Орихалк

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Orichalcum. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Орихалк — фэнтези-металл. Происходит из легенды об Атлантиде в пересказе древнегреческого философа Платона. По описанию Платона, орихалк — чудесный металл, который был только у атлантов — похож на медь (его название с греческого так и переводится — «горная медь»), но цветом и блеском близок к золоту (испускал «огнистое блистание», вплоть до того что было высказано предположение о том что это сплав меди с золотом). Он добывался в самородном виде и стоимостью уступал только золоту. Иногда название пишется как «орихалкон», «орихалькон» или «орихалькум». Вероятнее всего, самородная латунь (т. н. «цинкистая медь») — во всяком случае, в период поздней античности орихалком называли обычную латунь. А возможно и не самородная, так как был описан процесс сплава меди с оксидом цинка, и сплав вышел из употребления после истощения месторождений (как и в случае с катастрофой бронзового века).

  • Латунь вышла из употребления, потому что всякие умники наловчились подделывать ею золото. И было запрещено ее изготовлять, мастеров начали изобретательно казнить, а всю документацию сожгли нафиг.
  • Возможно, более исторический вариант — мышьяковистая бронза, применявшаяся раньше оловянистой и при определённо содержании мышьяка действительно приобретающая золотистый оттенок.

Исторически первой бронзой был сплав меди с мышьяком — так называемая мышьяковистая бронза. Добавление даже небольшого количества As в медь (0, 5-1 %) значительно повышает ее жидкотекучесть, то есть способность заполнять без преждевременного застывания все, даже мельчайшие, полости литейной формы. Присутствие мышьяка в сплаве препятствует образованию в нем целого ряда хрупких составляющих, крайне нежелательных при ковке. Если лезвие после отливки проковать на холодную, "наклепать", то твердость его вырастает до 200 единиц. Основная трудность при работе с мышьяковой бронзой состояла в том, что даже при незначительном ее нагреве (например, при ковке) происходило улетучивание мышьяка, которое было заметно любому, даже не искушенному в металлургии, человеку. Из сплава мышьяк удалялся в виде белых паров, образованных окислами этого металла. При этом мышьяка древние не знали - он как и цинк, при плавке испаряется. Но минералы мышьяка (как правило, это сульфиды) часто присутствуют в медных месторождениях. Они обладают ярким цветом и были известны человеку еще в каменном веке. Реальгар (от арабского «рахьял-чхар» – рудный порох) из-за ярко-красного цвета считался магическим камнем, а аурипигмент (от латинских «аурум» – золото и «пигмент» – цвет) ассоциировался с солнцем. Видимо, пытаясь магически усилить медь, металлурги стали добавлять эти минералы в медную руду, и часть мышьяка при плавке переходила в медь. Другая теория еапоминает, что добыча меди потихоньку увеличивалась. Понемногу, но не одну тысячу лет. Поскольку добыча увеличилась, пришлось копать глубже. Началась серьезная добыча, и там, в недрах земли, можно встретить более сложные руды, обычно сульфиды, самых странных составов. По мере увеличения производства новые виды руд или рудных смесей попадали в плавильные печи. В глубине рудных месторождений вы также можете столкнуться с минералами других металлов и смешанными минералами, которые содержат медь и некоторые другие металлы, такие как железо, никель или мышьяк. Температура в более продвинутых плавильных печах тоже была выше, и теперь могли происходить странные реакции. Как бы то ни было, ученные до сих пор слабо представляют как древние умудрялись контролировать качество своих сплавов. В недавней работе Перничка и др. представили довольно убедительные доказательства того, что, по крайней мере, древние арисманцы в Северо-Западном Иране около 3000 г. до н.э. намеренно производили шпейз [speise, speiss], железо-мышьяковый сплав, который затем использовался для производства мышьяковой меди. Скорее всего, руду «арсенопирит» (FeAsS) сначала превращали в шпейз, который затем добавляли к металлической меди или при выплавке медной руды. Полученная медь содержала мышьяк (хорошо!) И железо (плохо!), Но железо более или менее удалялось путем окисления, если медь плавилась на воздухе. Ядовитые пары мышьяка, делавшие металлургов смертниками, отличались характерным чесночным запахом, позволявшим безошибочно отличать этот вредоносный сплав от чистой меди. Напоминаю, название мышьяка в русском языке происходит от слова «мышь», в связи с употреблением его соединений для истребления мышей и крыс. Испарения тоже пользы не приносят.. Возможно поэтому боги-кузнецы у индоиранских народов часто отличаются уродствами. Тот же классический Гефест. Кроме того, мышьяковая бронза часто была разнородна по составу, и при повторной переплавке (а все когда нибудь ломается) теряла свои свойства - мышьяк испарялся. Немаловажное значение в древности имел цвет сплава. При добавлении к меди 1–3 % масс. мышьяка получается металл красного цвета, 4–12 % – золотистого, более 12 % – серебристо-белых тонов. Следовательно, из мышьяковой бронзы можно было получать изделия похожие на золотые и серебряные. Особенно часто этим приемом пользовались при производстве украшений: археологами найдены литые бусы, подвески, кольца, содержащие до 30 % мышьяка. Древнее оружие из бронзы никогда не содержит более 6 % мышьяка По-видимому, раньше всего сплавы на основе меди и мышьяка были открыты в Анатолии и на Кавказе. В обоих регионах свидетельства их использования восходят еще к неоэнеолитическому периоду. Без сомнения, этим регионам принадлежит приоритетная роль в зарождении и развитии металлургии ЦМП.


