Антилопа-гну

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Alleged Car. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пИлесоса! Недаром говорил великий и мудрый Абу-Ахмат ибн Бей, первый шофёр этой машина: «Учти, Эдик, один Аллах ведает, куда девается искра у этого недостойного вИродка в славной семье двигателей унутреннего изгорания! Да отсохнет его карбюратор во веки веков!» »
— «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
« По шкале от 1 до 10 она сгнила на 11. »
— «Авто SOS»
Типичая антилопа-гну на Кубе

«Большая Разница» пародирует «Top Gear» и заодно издевается над ВАЗ-2103, подыскав колымаге соперника её уровня

Это — машина?

Ну да, вроде бы это машина. Ну и что же, что заводится только после получаса танцев с бубном! Пофиг, что глушитель отваливается и скребёт по асфальту. Неважно, что выхлоп её подходит под определение, которое ООН дала химическому оружию. Плевать, что на малейшую неровность она отвечает тряской, а пассажиры — стуком зубов. Ерунда, что гаишники могут догнать её пешком-бегом. Ездит? Ездит. Значит, автомобиль!

Антилопа-гну — это автомобиль фантасмагорической степени ушатанности. Давно снятый с производства или сделанный в кустарных условиях, при прохождении техосмотра явно не обходится без особого уличного гипноза, нормальных запчастей не достать, а те части, что в нём, держатся на честном слове и на одном крыле. Покупается за пяток косарей или чуть больше, если нет денег на что-то нормальное, или поддерживается в рабочем состоянии водилой-энтузиастом из чисто сентиментальных чувств.

Близкие родственники Антилопы-гну — космический дуршлаг (отличается тем, что не ездит по дорогам, а летает в космосе), еловая субмарина (плавает по самым разным водоёмам) и цыганская кляча (о четырёх копытах, с мозгами, но без здоровья).

Антиподом антилопы-гну является крутая тачка. Однако всё не так просто — даже из ведра с болтами можно собрать нечто крутое (ЕСТО-1 в «Охотниках за привидениями» как раз пережил такое превращение из гадкого утенка в прекрасного лебедя), равно как и вроде бы отличная машина может страдать от «сырости» многих агрегатов и низкого качества сборки (последним как раз печально прославился DeLorean). Наконец, бывает и так, что крутая тачка успешно маскируется под ржавый рыдван (классический пример — ремарковский «Карл — призрак шоссе»).

Соседний троп — Зловещий автомобиль: он как раз может быть вполне новым и качественным, но ездить на нём не стоит. Мы предупредили.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • «Горбатый запорожец» (ЗАЗ-965) в анекдотах. Дело доходит до того, что эта машина боится собак!
    • Хотя на самом деле именно эта машина для своего класса была вполне себе ништяк по тем временам — чего стоили лёгкость в управлении (без всяких там усилителей руля!), высокая ремонтопригодность и — кто бы что ни говорил! — хорошее качество сборки.
      • Двигатель воздушного охлаждения — шумно, летом часто перегревается[1], зато быстро прогревается и не боится мороза. Там застывать нечему.
      • Нет жидкостей — нет проблем. А вот печку пришлось ставить отдельную, на бензине. — зато она работает независимо от двигателя, что незаменимо, например, на ночной рыбалке[2]. Черт, да там даже лючок для блеснения в днище имеется[3]!
      • С таким весом, ещё и задней развесовкой гидроусилитель и не требуется. — Электроусилитель был бы ничуть не хуже — сегодня на дорогах полно авто той же весовой категории.- Вы много знаете СОВРЕМЕННЫХ автомобилей со снаряжённой массой (совокупная масса автомобиля с водителем (75 кг) со стандартным оборудованием, всеми необходимыми эксплуатационными расходными материалами (например моторное масло и охлаждающая жидкость), полным баком топлива, но без пассажиров, и груза) в 670 кг? Даже Smart весит минимум на полтора центнера тяжелее, а в топе и вообще на 300 кг. Аналоги следует искать разве что среди японских кей каров. А их никак нельзя назвать распространёнными за пределами самой Японии
      • По внутреннему объёму «горбатый» не сильно меньше «москвича».
        • Потому что это «космич» и есть — до решения об усилении автопрома на Украине (породившего в частности также и КрАЗ путём перевоза ЯАЗа из Ярославля в Кременчуг), Алексеевский завод сельхозмашиностроения из самоходной техники строил разве что комбайны. Микролитражку на производство в Запорожье передали из Москвы.
      • А ещё у него двигатель сзади, и можно спокойно раздвигать глубокую лужу мордой.
    • В наше время, по крайней мере в/на Украине, такой же репутацией обладает «Таврия» от того же производителя.
      • Таврия? Это с завода ржавое мимикрирующее под восьмёрку нечто, которое сгинуло с улиц где-то в начале 00-х (и догнивало во дворах до середины)? «Запор» для своего времени был унылым, тесным, шумным и медленным, но всё же автомобилем, и главное массовым, а «Таврия» — неходовой макет, который за пределами рідної держави встречался разве что в виде курьёза. Это надо не с легендарным "Запор"ом, а с «ИЖ-2126» (кузов с оцинковкой!!!) сравнивать. Ну или с инвалидкой-«моргуновкой» тогда. Вот кто действительно достоин стоять в зале славы рядом с «горбатым», так это Daweoo Matiz узбекского производства. Но у него всё-таки репутация уже была не как ведра с гайками, а как просто «девочкового автомобиля», поэтому он под эту статью не подходит.
  • Также «москвич», который не человек, а ведро с гайками.
  • Старые шутки о Fiat.
  • «Реветь должен мотор, а не глушитель!» (после чего обычно следует вопрос «У меня есть глушитель?»)

