Франко-прусская война

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Как-то раз фельдмаршала Хельмута Карла Бернхарда фон Мольтке разбудили посреди ночи, чтобы сообщить, что Франция объявила войну Пруссии.
— Достаньте пакет из первого ящика стола и действуйте по плану, — буркнул фельдмаршал и перевернулся на другой бок.
»
— Исторический анекдот

Франко-прусская война — военный конфликт между стремящейся к объединению германских земель под своим контролем Пруссией и Французской империей, которая желала этого не допустить. Именно этот конфликт стал определяющим для европейской политики в конце XIX — начале XX века.

Предыстория[править]

В середине XIX в. Франция в очередной раз пережила серию политических пертурбаций, в результате которых в 1852 году была провозглашена Вторая империя, возглавил которую Шарль Луи Наполеон Бонапарт, ставший императором Наполеоном III. Новый Наполеон, как и его прославленный дядя, начал проводить активную внешнюю политику: спустя всего пару лет после коронации он провел матч-реванш с Россией, затем поучаствовал в объединении Италии, устроил интервенцию в Мексику, где организовал целую Мексиканскую империю, пытался поддержать Польшу в ходе восстания 1863 года, начал захват Кохинхины и повоевал в Китае.

Впечатлившись эффективности германских винтовок Дрейзе, Наполеон III заказал срочно сделать «то же, но вдвое лучше», и, в отличие от большинства подобных заказов, этот был выполнен: на вооружение французской армии начали поступать винтовки Шасспо, отличавшиеся от германских вдвое большей прицельной дальностью, надёжностью и примерно вдвое более высокой скорострельностью.

В Пруссии в 1861 году к власти пришел тандем из короля Вильгельма I и канцлера Отто фон Бисмарка. В 1864-66 годах Вильгельм и Бисмарк провели успешную операцию по исключению Австрии из процесса объединения германских земель: в результате войн с Данией (1864) и Австрией (1866) Пруссия создала Северогерманский союз — военно-политическое объединение 22 королевств, княжеств, герцогств и вольных городов, лидером которого была Пруссия.

Непосредственным поводом к началу войны стал династический кризис в Испании, на престол которой претендовал родственник Вильгельма I Леопольд Гогенцоллерн, и провокация Бисмарка: когда Вильгельм I отказался беседовать с французским послом в Бад-Эмсе и предложил продолжить диалог в Берлине, Бисмарк опубликовал сообщение об отказе Вильгельма беседовать с послом, убрав последнюю фразу. В ответ на такое оскорбление Франция 19 июля 1870 года объявила Пруссии войну.

Ход конфликта[править]

(link)

Митральеза

Французская армия оказалась совершенно не готова к войне — современными игольчатыми винтовками было вооружено около трети войск, артиллерия имела на вооружении бронзовые дульнозарядные пушки, отсутствовала налаженная система снабжения войск и опыт современной войны. У французов были митральезы, но не было ясной идеи, как их применять[1]. Прусская же армия была полностью вооружена игольчатыми винтовками Дрейзе (правда, уже устаревшей конструкции), артиллерия — казнозарядными стальными орудиями; имелась четкая структура управления «армия-корпус-дивизия», отработанная еще в войне с Австрией. Единственное, в чем Франция превосходила Пруссию - это флот, но вот как раз флот в этой войне оказался не у дел.

Карта боевых действий

2 августа 1870 г. французская армия начала наступление на Саар, но уже 3-4 августа войска Северогерманского союза и примкнувшей к ним Баварии начали встречное наступление в глубь Франции. В приграничных сражениях у Вейсенбурга, Вёрта, и Шпихерна французские войска были разгромлены, 19 августа двухсоттысячная французская армия была окружена в Меце (сдались 27 октября), а 1 сентября под Седаном оказалась разгромлена шедшая на выручку Мецу армия — в плен попали 86 тысяч человек, в том числе и сам император Наполеон III. Известие о пленении императора вызвало традиционную для Франции реакцию в форме революции, и 4 сентября Наполеон был заочно низложен.

