Александр Невский

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это статья о классическом кинофильме. Статья об известном актёре и бодибилдере тут.

«

Подняв мечи из русской стали[1], Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом, К мохнатым гривам наклоняясь; И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем, Бросая копья и щиты, С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты.

»
— К. Симонов, «Ледовое побоище»
Александр Невский
Alexandr Nevskiy.jpg
Общая информация
ЖанрИсторический эпос
Страна производстваСССР
КиностудияМосфильм
Режиссёр
  • Сергей Эйзенштейн
  • Дмитрий Васильев
Автор сценария
  • Сергей Эйзенштейн
  • Пётр Павленко
Когда вышел1938
Продолжительность112 минут
В главных ролях:
Николай ЧеркасовАлександр Невский
Николай Охлопков Василий Буслай
Андрей АбрикосовГаврила Олексич
Дмитрий ОрловИгнат, кольчужный мастер
Валентина ИвашёваОльга Даниловна, новгородская девушка
Владимир Ершовмагистр Тевтонского ордена
Карта походов Александра Невского

«Александр Невский» — советский исторический фильм о новгородском князе, одержавшем победу в Ледовом побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к числу классических советских исторических фильмов 1930-х гг. и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. А исполнивший роль князя Николай Черкасов настолько слился с ним в общественном сознании, что даже на ордене Александра Невского изображен актёр. Если, конечно, не задумываться, что реальный Александр в это время был совсем молодым, а в фильме выглядит раза в два старше.

История создания[править]

Всякому овощу своё время. Это тем более касается советских фильмов, которые должны были соответствовать линии Партии. А она, линия, менялась часто и непредсказуемо. До 1936 г. считалось, что дореволюционной истории вообще как бы нет. Сплошные тёмные века, когда всё было плохо™. Исключение — народные восстания, но сегодня мы не про них. Показать с положительной стороны фигуру царя (Петра I) и прочих князьёв рискнули только в 1937.

С другой стороны, уже в 1939-м никто не рискнул бы обозвать немцев врагами (пакт, мать его), а в 1940 пришлось заменить в известной песне «самураев» на безликую «вражью стаю». Так что фильму «Александр Невский» очень повезло — он вышел как нельзя вовремя. Немцев было не только можно, но и нужно громить. Тема предателей (Твердила псковский) была в 1937-38 вообще хитом сезона. Народные массы по-прежнему решают всё, а князь хорош именно потому, что согласен с народом (в отличие от бояр новгородских, в каждом из которых видится затаившийся троцкист).

Тропы и штампы[править]