Литература[править]

  • И. Ильф и Е. Петров
    • «Двенадцать стульев» — мотоцикл Полесова, «составленный из кусочков автомобилей, огнетушителей, велосипедов и пишущих машинок. Мотор в 1 1/2 силы был вандереровский, колеса давидсоновские, а другие существенные части уже давно потеряли фирму».
    • «Золотой телёнок» — тропнеймер. Остап Бендер охарактеризовал «Антилопу-гну» Адама Козлевича как швейную машинку Зингера, превращённую в колхозную сноповязалку. К слову, Юрий Долматовский, основоположник советской школы автодизайна и писатель, опознал в описании Фиат 1905 года.
    • Фельетон «Директивный бантик» — упоминается некая авто-телега, которую какие-то запоздалые ревнители славянства предложили делать вместо автомобилей («Крестьянину в такой штуке будет вольготнее. Скукожится он в ней, хряснет по мотору и захардыбачит себе по буеракам. Захрюндится машина, ахнет, пукнет и пойдет помаленьку, все равно спешить некуда»). Один экземпляр этой телеги внутреннего сгорания даже построили: «Телега была как телега. Только внутри ее что-то тихо и печально хрюкало. Или хрюндило, кто его знает! Одним словом, как говорится в изящной литературе, хардыбачило. Скорость была диво-дивная, семь километров в час. Стоит ли напоминать, что этот удивительный предмет был изобретен и построен в то самое время, когда мир уже располагал роллс-ройсами, паккардами и фордами?».
  • «Досье Дрездена»: «Мой Голубой Жучок больше не голубой — с тех пор, как обе двери пришлось заменить, слева зеленой, справа белой, да и крышку багажника спереди заменили такой же, но красной. Впрочем, название за ним так и осталось. Майк — механик высший класс. Он никогда не спрашивает ни о том, какая сила прожгла дырку в крышке багажника, ни о том, чьи стальные когти изорвали обе двери».
    • Впрочем, «Форд» Эбинизера Маккоя, наставника главгероя, еще «антилопистее». «Он на угле работает или на чём? — А шут его знает. Я его просто отпускаю по ночам на охоту, и всё.»
  • «Добрые предзнаменования» Нила Геймана и Терри Прэтчетта — «Васаби» Ньютона Импульсифера. Объём двигателя — 0,8 литра, трёхскоростная коробка передач, самораскрывающаяся подушка безопасности. Стоит также упомянуть корейскую магнитолу, которая исключительно хорошо принимала «Радио Пхеньян», и синтезированный голос, предупреждавший, что «вы забыри пристегать привязный ремень», даже когда ты его уже пристегнул.
  • «Дом, в котором» — автомобиль Лося: «Жук был машиной, как будто собранной из десятка других машин, причем таких, которым место на свалке. Он пропускал дождь и ветер, уставал от долгих прогулок, а на крутых поворотах терял детали своего таинственного организма. Жук любил выбирать маршрут сам, и ему подчинялись. В противном случае мотор глох, а Жук застревал в самых неподходящих местах. И оставался недвижим до тех пор, пока ему не предоставляли свободу действий».
  • Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — педаль в грунт (потому что пол давно уже проржавел и провалился). Целая глава посвящена описанию списанных «примусов на колёсах», которые ушлые барыги-жестянщики скупают по свалкам, доводят до состояния «завестись и выехать за ворота, а дальше — ваши проблемы» (вплоть до засыпания опилок в коробки скоростей, чтобы меньше гремело) и впаривают изгнанным с родной земли фермерам. Семье Джоудов, о которых писал автор, ещё повезло — один из сыновей работал в автомастерской, хорошо разбирался в автомобилях и выбрал более-менее нормальное «ведро», благополучно преодолевшее путь в 2000 миль из Оклахомы в Калифорнию. Другим везло меньше. А самые невезучие «вставали» посреди большой пустыни.
    • Коробка, впрочем, по дороге у него таки сдохла. Пришлось искать на авторазвале подходящую (помогли опять же навыки автомеханика), и руками, голым гаечным ключом, вкорячивать её на место.
    • А в экранизации всё это «пропустили».
  • Эрих Мария Ремарк «Три товарища» — антилопа-гну в хорошем смысле слова: в аналог «горбатого запорожца» установлен мощный движок, так что любимое развлечение главгероя — обгонять тех, кто не ожидает от этой кабыздохи такой прыти.
    • Обыграно в известном фильме о кавказских гопниках. Для заезда Какаха решает установить мощный мотор. В какой-то момент героям удаётся переключить на третью передачу и обогнать соперников.
  • Алексей Атеев «Карты Люцифера» — в машине партийного функционера от запорожца остался только кузов, дабы не привлекать внимания.
  • Стивен Кинг, «Кэрри» — на подобном драндулете разъезжает Билли Нолан.

