Пытки — это серьёзно

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Пытки - это серьёзно»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cold-Blooded Torture. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу-Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете… »
— Аркадий Гайдар, «Военная тайна»
« Ох и любил же он пытать людей. Не ради истины — он-то отлично понимал, что это всё — поверхностная чушь. Нет, его интересовали более существенные вопросы. Как далеко можно увести душу, пока она ещё не вырвалась из темницы изувеченного тела? Как далеко? Как далеко до того рубежа, из-за которого она уже не сможет вернуться? »
— «Малазанская Книга Павших», книга «Охотники за костями»

Безопасная пытка? Чёрта лысого. Пытка — это страшно. Она калечит человека физически и ментально. После нее бывает ПТСР и остаются шрамы навсегда. Даже если герою удается сохранить информацию (и личность), это происходит дорогой ценой. Может воспоследовать даже смерть героя. Словом, все очень серьезно.

Само собой, такой подход характерен для произведений, созданных в русле реализма и натурализма. Если говорить о конкретных жанрах — то это, конечно, военная драма, чёрный детектив, дарк фэнтези, а также модерный и постмодерный исторический роман и фильм. Бывает, что в современных экранизациях романтических произведений его тоже привлекают. См. также Пыточный хоррор.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Схваченного с пугачёвскими воззваниями башкира допрашивали по-русски и по-татарски, но он молчал. Тогда Миронов велел его хорошенько высечь. «Башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок». По этому поводу автор заметил устами своего героя: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
  • А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — описание пыток, применявшихся следователями НКВД к подследственным по контрреволюционным статьям (в 1937—38 годах — на совершенно законных основаниях, да и позже — полуофициально разрешённых).
    • Следует, правда, помнить, что «Архипелаг» представляет собой фентези целиком и полностью, так что к реальности все описанное отношения не имеет.
  • Братья Стругацкие:
    • «Трудно быть богом» — дона Окана умерла, не выдержав испытания огнем. А архитектурный символ Арканара — Весёлая Башня, место пыток; название получила за то, что в ней играл оркестр, чтобы заглушить крики жертв). Судя по всему, Орден ею не ограничится.
    • «Обитаемый остров». «Ужасно, когда тебя пытает не враг, а чиновник. Мою левую руку отпилили в три приема, и каждый акт сопровождался обширной перепиской… Палачи выполняли тяжелую, неблагодарную работу, им было скучно, они пилили мою руку и ругали нищенские оклады. И мне было страшно. Только очень большим усилием воли я удержался тогда от болтовни».
  • Владислав Крапивин, «Дети Синего фламинго» — Юльке Гаранину хватило демонстрации огромного опускающегося колеса с гвоздями. Ну кто бы не раскололся на его месте, будучи похищенным маленьким мальчиком в чужой стране?
  • Е. Евтушенко, «Фуку».
«

«Вам заводную ручку в culo втыкали, чтобы кровь хлестнула? Вам в пах плескали купороса? По пальцам били doloroso? Я выдавал сначала мёртвых, но мне сказали: «Без увёрток!» Мою сестру со мною рядом они насиловали стадом. Электропровод ткнули в ухо. Лишь правым слышу. В левом — глухо" Он мне показывает палец, где вырван был при пытке ноготь, и просит он, беззубо скалясь, его фамилии не трогать.

»
— Предатель молодогвардейцев…
  • «Сварог». Поймали двух мерзавцев — Одо (мажора, заговорщика и подельника мраккультистов) и Сувайна (криминального авторитета, правую руку Одо). Эти двое замешаны в убийстве невинных — а такого Король Королей не прощает. Одо, в общем, особо и не пытали (насчет него у Сварога был кое-какой замысел), а вот каков был Сувайн после пыток — лучше не видеть…


