БронеТрактоР

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« От советского информбюро. Вчера в четыре часа утра, в долине Амура, китайская сторона в составе 4-х дивизий при поддержке танков, авиации и артиллерии перешла советско-китайскую границу и напала на мирный советский трактор. Трактор шквальным ракетно-пулеметным огнем отразил вероломное нападение, сбив при этом 8 самолетов, уничтожив 30 танков и до 1000 единиц живой силы противника. После чего включив маршевые двигатели скрылся в околоземном пространстве. Тракторист чувствует себя хорошо. Полет проходит нормально.

Председатель колхоза генерал-полковник Д. Ф. Устинов предупреждает, что если инцидент повторится, то на поле выйдут сеялки, веялки, молотилки и комбайн с вертикальным взлетом и посадкой, а также с выхлопными газами типа зарин и зоман.

»
—  Анекдот, раскрывающий суть.
МТЛБ technical tree.jpg

Такой близкий и одновременно такой далёкий родственник «технички» и «гантрака» — но в отличии от оной, базой здесь является шасси гусеничного БТР/вездехода, на которой впоследствии «натягивают» дополнительные пулеметы, пушки и прочее — лишь бы ходовая выдержала. Встречается в нескольких основных разновидностях.

  1. Тягач-вездеход-броневик, который изначально создали таким.
  2. Продукт эволюции лёгких танков, шасси которых исторически было довольно близко по ТТХ к пункту выше.
  3. Эрзац, полученный обвешианием бронёй обычного трактора.

Особенности[править]

  • Гусеничный ход.
  • Следствие из первого — ставка не на скорость (хотя на дороге она довольно прилична), а на высокую проходимость, в том числе через водные преграды.
  • Какая-никакая бронезащита от пуль.
  • Огромное количество модификаций и модернизации, насколько позволяет промышленность.
  • С техничками их роднит высокая ремонтнопригодность в полевых условиях.

Происхождение[править]

Когда-то основным транспортным средством была банальная лошадь. А если что-то не получалось увезти непосредственно на самой лошади, можно было положить это что-то на подставку из досок, прикрутить к этомй подставке колёса, а лошадь в это добро запрячь. Так когда-то давно придумали сделать пушки буксируемыми. Большие колёса обеспечивали достаточно высокое положение оси, над которой уже располагалась сама пушка, за счёт чего обслуживать её становилось несколько проще, не говоря о снижении шанса утопить пушку в грязи, а на массивный лафет можно было складывать сундуки с картузами с порохом и с ядрами, но для того, чтобы подготовить такую пушку к перевозке, требовалось поднять заднюю часть лафета и загнать под неё ещё одну ось с колёсами и дышлом, к которому крепилась упряжь. Однако вскоре было замечено, что калибр пушек рационально ограничивать таким, с которым могут легко управляться пушкари, что в свою очередь ограничило отдачу, для которой настолько массивные лафеты стали избыточны — и тогда догадались сделать из одной «разборной» четырёхколёсной телеги две двухколёсные сцепляемые: теперь боеприпасы ехали на своей отдельной телеге, а орудие стало проще переводить как из походного положения в боевое, так и обратно. И в таком виде эта система на какое-то время устоялась.

Здесь важно отметить, что в ту эпоху войска в основном всё ещё состояли из линейной пехоты и до заданных позиций добирались пешком, когда не шли на кораблях из порта в порт, но морская пехота в большинстве крупных стран стала спешно отделяться. Специализированного сухопутного транспорта для пехоты тогда не было — была перемещавшаяся верхом кавалерия, но это была своего рода элита. Потому артиллеристы очень быстро оценили плюсы телег и лошадей, ведь от того, едешь ты на телеге вместе с боекомплектом, или шагаешь рядом с телегой, скорость передвижения менялась не то чтобы очень существенно, а значит в дороге стало можно заняться чем-нибудь более важным, чем измерение полей шагами — например поспать (по очереди с товарищами — кто-то всё же должен был следить, чтобы лошади не заблудились). Отдельным пунктом шёл вагенбург, рассматривавшийся высоким командованием в свою эпоху в качестве передвижного укрепления, потому как на полях стражений доминировала «линейная тактика», из-за которой полноценно раскрыть потенциал своей подвижности могло разве что формирование приблизительно размера полка.