Кино[править]

  • Фильмы Гайдая:
    • «За спичками» — машина местного автомобилиста. Городовой Торвелайнен преследует на ней повозку пьяных Ватанена и Ихалайнена. Безуспешно. У лошади горячих финских парней нет мотора (и уж подавно — настолько негодного, как у того «чуда на колёсах»), поэтому она мчится как нанятая.
    • «Кавказская пленница» (см. эпиграф) — «скорая помощь» Эдика, то ли донельзя архаичный довоенный ГАЗ-55, то ли не менее древняя кустарная переделка под него.
  • «Гарри Поттер» — часть «Узник Азкабана» (и книга, и фильм). Трёхэтажный тёмно-фиолетовый автобус «Ночной рыцарь» на базе всем известного двухэтажного автобуса «Рутмастер». (Routemaster)
  • «Тупой и ещё тупее» — машина Гарри и Ллойда.
  • «Наверное, боги сошли с ума» — автомобиль зоолога-недотёпы Эндрю Стейна.
  • «Старые клячи» — зигзаг. Изначально кажется, что старенькая «Победа» w:ЗиС-101 на ладан дышит, но потом выясняется, что он сделан лично для Сталина, умеет ездить по рельсам, плавать под водой и выдерживать прямое попадание из гранатомёта
  • «Брат-2» — Данила купил такой рыдван за 500 долларов на Брайтон-Бич у одного «не обманывающего русского» (таки скорее rусского). И зря — до Чикаго он доехал только благодаря доброму дальнобойщику Бену.
  • «Трансформеры» (2007) — автобот Бамблби первое время старательно прикидывался именно такой колымагой (пока не откроешь капот и не увидишь вполне мощный мотор), пока не превратился в крутую «Шевроле».
  • «Золотой глаз»: ЗАЗ-965 давит педаль в пол — машина заводится исключительно кувалдой.
  • новогодний любовный боевик Бекбамбетова «Чёрная молния» — зигзаг: «Волга» главного героя, изначально принятая за сабж, в действительности оказалась летающей.
  • Mad Max: Fury Road — все машины одновременно подходят и под данный троп, и под троп «Крутая тачка».
  • «Джиперс Криперс» — крипмобиль, собранный Крипером из металлолома облезлый рыдван, который носится как угорелый и не пробивается даже авиационной пушкой.
  • «Подержанные автомобили» Земекиса — предметами статьи пытаются торговать с переменным успехом. Бампер, приклеенный жвачкой; «жёлтое такси», крашеное акварелью в синий цвет — вот это вот всё.
  • «Идентификация Борна» — машина Мари изначально выглядит как сабж, но то, что мини-купер выдержал все маневры Борна и не заглох, заслуживает уважения. С подсветкой: «За машиной следишь? По-моему, подшипник постукивает. — Её слегка тянет вправо».
  • «Неуловимые мстители» — атаман Бурнаш, чтобы произвести впечатление на селян разъезжает в автомобиле… который вынуждены таскать лошади.
    • Правда, не факт, что машина при этом в плохом состоянии. Просто в степях Херсонщины бензин брать было совершенно негде.
  • «Никто» — «Додж Челленджер» 1972 года по сути является сабжем со своим двигателем мощностью 150 лошадиных сил, при этом персонажи о нем говорят как о концентрированной крутой тачке.
  • «Преследование» — в типичную антилопу-гну с отваливающимся глушителем и дымящим, глохнущим в самый неподходящий момент, а потом нежелающим заводиться двигателем превращается внедорожник «Вольво» главного героя после его панического бегства от помешанного на дорожной вежливости маньяка.
  • «Матильда» — Автомобили, которыми торгует папаша ГГ, представляют собой эталон из палаты мер и весов. Schrott чистой воды!
  • «Охотники за привидениями: Наследники» — «Экто-1» после тридцати с лишним лет стояния в гараже.
  • «Маска» — Машина, которую выдали Стенли Ипкиссу в гараже на время ремонта его машины. В английском варианте они называли её «Loaner» (что можно перевести как «прокат», «аренда»).
  • Юмористически-эротичекая короткометражка «Находчивая за рулём» (La jolie bricoleuse) (1989) из цикла «Галантные истории» — старинная машина, на которой путешествуют главная героиня (Inge Büsscher) и её попугай, глохнет и ломается чуть ли не через каждые 100 метров. Но находчивая автомобилистка каждый раз чинит её, используя в качестве «запчастей» собственную одежду. Зато когда одежда на барышне заканчивается, машина заводится сама-собой и уезжает, увозя попугая и весь багаж, а незадачливая водительница гонится за ней в одних туфлях.
  • «Супербратья Марио» (1993) — старый обшарпанный фургончик заглавных героев мало того, что выглядит непрезентабельно, так ещё и постоянно ломается. Внешний вид большинства машин параллельного измерения тоже не вызывает желания на них прокатиться, но они хотя бы ездят исправно. А сетчатое миниатюрное недоразумение, на котором гоняли по пустыне кузены Купа, язык вообще не поворачивается назвать автомобилем.

Телесериалы[править]

