Конец истории

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Nineties. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Моё поколение — дерьмовое поколение. На чём мы росли? Мерзкая жвачка, поп-группы из сладкоголосых мальчиков и чудовищные гибриды рэпа и металла. »
— Скарлетт Йоханссон

(link)

Вот так выглядела эта эпоха глазами российских детей

После окончания Холодной войны, когда СССР прекратил своё существование, его бывших жителей встретил дикий капитализм, приватизация, разгул преступности и все прочие «прелести» — а вот на Западе (особенно в США) наступило время благоденствия и процветания, которое даже сподвигнуло Фрэнсиса Фукуяму заявить о наступившем «конце истории» и начале вечной эпохи либеральной демократии. Привлекательность этого периода в том, что он соединил в себе стабильность и уют пятидесятых и свободные нравы шестидесятых-семидесятых: тогда люди уже крепко забыли послевоенный патриархальный уклад и пуританскую мораль, но ещё не знали про «харассмент», «белые привилегии», «культуру отмены» и тому подобное. Как и не знали про «карантин», «самоизоляцию», «QR-коды», «социальную дистанцию» и прочие прелести одной из последующих эпох.

Эпоха имеет очень чёткие временные рамки — от распада СССР (1991)[1] до теракта 11 сентября 2001, когда стало понятно, что Фукуяма был, мягко говоря, недальновиден.

Внимание: в статью просьба добавлять только те произведения, где показаны именно реалии этой эпохи и именно западных стран (США-Канады-Австралии и Западной Европы) либо какой-то их СФК. Страны бывшего соцлагеря проходят по другому ведомству, а если речь идёт просто про характерный художественный стиль (суперкомпьютеры, мутанты и инопланетные монстры) — это Китч восьмидесятых. В России аналогом этого времени можно считать Сытые нулевые, когда 90-е уже закончились, а новый кризис из-за санкционной войны и структурной деградацией отечественной экономики ещё не наступил.

Характерные приметы времени[править]

Наука и технологии[править]

  • Персональные компьютеры продолжают своё победное шествие. IBM PC-совместимые машины вытесняют конкурентов с массового рынка, а Microsoft превращается из «молодой, динамично развивающейся компании» в корпорацию зла. Настоящим символом эпохи становится компьютерная дискета aka флоппи-диск.
    • 25 августа 1991 года финский студент Линус Торвальдс пишет в ньюсгруппу comp.os.minix про «I’m doing a (free) operating system (just a hobby, won’t be big and professional like gnu) for 386(486) AT clones».
    • В 1992 году появилась 386BSD, прародительница FreeBSD и NetBSD (которая, в свою очередь, породила OpenBSD).
  • В мире игровых приставок, тем временем, появляются четвёртое (самые известные представители: Sega Genesis, она же MegaDrive, и SNES), пятое (Sony Playstation, Nintendo 64 и Sega Saturn) и, под самый занавес, шестое (продажи Sega Dreamcast начались в 1997/1998 году, второй плойки в 2000) поколения.
  • Компакт-диски начинают и выигрывают. К концу эпоху доля компакт-кассет на рынке музыкальной продукции США упала до 4 %, а единственной (новой) приставкой, использовавшей картриджи, осталась только Nintendo 64[2]. С дискетами же установился паритет: пишущие CD приводы стоят намного дороже[3] дисководов, перезаписываемые диски стоят дороже, запись и перезапись требуют специального софта, так что самым доступным простому пользователю вариантом оставалось скопировать файлы на дискету и пойти с ней к другу. По схожим причинам (плюс то, что качество изображения у них было не лучше чем у бытового видеомагнитофона) не взлетели и VideoCD.
    • Во второй половине эпохи появились DVD и карты памяти, но в массы домашних пользователей они пошли уже в следующем десятилетии.
  • В Интернете революция — появился WWW, а по-простому — сайты[4], которые быстро вышли за пределы университетов, правительственных учреждений и IT-отделов крупных фирм. Отдельные региональные сети сливаются воедино. Появляются коммерческие провайдеры, предлагающие доступ к интернету для простых смертных, а правительство (США) озабочивается вопросом его цензуры законодательного регулирования.
    • Уже в восьмидесятые существовал прообраз интернета — Usenet, который использовался в основном для общения между собой студентов и работников ВУЗ-ов. Из-за такой специфики каждый сентябрь сопровождался наплывом новичков, малознакомых с укладом сети и ее негласными правилами. В 1993 году, когда было положено начало коммерческому использованию сетей, и количество пользователей начало расти в геометрической прогрессии, наступил «Вечный сентябрь».
    • Первая война браузеров, выигранная Микрософтом за счёт того, что Internet Explorer шёл в нагрузку к каждой копии Windows, а его главный конкурент — Netscape Navigator — был платным и докупался отдельно, причем «мелкомягкие» при подписании контрактов с компаниями часто напрямую требовали отказаться от использования Netscape Navigator.
  • Первые цифровые фотокамеры. Стоят от «очень дорого» (появившийся в 1991 Kodak DCS100 продавался за $20000, легендарный Nikon D1 (1999 год) — $5500, не считая объектива) до «сравнимо с плёночной зеркалкой» (Nikon Coolpix E100 — $249), техническими характеристиками не блещут.

