Боевой многоножник

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Tripod Terror, Walking Tank, Spider Tank. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Пожалуй, одной из самых причудливых и самых крутых боевых машин, придуманных в жанре фантастики, как таковом, является боевой многоножник — огневая платформа, похожая на какую-либо другую военную технику, но с одним отличием — она ходит на нескольких конечностях. Такая штука, как и любой другой шагоход, скорее всего, будет характеризовываться высокой проходимостью (как главное преимущество) и большим силуэтом (как главный недостаток) и, чтобы такие боевые машины выглядели в научно-фантастическом сеттинге более-менее правдоподобно, нужно будет подвести непростое обоснование. В реальности, по крайней мере пока что, такие боевые машины кажутся, конечно, крутыми, но далеко не практичными, по сравнению с танками. Однако, техпрогресс на месте не стоит и всё может поменяться…

Управляться боевой многоножник может как пилотом, так и искусственным интеллектом. А может, он вообще является экзоскелетом для существа с экзотической анатомией.

Можно выделить несколько основных типажей многоножников:

  • Инопланетный треножник
    Рендеры модели Крикуна из Crysis.
    — самый ранний вариант, представленный в фантастике. Основной его характеристикой является наличие нескольких (как правило 3-ёх, реже 4-ёх) длинных ног или щупалец, которые можно использовать для прохождения водоёмов вброд. На огневой платформе, как правило, есть оружие «главного калибра» вроде смертоносного лучемёта. Такой техникой обычно владеют инопланетяне[1] или какая-либо другая фракция, выделяющаяся своей чуждостью или шизотехнологичностью.
  • Шагающий танк
    Иллюстрация AT-TE из ЗВ.
    — едва ли не буквально. Отнимите у современного танка гусеницы и приделайте ходули — получится эталонный пример. В любом случае такой типаж будет выделяться плоским корпусом, напоминающим танк, вездеход или какую-либо другую более привычную технику, но с конечностями. Ступни обычно большие, рассчитанные на удержание массивного туловища, а само количество ног варьируется от 4-ёх до 8-и и далее, из-за чего боевая машина вряд ли будет передвигаться с особой быстротой. Поворот огневой платформы/башни относительно корпуса, как правило, не предусмотрен.
  • Инсектоидный шагоход a.k.a. танк-паук
    Миниатюра сераптекового тяжёлого конструкта из Warhammer 40,000.
    — боевая машина, по своей «анатомии» очень похожая на насекомое. Первым делом, выделяется за счёт острых конечностей, как, например, у крабов. Полезны такие ходули будут, разве что, в каменистых горах, где нужно втыкаться ногами в поверхность, как гарпунами, но в остальных местностях они из-за слишком высокого давления на маленькую площадь будут втыкаться слишком глубоко — шагоход просто увязнет, как в болоте.[2] Количество конечностей вообще не ограничено — можно делать хоть гигантскую многоножку.

Типажи нечёткие и могут смешиваться. Также могут встречаться варианты с колёсами на кончиках ног.

Статьи о другой фантастической технике: куроход, летающий автомобиль, летающий танк, летающий мотоцикл, ховерборд.

Примеры[править]

Литература[править]

Иллюстрация знаменитого Уэллсовского треножника.
  • Александр Зорич, «Завтра война» — техника чоругов, виды и размеры варьируются.
  • Герберт Уэллс, «Война миров» — собственно, кодификатор и первопример боевых треножников с лучами смерти. Также там были показаны и другие машины, например крабообразные.
    • И цикл книг от Джона Кристофера «Триподы» (The Tripods) и их экранизация
  • Иван Ефремов, «Час Быка» — роботы-спутники землян СДФ.
  • Сергей Мусаниф, Роман Злотников «Вселенная неудачников» — шагающий танк скаари типа «Тарантул». Огромная боевая машина, сносящая всё в зоне досягаемости орудий. Боится, по сути, только артиллерии и авиации.
  • Терри Пратчетт, «Плоский мир» — Сундук из груши разумной. Автономный, многоногий и смертельный.
  • Фриц Лейбер, цикл «Фафхрд и Серый Мышелов» — один из колдунов, Шильба Безглазоликий, живёт в избушке, передвигающейся по болотам на пяти коленчатых ногах.
  • Скотт Вестерфельд, «Левиафан» — вся по-настоящему тяжёлая техника жестянщиков шести-восьминогая. И под «тяжёлой» подразумевается что-нибудь вроде сухопутного фрегата весом тонн эдак в восемьсот, а то и тысячу. Всякая мелочь размером с танк — это уже куроходы.