Но время шло, появился унитарный патрон, в котором чёрный порох вскоре сменился бездымным, ну а там и пулемёты вскоре распространились, ибо теперь в канале ствола меньше нагара оставалось, что позволяло отвлекаться на его прочистку гораздо реже — началась окопная война, а вслед за ней и эра танков. На этом пути стало ясно, что, во-первых, скорость пешего марша пехоты более не является адекватной требованиям к скорости переброски сил между частями фронта, а значит пехоту предстояло начинать чем-то возить, во-вторых, простые и эффективные в античности и в средневековье в содержании и в эксплуатации лошади также более не отвечали текущим требованиям, а значит войскам требовалась новая «рабочая лошадка».

Сперва пытались использовать просто все подряд доступные грузовики, а когда их перестало хватать, взялись и за гораздо менее эффективный в плане расхода топлива легковой транспорт. Чисто номинально буксировать буксируемую артиллерию мог вообще любой тягач достаточной мощности, однако очень быстро выяснилось, что какая-ниакая защита такой машине всё же требуется, потому как полевая артиллерия той эпохи активно налегала на орудия высокой баллистики, из-за чего нуждалась в прямой линии видимости противника, что в свою очередь тянуло за собой сложности с выбором позиций и выходом на них — и тогда оформились типовые требования в виде повышенной проходимости, противопульного бронирования, сравнительно малой массы и ощутимой грузоподьёмности, а также тяговооружённости на уровне «нормального тягача».

Также следует сделать ремарку о том, что массовое использование бронетранспортёров началось только во Вторую Мировую, тогда как в Первую Мировую в ходу были единичные прототипы больше экспериментального толка. А помимо этого стоит напомнить, что не стоит путать бронетранспортёр с боевой машиной пехоты, потому как основная задача бронетранспортёра — довезти пехоту до поля боя, тогда как возможность поддерживать её для него является вторичной, в то время как у боевой машины пехоты возможность огневой поддержки и прикрытия продвижения первична, а функция транспортировки пехоты вторична. В результате, несмотря на то, что буксировать буксируемую артиллерию формально могла практически любая техника, артиллерийские тягачи тем не менее стали оформляться, как отдельный класс машин, потому как насыщение техникой в ту эпоху всё ещё было довольно низким, а потребность в буксировке артиллерии была высокой — у армий попросту не было лишней этой самой «любой техники», чтобы закрыть эту задачу ей. Потому были обозначены цели: защищённость выше, чем у гражданских тягачей, проходимость выше, чем у гражданских тягачей, грузоподъёмность выше, чем у гражданских тягачей, ремонтопригодность выше, чем у гражданских тягачей, и так далее.

Сравнение с ближайшими аналогами[править]

