Мод

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Game Mod. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Трейлер глобального мода Skyblivion

Мод (от слова «Модификация») — это фанатское дополнение к игре. Как правило — неофициальное, но многие моды признаны не только игроками, но и разработчиками.

В отличие от официальных DLC, моды делаются игроками для игроков, причём на голом энтузиазме. В редких случаях игроков замечают разработчики, и тут есть три варианта развитий — спонсирование (например, позволяют поместить страницу мода в Steam, как полноценную игру), игнорирование либо маловажное похлопывание по голове, и худший вариант — требование прекращения разработки (фанатский ремейк Metal Gear Solid под названием Shadow Moses) и/или блокирование самой возможности моддинга.

Педаль в пол — некоторые небольшие команды разработчиков могут работать над крупным модом как над полноценной игрой.

Модификация ROM-образов (старых) консольных игр называется ромхакингом, а сами модификации — ромхаками или просто хаками.

Моды следует отличать от фанатских игр: как понятно из названия, мод — это именно модификация существующей игры с добавлением уровней, предметов, персонажей и др., в то время как фанатская игра — это абсолютно новая игра, действие которой происходит в той же вселенной. А если её пытаются выдавать за лицензионную и продавать за деньги, это уже пиратская игра.

Разновидности[править]

  • «Плюшечный» — игрок получает массу различных фишек, изрядно облегчающих дальнейшее прохождение. Этим изрядно грешат ролевые рубилки вроде Diablo.
    • Plugy для Diablo — увеличивает размер сундука, дает к нему доступ всем персонажам. Технически это можно делать и средствами самой игры, просто долго\неудобно.
    • DOOM 3 — фонарик, который можно включать одновременно с оружием. В итоге стал полноценной частью переиздания Doom 3: BFG Edition.
    • Cleo-скрипты для игр 3D-вселенной Grand Theft Auto, являющийся именно что плошечными, вносящий разнообразие в геймплей. И совсем не обязательно, что cleo-скрипт может облегчить игровой процесс, может даже и наоборот усложнить.
  • Jagged Alliance 2 — фанатский патч «1.13»
  • «Ваниль-плюс» или фанпатч — модификация, направленная на максимальную близость к оригиналу. Чинятся различные баги, оставленные разработчиками в финальном релизе, правится баланс, улучшаются интерфейс и совместимость. Нового контента бывает минимум, а тот, что добавляется, намеренно максимально приближается к «духу» сделанного разработчиками. Зато очень часто восстанавливается вырезанный из финальной версии контент, особенно если он остался спрятанным в файлах игры.
    • VTMB Unofficial Patch для Vampire the Masquerade: Bloodlines.
    • Anno 2170 для Anno 2070.
    • Моды для Lobotomy Corporation, добавляющие вырезанные аномалии (Цена Тишины, Молот Света), исправляющие баги (неработающее исследование Хеседа, которое должно улучшать Пули и свойства Даров, которые должны увеличивать шанс успешной работы) и добавляющие недостающее снаряжение (броня Цензура и Преломление).
    • Unofficial Skyrim Patch же!
  • «Декоративный» — добавляет в игру вещи, мало влияющие на баланс и геймплей, но приятные глазу — новые шмотки, детали кастомизации, внешность персонажей и так далее.
    • Плагин First-Person mod для GTA: San Andreas, за авторством модмейкера ВоРоНа. Этот плагин собственно, добавляет возможность играть с видом от первого лица. Учитывая того, что подобную возможность добавили в пятую часть, данная модификация является одной из популярнейших на GTA: San Andreas.
      • В дальнейшим, подобный плагин был сделан и для GTA: Vice City, под названием «The First Person View for VC», сделанным модмейкером GeniusZ, не без помощи ВоРоНа.
    • «HD-Шкурки» — подвид декоративного, просто заменяет ванильные текстуры (иногда и 3D-модели) на более качественные и детализированные. Могут совмещаться с нуд-модом (см. ниже), заменять нижнее белье на новое или вообще ничего с ним не делать, меняя только тело персонажа. Примеры — CBBE для Скайрима, ALOT для Mass Effect.
    • Симрейсеры любят перекрашивать машины в цвета нового сезона.
    • ReinCarnation и Forza Edition для TDU — сборки включающие около ТЫСЯЧИ новых машин, благо архитектура игры позволяет.
    • Почти все скины героев для Dota 2 делаются энтузиастами в Steam Workshop.
  • «Усложняющий». Если создателю мода покажется, что пройти оригинальную игру слишком легко, он может добавить побольше стражи, ослабить оружие, перепрятать ценные артефакты в другие места…
    • Commandos 2: Destination Paris — ярчайший пример.
    • Half-Life Hazardous Course 2 — педаль в ядро Ламбды. Мод — всего лишь — обучающий курс, сложнейший в прохождении и содержащий огромную дозу черного юмора. Играющий очень быстро превращается в параноика, потому что убить здесь может всё.
      • Half-Quake туда же.
      • Portal: Epic Edition — аналог Hazardous Course 2 для первого Portal. Имеет две кампании, в первой понатыкана куча ракетных турелей и npc из халвы, а вторая более креативная.
    • Minecraft — очень много.
      • Связка EnviroMine + Spice of Life: выживание больше не сводится к диете из гнилой зомбятины. Теперь нужно еще и пить, следить за температурой, качеством воздуха и разнообразием рациона.
      • Infernal Mobs: изредка вместо обычных мобов спавнятся их особо жирные версии.
      • Отдельной строкой идут хардкор-модпаки — как просто докидывающие сумасшедшее количество гринда (как Agrarian Skies и прочие скайблок-паки), так и делающие игру фактически сложнее (Blood’n’Bones, SevTech Ages).
    • Jagged Alliance 2: Wildfire
    • S.T.A.L.K.E.R. — Каждый второй мод старается усложнить игру. Больших успехов достигли разработчики New Level Changer.
    • Super Contra 2 — пиратский хак первой Contra, делающий её ещё сложнее, на грани даммаку.
    • Super Mario Frustration: два висящих в воздухе на большом расстоянии друг от друга кирпичика — только начало пытки.
      • Необязательно искать именно моды. На консолях есть такая штука, как Super Mario Maker, где каждый может создавать свои марио-уровни. Игра отчасти известна из-за того, что некоторые созданные там уровни нереально сложные.
