Сэнсэй с палкой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Учительницей там служила старая Черепаха, но мы всё, бывало, звали её Спрутом…

— Почему же Спрутом? — вмешалась Алиса. — Вы же говорите, это была Черепаха. — Мы звали её Спрутом, потому что она гонялась за нами С ПРУТОМ, если что было не по ней.

»
— «Алиса в Стране Чудес», перевод Владимира Орла

Педагог-садист? Ничего подобного! Это действительно хороший учитель, прекрасно подготовивший своих учеников к жизненным трудностям и невзгодам.

Так что, палка ему нужна только в качестве указки? Тоже нет: нерадивым ученикам достается. До полноценных избиений не доходит, но достучаться до черепной коробки ученика через попу или другие части тела этот учитель может легко.

Тогда в чём дело?

В изменившейся морали. Сейчас телесные наказания детей, а тем более взрослых, считаются недопустимыми во многих развитых странах[1]. А когда-то, напротив, считалось, что умеренная физическая нагрузка на мускулюс глютеус (ключевое слово — умеренная) приносит только пользу.

Еще мы готовы благосклонно отнестись к сэнсэю с палкой, если он принадлежит к другой культуре и обучает чему-то вроде боевых искусств. Ведь в этом случае палка является инструментом для практических занятий. Следует отметить, что в восточных культурах, в частности, в дзен-буддизме, откуда и пошёл стереотип, используют специальную палку под названием кейсаку, отличающуюся тонкостью и гибкостью (наставник будит ей учеников, засыпающих во время медитации). Удар кейсаку может быть достаточно чувствителен, но при этом по определению не травматичен и не оставляет болезненных следов на коже.