Быт и культура[править]

  • Виртуальная реальность, с которой тогда носились примерно как в середине XX века с космосом или сейчас — с трансгуманизмом и искусственным интеллектом. Очень популярны фильмы на тему «реальность не та, чем кажется» — как про ВР и симуляции («Вспомнить всё», «Экзистенция», «Тринадцатый этаж», «Тёмный город» и как итог всего этого — «Матрица»), так и просто про обман или безумие («Игра», «Шоу Трумена», «Бойцовский клуб»). Ещё один символ времени — шлем виртуальной реальности, которые в дальнейшем утратили популярность из-за дороговизны и нерентабельности[5].
  • Ещё одна характерная особенность эпохи, отчасти пересекающаяся с предыдущим пунктом — отношение к жизни как к игре. Типичный герой 1990-х — это уже не бунтарь-идеалист, протестующий против системы (как в 1960-70-е), не карьерист-яппи, стремящийся пробиться наверх (как в 1980-е), а сытый обыватель, ищущий приключений себе на одно место. Отсюда, с одной стороны, всякие детские ужастики и книги-игры про тинейджеров-суперагентов, няню-вампиршу, миллион долларов, закопанный на заднем дворе, и тому подобное, а с другой — аналогичные сюжеты про скучающих взрослых с кризисом среднего возраста, которые от скуки вляпываются в мистику или в конспирологию («Игра», «С широко закрытыми глазами», «Малхолланд Драйв», отчасти — «Красота по-американски» и «Бойцовский клуб»). Жанр детско-подросткового чунибья благополучно перекочевал и в нулевые, а вот детские игры для взрослых из серии «найди у себя в машине синий ключ и вставь его в зелёный рояль у себя в офисе» после 9/11 смотрелись уже откровенным анахронизмом.
  • Как следствие предыдущего пункта — расцвет индустрии развлечений, в частности, детских парков аттракционов.
  • На стыке темы цифровых технологий и темы игр и загадок появляется много интересных электронных головоломок, для обозначения этой субкультуры даже придумали специальный термин «шифропанк». Одной из первых ласточек стал так называемый armchair treasure hunting — поиск ключей в тексте произведения с целью выиграть реальный приз: первым произведением в этом жанре была книга «Маскарад» Кита Уильямса, выпущенная аж в 1979, но в девяностые этот тренд перешёл в виртуальное пространство. В частности, в 1989 стартовала игра-мистификация под названием «Шляпа Онга», которая по-прежнему будоражит умы конспирологов. А в 1992 отец киберпанка Уильям Гибсон выпустил самоуничтожающуюся книгу под названием «Агриппа (Книга мёртвых)»: в бумажной версии книги чернила выцветали под воздействием света, а в электронном варианте, распространявшемся на дискетах, файл можно было прочитать только один раз, после чего он шифровался. Криптографы ломали над ней голову 20 лет, и взломали программу самоуничтожения только в 2012.
  • Бум научпопа, связанного с теоретической физикой (книги Роджера Пенроуза, Брайана Грина, Стивена Хокинга, и др.): если раньше этими темами интересовались в основном специалисты и гики, то начиная с девяностых, такие понятия, как Адронный Коллайдер и Кот Шрёдингера, входят в поп-культуру. В самой физике бурно развивается теория струн и связанная с ней М-теория, которые становятся в массовом сознании синонимом ответа на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого.
  • Начало десятилетия — всё ещё эпоха приставок, соперничают новенькая SNES и вышедшая в 1988 Sega. К концу десятилетия игры всё больше переходят с приставок на ПК, в конце десятилетия многим кажется, что приставки скоро будут вообще не нужны. Ага, как же!
  • Видеоигры осваивают 3D, выходят первые части Tomb Raider, Resident Evil и Silent Hill. Но первое время низкополигональные модели выглядят настолько хуже тёплого лампового рисованного 2D, что новинка приживается со скрипом. К тому же не все машины тянут даже это. Поэтому изометрия остаётся стандартом индустрии до самого миллениума.
  • Самый популярный жанр — шутеры от первого лица (Doom, Duke Nukem, Quake). Впрочем, стратегии (Starcraft, Warcraft, Age of Empires, HOMM) и изометрические РПГ (Fallout, Baldur’s Gate) тоже переживают расцвет.
  • Меж тем на аркадах и консолях после выхода в 1991 безумно успешного Street Fighter ll: The World Warrior начинается золотая эра жанра файтинг. Основные серии: Японская 2d-классика Street Fighter и Darkstalkers от Capcom, Fatal Fury, The King of Fighters, The Art of Fighting, Samurai Shodown от SNK, мрачные и кровавые файтинги западной школы Mortal Kombat и Killer Instinct, появившиеся ближе к середине декады и ставшие мэйнстримом в ее конце 3d-файтинги Vitua Fighter от Sega, Tekken и Soul от Namco, Battle Arena Toshinden от Takara, Bloody Roar от Hudson, Dead or Alive от Tecmo.
