Игры со штампами: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(Новая страница: «thumb|right|[[:w:Гравюра Фламмариона|Яркий пример]]{{Video|xlPAEHTdFa0|width=200|«Три слепых мышонка», ~1609 — наши дни — и далее}}'''Игры со штампами''' — наиболее распространенный способ оживить их и приложить к ним фантазию, так, чтобы произведение смотре...») |
|||
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Игры со штампами''' — наиболее распространенный способ оживить их и приложить к ним фантазию, так, чтобы произведение смотрелось не как конвейерная поделка, собранная на скорую руку из готовых деталей, а как нечто новое и цельное. [[Штамп]], с которым тем или иным способом сыграли — уже не штамп в осудительном смысле слова, он при умелой игре обретает привлекательность и оригинальность. | |||
== Виды игр со штампами == | |||
{{q| | {{q| | ||
* Интересна последовательная эволюция одного сюжета: | * Интересна последовательная эволюция одного сюжета: | ||
Строка 6: | Строка 7: | ||
** Из этого анекдота выросла «[[:w:Шинель (повесть)|Шинель]]» Н. В. Гоголя; | ** Из этого анекдота выросла «[[:w:Шинель (повесть)|Шинель]]» Н. В. Гоголя; | ||
** Затем в пару к этой шинели возникли «Лапти» И. А. Бунина; | ** Затем в пару к этой шинели возникли «Лапти» И. А. Бунина; | ||
** После чего примерно в том же качестве появляются два слона-эпизодчих (Буби и [[Нет, не тот|Фродо]] в | ** После чего примерно в том же качестве появляются два слона-эпизодчих (Буби и [[Нет, не тот|Фродо]] в «Синем городе на Садовой»), в исполнении мастера психоделического майндфака [[Великий Кристалл|В. П. Крапивина]]; | ||
** И, замыкая круг, слонобоечка системы «Парди» от скандального псевдопоследователя ВПК, О. Н. Верещагина. | ** И, замыкая круг, слонобоечка системы «Парди» от скандального псевдопоследователя ВПК, О. Н. Верещагина. | ||
*** Причём сам рассказ «Ружьё» подаётся автором как своего рода попытка вернуть историческую справедливость на её исконное место: якобы Пушкин рассказал в своё время Гоголю именно эту историю (в качестве пресловутого «канцелярского анекдота», будто бы даже основанного на реальных событиях), а тот вывернул её наизнанку и сделал в итоге «Шинель».|[[Неудобная басня]]}} | *** Причём сам рассказ «Ружьё» подаётся автором как своего рода попытка вернуть историческую справедливость на её исконное место: якобы Пушкин рассказал в своё время Гоголю именно эту историю (в качестве пресловутого «канцелярского анекдота», будто бы даже основанного на реальных событиях), а тот вывернул её наизнанку и сделал в итоге «Шинель».|[[Неудобная басня]]}} | ||
=== По смыслу === | === По смыслу === | ||
* [[Аверсия]] | * [[Аверсия]] — самый простой вид игры. Штампа просто сознательно избегают: если это штамп, значит, это нечто некошерное, что лучше обходить стороной. Нет, наш [[Тёмный властелин]] не будет носить чёрное: это просто глупо. Ни персонаж, ни автор не считают, что это круто или готично, и никакой глубоко личной причины носить чёрное у властелина нет. [[Гад за Гадом|Начальник Тёмного властелина]] тоже не приказывает ему этого, имея какие-то веские причины для такого решения. | ||
* [[Субверсия]] | * [[Субверсия]] — игра на ожиданиях: поначалу аудитории подаются намёки на то, что штамп присутствует, но при более близком рассмотрении оказывается, что нет. К примеру, когда герой во второй главе впервые видит Тёмного властелина, он одет в чёрный плащ с капюшоном. Однако уже к третьей главе выясняется, что плащ небесно-голубой, просто дело было посреди горящего города и Властелин с ног до головы закоптился сажей. | ||
* Двойная | ** Двойная субверсия — то же, но дважды. Сначала делается вид, что здесь простая субверсия, но потом внезапно оказывается, что штамп сыгран стандартно. К примеру, небесно-голубой плащ властелина из третьей главы оказывается запасным, а его основной плащ — чёрный. | ||
* [[Зигзаг]] | * [[Зигзаг]] — то же, но многоэтажно, с возможным добавлением аверсий, инверсий и прочих взаимоисключающих параграфов. К примеру, в каждом новом описании Тёмный властелин будет в новом плаще, из которых некоторые чёрные, некоторые кипенно-белые, некоторые голубые, а некоторые цвета хаки. | ||