После победы под Седаном германские войска продолжили наступление, 17-19 сентября окружили Париж и продолжили наступление на Орлеан. Французы, однако, сдаваться не собирались, на юге Франции оппозиционный политик Леон Гамбетта организовал мобилизацию всех, кто попался под руку, к нему на помощь прибыл знаменитый итальянский революционер Джузеппе Гарибальди. 9 ноября французской армии удалось отбить Орлеан, но в ноябре-декабре германские войска заняли севернее Парижа города Амьен и Руан, а южнее — осадили крепость Бельфор, продержавшуюся, однако, почти до подписания перемирия. 4 декабря немецкими войсками был вновь захвачен Орлеан, а в январе 1871 года — город Ле-Ман. Несколько попыток окруженных французских войск прорваться из Меца, Парижа и Бельфора потерпели неудачу, 18 февраля 1871 года сдался Бельфор, 1 марта немецкие войска вошли в Париж, а 3 марта Национальное собрание Франции, которое возглавил Адольф Тьер, ратифицировало подписанный 26 февраля прелиминарный мирный договор.

18 января 1871 г. в захваченном Версале Вильгельм I и Отто фон Бисмарк провозгласили создание нового государства — Германской империи, в состав которой вошли все государства Северогерманского союза, а также Бавария, Пфальц, Баден и Вюртемберг.

10 мая 1871 г. Франция и Германия заключили мирный договор, согласно которому Франция теряла Эльзас и большую часть Лотарингии[2] и выплачивала Германии контрибуцию в 5 миллиардов франков.

Парижская коммуна[править]

Между тем, в пережившем осаду и бомбардировку Париже царил натуральный бардак: власть в городе стали брать в свои руки члены парижской национальной гвардии, благо во время осады численность этой гвардии достигала трехсот тысяч человек. После подписания прелиминарного мира правительство Тьера сначала отказалось платить национальной гвардии жалование, а 18 марта и вовсе попыталось разоружить гвардейцев. Попытка захватить сконцентрированную на Монмартре артиллерию национальной гвардии вызвала массовое восстание, в результате которого власть в Париже взял в свои руки Центральный комитет Национальной гвардии.

Однако это восстание не было поддержано в остальной Франции, да и сама коммуна так и не смогла сформулировать ни плана действий, ни требований к эвакуировавшемуся в Версаль правительству, ни наладить систему управления в самом Париже. Оставшиеся верными Тьеру войска вскоре получили подкрепление из числа досрочно освобожденных Германией военнопленных (Бисмарк был явно не в восторге от левого правительства в Париже) во главе с генералом Мак-Магоном, затем в течение апреля-мая правительственные войска один за другим отбили окружавшие Париж форты, после чего 21 мая последовал штурм Парижа. В течение недели шли уличные бои, коммунары и версальцы устраивали расстрелы пленных и заложников, 29 мая был захвачен форт Венсенн — последний удерживаемый коммунарами пункт.

Итоги войны[править]

  • Объединенная Германия (перед началом войны — союз с президентом во главе, после окончания — уже империя с императором во главе) получила мощный толчок к дальнейшему развитию (как за счет собственно объединения, так и за счет угольно-железных ресурсов Эльзас-Лотарингии и пяти миллиардов бабла).
  • Франция уже навсегда превратилась в республику, затаила на Германию лютую ненависть и поклялась отомстить любой ценой и в союзе с кем угодно.
  • Россия с ходу объявила об отказе от соблюдения условий Парижского мира 1856 года, но одновременно, неприятно удивленная резким объединением кучи мелких Германий в одну крупную, начала искать подходы к Франции, чисто на всякий случай[3].
  • На юге Европы радостно объединилась Италия, которой мешал только французский гарнизон в Риме.
  • Австро-Венгрия (в которую ровно за 3 года до того превратилась Австрийская империя[4] аккурат после такого же разгрома от Пруссии) окончательно осознала, что вопросов о лидерстве среди германских народов ей лучше не поднимать и довольно быстро вошла в кильватер Германии.

