Парадокс корабля Тесея

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Если в слове «хлеб» сделать 4 ошибки, то получится слово «пиво» »
— Анекдот
Наглядно.

Также известен как парадокс «Дедушкин топор» или «Парадокс Железного Дровосека». Суть такова: если части целого по одной заменять на новые, будет ли это то же самое целое, когда все части будут заменены?

Развёрнутое описание: Тесей сплавал на Крит и победил там Минотавра. В память об этом благодарные афиняне сохранили его корабль. С годами древесина портилась, и хранитель корабля заменял сгнившие детали на новые. Таким образом, на корабле не осталось ни одной первоначальной детали. Тем не менее, корабль тот же самый, а не другой. Парадокс! Похожие истории рассказывали про корабль Ясона «Арго» (который плавал за золотым руном) и про корабль Энея; соответственно, парадокс называют также «Парадоксом Арго», и иллюстрируют легендой о том, как корабль аргонавтов ремонтировался в пути.

Вариант описания: «Этот топор достался мне от отца, а ему от дедушки. — И что, он ни разу не ломался? — Ломался. Когда топор принадлежал моему отцу, сломалась ручка, и отец заменил её. Когда топор достался мне, у него было сломано лезвие, и я заменил его на новое. — Ну тогда это не дедушкин топор! — Нет, это дедушкин топор!».

Наконец, один из римских авторов задавался вопросом: останется ли легион тем же самым, если его личный состав за годы полностью сменился? Впоследствии этот вопрос привел к появлению в праве понятия юридического лица — то есть организации, не сводящейся просто к совокупности составляющих её людей.

Нередко такой парадокс может привести к экзистенциальному кризису.

Решения[править]

Этим парадоксом очень любят задаваться авторы, пишущие о трансгуманизме и киборгизации. До какой степени можно нашпиговать человека искусственными деталями так, чтобы это оставался тот же человек, а не вновь построенный робот? Вариантов ответа может быть несколько:

  • Те, кто считает сам «парадокс корабля» подменой понятий, см. ниже. Круг замкнулся, так как они тоже за киберификацию.
  • «Вообще ничего нельзя менять; отвалилось — оставим так, а если что либо заменили или криво на место поставили — не дедушкин топор»: точка зрения радикальных противников трансгуманизма.
  • «Нет, это не дедушкин топор»: по мере замены деталей человек становится все менее собой. Кибернетика отнимает душу — распространенный вывод.
  • «Это дедушкин топор, если заменяли постепенно» — подопытный остается собой, если модификация проходила понемножку. Не стоит забывать, что ткани нашего тела и безо всякой кибернетики регулярно обновляются.
  • «Дедушкин топор, и не колышет!» — точка зрения радикальных трансгуманистов.
  • «Даже N копий дедушкиного топора, в которых никогда не было оригинальных деталей и которые производятся до сих пор — всё равно N штук дедушкиных топоров, и все настоящие!» — точка зрения крайне радикальных трансгуманистов, отрицающих квалиа. С их точки зрения, любая копия полностью идентична оригиналу, а субъективный опыт просто равнозначен памяти.
    • Отдельно можно выделить тех, кто вообще игнорируют «парадокс корабля», не зная о нем или просто не заморачиваясь: «А давай заменю все детали в топоре, что бы лучше рубил — а о том, „дедушкин топор“ это или уже нет, пусть думают другие, у меня дел полно, главное ведь что работает топор теперь лучше». К кому крайне радикальный пофигизм ближе — к тем, кто считает «парадокс корабля» подменой понятий, или к отрицателям квалиа — сказать сложно, ясно только, что он тоже приветствует кибернизацию.

Впрочем, не обязательно ударяться в фантастику. Распространено мнение, что за семь лет в человеке полностью обновляются все клетки. Это тот же человек или не тот? На самом деле разные клетки обновляются с разной скоростью, а нервные (из которых состоит мозг) обновляются крайне медленно и неохотно. По столь же распространенному мнению, они не обновляются и не восстанавливаются вовсе; на самом деле они могут, но за всю жизнь человека полного их обновления не происходит. И тем не менее, большая часть клеточного материала проходит полный цикл обновления — это если не принимать во внимание изменение массы тела; а если принимать, то и нового материала набегает столько, что можно уверенно сказать: к 20 годам мы на 95 % не те, что родились!

  • На самом деле имеется в виду, что за семь лет в теле человека сменятся все атомы.

В общем-то, можно не углубляться в такие сложные материи, а просто положить рядом фотографию младенца и его же фото в 30 лет. Особенно примечательно изменение цвета глаз — одного из самых твёрдых маркеров определения личности. И все-таки это один и тот же человек, не так ли?