  • «Хроники странного королевства». Здесь пытки — это очень серьёзно.
    • Кантор попадал под раздачу аж дважды, в первый раз выжил, не стал инвалидом и не сошёл с ума только благодаря иномировым технологиям, во второй повезло больше (в том числе — с палачом), но тоже восстанавливался много месяцев.
      • С ума все-таки сошел, причем довольно основательно. Блай буквально уничтожил его прежнюю личность, а из осколков получили, собственно, Кантора. Хоть как-то восстанавливаться прежняя личность начала после проклятия и контузии, впрочем, у него всегда все не как у людей.
    • Шеллар после пыток вообще остался хромым на всю жизнь. Впрочем, учитывая то, что ставилось конечной целью (даже фальшивые воспоминания о мучительной смерти всех близких внедряли), сам факт того, что тот выжил, можно считать чудом. Но это же Шеллар, он умеет делать чудеса безо всякой магии.
  • Молодой Волкодав после жестокой порки в руднике не отправился к праотцам только потому, что с ним поделился жизненной силой другой пленный воин, фактически пожертвовав собой.
    • Друг Волкодава Тилорн от пыток и голода в подземной темнице Людоеда ослеп и превратился в натурального беспомощного старика. Впрочем, потом полностью поправился, и морально не сломался.
  • Сергей Лукьяненко, дилогия «Искатели неба» — Ильмар прямо говорит, что трёх пыток человек не может пережить, даже если будут пытать, не калеча тело.
  • Юрий Нестеренко — пытки и мучительные казни упоминаются почти во всех произведениях со средневековым сеттингом
    • Особенно много их в «Приговоре». Эвелине еще «повезло» — она отделалась ожогами от калёного железа, причем не на лице. Участь других персонажей была более плачевной. В одном из эпизодов сама Эвелина, которой на этот момент 12 лет, пытает убийцу и насильника своих родных, наступая сапогом на его выпущенные из живота кишки.
    • Героиня рассказа «Дар» после нескольких месяцев в застенках инквизиции выглядит как безобразная увечная старуха. На самом деле она 26-летняя девушка, еще недавно бывшая красавицей. Когда архонт пытается с ней сторговаться и обещает прислать лекаря, она отвечает «Работу одного твоего палача не исправить и десяти лекарям».
    • «Отчаяние» — субверсия: пытки там очень серьёзные, но при этом они — акт милосердия, потому что самая страшная физическая боль — меньшее зло по сравнению с великим вселенским Отчаянием, от которого она позволяет отвлечься хотя бы на время. А умереть герои не могут. Героиня надеялась, что пытка убьет её разум и не позволит больше испытывать Отчаяние. Не получилось.
  • Денис Шабалов, «Конституция Апокалипсиса» — после пыток человека обычно остаётся только пристрелить.
  • Ричард Длинные Руки (автор — Гай Юлий Орловский, он же Юрий Никитин + литературные негры) — во многих из более 50 частей данного произведения пытки описываются довольно реалистично. К примеру, в третьей книге «Ричард Длинные Руки — паладин господа» напарнику Дика, Гендельсону, отрезали руку, ногу, выжгли глаз, но тот не выдал боевого товарища, чем сильно удивил главного героя — до этого он ратными подвигами и храбростью не блистал.
  • Александр Прозоров, «Боярская сотня» — один из попаданцев добровольно идёт свидетелем, а на Руси свидетелей было принято… пытать — «чтоб не врали», после дачи свидетельских показаний на дыбе, у него руки повисли плетьми, и ему как уважаемому человеку в качестве компенсации великодушно подарили девку, которая теперь должна ему заменить больше не работающие руки.
    • Совершенно непонятно, каким местом автор вышеприведённого абзаца читал эту книгу. Сохраняю без изменений исключительно из чувства уважения к правилам сайта.
      • Правило «Доносчику первый кнут» изрядно сокращало количество ложных доносов. А герою начальник допросной избы честно ответил «Гордыню свою знатной выдумкой хочешь потешить, хулу про порубежников пустить, с соседями рассорить…». Много причин было не верить герою просто так.
      • Иван Грозный главному герою не «девку подарил», а поручил героя заботам молодой, красивой, вдовой боярыни и при следующем визите повелел обвенчать их.
      • «В нагрузку» к женщине, которую успел полюбить, герой получил боярский титул с солидной родословной и большое богатое поместье.
      • Вскоре руки у героя зажили, жена родила двух детей, а поместье стало промышленным центром (порох, бумага, стекло, чугун и прочие способы применения знаний нашего времени к технологическому уровню середины XVI века).
    • По-настоящему серьёзные пытки описаны во второй книге цикла, где дерптский епископ заманивает в свой замок бродячего алхимика и знакомит его со всеми достижениями «цивилизованной Европы». Практического применения даже нескольких инструментов из превеликого множества оказывается достаточным для того, чтобы пленник пожелал умереть поскорее.
    • В третьей книге епископ захватывает певицу из числа попаданцев, которая своим громким голосом подавала сигналы русской рати, и продавливает педаль в описании того, что ожидает её в ближайшем будущем. К счастью для неё, на следующее утро вступил в действие договор, который епископ ранее заключил с призванным демоном. Вселившийся в тело епископа демон освободил девушку, дабы услаждать свой слух её дивным пением, обеспечив ей взамен королевскую жизнь.
  • Роман Злотников «Грон» - в заключительном романе трилогии реалистично описаны способы сопротивления пыткам и указано, что они работают только когда ситуация к тому располагает. Собственно, героя спасло только то, что палачи не могли его увечить.