  • Всю первую пловину десятилетия продолжается начавшийся в конце 80х расцвет Beat’em upов: серии Streets of Rage и Golden Axe а также такая уникальная в своем роде игра как Comix Zone на Sega Mega Drive, вторая и третья части Final Fight, Batman Returns, Ninja Warriors Again и в чем-то даже превзошедший аркадный оригинал порт TMNT: Turtles In Time на SNES, дилогия Battle Toads/Battle Toads & Double Dragon и эксклюзивная TMNT 3: Manhattan Project на NES, Violent Storm, Metamorphic Force, Cadillacs and Dinosaurs, Aliens vs Predator, Armored Warriors, дилогия Dungeons & Dragons на аркадах. Однако во второй половине декады интерес к жанру резко идет на спад.
  • Успех вышедшей в 1991 году игры про синего ежа поспособствовал появлению множества платформеров с главгероями-животными (либо какими-нибудь странными созданиями), источающими подростковую крутость в ее тогдашнем понимании (Awesome Possum, Bubsy, Aero the Acro-Bat, Zero the Kamikaze Squirell, Mr Nutz, Radical Rex, Cool Spot, Zool), но сравниться славой с Соником удалось лишь Donkey Kong Country с переработанным в духе времени британцами из Rare персонажем классических нинтендовских аркад Донки Конгом, да появившемуся в 1996 на PSX трёхмерному Crash Bandicoot.
  • Игры постепенно перестают быть просто аттракционом и понемногу превращаются в полноценный вид искусства. Разработчики начинают ценить проработанные сюжеты и сеттинги. Да, в бОльшей части игр, не являющихся квестами или jRPG, сюжет всё ещё для галочки — но это уже не две строчки текста, как в восьмидесятых. Одними из первых об этом задумались разработчики RPG — в том же Daggerfall вполне себе интересный и лихо закрученный сюжет.
  • Появляются изометрические RPG, которые станут классикой. Fallout 1-2, Baldur's Gate, Planescape: Torment, Diablo. Во второй половине десятилетия изометрия становится стандартом для RPG, почти полностью вытеснив старый с видом от первого лица (как в Might and Magic).
  • Появляются стратегии, которые станут классикой: Dune 2 и ее сиквелы, Command & Conquer, Command & Conquer: Red Alert, Warcraft, Starcraft, Heroes of Might and Magic, Age of Empires, Civilization. Во второй половине десятилетия рынок захлестывает волна однообразных Стратегия в реальном времени.
  • В кино правят бал: фильмы-катастрофы; криминальные комедии Тарантино и подражателей; диснеевские мультфильмы-мюзиклы; внезапно — душевные драмы по книгам Кинга, который теперь уже не только король ужасов.
  • В отличие от предыдущих десятилетий, когда в тренде были рокеры, панки и прочая контркультурная музыка, в 1990-е в моду входит поп-музыка, которая по нынешним меркам кажется наивно-сентиментальной. Характерный саундтрек эпохи — Yaki-Da, Ace of Base, Spice Girls (и впоследствии выступавшая сольно Джери Халлиуэлл), Rednex, Селин Дион, Лара Фабиан, Джессика Джей («Касабланка»)[6], Лорен Кристи, Лаура Паузини, Шивон де Маре (Siobhan de Mare). В тренде и просто зажигательные поп-ритмы, часто с экзотическими мотивами, такие как, например, «Макарена», «Livin' La Vida Loca», «Samba de Janeiro» и «Tic Tic Tac» (впоследствии перепетое как «Мальчик хочет в Тамбов»). Символом эпохи стал жанр евродэнс, звучавший из каждой утюга, подаривший сотни «групп одного хита»… и скончавшийся уже в конце 1990-х!
    • Рок-музыка, однако, не сдаёт позиций совсем — но теперь на смену глэму приходят более жёсткие и непричёсанные движения — в частности, гранж (Nirvana, Soundgarden, Alice in Chains, Pearl Jam), более радикальные ответвления металла (в Европе правят бал блэк и дэт, просачивающиеся и к нам, в Америке на пике популярности Pantera и Rage Against the Machine). В той же Норвегии в девяностые натурально было опасно слушать какое-либо направление метала, кроме того самого блэка — тру-блэкеры были народом агрессивным и запросто могли сорвать концерт, избив публику, исполнителей и вообще всех, кто под горячую руку попадется. Не менее важны гранж (сиэтлские группы во главе с Nirvana) и усиленная им волна альтернативного рока. Последний звучал максимально по-разному: от жизнерадостных Red Hot Chili Peppers до в меру мрачных Garbage, не говоря уже о бритпопе или близких по духу авторшах-исполнительницах типа Тори Эймос, Аланис Мориссет и Пи-Джей Харви.
    • А ещё, как ни странно, это золотой век как раз-таки мелодичных металлических жанров — gothic metal и power-metal, появление симфо. Но популярны они были в основном в Европе (и, опять же, на постсоветском пространстве). Если хэви-метал восьмидесятых — это в основном Великобритания и в меньшей степени США, то в девяностые главными мировыми «сталеварами» становятся немцы, скандинавы и финны. Многие жанры, начало которым было положено еще в середине-конце прошлого десятилетия, развиваются, дробятся на подстили, исполнители вовсю экспериментируют: в сырой и злобный блэк-метал добавляются клавишные и чистый вокал (Emperor, Cradle of Filth, Dimmu Borgir и вообще волна симфо-блэка), в пауэр-метале заменяют традиционного голосистого вокалиста не менее голосистой вокалисткой (Nightwish) или вводят полноценный симфонический оркестр (Rhapsody), мрачный