* [[Инверсия]] | * [[Инверсия]] — штамп намеренно, демонстративно выворачивается наизнанку. Например, плащ Тёмного властелина кипенно-белый, каждый день стирается с хлоркой, и Властелин ужасно нервничает от малейшего тёмного пятнышка. | ||
* [[Обоснование]] | * [[Обоснование]] — штамп играется стандартно, но даётся объяснение, почему это не штамп, а логичный вывод из законов мира. Например, Тёмный властелин носит чёрный плащ с вышитым красным гербом своей империи, потому что у империи именно такие гербовые цвета. Были бы бело-оранжево-розовые с соплюшечкой — с гордостью носил бы такие. | ||
* [[Обоснуй]] | * [[Обоснуй]] — то же, но менее логично или слеплено наскоро. Или просто «на любителя»: по-своему логично, но кому-то такая логика близка, а кому-то не очень. Например, Тёмный властелин носит чёрный плащ, чтобы ''устрашать'' своих врагов. | ||
* [[Деконструкция]] | * [[Деконструкция]] — штамп переосмысливается, логически анализируется, и описываются последствия, которые в более возвышенной и романтической литературе обычно не обсуждаются. Например, Тёмный властелин живёт в огненной пустыне, и ему там в его чёрном плаще ужасно жарко; но бедняжка терпит, потому что в халате и банных шарканцах его не будут уважать его Тёмные народы. | ||
* [[Реконструкция]] | * [[Реконструкция]] — продвинутый вариант обоснования, противоположный деконструкции. Неестественные и нелогичные элементы штампа убираются, под естественные и логичные подводятся обоснования, и в результате в описываемый объект хочется верить даже самому прожжённому скептику. Например, радикально-чёрный краситель для плаща — самый дорогой в этих землях и служит безусловным знаком статуса для любого местного жителя. | ||
* [[Пародия]] | * [[Пародия]] — штамп обстёбывается в полный рост, с искажением смысла. Например, Тёмный властелин вместо чёрного плаща носит чёрные панталоны. | ||
=== По стилю === | === По стилю === | ||
* [[Шутки ради]] | * [[Шутки ради]] — штамп играется стандартно, но демонстрируется его комический аспект (в отличие от пародии, смысл не искажается и штамп подается как есть, над ним просто посмеиваются). Например, нам демонстрируют, как Властелин в своём тёмном плаще ходит в магазин за покупками, и как от него шарахаются на улице прохожие, хотя он просто идёт с авоськами хлеба и молока. | ||
* [[Ради драмы]] | * [[Слезогонка|Ради драмы]] — штамп играется серьёзно или наигранно-мелодраматично. Например, Тёмный властелин завоёвывает мир ради мечты погибшего отца и дал зарок не снимать траур по нему до достижения своей цели. | ||
* [[Педаль в пол]] | * [[Топливо ночного кошмара|Ради ужаса]] — троп играется серьёзно и пугающе. Например, плащ Тёмного властелина — это [[чужеродное чудовище]]. | ||
* [[С прикрученным фитильком]] | * [[Педаль в пол]] — штамп раздувается до гротескных размеров, не обязательно с комическим подтекстом, может быть и вполне серьёзно, вплоть до кафкианского абсурда. Например, плащ настолько большой, что за властелином его несёт десять шлейфоносцев. Как пример — шлем Лорда Шлема из «[[Spaceballs|Космобольцев]]». | ||
* [[С прикрученным фитильком]] — штамп играется, но не в таких масштабах, как обычно, не так ярко или заметно. Например, плащ у властелина тёмно-серый. | |||
=== По реакции персонажей === | === По реакции персонажей === | ||
* [[Подсветка]] | * [[Жанровая слепота]] — самый простой вариант: персонажи просто игнорируют наличие штампа, иногда заодно [[Идиотский мяч|игнорируют здравый смысл]]. | ||
* [[Опора на штамп]] | * [[Подсветка]] — штамп играется стандартно, но кто-то из персонажей (или автор) отпускает по этому поводу комментарии. Например, Представитель Симпатичного Нацменьшинства отпускает шутки по поводу того, что чёрные плащи вышли из злой моды сто двадцать лет назад. | ||
* [[Отрицание штампа]] | * [[Опора на штамп]] — персонаж намеренно пользуется штампом, «вычитанным в романах», как руководством к действию. Например, Тёмный властелин носит чёрный плащ, потому что знает, что все Тёмные Властелины Древних и Предначальных Эпох из легенд одевались именно так, и объясняет это. | ||
* [[ | ** [[Жанровая смекалка]] — возникает на пересечении опоры на штамп с его подсветкой. [[Допустимая жанровая условность]] позволяет персонажу увязать подсвечиваемый штамп или несколько с другими фактами в единую логическую цепочку и при том не ошибиться вопреки тому, что в реальной жизни для того потребовалась бы [[безумная тролльская логика]]. | ||
