Жанровая слепота

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Genre Blindness. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« xxx: что меня больше всего убивает в фильмах про зомби, так это то, что никому из жертв не знакомы другие фильмы про зомби

xxx: все как первый раз с ними сталкиваются

»
— http://bash.im/quote/417522

Итак, герои оказались в весьма зловещем месте. Неважно, каком — хижина в лесу, заброшенная космическая станция или город-призрак в равной степени заставляют кровь застывать в жилах. И в какой-то момент один из героев непременно произнесёт сакраментальную фразу:

Нам нужно разделиться.

«О, нет!» — дружно восклицает аудитория. Потому что все понимают: как только герои разделятся, зомби/маньяки/чужие по одному истребят их всех. Но герои ведут себя так, словно в жизни своей ни разу не только не смотрели хорроров, но и не знакомы с народной мудростью «гуртом легче и батьку бить».

То же можно сказать о любом жанре: в каждом из них встречаются персонажи, которые с жанром не знакомы. Злодеи не читали «Правила Тёмного Властелина» и не слышали в детстве волшебных сказок. Герои не в курсе, что у действий бывают последствия. Девы в беде не слышали о злоключениях других дев. И так далее.

Ситуация усугубляется тем, что сюжет в массовом искусстве порой и держится на том, что герои проявляют жанровую слепоту. Ну в самом деле — если детектив не пойдёт по ложному следу и вычислит преступника с первой же попытки, история получится короткой и не особо увлекательной. С другой стороны, само по себе массовое искусство очень формульно, и аудитория быстро выучивает все формулы. Результат: прокачанная жанровая смекалка делает произведение предсказуемым, а значит — неинтересным.

Одним из популярных способов разрешения этой дилеммы является подсветка: жанровая смекалка героя достаточно прокачана, чтобы он не делал глупых телодвижений, но при этом в целом оставался в рамках привычного сюжета. Например, если в фильме ужасов герои возьмут и не разделятся, вряд ли это им сильно поможет: сценарист всё равно измыслит, как их разделить, либо же монстр без проблем разделается с коллективом. Второй вариант: сделать жанрово смекалистым только одного персонажа — как правило, придурка, которого никто не принимает всерьёз. Зритель будет сочувствовать ему — зато все остальные персонажи будут вовсю проявлять жанровую слепоту. И наконец, под жанровую слепоту можно подвести обоснуй. Не обязательно правдоподобный — главное, остроумный.

Противотроп — Жанровая смекалка

Схожий тропЖанровая ошибка.

Педаль в пол — Несовместимая с жизнью тупость (когда жанровая слепота противоречит ещё и очевидному здравому смыслу).

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Герои любой волшебной сказки. Они обязательно нарушают запреты типа «коня возьми, а уздечку не трогай», едят запретные плоды и сжигают лягушачью кожу возлюбленной.
    • А не противоположный ли это троп? Неприятности, возникающие в жизни героя после нарушения запрета, чаще всего разрешаются благополучно, и герой побеждает. А не взял бы Иван-царевич уздечку — и Елену Прекрасную никогда бы не увидел…
      • А это уже систематическая ошибка выжившего. Остальных 100500 человек, кто за неё хватался, так за конюшней и зарыли. Сказка ложь, да в ней намёк… очень много разных намёков на реальность в сказках.

Литература[править]

  • М. Булгаков, «Собачье сердце» — профессор Преображенский, судя по всему, не читал ни «Франкенштейна», ни «Острова доктора Моро», настолько уверенно он копирует худшие черты обоих персонажей, сам того не видя.
    • Но, в отличие от них, Преображенский всё-таки возвращает Шарикова к его "собачьей" внешности, причём хитростью. Франкенштейн и Моро не смогли этого.
  • Терри Пратчетт, «Хватай за горло» — субверсия с подсветкой. Те, кто знает общеизвестные факты о вампирах, склонны забывать, что вампирам эти факты ничуть не менее известны.