и тяжеленный death metal делают мягче и мелодичнее (In Flames, Arch Enemy, Dark Tranquillity, Hypocrisy), или наоборот, выжимают педаль брутальности в пол (Cannibal Corpse, Deicide). Жанры скрещиваются между собой: дэз+пауэр\хэви = melodic death metal (см. выше про In Flames и иже с ними), дэт+дум = death doom\doom death в зависимости от пропорций (My Dying Bride, Swallow the Sun, Anathema). Многие «мелодично-брутальные» группы играют на контрасте чистого и экстремального вокала. В новорожденных жанрах готик-мэтала, пэган-метала и симфо-блэка быстро входят в моду вокальные дуэты «красавица и чудовище» — нежный женский голос и брутальный мужской скрим\гроул, одними из кодификаторов (но не первопримеров) выступили Theatre of Tragedy. В метал вводятся не-металлические инструменты, в том числе народные или симфонические. Многим исполнителям становится откровенно тесно в старых рамках, и они ударяются в эксперименты на полную. Часто эксперименты оказываются вполне удачными и даже полагают начало новому стилю, например, Therion, вначале игравшие тяжеленный death metal, а потом начавшие выступать с симфоническим оркестром и оперными вокалистами обоего пола — без них не было бы ни Rhapsody, ни Nightwish. Все эти эксперименты смотрятся свежо и оригинально,[7] каждое удачное решение подхватывается кучей других исполнителей, у многих из которых в итоге получается не хуже, чем у признанных мастеров. Лучшие и наиболее любимые фанатами альбомы бОльшей части вышеперечисленных групп изданы именно в девяностые.
    • Первый глобальный взрыв популярности хип-хопа и одно из самых знаковых событий в его истории — «Война побережий», где от востока главной звездой становится The Notorious B.I.G., а от запада — Тупак Шакур.
  • Интересная черта произведений того времени: поскольку зрителю необходим конфликт добра и зла, а всё Мировое Зло, казалось, победили (недобитые нацисты в основном состарились и умерли, СССР вместе со своими спецслужбами развалился, Russkaya Mafiya, наоборот, ещё не вошла в тренд), то злодеи становятся максимально абстрактными: это либо маньяки-одиночки (как в эротических триллерах), либо некий сферический в вакууме заговор (как в фильмах «С широко закрытыми глазами» и «Малхолланд Драйв»), либо вообще инопланетные монстры и сверхъестественные сущности.
    • В начале 1990-х имели место робкие попытки назначить новым злом Японию, немного мурыжились с Германией, под конец эпохи сошлись на инфернально-злом правительстве.
      • Экономический монстр Япония, которая вот-вот должна была скупить все Штаты, в начале 1990-х надорвалась, там начался бесконечный экономический кризис, идущий и поныне. Вот поэтому Япония вышла из числа злодеев.
  • Одного ныне забытого злодея эпоха родила: Саддам Хусейн Абдулмаджид ат-Тикрити, или просто Саддам Хуссейн — колоритный усатый араб, он травит курдов химикатами, завоёвывает соседей, сажает пацифистов, создаёт культ личности, воюет со Штатами. Однако вставляли его почему-то в основном в комедии[8].
  • Популярная ныне тема глобального потепления звучала и тогда (в частности, на ней строил свою избирательную кампанию Эл Гор, кандидат от демократов, в итоге проигравший республиканцу Джорджу Бушу). Однако основной Угрозой Человечеству тогда считались озоновые дыры, что даже нашло отражение в поп-культуре[9]. Но благодаря подписанному ещё в 1985 Монреальскому протоколу площадь озоновых дыр стала постепенно уменьшаться, и уже в нулевые проблема была постепенно снята с повестки дня.
  • Ещё одна пугалка, на этот раз полумифическая — так называемая «проблема 2000»: номер года в компьютерах записывался двумя последними цифрами, поэтому при наступлении 2000 года компьютеры могли воспринять его как 1900, что привело бы к массовым техническим сбоям и к потенциальному экономическому коллапсу. В реальности, конечно, ничего такого не произошло — в стратегических важных программах год успели сделать четырёхзначным (либо он таким и был), а всякие там часы на простых ПК просто глазом не моргнув объявили нулевой год и ничего, не взорвались. Оправданы ли были эти страхи, спорят по сей день, но в целом всё же сходятся на том, что проблема была искусственно раздута.
  • Тема глобализации и дружбы народов, сюжеты часто связаны с международными организациями.
  • Газеты уже теряют влияние, зато телевидение достигает вершины могущества. Интернет в основном остается уделом гиков и на массовую культуру и политику практически не влияет.
  • Завершение «дерегуляции радио» (в США). Искуственно поддерживаемое государством разнообразие (которое резко ограничивало размер и возможную прибыль радиостанций) заменил швятой рыночек и естественная олигополия, с соответствующими последствиями для музыкального разнообразия (одно дело когда в эфире тысячи независимых диджеев и совсем другое — считанные десятки менеджеров и шесть-восемь директоров).