Что тут есть[править]

  • А у меня длиннее! — знаменитые стальные пушки Фридриха Круппа, бьющие на 8 километров, позволили немцам безнаказанно обстреливать Париж с господствующих высот, в то время как французские орудия (по сути, те же старые дульнозарядные бронзовые стволы, только с нарезами) прицельно били максимум на 2-2,5 километра. В итоге вооруженные этими пушками форты, вынесенные на 5 километров от центра французской столицы нисколько не повлияли на ситуацию.
    • Упомянутые ниже винтовки Шасспо превосходили по максимальной дальности своих сходных по конструкции оппонентов за авторством Дрейзе более чем в два раза. Ибо отчего у немцев, даже несмотря на лютые потери, раш, вплоть до Седана, оставался главной тактикой пехотной атаки?
  • Генерал-шахматист — фон Мольтке.
  • Неопытный генерал — возгласа: «Сказочный генерал! Зачем его только из академии выпустили?» достойны многие как прусские, так и французские командующие. Множество битв шло по следующему сценарию:
1. Немцы с громким «Ура-а-а-а!» делают раш на французские позиции, положив изрядное количество народу.
2. Французы, отбив атаку или отступив, не решаются произвести контратаку, продолжая сидеть на том же месте.
3. Дойче Зольдатен, сделав выводы из неудачного наскока в лоб, пытается ударить во фланг или вообще, наиболее слабое место во французской обороне. Занавес.
Тем не менее, особого упоминания заслуживает троица французских маршалов.
  1. Эдмон Лебёф — разжигатель войны и эталонный потрошиллинг, который до войны с Германским союзом командовал лишь взятием императорского дворца в Нанкине, разработчик крайне неудачного плана наступления на Союз.
  2. Патрис Мак-Магон — средний офицер, исполнительный профессионал без фантазии, командовавший частью, бравшей Малахов Курган на излете обороны Севастополя, все те факты о нерешительности действий — о нем.
  3. Наконец, завершает наш парад горе-палковводцев Франсуа Базен, который при наличии немалого боевого опыта (к слову, воевал с 1835 года) проиграл ВСЕ битвы, и даже будучи в состоянии одержать тактическую победу, сдался на милость победителей.
  • Вундервафля — многоствольные пулеметы («митральезы») системы Реффи и Монтиньи, по сути, представлявшие собой блок нарезных стволов в бронзовом кожухе, стреляющий залпом. До изобретателя, который, видимо хотел сделать дробовик с увеличенной за счет нарезов и цилиндрических пуль дальности, не дошло, что эти самые нарезы резко уменьшают разлет свинца и убить удастся МАКСИМУМ двух-трех вражеских бойцов. Монтиньи, конечно же, приделал рукоятку а-ля Гатлинг, чтобы стрелять очередями, но тут все запороли генералы Трошю и вышеупомянутый Лебёф, боявшиеся немецких агентов. Эту страшную во всех смыслах пушку даже на учениях не показывали, так что когда она попала на фронт, французские солдаты не слишком-то понимали назначения и тактики применения этого многоствола. Не говоря о том, что весил он как хорошая гаубица.
    • Игольчатые ружья Шасспо и Дрейзе. Тонкий и хрупкий ударник, ломавшийся от частого использования, твердеющие от высоких температур резиновые обтюраторы, портящие ствол частично сгораемые бумажные гильзы. Впрочем, если для немцев этот ствол был чисто проверенным временем оружием, замену которому они еще не разработали, то французы использовали такую систему из-за нехватки денег на перевооружение (ибо все финансирование шло на форты).
      • Основной причиной отказа французов от предложенной им винтовки с патроном в металлической гильзе стали всё-таки опасения логистического плана: такие патроны требовалось не только производить на крупных фабриках (которые один несчастный случай, не говоря уже о преднамеренной диверсии, мог вывести из строя на долгое время), но и доставлять впоследствии на фронт. А с транспортом у французов были очень большие проблемы. В то же время, бумажные патроны для винтовки Шасспо солдаты могли изготавливать сами в любой момент, и компоненты для них можно было возить немного проще (пули всё ещё можно было выплавить на привале, порох привозился единой массой как для пехоты, так и для артиллерии, а капсюли были небольшие и носить с собой их запас было не так трудно, нитка же с бумажкой у любого приличного солдата всегда были с собой).
    • Спустя три года после войны французский инженер Буайен разработал проект безрельсового бронепоезда с возможностью перевозки десанта и артиллерии, способным на выполнение роли мобильного штаба. Интересно то, что эта машина должна была передвигаться с помощью передвижного рельсового пути, то есть, по сути, гусеничного хода (на одной гусенице шириной во весь корпус), который можно было бы использовать и на бездорожье. Погубило проект то, что максимально мощная на тот момент массовая паровая машина могла развить едва ли 40-50 лошадиных сил, чего явно не хватало, чтобы сдвинуть этот мамонт-танк с места. Да и жило военное министерство после Парижской коммуны не жирно.
  • Восстание в тылу — восстание в осаждённом Париже
  • Делатель королей — именно фон Мольтке и фон Бисмарк сделали своего президента (по совместительству короля Пруссии, являвшегося президентом германского союза) императором.
  • Лирой Дженкинс — атака фон Бредова. Последний парад для прусских кирасиров, по итогам и ходу действия практически полностью скосплеивший атаку Бригады легкой кавалерии под командованием сэра Кардигана.
    • Ничего общего. Атака Кардигана была лишена смысла (русские не наступали) и не принесла ничего кроме потерь. Атака фон Бредова остановила наступление французского корпуса на прусскую дивизию, вывела из строя его батареи и позволила прусской пехоте продержаться до прихода подкреплений.
    • И французская атака Маргерита, где «Дикая дивизия» французского марокканского разлива должна была прорвать блокаду Седана. Увы, в отличие от его прусского коллеги, даже пирровой победы Маргерит достигнуть не сумел.
  • Объединительная война — являлась таковой для Пруссии и Ко. И для Наполеона III, который считал этот конфликт мощным стимулом к объединению для народа. Разумеется, под его началом (ибо к 1870 году рейтинги принца-президента упали на треть).
  • Полевой командир — знаменитый образованный революционер и герой итальянских войн Джузеппе Гарибальди, который до франко-прусской войны участвовал в немалом количестве конфликтов (даже в уругвайской и бразильской гражданских!), здесь проявил себя как эталонный Фейлор, ибо дойче зольдатен оказались лучше мотивированы, вооружены и дисциплинированы, чем его боевики.
    • И всё же незадолго до заключения мира Гарибальди отбил атаку этих зольдатен на Дижон, а его боевики стали единственными за всю войну, кто смог захватить германское знамя.
  • Хуцпа — Франция в Крымской войне вынудила Россию принять достаточно унизительные условия мира. Ясно, что она не простит Франции такое. Что же делать? Правильно, требовать от неё вступить в войну на стороне Франции, не обещая ничего взамен! Ясно, что России не было вообще никакого резона помогать Франции, напротив, Россия делала все возможное, чтобы помочь Германии, в том числе и надавив на Австрию, единственного возможного союзника Франции, в отместку за её предательство в Крымской войне.

