Чужеродный корабль

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Eldritch Starship. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Судно с ярко выраженными чертами чу-чу.
Человеческий «Тезей» летит к «Роршаху». (Автор — Dmitry Skolski.)

Что представляет собой космический корабль в современной массовой культуре? Как правило, это горизонтально ориентированная конструкция со множеством отсеков, напичканных электроникой, обладающая двигательной установкой. Из времён ретрофутуризма могут ещё вспомниться образы ракет и летающих тарелок.

А это что такое? Что за неправильные формы? Что за ожившая галлюцинация тронутого умом человека?

Знакомьтесь, это чужеродный корабль — один из главных инструментов чужеродных инопланетян, пришельцев из иных измерений и прочих экзотических существ, коих можно встретить на просторах жанра фантастики. Основой его образа является контраст с привычными сеттингу кораблями и сверхъестественность происходящих на его борту явлений.

Черты, выделяющие чужеродный корабль:

Также вышеперечисленными свойствами может обладать не только космическое судно, но и морское или воздушное.

Родственные тропы: Нечеловеческая технология, Чужеродная машина.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Аластор Рейнольдс, «За Разломом Орла» (экранизировано в одном из эпизодов Love, Death & Robots) — упоминалось, что главный герой после пробуждения увидел «туши чужих кораблей, слишком странные для описания». А находился он, если что, на чужеродной космической станции.
  • Дмитрий Емец, «Возвращение космического пирата» — коллективный живой корабль-чужеродное чудовище, с которым повстречался земной звездолет «Стрела мечты». При попытке догнать и сожрать зараженный человеческий корабль, нырнувший в гиперпространство, корабль-клан вышел из него посреди звезды и сгорел.
  • Жерар Клейн, «Иона» — биосконы, живые космические корабли человечества, сами по себе мало напоминают классические звездолёты, а уж когда превращаются в снарков, у них даже поведение полностью меняется.
  • Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» — спиралодиск, дважды найденный землянами на планете железной звезды.
  • Иосиф Бродский, «Новый Жюль Верн» — морской вариант. «Дорогая Бланш, пишу тебе, сидя внутри гигантского осьминога»…
  • Леонид Моргун, «Грис-космоплаватель» — живой корабль Фурридан, выглядящий, как гигантский гриб, однако с анатомической точки зрения имеющий полный набор органов высшего организма (причём в их расположении сам чёрт ногу сломит — герой, по дороге в пилотскую кабину, одновременно являющуюся и мозгом живого корабля, «обогнув правую почку, оказался у входа в носоглотку»).
  • Питер Уоттс, «Ложная слепота» — однозначно, «Роршах». Непонятное инопланетное нечто — то ли колониальный корабль, то ли терраформер, то ли автомат фон Неймана. Выглядит, как тор размером с город, состоящий из чёрных игл и фрактальных структур (см. картинку в начале статьи). Скорее всего, обладает интеллектом — он общался с экипажем Тезея, используя их же записи переговоров, но не понимая их значения. Генерирует чудовищное электромагнитное поле, из-за чего вызывает галлюцинации у визитёров с Земли. Как позже выяснилось, это нужно для поддержания жизнедеятельности его «населения» — шифровиков. Способен менять свою структуру и даже расти в размерах за счёт кольца вещества на орбите планеты.
