» — в финальной серии гибнет Трип Такер. Правда фанаты были настолько против подобной глупой смерти (Трип — не дурак, на борту есть отряд спецназа, так зачем было себя взрывать?), что ими с радостью была воспринята книга, в которой раскрывается «реальная» история тех событий. Если верить роману, то персонаж выжил и был завербован Отделом 31, а смерть была инсценирована. Это органично вяжется с тем, что финальный эпизод является голо-реконструкцией событий, проигрываемых Уиллом Райкером через 200 лет.
    • Ещё раньше из-за теракта гибнет адмирал Форрест.
  • Российский сериал «Крот» продавливает педаль в пол — проще подсчитать, кто из ключевых персонажей сериала НЕ умер к концу сериала.
  • «Эш против зловещих мертвецов» — нестандартно сыграно: умереть действительно может кто угодно, иммунитета протагониста тут нет совсем. Но при этом кто-то умирает навсегда, а кто-то по разным причинам оживает, не становясь носителем дедайта. Сам Эш тоже умирает, но не навсегда — отправившись за Келли и дочерью, намеренно заставляет Пабло себя убить, а вернув Келли и свою дочь, возвращается через разлом между мирами.
  • «Простые истины» — сеттинг вроде бы реалистичный, но до серии «Призрак Гриндерса» таких вопросов вообще не поднималось. А тут вдруг приходит Вайнштейн и говорит, что Гриндерса машина сбила насмерть На самом деле это они вдвоем устроили психологический эксперимент: как относятся к живому человеку и как, когда узнают, что человека не стало. Еще и ложная мистика прибавилась Злую шутку раскусили и все в классе стали притворяться, что Гриндерса не видят, так что он поначалу поверил, что умер и стал призраком.
  • «Тюрьма Оз» — для сериала, где особо опасные преступники тесно скучкованы в одном тюремном блоке, высокая смертность совершенно неудивительна. Из почти полусотни действующих лиц до конца шестого сезона дожило только девять. От смерти оказался не застрахован даже начальник тюрьмы.
  • «Ходячие мертвецы» - герои мрут пачками, что главные, что второстепенные. И если с пятого сезона создатели слегка замедлились и сделали главных героев бессмертными, на откуп смерти отдавая статистов, то через несколько сезонов они смело вдавили педаль в пол: умирали не просто главные герои, но и те, которые в глазах фанатов считались бессмертными - не многие простили шоураннерам смерть Карла, который считался олицетворением надежды для всего сериала и не должен был умереть ни под каким предлогом. В комиксном оригинале создатель также не страдает жалостью к героям и смело выпиливает даже самых полюбившихся фанатам. А чего вы хотели, это ж зомби-апокалипсис.
  • «Комендантский час» — очевидный фаворит гонки, Роудкилл Джим в исполнении целого Майкла Бина (который Кайл Риз здорового человека) успевает раскрыться как козёл с золотым сердцем, заявить себя возможным ментором одного из главных героев, погладить собаку и погибнуть за 15 минут экранного времени.

Мультсериалы[править]

  • ExoSquad — по современным меркам аверсия. Из восьми основных героев навсегда не умер ни один. Но вот выжимать драму из окончательных смертей второстепенных героев и мнимых смертей основных создатели умели. На фоне типичных детских мультсериалов девяностых это было довольно неожиданно, и сейчас многие сериал помнят именно за это.
  • RWBY — вот как-то не ожидаешь от милой мультяшки про девочек-воительниц, идущей уже пару сезонов того, что там вообще может кто-то умереть, кроме бездушных грим. Когда кто-то там умирает за кадром (вроде родителей ГГ) — это одно, но концовка третьего сезона — что-то с чем то. В общем, покойтесь с миром: Пирра, Пенни, Эмбер, Роман и Озпин (лишь частично, ибо он смог переселить свою душу в деревенского парня Оскара). В четвертом сезоне серьезные заявки сделал и отравленный жалом Тириана дядя Кроу, но четвертый сезон сам по себе кровавый хоррор.

Комиксы[править]

  • «Хранители». Ближе к концу смерть беспощадно прореживает ряды главных персонажей, а уж персонажей второго плана, успевших полюбиться читателю, и вовсе выкашивает.
    • Сильно сказано - из шестёрки главгероев погибают двое, один вообще перед началом истории. Большая часть погибших персонажей второго плана, в основном - статистов из числа жителей Нью-Йорка, это жертвы катастрофы, подстроенной Озимандией.
  • «Город грехов». То, что внутренняя хронология истории весьма сбивчива, только добавляет саспенса.
  • «Ходячие мертвецы». Сериал тоже.
  • «Crossed». Персонажи мрут повально. Если повезет (очень сильно повезет), то смерть будет быстрой и безболезненной. Чаще всего же герои комикса уходят на тот свет не самым прямым и легким маршрутом, да. Это если не подхватить вирус «Крестоносца» — в этом случае начнешь завидовать даже несчастному, с которого живьем кожу сдирают. Ровно те несколько минут, которые нужны этой заразе, чтобы разрушить в мозгу центры, отвечающие за самоконтроль и мораль и превратить человека в лишенного инстинкта самосохранения безумного маньяка. А потом начнёте ОТЖИГАТЬ ГА-ГА-ГА!!!!!!!
  • Ultimate Marvel — Тут может умереть абсолютно каждый и в отличии от оригинальной вселенной, как правило, никто не воскресает. Единственными исключениями стали Питер Паркер и Зелёный гоблин.