С одной стороны этот парадокс, как и многие другие, основан на подмене понятий. Сохранение тела не представляет собой никакого практического интереса (не говоря о том, что оно невозможно по вышеуказанной причине). Интерес представляет сохранение личности. А личность, совершенно очевидно (ну, или нет), сохраняется а) при любых модификациях тела, не затрагивающих мозг (хотя если, например, засунуть мозг мужчины в тело женщины, можно и с ума сойти, не говоря о проблемах привыкания к другому гормональному фону; о проблемах существования мозга вне тела или в чужом теле целый ряд писателей говорили и «совершенной очевидности» не видели); б) при модификации/замене мозга по частям, если эти части достаточно мелкие, чтобы при их утрате (и последующей замене) личность не терпела заметного ущерба. При этом личность будет каждый раз дописываться в новую часть из старых. Как показывает опыт людей, перенесших тяжелые травмы и болезни мозга и при этом оставшихся собой (например, Луи Пастер), в пределе такой частью может быть даже полушарие целиком. С другой стороны, вмешательства в мозг запросто способны привести и к изменению личности, как показывает пример американского железнодорожника Финеаса Гейджа, который получил железный прут в голову и сделался от этого раздражительным и агрессивным. Однако с другой стороны, мы является только тем, что мы едим, другими словами наше тело, его гормональные выбросы и даже ощущение тела также очень сильно влияют на наше сознание. И не факт, что с заменой более 50 % нашего тела кибернетическими частями наше сознание никак не поменяется, ведь как и говорится в примере выше даже ощущение тела своим уже влияет на сознание. Для сравнения, если наше сознание перенести в лягушку, то мы будем хотеть спариваться с лягушками. С точки зрения абстрактной логики, если нечто изменяется нехарактерным для такого типа вещей образом, оно перестает быть вещью этого типа. Так, человек, которому заменили искусственным глаз, ухо, кость, не является «таким же» человеком, как тот, кто не пережил такой замены. Однако в связи с установками на толерантность данная точка зрения неэтична и обычно не рассматривается. Тем не менее человек, которому поездом отрезало ногу, даже на самом лучшем протезе вполне может, например, впасть в депрессию, а что это, как не изменение психики?

  • Изменение настроения, но не изменение личности — в противном случае придется считать разными людьми бодрого человека утром и уставшего после трудового дня вечером. Сама личность остается той же самой: он по-прежнему будет, допустим, республиканцем, гомофобом, борющимся против налогов, идеологом превосходства Python над C++, любящим сыном и строгим отцом, не жалеющим розг, предпочитающим брюнеток, так как у них грудь больше.

В крайнем случае — изменение взглядов (например, политических) при сохранении алгоритма решения проблем.

    • Но ведь и все остальное можно заменять так же. Чем убежденность в превосходстве Питона принципиально отличается от предпочтения той или иной партии? Строго говоря, то, что мы называем «личностью» — связка, или, если хотите, пучок убеждений, памяти, мыслей, текущего потока сознания и т. д. У Юма эта теория («bundle theory») строго доказывается путем доведения до абсурда. Причем Юм не опирается на предположения вроде материальности мира, используя лишь непосредственно данное нам сознание (однако с точки зрения материализма такой подход прекрасно обосновывается). Схожее доказательство есть у ранних буддистов (см. аналогию Нагасены с колесницей).
    • И тем не менее, в МКБ-10 под кодом F62 имеются «Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга»

Однако их противники тоже говорят о подмене понятий! Классический парадокс говорит о равноценной замене износившейся или поврежденной детали такой же новой. Этим сейчас занимаются хирурги, трансплантирующие органы тому кто в них нуждается, от тех кому они уже не нужны; и эта «замена деталей» уже спасла миллионы людей! Первая проблема в том, что иммунная система человека очень не любит непрошенных гостей в теле, и реципиентам по нескольку лет приходится пить лекарства подавляющие иммунитет, пока иммунная система не убедится что новичок не захватчик и не шпион, а честный труженик. Причем бывают случаи, когда она его так и не принимает, и приходится искать новый орган. А вторая проблема в том, что трансгуманисты требуют замены не равноценной деталью, а намного более мощной искусственной! Вот представьте себе — на корабль Тесея вместо износившейся мачты с парусом ставят дизельный двигатель, и ставящий утверждает что корабль ничуть не изменился!

  • С какой стати не изменился-то? Все меняется буквально каждую наносекунду, каждое планковское время (или что там физика позволяет). Решение парадокса очень просто — даже безо всякой замены досок корабль меняется буквально все время, в конце концов молекулы тоже движутся туда-сюда. Как там Гераклит говаривал, нельзя войти дважды в реку. Более того, даже того, кто мог бы попытаться это сделать, нет! Скажем, в момент A я вижу лес, в момент B — уже воду. Но ведь если я что-то вижу, значит, состояние мозга меняется прямо сейчас! Нам попросту кажется, что некое «ядро» остается неизменным, но на деле все, что связывает разные моменты потока сознания — причинность и физика.

Автор правки нашёл в социальной сети такое мнение по этому поводу: «Корабль Тесея стал кораблём Тесея не в тот время когда к нему приколачивали свежевыструганную, безымянную доску, а в момент определения функции конструкции как корабля Тесея. После авторизации доселе безымянной груды досок, любая добавленная к нему доска будет приравнена в правах к аутентичной. Но всё это будет верным только в том случае, если замена не искажает первоначальный замысел самого Тесея. Отсюда — всякая доска снятая с корабля Тесея, будучи вынесенной за рамки функционала, обретает статус всего лишь сакральный и будучи даже собранной в виде корабля Тесея, будут являться всего лишь его копией».

  • Такой подход применяется в разработке программного обеспечения. Во время разработки следующей версии программы может быть полностью переписан код и качественно переработан интерфейс, но приложение будет считаться тем же самым, пока способно выполнять те же функции, что и предыдущая версия. Попытка разобраться сколько функций нужно изменить, чтобы программа считалась другой отсылает к другому софизму, парадоксу кучи.