На других языках[править]

  • В. Скотт, «Айвенго» — аверсия: до пыток Исаака дело не дошло, но настроен Фрон де Беф был более чем грозно.
  • Александр Дюма, «Королева Марго». Возлюбленный заглавной героини граф Ла Моль говорит ей после допроса: «Я выдержал пытку, у меня раздроблены кости, все мое тело — сплошная рана, а движения, которые я делаю, чтобы прижаться губами к вашему лбу, причиняют мне такую боль, что я предпочел бы умереть».
  • «Собор Парижской Богоматери» — Эсмеральда сломалась практически в ту же секунду, как её начали пытать «испанским сапогом», и созналась во всей той фантастической чуши, в которой её обвинил прокурор.
  • Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — Сооткин от последствий пыток скончалась, Катлина сошла с ума. И самого Тиля пытают — на глазах матери, так что страдают оба. «Палач развязал Уленшпигеля и, голого и окровавленного положил на колени к Сооткин, а лекарь вправлял ему вывороченные суставы».
  • Хаггард, «Лейденская красавица» — уродливая нищенка Марта-Кобыла до пыток инквизиции была красавицей Лилией Брюсселя.
  • Ф. Форсайт, «День Шакала» — французская служба пытает Виктора Ковальски электрическим током, крепя электроды ниже пояса. Сабж не выдерживает и умирает выдав информацию.
  • Жерар де Вилье, «Ангел из Монтевидео» - боевики-тупамарос долго и страшно пытают током агента ЦРУ, выбивая из него имя предателя. С одним «но» - этот агент и сам тот ещё мерзавец, не гнушавшийся никакими методами для устранения тупамарос, и как говорит главная героиня, «мы делали только то, что он делал с нашими товарищами».
  • Алистер Маклин, «Кукла на цепочке» - главного героя хотели убить, используя акустическую пытку (наушники, подключённые к усилителю с микрофоном, который стоял в комнате, битком набитой часами - они шли и отбивали сигналы все разом). К счастью, не удалось.
  • «Гарри Поттер» — родители Невилла Долгопупса после длительных и жестоких пыток Круциатусом лишились рассудка.
  • «Сага о ведьмаке» — Ори Ройвен, мужчина средних лет, вполне здоровый физически и душевно, после проведённых в тюрьмах шести лет превратился в немощного, безумного старика, больного астмой, глаукомой и анемией, и скончался спустя год.
  • A Song of Ice and Fire — тот, кто попал в руки палачам (особенно Рамси Болтону), не уйдет на своих двоих. Или вообще не уйдет, а останется сломленным Вонючкой.
    • Несчастную Джейн Пуль сначала в заведении Мизинца подвергли процiдуркам в стиле жёсткого torture hentai, а потом ещё и за вышеупомянутого изверга замуж выдали. Впрочем, кончилось всё относительно хорошо: Джейни с Вонючкой бежали вместе и угодили к суровому Станнису, который, конечно, Храмовник, но пытками не увлекается. С Джейн обошлись вежливо, Теона-Вонючку собрались казнить (по настоятельной просьбе его сестры — гуманным старковским способом, а не жутким р’глорианским)… Но есть основания полагать, что его даже и не казнят — в сюжете еще нужен.
    • Ученый-садист Квиберн довел Лазурного Барда до безумия, заставляя свидетельствовать против Маргери.
    • Из спойлерных глав к шестому тому стало известно, что Эурон «Вороний Глаз» Грейджой — тоже мастер на эти дела. Но, в общем-то, и так можно было догадаться.