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Гарри Поттер» же! Год рождения главного героя — 1980, так что его годы в Хогвартсе пришлись именно на это время.
  • Детские ужастики Р. Л. Стайна и серия книг-игр «Ужастики-2» — действие в основном происходит как раз в эту эпоху. Местами встречаются очень характерные реалии, например, интернет-кафе («Он явился из Интернета») и игровые дискеты («Секретный агент Бабуля»). Туда же — цикл более взрослых ужастиков «Улица Страха» и спин-оффы «Ghosts of Fear Street» и «Fear Street Seniors».
  • Том Б. Стоун, цикл «Кладбищенская школа» — аналогично.
  • Серия детских книг-игр «Выбери себе приключение». Особенно стоит отметить «Луна-парк для смельчаков» про красивую жизнь американских подростков.
  • Майкл Колман, цикл «Интернет-детективы» — все реалии зарождающейся международной Сети.
  • Томас Брецина, «Марк Мега» — про приключения подростка-суперагента, сталкивающегося то с вампирами, то с морскими чудовищами, то с динозаврами (фальшивыми). Кроме общей занимательности, оттуда можно извлечь немало полезных советов по ОБЖ и выживанию в экстремальных ситуациях.
  • «Команда кникербокеров» того же Томаса Брецины.
  • Фил Роксби-Кокс, детские детективы «Кто украл чёрный алмаз?» и «Загадка профессора Джонса». Концентрация знаков, символов и секретов на квадратный сантиметр зашкаливает.
  • Большая часть творчества Ричарда Лаймона создана именно в девяностые, и уникальна в рамках хоррора именно тем, что отражает подход «жизнь как игра». В отличие от насквозь депрессивного Стивена Кинга, в творчестве которого отразились и личные проблемы с алкоголем и наркотиками, и смерть матери от рака, и боль поколения, пережившего войну во Вьетнаме, герои Лаймона в целом вполне позитивны, любят секс, и сами ищут приключения. Особенно стоит отметить «Во тьме», «Ночь в тоскливом октябре» и «Странствующий цирк вампиров» (где, правда, действие происходит в 1963, но сама книга написана в 2000).
  • Умберто Эко, «Нулевой номер» — действие происходит в Италии тех времён, поэтому эпоха показана не с такого парадного фасада, как в американских примерах: безработица, криминал и избыток проходимцев и конспирологов, желающих нагреть руки на дутых сенсациях. Сюжет, однако, связан с теориями заговора, тянущимися ещё из семидесятых годов.
  • Брюс Стерлинг:
    • «Зенитный угол» — примечательна книга именно тем, что она про конец конца истории. Убедительно рассказывается и показывается США и Запад на пике своего могущества, тотального доминирования, интеллектуального и технологического превосходства. И главный герой там программист, который уже собирается стать одним из тех самых влиятельных и богатых людей в IT-сфере этого самого мира победившей Фукуямы… и видит с лужайки своего дома, как захваченные боевиками самолёты заходят на Мидтаун. И вот за какие-то несколько лет (действие книги происходит в течение примерно полутора-двух лет) весь идеализм рушится, обнажая страх перед технологической уязвимостью, новым методом ведения террористических войн, и угрозы возникновения потребности в тотальном контроле.
    • «Дух времени» — примерно всё про то же самое. Но на сей раз на периферии «цивилизованного мира», непризнанный Турецкий Кипр, Малая Азия и прочие развивающееся страны. Постмодерн во все поля, поп-культура как орудие «мягкой силы». Острое предчувствие грядущих перемен и ощущение того, что «конец истории» немного попахивает лажей. Настроение мира на рубеже тысячелетий передано просто идеально. И что характерно, раскрыта тема распада СССР и миграции на Запад, и без клюквы.
  • Многие романы Сидни Шелдона — в ту же степь: например, «Расколотые сны» (эротический триллер в гламурном антураже Силиконовой долины), «Рухнувшие небеса» (шпионско-политический триллер, где очень ярко показан контраст между реалиями США той эпохи и реалиями постперестроечной России), «Тонкий расчёт» (тут уже про интриги внутренней политики, и что характерно, книга вышла за год до скандала с Моникой Левински), «Утро, день, ночь…», и др.
  • Мистико-детективная трилогия Питера Страуба «Голубая роза» — на стыке с предыдущей эпохой. Причём на примере этой трилогии очень ярко видно ментальный разрыв между эпохами: если первая часть «Коко», вышедшая в 1988 — это рефлексия на тему войны во Вьетнаме, то третья книга «Глотка» (1993) — уже классический триллер про маньяка в духе «Основного инстинкта», «Молчания ягнят» и тому подобного.