Ещё один неочевидный момент: в этой области рассуждений следует с большой осторожностью применять к людям аналогии с предметами. Человек и его сознание — это процесс, а не вещь. То есть более корректна такая постановка вопроса: останется ли музыка той же музыкой, если деталь за деталью менять гитару, на которой её исполняют? Останутся ли ноты музыкального произведения теми-же, если их печатают в разных издательствах?

  • Ну, вообще говоря, все вокруг — процесс. Рассмотрение сознания с точки зрения физики — занятный вопрос, не решенный и по сей день, см. трудную проблему сознания. Кстати, многие философы-материалисты даже предполагали, что вообще вся материя в той или иной мере обладает неким «протосознанием», в частности, Спиноза, Дидро. Что же до нотной записи, то ответ прост — информация (структура) осталась той же, хоть носитель и поменялся. Например, в генетике есть так называемый «эффект зеленой бороды» — ген способствует сохранению своей собственной копии, причем есть несколько примеров у бактерий. То есть кусок информации «эгоистически» способствует своему копированию за счет «альтруистического» поведения машины, которую он формирует.

Простейшее решение: если детали меняются на аналогичные, то количественно это тот же топор/корабль, а качественно — уже другой.

Есть еще более интересный вопрос: Если мы постепенно заменили в корабле Тесея все детали: доску за доской, гвоздик за гвоздиком — допустим (просто допустим), что это всё ещё корабль Тесея. Но что, если из старых деталей мы собрали потом второй корабль, точно такой же? Который из двух будет кораблем Тесея?

  • Здравый смысл: тот, в котором больше оригинальных частей, так как они имеют очевидный приоритет.
  • Юриспруденция: тот, который имеет соответствующую бумажку, так как без неё это не корабль Тесея, а просто куча дров.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • «Warhammer 40,000» — орден Имперских Кулаков с 32-го тысячелетия. Формально они являются орденом Первого Основания, то есть ведут свою историю от Легиона Имперских Кулаков напрямую, по факту же старые Имперские Кулаки погибли до последнего человека во время Войны Зверя в М32, а затем орден с тем же названием и атрибутикой был создан заново из бойцов нескольких дочерних орденов. Это не афишировалось, чтобы не подрывать дух граждан Империума известием о гибели ордена Первого Основания.
    • Космодесантники ордена Железных Рук настолько далеко иногда заходят в своей ненависти к слабой плоти, что полностью заменяют своё тело на кибернетику. «Телом» в этом случае управляет не живой мозг, а электронный скан сознания (причём зачастую достаточно глючный). Наиболее яркий пример — случай с поверженным дредноутом Железных Рук, описанный в одном из рассказов. Апотекарий Космических Волков, желающий спасти геносемя павшего героя, вскрывает саркофаг машины — и обнаруживает, что там нет ни одного органического элемента.

Театр[править]

  • Типичный костюм Арлекина состоит из ромбиков. Так сложилось — эти ромбики не столько для красоты, это заплатки. То есть рубаха и штаны персонажа повидали много приключений, и много ли осталось «родных» элементов от прежнего наряда? В принципе, некоторые варианты трактовки наряда Коломбины, тоже заплатка на заплатке.
    • Аналогично иногда (до мэйнстрима еще далеко) подходят к костюму Бабы Яги. Не просто непонятные лохмотья, а именно заплатка на заплатке.

Литература[править]