Кино[править]

  • Эксплуатация тропа: в фильме «Хижина в лесу» злодеи специально накачивают героев одуряющим газом, чтобы вызвать в них жанровую слепоту.
  • «Мстители: эра Альтрона»: Тони Старк, ты же, по идее, читал научную фантастику! Почему, создавая мощный искусственный интеллект, чьё назначение — обеспечить мир на Земле, ты не подумал о варианте «что-то пойдёт не так, и он захочет убить всех людей»?
    • А есть ли тут троп? Может Старк предпочилал Азимова?
    • Но, как показал фильм «Мстители: Война бесконечности», задумка была хороша.
    • Тут скорее другое: Старк сделал робота даже слишком хорошо. Робот понял, чтобы обеспечить мир на Земле, единственным выходом является убить всех людей.
  • Подсвечено в «Полуночном человеке»: «Вы что, страшилок никогда не читали? — Не читали!»
  • Хороший пример обоснования в «Последнем киногерое»: когда Дэнни, спасая Слейтера, наставив пистолет на главгада, поучает его на тему «Стрелял бы стразу, и твоя бы взяла, так ведь нет, тебе обязательно нужно было ему объяснить, где он облажался! Типичный тупой киношный герой…» И в этот момент ему самому к виску приставляют пистолет: «Ты и сам не гений, мальчик». Ну неспроста эта распространённая ошибка появилась, неспроста… Мало кому удаётся перед таким соблазном устоять.
  • Очень похожий пример в старом фильм «Мышьяк и старое кружево», где главный герой высмеивает штампы ужастиков и идиотский мяч, который ловят его герои, не замечая, что и сам находится в аналогичной ситуации и совершает ту же самую ошибку.
    • Выслушивая его, главгад 'just for evulz' начинает намеренно подстраиваться под озвученные им штампы, чтобы тот впоследствии уж совсем оценил злую иронию.
  • Вся франшиза «Крик» об этом. Все отлично знают штампы слэшеров и смеются над ними, но как доходит до дела, тупят как самые тупые герои самых тупых слэшеров.
  • «Паранормальные явления. Дом призраков» (Deadstream) (2022) — реконструкция: ютубер вызвался провести ночной стрим из «нехорошего» заброшенного дома, но спонсоры поставили условие: увидев или услышав что-нибудь подозрительное, он должен пойти туда и проверить, что происходит, иначе — никакой тебе монетизации. Позже к нему присоединяется пробравшаяся в дом фанатка, которая нарушает все правила выживания в ужастиках направо и налево: норовит разделиться с главным героем, лезет в явно опасные места, игнорирует всю серьёзность ситуации и пытается пугать протагониста шуточными скримерами. Жанрово слепая идиотка? А вот и нет. Она и есть мёртвая хозяйка дома, прикинувшаяся человеком, и ей в этом доме ничего не угрожает — наоборот, это она здесь главная угроза.

Телесериалы[править]

  • «Squid Game» — когда на первой игре убили одного из участников, людей накрыла массовая паника с некоторыми последствиями. Им конечно не сказали, что в этой игре будут умирать, но неужели нельзя было догадаться об этом из того, что эта игра проводится неизвестно кем, скрыта от широкой общественности, в качестве выигрыша огромная сумма денег, а участников набирают через встречи с мутными типами, предлагающими выбор: забираешь 100к вон сейчас или играешь по-крупному?
  • «Великолепный век» — став фавориткой султана и родив от него сына, Хюррем начала вести себя как деревенская хабалка, считая, что только за этот факт все обязаны её любить и уважать. И сильно удивляется, чего это её никто во дворце не любит, даже султан не в восторге от её поведения, а когда в гареме происходит убийство наложницы, то главной подозреваемой становится она. Можно списать на то, что Хюррем тогда в гареме была без году неделя и ещё не успела толком вникнуть ни в чужую культуру, ни в особенности жизни там. Но можно было уже догадаться, что ты не одна тут такая умная и целеустремлённая, другие наложницы не меньше тебя метят в дамки и, естественно, твоему успеху будут завидовать. А тут ещё и правящая семья с соответствующим апломбом, которой ты в открытую хамишь!
  • «Паранормальный Веллингтон» — педаль в земное ядро, если не глубже. Этим тут страдают все копы, кроме сержанта Мааки. Да и Маака тоже на самом деле страдает, просто в гораздо более лёгкой форме. Миноуг и О'Лири могут нос к носу столкнуться с каким-нибудь адским отродьем, объяснить ему неприемлемость его поведения, будто обычному хулигану, и вернуться в штаб, отрапортовав, что всё в порядке. При этом они не заметят половину творящейся вокруг дичи, а второй половине найдут «разумное» объяснение. И после Маака, сопоставив все факты, определит, с чем на самом деле столкнулись его подчинённые. Но и он не застрахован от глупейших ошибок, которые не допустил бы ни один человек, хоть раз смотревший фильмы ужасов. В первом сезоне троп игрался настолько грубо, что это порою сильно мешало подавлять недоверие, в последующих фитилёк уже немного прикручен (или во всяком случае, уменьшено давление на педаль). Теперь Миноуг и О'Лири умеют сами распознавать наиболее распространённую нечисть и отличать Луну от летающей кастрюли. То ли они набрались опыта, то ли сценаристы осознали, что перегибают палку.