  • «Во все тяжкие» — Дом на колёсах, купленный героями, чтобы выезжать далеко за пределы цивилизации и там варить мет. А история его покупки такова: когда два будущих партнёра, Уолтер и Джесси, решили вместе варить, более опытный Уолтер предложил сделать перевозную лабораторию. Он собрал свои семейные активы, значительной частью которых можно было покрыть расходы на новый «дом на колёсах». Остальную часть расходов, как и саму покупку, Уолтер оставил на Джесси. И что же сделал Джесси? Вместе с друзьями спустил в дорогом клубе собранные Уолтером деньги, а из сложившейся ситуации выкрутился очень просто: угнал у мамы своего друга именно такой дом на колёсах (с согласия последнего). Но тот оказался страшной развалюхой и работал на честном слове, у Джесси была целая система как им управлять: не доводить двигатель до слишком низких оборотов, учитывать, что у него неисправный датчик топлива, молиться, когда заводишь и т. д. Много раз герои чуть не попадались из-за этой машины, а однажды надолго остались без транспортного средства в далёкой пустыне, пока чудом не завели двигатель… Тем не менее, Джесси по-своему всё равно любил эту машину и даже называл её «Кристальным кораблём». По мере развития сюжета им всё-таки приходится уничтожить свой RV, по-которому на них могла выйти полиция. Ближе к концу сериала герои обсуждают свои былые похождения и вспоминают, что они могли заменить свою развалюху после первых же нелегальных заработков. Почему они этого не сделали? «Инерция?» — предполагает Уолтер.
  • «Коломбо»: «Пежо» лейтенанта Коломбо вечно находится в полурабочем состоянии.
  • «Теория большого взрыва» — Volkswagen Golf, на котором ездит Пенни практически всё время (до середины седьмого сезона). Правое зеркало осталось, по словам девушки, «на одной из парковок в Голливуде», а на приборной панели постоянно горит лампочка «Check Engine», которая бесит Шелдона.
  • «Trailer Park Boys» — «shitmobile» Рики, ржавый, битый и облезлый Крайслер 1975 года без двери и с перепутанными передачами. Он в нем еще и живет (а перед поездкой смахивает на землю все расставленное на нем барахло специальной хоккейной клюшкой). У управляющего парком Лейхи был аналогичный Крайслер в отличном состоянии, но он умудрился потерять с него крышу по пьяни.
  • «Женаты… с детьми» — машина Эла Банди марки Dodge Dart, которой он очень гордится.
    • В «Счастливы вместе» — примерно то же самое. При этом упоминалось (серия про поршни, пародирующая медицинскую драму, вся об этом, ещё мельком упоминалось в нескольких других сериях), что машина не просто старая, а антикварная, и вообще-то можно было бы продать ее и купить нормальную… но — сентиментальные чувства (и вообще, абсурдный юмор же).
  • «Люди Хэ»: автомобиль чёрного мага Магомеда — абсолютное старьё и рухлядь, за которое он держится лишь из романтических соображений? Да, но на самом деле, лишившись автомобиля, он теряет своё могущество.
  • «Мандалорец» — Мандо настолько ненавидит дроидов, что согласен ехать на буквально разваливающимся на ходу спидере с живым водителем, только чтобы не садиться в управляемую роботом новенькую машину.
  • «Смерть в раю» — мотоцикл Royal Enfield приписанный к полицейскому управлению Оноре.
  • «Виктория-победительница»:
    • Машина, которую Робби получил в подарок от дяди.
    • Самодвижущийся кусок металлолома, которым владеет буфетчик Фестус.
    • Машина брата Кисы, с верёвками вместо ремней безопасности, не опускающимся верхом, а также дворниками, отлетающими при использовании.
  • Шоу мистера Бина — Mini мистера Бина со множеством потешных модификаций, таких, как амбарный замок в качестве противоугонного устройства. А также чей-то Reliant Regal Supervan III, который постоянно переворачивается, стоит мистеру Бину его слегка задеть.
  • «Нож в облаках» — разваливающаяся на ходу машина частного детектива-прибалта, с которым приходится объединиться главной героине.
  • «Друзья» — машина Фиби. Старое разбитое жёлтое нью-йоркское такси, с которого она даже знак такси убирать не спешит. Да и водит его Фиби под стать своей натуре.

Телевидение[править]

  • Один из выпусков «Кривого зеркала»: «…внешний вид — это не главное. Машина должна хорошо ездить. Я ездию (исходное произношение сохранено). И это уже хорошо!» — исповедь Оки.
  • Конечно же, TopGear и его идейный продолжатель Grand Tour — не всё же о крутых тачках рассказывать, надо иногда и про откровенные вёдра. Например, в одной из серий нужно было проехать на Reliant Robin-е ни разу не перевернувшись. И миссия была провалена в первые 10 секунд.
    • Шире: любая машина, которую собирают ведущие Top Gear, будь то электромобиль, лимузин, автомобиль-амфибия или продолжатель дела P-50 (впрочем, последнее надо видеть)

Мультфильмы[править]

  • «Зима в Простоквашино» — «Запорожец», который чинят Дядя Фёдор и его папа.
  • «Ну, погоди!» — на таком драндулете Волк в 14-м выпуске приезжает в Дом юного техника. По некоторым признакам, эту хрень он сам собрал из чего попало своими собственными руками. Лапами. Собрано, в общем. Примечательно, что имеет знак «Мерседеса».
  • «Приключения поросёнка Фунтика» — дядюшка Мокус и милая обезьянка Бамбино путешествуют на таком: «Похожий на гигантское насекомое старинный цирковой автомобиль. Мотоциклетные колеса со спицами, приспособленные к почтовому экипажу, руль-штурвал, никелированные, невероятных размеров фары, клаксон от старой пожарки, колокол, огнетушитель, примус, несколько цирковых афиш… Марку этого авто не смогли бы определить даже самые уважаемые знатоки. Ее просто не было… а вот автомобиль — был!» (Из новеллизации).
  • «Тачки»: для сабжа есть даже своё название — «Вёдра».
    • Это сленговое название для любой гоночной машины… заслуживающей (по меркам данного чемпионата) почётного места в этой статье.

Мультсериалы[править]

  • «Чокнутый» — патрульная машина Счастливчика Пикеля. Причём в некоторых сериях её даже топят или превращают в крутой бигфут — однако всё возвращается на круги своя. А в сериях с Мирандой Чокнутый ездит на вполне нормальной машине, даже если разбивает её в хлам.
  • «Ким 5-с-плюсом»: в серии «Car alarm» отец отдаёт героине свою старую машину. Героиня даже не смогла заставить её двигаться — пока младшие братья её не проапгрейдили.
  • «Жизнь с Луи» — 1959 Rambler Six Энди Андерсона.
  • «Маша и Медведь» — медицинский УАЗ-452 у волков, которые используют его в качестве собственного жилья. В первых двух сезонах передвигали от места до места собственными силами. Начиная с 3 сезона уже используют как транспортное средство. В определённых сериях превращался в крутое такси или в Царь-Мобиль.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 1 сезон, 4 серия. Хранитель предпочитает именно такие автомобили. После тщетных попыток сломать свою машину, он позвонил в службу проката и заказал себе другую: со зловонным кондиционером, лысыми покрышками и плесенью на полу. А в истории, которую он поведал зрителям, пока ждал ответа, подросток-автолюбитель Кевин превратил найденную неведомо на какой помойке живую развалюху в автомобиль мечты.