    • Skyrim — куча модов добавляющих реализм. Усложнение игры путем необходимости регулярно пить, есть, спать, согреваться, ̶с̶о̶в̶о̶к̶у̶п̶л̶я̶т̶ь̶с̶я̶(да, есть и такие).
    • Long War для X-COM
  • «Карточный» — новые карты, территории, локации — в общем, новые места, где можно от души порезвиться. Создавать карты в отличие от других модификаций куда проще, ибо редактор карт чаще поддерживается разработчиками, чем модификации. К любому уважающему себя шутеру имеется хотя бы пара-тройка таких модов.
    • Minecraft — одна из трех причин, почему спустя столько лет до сих пор не теряет актуальности.
    • Heroes of Might & Magic — эталонный пример, карт для него сделаны тысячи, спасибо разработчикам за удобные редакторы.
    • Killing Floor — особенно удачные фанатские карты даже официально попадают в игру.
    • В Doom разработчики не создавали каких-то редакторов карт, но фанаты очень быстро распознали формат данных в WAD-файлах и сделали собственные. В результате для первой, а особенно для второй части были созданы тысячи карт, объединённые в мега-WAD’ы, некоторые из которых получили большую известность (а TNT: Evilution и The Plutonia Experiment даже стали официальными аддонами). И в них можно спокойно играть на оригинальном exe-файле, просто прицепив нужный WAD в командной строке.
    • Для Quake III: Arena существует специальный мод DeFRaG, на картах которого нужно не сражаться, а использовать по-максимуму все багофичи движка для быстрейшего попадания из точки A в точку B. А на некоторых можно просто трюкачить.
    • Warcraft 3. Тысячи пользовательских карт на любой вкус.
    • Starcraft — та же ситуация в первой игре, и в сиквеле. Есть даже пользовательские кампании вроде Odyssey Mission — добавляет столько новых деталей геймплея, что игралась бы лучше любой оригинальной кампании, если бы не непропускаемые получасовые катсцены на движке игры, почти всегда состоящие только из диалогов без озвучки. Или трилогия Dark Story, творения российского картостроителя, без долгих катсцен, не только за терранов, но покороче.
    • Portal 2 — благодаря наличию базового редактора «Puzzlemaker» количество карт для этой игры больше, чем у любой игры на движках Source 1-2, GoldSrc, и возможно даже Quake/Id Tech 2, 3 и тд. А именно — 870 тысяч. В той же CSGO карт 130 тысяч, в gmod — 40 тысяч и так далее. Разумеется, из-за такого большого количества карт очень часто у них низкое качество. Базовый редактор настолько базовый, что может создавать только тестовые камеры, причём только в «чистом» стиле.
  • «Для моддинга» — порой чтобы сделать или установить моды, тоже нужны моды. Сюда входят средства, обеспечивающие моддинг, если его нет официально, либо альтернативные официальным средства, утилиты и тд. Бывают как для создателей модов, так и для пользователей, причём сами могут быть как модами, так и утилитами по типу нужных для прошивки и тд
    • Minecraft
      • Java Edition — упомянутый ниже Forge, а также альтернативный ему Fabric. Так и называются — моды-загрузчики.
      • Bedrock Edition (Android-версия) — когда-то давно таким был Blocklauncher. Сейчас же есть Horizon, он же Inner Core. Поскольку Bedrock версия больше управляется Майкрософтом, чем Java версия, там есть Маркетплейс и Xbox ачивки, разрабы тщательно мешают работе подобных штук в новых версиях, чтобы все использовали «аддоны», которые имеют довольно ограниченный, хоть и поражающий иногда, функционал, и при их установке ачивки отключаются.
        • Эти «аддоны» пишутся в странном формате, который зачастую нельзя даже назвать программированием. Именно поэтому в Bedrock-версии у мобов тупой интеллект.
      • Blockbench — программа для моделирования для майнкрафта. Признаётся и разработчиками и модрделами.
    • Всевозможные Source-порты игр id Software. Да даже Hammer Editor когда-то был альтернативным редактором карт для Quake, тогда он назывался Worldcraft. Согласно вики, даже DLC Dimension of the Machine из ремастера сделано в нём.
    • Игры Valve:
      • Xash3D — фанатский движок, почти полностью совместимый с GoldSrc, но сам по себе более мощный. Помимо некоторых относительно качественных модов, именно этому движку, а точнее его форку, мы обязаны наличием порта Half-Life и некоторых других игр Valve на мобильные устройства.
  • «Глобальный» — добавлено много чего и помногу: новые персонажи, сюжет, фракции, локации, абилки, оружия, броня, музыкальное сопровождение. Иногда встречаются особенно тотальные конверсии, которые зачастую с оригинальной игрой могут иметь общего разве что движок.
    • Star Wars: Republic at War для Star Wars: Empire at War (и куча других, например, про эпоху Юужань-вонгов или Ревана и мандалориан, или переносящий игру в сеттинг Mass Effect)
    • «Живые и мёртвые» для Oblivion.
      • Skywind и Skyblivion — перенос старых игр на новый движок.
    • «Enderal» для The Elder Scrolls V: Skyrim. Фактически сделана другая игра на имеющемся движке.
      • Авторы Эндерала выпустили целую серию таких игр — и все они работают на играх серии TES. В их числе Nehrim (Oblivion), Arktwend и Myar Aranath (Morrowind).
      • Но есть и просто глобальные переделки умений, коренным образом меняющие стиль игры: SkyRe, Requiem, Perkus Maximus, Ordinator, SU’MMER, Perkapalooza…
    • Minecraft — несмотря на обилие модов, именно переделывающих игру не так много, большинство просто добавляет свой контент сверху. Из таких имеются TerraFirmaCraft (заменяет игровой процесс на развитие из каменного века и в средневековую металлургию), GregTech (вместо фентези — технологическое развитие через пар в электричество и высокие технологии) и особенно GregTech 6-ой итерации, который фактически является «TFC от Грега», заменяя и начало игры тоже целиком на каменный-бронзовый-железный век.
      • Better Than Adventure — по сути, альтернативная ветка развития майна, если бы разработчики никогда не выпустили 1.8 и Энд, а пошли другим путём. Имеет многие фишки, о которых игроки просили долгое время, по типу крашеного дерева и более удобных флагов.
    • Terraria — у модов в целом имеется тенденция или добавлять QoL, или глобальничать. Из самых известных второго типа — Calamity, Thorium, Mod of Redemption, Fargo’s Mutant and Souls, но их намного больше.