Телевидение[править]

  • Реклама от МТС, где персонажи приехали осмотреть купленный ими садовый домик. Реклама сделана в духе типичных хоррор-фильмов, и один из персонажей упрямо проявлял жанровую слепоту, не замечая никаких странностей, поскольку практически не смотрит фильмов и сериалов.

Мультфильмы[править]

  • Советская мультэкранизация мифа о Минотавре — своего рода ироническая отсылка к тропу (как бы аверсия, но…): лабиринт устроен так, что его стены сами «разделяют» жертв друг от друга, чтобы Минотавру легче было их пожирать.
    • Жанровая слепота и тропы западных фильмов тут не при чём. Это реконструкция мифа, объясняющая, как греки умудрялись заблудиться в лабиринте и не запинать минотавра всей толпой. Изменяющаяся конфигурация и насильственное разделение это отлично объясняет.
  • Троп прикольно обыгран в мультике «Два богатыря». Казах Батыр и русский Иван нечаянно поменялись приключениями. Иван не знает, как в казахских сказках побеждают дэва, а Батыр — как в русских сказках побеждают Кощея. Кстати, Батыр не знал, кто такая Баба-Яга, — подумал, что не совсем обычная старушка, и назвал её «пери». Оба героя решили поставленную задачу эффективно, но не как положено в соответствующих сказках.
  • Диснеевская «Красавица и Чудовище». Белль перечитала кучу книг, в том числе сказок, её любимая — про заколдованного принца, который был превращен в барана, но то, что Чудовище и живая утварь в замке — тоже заколдованные люди, она не понимает.
  • Как казаки… - обычный берёзовый дёготь, так необходимое инопланетным гостям смазочное вещество, всю дорогу был у казаков в ведёрке под боком. Спишем на трудности коммуникации и доиндустриальную эпоху, в которой и паровую машину, где уже обязательно понадобится смазка, еще не изобрели. А ведь достаточно было просто доходчиво на пальцах показать - для чего именно нужна жидкость двигателю летающей тарелки.
    • Это всё прекрасно, но при чём тут жанровая слепота?

Мультсериалы[править]

  • Скуби-Ду — в каждой серии. Каждого мультсериала. (Возможно, в этом их план — пока злодей ловит Шегги и Скуби, остальные спокойно собирают улики. Особенно логично такое предположение после серии, в которой все, кроме Шегги со Скубом, были под контролем злодея и эти двое сделали ВСЮ работу за товарищей.)
    • В одной из серий Фред признается, что так и есть — пока за этой парочкой гоняются, остальные могут передохнуть.
  • Avatar: The Last Airbender — Азула обладает способностью Жанровая смекалка, но была слепа по отношению к своему отцу.

Аниме и манга[править]

  • Kami nomi zo Shiru Sekai — конечно, когда ему надо влюбить в себя девушку, Кэйма демонстрирует прекрасную жанровую смекалку. Вот только если девушка вдруг влюбилась в него сама собой, у него начинается столь же выдающаяся жанровая слепота. Скажем, он даже не допускает мысли что «пойдем в парк аттракционов» Хакуа воспримет как приглашение на свидание. Просто надо поговорить о делах служебных, вот и позвал. И Диану затем же позвал. Девушки, а чего вы разозлились то?

Видеоигры[править]

  • The Longest journey — Зои в финале второй части поверила очевидной злодейке и слила все, чего добивалась в течение игры.
  • Tomb Raider: Underworld — главная злодейка в процессе финальной битвы тянет время, рассчитывая, что у Лары Крофт закончатся патроны. Что было бы вполне разумной тактикой в реальной жизни, но не в Tomb Raider с тамошним бесконечным боезапасом.
  • LISA — Брэд считает себя героем постапока, который хочет защитить свою приёмную дочь от истосковавшихся по женщинам обезумевших мразей и прочих «спасителей человечества». На деле, это от его абьюза и многочисленных тараканов в голове все спасают Бадди.
  • Elden Ring — говоря «Человек не может убить бога», всезнающий сэр Гидеон Офнир явно не учитывает, что находится в японской видеоигре.

Прочее[править]

  • Во втором выпуске "Плохо работаешь, игродел!" Эрнест Адамс попытался поиграть в Indiana Jones and the Infernal Machine и не смог выйти из первой комнаты, т.к. не додумался, что для этого Индиана Джонс должен был толкать многотонный каменный куб (ведь в реальной жизни люди так не могут!). Этим Адамс продемонстрировал прямо-таки эталонный образец жанровой слепоты.