Кино[править]

  • Фильмы-катастрофы с большими взрывами и разрушениями переживают бум. «Титаник» так вообще собирает 2 миллиарда и 11 оскаров.
  • Краткая эпоха хоррор-блокбастеров, когда на ужастик про дом с привидениями или акул-убийц могли выделить почти сотню миллионов долларов и обойму голливудских звёзд первого класса. Благодаря феноменальному успеху «Крика» краткий повторный расцвет переживают зоохоррор и слэшер.
    • «Анаконда».
    • «Конго».
    • «Призрак и Тьма».
    • «Лейк-Плэсид».
    • «Глубокое синее море».
    • «Подъём с глубины».
    • «Мумия».
    • «Сонная лощина».
    • «Призрак дома на холме».
    • «Дом ночных призраков».
    • «13 привидений».
    • «Крик».
    • «Я знаю, что вы сделали прошлым летом».
    • «Городские легенды».
  • Целая плеяда эротических триллеров этого времени:
    • «Море любви» (1989) Харольда Беккера
    • «Ножницы» (1991) Фрэнка де Феллита
    • «Основной инстинкт» (1992) Пола Верховена
    • «Окончательный анализ» (1992)
    • «Одинокая белая женщина» (1992)
    • «Щепка» (1993) Филиппа Нойса
    • «Тело как улика» (1993)
    • «Цвет ночи» (1994)
    • «Шлюха» Уильяма Фридкина (1995)[10]
    • «Автокатастрофа» (1996)
  • Триллеров в эстетике киберпанка, сюжеты которых часто связаны с размытием граней между реальным и виртуальным:
    • «Газонокосильщик» (1992).
    • «Джонни-мнемоник» (1995).
    • «Виртуозность» (1995).
    • «Странные дни» (1995).
    • «Нирвана» (1997).
    • «Отель „Новая роза“» (1998).
    • «Тринадцатый этаж» (1999).
    • «Экзистенция» (1999).
    • «Матрица» (1999) как вершина жанра.
  • А также триллеров аналогичного плана, связанных просто с обманом, безумием, мистикой и др.:
    • «Лестница Иакова» (1990).
    • «Ножницы» Фрэнка де Феллита (1991).
    • «Шоссе в никуда» (1996).
    • «Три жизни и одна смерть» Рауля Руиса (1996).
    • «Игра» Дэвида Финчера (1997).
    • «Открой глаза» Алехандро Аменабара (1997).
    • «Генеалогия преступления» того же Руиса (1997).
    • И его же «Никита-двойная жизнь» (1998).
    • «Тёмный город» (1998)
    • «Шоу Трумана» (1998).
    • «С широко закрытыми глазами» (1999).
    • «Бойцовский клуб» (1999).
    • «Две жизни» (1999)
    • «Четвёртый этаж» (1999)
    • «Реквием по мечте» (2000)
    • «Малхолланд Драйв» (2001).
  • И просто триллеров:
    • «Сеть» (1995).
    • «Имитатор» (1995)
    • «Первобытный страх» (1996).
  • Ввиду отсутствия внятного внешнего врага предпринимались попытки раскрыть образ врага в себе, то есть выпустить фильмы, в которых злодеями выступают американские граждане, в том числе сотрудники спецслужб, изменившие присяге:
    • «Стиратель» (1996).
    • «Долгий поцелуй на ночь» (1996).
    • «Особо опасный преступник» (1997).
    • «Приговорённая» (1999).
    • «Дорога на Арлингтон» (1999).
  • Вышедший ещё в 1989 фильм «Кто подставил кролика Роджера» положил начало ещё одному тренду эпохи — игровым фильмам, где часто использовались мультяшные персонажи, и по которым потом нередко делали мультсериалы:
    • «Параллельный мир» (1992)
    • «Маска» (1994)
    • «Эйс Вентура» (1994)
    • «Повелитель страниц» (1994)
    • «Космический Джем» (1996)
    • «Флаббер» (1997)
    • «Осмозис Джонс» (2001)
  • «Красота по-американски».
  • «Осторожно, двери закрываются».
  • «Куда приводят мечты».
  • «Дети-шпионы» 2002 г.
  • «Магнолия».
  • «Большие надежды» (1998)
  • «Радиоволна» (2000)
  • «Один дома».
  • «Терминатор 2». Рассказ о том, что Скайнет начнёт Войну с запуска ракет по России («Зачем? Мы же теперь вроде как друзья…») для вызова ответного удара по Америке.
    • Ещё есть новеллизация фильма, в которой автор обращает внимание читателей на граффити фукуямовского вида (типа «История мертва»), выставляя их этаким мета-пророчеством.
  • «Люди в черном» — фильм, выстебывающий конспирологическую теорию о сокрытии спецслужбами факта присутствия на земле инопланетных пришельцев (см. «Секретные материалы»).
  • В кинотеатры приходят доселе невиданные экранизации видеоигр: «Супербратья Марио» (1993), «Уличный Боец», (1994), «Двойной Дракон» (1994), «Смертельная Битва» (1995) и ее сиквел (1997), «Командир Эскадрильи» (1999).
  • Ближе к концу десятилетия на больших экранах с переменным успехом начинается возрождение совсем было вытесненной на тв и видео старой-доброй космической фантастики: «Пятый элемент» (1997), «Звездный десант» (1997), «Сквозь горизонт» (1997), «Чужой: Воскрешение» (1997), «Затерянные в космосе» (1998), «Солдат» (1998), «Кромешная тьма» (1999), «Сверхновая» (1999), «В поисках галактики» (1999), «Звездные Войны. Эпизод 1: Скрытая Угроза».(1999).
  • А вот с чем всё очень плохо, так это с высоким фэнтези: в 90-е жанр практически вымер, исключения разве что сериалы про Геракла и Зену, да «Сердце дракона». А ещё в 2000 году вышла днищенская экранизация D&D, которая показала, что киношникам на жанр наплевать, и могла его похоронить. В Новой Зеландии один толстяк уже думает, как это исправить, но его фильмы выйдут уже в следующую эпоху и возвестят её начало…
  • Также благодаря окончанию холодной войны и как следствие исчезновению из массового сознания страха перед войной «горячей» надолго выходит из моды постапокалипсис. Две высокобюджетные попытки возрождения жанра в лице «Водного Мира» (1995) и «Почтальона» (1997) оборачиваются грандиозными провалами. Вышедшие в 1995 м году экранизации постапокалиптических комиксов («Судья Дредд», «Танкистка») и аниме («Кулак Полярной Звезды») тоже не снискали успеха.
  • Зато неожиданно признаки жизни начинают подавать казалось окончательно и бесповоротно похороненные вестерны: «Танцы с волками» (1990), «Молодые стрелки-2» (1990), «Непрощённый» (1992), «Тумстоун» (1993), «Мэверик» (1994), «Уайетт Эрп» (1994), «Мертвец» (1995), «Дикий Билл» (1995), «Быстрый и мёртвый» (1995).
  • Успех вышедшего в самом конце предыдущей эпохи «Бэтмена» Тима Бёртона породил моду на мрачные (но в отличии от мрачняка следующего поколения не гнавшиеся за «реализьмом») экранизации комиксов выдержанные в неонуарной («Дик Трейси», «Бэтмен Возвращается», «Тень») либо готической («Ворон», «Спаун», «Блэйд») стилистике. С фитильком сюда можно отнести и фильм «Черепашки-Ниндзя» 1990го года в сравнении с ярким и веселым мультсериалом 1987го давший заметный обратный крен в сторону мрачности оригинальных комиксов «Mirage».