Где встречается[править]

  • Сборник «Меданские вечера» (1880), который подготовил Золя (Медан — место), где он приобрел дом. Каждый из представителей «натуралистической школы» написал для него по произведению о войне.
    • Сам Эмиль Золя — мрачный эпизод «Осада мельницы».
    • Жорис Карл Гюисманс — «С мешком за плечами», о рядовом, лишенном желания сражаться, стихийном пацифисте, который к тому же еще был болен.
    • Ги де Мопассан (воевавший в артиллерии) — «Пышка».
    • Анри Сеар — «Кровопускание», об осаде Парижа.
    • Леон Энник — «Дело большой семерки», об избиении проституток.
    • Поль Алексис — «После боя», о знатной даме, искавшей своего мужа на поле боя и нашедшей его труп.
  • Также Мопассан написал ряд рассказов — «Мадемуазель Фифи», «Пышка» и др.
    • А Золя роман «Разгром»
  • Николай Некрасов:
    • «Страшный год».
    • «Современники». Питерский финансовый туз фон Руге хотел прикупить у Наполеона III титул герцога, но император был разбит пруссаками и низложен, сделка сорвалась.
  • Ф. М. Достоевский:
« Тут уж Юлия Михайловна решительно прогнала было Лямшина, но в тот же вечер наши целою компанией привели его к ней, с известием, что он выдумал новую особенную штучку на фортепьяно, и уговорили ее лишь выслушать. Штучка в самом деле оказалась забавною, под смешным названием «Франко-прусская война». Начиналась она грозными звуками «Марсельезы»:

Qu’un sang impur abreuve nos sillons («Пусть нечистая кровь орошает наши борозды»)! Слышался напыщенный вызов, упоение будущими победами. Но вдруг, вместе с мастерски варьированными тактами гимна, где-то сбоку, внизу, в уголку, но очень близко, послышались гаденькие звуки «Mein lieber Augustin» ("Мой милый Августин). «Марсельеза» не замечает их, «Марсельеза» на высшей точке упоения своим величием; но «Augustin» укрепляется, «Augustin» все нахальнее, и вот такты «Augustin» как-то неожиданно начинают совпадать с тактами «Марсельезы». Та начинает как бы сердиться; она замечает наконец «Augustin», она хочет сбросить ее, отогнать как навязчивую ничтожную муху, но «Mein lieber Augustin» уцепилась крепко; она весела и самоуверенна; она радостна и нахальна; и «Марсельеза» как-то вдруг ужасно глупеет: она уже не скрывает, что раздражена и обижена; это вопли негодования, это слезы и клятвы с простертыми к провидению руками: Pas un pouce de notre terrain, pas une pierre de nos forteresses ("Ни пяди нашей земли, ни камня наших крепостей")! Но уже она принуждена петь с «Mein lieber Augustin» в один такт. Ее звуки как-то глупейшим образом переходят в «Augustin», она склоняется, погасает. Изредка лишь, прорывом, послышится опять «qu’un sang impur…», но тотчас же преобидно перескочит в гаденький вальс. Она смиряется совершенно: это Жюль Фавр, рыдающий на груди Бисмарка и отдающий всё, всё… Но тут уже свирепеет и «Augustin»: слышатся сиплые звуки, чувствуется безмерно выпитое пиво, бешенство самохвальства, требования миллиардов, тонких сигар, шампанского и заложников; «Augustin» переходит в неистовый рев… Франко-прусская война оканчивается. Наши аплодируют, Юлия Михайловна улыбается и говорит: «Ну как его прогнать?»

»
— «Бесы»
  • Глеб Успенский, «Выпрямила». «Попали мы в версальские военные суды, где в то время „разделывались с коммунарами“. Разделывались с ними без всякого милосердия. В полтора часа разбиралось по пятнадцати дел, причем, что бы ни лепетал в свое оправдание подсудимый, большею частью несчастнейшего вида портной, сапожник, подмастерье, господа судьи „именем французского народа“ упекали его в Кайену, Нумею…»
  • Алексей Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина». Эпизодический персонаж — престарелая немка, вдова героя франко-прусской войны, дожившая до разгрома Германии в Первой мировой.
  • Валентин Пикуль, «Битва железных канцлеров».
  • «Коммуна (Париж, 1871)» — весьма нестандартный фильм Питера Уоткинса 2000 года с элементами ролевой игры и фантастическим допущением в виде телевидения в Париже 1871 года, в жанре докудрамы рассказывающий о жизни Парижской коммуны.
  • Луи Буссенар участвовал в войне в качестве врача. Может, и написал какие-то очерки по итогам…

Примечания[править]

  1. Митральезы, по сути прототип пулемётов, находились в подчинении артиллерийских частей, которые использовали их как пушки — на запредельных для подобных конструкций дистанциях, часто по укрывшемуся противнику. При такой схеме эффективность весьма интересного оружия стремилась к нулю. Немногим позже сходную систему американцы поставили на марсовую площадку корабля и применили с потрясающим результатом.
  2. Которые когда-то давно французы радостно отобрали у Габсбургов
  3. Это при Александре III, после Берлинского конгресса 1878 года, а вот поначалу Россия была главной «болельщицей за немецкую сборную» и всячески старалась дружить с ней. Новоиспеченная Германская империя отвечала взаимностью
  4. До битвы трёх императоров, ещё при Наполеоне I, Австрия помпезно именовалась Священная Римская Империя, хотя к тому времени давно уже была не священная, не римская и не империя.