На шаг позади злодея

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Это в комиксах тупые злодеи. Думаешь, я стал бы объяснять свой план, существуя у вас хоть самая ничтожная возможность как-то его сорвать? Я всё сделал тридцать пять минут назад. »
— Озимандия, «Хранители».

Если злодей пишет сюжет, герою ничего не остается, кроме как уступать ему каждый раз право первого хода. Это может быть авторским недочетом, а может быть и авторской находкой. Это может быть жанровой чертой — например, в детективах злодей обязательно делает первый шаг, а герою приходится иметь дело с последствиями его деяний.

В общем, «На шаг позади злодея» — сюжетный ход, весьма популярный как завязка и начальный этап развития действия.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Эрин Хантер, «Коты-воители» — Звездоцап, по факту, лучший стратег четырёх племён; многие его замыслы другим котам и в голову бы сроду не пришли. Он сговорился с бродячими котами и с пленным Хвостоломом, пока Огнегрив только ищет, в чём бы его уличить. После своего изгнания он стал предводителем другого, ослабленного эпидемией, племени, когда его все уже списали со счетов. Он натравил свору собак на Грозовое племя, и, если бы его не увидел случайно один из их воинов, это бы ему вполне удалось. Он объединился с Речным племенем и призвал из города Кровавое племя.. Словом, типичный пример злодея, пишущего сюжет: без него бы ничего не было, остальным приходится лишь расхлёбывать кашу, заваренную им. Аж с того света его пришлось вернуть в последних книгах!
  • Рекс Бич, Хищники Аляски — Алек МакНамара тоже умеет устроить такие события, которых герои уж никак не смогут предотвратить, им остаётся лишь отвечать на них. Гленнистер со своим напарником, даже предупреждённые, ничего не опасались, пока он не приехал и не присвоил золото, действуя от имени закона.
  • «Маллореон» Эддингса. В буквальном смысле. Все пять книг, на протяжении почти года, герои гоняются за завязавшей всю бучу злодейкой Зандрамас. К последней книге разница в пару месяцев сужается до пары дней.
  • Борис Акунин, «Статский советник» — главы чередуются: одна глава повествует о событиях с точки зрения нигилиста-революционера, следующая — с точки зрения правоохранительных органов… Нигилисты на главу впереди.
  • «Имя розы» — всегда-то гениальный Вильгельм Баскервильский приходит слишком поздно, вплоть до финальной сцены, так что никому, по большому счету, не стало лучше от его блестящего дедуктивного метода.
  • «День Шакала» — французская полиция, почти до самого финала, была на шаг позади Шакала, нанятого террористами для убийства президента де Голля.
  • «Огненная невеста» Ивана Русских — отец Остап замечает странности с Тарасом за сутки до того, как его умершая и восставшая невеста создаёт упыря из Василя; отправившись с тем до монастыря, немного не успевает до заката; вернувшись обратно, не успевает сберечь от обратившегося и бежавшего упырёнка его мать; призывает народ спасаться в церкви как раз в тот момент, когда пособники нечисти её поджигают. В общем, он постоянно действует правильно — но опаздывает.

Сетевая литература[править]

  • Первостепь — Чёрный Мамонт — еще один пример злодея, во всем опережающего своих противников. В принципе, это не удивительно, учитывая, кто у нас в героях. Он был первым мужчиной у Чёрной Ивы, о чем с горечью вспоминает не только Режущий Бивень, но и Львиный Хвост, сожалеющий, что не успел раньше. О тем, что он предпринимает в дальнейшем, остальные догадываются, уже когда придется столкнуться с последствиями. Очень возможно, что и нашествие врагов подстроил с того света Чёрный Мамонт, если это он был мамонтом, посоветовавшим Режущему Бивню позвать Кленкена. И когда Режущий Бивень получает от Небесного Ведуна откровения о будущем всего живого на земле, опять же: «И тогда встает Чёрный Мамонт. Ничуть не изменился. Чёрный Мамонт желает знать. И он тоже желает знать вместе с Чёрным Мамонтом». Все равно успел раньше. В принципе, оно и понятно, учитывая, в каком мире мы живём до сих пор.