В современном фэнтези орихалк — металл разнообразный, и никто не может договориться, каковы его свойства. В одних произведениях его достоинство — полная неуязвимость к магии, в других он — сверхпроводник при комнатной температуре, в третьих — очень прочен, в четвёртых — просто очень дорог.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Миров двух между», фантастический роман В. Пищенко, герои которого попадают в «альтернативную» Атлантиду.
  • «Орихалк», повесть Кирилла Бенедиктова.
  • Цикл «Ночная Земля» («The Night Land»). Металл орихалькум обладает свойством отпугивать существ Ночи, но секрет его изготовления людьми утрачен. По описываемым свойствам напоминает вольфрам.
  • По всей видимости, небесная бронза из цикла Рика Риордана о Перси Джексоне является именно что орихалком. Обладает способностью убивать монстров и полубогов, но не причиняет вреда простым смертным.
  • «Атлантида» Пьера Жиффара. Орихалк используется в том числе для бальзамирования экс-фаворитов Антинеи (правительницы Атлантиды). Махровый нестандарт романа в том, что собственно Атлантида расположена в пустыне Сахара.
  • Дилогия «Кольцо Мерлина» Уорнера Мунна. — во которой книге упоминается орихалк, являющийся одним из важнейших достижений Атлантиды. С помощью этого металла атланты создавали как виманы (летающие корабли-лебеди из древнеиндийских эпосов), так и механических слуг, в которых даже можно было переселить дух атланта после смерти, чтобы он продолжил земное существование. При этом такой атлант без трижды повёрнутого рычага на спине сам был безвольным слугой — именно такая участь постигла главную героиню «Корабля из Атлантиды», и избавиться от неё помог лишь альтруистичный Гвальхмай, который предпочёл абсолютно покорному автоматону, даже на ощупь подобному человеку, свободную подругу и спутницу.

Кино[править]

  • Японский фильм «Меч Александра» (2007): меч самурая Гэнкуро Ёродзу и ещё два предмета в мире выполнены из этого металла (происхождение орихалка в данном мире инопланетное).

Аниме и манга[править]

  • Slayers: орихалк — антимагический металл, который останавливает любые заклинания.
  • Yu-Gi-Oh!: тут орихалк — это светящийся зелёный минерал, от воздействия которого люди либо сходят с ума, либо мутируют в чудовищ.
  • «Надя: Секрет голубой воды» — орихалк, как ни странно, основа могущества древней Атлантиды. Технологии с применением этого металла превосходят по возможностям любые из «19-21 веков», и потому становятся объектом пристального внимания как экипажа «Наутилуса», так и организации «Нео Атлантис».

Видеоигры[править]

  • Skyrim: орихалк — один из компонентов орочьей стали, очень прочной стали, секретом производства которой владеют орки.
    • До «Скайрима» орихалк в основном упоминался в связи с затонувшим континентом Йокуда (родина предков нынешних редгардов).
  • Квест Indiana Jones and the Fate of Atlantis.
  • Dragon Age: орихалк выступает в качестве ремесленного материала для создания защитных и оружейных рун (встречается только в «Dragon Age II»). Обычно существует в жидком виде и даже образует подземные озёра.
  • Terraria — одна из «старших» руд. Что забавно, она и все изделия из нее окрашены в розовый цвет.
  • Ведьмак 3: Дикая охота — присутствует как ремесленное сырье.
  • Lineage II — oriharukon — тот же орихалк, только японизированный.
  • Assassin's Creed: Odyssey. Торговец эпическим лутом принимает в оплату только орихалковую руду.
  • Серия Kingdom Hearts — орихалк является ингредиентом, необходимым для создания лучшего ключа-меча в игре — Ultima Wearpon.
  • Zeus: Master of Olympus, дополнение Poseidon: Master of Atlantis: орихалк — металл ярко-алого цвета. Доступен при игре за атлантов, добывается из рудных камней с красными вкраплениями, используется для улучшения крепостных башен и фрегатов, позволяя им стрелять огненными снарядами.
  • Age of Mythology — из орихалка сделаны стены Атлантиды и булавы катапельтов.
  • Devil May Cry — в третьей части франшизы (которая первая по хронологии самого сеттинга) орихальк нужен для включения некоторых лифтов, благо в творящемся в Темен-ни-гру бардаке отыскать его не сложно.
  • Heroes of Might and Magic — во вселенной Асхана есть аналог орихалка — пламенное золото. Золотисто-жёлтый металл, тёплый на ощупь, схож с обычным золотом. Особо ценится гномами. В игре Dark Messiah можно найти слиток пламенного золота и в кузнице изготовить меч земного огня, наносящего дополнительный урон огнём.
  • В Galaxy on Fire 2 присутствует некий зеленый «оричалзин».

Настольные игры[править]

  • GURPS — орихалковое оружие не ломается, а броня весит меньше.