Смежный троп — ментор-козёл. Разница в том, что палка сэнсэя — инструмент именно и только педагогический и никогда не используется просто так, по зову души. С другой стороны, ментору-козлу и палка может быть не нужна — он, как та собака из известного стрипа, делает больно по-другому.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Редьярд Киплинг, «Стоки и компания» — справедливый директор иногда прибегает к розге, чтобы поставить на место раздухарившихся юнцов, но те не обижаются. Основано на реальных событиях — в английских школах, особенно в элитных, традиция телесных наказаний сохранялась чуть ли не до конца XX в.
  • Макаренко, «Педагогическая поэма» — деконструкция с педалью в пол. Макаренко пользуется среди воспитанников репутацией тропа (а для молодой коллеги он вообще педагог-садист), хотя он распустил руки всего один раз. А именно — однажды он влепил воспитаннику-беспризорнику кулаком по морде, да не единожды, а трижды подряд. Не чтобы наказать или унизить (на минутку — воспитанник был выше его на голову и раза в два шире в плечах, и попытка всерьёз атаковать этакого богатыря закончилась бы для учителя плачевно), просто потому что не сдержался (а повод разозлиться у него был). Однако этого хватило, чтобы создать грозную репутацию, которой Макаренко был совсем не рад (впоследствии он рассказывал об этом эпизоде с крайним стыдом, как о своём педагогическом провале). Иронично, что некоторые комментаторы из XXI века используют этот эпизод в качестве доказательства того, что Макаренко «не чурался физических наказаний».
    • А ведь была и ещё пара эпизодов. Буквально пара: 1) Сразу после тех знаменитых побоев, нанесённых Задорову, задоровский дружок Волохов демонстративно отказался соблюдать дисциплину и выходить на работу — а Макаренко хватает его за грудки и рычит прямо в лицо: «Марш на работу, не зли меня!» — «А то что? Морду набьёте? Права не имеете!» — «Последний раз предупреждаю: не морду набью, а изувечу! А потом жалуйся на меня, сяду в допр, это не твоя забота!» — «Да зачем садиться в допр из-за такого пустяка? Всё, всё, выхожу на работу, не кричите!». 2) Когда среди колонистов объявился молодой антисемит, жестоко издевавшийся над евреями и избивавший их — Антон Семёнович в ярости запустил ему чем-то тяжёлым в голову, но промахнулся. Парень (бывший бандос) пришёл в такой ужас, что искренне раскаялся и… вырос достойным человеком.
    • Сам Макаренко говорил о всех трёх случаях: «От этого я, странным образом, не упал в глазах колонистов — напротив, они меня зауважали и стали отзывчивее. Но это не результат „их будто бы привычки к рабству“ — они просто увидели в моих срывах не проявление тиранства (это им и не было), а только гнев, человеческий взрыв. Они понимали, что я мог бы официально отправить их из колонии в тюрьму и вообще причинить им много важных бюрократических и пенитенциарных неприятностей. Но я так не поступал, а, пока можно, говорил с ними по-хорошему, а порой, когда уже никаких сил не оставалось, „выходил из берегов“, то есть вёл себя понятно и искренне, а не формально-отчуждённо — и они это ценили и понимали».
  • Генри Лайон Олди, «Живущий в последний раз» — Учитель не тратит времени на объяснение техники боя. «Я увернулся! Посох вновь поднялся надо мной, но левое предплечье скользяще приняло косой удар, и внутренне я уже ликовал в предчувствии… Как же!.. Проклятый Джессика неуловимым жестом перекинул посох в другую руку, и я увидел его глаза, когда острый конец бережно и заботливо ткнул меня в открывшийся бок. Радость сияла в выцветших глазах, удовлетворение, сумасшедшая радость и искреннее удовлетворение — от промаха! На следующем восходе Чарма охранял двух идиотов, обнимавших деревья. Старый Джессика бил меня палкой — я уворачивался. Он бил — я уворачивался. Он бил — я…»
  • Александр Рудазов знает толк в сабже.
    • «Архимаг» — собственно, педагогический стиль Креола как он есть. Точнее, самих учеников он палкой не колотит, и дело тут даже не в том, что они его жена и дети — просто он отлично помнит, как любил этот инструмент его собственный учитель. Но вот ронять стулья, на которых медитируют ученики, или трудотерапизировать до кровавых мозолей Креол действительно мастак. К его чести, все полученные в ходе такого обучения травмы он исцеляет сам и немедленно — это правило было установлено ещё шумерской Гильдией Магов, дабы не превращать учеников в дойных коров, которых можно с утра до ночи калечить, а потом драть три шкуры за волшебное исцеление.
    • «Паргоронские байки» — Джулдабедан весь об этом. Собственно, палка (точнее, боевой посох с лезвиями) — его именное оружие, и без приложения его к рогатым головам до некоторых гохерримов джулдабеданова наука попросту не доходит.
  • Мудрый сектант Мирзакарим Норбеков очень любит эксплуатировать образ сабжа пополам с эксцентричным мудрецом и экзотическим ментором, утверждая, что сам в своё время обучался у такого. Причина чисто педагогическая: сам из зоны комфорта никто не выйдет, нужно выгонять. Да-да, палкой, пусть даже метафорической.
  • Prince of Nothing — Дуниане не верят в действенность физических наказаний: с их точки зрения, так можно воспитать только животное. Но куда ж без палки при обучении боевым искусствам?

Кино[править]

  • В фильмах о восточных единоборствах учитель нередко «поправляет» неверную позицию ученика легким ударом трости или деревянного меча.
    • В «Змее в тени орла» Пай Чан-тинем для этого используется длинная трубка (и именно как трубка — тоже, чтобы придать старательному, но уставшему ученику второе дыхание).
  • «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил» — Ибрагим Ганнибал добрый человек, но считает телесные наказания необходимыми для юных дворян: «Станете шкиперами да офицерами — сами возьмете палку в руки. Запомните же, какова она на своей спине, и по злобе никого не наказывайте».
  • Звёздные войны — Йода магистр и в астральном облике ученика бестолкового палкой тюкнуть может!
    • Да и Люк один раз щелкнул Рэй хворостиной. Впрочем, она воздала.

Телесериалы[править]

  • Детективный телесериал «Русский транзит» — герой постоянно припоминает байку об учителе с бамбуковой палкой и ученике, получившей этой палкой «Гуси летят!»

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • «Тирания вооружённых девушек» — таков был дед главного героя.
  • Lucky Star — учительница Нанако Курой. За сон на уроке может дойти и до рукоприкладства (жертв тщательно выбирает), что, впрочем, всегда подаётся в юмористическом ключе.

Примечания[править]

  1. Флорида, Теннесси, Техас, Алабама, Арканзас, Джорджия, Луизиана, Северная Каролина, Миссисипи, Оклахома — далеко не полный список штатов, где задница юного хулигана или хулиганки может свести особо близкое знакомство с такой штукой, как пэддл, или старыми добрыми розгами.