  • Антиклерикализм — рыцари-монахи Тевтонского Ордена сжигают псковских детей под церковные песнопения. Обычные монахи во главе с епископом это действо одобряют и поддерживают. А среди русских коллаборационистов-предателей затесался православный монах Ананий — явный сторонник космополитических воззрений: «Где спать легла — там и родина». Героев тоже не обошли стороной: на щитах и хоругвях вместо крестов, Иисуса Христа, Богоматери и ангелов изображены мифические звери.
    • Зигзаг: в конце фильма видны иконы (их выносят из храма, показаны мельком), а положительные православные монахи тоже появляются, но только фоном. Кроме того, на одном из знамен княжеского войска изображён шестикрылый ангел-серафим (хоть и в немного карикатурном стиле).
  • Батальное порно — его полно.
  • Безликие головорезы. Кнехты в саладах XV в., скрывающих лица, которые появились на пару столетий позже (популярные у пехоты железные шляпы в XIII в. выглядели несколько иначе и на глаза не надвигались). Рыцари в феерических ведёрках с прорезями (изредка — в турнирных топхельмах) и воевода-предатель Твердила в мисюрке с бармицей, отдаленно напоминающую балаклаву. Во-первых, лишает человеческих черт врагов, во-вторых, в одном эпизоде помогает Ваське Буслаю напасть на рыцарей, смешавшись с ними с помощью безликого шлема и накидки с крестом.
    • Кстати, ведёрко с открытым лицом основано на шлеме, который видел и рисовал ещё Венеделин Бахейм в XIX веке и который реально хранился в музее до войны и во время войны сгинул. Так что ведёрко — объект жарких споров: настоящий ли это был горшковый шлем или подделка XIX в.
  • Боевой топор — сначала тевтонский рыцарь Губертус (тот рыцарь, что с орлиной лапой на шлеме), вооружённый топором, убивает молодого русского дружинника из дружины Невского, а затем Гаврило Олексич, также взяв в руки топор, поражает тевтонца.
    • Князь Александр Невский с помощью топора устраивает нокдаун фон Фельфену, выбив его из седла ударом обуха.
  • Визуальная отсылка:
    • «Кащей Бессмертный» (1944) — бой Никиты с Кащеем похож на бой Александра Невского с магистром фон Фельфеном.
    • «Конан-варвар» (1982) — шлемы Тулсы Дума и его элитных воинов в фильме были вдохновлены именно шлемами крестоносцев из «Александра Невского».
  • Визуальный разрыв канвы — конечно, это 1938 год, но… всё-таки почему у Александра шлем меняется прямо во время боя несколько раз, да ещё и крупным планом? Куда смотрели реквизиторы? Всё-таки главный герой, как-никак…
  • Враги в рогатых шлемах — рыцари-монахи Тевтонского ордена. Особо выделяются Андреас фон Фельфен и неизвестный рыцарь, который бросал детей в костёр.
  • Гора кровавых тел — сцена «Мёртвое поле».
  • Добровольное пленение — Твердила сдаётся Игнату лишь для того, чтобы убить воина-кузнеца его же собственным кинжалом.
  • Доспех на голое тело — без поддоспешников в этом фильме к тому же не холодно! Хотя в 1938 г. вылезало на подавлении недоверия
  • Злобный плевок — Гаврило Олексич плюёт в шлем Губертусу перед тем, как его прикончить. Самое интересное в том, что плюнул по-настоящему.
  • Из двух зол выбирай меньшее — инверсия: князь Александр рассудил, что немцы куда опаснее монголо-татар, потому решает дать бой им.
    • Момент губастого аллигатора — вот посмотрите на посыл фильма, время, когда это было снято, и скажите: эта сцена с татарами… ну нафига? Без неё ведь было бы даже лучше!
      • В этой сцене даётся обоснуй, почему князь предпочёл драться сперва именно с тевтонцами, а потом — с татарами. Кроме того, изначально фильм должен быть длиннее — вплоть до трагической смерти Александра Невского по возвращении из Орды, но Сталин посчитал, что патриотический фильм не должен заканчиваться на «минорной ноте». Есть ещё нюанс: коллеги с TV Tropes полагают, что Русь символизирует Советский союз, тевтонцы — Рейх, а татары — милитаристскую Японию. К тому моменту Японии уже надавали по щам у озера Хасан и у реки Халхин-Гол, и она зареклась лезть на Советский Союз (пусть даже немцы ей и предлагали выступить совместно против большевиков). А страна Советов впоследствии разбила сперва Третий Рейх, а потом взялась за Японскую империю… Такая вот интересная параллель с событиями, произошедшими впоследствии.
  • Импровизированное оружие — Василий Буслай, оставшись без меча, берёт у Василисы оглоблю и бьёт ею крестоносцев. Чуть позже он, устав махать палкой, берёт кадку, выпивает немного воды и, со словами «Будь здоров, Вася!» лупит врага уже этой самой кадкой.
  • Католики плохие — правда, «плохие» — это очень, ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ мягко сказано.
  • Леди-воительница — Василиса, дочь воеводы.
  • Мрачный немец — рыцари (если их можно так назвать) Тевтонского ордена, само собой. Забавно, что находились те, кто критиковал режиссёра за показанную лубочную жестокость тевтонцев. Мол, немцы же культурная нация теперь, зачем их такими зверями показывать. А потом через несколько лет многие их этих критиков собственными глазами смогли лицезреть эту самую «культурность» в полный рост.
  • Не в ладах с богословием — католическая месса в лагере тевтонцев. Монахи не читают никаких молитв и псалмов, лишь поднимают и опускают руки (типа благословение), а епископ Тевтонского Ордена осеняет крестным знамением по православному обычаю (от лба к верхней части живота и от правого плеча к левому; инверсия со сторонами, если крестят не себя, а кого-то другого).
    • С другой стороны, католикам не возбранялось креститься как им угодно до 1570 года, когда Папа Римский Пий V постановил: «Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».
  • Не щадить детей — ради демонстрации «чтобы и тупому было понятно», что захватчики — злодеи и никаких оправданий им быть не может, показано несколько казней на костре детей разных возрастов. Фон Фельфен лично бросает туда младенца. Педаль в пол: происходит это на глазах у всего города и — особенно — матерей. Зато в конце полностью понятно произошедшее после слов князя: «Решай, народ!»
  • Непреднамеренное совпадение — обратите внимание на Чёрного Монаха крестоносцев. Неужели Дарт Сидиус подрабатывал в Тевтонском ордене?
    • Непреднамеренное ли? Лукас кончал факультет кинематографии, такую киноклассику они там не просто смотрели, а изучали покадрово.
      • Не исключено. Скажу больше, одна из битв в ЗВ явно пародирует Ледовое Побоище.
  • Ой, бл… — такого там хватает.
  • Полное чудовище — таковыми показаны немецкие захватчики, особенно Андреас фон Фельфен, магистр Тевтонского ордена, который представляет из себя средневековую версию нациста: всех не-католиков он видит унтерменшами, которые должны либо принять католицизм, либо умереть.
  • Поморы и купцы — вестимо, действие происходит на новгородских и псковских землях.
  • Ряженые под Рейх — с прикрученным фитильком: идеология тевтонцев (католицизм либо смерть); кнехтские салады, подозрительно напоминающие немецкие штальхельмы; знамёна крестоносцев, похожие на оные Третьего Рейха; видоизменённая свастика на митре епископа; навершие в виде пятерни на шлеме «Доблестного рыцаря Дитлиба», отсылающее к фашистскому приветствию; речь епископа: «На небе — один Господь, а на земле — один Его наместник. Одно солнце освещает Вселенную, передаёт свой свет другим светилам. Один Римский властелин должен быть на земле. Всё, что непокорно Риму, должно быть умерщвлено!», отсылающая к девизу Третьего Рейха… Обоснуй: такими намёками пытались показать связь католицизма с нацизмом.
  • Свет не есть добро — рыцари и монахи Тевтонского ордена ходят в основном в белом, тогда как русское войско носит более тёмные одежды.
  • Смерть от кармы — за своё предательство Твердила был разорван толпой.
  • Спецдефекты — фильм, конечно, старый, но лошадей рыцарям могли бы и выдать, а так им приходится смешно подпрыгивать в кадре, изображая всадников.
  • Стена щитов и лес пик — в отчаянии тевтонцы решили изобразить спартанцев, и получилось достаточно эффективно.
  • Тиран в консервной банке — магистр Тевтонского ордена.
  • Ты не пройдёшь! — возвращение отряда Гаврилы Олексича из разведки. До своих доскакал только один.
  • Ты убил моего отца — именно поэтому Василиса участвует в Ледовом побоище.
  • Участь хуже смерти — судьба магистра. Мало того, что он проиграл в дуэли, так он был взят в плен для последующего «обмена». Учитывая его положение (на минуточку, глава целого рыцарского ордена), судьба действительно незавидная.
    • Да с чего же. Убить народу не дадут — пленник-то важный и дорогостоящий. Кормить-поить до обмена тоже будут. Опять же, магистр ордена, пускай сейчас и побитого, но ведь они и всерьёз обидеться могут, а вот этого сейчас никак не надо.
  • Чудесное воскрешение — Василий Буслай, который был ранен в бою.
    • Пополам с После такого не выживают — Гаврило Олексич, которого в бою пронзили двумя копьями.
    • В случае с псами-рыцарями — педаль в дно Чудского озера: так, Губертус схлопотал удар топором от Гаврилы Олексича, а затем он вместе с воеводой-предателем «в упряжке». С Дитлибом ещё круче: сперва его убили в бою, потом утопили в озере, а потом, видимо, чтобы окончательно унизить, запрягли в «сани позора» на пару с Губертусом и Твердилой.
  • Японский белый — крестоносцы облачены в белые плащи. Смертей в Ледовом побоище хватило и тевтонцам, и русской пехоте.