  • Фрэнк Баум, цикл «Страна Оз» — Железный Дровосек и Железный Солдат. Заколдованный топор отрубал героям конечности, туловище, наконец, голову, а мастер заменял утраченные части тела на железо. В конце концов от героев не осталось ни кусочка. Причём части тел героев не пропали зря — мастер Ку-Клип собрал из них нового человека. При этом он использовал голову Солдата, и новый герой — Руба-Ник — частично позаимствовал его характер, например, был разборчив в одежде. Голова Железного Дровосека не была использована, Дровосек нашёл её в мастерской Ку-Клипа, имел с ней продолжительную беседу и основательно запутался, кто же из них настоящий. Впрочем, в итоге он воспринял это как встречу «с собой прежним».
  • Сирил Хейр, «Чисто английское убийство» (1951) и его блестящая советская экранизация (1974). Буфетную замка Уорбеков, согласно легенде, построил Перкин Уорбек. К моменту событий детектива на стене возле раковины сохранился крохотный кусочек первоначальной полотняной обивки времен строительства комнаты. Можно ли на этом основании утверждать, что гости лорда Уорбека сидят в той самой буфетной, которую построил Перкин? Вся остальная отделка комнаты менялась не по одному разу…
  • Г. Горин, «Кто есть кто» — необычная вариация тропа. В роддоме перепутали детей: сына простого работяги Щагина и сына выдающегося учёного Щукина. В день 40-летия в роскошную квартиру к Щукину, который по протекции папы сделал блестящую карьеру, врывается Щагин и заявляет, что Щукин-младший — на самом деле он. Следовательно всё наследство Щукина-отца, включая квартиру и положение в обществе, должно принадлежать ему. И ведь де-факто он прав…
  • С. Лем:
    • Пьеса-рассказ «Существуете ли вы, мистер Джонс?». От автогонщика Джонса не осталось ни одного живого места — все постепенно заменили протезами. А протезы куплены в кредит, за который он не расплатился. Вот кредиторы и хотят забрать все неоплаченные протезы обратно через суд. И вдогонку стоит вопрос: Джонс — правоспособный человек или бесправный робот.
    • «Стиральная трагедия» из приключений И. Тихого. Вроде бы американские законы урегулировали права и обязанности роботов, но некий Катодий Матрасс набрал кучу роботов и переделал себя в нечто непонятное. Не то гештальт, в котором продолжило жить сознание Катодия, не то еще что-то. С точки зрения американского закона его действия сложно классифицировать. Умер он, жив, переделал себя, есть ли там кто-то в тех местах правоспособный, это куча бесхозного имущества и т. п.
    • Тоже Тихий — «Осмотр на месте». Бессмертный энцианин представляет собой живого инопланетянина, каждую клетку которого заменили шустры (то есть нанороботы). При этом его возраст биологический равен тому, в котором он решил стать бессмертным. Из недостатков — не может завести потомство, не может покинуть планету.
    • А впервые Тихий столкнулся с ситуацией в своём 23-м путешествии, когда столкнулся с цивилизацией бжутов, которые отдыхают в распылённом на атомы виде. Так они борются с перенаселением. Однажды Ийон случайно рассыпал одного из распылённых, но того быстро восстановили, просто собрав на улице недостающих ингридиентов — ведь главное в сочетании молекул, а сами химические элементы одни и те же. Кроме того, бджуты таким образом путешествуют: передаётся на расстояние формула бджута, а на месте его восстанавливают из подручного сырья. Однажды, правда, случился конфуз: бджута-жениха отправили на свадьбу в двух экземплярах, и оба настаивали на своих правах. Пришлось обоих распылить, а восстановить одного.
  • Роджер Желязны, «Создания света, создания тьмы» — человек Стальной Генерал бессчётное число раз терял части тела и заменял их протезами… Робот Стальной Генерал бессчётное число раз терял части тела и заменял их плотью… Но это всё тот же чудак, которого можно убить, но нельзя победить навсегда.
    • Парадокс вообще является одной из центральных тем книги. В самом начале, например, главного героя Оакима (Сета) Анубис эпично прогоняет по всему диапазону от человека до слепка сознания в теле космической станции и обратно, демонстрируя хрупкость понятий «личность», «человек» и «жизнь».
  • Филип К. Дик, «Человек в высоком замке» — Уиндем-Метсон торгует репликами антиквариата, Тагоми, пустив в ход «подлинный револьвер времен Гражданской войны», убивает германских агентов не хуже, чем если бы этот револьвер был на самом деле подлинным. Роберт Чилден раскрывает масштабную кампанию по производству реплик предметов американской старины и в конце концов начинает гордиться своей американской культурой, которая сохранилась благодаря идее вещей, несмотря на то что многие оригиналы были утрачены в результате войны.
  • Терри Пратчетт, «Пятый элефант» — Король гномов подробно раскрывает тему. Дважды.
«

— Господин Ваймс, это мой фамильный топор. Он принадлежит моей семье почти девятьсот лет, понятно? Конечно, пару раз меняли лезвие. Несколько раз — топорище. Меняли конструкцию металлических частей, подновляли узоры… но разве от этого он перестал быть девятисотлетним фамильным топором? Лишь благодаря тому, что он изменялся вместе со временем, он все еще остается хорошим топором. Понимаешь? Очень хорошим. Хочешь сказать, этот топор — тоже подделка?

»
— Первый раз
«

— Ну хорошо, тогда я сделаю подарок твоим потомкам, — с совершенно невозмутимым видом заявил король. Ему принесли длинную плоскую коробку. Он открыл ее и продемонстрировал всем гномий топор, новенькое лезвие которого ярко сверкнуло на фоне черной ткани. — Со временем он станет дедушкиным топором, — продолжил король. — Не сомневаюсь, что пройдут годы и потребуется заменить лезвие или топорище. И форма его чуть-чуть изменится, ведь нужно следовать моде, но он всегда во всех деталях и отношениях останется топором, который я подарил тебе сегодня. И он всегда будет острым, поскольку изменялся вместе со временем. В этом есть зерно истины, ты согласен?