    • The Binding of Isaac: Rebirth — модификация Antibirth. Данному моду повезло просочиться в канон, так как сейчас идёт разработка DLC с контентом модификации на официальной основе
    • Fallout — A Soul of Fallen Worlds: Нью-Вегас (на который и ставится мод) + третья часть. Две игры в одной.
    • «Возвращение» и «Глобал Мод» для Gothic 2.
    • Mortal Kombat Trilogy (1996), от Avalanche (Sculptured) Software, то есть группы, которая портировала MK3 и UMK3 на домашние приставки и в процессе немного увлеклась — пример признанного разработчиками мода. В частности, каноничная биография Горо взята именно отсюда.
      • Ходит антифанатская байка, что «признанного, мол, частично». Ничего подобного: игра официально включена в линейку MK, на нее налепили логотип Midway и выпускали на приставках и PC от имени разработчиков. Если это «частичное» признание — как же тогда выглядит полное? Более того: Бун, Тобиас и Беран лично помогали доводить этот мод до ума — ну, или по крайней мере лично наблюдали за процессом.
    • S.T.A.L.K.E.R. — AMK, Народная солянка, Sigerious, OGSE, Lost Alpha… Тысячи тысяч их!
      • Дошли до того, что фанаты заменили игре движок — имеется как версия с открытым кодом под оригинальные 32 бита OGSR Engine (на которой работает, собственно, Old Good STALKER Remastered), так и 64-битная Monolith (используется переделкой Anomaly).
    • Да что говорить, Counter-Strike, Team Fortress и DotA когда-то были модами…
    • Half-Quake, Sven Co-op, Blue Portals, Aperture Tag и Portal Stories: Mel — лишь самые известные моды на игры серии Half-Life и Portal.
      • Есть и тотальная конверсия, например CUBE.
  • Quake: Arcane Dimensions — большой мод на первый Квейк, с сильно прикрученной графикой и большими картами, с более детальной геометрией. Упомянутое выше Dimension of the Machine сильно похоже на этот мод, при этом есть инфа, что оно меньше, чем мод.
    • Модификаций Ressurection Studios для Postal 2 — Eternal Damnation и A Week in a Paradise. Их модификации были настолько популярны, что вошли в зарубежное издание «Fudge Pack» и отечественного «юбилейного издания от Акеллы», а сами разработчики модификаций стали работниками «Running with Scissors» и вместе сделали стимовскую версию второй части под названием «Complete» и DLC для самой стимовской версией «Paradise Lost».
    • Brutal Doom. Просто Brutal Doom. Мод настолько популярный и известный, что у него появились последователи и продолжатели (вроде Project Brutality, для тех, кому брутальный дум недостаточно брутален). Более того, идеи из него перекочевали в четвёртую часть.
    • Doom 4 for DooM — графика стилизована под оригинальную игру, но оружия, модификации и другие возможности ГГ взяты из DOOM (2016).
    • Таковых для серий игр Grand Theft Auto много. Среди них стоит отметить следующее:
      • Snow City — мод на третью часть, сделанный отечественным модмейкером Dimzet13, на основе мода зарубежного модмейкера HobbyDesigner под названием Snow Mod. И если Snow Mod просто добавляет зимнюю атмосферу в Либерти-сити и изменяет характеристики транспорта на «зимний лад», то Snow City не только качественно перерабатывает Snow Mod, но и добавляет рождественскую тематику и много, много чего. Например, новые интерьеры и локаций, которые Клод может побывать, возможность побывать внутри убежища для сохранения и улучшать её, возможность покупать себе новую одежду и носить её, четыре бонусных миссии (три из которых, являются продолжением сюжетной линий и открываются после покупки особняка Каталины, возможность которой доступна после прохождения сюжетной линий), пасхалки и секретики, в одном из которых является возможность ездить на танке по дну моря и много других всяких плюшек и ништяков, делающий игру намного лучше оригинала.
        • Также Dimzet13 делает и другую глобальную модификацию под названием Just city. Она представляет из себя такой же Snow City, только без зимней и рождественской тематики.
        • А вы думаете что только для третьей части есть подобные моды? Такие моды есть и в остальных частях, например, Winter Mod для Vice Сity.
      • Также стоит отметить и ещё одну глобальную модификацию для третьей части — Frosted Winter, являющийся смесью вышеупомянутого Snow City и Real GTA3 с собственным сюжетом и плюшками. Сюжет данного глобального мода разворачивается в зимой 2002 года, после событий третьей части. Джоуи Леоне, сын Сальваторе Леоне, должен стать доном семьи Леоне, но Тони Сиприани решил предать семью Леоне и самим стать мафиозным доном, завлекает Джоуи в подстроенному для него смертельную ловушку. Однако Джоуи выживает и теперь он должен наказать Тони за свое предательство.
      • Long Night — старенькая модификация на Vice City с новой сюжетной линией на тему зомби-апокалипсиса.
        • Zombie Andreas — подобная модификация на данную тематику, но уже сделанная для San Andreas.
      • United — модификация на San Andreas, с целью которого совместить Либерти-Сити, Вайс-Сити и Сан-Андреас в одну игру. Увы, разработка данной модификаций заброшена, и текущая версия лишь являющаяся совмещением Вайс-Сити и Либерти-Сити.
        • Впрочем, есть и ещё одна подобная модификация для San Andreas — Underground, который совмещает не только Сан-Андреас, Вайс-Сити и Либерти-Сити, но и города из других игр от Rockstar Games — Карцер-Сити из Manhunt и Булворт из Bully. Кроме всего прочего, данная глобальная модификация добавит новых пешеходов, оружие и транспорта. Именно добавят, а не заменят. И данное разнообразие будет ОЧЕНЬ ОГРОМНОЕ. Звучит слишком круто, не правда ли?
      • Anderius: Alien City для того же San Andreas. Вся карта заменена на инопланетно-футуристичную, модельки пешеходов заменены на всяких пришельцев и роботов, куча новых футуристичных и не очень транспортных средств (в местном гетто есть «запорожец»), оригинальный сюжет (в далёком будущем в лаборатории некий политик выращивает клона СиДжея, чтобы использовать для своих тёмных делишек, но тот воспротивился, и всё заверте…), полная русская озвучка, причём неплохая. Ах да, и ещё там есть дон Сальери из первой «Мафии», чьи задания очень похожи на те, которые он давал Томми Анджело в «своей» игре.