Аниме и манга[править]

  • Mazinger Z — Босс Борот, вариант этого тропа с мехой. А чего вы ждали от собранного из металлолома (sic!) робота, который пилотирует местный штатный клоун и мальчик для битья? Причём в его глазах это действительно крутая меха, да.
  • Black Lagoon — неведома зверушка экипажа «Лагуны» (вероятно — «Плимут Бельведер» с жопой от «Доджа» и передком от «Роад Раннера»). После косплея второго «Терминатора» с участием Роберты — пересели на «Понтиак GTO» 65-го года.

Видеоигры[править]

  • То, на чем рассекает Гордон Фримен в Half-Life 2. В основной игре это буквально сваренный из арматуры «песчаный багги», во втором эпизоде — ободранный до голого двигателя Dodge Charger 1969-го года. Однако, на деле машинки неладно скроены, да крепко сшиты: заводятся с полпинка, прилично разгоняются (багги, правда, весьма неловок на поворотах и чуть что переворачивается), практически неубиваемы, да ещё и могут за себя постоять — багги оборудован тау-пушкой («сварка» из первой игры), а «додж» может банально задавить любого врага, кроме совсем уж огромных, и к тому же большую часть поездки оснащен бортстрелком Аликс с бесконечным боезапасом.
  • В жанре Privateer сабж или его космический аналог может являться аналогом копеечной брони — первой экипировкой игрока.
    • В Ex Machina протагонист начинает свой путь на обычной ферме, в небольшом отцовском грузовичке для развоза картохи и с пукалкой чтобы отбиться от редких бандитов. Но по прибытии в первый город можно увидеть, что это ещё не самый худший вариант: можно купить версии стоковых комплектующих с отрицательными модификаторами.
    • «Вангеры» — семейство мехосов под названием «раффа» (к которому стартовая машина, однако, не относится). Убиваются пинком, в багажник еле влезает один товар, из оружия — бесполезный махотин, плюс отвратное управление. Почти всем новичкам, не знающим правила, «посчастливилось» испробовать раффу при попадании на Глоркс.
  • Cyberpunk 2077 — помимо действительно крутых автомобилей здесь хватает и подобных ведёр с болтами, ездящих не на спирту, а на личной милости Омниссии и честном слове. Наиболее эпичный пример — «Макигай Маймай»[4].
  • Mercenaries 2 — самолет Миши.
« Разбомбим все к хренам! Откуда в кабине дым? »
— Миша сбрасывает бомбу
  • «Grand Theft Auto IV» — в миссиях Малыша Джейкоба приходится рассекать на вечно глохнущих убитых ржавых вёдрах. Удирать от копов на таких тачках — то ещё удовольствие.
  • «Crossout» — в целом, так выглядят 99,99 % любых крафтов игры, от самых стоковых, до жутко навороченных. Проекты, завязанные на эстетику, в основном встречаются только на игровой витрине, но никак не в бою.
  • «Mechwarrior 5: Mercenaries» — большая часть «стоковых» мехов в магазинах. Мало того что некоторые варианты неизвестно как использовать человеку, а не осьминогу, так еще и продаются они в состоянии разной степени ушатанности — от «слегка поцарапана краска» до «вот нога, кабина, и огромная гора металлолома». В некоторых модах есть возможность собирать запчасти мехов, и потом их них собирать уже полноценную машину, что также подходит к сабжу.

Визуальные романы[править]

  • Highway Blossoms — машина Марины (на самом деле её брата). Назвать это «ведром с болтами» — всё равно что польстить.

Настольные игры[править]

  • В сеттинге Warhammer 40000 этим являются практически все транспортные средства орков. Причина проста — ключевыми критериями для орков являются скорость, красный цвет и количество/скорострельность/калибр стволов на транспорте. Такие «мелочи», как надёжность, управляемость и комфорт, в расчёт не берутся.
    • Точнее даже два: скорость и дакка, ибо красный цвет добавляет скорости. А «мелочи» устраняются орочьим психополем.

Музыка[править]

«

…студебеккер довоенный, Трёхколёсный, восьмиосный, Два цилиндра, три сломатых, Кузов сзади — типа танка!

»
— «Ёксель-моксель»
  • Популярная некогда песня Аллы Пугачёвой на слова Олега Милявского:
«

В доме волнение, шум, удивление, Это не сказка, а быль — Где-то за городом, очень недорого Папа купил автомобиль. (…) Кузов поношенный, весь перекошенный, Годный, скорей, на утиль, Где-то за городом, очень недорого Папа купил автомобиль.