* [[Пародийная деконструкция]] | * [[Отрицание штампа]] — персонаж намеренно не пользуется штампом и объясняет это. «Я — и в чёрном плаще? Вы что, хотите, чтобы я подражал Чёрному Королю Бармалиона? Или Ужасу Восточного Запада из Караманора и Мараканора? Вы не забыли, что всех их разгромили в пух и прах?». Фактически это всё та же [[аверсия]], но — устами и волей персонажа. | ||
** [[Жанровая ошибка]] — неудачная попытка блеснуть жанровой смекалкой приводит к нежелательным последствиям. Например персонаж опирался на стандартный штамп детективов о том, что убийца — садовник, и решил повигиллантствовать, а в деле оказалась замешана мистика, и теперь персонажам для борьбы со злыми духами срочно нужен отвар из очень редкого растения, которое, на их везение, есть в оранжерее, но отыскать его там мог только садовник, которого уже нет. | |||
* [[Пародийная деконструкция]] — в кульминационный момент появляется мама Тёмного властелина и награждает его подзатыльниками за то, что он испачкал до черноты плащ, который она только вчера отстирала. | |||
{{Nav/Игры со штампами}} | {{Nav/Игры со штампами}} |
Текущая версия на 06:14, 6 июня 2024
Игры со штампами — наиболее распространенный способ оживить их и приложить к ним фантазию, так, чтобы произведение смотрелось не как конвейерная поделка, собранная на скорую руку из готовых деталей, а как нечто новое и цельное. Штамп, с которым тем или иным способом сыграли — уже не штамп в осудительном смысле слова, он при умелой игре обретает привлекательность и оригинальность.
Виды игр со штампами[править]
« |
|
» |
— Неудобная басня |
По смыслу[править]
- Аверсия — самый простой вид игры. Штампа просто сознательно избегают: если это штамп, значит, это нечто некошерное, что лучше обходить стороной. Нет, наш Тёмный властелин не будет носить чёрное: это просто глупо. Ни персонаж, ни автор не считают, что это круто или готично, и никакой глубоко личной причины носить чёрное у властелина нет. Начальник Тёмного властелина тоже не приказывает ему этого, имея какие-то веские причины для такого решения.
- Субверсия — игра на ожиданиях: поначалу аудитории подаются намёки на то, что штамп присутствует, но при более близком рассмотрении оказывается, что нет. К примеру, когда герой во второй главе впервые видит Тёмного властелина, он одет в чёрный плащ с капюшоном. Однако уже к третьей главе выясняется, что плащ небесно-голубой, просто дело было посреди горящего города и Властелин с ног до головы закоптился сажей.
- Двойная субверсия — то же, но дважды. Сначала делается вид, что здесь простая субверсия, но потом внезапно оказывается, что штамп сыгран стандартно. К примеру, небесно-голубой плащ властелина из третьей главы оказывается запасным, а его основной плащ — чёрный.
- Зигзаг — то же, но многоэтажно, с возможным добавлением аверсий, инверсий и прочих взаимоисключающих параграфов. К примеру, в каждом новом описании Тёмный властелин будет в новом плаще, из которых некоторые чёрные, некоторые кипенно-белые, некоторые голубые, а некоторые цвета хаки.
- Инверсия — штамп намеренно, демонстративно выворачивается наизнанку. Например, плащ Тёмного властелина кипенно-белый, каждый день стирается с хлоркой, и Властелин ужасно нервничает от малейшего тёмного пятнышка.
- Обоснование — штамп играется стандартно, но даётся объяснение, почему это не штамп, а логичный вывод из законов мира. Например, Тёмный властелин носит чёрный плащ с вышитым красным гербом своей империи, потому что у империи именно такие гербовые цвета. Были бы бело-оранжево-розовые с соплюшечкой — с гордостью носил бы такие.
- Обоснуй — то же, но менее логично или слеплено наскоро. Или просто «на любителя»: по-своему логично, но кому-то такая логика близка, а кому-то не очень. Например, Тёмный властелин носит чёрный плащ, чтобы устрашать своих врагов.
- Деконструкция — штамп переосмысливается, логически анализируется, и описываются последствия, которые в более возвышенной и романтической литературе обычно не обсуждаются. Например, Тёмный властелин живёт в огненной пустыне, и ему там в его чёрном плаще ужасно жарко; но бедняжка терпит, потому что в халате и банных шарканцах его не будут уважать его Тёмные народы.