Техничка Гантрак БронеТрактоР
Происхождение платформы Гражданские автомобили. Нередко разные детали от разных производителей ввиду модульности и того факта, что в мирное время сами авто производятся непрерывно. Чаще всё же унифицированные грузовики, выпущенные по госзаказу, даже когда базой для модели изначально послужила гражданская серия. Многоцелевая спецплатформа, спроектированная и выпущенная по ТЗ от военных. Обычно изначально является бронетранспортёром или артиллерийским тягачом.
Способ производства Чаще всё же кустарная переделка посредством контрабандного оружия и сварочного аппарата «в пяти минутах пути от поля боя». Чаще всё же переоборудование уже имеющихся в строю машин в специально созданных для этого мастерских. Реже вместо мастерских полноценная специализированная производственная линия по перестройке одних грузовиков в другие. Серийное заводское производство. «Искупает» простотой подготовки и запуска производственной линии, а также мягкими требованиями к самому производству. Техника на базе образца точно так же может штамповаться серийно на переоборудованной линии по производству базовой версии.
Бронирование Чаще всего вообще никакого — реже наваренный в стиле «как попало» подручный металлолом. Часто бронированная кабина (нередко бронирована вместе с моторным отделением), а также в зависимости от варианта исполнения кузова бронирован может быть и он, либо в случае установки в кузове достаточно крупного орудия на самом орудии может быть смонтированн бронированный щит. В устоявшихся вариантах чаще несущая металлическая коробка: броня машины — основа, на которой уже монтируется всё остальное, за счёт чего отпадает потребность в отдельной раме, что экономит вес.
Вооружение Чаще пехотное станковое. Реже крупнокалиберные зенитные пулемёты и автопушки — могут адаптировать изначально авиационные образцы, благо отдача у них в среднем позволяет. Зачастую в основном всё то же самое, что и на техничках, но в больших количествах для возможности одновременно вести огонь в нескольких направлениях. Безоткатное в силу реактивной струи встречается гораздо реже (установки РСЗО скорее представляют отдельный класс техники ввиду тактики применения). Иногда встречаются зенитки, которые на техничку просто не влезут. В самом минималистичном варианте единый или крупнокалиберный пулемёт, а дальше буквально всё, что удастся приладить, благо легкая и прочная конструкция, а также хорошая тяговооружённость позволяют.
Проходимость Ввиду использования в качестве базы автомобилей повышенной проходимости, приблизительно на уровне обычных гражданских внедорожников, однако установка достаточно тяжёлого оружия и эрзац-бронирования повышают центр масс, что негативно сказывается на устойчивости. Базовый автомобиль обычно весит ориентировочно одну-две тонны, на фоне чего весящий около полуцентнера (со станком) станковый пулемёт серьёзных помех устойчивости не создаст даже в спаренном варианте, а вот весящая около тонны зенитная автопушка на развесовку повлияет капитально, а они и под пару тонн бывают. Ввиду большого диаметра колёс и мощного двигателя проходимость обычно достаточная для просёлочных дорог и лёгкого бездорожья, а в случае использования грузовика изначально повышенной проходимости (что скорее правило, нежели исключение) результат оказывается способен осилить даже наспех проложенную просеку и руинированную застройку, по которой перед тем разок прошёлся бульдозер инженерных частей. Проходимость других классов наземной техники оценивают относительно них: не бывает непроходимого бездорожья — бывают мехводы с остатками инстинкта самосохранения.
Тактика применения Раш Патрули и сопровождение колонн снабжения. Несколько независимо установленных орудий, каждое со своим стрелком, оказываются отличным подспорьем для обороны от засад. Чего с ними только ни вытворяют… В основном вытворяют разнообразную мобильную и в том числе зенитную артиллерию, которая на передний край не лезет, потому обходится лёгким бронированием.
Основные пользователи Иррегулярные формирования, размеры которых всё равно прикидывают на глаз в силу их склонности меняться несколько раз за день. Тыловые части и снабженцы, вынужденные спешно переквалифицироваться если не в передовые, то как минимум в патрульные. Те военные, которым не хватило более полновесной бронетехники, благо солдатская смекалка такой чудо-машине везде применение найдёт, хотя формально машина в первую очередь для артиллеристов и снабженцев. Ввиду проходимости временами и разведроты могут при возможности выбора предпочесть предмет статьи профильным бронетранспортёрам (но не БМП).

Дилетант широкого профиля или крепкий середнячок?[править]

Ввиду того, что одними из ключевых требований к данному классу техники были её дешевизна и массовость, по итогу облик этих машин оказался в меньшей степени сформирован требованиями военных и в большей степени опытом инженеров-технологов — машины действительно получались сравнительно дешёвыми (дешевле были разве что танкетки) и массовыми, а также надёжными и нерприхотливыми в обслуживании (что логично, ведь инженерам «дали вволю разгуляться», причём в первую очередь именно тем, кто отвечает за технологию производства). Однако из-за этого же машины оказались медленнее бронетранспортёров и слабже защищены, чем танки, а массой и габаритами часто превосходили авиадесантируемую технику, что по сей день вызвает у многих недоумение на предмет того, а для чего такая машина может быть вообще нужна, потому как её ключевые плюсы — это относительная (в сравнении с танками) непрожорливость силовой установки, бешенная проходимость (зачастую уделывают бронетранспортёры) и ощутимый ресурс узлов и агрегатов (правда на сегодняшний день нередки машины, свой ресурс уже выработавшие). А из-за того, что по итогу машина всё же как-никак защищена и при этом за счёт скромной массы обладает хорошим запасом грузоподъёмности, она нередко становится шасси для тех средств, под которые отдельного специализированного шасси спроектировано не было.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот из эпиграфа и его вариации

Литература[править]

Кино[править]

Телесериалы[править]