      • Криминальная Россия — мод на San Andreas, заменяющая штат Сан-Андреас на Российскую глубинку, а оригинальных автомобилей на отечественные. Данный мод как и случаем с United, является недоделанной и заброшенной, однако её разработку восстановили и доделывают энтузиасты, которым данный мод очень сильно понравился.
    • Horn of the Abyss — мод на Heroes of Might and Magic III, сделанный русскими фанатами. Добавляет новую фракцию — Причал, новых юнитов, новых героев, новых объекты, новые декораций и совершенная новая боевая машина — пушка, которую можно приобрести в кузнице Причала. Также имеет свои собственные кампаний, сюжет которого разворачивается после событиях кампании Клинка Армагеддона, рассказывающий историю мореходско-пиратского государства Регна и повествующий о приключениях пиратов в поисках Рога Бездны. Сам мод продолжает разрабатываться и авторы обещают добавить в мод новую фракцию — Фабрику, переделанную Кузницу с новыми кампаниями, посвященными ей.
    • In the Wake of Gods — ещё один мод на Heroes of Might and Magic III, изменяющий игру до неузнаваемости. В первую очередь был добавлен скриптовый язык Event Related Model, позволяющий создавать скрипты-плагины, меняющие игровой процесс. Также добавляет в игру новых юнитов (сделанных, в основном, из графики старых), новые артефакты, новые объекты, новый ресурс — мифрил, опыт существ для новых умений и способностей, командиры для героев, эмиссары, возможность разрушать города чужих фракций и перестраивать их со своей фракцией, а также многое другое что есть в данном моде. В WoG 3.59 планируют новые города (Бастион, Гавань и Кремль), а все новые юниты будут выглядеть по-новому.
    • Forged Alliance Forever для Supreme Commander: Forged Alliance. Это фанатский клиент для сетевой игры, одновременно являющийся модом и содержащий несколько разных режимов игры, а также функционал для установки других модов и карт.
    • Советский фарватер и KSD 2 для Silent Hunter 4 — симулятора подлодки Второй Мировой. Оба являются глобальной переработкой не самой лучшей части серии. Первый добавляет кампанию за ВМФ СССР с нуля созданными лодками С,К,М и Щ-типов, второй по сути является отдельной игрой про Кригсмарине.
    • RogueTech для BattleTech: мододелы добавили сотни новых платформ мехов, наземную технику и даже костюмы тяжёлых пехотинцев, всё разнообразие боеприпасов, всевозможную начинку мехов от реакторов до систем жизнеобеспечения, перекроили систему скиллов и в целом максимально приблизили игру к её настольному прототипу. Получилось на порядок более хардкорно, чем было в оригинальной игре. А ещё добавили новые виды миссий и ввели псевдо-онлайн, позволяя оффлайновым действиям игроков влиять на политическую карту вселенной.
    • Classic Muscle Era для Most Wanted полностью меняющий все автомобили на машины 60 — 70 и саундтрек на классический рок-н-ролл.
    • «7 дней лета» для «Бесконечного лета»: используются те же аудиовизуальные ресурсы, но во-первых, добавлена куча новых, а во-вторых, переработано чуть менее чем всё: механика, лор, глобальный сюжет, до которого ещё попробуй доберись… Для кого-то это блестящий неканон, для кого-то — вопиющий, но амбициозности у проекта не отнять. С каждым рутом он всё дальше от оригинальной игры, а вбоквелы даже стали отдельными произведениями, никак не связанными с БЛ.
  • «Банановый» — терминальная стадия глобального, по сути получается перенос игры в сеттинг другого произведения.
    • Стратегии Paradox Interactive — в каждой такой игре обязательно есть как минимум один подобный мод. Глобальные в том плане, что это не просто глобальные изменения, а тотальное изменение всей игры, вплоть до того, что действие зачастую происходит вовсе в другом мире.
      • Для Стелларис это Star Trek: New Horizon и Star Wars: Fallen Republic. Есть ещё мод на вархаммер, но он настолько громоздкий, залаганный и запутанный, да и такой бардак в начале, что не знаешь, откуда начать (вплоть до того, что попытавшие сыграть шутят, мол, этот мод точно передаёт весь бюрократический ад Империума).
      • Для HOI4 это такие моды как Kaiserreich, Furherreich и Old World Blues. И внезапно Equestria at War, единственный со своей картой.
      • В Crusader Kings 2 есть моды на Средиземье, Планетос, Нирн, Азерот, мир фэнтезийного Вархаммера и постапокалиптическую Америку далёкого будущего. Понемногу портируются на третью часть.
    • Множество модов на движке Rome и Medieval II: Total War. В наличии The Third Age: Total War (про Средиземье), Call of Warhammer: Total War (про Warhammer Fantasy Battles), Westeros: Total War (про ПЛиО), The Elder Scrolls: Total War (догадайтесь сами) и ряд других. В дальнейшем глобальные моды пошли на убыль так как начиная с Empire разработчики убрали возможность создавать новую карту.
    • Sins of a Solar Empire — благодаря своей эпичности, позволяющей столкнуть в сражении сотни кораблей и тысячи мелких летательных аппаратов, а также приятному интерфейсу и дружелюбности к модификациям, игра обросла солидной базой глобальных модификаций, от неизбежных в таких случаях Star Wars до совсем экзотических вроде Mass Effect.
  • Black Mesa D.C. — перенос комплекса Black Mesa из первой части Half-Life в мир Fallout 3 в качестве фанатского секретного данжа. Большинство предемтов и все противники здесь из Fallout 3, геймплей тот же, куча ящиков и предметов, которые, как и в ориг фоллыче, можно лутать, но архитектура и пара новых предметов прямиком из первой халвы. Зен отсутствует. Мод явно игнорит автолевелинг оригинальной игры, поэтому на лоу левеле сюда соваться — ОЧЕНЬ плохая идея.
  • Мод для Neverwinter Nights «Проклятие Левора», благодаря которому в своё время многие вообще узнали об этой игре. К сожалению, так и не завершён.
    • Разработчики вообще заявили первую NWN как... движок для переноса DnD-посиделок на ПК. А идущая в комплекте эпическая кампания дескать, так, для демонстрации возможностей. Впрочем, это могло быть сказано и в шутку.
  • «Несерьёзный» — мод, который добавляет что-то сугубо ради забавы.