»
— И второй
  • У него же в серии о ведьмах — метла матушки Ветровоск. Метла постоянно барахлит, заводится чуть ли не с кривого стартёра (насколько эта метафора применима к мётлам), а гномы-мастера уже по нескольку раз поменяли и черенок, и помело, но поломку так и не устранили.
  • Ф. Пулман, «Чучело и его слуга»: именно парадокс корабля Тесея стал основанием для юрдического спора над Чучелом — адвокат Чекорелли всерьёз задался вопросом, а является ли ожившее огородное пугало наследником Долины ручьём по завещанию старого фермера, если от старого Чучела уже ничего не осталось (всё пришлось постепенно заменить из-за трухлявости). Джек и Бабушка Ворона вышли из угрожающего положения зигзагом — сказали, что раз Джек и дрозд Бернард ЕЛИ кусочки своего друга (уж не захотели ли судьи потом предъявить за каннибализм?), значит, Долина ручьёв принадлежит мальчику и Конгрессу птиц (мол, атомы еды превратились в результате пищеварения в атомы съевших её существ).
  • О. Авраменко, «Все грани мира» — троллейбус, который в результате колдовства мог ездить без подключения к проводам. Он был разобран с постепенной заменой деталей по одной — ведь магическая сила могла быть в чём угодно?.. В результате получилось два троллейбуса, причём тот, который целиком состоял из исходных деталей, оказался обычным, а тот, в котором заменили абсолютно всё, остался магическим. :)
  • Йен Дуглас, цикл «Star Carrier» — в одной из книг персонаж обращается в фирму, торгующую личным раем после смерти. По сути, они переписывают сознание на электронный носитель и запускают его в симулятор, который якобы прослужит вечно. Персонаж закономерно спрашивает, будет ли в этом симуляторе он сам или же всего лишь электронная копия его личности. Представитель компании приводит в пример этот парадокс: остаётся ли человек человеком, если заменить одну клетку мозга микроскопическим чипом, выполняющим ту же функцию? А если десять? Сто? Тысячу? Всю сотню миллиардов? В какой момент человек перестаёт быть человеком и становится электронной копией? И существует ли разница? Когда же персонаж спрашивает, что будет с его мозгом, представитель отвечает, что процесс сканирования деструктивен — от мозга не остаётся ничего.
  • Дрю Хейс, Super Powereds — случается с успешными и популярными супергеройскими командами. Например, в спин-оффе «Corpies» есть команда «Стихийная ярость». Состав команды полностью менялся за несколько десятилетий её существования. А ведь у каждого Героя своя уникальная способность (даже у самых похожих способностей может быть своя изюминка). Юридически, разумеется, это — та же команда. В эпилоге книги, кстати, команда «Дикие лоси» берёт себе имя давно расформированной команды — «Нежные молоты». Для этого им нужны подписи всех членов первоначальной команды, однако формально они теперь являются всё той же командой, что и первые «Молоты». Аверсия с геройскими именами. Даже если появляется новый Герой с тем же именем, что и покойный Герой или же Герой, ушедший в отставку, все прекрасно понимают, что это другой человек. Юридически, между прочим, это тоже другая личность, и даже подпись второго Героя с тем же именем должна содержать цифру 2.
  • Неплохо эта тема обыгрывается в «Дзене и искусстве ухода за мотоциклом» и, внезапно, в «Caelum est Conterrens».

Кино[править]

  • «Престиж» — фокусник, желающий переплюнуть конкурента-смертельного врага в исполнении трюка «Исчезновение человека», обращается за помощью к Николе Тесле, подозревая, что именно его машина позволяет проделывать подобное. Машину Тесла действительно построил, но у нее обнаружился побочный эффект — она не переносит в указанное место человека, а копирует, «исходник» остается в машине. Далее… Впрочем, лучше привести цитату, а фильм вы посмотрите сами — «Нужно немалое мужество, чтобы каждый вечер входить в машину, не зная, кем окажешься в итоге — Престижем или тем, кто в ящике».

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто» — Повелители Времени после регенерации полностью перестраивают свое тело на молекулярном уровне, меняется характер, кроме разве что глубоких убеждений. Так после каждой регенерации они остаются самими собой или их можно считать другим существом?
    • Простой ответ на этот вопрос был дан ещё в 1969 году. Поскольку в качестве наказания Повелители Времени заставили Второго Доктора регенерировать и сослали на Землю его новое воплощение, то это одна и та же личность.
    • Многое из того, что мы знаем о регенерации, было субъективным переживанием Доктора, а он безумен и притом врёт как дышит. Ментальные изменения при регенерации, вероятно, состоят в том, что «новая личность» делает выводы из опыта «старой», что вообще характерно для любых форм жизни, кроме некоторых ЧуЧу. Даже для Доктора, который по меркам Повелителей Времени «умирает» неприлично часто, «смерть» — не рядовое событие, она неизбежно и очень сильно влияет на психику.
    • Физические изменения при регенерации отражают изменения психологические, а облик выбирается уже под них. Мастер, например, на протяжении почти всего сериала выглядел и вёл себя примерно одинаково (с поправкой на прогрессирующее безумие).
    • Более-менее серьёзные изменения характера и внешности Мастер претерпел только в ньюскуле: одна его инкарнация была единственной, которая искренне и абсолютно ненавидела Доктора, а следующая за это всадила ему нож в спину и сразу получила ответочку туда же.
    • Романа дважды добровольно регенерировала из-за духовного несоответствия старому телу, да ещё и «примеряла» варианты новой внешности. То как показана её регенерация можно считать достаточным свидетельством непрерывности сознания.
    • Доктор, в отличие от Мастера, тяжелее переносит регенерацию, как физически, так и психологически. Каждая его «смерть» приводит к появлению новой «личности», которая сильно отличается от прошлой. Поскольку уже точно известно, что изменения внешности и характера для Доктора не обязательны (Десятый регенерировал сам в себя), их причиной точно являются психологические изменения.
      • Десятый перенаправил используемую для регенерации энергию в отрубленную руку, а оставшейся хватило только на исцеление тела, так что энергия была израсходована, а регенерация не произошла.
    • Рассилон не дурак, он наделил галлифрейцев регенерацией и сам заимел бесконечный цикл не для того, чтобы каждый раз становиться другой личностью. Более того, он всерьёз хотел уничтожить само Время и вознестись на уровень бестелесных форм жизни.
      • Уже не Рассилон. Теперь основателем Повелителей времени является некто Тектеун, обнаружившая на другой планете Вечное дитя, скорее всего пришедшее из другой вселенной. Это дитя обладало неограниченным количеством регенераций. Тектеуну наконец удалось скопировать способность, однако он (уже он после регенерации) ограничил новую касту галлифрейцев 12-ю регенерациями. А что касается Вечного дитя — так это же и есть Доктор, которой стёрли воспоминания о жизнях до Первого Доктора.
    • У Повелителей Времени нечеловеческая психология, они могут контактировать с прошлыми личностями в обе стороны: ментально вызывая старых себя на какое-то время (как полноценные личности, а не частично) или «подсматривая» следующие инкарнации (см. «восьмой связанный»).
  • «Ивановы-Ивановы» (СТС) — пример, аналогичный горинскому: в роддоме перепутали двух мальчиков-однофамильцев, из обычной семьи и из богатой. Семьи начали дружить вместо того, чтобы делить детей.
  • «Внутри Лапенко» — группу «Багровый Фантомас» в третьем сезоне вынуждены покинуть оба оригинальных участника, Роза Робот и Шершняга. Новый участник, Кобра, к неудовольствию основателя Розы Робота, узурпирует за собой название.
  • Универ - в "Новой общаге" от первоначального состава героев не осталость и следа, за что они и получили фанскую кличку "Долина имплантов".

