День Шакала
День Шакала (Day of the Jackal) — роман английского писателя Фредерика Форсайта, изданный в 1971 г. Сюжет повествует о попытке ОАС (OAS, Organisation de l’armée secrète — Секретная вооружённая организация) убить Шарля де Голля руками наёмного убийцы и охоте на него французских спецслужб. Книгу очень хорошо приняли как читатели, так и критики, и она до сих пор входит в «100 лучших детективных романов».
Персонажи[править]
- «Шакал» — таинственный киллер, снайпер и мастер маскировки, нанятый для убийства де Голля. Безымянный герой — у него множество паспортов, и он мастерски меняет внешность.
- Комиссар Клод Лебель — заместитель начальника полиции Парижа, получивший задание найти Шакала, въедливый мент.
- Комиссар полиции Парижа Морис Бувье — начальник Лебеля.
- Жаклин Дюма — сестра французского солдата, убитого в Алжире, и невеста офицера, также погибшего в Алжире. По заданию ОАС стала любовницей полковника Рауля Сен-Клера, чтобы сообщать о ходе операции по поимке Шакала.
- Полковник Марк Роден — лидер ОАС после похищения Арго.
Сюжет[править]
Анатомия заговора[править]
Книга начинается со сцены казни полковника Жана-Мари Бастьен-Тьери, совершившего неудачное покушение на де Голля. После этого французская разведка СДЕКЕ выкрадывает лидера ОАС Антуана Арго, чем фактически ставит точку в многолетнем противостоянии. Узнав об этом, скрывающийся в Австрии полковник Роден решает, что совершить убийство должен «человек, которого никто не знает», и начинает поиск подходящей кандидатуры. Перебрав несколько досье, он останавливает свой выбор на англичанине, воевавшем в Катанге, и через своих людей приглашает его на переговоры. Киллер заламывает баснословную по тем временам сумму в полмиллиона долларов, так как после этого задания ему придётся уйти на покой. Он начинает подготовку — заказывает винтовку, паспорта, ищет подходящую позицию. Тем временем из-за активизировавшейся деятельности боевиков ОАС французские спецслужбы понимают, что затевается что-то крупное. Один из рядовых членов, попавшийся при ограблении банка, заявляет, что все деньги пересылаются Родену для оплаты какой-то акции. Через Виктора Ковальского — бывшего легионера и охранника Родена, выманенного во Францию и задержанного СДЕКЕ — они узнают о готовящемся покушении, и предлагают отменить все публичные выступления де Голля, но тот отказывается. Тогда Бувье поручает поиск убийцы Лебелю.
Анатомия охоты[править]
Шакал получает сделанную на заказ винтовку и паспорта (убив перед этим фотографа-шантажиста), арендует машину и направляется во Францию. Тем временем Лебель связывается с коллегами из европейских стран и просит прислать досье на известных им киллеров высокой квалификации, способных на такое дело. Английский Скотленд-Ярд дает информацию о некоем Чарльзе Коллтропе, подозревающемся в убийстве доминиканского диктатора Трухильо. Дополняют подозрения полицейских похожесть на словесное описание Шакала Ковальским и то, что Коллтроп съехал с квартиры в неизвестном направлении несколько недель назад. На Шакала начинается полноценная охота, но он, предупреждённый Роденом, успевает менять маски. Ему приходится избавиться от «засветившейся» машины, и даже закрутить роман с французской баронессой Коллетт де ла Шалоньер, в постели которой он пережидает облаву, после чего душит баронессу и сбегает.
Анатомия убийства[править]
Оказавшись в Париже, Шакал мимикрирует под гомосексуалиста, цепляет в гей-баре «постояльца», чтобы обзавестись «хатой» для подготовки к убийству де Голля, затем убивает и его. Тем временем полиция находит тело баронессы и начинает уже полноценную облаву на Шакала. Лебель, понимая, что что-то не так, лично обходит посты, и постовой признается, что пропустил через ограждение ветерана на костылях. Поняв, что это и есть Шакал, комиссар находит позицию и успевает убить Шакала до того, как тот застрелил де Голля.
В эпилоге сыщики Скотленд-Ярда находят Коллтропа, который, оказывается, спокойно отдыхал в Шотландии, и настоящая личность Шакала остается неизвестной.
Тропы и штампы[править]
- Безыдейные террористы — аверсия. В книге подробно описывается мотивация членов ОАС.
- Всемогущая спецслужба — СДЕКЕ. Недалеко от реальности.
- Даже у злодеев есть любимые — бывшего легионера Ковальски подловили на сообщении о тяжелой болезни его дочери.