Кино[править]

  • «Вирус» 1999 г. — пройдя этап терминатороподобных буквальных роботов-зомби, сознание из космоса начало собирать некрупные боевые многоножники. Одним из них стал капитан Эвертон, а в самую мощную модель инопланетянин поместил компьютерный сервер со своим сознанием.
  • «Дикий Дикий Уэст» — паровой гигантский паук-шагоход доктора Лавлесса.
  • «Защитники» (2017) — трёхногие дройдеки беспилотные боевые роботы, которых Куратов захоботил в самом начале фильма.
  • «Звёздные войны» — их тут пруд пруди.
    • Почти вся наземная техника, производимая компанией «Верфи Куата» вначале для Республики, затем для Империи, состоит из шагоходов из серии AT. Среди них есть как многоногие, так и двуногие варианты.
      • Знаменитые ходячие танки AT-AT и AT-TE. Первые использовались во времена Империи, вторые были популярны во времена Войн клонов.
      • Из менее известных: транспортник клонов AT-OT, ПВО-платформа Империи AT-AA, артиллерийские SPHA и SPMA и трёхногий AT-SP.
    • Также у Торговой Федерации и многих других фракций КНС есть многоногие боевые дроиды. Среди них: трёхногий «Октапарра» (он же три-дроид) и дроиды-пауки DSD1 и OG-9.
      • С прикрученным фитильком, дроид-истребитель «Стервятник» той же КНС, поскольку изменяемая геометрия позволяет ему трансформироваться в четырёхногую огневую платформу. Обычно они использовали эту функцию, чтобы ходить по поверхностям космических кораблей при нулевой гравитации, но могут делать то же самое на планетарной поверхности.
  • «Хроники хищных городов» — здесь сложно провести границу между жилыми и боевыми машинами, но поезд-сороконожка как минимум заслуживает упоминания.

Мультфильмы[править]

  • «Супермен против Элиты» — гигантская бионическая (но не живая) машина наподобие паука размером с половину стадиона.
  • «Суперсемейка» — часть Омнидроидов, созданных суперзлодеем Синдромом в рамках операции «Кронос». В мультфильме фигурировали Омнидроид 8000, Омнидроид 9000 и Омнидроид 10000. Все трое основаны на шарообразном корпусе с выдвижными башнями на двух концах, в которых встроены камеры роботов (у десятитысячного на них есть ещё и плазменные пушки). С модели 8000 до 10000 количество ног возрастает с четырёх до шести. Все три Омнидроида могли складываться в шар и быстро катиться в нужном направлении.
  • «Монстры против пришельцев» — боевая «дура-бандура», созданная инопланетным террористом Галактазаром.

Мультсериалы[править]

  • «Аладдин» — самыми известными боевыми автоматонами Механикуса были гигантские скорпионы, а помимо них в финале своей дебютной серии он пилотировал гигантского жука, в ещё одной серии управляемая им гигантская механическая сороконожка превращала песок на своём пути в стекло, причём, будучи повреждённой, разъединилась на двуногие шагоходы и голову-флайер. Да и его миниатюрных автоматонов-жуков, среди которых были и техно-магические, забывать не стоит.
  • «Мстители. Величайшие герои Земли» — гидра-боты за авторством, как ни странно, «Гидры». Огромные осьминогоподобные шагоходы с кабиной в виде черепа. Появляются в знаменитой заставке мультсериала.
  • «Хи-Мен и Ши-Ра» — роющая машина Скорпио и автономная боевая «черепашка», в одной из первых серий совершившая подкоп в катакомбы Повстанцев.
  • «Человек-паук» (1994) — охотники на пауков (ориг. Spider Slayers), созданные Алистером Смайтом по приказу Фиска, чтобы захватить и уничтожить Человека-паука. Представляют собой огромных роботизированных членистоногих с целым арсеналом оружия на каждого — от сверхострых лезвий, гарпунов и ловчих сетей до лазерного, кислотного, замораживающего и ракетного оружия, а в добавок ко всему этому они имеют реактивные двигатели. Первым из них была создана чёрно-красная «Чёрная Вдова», затем были выпущены синий «Тарантул» и зелёный «Скорпион»,[3] каждый сильнее предыдущего. А позже они вообще соединяются в одну чудовищную боевую машину, которую удаётся уничтожить лишь при помощи бомбы.
  • «Megas XLR» — робот-паук Магнанимуса.
  • В «Звездных войнах: Войны клонов» есть умбаранский джаггернаут, шестиногий куполообразный танк, вооруженный вращающейся пушкой и используемый умбаранскими силами. Этот, примечательный, не ходит на цыпочках — он опирается на костяшки пальцев.