    • Классика жанра: паровозик Томас. Любимый персонаж моддеров, успевший побывать в роли десятков персонажей из игр. Преимущественно, боссов. Будьте уверены: если на игру создают моды, рано или поздно появится и Томас. Без исключений.
      • Второй любимый персонаж моддеров — Чак Норрис. Обычно его делают с завышенными до абсурда характеристиками.
    • Resident Evil 2 Remake: на кого только не меняли моддеры Тирана. За вами может бегать и оригинальный Тиран с пищащими ботинками или доставляющим саундтреком, и Немезис, и Биг Смоук, и даже Рикардо Милос. Ну и куда же без паровозика Томаса.
    • Resident Evil Village — мухобойка, коей надлежит хлопать Альсину Димитреску по филейной части. Стала настолько популярной, что превратилась в локальный мем.
    • В Deep Rock Galactic самая популярная жертва шуточных модов — гигантский детонатор. Например, ему заменяют звук посмертного взрыва на пердёж, а рык на смех Испанца-Хохотуна. А затем заставляют игру спавнить детонаторов огромными полчищами, что приводит к превращению уровня в один сплошной кратер.
    • Skyrim:
      • Паровозик Томас вместо драконов.
        • Или аниме-девушки вместо них же.
      • Звук «пиу» для луков в Skyrim.
      • «Братья Дури» для него же.
      • Крик «ЙАААААЗЬ!» вместо Fus Ro Dah (тоже для скайрима).
    • Любой мод с заменой всех звуков, например на кряхтенье Тима Аллена или же, как в Left 4 Bazinga — замена абсолютно всего (И текста, и текстур и звуков), на bazinga из «Теории Большого взрыва».
      • В ту же копилку: мод, перемешивающий звуки в игре случайным образом. Может сделать игровой процесс раздражающим и одновременно смешным до одури. Например, что-то подобное для Skyrim: как вам дракон, играющий на флейте, и гавкающие зелья?
    • Глобальная модификация для GTA: San Andreas под названием «GTA Купянск», который нарочно сделан так плохо, что уже хорошо, чисто ради стёба.
    • Мод «Crack-Life» для Half-Life. До предела насыщен черным и сортирным юмором в стиле 4chan, а также отсылками к мемам западных имиджборд. Есть два варианта: с оригинальной кампанией и с собственной. Проходит по категории «так плохо, что уже хорошо».
      • Русский мод «Kayf-Life: История Жорика» для второй части. По большей части представляет переозвучку как раз в таком стиле.
      • Jabroni Brawl: Episode 3 — мешанина из всех игр Valve, в том числе старых и «забытых» по типу Ricochet и Team Fortress Classic. Имеет немало бреда в некоторых режимах, но очень фановая. Более-менее проработанные режимы тоже есть, например один из них это смесь CS и TFC. Единственная проблема — мод весит 20 гигабайт. Зато он абсолютно бесплатный и доступен в Стиме.
    • Poorly Translated Hollow Knight. Игру словно прогнали в гугл-переводчике через несколько языков — смысл понять можно (иногда), но вот подбор слов… Особенно сильно это отразилось на названиях и именах персонажей. То, что White Female это Белая Леди еще понятно, то кто такие Malo Obadwire, Crazy, Car и Smart? Рыцарь Улья, Гальен, Брумм и Кузнец Гвоздей. А Cheese Lenght, House in a good condition, Aram and Larry came и Evidence тогда что? Длинный гвоздь, Споровый гриб, Земли упокоения и Печать Халлоунеста, конечно же!
  • «Графический» — очевидно, мод для улучшения графики. Или ухудшения, потому что для истинного нагиба в PvP важны кадры в секунду, а графон не нужен.
    • Minecraft — огромная библиотека шейдеров на любой вкус и железо, начиная от ухудшающих графику для самых древних ведер и заканчивая выводящими на уровень самых графонистых игр.
    • New Vision, HDTP и Helios Texture Overhaul для Deus Ex.
    • EDuke32, развившийся в полноценный движок.
    • Doomsday engine для DOOM/DOOM II и игр на его движке, использующий оригинальные wad-файлы, но делающий из старичков полноценные 3d-игры с неплохой графикой.
    • ENB моды для серии игр Grand Theft Auto, так для игр 3D-вселенной (GTA III, Vice City, San Andreas), так и для игр HD-вселенной (GTA IV, GTA V).
    • Совершенно внезапная инверсия — мод Quality of performance для Supreme Commander, который убирает графон. Дело в том, что в этой игре нередки баталии 12 игроков, у каждого из которых набирается к поздней игре по 500 юнитов, и у каждого снаряда просчитывается физика. С одной стороны все эти особенности позволяют кучу хитровыкрученных тактик, с другой — немилосердно топят игру в лагах даже на современных машинах просто потому что она вышла в 2007 году и не поддерживает многоядерность. Вдобавок в сетевой игре нет выделенного сервера, то есть, если игра лагает у одного, она будет лагать у всех. Вот игроки и решили, что графон не нужен, если из-за него страдает геймплей.
  • «Ностальгический» — воссоздающий на движке одной из новых игр серии контент из старой игры той же серии.
    • Black Mesa для Half-Life 2 (впоследствии развился в полноценную отдельную игру-римейк первой Халфы).
    • WarHammer 40,000: Dawn of War — Firestorm — мод, максимально приближающий компьютерную игру к настолке, добавляя юниты и подправляя характеристики.
    • Morroblivion, восстанавливающий Morrowind на движке Oblivion, и его преемники, Skywind и Skyblivion.
    • Doom Classic — воссоздан (пусть и небезошибочно) первый эпизод первой части в стиле третьей.
    • StarCraft: Mass Recall — комментарии излишни.
  • «Оптимизирующий» — вносящий прочие изменения в код, не заметные на глаз, но нередко серьёзно влияющие на качество игры.
    • Forge и Optifine для Minecraft. Первый позволяет всем прочим эпичным модам не конфликтовать друг с другом, добавляя так и не сделанный самими Mojang API. Второй значительно улучшает далеко не идеальный алгоритм просчёта мира, позволяя игре быстро работать даже на пожилых компьютерах. Крайне рекомендуются для установки, даже если все прочие моды вам пока не нужны.
      • Для новых версий, ввиду исключительной головоногости разработчиков, крайне показаны FoamFix (убирает ненужные дубликаты объектов из памяти и оптимизирует код, легко может срезать гигабайт с потребления), FastFurnace и FastWorkbench (исправляющие былинных масштабов промахи в коде, например первый чинит код печей, который прогонял цикл через весь (немаленький даже в немодифицированной игре) список рецептов три раза за такт чтобы удостовериться в возможности обработать содержимое, несмотря на то что ни рецепты, ни вещи физически не могут измениться в пределах такта без сбоя), BetterFPS и подобные.