Музыкальные тропы[править]

Музыку к фильму написал известный композитор Сергей Прокофьев. Позже она, практически без переделок, вошла в кантату «Александр Невский». Отдельные музыкальные номера зажили своей жизнью.

  • Например, песня «Вставайте, люди русские» (https://youtu.be/47uK0gCBXOU) неоднократно использовалась с 1941 года в агитационных фильмах и радиопередачах.
  • «Мёртвое поле» («Песня девушки») — первопример Плача одинокой женщины на экране. Прокофьев написал этот номер для контральто или меццо-сопрано, но позже в подобных песнях стали чаще использовать сопрано.
  • Гимн крестоносцев «Peregrinus expectavi» — образец и первопример Зловеще-пафосного песнопения и Зловещей органной музыки в кино. Мрачно. Грозно. Непонятно. Настолько непонятно, что даже при наличии латинского текста яснее не становится. Сопровождает появление тевтонцев не реже, чем Дарт Вейдера — Имперский марш. А пока псы-рыцари истребляют жителей Пскова, зловещий латинский священник играет на органе, чтоб ещё жутче было.
    • Как уверяют, Прокофьев просто взял случайные строки из «Симфонии псалмов» Игоря Стравинского (1930). Текст и не задумывался как осмысленный. А уж фраза про Pedes meos in cimbalis навевает что-то не то про «в рот мне ноги», не то про присказку «коленками назад» в известной песенке. Видимо, композитор счёл, что сознательное придание бессмысленности тексту повышает его выразительность. Избавившись от груза семантики, музыка обретает простор для воздействия на чувства. Впрочем, в дебрях Интернета нашёлся-таки связный перевод и для нашего гимна!
Латынь — оригинал Буквальный перевод Литературный перевод
Peregrinus, expectavi,
Pedes meos in cimbalis.
Peregrinus, expectavi,
Pedes meos in cimbalis est.
Vincant arma crucifera!
Hostis pereat!
Peregrinus, expectavi,
Pedes meos in cimbalis, expectavi!
Пилигрим, я ожидал,
Стопы мои [вин.п.] в цимбалы/кимвалы[2].
Пилигрим, я ожидал,
Стопы мои в цимбалы есть.
Да победят войска крестоносцев!
Да сгинет враг!
Пилигрим, я ожидал,
Стопы мои в цимбалы, я ожидал!
Я, паломник, бью ногами
По земле как по кимвалу.
Трепещу я перед боем,
Бью ногами, словно кони.
Крестоносцам дай победу,
А врагов сживи со свету.
Я, паломник, бью ногами
По земле как по кимвалу.