Веб-комиксы[править]

  • Goblins: Life through Their Eyes: от проклятого дворфа-паладина не застрахован никто. Ни орк-торговец, ни ребёнок, ни даже один из главных героев гоблин Вождь. Бедняга Кселисс, несмотря на своё кровожадное обаяние, тоже погиб. Но, по крайней мере, он встретил смерть с достоинством.
  • Homestuck: практически каждый персонаж умер хотя бы один раз. Проще составить список тех, кто ни разу не умирал (есть и такие). Отдельно стоит упомянуть призраков персонажей, которые были полностью уничтожены Лордом Инглишем.
  • Drowtales.
  • US Angel Corps от Дэйва Чунга — педаль в земное ядро и дальше. Сюжет почти всех выпусков комикса строится по одному и тому же сценарию: одна из героинь, спецагентов в купальниках, отправляется на задание, где и погибает, зачастую весьма болезненным способом. Сексуальное насилие до, во время и после прилагается.

Манга и аниме[править]

  • «Тетрадь смерти» — воплощение такого подхода.
  • «Fushigi Yuugi» — для романтической комедии рейтинг смертности просто зашкаливает. И хотя некоторых персонажей ожидает впоследствии чудесное воскрешение, остальным от этого не легче.
    • Ayashi no Ceres («Подозрительная Церера») от этой же мангаки — аналогично.
  • «Легенда о героях Галактики». Танака — ядовитый гад!
  • «Волчий дождь» — четверо основных персонажей доживают до конца сезона, но есть ещё 4 серии-OVA…
  • «Двенадцатицарствие» — особенно жестокий шок ждёт тех, кто привык, что всегда выживает герой-попаданец.
  • Gantz — на всех миссиях высокие потери. В Храме Райтен умирают все, кроме ГГ (включая его любовницу и его лучшего друга). ГГ убивают много позже, но сюжет на этом не заканчивается.
  • Akame ga Kill! — главные герои, пусть сколько угодно крутые убийцы и борцы за правое дело, от смерти не застрахованы. Хватает и героических смертей, и довольно бессмысленных, и откровенно постановочных.
  • Shingeki no Kyojin — в первом же серьёзном бою от группы курсантов, за которыми мы следим, остаётся лишь горстка выживших. И даже потом, когда «основной состав», казалось бы, чётко выделился, его могут настигать потери. На вылазках разведотряда и вовсе лежит печать мрачной статистики: каждый раз как минимум треть не возвращается обратно.
    • Более того, после всплывшей информации о «проклятье Имир» обречёнными можно считать сразу нескольких персонажей (в том числе и главгероя). Даже если им удастся пережить финал, после этого они проживут, самое большее, 9 лет (если считать от пост-таймскиповских событий). Разве что Исаяма какой-нибудь рояль подготовил...
  • Gundam — сейчас, конечно, никого этим не удивишь, но в 79 году, когда аниме ещё не ушло от весьма детской направленности, сериал, где пачками умирают положительные персонажи, был новшеством.
    • От тех же создателей и с ещё большим счётчиком трупов — Densetsu Kyojin Ideon и Taiyou no Kiba Dougram.
  • Bokurano — педаль в пол, ибо спасающий планету от уничтожения робот двигается в обмен на жизни своих пилотов, а значит умереть ДОЛЖЕН каждый.
  • JoJo's Bizarre Adventure — в одной из поздних частей погиб практически весь геройский состав, включая ГГ.
  • Another — даже главные персонажи не застрахованы, а уж про второстепенных и говорить нечего.
  • One Piece — Вроде бы дохнут либо совсем уж случайные персонажи (чтобы подчеркнуть суровость злодеев) либо те, кого жалко — но во флешбэках. Все более-менее запомнившиеся персонажи успешно выживали — и тут мангака эпически замочил Эйса и Белоуса…
  • ZEXAL — с виду так все мило… пока в последних 20 сериях автор не сливает практически всех персонажей кроме ГГ, друга-инопланетянина, его девушку и неко-бабу.
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — практически каждый знакомый Субару, включая его самого, может погибнуть. У некоторых такое выходило даже несколько раз. И не всех можно вернуть…
  • Digimon — умирают все. Без вопросов.
  • Devilman: Crybaby — и в оригинальной манге, и в этом вольном пересказе умирают все, вообще все.