    • General Fix Mod для Morrowind. Правит кучу багов как в оригинальной игре, так и в дополнениях, а также устраняет множество проблем с совместимостью. Есть вариант для «чистого» Морровинда, для связок Морровинд+Трибунал, Морровинд+Бладмун (да, там разные баги!) и для обоих установленных аддонов.
    • Mini FPS Booster для Cities Skylines. Очень полезно, если вам надоели стандартные виды городов и вы хотите поэкспериментировать с модами.
      • Туда же Loading Screen Mod, который не только позволяет посмотреть, какие моды вы забыли установить, но ещё и экономит потребление RAM.
  • «Секс-мод» — для месье, знающих толк в извращениях. Может включать улучшение существующих секс-сцен, способность заняться сексом с любой понравившейся неписью или даже особую механику для этого дела. Бюджетный вариант — нуд-мод.
    • Сексуально-брачный мод для TES III: Morrowind.
    • Сборка секс-модов (все квесты меняются на сексуальные, с монстрами нужно совокупляться для получения опыта и т. д..) для TES IV: Oblivion под названием Eblivion. Вариант: Sexlivion.
    • Линейка Sexlab для TES V: Skyrim. Автор правки нарывался на сборку для Скайрима, по аналогии с примером выше названной Sexrim(в 3 вариантах: Tropical Sexrim, Осенне-Зимний Sexrim, Enderal Sexrim)
      • Эту сборку, в общем, гораздо уместнее отнести к глобальным с упором на секс-составляющую, ибо в нее запихнули абсолютно все — реплейсеры, графон, анимации, заклинания, оружие, броню, квесты, локации, геймплей, фолловеров — всего 180 модов. В итоге вес сборки зашкалил за 40 Gb(в 3 с половиной раза больше самой игры), повышенные системные требования и танцы с бубном при установке и настройке прилагаются. В своем жанре, пожалуй, одна из самых лучших глобальных сборок по миру TES.
    • Better sex cutscenes для Dragon Age.
    • Скандальный Hot Coffee для GTA: San Andreas (представляет собой всего лишь открытие и задействование того, что сами же разработчики и привнесли в игру — но потом застеснялись и заблокировали).
    • Как пример нуд-мода — вышеупомянутый CBBE может добавить в игру текстуры голых девушек (мужчин, что характерно, обделили для мужских тел запилены собственные моды).
    • Nude Raider.
    • HDoom — хентайный мод для Doom 1-2, заменяющий противников и оружие с боеприпасами. Противники вместо того чтобы умирать, становятся бессильно возбужденными, а с некоторыми «возбужденно обессиленными» можно заняться и сексом.
    • Sex and The Single Adventuress — мод для Neverwinter Nights (с переделкой для Neverwinter Nights 2). Играешь за даму. Формально надо выиграть какое-то соревнование, а реально — переспать со всем что движется (включая один скелет).
    • Dickplomacy — для Mount and Blade Warband, на основе популярного мода Diplomacy. Детали — в основной статье.
    • The Sims — Wicked Whims, Devious Desires и тысячи поз к ним.
  • «Мультиплеерный» — добавляет к игре мультиплеер, ибо кашу маслом не испортишь. Насколько он получается нелепым и к месту — зависит от конкретной игры. Как вариант — восстанавливает мультиплеер если он изначально был, но официальная поддержка сдохла.
    • Left 4 Dead 2 — есть мод, позволяющий играть на разделенном экране.
    • Sven Co-Op для первой Half-Life (а также модов и дополнений) и Synergy для второй Half-Life и первой Portal.
    • Игры от Bethesda славятся своей легкостью к модификации, так что без попыток в онлайн не обошлось. Под мультиплеер были адаптированы такие игры как TES 5: Skyrim, TES 4: Oblivion, TES 3: Morrowind и Fallout: New Vegas. Степень играбельности разнится, а настройки требуют танцев с бубном, но при должной доли везения можно и поиграть.
    • Были слухи про моды на оригинальный S.T.A.L.K.E.R., добавляющие мультиплеер в игру на том же движке. Нет, S.T.A.L.K.E.R. Online, S.T.A.L.K.E.R. World и F-Zone Online это не моды на S.T.A.L.K.E.R. на том же движке, а другие MMO-игры, разрабатывавшиеся такими изначально, да ещё и на другом движке, так что не подходят.
    • Nuclear Throne — модификация Nuclear Throne Together позволяющая играть в Трон по сети без каких либо проблем и лагов. Также модификация даёт возможность делать свои модификации и устанавливать множество модов на актуальную версию игры.
    • У GTA: San Andreas таких аж два. Multi Theft Auto и SAMP, он же San Andreas Multiplayer. Именно то, что написано на упаковке.
    • Есть переделка Morrowind в онлайн-игру. Но это сложно назвать модом в прямом понимании авторы создали с нуля движок для своей любимой игры.
  • «Интерфейсный» — качественно (а не только графически) меняет интерфейс игры, вытаскивая на экран скрытые данные или добавляя новые опции управления, без которых раньше приходилось лазать по менюшкам или исполнять фортепианные сонаты на клавиатуре. Наиболее характерно для онлайн-игр, где оптимизация управления влияет на соревновательный элемент.
    • Бесчисленные MMORPG, где игроки создают дополнительные панели под десятки нужных иконок предметов и абилок, таймеры для напоминания о самых важных атаках боссов и тому подобное. Педаль в пол — без всего этого вас могут вообще не принять в серьёзную организацию.
    • Minecraft — VoxelMap/JourneyMap/Antique Atlas, Too Many Items и RecipeBook/Not Enough Items (GTNH Edition)/Just Enough Items, Crafting Tweaks и вообще их целая куча. Значительно экономят время на поиск той уютной пещерки, тасовку предметов в инвентаре, поиск рецепта крафта и прочие подобные мелочи, изрядно надоедающие в ванилле.
    • Factorio требует играть в экселе, так что встраивание экселя в игру в виде различных специализированных калькуляторов и планировщиков было неизбежно.
  • «Разные» — моды которые не попадают ни в одну из категорий, но вносит в игру что-то да новое, не изменяя геймплей, а наоборот дополняя её.