В реальности всё не так, как на самом деле[править]

Конечно, глупо ставить в вину режиссёру некоторые несоответствия истории. В конце концов, он же не хронику снимал, да политическое давление (aka руководящая роль Партии) тогда было, наверное, максимальным.

Тем не менее, не поругания автора ради, но только информации для, отметим, что основную массу «немецкого» войска реально составляла «чудь белоглазая», то есть местные эстонцы. В фильме же они вовсе не показаны, несмотря на то, что даже Новгородская летопись сообщает о побитии этой самой «чюди бещета»[3]… Рыцарей же в бою участвовало несколько десятков — со всеми кнехтами немцев, может, и наберётся пара сотен. Капля в море. Тут, правда, надо сказать, что на протяжении всего Средневековья каждый рыцарь представлял собой серьезную силу на поле боя, и ходил в бой не один, а с «копьём» — группой боевых слуг-оруженосцев (которых за потерю и не считали). А в данной ситуации — вдвойне, так как речь идет об орденских рыцарях, которым хорошо было знакомо понятие «дисциплина».

И под лёд никто не проваливался. Более того: Ливонский орден специально провёл разведку, чтобы убедиться в достаточной прочности льда[4] (потому что за восемь лет до этого Орден Меченосцев реально провалился под лёт пытаясь бежать через реку в битве на Омовже), и только после неё согласился участвовать в битве. Однако войска тевтонцев-таки проваливались под лёд, но в мелкой стычке и за восемь лет до битвы на Чудском озере.

Крайне печален тот факт, что в учебниках истории (особенно для классов ниже 7-ого) описывают не реальные события, а именно что события фильма. Например, нет ни одного свидетельства, что Невский произносил фразу «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». Эту фразу в его уста вложил Пётр Павленко, а сама она взята из Евангелия (от Матфея, глава 26, стих 52). Тем не менее, автор правки лично видел эту «цитату» в учебнике окружающего мира. Про лёд уже сказано выше — треснул он разве что во время бегства рыцарей и на битву повлиял чуть более, чем никак. Эти и другие штампы вошли в общественное сознание не столько через фильм, сколько через пропагандистские плакаты времён Великой Отечественной. Товарищ Сталин русскую историю особо не знал, но фильм Эйзенштейна видел, и потому именно Невский был главным героем плакатов. Хотя до ВОВ битву особо значимой никто не считал. Были и более эпичные сражения, та же Раковорская битва, но её даже студенты истфака не изучают, увы.

См. также[править]

  • Роман «Солнце земли Русской». Если фильм снят с патриотических позиций, то книга написана с православных.

Примечания[править]

  1. В действительности на Руси больше ценились иностранные клинки - европейские и ближневосточные.
    • Вот уж нет. Русские клинки означенного периода были очень хороши и производились на экспорт. А вот ближневосточные(арабские) мечи были отменно дрянного качества. Качественную "харалужную" сталь в те времена делали дальше - в Персии и Индии.
  2. Кимвалы — это древнегреческий музыкальный инструмент, такие миниатюрные бронзовые тарелочки, надеваемые на руки. Поскольку изначальный текст взят из Псалтыри, вероятно, имелись в виду древнееврейские тарелки «целцелим», используемые преимущественно в культовых обрядах.
  3. Если кто и провалился под лёд, то именно они, а не немцы — в той же летописи сказано: «И немцы ту падоша, а чудь даша плеща» (И немцы тут пали, а чудь показала спины).
  4. ВПС слышал версию, по которой прочность сама по себе была вполне достаточной, но хитрый князь непосредственно перед битвой велел засыпать лед солью.