  • Досье Дрездена. Вампира Томаса пытали весьма жестоким и изощрённым способом — сдирали с него частично кожу, которую восстанавливала демоническая часть его души, а затем подсовывали молоденькую девушку, жизненную силу та же демоническая часть выпивала полностью. И так пару десятков раз. Топливо Ночного Кошмара. Конечно, оправился он от ран довольно быстро, зато получил ПТСР.
  • Нил Гейман, «Никогде» — маркиз, даже после чудесного воскрешения, чувствует последствия предсмертных пыток: не может бегать, с трудом говорит и вообще чувствует себя прескверно.
  • «Хроники Края» — в книге «Громобой» главный злодей пытает представителя народа вэйфов очень искусным способом. Эти существа, способные слышать даже мысли, очень чувствительны к громким звукам, поэтому пытают его при помощи большого колокола. Так как у вэйфов существует поговорка: «Лучше умереть, чем оглохнуть», он тут же всё выкладывает своему мучителю.
  • Аберкромби, «Лучше подавать холодным» — пытки только начали, и их сразу прервали, а пытаемых велели отпустить и потчевать как дорогих гостей. Но, даже начала хватило для того, чтобы жестоко покалечить пытаемого.
    • Педаль в пол у того же автора — живущий исключительно на упрямстве инквизитор Глокта, с хромой ногой, проблемами с позвоночником, зубами, выдранными так, что половина есть, но жевать все равно нечем, и еще многими, многими другими проблемами…
  • Вселенная Дэйла Брауна — Дэвид Люгер после попадания в советский плен и перепрошивки (при помощи пыток и психотропной химии) в советского авиаконструктора Ивана Озерова проходит долгий и мучительный курс реабилитации и все равно спустя десять лет страдает психическими расстройствами — может расслабляться только в позе, в которой разрешается отдыхать заключенным, может впасть в ступор от того, что на него орут (защитная реакция, выработавшаяся после 5 лет работы в советском КБ), психует, увидев летчика-испытателя из того самого КБ (который раскаивается и признает, что относился к нему как эсэсовец к еврею в концлагере) и вообще неадекват по жизни.
  • В час, когда луна взойдёт:
    • Игоря пытают, когда он попался в Загребе, и требуют назвать имя вампира, который его инициировал. Игорь кричит, раздирает рот, умоляет, выкручивается, пытаясь купить секунды без боли, и уверен, что сдастся. Не в эту секунду, а чуть погодя. Ну и ещё погодя. Совсем немного погодя. И ему всё-таки хватает силы воли, чтобы убедить всех, что он не заговорит. Под троп не совсем подходит, потому что кроме очень неприятных воспоминаний, это ему не аукнулось ничем — варки регенерируют быстро, но тем не менее, муки он испытывал страшные.
    • В начале книги пытают Энея. Ничего изощрённого как с Игорем, никаких серебряных игл в нервные узлы — просто каблуком берца в свежую пулевую рану. Судя по тому, что остался чёткий след, сил не жалели, а Эней от раны чуть не умер.
  • Голоновский цикл «Анжелика» — субверсия: палач, пытавший де Пейрака, исподволь поправил ему искалеченную в детстве ногу; после спасения от казни осталось лишь дять ей правильно зажить. А вот своего «золотого голоса Королевства» он лишился…

Театр[править]

  • Внезапно, в опере: «Тоска». Каварадосси после пыток не может держаться на ногах, его обычно втаскивают и бросают на пол или на какую-нибудь мебель.
    • Что не мешает ему через пять минут вскакивать и орать в лицо баритону: «L’alba vindice appar che far gli empi tremar!» («Заря отмщения взойдёт, вселив в злодеев трепет!»), да ещё и отбиваться от утаскивающих его полицейских.