Мультсериалы[править]

  • «Футурама» — Гермес Конрад постепенно заменял свои органы на искусственные. В итоге превратился в робота, а из выброшенных на помойку органов Зойдберг сшил нового Гермеса, неотличимого от старого (при этом живого!).
  • «Ночная жизнь мистера Бампа» — заменил своей подруге-кукле все части тела, что повлияло на характер не лучшим образом. Так что из остатков он собрал куклу обратно.

Веб-комиксы[править]

  • «Schlock Mercenary» — парадокс встал в полный рост с распространением по Галактике технологии биологического (и ретроактивного) бессмертия. Единственное, от чего она не спасает — полное испепеление, но всё равно можно клонировать человека и записать ему память из последнего бекапа: для друзей копия будет неотличима от оригинала, а самому оригиналу уже всё равно, но копии-то кем себя считать? Герои частично выкрутились, приняв, что оригинал и копия считаются одной личностью до момента снятия слепка памяти, и разными — после: «А иначе забудьте о таких понятиях, как „свобода воли“».

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • «Love Live! School Idol Project» — в конце сезона девушки как раз задаются вопросом: будет ли «Мьюз» самой собой, если кто-то из нее уйдет, а кто-то вступит? Решают что не будет и потому распускают группу.
  • Манга Houseki no Kuni — Фосфофиллит потеряла ноги, руки, голову и они были заменены другими самоцветами. От прежней Фосс осталось тело. Смак в том, что память самоцветов распределена, так сказать, по всему телу, и теряя части тела, самоцвет утратит и что-то из воспоминаний.
  • Аниме Kikokugai: The Cyber Slayer — сестра главного героя Жуйли была изнасилована и убита, а её сознание перенесли в пять секс-кукол, с которыми позднее ещё творили всякие непотребства. Однако герой, купив пустого андроида для загрузки в него данных из вышеназванных пяти, железно уверен, что в результате получится прежняя Жуйли, абсолютно такая же, какой он её запомнил. Получившаяся после слияния личность вроде бы осознаёт себя как Жуйли и в том числе имеет воспоминания андроидов, в которых томилась её душа, однако единственный специалист в сюжете только пожимает плечами: может, она, а может и нет, поскольку он не был знаком с Жуйли при её жизни и точно сказать не может.
  • «Непризнанный школой владыка демонов!» — главный герой король демонов Альвас Вальдегорд обладает способностью воскрешать кого угодно в течении трёх секунд, и убивая и затем воскрешая своего противника он начинает философствовать на эту тему — Знаешь за заклятием воскрешения стоит интересная философская дилемма, а воскрешенный та же сущность или что-то новое? С воспоминаниями и способностями убитого? Мне интересно твоё мнение по этому вопросу.

Видеоигры[править]

  • «NieR: Automata» — в начале игры один из андроидов, торговец в лагере сопротивления, именно из-за парадокса корабля Тесея принципиально не меняет свою сломанную ногу, так как она единственная осталась не сменённой с момента его создания — остальные детали менялись многократно.
  • «Haven» — Кай и Ю обсуждают этот самый парадокс на примере сперва их космического корабля, а потом человеческого существа. Ни к какому выводу не приходят.
  • «Stray» (2022) — в Мидтауне можно встретить философствующего робота по имени Влади, который размышляет в том числе над данным парадоксом: «Вот я думаю, если завтра я заменю одну руку на другую роботизированную руку, а послезавтра и вторую руку тоже… А потом и корпус — и так далее, пока не заменю все части и не обновлю программное обеспечение… Буду ли я тем же роботом, с которым ты сейчас разговариваешь?»

Музыка[править]

Реальная жизнь[править]