Аниме и манга[править]

  • «Вольтрон: Защитник Вселенной/Го-Лайон» — в одной серии был боевой корабль-меха расы друллов/галра ввиде сколопендры.А в других - "краб" , "скорпион" и "оса".
  • «Звуки Небес» — ходячие танки вообще и железный паук «Такемиказучи» в особенности.
  • «Призрак в доспехах» — Татикомы же!

Видеоигры[править]

  • Armored Core — роботы традиционно делятся на четыре класса по типу шасси: двуногие «середнячки», тяжёлые и неповоротливые «танки», лёгкие и прыгучие «летуны» с выгнутыми назад лапами и — наш случай — четвероногие «квады». Тоже лёгкие, но самые шустрые — развивают приличную скорость даже без ускорения.
  • Army of Ages - в этой браузерной флэш-игре в эпохе стимпанка (так называемый Classical age) присутствует высокий паровой треножник, именуемый как steam spider.
  • Command & Conquer: Tiberian Sun — Мамонт-танк MK II передвигается на четырех ногах.
    • В C&C: Tiberium Wars у скриннов имеется треножник «Аннигилятор», четырёхногий шагающий танк и шестиногий «Осквернитель», в аддоне к ним добавляется шестиногий «Ликвидатор», а НОД строит четырёхногого «Мстителя».
  • Crossout — в игре есть механические ноги как вид ходовой. Они очень грузоподъёмны и прочны, однако они довольно небыстрые. Крафты на ногах игроки называют «пауками», по понятным причинам.
  • Crysis — почти все юниты цефалоподов в первой части являются экзокостюмами с щупальцами, но большинство из них летает. По поверхности перемещается только Охотник — почти неуязвимый четырёхножник с очень многофункциональным ртом, находящимся на передней части корпуса. Из него он может стрелять плазмой и замораживающим лучом (как аналог лучей смерти), а также он использует длинный язык, чтобы разбрасывать людей по сторонам.
    • Так как в Crysis 2 цефы адаптировались к условиям Земли, а их экзоскелеты стали гуманоидными, роль боевого шагохода перешла к их крупным автономным роботам-треножникам, которых люди прозвали Крикунами. Вместо лучей смерти они используют электромагнитный «крик», повреждающий окружающую электронику, а также несут на себе скорострельный плазмомёт и установку, стреляющую липкими гранатами — очень неприятный противник. Если слушать радио, то можно даже услышать доклад ведущего о том, как на него напала «машина из Войны Миров».
  • DooM:
    • В оригинале есть повелитель пауков, как демонический вариант многоногой ходячей машины со скорострельной плазменной пушкой. В DooM II: Hell on Earth появилась его головорезная вариация — арахнотрон.
    • В DooM 3 также встречаются вооруженные пулемётом паукообразные сторожевые дроны производства ОАК.
  • Don’t Starve Together — Небесный Чемпион в двух первых формах выглядит как шар о трёх ногах.
  • Earth 2150 - Атлантический союз на сем стоит, начиная с с шагохода «Тигр» и арахноида «Тарантул». Поздняя техника проходит уже по категории ОБЧР.
  • Dungeon Siege — местные гоблины любят подобную технику, в их подземельях можно встретить несколько образцов, значительно отличающихся друг от друга, в основном на четырёх ногах.
  • Factorio — местный паукоход, вершина шизотеха инженера. Может ходить везде, игнорирует все препятствия (его не собьет поезд), вооружен 4 ракетницами с автонаведением, не жрёт топлива, а еще он может работать автономной дронстанцией.
  • Fallout:
    • Fallout Tactics — несколько роботов из армии Калькулятора. Крупный и относительно быстрый шестиногий «Behemoth», вооруженный пулеметом. Небольшой паукообразный «Scurry», очень быстрый и маневренный, умеющий закапываться в грунт и прыгать на высоту человеческого роста. С натяжкой четырехногий «Pacification Robot», его предназначение — координировать других роботов, но при необходимости может оглушить и ранить электроразрядником.
    • В Fallout 4 фигурируют роботы-охранники. Это массивные боевые автоматы, перемещающиеся на трёх ногах с колёсами Илона вместо стоп. Очень опасный противник, вооружённый миниганами и/или пусковыми установками. Высокоуровневые образцы также могут иметь за спиной блок кассетных ракет. Также существуют именитые роботы-охранники вроде Капитана Айронсайда, находящегося на борту корабля «Конститьюшн», Гаса, сопровождающего девочку-торговку Кэт (эти два перечисленных, кстати, ещё и невраждебны), а также кустарного Ахава с базы Ржавых Дьяволов.
  • Half-Life 2:
    • Страйдеры Альянса. Это трёхногие синтеты, вооруженные как против лёгкой, так и тяжёлой пехоты. Могут атаковать штырями на своих ногах.
      • Есть и мелкая версия под названием «Охотник» или «Мини-страйдер». Стреляет плазмой и бьётся металлическими клешнями (а ещё у них копыта на ногах и биомеханическая тварь ими больно лягается).
    • «Условно-боевой дохренаножник» — мобильная стена Альянса. Это огромное заграждение самостоятельно продвигается вперёд, делая поочерёдно шаги чётными и нечётными секциями, давя всё на пути.