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Чёрный плащ».
  • «Утиные истории» — больше относится к восьмидесятым, но краешком зацепил и девяностые.
  • «Том и Джерри в детстве».
  • «Фриказоид».
  • «Animaniacs».
  • «Пинки и Брейн».
  • «Чокнутый».
  • «Невероятные приключения Билла и Теда».
  • «Черепашки-Ниндзя» — на стыке с восьмидесятыми.
    • А также целый пласт мультсериалов-подражателей ЧН («Мыши-рокеры с Марса», «Уличные Акулы», «Коты быстрого реагирования», «Экстремальные динозавры»). Своим мультяшным шоу попытались обзавестись и Боевые Жабы, но дальше пилотного выпуска дело не пошло.
  • «Бивис и Баттхед»
  • «The Real Ghostbusters» и продолжение «Extreme Ghostbusters». «Реал» — на стыке эпох.
  • Sonic SatAM.
  • «Эй, Арнольд!» — на стыке этой эпохи и следующей.
  • «Котопёс» — аналогично, на стыке эпох.
  • «Симпсоны» — пилотный выпуск сериала вышел в декабре 1989го, но его становление и «золотая эра» пришлись именно на 90е.
  • В конце десятелетия стартовало несколько мультсериалов для взрослых впоследствии получивших культовый статус («Южный Парк» (1997), «Царь горы» (1997), «Футурама» (1999), «Гриффины» (1999)).
    • Потому что, увы, именно в этом десятилетии, а не на пару-тройку десятилетий раньше, окончательно и навсегда ушёл в историю стереотип, что «мультики - это для детей». (Хотя, казалось бы, этот стереотип должен был уже в 1960-е кануть в лету)

Аниме[править]

  • Perfect Blue — многое в сюжете закручено вокруг тёплого и лампового интернета 1990-х.
  • Serial Experiments Lain — киберпанк со старыми компами и модемами.