Остались яйца и майонез.
Полностью новый «Мустанг» 68-го модельного года
  • Фахверковые (каркасные) дома Центральной Европы требуют постоянной замены элементов конструкции. Старейший из ныне существующих таких домов был построен в 1347 году. Осталась ли там с XIV века хоть одна деревяшка — большой вопрос.
  • Американский Белый дом. В течение 200 лет постоянно перестраивался. А при Трумэне внутри снесли вообще все конструкции, оставив только внешнюю декоративную коробку (чтобы общественность не волновалась).
  • В международном коде Морзе от изначального телеграфного кода Морзе остались коды букв E, H, K, N.
  • Похожий эффект в истории Византии: ни одна территория не принадлежала империи от начала и до конца ее существования, включая столицу, которая на протяжении почти полувека была частью Латинской империи.
  • Классика покупки нового личного автомобиля в бывшем СССР, не становясь в очередь на машину: (1) купить разбитый в хлам и ездящий только на буксире, но как надо зарегистрированный «Жигуль» с госномером, зарегистрировать покупку в ГАИ и второй «Жигуль»: новенькое авто, добытое через правильных людей за наличные и без очередей, но без документов. (2) Заменить («по капремонту») двигатель, зарегистрировать замену в ГАИ. (3) Заменить («по капремонту») кузов и опять зарегистрировать замену в ГАИ. В реальности «замена двигателя» и «замена кузова» сводились к четырём болтикам — это крепёж двух номерных знаков[1].
    • В наше время по похожей схеме легализуются иномарки, ввезённые в страну мимо таможни.
    • Автор правки где-то читал, что примерно так же легализуют угнанные машины.
  • В какой-то мере предметом статьи является знаменитый крейсер «Аврора»: корабль еще в период службы несколько раз капитально ремонтировали и перевооружали (причем вооружение, установленное в процессе музеефикации, было далеко не аутентичным: родное утратили военно-морским способом в ходе Великой Отечественной, а аналогичного на замену просто не было), а в 80-е годы полностью заменили подводную часть корпуса, снова не заморачиваясь сохранением исторически достоверных материалов и технологий.
    • В настоящий момент полностью заменены не только подводная, но и надводная часть набора вместе с обшивкой. Оригинальности крейсеру это не прибавило.
  • Пример «Авроры» меркнет перед Кораблем Соединенных Штатов «Конституция», спущенным на воду в 1797(!) году и до сих пор находящегося на плаву в боевом составе US NAVY. За без малого четверть тысячелетия на нем неоднократно поменяли вооружение, обшивку, ну, рангоут с такелажем само собой — двести лет нахождения на открытом морском воздухе никакая ткань не выдержит. Что же осталось от того, первого USS «Constitution», из 1797 года? Если верить FAQ, что-то около 10 % дерева: киль и часть каркаса.
    • Штаты в данном случае продолжают славные традиции английского парусного флота. Там корабли регулярно ставились «на кренгование», после которого, как шутили сами же англичане, прежним оставался только стол из капитанской каюты[2]. Кстати, этот факт стоит учитывать, глядя на впечатляющие сроки службы британских кораблей.
  • Собственно, сотни кораблей за время службы становились тесеевыми. Их обшивка постоянно чинилась/менялась, а о расходниках (такелаже) и говорить нечего. Зачастую несколько раз менялось название и «национальность» корабля (из одного флота он переходил в другой), что выводит наш парадокс на новый уровень.
  • Думается, сюда же можно отнести бронетанковые части Великобритании, по традиции называющиеся гусарскими. И некоторые американские подразделения, которые давно перестали использовать лошадей, но до сих пор называются кавалерийскими.
    • Не относится. Здесь обычная эволюция снаряжения и тактики. С фитильком случаи, когда соединение образуется путем слияния двух малочисленных полков, но и здесь, исходники все равно остаются.
  • После пожара в соборе Парижской Богоматери в сети возникла изрядная дискуссия, можно ли считать восстановленный собор тем же самым. То, что сгоревший шпиль сам был новоделом XIX века, дискутирующие были склонны забывать.
  • Старые механизмы, наподобие башенных часов. «В настоящее время Пражский Орлой на ¾ состоит из старых первоначальных деталей». Каких годов эти старые детали? 1860-х. Какого века часы? 15ого.
    • Педаль в пол жмут Оломуцкие астрономические часы, которые из-за постоянных инцидентов непрерывно реконструировались с конца XV века по середину XX века. Единственные в мире средневековые часы, которые показывают, как долго до дня рождения Сталина!
  • Правила самого обыкновенного бухгалтерского учёта основных средств — корабль Тесея остается кораблем Тесея, пока не поменяется инвентарный номер или его не спишут. Например, «компьютеры 2003 года выпуска», не смотря на то что за время эксплуатации были заменены все комплектующие (некоторые и не по одному разу) за исключением корпуса останутся «компьютерами 2003 года выпуска».
    • В бухучете основные средства считаются двумя суммами: начальная стоимость и амортизация (износ). Начальная стоимость записывается при постановке ОС в эксплуатацию; а в процессе эксплуатации увеличивается амортизация (редко когда соответствуя физическому износу). Ремонты же отражаются в дополнительном увеличении начальной стоимости на сумму ремонта. Таким образом, и корабль Тесея, и компьютер абзацем выше — после энных лет работы и ремонтов будет иметь очень высокую начальную стоимость (включающую все добавленные запчасти), перекрывающуюся очень большой амортизацией (в которую фактически вошли старые замененные запчасти). Так что, с точки зрения бухучета, эти объекты не совсем такие как были в начале, но для удобства все равно остаются одними и теми же, пока не поменяют инвентарный номер или не спишут.
  • Есть такая достаточно известная среди поклонников блэк-метала бельгийская группа Enthroned. В настоящее время в группе нет ни одного участника оригинального состава.