Аниме и Манга[править]

Видеоигры[править]

  • Armored Warfare — M113 собственной персоной, башня от Абрамса в комплекте.
  • Factorio — доступный игроку танк является этим. Вооружён пушкой и огнемётом, но имеет двигатель спереди и бульдозерный отвал (более опасный, чем остальное оружие).
  • Crossout, куда ж без него? Тут вполне можно соорудить как нечто на множестве маленьких гусеничек (с крупное колесо каждая), так и монстра на ромбах в духе Первой Мировой.
  • Mercenaries 2: World in flames — каждая фракция имеет свои БТРы

Комиксы[править]

Настольные игры[править]

Бтр носорог.jpg
  • Warhammer 40 000: Имперский БТР «Носорог», внешним видом явно отсылается на реальный М113 (см. ниже).
    • Там же ещё более неказистый и ещё более неприхотливый артиллерийский тягач «Кентавр». Оказался слишком неказист для космодесанта, потому прижился в основном в Имперской Гвардии. Однако при этом оказался достаточно неприхотлив для того, чтобы каждый гвардеец знал его наизусть до последнего винтика, коих в этой машине не так уж и много, и мог на скорость разобрать и собрать два с завязанными глазами. Нежно любим такими же неказистыми и неприхотливыми Криговцами. В очертаниях носа угадывается связь с Bren Gun Carrier, но конструкция гусениц отсылает к старым-добрым «ромбам».
  • Cyberpunk 2020 — мать его БРДМ-10, хоть он и колесный. В дополнении Solo of Fortune 2 описано 4 варианта этого бронетранспортера (базовый разведовательный, с приколхоженной 30-мм пушкой, зенитка и переделка заточенная под борьбу с танками, плюс никто не запрещает придумывать игрокам свой колхоз). Туда же милитеховский Коммандо, который судя по описанию внешки и количеству упомянутых вариантов допила явно вырос из М113.
    • Еще можно вспомнить американский БМП M15, описанный в Maximum Metal. Там дошло до того, что некоторый солдатский колхоз начали выпускать в качестве модификаций (например «Охотник на танки» М50). В том же «Металле» описан еще и советско-японский БТР-15, который хоть и вырос из БТР-70, но по описанию способов нестандартного применения скорее напоминает мотолыгу. Хотя будем честны, там все дополнение состоит из разной техники и вариантов ее доработки, причем не только наземной.

Реальная жизнь[править]

До обработки
…и после
  • Американский М113, бывший долгое время основным бронетранспортером в США. От своих предшественников в лице M75 и M59 унаследовал сильно упрощённый доступ к двигателю, потому как до них у американцев уже был богатый опыт эксплуатации в качестве бронетранспортёров артиллерийских тягачей на базе заднемоторных лёгких танков. Первый опыт Вьетнамской Войны показал их высокою эффективность за счет отличной проходимости по пересеченной местности и рисовым полям, но со временем Вьетконг научился им противостоять — как с помощью концентрированного огня по бортстрелку, так и с помощью стандартных противотанковых гранат и РПГ.
  • МТЛБ, который не сколько бронетранспортер, сколько бронированный тягач, тем не менее может использоваться как эрзац-БТР. Меметичной стала новость (https://topwar.ru/212469-specoperacija-porozhdaet-monstrov-obzor-nashih-mt-lb-s-korabelnymi-artillerijskimi-ustanovkami.html) о появлении МТЛБ …с корабельными установками 2М-3, оснащёнными спаренными 25-мм автоматическим пушками.
    • Упомянутые в «Дереве развития» ЗРК «Стрела-10» и ПТРК «Штурм» все же немного не сюда — это не колхоз на местах, а техника на шасси МТЛБ. Могли бы еще «Гвоздику» туда же отнести.
  • Украинские Кулибины тоже не отстают — чего стоят только 80-мм РСЗО на базе МТЛБ!
    • Что, к слову, полная ересь. Авиационные НАР предполагают стабилизацию набегающим потоком воздуха за счёт подвески на летящем со скоростью самолёте. При пуске с наземной техники точность на уровне "попадание в цель (поле) 20%.
  • Killdozer Марвина Химайера же! Натуральный бронетрактор.
  • «Танк Боба Сэмпла».
  • Танки «НИ»