Кино[править]

  • «Призраки Гойи» — брат Лоренсо на своей шкуре (а вернее, на собственных суставах) ощутил, что дыба — это не шуточки. А ощутив — подписал признание в том, что является ублюдком шимпанзе и орангутанга. Правда, Инес, пережившей не меньшие муки и из-за них оговорившей себя, это ни капли не помогло.
  • «Шерлок Холмс» (британский с Дауни-мл.) — Мориарти пытает Шерлока, пробив ему крюком плечо и подвешивая его. Когда герои все-так удирают от злодеев, Шерлок едва не умирает от внутреннего кровотечения.
  • Aku no Kyoten — Хасумин, пытаясь выведать у Кёске, кого ещё он посвятил в свои подозрения, пытает его паяльником, в конечном счёте запытав до смерти.

Телесериалы[править]

  • Викинги — то, что устроил король Нортумбрии Элла Рагнару Лодброку за его прошлые разбойничества на его земле. Приказал колоть копьями посаженного в клетку, жечь факелами, каленым железом, бить, резать, и кинуть его в яму о змеями, наконец.
  • «Бандитский Петербург», «Крот», «Марш Турецкого», «На углу у Патриарших» и прочие российские криминальные сериалы. Когда персонаж попадает в лапы к бандитам, то те не церемонятся и выбивают пытками всю нужную им информацию. Потом несчастного добивают (если застрелят — то можно считать, что повезло) и где-нибудь тихо закапывают. Такое бывает почти всегда, если кавалерия не подойдет вовремя.

Мультсериалы[править]

  • Спецагент Арчер — во время работы с агентом ЦРУ самоуверенный супершпион Арчер сомневается, что пытка водой это так серьёзно, обзывает тех, кто колется после этого, слабаками, и соглашается, чтобы это попробовали на нём. После таких пыток показан заикающимся и в прострации.

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: жизнь их глазами». Бедный Недотёпа. Всерьёз рехнулся от боли. Более-менее оклемался, но не до конца.
  • Homestuck: Неклеймённый/Мученик. Имя сменил не зря. Проповедовал против кастовой системы. Был за это закован в огненные оковы. Наполнился яростью и произнёс свою последнюю проповедь, Бескрайнюю Брань, которая отразилась на характере его потомка, сделав его агрессивным и не подбирающим выражения.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — в первом же томе Гатса бичом и раскалённым железом доводят до такого состояния, что он не в силах с места сдвинуться. Если бы не Пак, на том бы и кончились его попытки добраться до Руки Бога.
    • Там же: Гриффит пытками превращен в беспомощного калеку.
    • А что творят Мозгус и его подручные с подозреваемыми в ереси — реальное топливо ночного кошмара.
    • Фарнезе до присоединения к отряду Гатса тоже любила это дело.
  • Charlotte — именно таким пыткам подвергли Кумагами террористы, чтобы выведать у него всю нужную им информацию. Пожалуй, самый жёсткий момент во всём сериале.
  • «Tokyo Ghoul:re» Сейдо Такидзава за два года пыток из слегка трусоватого и заносчивого, но в общем хорошего человека превращается в абсолютно отмороженную и вечно голодную машину для убийств.
    • Кен Канеки в оригинале тоже не очень-то оздоровился (особенно психически, физиологически-то он хоть регенерировать умеет) после 10 дней общения с Джейсоном.
    • Самого Джейсона тоже стоит упомянуть — пытки, которым он подвергся в «Кокурии», совершенно очевидно не прошли для него даром.
  • Dragon Ball — Фриза это дело обожает.
  • Goblin Slayer — весьма реалистичная версия тропа. По сравнению с другими примерами, гоблины пытают безыскусно - просто избивают и насилуют пленниц. Но и этого хватает более чем - тем, кому повезло быть освобожденными, как правило испытывают жестокое ПТСР или вовсе лишаются рассудка.