    • Design Your Own Mission — модификация для GTA: San Andreas, который вносит в игру возможность именно что, создавать свою собственную сюжетную линию прямо в самой игре. При этом не обязательно знания Cleo-скриптинга, что главное. Не смотря на кое-какие ограничения, если постараться, можно сделать достойные проекты, и совсем не обязательно опираться на оригинальную сюжетную линию. А также можно делать и интересные проекты. Примеры: Операция «Глаз с Небес» от Mefisto, дилогия San Andreas Stories от Santai, Behind A Midground от FarmerKarwer, дилогия Кто-то во тьме от S1ress, Your Friend as Your Enemy от Sioks, трилогия No Remorse от AlterMann и Капюшоны от Alonso Lopes.
    • Skyrim HD — мод на повышение системных требований. Заявлено, что это мод на текстуры, но улучшения почти незаметны, а системные требования растут раза в 2 или 3.

Часто модифицируемые серии[править]

  • Minecraft — педаль в асфальт. На данный момент (2019) — игра, в которую моды добавляют больше контента, чем в первую десятку других самых модифицируемых игр, вместе взятых: согласно порталу curseforge их количество немногим меньше 50 тысяч штук (справедливости ради, большинство из них — одна новая руда и инструменты из нее). Несмотря на закрытость исходников, архитектура игры такова, что добавить в неё что-то своё сможет любая обезьяна, достаточно лишь пачки утилит декомпиляции. Собственно, на модификациях и серверах она держится до сих пор. С помощью модов в игру можно добавить практически что угодно: огнестрельное оружие, работоспособные АЭС, путешествие в космос, магию… Правда, не обошлось и без проблем: за установку тонны модов приходится расплачиваться трехкратным падением производительности, моды имеют свойство конфликтовать и не всегда есть нужный мод на нужную версию.
  • Doom — мало того, что фанаты создали бесчисленное множество карт (они не требовали модифицировать движок), idSoftware не пожалели открыть и сами коды игры, и в итоге получили одну из самых модифицируемых (и самую портируемую) игр в мире.
    • Ранние части Quake сюда же.
  • Half-Life — стараниями его разработчиков, многие моды становятся полноценными играми — Counter-Strike как детище Action Quake и Team Fortress 2 как детище Team Fortress Classic (который сам детище мода Team Fortress для Quake).
    • Движки Source и GoldSrc в принципе. Помимо Half-Life очень модифицируемой серией игр является Portal. У мультиплеерных игр Valve также есть моды. И Garry's mod также имеет множество модов и аддонов, в том числе новые игровые режимы. Что не удивительно, ведь GoldSrc это сильно изменённый Quake engine. Да и сама Valve не против модов и фанатских игр. Некоторые особо удачливые команды моддеров даже могут получить исходники последней версии первого Source – CSGO версии, или других игр, как например разработчики Jabroni Brawl: Episode 3, PUNT и Portal 2: Community Edition.
  • Gothic — несмотря на то, что второй части уже 14 лет, модов на неё до сих пор делается множество!
  • Серия игр Grand Theft Auto, особенно San Andreas. Тысячи их!
    • К сожалению, многие моды существенно калечат оригинал San Andreas. И трудно потом откатить их эффект обратно.
  • Стратегии Paradox Interactive — каждая из современных игр серии обладает множеством модов. От достаточно простых до тотальных, которые меняют весь игровой процесс. Серьёзно, просто зайдите в мастерскую Стима и посмотрите на количество оных.
    • Для серий Crusader Kings и Stellaris существуют даже секс-моды! В количестве.
  • Fallout — начиная с третьей части, которую разрабатывали на том же движке, что и TES.
    • Да и к первым двум играм модов хватает. «Сестра Сулика», например.
      • Самым глобальным модом к Fallout 2 на данный момент считается Fallout 2 Restoration Project за авторством Killap-a. Он включает в себя практически все прочие моды!
        • Если быть точнее, то Fallout 2 Restoration Project всего лишь восстанавливает вырезанный контент оригинальной Fallout 2, а также оптимизирует игру и даёт возможность играть в неё на современных операционках и больших экранах.
  • Amnesia: The Dark Descent — грех не упомянуть эту хоррор игру, которая легко модифицируется из-за открытого и понятного кода. Игра поддерживает создание модов (есть раздел Custom Stories — Другие истории), Нередки и моды тотальной конверсии, которые меняют не только антураж но и многие особенности игрового движка, делая игру вообще не похожей на оригинал (Например, подобие тетриса, игры в снежки или даже платформеры).
    • А такие моды как «Penumbra: Necrologue» и «Penumbra: Archaic Twilight» вообще были признаны разработчиками как сиквелы к оригинальной игре.
      • Но, разработчики не смогли развить успех, так что их следующие игры не имеют встроенной поддержки модов, хотя умельцы без труда импортируют модели в «оригинальную амнезию»
  • Kerbal Space Program — в неё хоть кто-то без модов вообще играет?
  • Инди-файтинг (с сильными элементами beat’em up) Little Fighter 2. Для того и делался.
    • Сюда же можно и инди-RTS Rusted Warfare приписать. Возможностей для моддинга здесь в разы больше, чем для игры (даром что геймплейно на Supreme Commander, а графически на Total Annihilation и Dune 2 похожа). По сути, эта игра для модов и делается — в воркшопе модов на неё уже давно за две сотни, и сколько ещё за его пределами, неизвестно никому.
      • Вспоминаем официальный дискорд-сервер игры (где выкладывают моды в разы чаще, чем в мастерской), плюсуем возможность создавать карты — и, в итоге, утраиваем количество выпущенных хотя бы в открытую бету модов. А если еще и китайцев считать, которые клепают по моду на сотню человек (только до мировых дебрей от силы 2-3 китайца дошло, один из них даже в СНГ-коммьюнити тусуется)…
  • Некоторые выпуски серии Mortal Kombat.
  • Mount & Blade, особенно итерация Warband. Сразу создавалась с прицелом на модмейкерство (первые моды, в том числе глобальные или с уникальным геймлпеем, появились еще до релиза). На данный момент существуют десятки, если не сотни, глобальных модов, переносящих игрока в разные исторические эпохи или вымышленные сеттинги (Властелин Колец, ПЛиО, Warhammer, Star Wars и т.д), в том числе придуманные самими фанатами (один из самых популярных — Prorhesy of Pendor). Более мелким модам же несть числа.