»
— А. Пугачёва
  • Комический вариант от «Рекорд Оркестра» — «Лада-седан, баклажан».
  • Сектор Газа «Самые лучшие тачки». Что характерно, предметом данной статьи (изделием отечественного автопрома) обзавелись только лирические герои произведения. Все прочие нормально ездят на иномарках.
    • Ещё инверсия: Тимур Шаов — «Чисто конкретно».
  • «Красная плесень» — «Велосипед Украина». Пусть и про безмоторное ТС, но зато этот велосипед может похвастаться седлом от унитаза, педалями от пианино и от фортепиано, колесами от БелАЗа, передачей от КамАЗа, фарой от КрАЗа, цепью и рулем от самосвала неустановленной модели, двумя сигнальными гудками от ЗИЛа, а также сломанной в двух местах рамой и склонностью разваливаться на куски от резкого торможения перед очередной повстречавшейся на трассе блондинкой.
    • «ЗИЛ» — зигзагом. Несчастный грузовик, конечно, разваливается на ходу, но, в то же время, ухитряется ездить даже когда в бак залили пиво, вместо бензина.
  • Гриша Заречный — «Это не я имею машину» … это она имеет меня
  • Джонни Кэш, «One Piece at a Time» — про работягу, который решил завести себе машину, украв её с завода Дженерал Моторс по частям, на протяжении нескольких лет. Вот только части оказались от разных машин. Когда всё это собрали вместе с помощью молотка и такой-то матери, получился сабж. Местные умельцы сделали две (!) разных «антилопы», одну для рекламы, другую для видеоклипа. Первая ушла на свалку, вторая сохранилась до наших дней.
  • «Russkaja» — «Zaporozhez». Песня про ЗАЗ-965 «горбатый», в начале которой на русском языке перечисляются характеристики автомобиля. В тексте же прямо говорится, что заглавный «Запорожец» полумертвый, но прет он при всем при этом упрямо.
  • Psychostick, юмористическая песенка Two Ton Paperweight.
  • Eban’ko — «Машина». «Машина, б*дь, ломается, в неё бабло вливается. А как захочу продать, то не получается». И ещё «Желтый зипер»:
«

Жёлтый «Зиппер», жёлтый «Зиппер» — Дном земли касается. Жёлтый «Зиппер», жёлтый «Зиппер» — Скоро, блядь, развалится.

»
— Eban’ko — «Желтый зипер»
  • Не совсем машина, но несомненно антилопистая — Infornal FuckЪ — Дикий папуасский танк. «Дикий папуасский танк Из ракушек и говна!»

Реальная жизнь[править]

В общем
  • На нынешней Кубе полно американских машин конца 1950-х гг. Благодаря эмбарго на поставки чего бы то ни было из США все они много десятилетий назад обзавелись двигателями советского производства.
  • По провинциям Индокитая до сих пор исправно ползают советские «Волги» и «Лады», можно даже встретить «Ниву» постройки 1980-х. Есть армейские «Доджи» образца 1945 г, перекрашенные во все цвета радуги. А на лесозаготовках трудятся брошенные американцами «Студебеккеры-1959» и ещё более живучие «Рено». Из-за проблем с запчастями местные умельцы приспосабливают к антилопам всё, что попадётся под руку, в основном от современных японских моделей. Появление на подобном «транспорте» в приличных городах карается немедленной конфискацией и торжественной сдачей в утиль. Впрочем, если у вас в правах завалялась лишняя купюра — поедете до следующего блюстителя порядка.
    • Вьетнам, Мьянма — в провинции весьма распространены самобеглые повозки, сколхоженные на базе w:мотоблока. Вероятно, в Лаосе так же, но автор правки не бывал.
  • В некоторых городах — автобусы, троллейбусы и трамваи, выходящие на маршрут. Отдельным экземплярам лет по 40 (а в случае трамваев — бывает и за сотню, правда в основном служебные[5]), имеются дырки в полу по углам (дырки посередине заделывают), двери не все открываются, кое-что отремонтировано изолентой, в пассажирском салоне воняет бензином или соляркой (смотря какой двигатель на пепелаце) или озоном в случае троллейбуса/трамвая. Особенно славятся этим ЛИАЗы.
    • В принципе, без адекватного обслуживания до такого состояния машину можно довести и за 10 лет (и даже быстрее). Обратите внимание на автобусы столицы одной из бывших союзных республик. Ну или трамваи одного тысячелетнего города.
    • Кстати, особенно славятся трамваи ныне почившего Петербургского трамвайно-механического завода. Гремящие даже на гладких рельсах, с протекающими крышами и окнами и открывающимися с жутким грохотом дверями. И то, что заварено одно из окон — это не баг, а фича, там стоит шкаф со всеми релюшками, ибо их так проще постоянно заменять. До конца 90-х практически не встречались вне родного города, да и сейчас большинство вагонов за его пределами либо списано, либо отстранено от работы. Контроллер в высшую позицию — «гармошки» модели 97-го года: уже в середине 00-х они выглядели сильно уставшими, а сегодня их потихоньку списывают, несмотря на огромное число более старых моделей образца 86-го, которые оказались гораздо более крепкими. По иронии судьбы, во второй половине нулевых завод начал клепать вполне годные трамваи, но в 2013-м обанкротился (сам или с чьей-то помощью — споры не утихают до сих пор).
    • Пепелацы южнокорейского производства в городах Сибири и Дальнего Востока, отбегавшие свое ещё на дорогах Южной Кореи.
    • В Северной Корее до сих пор ездят Volvo 144GL, которые Швеция поставила еще в 1974 году, но денег так и не получила
    • Волчанский трамвай — грусть и печаль. Изначально был создан для связи северной и южной части городка и подвоза рабочих к угольному разрезу, но с развалом СССР и закрытием разреза впал в совершенную кататонию. ВСЕ разъезды ликвидировали, так что чисто технически встречное движение невозможно. Но оно, собственно, и невозможно по другой причине — в живых остался единственный вагон, который лечат народными средствами, остальные покрываются трупными пятнами в «депо» из кирпичного сарая за детским заборчиком. С открытием нормальной дороги и запуском автобуса окончательно потерял связующую роль и катается скорее по привычке без всякого расписания, ломаясь через раз.
  • В армии Эквадора до сих пор в ходу американские легкие танки «Стюарт» и полугусеничные транспортеры М3.
  • Метропоезда тоже может постичь подобная участь.
    • Поезда «Яуза» печально прославились частыми отказами и неудачной конструкцией, так что прижились они только на коротенькой Каховской линии.
  • С прикрученным фитильком под троп подпадают машины слабых команд в автоспортивных чемпионатах (именуемые болельщиками «вёдра»). Отстать на четыре круга от лидера и на три от ближайшего конкурента? Проехать квалификацию в полтора раза медленнее лидера? Это всё о них.
  • Гонки «Gambler 500» проходят именно на таких машинах. Ограничений никаких нет, кроме бюджетного — вся стоимость машины, включая доработки должна укладываться в 500 долларов.
  • В США есть термин для подобных автомобилей-Felony Car. Такие машины покупают пацаны из гетто на авторазборках баксов за 300, перекрашивают, тонируют и катаются себе толкая из них наркоту. Довольно часто подобные гнилушники это бывшие полицейские автомобили, которые списали из-за пробега или ушатаности, от чего как раз среди криминала (от туда и Felony) весьма любимы.
  • В африке (не считая ЮАР) гоняют полу-сгнившие peugeot 505 и другие авто известных производителей в зависимости чья это была колония, причем их состоянию позавидают таже авто из кубы и индокитая, крыша покосившийся крыша и другие дефекты.
Конкретные модели