- Реконструкция — продвинутый вариант обоснования, противоположный деконструкции. Неестественные и нелогичные элементы штампа убираются, под естественные и логичные подводятся обоснования, и в результате в описываемый объект хочется верить даже самому прожжённому скептику. Например, радикально-чёрный краситель для плаща — самый дорогой в этих землях и служит безусловным знаком статуса для любого местного жителя.
- Пародия — штамп обстёбывается в полный рост, с искажением смысла. Например, Тёмный властелин вместо чёрного плаща носит чёрные панталоны.
По стилю[править]
- Шутки ради — штамп играется стандартно, но демонстрируется его комический аспект (в отличие от пародии, смысл не искажается и штамп подается как есть, над ним просто посмеиваются). Например, нам демонстрируют, как Властелин в своём тёмном плаще ходит в магазин за покупками, и как от него шарахаются на улице прохожие, хотя он просто идёт с авоськами хлеба и молока.
- Ради драмы — штамп играется серьёзно или наигранно-мелодраматично. Например, Тёмный властелин завоёвывает мир ради мечты погибшего отца и дал зарок не снимать траур по нему до достижения своей цели.
- Ради ужаса — троп играется серьёзно и пугающе. Например, плащ Тёмного властелина — это чужеродное чудовище.
- Педаль в пол — штамп раздувается до гротескных размеров, не обязательно с комическим подтекстом, может быть и вполне серьёзно, вплоть до кафкианского абсурда. Например, плащ настолько большой, что за властелином его несёт десять шлейфоносцев. Как пример — шлем Лорда Шлема из «Космобольцев».
- С прикрученным фитильком — штамп играется, но не в таких масштабах, как обычно, не так ярко или заметно. Например, плащ у властелина тёмно-серый.
По реакции персонажей[править]
- Жанровая слепота — самый простой вариант: персонажи просто игнорируют наличие штампа, иногда заодно игнорируют здравый смысл.
- Подсветка — штамп играется стандартно, но кто-то из персонажей (или автор) отпускает по этому поводу комментарии. Например, Представитель Симпатичного Нацменьшинства отпускает шутки по поводу того, что чёрные плащи вышли из злой моды сто двадцать лет назад.
- Опора на штамп — персонаж намеренно пользуется штампом, «вычитанным в романах», как руководством к действию. Например, Тёмный властелин носит чёрный плащ, потому что знает, что все Тёмные Властелины Древних и Предначальных Эпох из легенд одевались именно так, и объясняет это.
- Жанровая смекалка — возникает на пересечении опоры на штамп с его подсветкой. Допустимая жанровая условность позволяет персонажу увязать подсвечиваемый штамп или несколько с другими фактами в единую логическую цепочку и при том не ошибиться вопреки тому, что в реальной жизни для того потребовалась бы безумная тролльская логика.
- Отрицание штампа — персонаж намеренно не пользуется штампом и объясняет это. «Я — и в чёрном плаще? Вы что, хотите, чтобы я подражал Чёрному Королю Бармалиона? Или Ужасу Восточного Запада из Караманора и Мараканора? Вы не забыли, что всех их разгромили в пух и прах?». Фактически это всё та же аверсия, но — устами и волей персонажа.
- Жанровая ошибка — неудачная попытка блеснуть жанровой смекалкой приводит к нежелательным последствиям. Например персонаж опирался на стандартный штамп детективов о том, что убийца — садовник, и решил повигиллантствовать, а в деле оказалась замешана мистика, и теперь персонажам для борьбы со злыми духами срочно нужен отвар из очень редкого растения, которое, на их везение, есть в оранжерее, но отыскать его там мог только садовник, которого уже нет.
- Пародийная деконструкция — в кульминационный момент появляется мама Тёмного властелина и награждает его подзатыльниками за то, что он испачкал до черноты плащ, который она только вчера отстирала.
Игры со штампами | |
---|---|
По смыслу | Аверсия • Деконструкция (Деконструкция задала новые каноны) • Зигзаг • Инверсия (Гендерная) • Обоснование (Аргумент мультиверса • Обоснуй) • Пародия (Самопародия) • Реконструкция • Субверсия |
По стилю | Педаль в пол • Ради драмы • Ради ужаса • С прикрученным фитильком • Шутки ради • Подразумевание штампа |
По реакции персонажа | Опора на штамп • Отрицание штампа • Подсветка (Господа, это символично! • Всегда хотел это сказать • Мы знаем, что написали бред) • Эксплуатация штампа |
Распространённые обоснуи | Акула вуду • Онижепришельцы! • Фантастическое допущение • Это был социальный эксперимент • Это очень сильное колдунство • Потому что я Бэтмен! |
← | Основы • Штамп • Явления и идеи |