- Заговор Весёлых Мебельщиков — с этого, собственно, всё и началось. По Франции прокатилась волна ограблений. СДЕКЕ выяснило, что непойманные главари ОАС отсиживаются в Риме и как-то причастны к этому безобразию. И понеслась...
- Конец немного предсказуем: подсветкой конца автором — указанием об отставке генерала в начале произведения — автор обрекает хладнокровного убийцу Шакала на невероятный промах. Что и неудивительно, ибо речь идёт о реальном историческом лице с известной биографией, а произведение не относится к жанру альтернативной истории.
- Крутой ботан ― комиссар Лебель, всю книгу работавший исключительно головой, в финале ликвидирует участвовавшего в колониальных войнах убийцу-профи.
- Крутой президент — Шарль де Голль собственной персоной. Узнав о готовящемся покушении, отказывается отменить публичные выступления и сохраняет спокойствие, даже когда пуля пролетает в нескольких сантиметрах от него.
- Потому что он не заметил выстрела! Впрочем, как и окружающие, что дало Шакалу время перезарядить оружие.
- Не факт. В самой книге этот момент намеренно оставлен под вопросом.
- Когда совершается первое описанное в книге покушение, всё, что произносит по этому поводу де Голль ― «Что, опять?». А когда террористы удирают, не сумев совершить задуманное, он снова ограничивается одной фразой: «Стрелять не умеют».
- Потому что он не заметил выстрела! Впрочем, как и окружающие, что дало Шакалу время перезарядить оружие.
- На шаг позади злодея — французская полиция почти до самого финала была на шаг позади Шакала.
- А фактически — Лебель и не справился. Если автор правки правильно помнит текст, Шакал сделал выстрел, но промахнулся из-за того, что не учел разницу в росте между президентом и обратившейся к нему на митинге женщиной, из-за чего де Голлю пришлось наклониться — и пуля прошла над его головой. И только потом Лебель ворвался в номер.
- Несовместимая с жизнью жадность — фотограф, промышлявший поддельными документами, решил шантажировать Шакала, будто бы не понимая, что крепкий загорелый мужик поддельные права покупает не для того, чтобы обманывать продавцов в ликёро-водочных магазинах.
- Протагонист-злодей — повествование в первой части книги концентрируется на Шакале.
- Пытки — это серьёзно: Виктор Ковальски, по-собачьи преданный подполковнику Родену, всё равно сломался... и через несколько часов умер от последствий пыток.
- Скромняжка — такую репутацию имел подпольный оружейник-бельгиец. Во время ВМВ он укрывал сбитых пилотов и партизан, а также руководил саботажем на производстве оружия. Всю эту информацию из него пришлось вытягивать чуть ли не клещами адвокатов, в ходе суда «за сотрудничество с нацистами». Даже когда он погорел на взятке, глава компании проводил его с уважением к былым заслугам.
- Снайперская винтовка — Шакалу изготавливают на заказ разборную винтовку калибра .22 WMR. Это как широко известная «мелкашка», только с более длинной гильзой и весьма злобной скоростью пули.
Тропы, связанные с книгой[править]
- Бонус для современников — книга написана по уже свершившимся событиям, и для современников изобиловала мелкими деталями:
- Шакал попадает во Францию с паспортом на имя британца, умершего много лет назад. Получение новых документов по свидетельствам о рождении умерших в раннем детстве до распространения общих электронных баз данных было весьма распространено среди преступников.
- Шакала называют «цепным псом Чомбе», что отсылает ко гражданской войне в Конго и участвовавшим в ней наёмникам. Педаль в пол — Шакал, исходя из временной шкалы, был в числе воевавших в 1960-61 годах, когда этот конфликт был не на слуху.
- Французская разведка представляет собой стереотипную всемогущую спецслужбу, способную похитить человека в другой стране и добывающую информацию очень жёсткими методами. Хоть это и кажется перебором, но вполне реалистично — в 1960-х годах СДЕКЕ была одной из самых сильных спецслужб в мире, и серьёзно влияла на политические события. Например, французы оперативно организовали и провели похищение Арго из Мюнхена в ноябре 1963 г., что фактически послужило концом ОАС.
- К примеру, в книге Флеминга «На секретной слубе её величества» прямым текстом писалось, что в плане эффективности и безжалостности СДЕКЕ приближалось к СМЕРШу.
- Корсиканцы действительно были костяком оперативников Пятого отдела СДЕКЕ во время описываемых событий, так как среди французских офицеров были сильны симпатии к ОАС.
- Упомянутое убийство диктатора Рафаэля Трухильо произошло как раз в указанный период. Другое дело, что там всё было достаточно банально — заговорщики подкараулили его автомобиль (небронированный Chevrolet Bel Air) и нафаршировали свинцом его содержимое. К тому же, это были не партизаны, а его же собственные генералы.