  • Iron Harvest — стараниями вездесущего Теслы стороны конфликта вооружились многоножниками разной степени упоротости.
  • Killzone 3 — MAWLR’ы хэлгастов. Эти штуки вполне способны сбивать цели на орбите.
  • Lost Planet — четырёхногий или трёхгусеничный танк-трансформер GAB-25 «Cakti» и его модификации, а также боевые машины, сделанные из живых акридов. С натяжкой подходит и DBS-000XM «Billion Sword», трёхногий убер-робот главгада первой части, но он ими летает, а не ходит.
  • Mass Effect:
    • Жнецы, какие они есть. Пятиногие двухкилометровые техноорганические титаны, которые обычно выполняют функции космических дредноутов, но, поскольку сеттинг позволяет, они могут включить поля эффекта массы и всеми пятью огромными ногами сесть на планетарную поверхность, чтобы продолжать Жатву уже там. Хоть они и похожи больше на каракатиц, основную роль в формировании их образа сыграли как раз триподы Уэллса. Да они даже лучами[4] смерти стреляют!
      • Но это всё основные «корабли» Жнецов, так называемый класс «Властелин». Есть ещё четырёхногие «Разрушители» — Жнецы заметно меньших размеров (~160 м высоту), составляющие основную часть флота и созданные то ли из лишнего генетического материала, то ли из оставшейся после Жатвы биологической смеси различных видов. Они чувствуют себя на ногах более стабильно. В третьей части даже одного такого можно будет расстрелять при помощи лазерного целеуказателя и флота квариан.
    • Также у гетов есть шагающие танки и их более крупная вариация «Колосс». Передвигаются медленно, но могут высаживаться прямо с десантных кораблей. На дальних расстояниях стреляют из импульсной пушки, а на ближних используют пулемёт. Что забавно, их можно таранить на «Мако» — пока машина будет вставать, она будет в беспомощном состоянии.
  • Quake 4 — сборщики строггов. Большие кибернетические машины, похожие на пауков-сенокосцев, созданные для сбора трупов. На дальних расстояниях стреляют самонаводящимися ракетами, на ближних — из гвоздемёта. Если подойти к такому в упор, то игрок может умереть с с первого же удара острой лапой.
  • Red Alert 3 — четырехногий прыгун «Серп» и его более тяжелый (но обладающий парой недостатков) прототип «Жнец», плюс амфибия «Скат», ползающая по суше на шести ногах. А в кампании Империи появляется незабываемый трёхногий «Имперский палач».
    • Из Red Alert 2 перекочевал паукообразный дрон «Робот ужаса», под именем «Зонд-подрывник».
  • Sine Mora — босс Tsuchigumo. И другой босс — летающий многоножник с невероятно бафосным названием Kolobok.
  • StarCraft — протоссы обожают этот троп:
    • Опустошители (они же риверы) из первой части — крупные гусеницеподобные дроны, протоссов, стреляющие дронами поменьше.
    • Колоссы — большие боевые роботы из второй части, орудующие двумя лучами смерти. Могут подниматься по скалам, но не в силах атаковать летающие цели.
      • У фракции Тал’Дарим из Legacy of the Void есть свой вариант колосса — «Странник Гнева». Вооружены они пульсовыми бластерами, благодаря которым могут отстреливаться от авиации.
    • А также драгуны, сталкеры, бессмертные и их разновидности. Во всех случаях — четвероногие машины, пилотируемые смертельно раненными протоссами.
  • Strider — в оригинальной аркадной игре есть босс Уроборос и робо-пауки, они же «Моксвичи».
  • Supreme Commander — кибраны очень любят это дело: шестиногий «Повелитель обезьян», еще более монструозный «Мегалит» (правда, только на четырех ногах)… Да даже их эсминцы могут степенно ходить по суше на шести многосуставчатых лапках. Во второй части вся их наземная техника, кроме экспериментального динозавра-киборга, попадает под троп. После проведения специального исследования лапки так же получает и весь неэкспериментальный флот при выходе на сушу.
  • Unreal Tournament 3 — корпорация «Фэйдер» (та самая, что создала некрисов) впринципе обожает экзотическую технику, если судить по её дизайну. Антигравитация и механические тентакли во все поля, пока техника корпорации «Эксон» (а она составляет большую часть всех боевых машин в игре) всё ещё использует колёса. Многоножника у «Фэйдер» целых два:
    • «Темноход». Вылитый классический треножник с лучами смерти. Для любителей пострелять по шагоходу из-под его же ног (где у «Темнохода» слепая зона обстрела) есть сюрприз — он умеет испускать ударную волну, разбрасывающую пехоту в сторону от машины. Он очень удобен в городских боях — можно забираться на крыши зданий и, сгибая ходовые щупальца, проходить через туннели. На нижней части корпуса «Темноход» имеет плазменную турель — ею управляет второй пилот.
    • Также в парке «Фэйдер» есть «Падальщик» — маленькая, но очень юркая пилотируемая треножка с шаровидным силовым полем вместо корпуса. Не стоит его недооценивать, особенно, когда он втягивает щупальца и катится, сбивая пеших игроков насмерть. Да и вообще, большая часть набираемых им фрагов состоит из сбитых пеших игроков.