Авторы передачи «Top Gear» опробовали советский автопром не только в пародии

  • На грани субверсии — Ford Model T. Ультрадешёвый автомобиль, адаптированный под массовое производство, меньше чем за четверть века (1913—1927) выпущенный в количестве более пятнадцати миллионов штук. В наличии: движок аж на целых 20 (!) лошадиных сил, отсутствие топливного насоса, из-за чего фордик «захлёбывался» при подъёме в горку, стреляющий и дымящий глушитель, довольно потешный внешний вид и покраска в радикально чёрный цвет by default, а также мозголомное упраление, когда газ регулируется подрулевым рычажком, передачи переключаются частично педалью, частично рычагом ручного тормоза. Почему субверсия? Во-первых, за такую цену (300 долларов при средней зарплате в районе двухсот — такую машину тогда мог себе позволить любой квалифицированный рабочий) можно было простить любые недостатки. Во-вторых, простота «тэшки» была всё-таки на момент появления отнюдь не чрезмерной, особенно для массового недорогого авто, просто модель Т делали почти без изменений четырнадцать лет — всё когда-то устаревает. В-третьих, крайняя простота означала и лёгкость в ремонте и освоении, а также сравнительную надёжность и удобство. Ну и в конце концов, Ford Т стал одним из первых по-настоящему массовых автомобилей Америки. Так что вышло уныло, но очень практично.
  • BMW — зигзагом. Пока она новая, это несомненная крутая тачка (хотя есть и нюансы). Вот только новую не каждый себе позволить может, но хочется прикоснуться к легенде. Потому считается, что типичная бэха на вторичке — это стёршийся от запредельного пробега тросик спидометра, необходимость заливать масло на каждой заправке (больше, чем бензина), дырка в полу под пассажирским сиденьем и обязательный труп в багажнике.
    • BMW Isetta 250. Спасительница фирмы BMW, сидевшей без военных заказов под пристальными взглядами сильно обедневшего немецкого населения. Идея была честно стырена у итальянской фирмы ISO, делавшей холодильники и мотоциклы — в итоге получилось что-то среднее между ними, а именно нелепый маленький эрзац-автомобильчик со слабеньким 12-сильным мотоциклетным двигателем. Дверь спереди, приборная доска на ней, руль подвижный, мотор сзади. Места внутри немного, кое-как помещается один человек, если не дышать — можно разместить парочку цирковых лилипутов. Кстати, из-за сильного запаха бензина в салоне дышать вам, скорее всего, и не захочется. С другой стороны, если во что-то въехать и с неудовольствием обнаружить, что заднего хода у машинки нет («инвалидка» СМЗ из «Операции „Ы“» посылает привет), а дверца вышла из строя — разработчики предусмотрели аварийный люк в крыше, чтобы вылезти и оттащить своё 360-килограммовое транспортное средство от места ДТП. Всё это с лихвой компенсируется очень забавным видом, экономичным мотором, крайней дешевизной, странным законодательным статусом (например, трёхколёсная экспортная «изетта» в Англии считалась мотороллером и налогом на авто не облагалась) и маленькими размерами и массой машинки. Так что, возможно, «изетта» стала идейным предком смарт-кара…
  • Sachsenring Trabant, «Траби», восточногерманская серия ультрабюджетных микролитражек. В различных моделях использовались такие передовые технические решения, как двухтактный двигатель, поступление топлива в двигатель самотёком без бензонасоса (Форд Т, привет!), панели кузова из дуропласта (это не ругательство, а вид пластмассы), возможность ремонта с помощью молотка, химмельдоннерветтера и старых женских колготок… И очередь на приобретение, доходившая в пике до 13 лет. Потому что стоил чуть дороже, чем мотоцикл с коляской, однако при этом имел полноценный закрытый кузов.
    • При этом обладал весьма продуманной подвеской, а дуропластовый кузов был куда легче металлического, так что гонщиками — естественно, после полной замены содержимого подкапотного пространства — тоже ценился.
  • «Москвич-2141» последних лет выпуска. Автомобиль, Заранее Лишённый Качества (как вариант: Метр Отъехал — Стой, Кури, Выходи И Чини).
    • При этом модификация 214145 «Святогор» была куда лучше и по качеству сборки, и по деталям. Сколько удивленных взглядов собирал «Москвич», который при старте со светофора легко делал многие иномарки благодаря 112-сильному двухлитровому мотору Renault-F3R! Правда, впечатление сильно портил моментально гниющий кузов, из-за чего автомобиль за несколько лет превращался в объект статьи.
  • Реальный DeLorean. Всё-таки Док Браун был реально сумасшедшим учёным не только потому, что якшался с террористами, но и потому что взял для основы своей машины времени столь ненадёжное авто.