Видеоигры[править]

  • Yandere Simulator: Ян-тян пытки не доставляют никаких ощущений, и пытает жертв она с единственной целью — полностью лишить их рассудка и воли. Когда жертва превращается в картошку, у неё остаётся лишь одна функция — прийти в школу, выполнить любой приказ Яндере-чан, а конкретнее, убить того, на кого она укажет, а затем покончить с собой. Сами пытки нам не показывают.
  • Amnesia: The Dark Desent. Пытки описаны и показаны в ярких красках, а тот факт, что главный герой принимал в них непосредственное участие в роли палача, в итоге и заставляет его стереть свою память
  • The Executioner. Вся игра об этом.
  • THE DELUCA FAMILY — Луна ДеЛюка в возрасте семи лет была похищена преступной группировкой «Таинственная Шестерка» с целью превращения в суперкиллера, подвергалась пытке голодом и побоями (и это еще не все) и в итоге обзавелась целым набором психических расстройств.
  • Sonic Forces — Соник чуть не умирает из-за пыток Инфинита. На словах, в теории. А вот по поведению ежа в следующей после таймскипа катсцене этого не скажешь

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — попадание в плен к Темными Эльдарам не без основания считается участью хуже смерти. Очень сильно повезёт тем, кого отправят ежедневно вкалывать или на арену, на которой не будет ни единого шанса выжить (хотя однажды им попался ажно целый Примарх, Ягатай-хан. Говорят, до сих пор расчленяет всяких монстров на арене на потеху комморагской публике). Самое же страшное — попасть к Гомункулам, безумным художникам Темных Эльдар. Пленника ждут воистину чудовищные вещи: от превращения в компонент сложной биомеханической боевой машины до т. н. Симфонии Боли, где его могут в буквальном смысле разобрать на части и поддерживать в нем жизнь с помощью эльдарской супер-медицины.
    • Предатели-люди из числа последователей Слаанеш до уровня Темных Эльдар не дотягивают, но тоже считаются мастерами заплечных дел.

Реальная жизнь[править]

  • Как ни печально, пытки встречаются и в реальности. И представляют собой троп. Вопреки распространенному заблуждению, сопротивляться им невозможно, во всяком случае, если за жертву взялись всерьез, хотя есть пара нюансов ниже. Авторам и сценаристам, желающим включить в свои творения реалистичные упоминания пыток стоит иметь в виду следующее:
    • причинить человеку боль, ради прекращения которой он пойдет решительно на все, достаточно просто и не требует специальной подготовки. В подавляющем большинстве случай для того, чтобы сломать человека достаточно простого избиения;
    • квалификация заплечных дел мастера заключается не в том, чтобы сделать как-то особенно больно, а в том, чтобы не дать жертве умереть слишком рано;
    • выработать невосприимчивость к серьезным пыткам невозможно;
    • самое страшное в любых истязаниях - это невозможность контролировать время начала и окончания пытки. По этой причине нельзя приучить себя к боли - вы-то всегда можете сами решить когда прекратить "тренировку";
    • после пыток, даже не самых страшных, жертва скорее всего останется инвалидом;
    • все известные случаи успешного сопротивления пыткам относились к ситуациям, когда палачи не могли портить "товарный вид" жертвы (пытуемого потом нужно было обменивать, возвращать своим или еще как-то предъявлять общественности).
      • пытуемый может также сохранить информацию, убедив палачей, что она ему не известна или еще каким-то образом введя их в заблуждение. Однако этот способ сложен и ненадежен, особенно если у мучителей есть возможность себя не сдерживать.
      • также за случаи стойкости нередко выдают ситуации, когда жертва просто не обладала нужной палачам информацией.
    • единственный способ терпеть пытки (и то лишь непродолжительное время и только относительно легкие) - не вступать в контакт с палачом. Орать можно.