Настольные игры[править]

  • Robogear — здесь в основном «куроходы», гусеничные и летающие машинки, но также есть шестиногий танк «Spider».
  • Warhammer 40,000:
    • Многое из техники некронов: могильный сталкер, каноптековые пауки (он ещё наполовину ховертанк), реаниматоры и гибельные охотники, триархические охотники, и вишенка на торте — сераптековый тяжёлый конструкт. Учитывая огромное преимущество в технологиях у некронов, их инсектоидные машины намного опаснее двуногих шагоходов других рас. [5]
    • Хаоситские демонические машины — осквернители, сталк-танки Кровавого Договора, кхорнитские «Медные скорпионы»…
    • Также в войсках Адептус Механикус есть дюноходы «Онагр» — коробки с пушками, ходящие на четырёх ногах. Впрочем, тяжёлого оружия они не лишены.

Реальная жизнь[править]

Главными причинами отсутствия реальных боевых многоножников являются: отсутствие эффективной мускулатуры для подъёма массивных ног[6] и отсутствие должного питания для таких машин. Однако, в теории ничто не мешает поставить на реальных ходячих роботов оружие…

  • Всякие четвероногие Big Dog, Laikago и тому подобные шагоходы. На них вполне можно навесить не поклажу, а пулемётики.
    • Да и к Morphex или банальному роботу-пылесосу не так уж трудно прицепить вострый нож…
  • 3,5-тонный экзоскелет «Prosthesis», созданный Furrion Ltd. Планируется использовать его в специальных гонках на шагоходах Х1.

Примечания[править]

  1. В таком случае все вопросы об эффективности можно сводить к «Они же пришельцы
  2. Вариант решения — сделать ножки с изменяемой геометрией. Когда надо втыкаться в поверхность — они будут иглами, а когда надо идти по мягкой поверхности, они плоские и широкие, чтобы распределять давление.
  3. В русифицированной версии, что примечательно, названия последних двух охотников не упоминаются.
  4. Вернее, не лучами, а струями жидкого металла, разогнанного до гипервысоких скоростей.
  5. Хотя на столе, как всегда, решают кубы, хе-хе…
  6. Всё ставки идут на теоретические приводы из углеродных миомеров, но пока таковых не производят хотя бы серийно.