    • Thin Lizzy, Stratovarius, In Flames, Iron Butterfly, Quiet Riot и Blood, Sweat and Tears — туда же.
    • А концепция японской идол-группы Morning Musume. (モーニング娘。) изначально была в том, что повзрослевшие участницы «выпускались» из неё, как из школы, и заменялись на новых, молодых, так что с течением времени от оригинального состава не осталось никого.
    • Украинская поп-группа «ВИА Гра».
    • Российская поп-группа «Блестящие».
    • Немецкий дуэт E-Rotic. Всегда состоял из чернокожего парня и блондинки, но и блондинка, и негр менялись несколько раз.
      • В настоящее время солистка вновь первоначальная, а вот негр в очередной раз поменялся.
  • Автор правки, будучи далёкой от футбола, предпочитает следить за успехами отдельных игроков и не понимает, как можно болеть за целый клуб, состав которого постоянно меняется. По этому поводу то ли на БашОрге, то ли ещё в каком-то цитатнике даже было рассуждение примерно такого содержания: «А вот если Спартак и ЦСКА возьмут и поменяются сразу всеми игроками и тренерами — фанаты перейдут в противоположный лагерь или будут продолжать болеть за команду исходя из названия?»
    • Скорее всего — за какую-нибудь третью.
    • Какая наивность! Вот вам действительно сложный пример. Команда переехала из одного региона в другой, причем жители этих регионов традиционно недолюбливают друг друга. Сменила название, причем новое вызывает у жителей старого региона неприязнь и болезненные ассоциации. Однако состав команды и тренерский штаб остались прежними. Как у нас с парадоксом Тесея и болением? Если что, речь идет о трансформации БК «Триумф» (Люберцы/Московская обл) в БК «Зенит» (Санкт-Петербург), хотя аналогичные примеры из НХЛ и ряда других лиг можно накидывать десятками.
  • Старые трамвайные системы могут быть радикально перекроены за время своей работы. Например, трамвай Ярославля (существующий с 1900 года) потерял большую часть старых линий ещё в 1960-е (их заменили троллейбусами), остатки снесли в 2000-е. Номинально, трамваю 120 лет, но из линий остались только построенные в 1950-70е годы.
    • Впрочем, на фоне ровесника, трамвая астраханского, Ярославль ещё легко отделался — трамваи с улиц убирать не планируют.
  • Сюда же идут всевозможные компании, существующие с 1ХХХ года. Насколько они там существовали, каким видом деятельности занимались, в формате скольких юрлиц — в рекламе обычно не указывается. Педаль в пол — фирмы из стран бывшего СССР, где открыть юридическое лицо с целью извлечения прибыли до перестройки было немного… проблематичным.
    • Как правило, фирмы из экс-СССР указывают год основания государственного предприятия, которое позже приватизировали. Это ничем не хуже сто раз перепроданной торговой марки, которая, возможно, даже остатков изначальной базы не сохранила.
      • Более того, в России существуют в заметном количестве предприятия, основанные еще до 1917 года как частные, потом национализированные, а потом приватизированные — и до сих пор занимающиеся первоначальной деятельностью. Единственная характерная именно для экс-СССР особенность — обычно сейчас они носят не исходное, а «советское» название.
  • Для воинских подразделений РИ/СССР/РФ существует достаточно однозначное разрешение парадокса: соединение считается «тем же», пока у него сохраняется его Боевое Знамя, даже если весь прошлый состав полностью сменился или полёг в боях (см., например, «Награда» Твардовского). Если же Боевое Знамя утеряно или попало в руки врага, подразделение подлежит расформированию. Особенно показательна история 43-го гвардейского миномётного полка: после предполагаемой потери Знамени он был расформирован, но восстановлен под прежним наименованием сразу после того, как Знамя было возвращено (его при угрозе захвата противником лейтенант Громашев передал на хранение пастуху Андриану Макаровичу Стерлеву; сохранивший Знамя колхозник был навечно зачислен в личный состав полка). Изредка, впрочем, делаются исключения: так, несколько полков были восстановлены с сохранением почётных званий и с получением нового Знамени после того, как прежний состав погиб в бою, проявив мужество и отвагу.
  • Чаты и конфы в Интернете с самого момента их зарождения. Многие существуют годами, а некоторые — уже даже десятилетиями. За это время состав может поменяться полностью — сменятся не только обычные пользователи, но и модераторы с админами, и даже непосредственный владелец может стать другим.
  • Blizzard Entertaiment (ранее известная как Silicon & Synapse, затем — под именем Chaos Studios) — один из самых печальных примеров в игроиндустрии. С 1991 года в ней, конечно, происходила текучка кадров, но после присоединения компании к Activision, начались массовые увольнения в связи с несоответствием сотрудников «облико морале» относительно современных борцов за нравственность. К началу октября 21-го мы имеем… То есть, не имеем ни одного старого сотрудника Blizzard в старой компании. Впрочем, поговаривают о расформировании компании в начале 2022 года (с последующим образованием команды Insight, намного более зависящей от Activision), дабы избежать вышеупомянутого парадокса.
  • Хот-роды считаются по модельному году кузова не зависимо от даты выпуска этого самого кузова и других комплектующих, так что какой-нибудь «Форд 33-го» может не иметь ни одной детали произведенный в том самом 1933 году.
    • И не только хот-роды — представленный на фото «Мустанг» был собран компанией «Brand New Muscle Car» в 2019 году и в нем ни одной оригинальной части не было изначально.
  • Знаменитый «Шевроле Камаро» с персональной кличной «Big Red» — остался ли за десятилетия выступления в гонках, аварий и пожаров в нем хоть один оригинальный болтик — загадка.

Примечания[править]

  1. Причина явления в том, что в СССР не так просто было зарегистрировать в ГАИ новый автомобиль. А вот рынок подержанных почти не контролировался.
  2. А разгадка проста — деньги на ремонт кораблей выделяли легче, чем на строительство новых.