Кино[править]

  • Фильм «Видок» — Видок и его помощник постоянно опаздывают и находят мёртвых свидетелей.
  • 007: Координаты «Скайфолл» — Бонд, понимая, что Сильва постоянно на шаг впереди благодаря доступу к компьютерной сети MI6, решает увезти M в старое поместье «Скайфолл», дабы наконец начать вести игру по своим правилам.
  • Сердце ангела – Детектив всё время опаздывает, и кто-то уничтожает всех свидетелей как раз когда тот решает вернуться, чтобы выяснить недостающие детали. Но тут — игра со штампом, мы имеем ненадёжного рассказчика

Аниме и манга[править]

  • Pokémon (аниме) - аналогично играм.
  • Monster — почти до самого финала. Пока герои не собрали о Йохане побольше информации, им только и оставалось, что ждать, пока он снова себя проявит. Впрочем, иногда выходили и субверсии, когда масштабы разрушений и убийств удавалось уменьшить.

Видеоигры[править]

  • Pokémon — вот уже двадцать лет (нашего времени) почти во всех важных столкновениях со злодеями те к приходу ГГ всегда успевают завершить очередную часть злодейского плана (похитить артефакт, взять заложников, выкачать энергию и т. д.), их удаётся остановить лишь в самый последний момент.
  • «Обливион» — герой опаздывает к убийству императора, к разрушению Кватча, захвату приората Вейнон и похищению Амулета Королей, и в секретном убежище от него благополучно смывается Манкар Каморан. А под конец опаздывает с Мартином во дворец.
  • Diablo II — весь сюжет состоит из того, что герой идёт по пятам демонов, но каждый раз опаздывает. Отправляемся к месту заключения Баала, чтобы не дать Диабло его освободить? Опоздали — оба уже ушли, оставив герою своего прислужника в засаде. Оправляемся в логово Мефисто, чтобы не дать ему объединиться с ними? Опоздали — они уже открыли портал в ад и Диабло ушёл туда. Идём за ним, навешиваем ему по первое число. Мир спасён? Не-а — Баала с ним не было, он уже идёт на гору Арреат к Мировому камню, чтобы открыть врата для войска демонов. Предатель из города варваров собирается передать Баалу артефакт-пропуск, позволяющий ему обойти стражу? Находим предателя, выбиваем из него дух — опять облом, артефакта при нём нет, он уже передал его демону. Пробиваемся на вершину, раскидываем орды приспешников Баала, убиваем его самого, все счастливы? И снова поздно — демон успел осквернить Камень, и теперь вторжение орды демонов — вопрос времени.
  • Epic Battle Fantasy 4 — банда котов-культистов похищает священные камни каждого из трёх городов незадолго до того, как туда добираются герои. Правда, из Голденбрика котам пришлось прорываться с боем, а их предводитель сэр Мяу (Sir Meow) был убит в завязавшейся стычке (его могилу можно потом увидеть на пути к храму Котобога).
  • Starcraft 2: Legacy of The Void — первая половина кампании вся об этом. Дэлаамы спасают Августград, остановив падающую на него платформу — а Корпус Мёбиуса уже совершил диверсию и похитил Ключ. Дэлаамы отбивают Ключ, Каракс расшифровывает местонахождение колыбели Зел’нага — а там уже окопались Тал’даримы и всё тот же Корпус Мёбиуса. Артанис пробивается в храм — а там уже повсюду шастают гибриды, от которых кое-как отбивается Керриган. Вместе с Керриган Артанис пробивается к святилищам — а их уже встречают Тал’даримы и Корпус Мёбиуса, которые догадались попросту прожечь пару дыр в «крыше» храма. В конце концов сия героическая парочка доходит до колыбели Зел’нага — и всё ради того, чтобы узнать, что все они там уже давно убиты Амуном, а сам Амун заманил их туда, дабы разорвать их силами Пустоты из открывающегося поблизости портала.
  • Splinter Cell: Blacklist — когда Четвертый Эшелон понимает, что гоняется за Садиком и постоянно отстает, Сэм Фишер решает сменить тактику и, отслеживая перемещения злодея с помощью хитрого электронного устройства, обрывать все возможности действовать. Впрочем, злодей (кстати, озвученный Александром Головчанским) все равно не отступает и почти побеждает, однако признает в Фишере равного.
  • Path of Exile — верна традициям Диабло: первые три акта Пайети постоянно уходит из-под носа игрока, успевая то проход в локацию перекрыть (из-за чего придётся идти в обход аж половину первого акта, а к означенному проходу прийти и вовсе к середине второго), то босса натравить и слинять, то пленника замучать аккурат к приходу героя.