Видеоигры[править]

  • «Day of the Tentacle».
  • «Leisure Suit Larry»: первые игры серии — это ещё эпоха холодной войны (во второй части герою даже встречаются агенты КГБ), но пятая, шестая и седьмая часть — уже очевидные 1990-е. В частности, пятая игра очень похожа по духу на эротические триллеры того самого времени.
  • «Jones in the Fast Lane» (она же «Keeping Up with Jones») — простенький симулятор жизни обычного американца начала девяностых.
  • «Monkey Island» — вообще-то действие происходит в Золотой век пиратства, но серия отличается эклектичным стилем, и в третьей и четвёртой части показаны характерные реалии 1990-х (парк развлечений и туристический комплекс).
  • «The Adventures of Willy Beamish».
  • «Duckman: The Graphic Adventures of a Private Dick» — атмосфера Голливуда той эпохи.
  • «Тони Крутони: Бешеная тыква».
  • «Agent XXL und das Geheimnis der Quadrate» — немецкая игра в стиле классики LucasArts про молодого раздолбая, ставшего суперагентом после того, как он выиграл конкурс в своём любимом шпионском журнале «Top + Secret». Что характерно, игра была выпущена компанией «Ritter Sport» для рекламы шоколадок (по сюжету герою нужно найти несколько магических ацтекских квадратов, напоминающих те самые шоколадки).
  • «Bazooka Sue» — аналогично, приключения женщины-свиньи в стилистике тех же квестов LucasArts.
  • «Comix Zone» Музыка в игре стилизована под гранж, общая эстетика отсылает к комиксам тех лет (вроде творений Джима Ли, Тодда Макфарлейна или Дж. Скотта Кэмпбелла), а сам главгерой в мешковатых шортах и с прической «конский хвост» выглядит типичным представителем тогдашней молодежи.
  • «Inspector Gadget: Mission 1 — Global Terror!» — детский квест, выпущенный аккурат в 1992, в котором налицо все приметы времени. Тут вам и пресловутая дружба народов с миссией по поиску похищенных послов ООН, и дружественная Россия на месте СССР, и шикарный Лос-Анджелес с лимузинами, в которых есть телевизор и телефон, и закусочная а-ля Макдональдс (ЗОЖ тогда был ещё не так популярен, и фастфуд считался нормальным вариантом недорого поесть, а не «едой для быдла, от которой растёт холестерин»).
  • «Котопёс: В поисках золотого пожарного крана»

Настольные игры[править]

Прочее[править]

  • Золотой век MTV.
  • Ностальгирующий критик обозревает в основном фильмы, мультфильмы и рекламу этого периода. «Это сейчас-то плохой летний сезон блокбастеров? Да в 1997 одновременно вышло два блокбастера про извержение вулкана!»

Примеры нашего времени[править]

  • Project Zomboid — мертвые пошли по земле летом 1993го года. Основные элементы эпохи (актуальные на начало 90х) прилагаются.

Примечания[править]

  1. С некоторой натяжкой к ней можно отнести и период с 1989 (конец президентства Рейгана и вывод советских войск из Афганистана) по 1991
  2. Что стоило ей, в частности, такой франшизы как Final Fantasy.
  3. HP 4020i, выпущенный в 1995 году, стоил 995 тогдашних долларов и это было ещё дёшево в сравнении с $10000, которые просили за подобный привод всего три года назад.
  4. Интернет был и до сайтов: электронная почта как средство общения, новостные группы как аналог форумов, FTP-серверы с разными программами. Термины «ник», «смайл», «спам», «модератор» были изобретены до WWW, но, конечно, с появлением WWW известность Интернета значительно выросла.
  5. И откровенной технической паршивости: вот тебе два недо-VGA (263×230, 256 цветов) экраничка, и ни в чём себе не отказывай.
  6. В действительности под этим псевдонимом пела итальянка Дора Карофильо
  7. В отличие от нулевых, когда они стали уже затертыми штампами.
  8. «Голый пистолет», «Большой Лебовски», «South Park»…
  9. От компьютерной игры «Агент Лис: Операция „Озон“» до известной песни группы «Несчастный Случай» со словами «Слёзы мужчин разрушают озоновый слой», вышедшей уже в 2010.
  10. Не путать со «Шлюхой» Кена Рассела (1991), которая к джалло не имеет отношения: там фильм-исповедь + горькая сатира нравов + эпатажная псевдоэротика, даже, пожалуй, антиэротика.