Видеоигры[править]

  • Game of Thrones: это спин-офф основного сюжета. Хотя участие Мартина в сценарии игры номинально, всё выдержано в лучших традициях «Песни Льда и Пламени» — умирают почти все персонажи. Причём в одной из концовок гибнут и оба главных героя.
    • С другой стороны, куда в противном случае их девать? Не в основной же сюжет включать.
  • «S.T.A.L.K.E.R: Зов Припяти»: из Супер-Пятёрки, собранной Дегтярёвым для похода в Припять через путепровод, умереть может каждый. И это отразится на концовке. Также могут умереть легендарный Стрелок и командир вояк — полковник Ковальский.
  • Mass Effect. Во второй части умереть могут все члены команды, кроме Джокера и СУЗИ, даже Шепард. В третьей части умереть могут ВСЕ![1]
  • Batman: Arkham City. Четверо заклятых врагов Бэтмена погибают в духе шекспировской трагедии. Для вселенной, ставшей кодификатором тропа «иммунитет Джокера», это реальный разрыв шаблона.
  • Dragon Age: Origins. Впечатляющий список тех, кто может умереть: Алистер, Стэн, Лелиана,[2]Винн, Зевран, Шейла, пёс,[3] и сам герой — Серый Страж! Из прочих персонажей: Логэйн, Коннор Геррин, его мать Изольда, Йован, Первый чародей Ирвинг, Беллин Эдукан/лорд Харроумонт, Затриан/Бешеный Клык и т. д.. В DLC «Пробуждение» умереть может каждый из спутников Серого Стража, население целого города и может пасть Башня Бдения со всем гарнизоном.
  • Dragon Age: Inquisition: умереть могут — в зависимости от выборов игрока — NPC Хоук, Алистер/Логэйн/Страуд, чародейка Фиона (мать Алистера), императрица Селина, герцог Гаспар, герцогиня Флорианна. Из компаньонов и советников — Блэкволл, Железный Бык, Каллен.
  • «Ведьмак 3»: в зависимости от выбора в игре умереть могут сам Геральт, Цири, ведьмак Ламберт, Дийкстра, Радовид, Роше с Бьянкой и даже сам император Эмгыр вар Эмрейс.
  • World of Warcraft: Legion — герои Азерота и лидеры фракций мрут как мухи. А ведь это только начало сюжета дополнения…
  • Dwarf Fortress — умереть может абсолютно любой дварф. Если не от монстра или несчастного случая, то от старости.
  • RimWorld — аналогично предыдущему примеру, только вместо дварфов люди-колонисты с куда меньшей живучестью и средней продолжительностью жизни, зато с лечебными наноботами и бионическими протезами.
  • Undertale — На Геноциде можно собственноручно убить практически всех главных героев кроме Альфис. Ну а про конец этого темного пути говорить излишне.
  • Detroit: Become Human — да что уж там, все главные персонажи! Коннор, Хэнк, Маркус, Норт, Саймон, Джош, Кэра, Алиса, Лютер! Да и смертей эпизодических хватает, что андроидов, что людей. Короче, вся игра — ходячий спойлер.
    • Правда, если Кара может умереть сразу и насовсем, то Маркусу примерно до первой половины игры не дает умереть сюжет (впоследствии его роль может отыграть Норт), а Коннора, благодаря периодическому обмену данных с серверами Cyberlife, постоянно восстанавливают для продолжения расследования (за него можно начать переживать после 2/3 игры).
  • The Walking Dead: The Game — как и в первоисточнике. Но это стало проклятием игры уже во втором сезоне: с самого начала ясно что практически всем персонажам хана и выбор когда, надо спасти одного из двух, теряет смысл, потому что спасенный тоже обречен. В третьем сезоне разработчики похоже пошутили сами над собой, сделав персонажа, который может погибнуть в каждом эпизоде, но его можно дотащить до финала.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — если исключить бед-энды, то окажется, что гарантированно выживающих центральных персонажей всего двое (Рин и Сакура), причем главный герой в их число не входит (совершает героическое самопожертвование в нормальной концовке третьего сценария).
  • Phantom: Requiem for the Phantom — в зависимости от выбора игрока, умереть могут все действующие лица, и главные, и второстепенные. Жизнь мафиози и наёмных убийц опасна.
  • Crimson Gray — каждый из персонажей в той или иной концовке может умереть.

Реальная жизнь[править]

(link)

В музыке
  • О да, умереть может каждый. (И умрёт.) Даже ты, наш дорогой юзер. Особенно ты. Потому что «ошибка выжившего» делает это обстоятельство контринтуитивным, а в этом-то и есть опасность. Вопрос только в том, от чего наступит смерть.

Примечания[править]

  1. Буквально ВСЕ. DLC: Extended Cut добавило концовку, в которой Жнецы заверщают таки Жатву и уничтожают всю высокоорганизованную разумную жизнь в Галактике. Для получения этого варианта достаточно сделать пару выстрелов в голограмму Катализатора. Или просто послать его лесом.
  2. Правда, даже если выбрать сохранение, в котором она умерла, в inquisition этот персонаж все равно появится. Впрочем, это не баг и не недосмотр разработчиков — просто в тело Лелианы вселился дух из Тени, который перенял её личность и память.
  3. Если его не вылечить и если у протагониста не было предыстории знатного человека.