  • Chevrolet Corvair. Американский седан заднемоторной компоновки должен был совершить революцию в автомобилестроении — но стал настоящим провалом: недоведённая управляемость, слишком смелые и поэтому сырые технические решения обусловили машине скверную репутацию. Выход книги «Опасен на любой скорости» усугубил недоверие покупателей: объёмы продаж обрушились, и вскоре производство Corvair было прекращено.
    • Одиозный автомобиль так и остался бы историческим курьёзом, но его дизайн и технические решения на много лет вперёд стали объектом бесчисленных подражаний, среди которых наиболее известны немецкий NSU Prinz и советский «Запорожец» ЗАЗ-966В.
    • Справедливости ради, американские водители не умели ездить на заднемоторных автомобилях (VW Beetle не в счёт, там на характерные особенности поведения мощности не хватало), что в итоге и вызвало плохую аварийную статистику. Потом свежеобразованная NHTSA проверила машину и выяснила, что в плане безопасности она не хуже конкурентов. Но репутацию автомобилю это уже не исправило.
  • Другой известный провал американского автопрома — марка Edsel. И хотя новое подразделение Ford-а погубил в большей степени маркетинг и спорный дизайн, но спешка с выпуском новых моделей и множество спорных технических решений, родившихся в стремлении создать «нечто потрясающее, чего раньше не было» также сыграло в этом немалую роль. Название марки дилерами расшифровывалось не иначе как Every Day Something Else Leaks
  • Bricklin SV1 — и поныне футуристичная машина родом из 1970-х с кузовом из стеклопластика и «крылом чайки». Зато нету даже прикуривателя и пепельницы! В конечном итоге механические проблемы «убили» столь круто выглядевшее авто.
  • Ford Pinto — известна, как машина, загорающаяся от каждого чиха. Хотя это и не совсем так (для взрыва требовался удар сзади, и то не всегда это приводило к пожару), но после серии смертельных случаев свою репутацию она так и не смогла отмыть.
  • General Motors выпускала серию мощных двигателей под названием Northstar. Название получилось символическим — до 2005 двигатели страдали от неполадки, приводившей к перегреву, в результате которого двигатель взрывался, совсем как головы бандитов, убиваемых главным героем Fist of the North Star. О них говорили: вопрос не в том, взорвётся ли Northstar, а в том, когда он взорвётся.
  • Yugo — югославский автомобиль работы завода Црвена Застава. Прямо скажем, не лучшая копия FIAT, но зато удивительно дешевая.
  • Laikipia BJ-50 — творение сумрачного гения кенийского (!) импортозамещения рассмешило даже самих кенийцев. Кузов из арматуры и порезаных обычными болгарками листов стали на болтах (только ручная сборка) — винтажненько.
  • Fisker Karma — очень красивый гибридный автомобиль, который успели приобрести себе даже Леонардо Ди Каприо и Джастин Бибер. Самих автомобилей было произведено лишь пару тысяч штук, но из-за феерических неудач, среди которых и проблемы с проводкой, из-за которых авто горели, и шторм во время доставки из Финляндии, и более успешные продажи со стороны Tesla. Масла в огонь подливало и то, что в угоду внешней красоты машина не отличалась практичностью: на заднем сиденье невозможно находиться из-за очень низкой линии крыши, а багажника фактически нет, так как электромотор сзади расположен поперечно (sic!). Помимо этого, у гибрида очень маленький бензобак, а запас хода не превышает 60 км на электротяге и 200 км на ДВС, при этом разгон до «сотни» тоже довольно медленный для такого авто — 6,4 секунды. Тем не менее, благодаря внешнему виду, автомобиль является скорее олицетворением тропа круто, но непрактично.

Примечания[править]

  1. Точнее, исправный двигатель перегреваться не должен, но с него всегда подтекало масло, следовательно накапливалась грязь, а для воздушника это — смерть
  2. Правда, мало кто из владельцев решался эту печку запускать второй раз, ибо малейшее отступление от сложного ритуала — и нужно звонить пожарным. Но даже и будучи исправной она быстро высаживает аккумулятор, так что с утра можно просто не завестись
  3. Подобное особенно восхитило ведущего «Top Gear» Джереми Кларксона, который прямо так и сказал: «такого даже на Майбахе нет!»
  4. Чего только стоит его описание внутри игры! «Размер? Ровно такой, чтобы машина вместила двух (худощавых) людей и (самое большее) одну сумку с покупками. Двигатель? Скорее всего, взят у газонокосилки. Материалы? Не отличаются по прочности от одноразовой вилки. Уровень безопасности? Едва дотягивает до минимального. Всё это складывается в очень доступный автомобиль. Не говорите потом, что корпорации игнорируют желания простого народа».
  5. Кому какое дело, если буксир, которым отвозят неисправные трамваи в депо или подвозят тележки с песком к месту ремонта линии едет с грохотом и скрипом, разгоняется до скорости черепахи и тормозит в режиме «вкл/выкл»?