  • Ричард Бэккер, Князь Пустоты — Голготтерат. По форме небесный ковчег (насколько он торчит из земли) выглядит не сильно чужеродно, зато сделан из иноземного сверхпрочного металла, напоминающего по цвету золото, таки обладал чем-то вроде собственного сознания или очень продвинутого ИИ, невероятно огромен (1,5-2 км), а ужасы, которые творили внутри него прилетевшие из космоса Чу-Чу продавливают педаль в пол. Чужеродности добавляет то, что упал он на планету, где царили навозные века. А ещё, по некоторым свидетельствам, золотистый металл — это только скелет, и когда-то весь Инку-Холойнас был покрыт живой плотью, истлевшей за минувшие тысячелетия.
  • Ханну Райаниеми, «Квантовый вор» — хоть это и человеческие (извините, постчеловеческие) технологии, но там крайне сложно найти хоть что-то, похожее на традиционный корабль. За исключением разве только древней земной технологии типа «из пушки на Луну»…
    • Педаль в асфальт — не только космические корабли, а вообще все, например летающие машины землян, приводимые в движение летающими существами.
  • Яцек Дукай же!
    • «Иные песни» — ладно ещё ураниосовые корабли Иллеи, там в принципе только материал экзотический… Но вот адинатосы, которые, можно сказать, буквально сделаны из непостижимости, как и всё, что с ними соприкасается!
    • «Идеальное несовершенство» — опять же, Клыки, которые изначально искажатели континуума и физических законов, и были скопированы с техники дружественных инопланетян. И ещё Франтишек — внутренности многокилометровогу бодихоррорногу Деформанту, выдернутые из оболочки свёрнутого пространства, где главгерои нашли временное убежище.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто» — ТАРДИС, космические корабли Повелителей Времени, являются ни чем иным, как живыми искусственными вселенными. Бесконечны внутри, имеют самосознание, обшивка ТАРДИС сделана из времени. Буквально.
  • «Вавилон-5» — корабли Теней и Ворлонцев. Персонажи в какой-то момент задаются вопросом, а корабли ли это вообще, или что-то другое. Результаты сканирования вообще показывают их живыми существами, но при этом по этим же результатам оказывается совершенно невозможно определить, что же у них внутри, а единственный раз, когда на борту такого кораблика доводится побывать человеку, «пассажир» оказывается вынужден провести всю «поездку» без сознания — и не исключено, что для его же блага. Учитывая, что Тени и Ворлонцы — не совсем материальные существа из чистой мысли, создающие себе искусственные живые оболочки для использования в качестве «скафандров», вполне может оказаться, что их «корабли» — это просто альтернативные тела-оболочки для их «душ», в которые они «переодеваются» для более дальних путешествий, убирая более компактную оболочку в «карман».
  • «Farscape» — Мойя, просто Мойя…
  • «Lexx» — ха, легче сказать, какой корабль там не чужеродный!

Аниме[править]

  • Neon Genesis Evangelion — Чёрная Луна, на которой привезли на Землю зародыш Лилит. А зародыш Адама доставили на Белой Луне.

Видеоигры[править]

  • Разработчики классических шутеров 90-х любили троп.
    • Duke Nukem 3d — такое впечатление производят космические корабли пришельцев, особенно — во втором эпизоде. Снаружи выглядят как обычные летающие тарелки, но внутренности этих кораблей ни на что не похожи. Судя по всему, создатели игры вдохновлялись работами Гигера.
    • Strife: Quest for the Sigil — спрятанный под заводом Ордена космический корабль, на котором разворачивается последняя миссия. Немного уступает в зловещести предыдущему примеру, но только немного.
    • DooM — хотя оригинальная игра про другое, мапперы иногда эксплуатируют и этот троп. Например, «adessa.wad», явно вдохновлённый двумя предыдущими примерами. А по предыстории TNT Evilution, на спутник Юпитера прибыл корабль адской конструкции, в котором сталь и камень были перемешаны с плотью и костями.
  • Barotrauma — эталон. Обжитые инопланетянами затонувшие подводные лодки. Меж каютами курсируют маленькие инопланетяне-лейкоциты, снаружи лодки может торчать насколько щупалец, в наличии инопланетяне-сердца и инопланетянин-мозг.
  • ARMA 3, дополнение CONTACT — инопланетный корабль-матка несколько напоминает кальмара, в облике базирующихся на нем исследовательских зондах тоже есть что-то водоплавающее.
  • Elite: Dangerous — корабли таргоидов. Совершенно не человеческие корабли, откровенно биологические по виду, еще и вместо обычного гиперперехода (как корабли людей) использующие червоточины.
  • Prey (2006) — Сфера же! Наполовину механический, наполовину органический корабль с искусственной гравитацией, управляемый единым разумом и собирающий кровавую жатву по всей Галактике.
  • Космические рейнджеры — клисаны. Это действительно живые корабли, напавшие на людей лишь по недоразумению.
  • Mass Effect — Жнецы. Первого встреченного их представителя сначала приняли за гетский дредноут-переросток, а уж какое было впечатление у цивилизаций Млечного Пути, когда целая армада таковых прилетела из межгалактической пустоты. Представляют собой вооружённых до зубов огромных (2000 метров в длину) биомеханических существ в виде каракатицы, которые каждые 50000 лет устраивают Жатву всем высокоразвитым цивилизациям и создают из их переработанных тел новых сородичей. Даже во внутренности уже мёртвого Жнеца залезать опасно, поскольку появляется существенный риск быть одурманенным, а то и превращённым в хаска.
    • Mass Effect 2 — Коллекционеры. Корабль, охотящийся на Шеппарда обладает не только своей гравитацией, но и собственным искусственным светилом!
  • Оригинальный Ninja Gaiden 3 — собственно, корабль-ковчег из названия (黄泉の方船). Это корабль демонов (для разнообразия), выглядит как руины древнего замка. Восстановлен безумный учёным Кленси, который хотел создать расу полудемонов, на замену людям. Под конец таки взлетел, но летал недолго…
  • Stellaris — в плане дизайна на чужеродные корабли тянут суда всех кризисов поздней игры: у преторинов это живые существа, одновременно похожие на на членистоногих и китов, у Незваных это светящиеся «призрачные» корабли, а у Контингенции они выглядят как скопления тетраэдров, сконфигурированные в различные формы.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000:
    • С прикрученным фитильком, космические корабли сил Хаоса, поскольку они являются обычными человеческими судами, поражёнными паранормальным воздействием Варпа. Внешность варьируется от украшенных хаоситскими знаками аппаратов до одержимых демонами кусков металла, обросших мясом во всех традициях боди-хоррора, а то и хлопающих многочисленными глазами.
    • У ксеносов техника порою тоже крайне своеобразна — например, корабли джокаэро из открытых решётчатых конструкций аномальной геометрии, или орки, машины которых в принципе работать не должны.
    • Рукотворные миры эльдар по сути представляющие собой корабли поколений имеющие вход в Паутину, по своему устройству смахивают на живые существа, не являясь живыми в биологическом смысле.
    • Корабли некронов на первый взгляд представляют из себя просто «расписные гробы», но в зависимости от того, какой скарабей ужалил проектировавшего корабль криптека в его блестящий металлический зад, может получиться как шедевр кубизма, так и эталонный вывих мозга, в котором К’Тан ногу сломит (иногда буквально). А самое забавное, что на первый взгляд со стороны определить, какой именно из двух вариантов перед вами, практически невозможно, потому как любой кубик может совершенно внезапно оказаться тессерактом. А если проектировал корабль криптек-хрономансер, то чуждая геометрия может дополняться ещё и хронокашей из-за того, что разные помещения корабля могут быть смещены относительно друг-друга в прошлое или в будущее.
  • Hc Svnt Dracones — Биокорабли Transcendent Technologies Incorporated, полностью живые и даже имеющие свои собственные повадки (разумность, правда, на уровне дрессированной собаки). В некоторых случаях могут впасть в депрессию, закусить собственным экипажем, заработать внутреннее кровотечение, открыть разум членов экипажа космосу и многое другое. На чужеродность тянут, в том числе, и за счёт обязательного оснащения трансцендентными технологиями (которые могут привести, например, к тому, что биокорабль внезапно совершит сверхсветовой прыжок и окажется невесть где).

Прочее[править]

  • SCP Foundation — SCP-2399, «Поврежденный разрушитель».
  • Рукав Ориона — Черные ангелы, вероятно, самые странные корабли во вселенной. Эти полностью разумные сосуды выглядят как черные сферы, окруженные огромными облаками частиц. Облако может изменять форму, чтобы сформировать оружие или даже руки. Функция сферы известна только архаи.