    • Кстати технически это не моды, а модули — они не затрагивают основную игру, а ставятся рядом и запускаются отдельно.
      • Есть и конкретно моды, встраиваемые в натив.
  • Серия игр Saints Row. Модов не так много (и главным образом для второй и третьей частей), но они «вкусные».
  • Silent Storm — к играм серии выпущено огромное число модов. Один из них, «Серп и Молот», после доработки был выпущен отдельной игрой, продолжающей канон.
  • The Sims — все части, особенно третья. Модов очень много, начиная от косметических (прически, скинтоны, одежда, мебель), различных фиксов игровых багов, заканчивая глобальными модами (естественно, также имеются и модификации для взрослых)
    • А есть и особо странные моды, например, небезызвестная модификация для второй части, позволяющая поджарить младенца на специальном гриле
  • S.T.A.L.K.E.R. — педаль в пол — серия жива за счет модов, а модмейкеров даже планировали привлечь для разработки продолжения, ныне замороженного. Более десяти лет остается любимой жертвой модостроителей на постсоветском пространстве, занимая нишу, аналогичную Half-Life 2 на западном.
  • Серия TES — по степени модифицируемости Дум от мира РПГ. Моды на Morrowind продолжают клепать даже спустя 20 лет после выхода игры. Разработчики пытаются это дело монетизировать, но понимания не находят.
  • Total War — все игры серии вплоть до Empire (особо выделились Rome и Medieval 2).
    • Впрочем, умельцы умудряются модифицировать даже более поздние игры, но масштабы этих модов намного меньше.
  • rFactor. Об этом говорит даже лозунг игры: «Customize. Control. Connect». Игр, вышедших на его движке, едва не десяток. А ведь это симрейсинг, продукт очень-очень нишевый.
  • WarCraft и StarCraft. DotA, карта для третьего WarCraft, стараниями Valve из мода превратилась в титана сетевых игр, да и до этого для многих WarCraft был исключительно платформой для запуска DotA. Да и вообще пользовательских карт и кампаний на третий Варкрафт была уйма — и RPG-карты, и аркады, и даже симуляторы. Для геймеров мод-сцена Warcraft 3 — такой же неотемлемый атрибут того самого 2007-го, как готы и эмо для неформалов.
  • Бесконечное лето. Несколько сотен модов. На любой вкус: от откровенно трэшовых, до вполне годных. По одному даже страница есть.
  • Первое место по количеству ромхаков занимает серия Mario, второе — Sonic the Hedgehog.
  • Практически любой «открытый» железнодорожный или авиасим: Train Simulator и Flight Simulator от Microsoft (условно, поначалу не предполагали моддинга, но спасибо открытой архитектуре незашифрованного контента), Trainz от Auran/N3V Games (фанатский Content Manager для редактирования и создания нового контента для издания 2004-ого года оказался столь хорош, что идея была заимствована разработчиками и включена в последующие игры официально), Railsimulator/RailWorks/Train Simulator от Kuju/Dovetail Games (изначально создавался под моддинг). Да без модов во все эти игры тупо можно играть только один раз — и отложить на полку. А мод Берлинской подземки на Microsoft Train simulator получился настолько хорош, что из него выросла целая самостоятельная игровая студия и проект World of Subways от TML Studios.
  • XCOM 2 успела обзавестись множеством модификаций. Тут вам и косметика, и новые независимые фракции со своими взаимодействиями, и классы, и глобальные моды, полностью меняющие сеттинг… А разработчики известного в кругах фанатов Long War даже приняли участие в разработке официального аддона.
  • Серия Neverwinter Nights осталась в памяти игроков во многом благодаря удобному и простому в освоению инструментарию, позволяющему без особого труда создавать собственные полноценные модули. Количество кастомных кампаний для первого Невервинтера едва ли поддается исчислению, причем некоторые из них превращали игру в нечто совершенно иное. Некоторые умельцы даже воссоздавали аркадные и карточные игры на движке, предназначенном для ролевых игр (!). До сих пор можно найти живой сервер для многопользовательской игры, хотя сама NWN1, на секундочку, вышла аж в 2002 году. Вторая часть успех предшественницы не повторила, но тоже может кое-чем похвастаться.
    • Нишу NWN должна была занять Dragon Age. Увы, выпущенный инструментарий для DA:O вышел настолько кривым и забагованным, что моддеры просто оставили его в сторонке, забыли как страшный сон и вернулись в Невервинтер. Самые упорные остались, но дальше косметических модов дело особо не пошло.
  • Far Cry 1 и Crysis 1 - очень много разнообразных карт. Есть и полноценные кампании. А вот следующие части оказали не такое сильное влияние - на них модов почти нет.
  • Zanzarah популярна только в России и Германии, но для неё есть достаточно много (по сравнению с небольшим числом фанатов) модификаций. В основном они направлены на усложнение игрового процесса, добавление новых фей и заклинаний, исправление ошибок. Но уже долго разрабатывается полный ремейк «Zanzarah by JW» на другом движке (добавлено очень много, в т.ч. новые квесты и персонажи, смена дня и ночи, смена погоды), и разработка, похоже, уже на финальной стадии.
  • Дальнобойщики 2 — долгое время существовали только моды графики и сохранений из-за того, что разработчики очень сильно зашифровали игровые ресурсы, но в последние несколько лет фанатам постепенно начинает удаваться модифицировать эту культовую игру. Есть даже планы её переноса на телефоны.
  • Transport Tycoon Deluxe - появление открытого мода OpenTTD уже давным-давно позволило фанатам создавать модификации любого вида и сложности. Очень много карт, сценариев и графических модов. На 2021 год сообщество всё ещё живо и по-прежнему есть их форум!
  • Factorio же! Разработчики активно поддерживают моддерское сообщество, предоставляя инструментарий и обеспечивая централизованное хранение и доступ, так что желающим приобщиться не надо рыть интернет в поисках интересных модов, а достаточно зайти во внутриигровое меню (и тут автоматизировано!). Модов ворох, от косметических до полностью переделанных технологических схем, втапливающих педаль хардкорности в ядро планеты.
  • Cities: Skylines — своего рода The Sims от мира градостроительных симуляторов. В основном, конечно, миллионы ассетов, позволяющие выстроить Воронеж, Шанхай или Милан из аутентичных зданий, дорог, транспорта и пр., но есть и более глобальные модификации вроде RICO, позволяющего вместо зонирования расставлять дома вручную.