- Неназванный британский премьер-министр (а это был Гарольд Вильсон) очень обижен на де Голля за то, что тот не позволил Великобритании войти в Экономическое Содружество. Де Голль действительно наложил вето на вступление Британии в предтечу Евросоюза в 1967 году. Великобритания вступила в ЕЭС только в 1973.
- Этот же премьер вспоминает «откровения сводника и шлюхи, едва не уничтожившие британскую политику». Речь о «деле Профьюмо». Джон Профьюмо, военный министр Великобритании, популярный и компетентный политик, мог стать самым молодым премьером в истории Британии... но погорел на интрижке с манекенщицей, до кучи оказавшейся любовницей советского атташе. Скандал привёл к отставке кабинета Макмиллана и приходу к власти лейбористов.
- Не в ладах с криминологией — аверсия. Всё, что касается криминального мира и торговли оружием в Европе 1970-х, передано с большой долей достоверности. Форсайт был корреспондентом агентства «Рейтер» во времена описываемых событий.
- Собирать отказы — книга не подходила издателям, потому что «никто не будет читать роман про покушение на де Голля, потому что все и так знают, что покушение сорвалось».
Адаптации[править]
Роман был экранизирован дважды — в 1973 и в 1997 годах. Причём если первая экранизация практически дословно следовала сюжету книги, получив критику лишь за слабую постановку и мискаст, то вторая настолько отходила от сюжета романа, что Форсайт убрал свое имя из титров и добился смены названия фильма, ставшего просто «Шакалом».
- Кастинг-агентство «WTF?» — этим грешит первая экранизация. В частности, Ковальский, описанный как здоровенный бугай, превратился в высокого, но худого старика.
- Профессиональный риск торговца оружием — во втором фильме заглавный персонаж немедленно опробует на торговце купленный у него станковый пулемёт. А всё от того, что тот решил шантажировать его и требовать премиальные, в два раза превышающие стоимость станка для пулемёта. А на испытании выяснилось, что торговец ещё сделал всё криво, и прицел сбит.
- Смена жанра — книга и её первая экранизация были серьёзным политическим детективом, а ремейк 1997 г. с Брюсом Уиллисом стал боевиком, имеющим лишь слабое сходство с первоисточником.
- Чисто английское злодейство — Шакал, говорящий с британским акцентом и сыгранный в экранизации 1973 британцем Эдвардом Фоксом.
- Блестящий неканон - не то что бы редкий для Голливуда своего времени случай. Но "Шакал" Майкла Кейтона-Джонса, вполне себе под троп подходит. Вместо ультраправых боевиков чеченские братки, вместе Де Голля директор ФБР и вообще от романа мало что осталось кроме основной идеи. Зато во всём остальном, культовая классика и просто безумно стильный и классно сделанный "серьёзный" криминально-шпионский триллер. Ещё и с, внезапно, достаточно минимальным набором клюквы как таковой и героической майором Козловой. Опять же, Шакал в исполнении Брюса - одна из крайне немногих его отрицательных ролей, и отыграл он просто с колоссальным смаком, получился у него сколь великолепный, столь же и пугающий до жути убедительный социопат.
- Знают именно за это - это тот самый фильм где злодейский Брюс-альбинос, творит с дистанционно-управляемым тяжёлым пулемётом всякое, сначала довольно жутко говнистого персонажа Джека Блэка казнит, а потом пытается убить почти что первое лицо на каком то митинге. А ещё там эпическая схватка между Ричардом Гиром и Брюсом в метро.
7 ноября 2024 года планируется к выходу мини-сериал от студии Sky с Эдди Редмейном в роли Шакала и Лашаной Линч в роли Бианки, которая должна заменить комиссара Лебеля. Ждем и надеемся, что получится лучшая экранизация книги.
Отсылки в популярной культуре[править]
- Шакал стал кодификатором для образа крутого и неуловимого киллера «из ниоткуда» в массовой культуре.
- После выхода романа европейские СМИ стали сравнивать знаменитого террориста Ильича Рамиреса Санчеса по кличке «Карлос» с Шакалом. Так и прилепилось.
- Плагиат — российский телесериал «Покушение», более известный под названием «Сармат-2: Покушение». Сюжет почти полностью копирует книгу Форсайта, только действие перенесено в Россию конца 1990-х — начала 2000-х, и помимо старого детектива, таинственному киллеру противостоит совершенно ненужный ни для чего, кроме эффектной (и то не слишком) драки в финале, Александр Дедюшко. Форсайт не упомянут ни во вступительных, ни в финальных титрах ни одной из серий.
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (отечественные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (зарубежные) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |