Неведение — блаженство: различия между версиями
Sinc037 (обсуждение | вклад) |
|||
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 12: | Строка 12: | ||
=== Религия и мифология === | === Религия и мифология === | ||
* В христианстве считается, что незнание даты конца света и даты собственной | * В христианстве считается, что незнание даты конца света и даты собственной смерти — это божественный дар. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
Знанье – смерть прямая нам.|Перевод Жуковского.}} | Знанье – смерть прямая нам.|Перевод Жуковского.}} | ||
* [[Лавкрафт]]! Каждый герой сталкивается с тёмным откровением, которое с радостью бы забыл: о танцующем слабоумном ядерном Азатоте и его подтанцовке, [[Предтечи|о древних ушедших (не до конца) расах]], о людях и уродах. | * [[Лавкрафт]]! Каждый герой сталкивается с тёмным откровением, которое с радостью бы забыл: о танцующем слабоумном ядерном Азатоте и его подтанцовке, [[Предтечи|о древних ушедших (не до конца) расах]], о людях и уродах. | ||
* [[WarHammer 40,000]] | * [[WarHammer 40,000]] — один из лозунгов Империи Человечества. Учитывая, что из себя представляет параллельное измерение Варп и насколько жестока вселенная Молота Войны сама по себе… сложно поспорить с тем, что в этом мире для обычного человека неведение — это благо. | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Жук в муравейнике]]». «Тайна личности. Самая сумеречная тайна из всех | * [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Жук в муравейнике]]». «Тайна личности. Самая сумеречная тайна из всех мыслимых — о ней ничего не должна знать сама личность… Простейший пример: информация о неизлечимой болезни личности. Пример посложнее: тайна проступка, совершенного в неведении и повлекшего за собой необратимые последствия, как это случилось в незапамятные времена с царем Эдипом…» | ||
* Морис Метерлинк, «Синяя | * Морис Метерлинк, «Синяя птица» — среди Блаженств было и Блаженство Ничего Не Понимать. | ||
** Следует учесть, что по сеттингу Блаженства не являются чем-то положительным ('''Кошка'''. Я зайду по дороге к моим закадычным друзьям | ** Следует учесть, что по сеттингу Блаженства не являются чем-то положительным ('''Кошка'''. Я зайду по дороге к моим закадычным друзьям Несчастьям — они живут рядом с Блаженствами…). И уж никак не являются блаженствами евангельскими (которые никак не мог заучить [[Том Сойер]]). | ||
*** Это в русском переводе «Блаженства» в «Синей птице» называются тем же словом, что и евангельские блаженства, а в оригинале первые Bonheurs, а вторые Béatitudes. | *** Это в русском переводе «Блаженства» в «Синей птице» называются тем же словом, что и евангельские блаженства, а в оригинале первые Bonheurs, а вторые Béatitudes. Bonheur — счастье, благополучие, но не назовешь же Bonheurs по-русски «Счастьями», а «Благополучия» это явно не то, что в пьесе. Там именно Счастье (Блаженство) Ничего Не Понимать, Счастье (Блаженство) Видеть Зажигающиеся Звезды и т. п. Не все из Bonheurs легко перевести как «счастье», а вот как «блаженство» можно: например, Блаженство Голубого Неба. И сказать, что у Метерлинка «Блаженства не являются чем-то положительным», неверно. У него ''не все'' Блаженства являются чем-то положительным. Среди них есть положительные (Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Бегать По Росе Босиком<ref>Не знаю, может, это не положительные, а нейтральные, но в пьесе у них у всех ангельский облик, в отличие от Тучных Блаженств и Блаженства Быть Невыносимым, выглядящего как [[чёрт с рогами|бесенок]].</ref>, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Невинных Мыслей) и отрицательные (Блаженство Быть Невыносимым, Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода). А то, что они живут рядом с Несчастьями, говорит лишь о том, что в жизни людей bonheurs и malheurs бок о бок ходят. Там же в Садах блаженств обитают и Великие радости: Великая Радость Быть Справедливым, Радость Понимать (сестра Блаженства Ничего Не Понимать), Великая Радость Любить и т. д., вплоть до Радостей, людям еще неведомых. | ||
* «Самый далёкий берег» А. | * «Самый далёкий берег» А.Бушкова — галактическая Структура старательно скрывает своё присутствие от основной массы человечества (и других неразвитых цивилизаций). Ибо как показала печальная практика, ознакомление со сверхтехнологиями не готовых к этому цивилизаций приводит к печальным последствиям — дикому комплексу неполноценности и потери стремления к саморазвитию. Даже гибель цивилизации в процессе самостоятельного развития считается меньшим злом. | ||
* «Мёртвый Рай» Руслана Мельникова: от страны почти ничего не осталось: все крупные города (включая Столицу) уничтожены ядерными ударами по приказу Президента, уничтожены и | * «Мёртвый Рай» Руслана Мельникова: от страны почти ничего не осталось: все крупные города (включая Столицу) уничтожены ядерными ударами по приказу Президента, уничтожены и исполнители — во избежание утечек информации. Жители немногих островков цивилизации пребывают в святой уверенности, что все проблемы со снабжением носят исключительно локальный характер, и их город — лишь неблагополучный уголок процветающей Империи. | ||
* «[[Сага о ведьмаке]]» — [[откровение у холодильника|у холодильника]] понимаешь, что Геральт запретил эксгумировать и вскрывать труп Ренфри именно из этих соображений. Если выяснится, что она таки мутантка, озверевшая от Проклятия Чёрного Солнца — это выставит героями (или, по крайней мере, [[так было надо|ситуативно правыми]]) [[злая королева|её мачеху-княгиню]] и [[неэтичный учёный|Стрегобора]], с юности гнобивших девушку, а к самим мутантам ([[это личное|включая самого Геральта]]) вызовет ещё большую народную ненависть. Если же выяснится, что Ренфри мутанткой не была, то это выставит Стрегобора, который Геральту [[наш сукин сын|всё же не совсем чужой]], [[вешалка для собак|крайним в глазах общественности]] (мол, довёл невинную малышку до [[моральный горизонт событий|морального горизонта событий]]) и спровоцирует народную ненависть как раз к чародеям. Так что пусть себе лежит с миром и никому больше не вредит. | |||
* | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 37: | Строка 35: | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[ | * «[[Секретные материалы]]» (1993) — истина где-то рядом, но её раскрытие приведёт к ужасным последствиям. Все это прекрасно понимают, и только неугомонный Малдер продолжает раскачивать лодку. | ||
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | === [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] === | ||
* «[[Suzumiya Haruhi no Yuuutsu|Меланхолия Харухи Судзумии]]» — одна из основных тем сериала. Что произойдёт, если девушка, способная изменить реальность как ей вздумается, узнает о таких своих способностях? Никто не знает. И лучше и не знать, и не рассказывать, и вообще вести себя максимально тихо. | * «[[Suzumiya Haruhi no Yuuutsu|Меланхолия Харухи Судзумии]]» — одна из основных тем сериала. Что произойдёт, если девушка, способная изменить реальность как ей вздумается, узнает о таких своих способностях? Никто не знает. И лучше и не знать, и не рассказывать, и вообще вести себя максимально тихо. | ||
* [[Mo Dao Zu Shi| | * «[[Mo Dao Zu Shi|Основатель Тёмного пути]]» — второй вариант в случае с Лань Сичэнем, который до последнего отказывается полностью поверить в правду о {{spoiler|Цзинь Гуанъяо}}. Причём надо понимать, что у него реально были причины для этого… и как ни крути, но поплатился он за это очень жестоко. | ||
** Именно так рассудил Сун Лань, {{spoiler|умирая от меча своего лучшего друга Сяо Синчэня}}. И так же рассудила А-Цин, {{spoiler|узнав, кого именно Синчэнь убивал в качестве «лютых мертвецов» по наводке Сюэ Яна и видевшая смерть Сун Ланя}}. Итог получился [[Дойти до самоубийства|крайне печальным]]. | ** Именно так рассудил Сун Лань, {{spoiler|умирая от меча своего лучшего друга Сяо Синчэня}}. И так же рассудила А-Цин, {{spoiler|узнав, кого именно Синчэнь убивал в качестве «лютых мертвецов» по наводке Сюэ Яна и видевшая смерть Сун Ланя}}. Итог получился [[Дойти до самоубийства|крайне печальным]]. | ||
** Примерно так рассуждали Цзян Чэн и Вэй Усянь в {{spoiler|истории с Золотым Ядром, скрыв друг от друга жертву ради друг друга}}. В итоге полуправда (в том смысле, что раскрылась лишь одна тайна из двух, да и то против воли её хозяина, который в момент раскрытия был в отрубе) всплыла спустя полтора десятилетия, и, до кучи, к тому моменту оба успели знатно накосячить. | ** Примерно так рассуждали Цзян Чэн и Вэй Усянь в {{spoiler|истории с Золотым Ядром, скрыв друг от друга жертву ради друг друга}}. В итоге полуправда (в том смысле, что раскрылась лишь одна тайна из двух, да и то против воли её хозяина, который в момент раскрытия был в отрубе) всплыла спустя полтора десятилетия, и, до кучи, к тому моменту оба успели знатно накосячить. | ||
** [[Жертвенный агнец|Цинь | ** [[Жертвенный агнец|Цинь Су… просто Цинь Су]]. | ||
* | * SukaSuka — фея-солдат Ктолли Нота Сеньорис очень не хочет, чтобы её [[Межвидовая романтика|любимый человек]] узнал об её {{spoiler|прогрессирующих утрате воспоминаний и распаде личности.}} Впрочем, позже он всё равно узнаёт. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Alice: Madness Returns]]: именно этого мнения придерживается местный психиатр, доктор Ангус Бамби. {{spoiler|На самом деле, стирая воспоминания Алисы, он просто хотел скрыть следы своих злодеяний.}} | * [[Alice: Madness Returns]]: именно этого мнения придерживается местный психиатр, доктор Ангус Бамби. {{spoiler|На самом деле, стирая воспоминания Алисы, он просто хотел скрыть следы своих злодеяний.}} | ||
* Tales of Zestiria — узнав о том, что леди Мальтрана, командир рыцарей Хайлэнда, на самом деле давно служит Владыке Бедствий, Сорей и Ко оказались перед лицом неприятной дилеммы: либо рассказать об этом принцессе | * Tales of Zestiria — узнав о том, что леди Мальтрана, командир рыцарей Хайлэнда, на самом деле давно служит Владыке Бедствий, Сорей и Ко оказались перед лицом неприятной дилеммы: либо рассказать об этом принцессе Алише — и нанести ей этим тяжелейшую моральную рану, поскольку Мальтрана являлась наставницей и учительницей Алиши и многие свои идеалы девушка почерпнула именно от неё (другое дело, что для Мальтраны они были притворством), либо промолчать, рискуя тем, что Алиша продолжит играть роль марионетки. В итоге они выбрали второе… и правду принцесса узнала уже в гораздо более тяжёлых обстоятельствах. | ||
* [[Undertale]] | * [[Undertale]] — уж очень сильно не хочет Ториэль говорить Фриск, где находится выход из Руин. Корысть или вредность? Отнюдь; это, по мнению самой Ториэль, на благо [[Счастливо усыновлённый|приёмного дитя]], которого за пределами Руин ждёт только смерть | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === |
Текущая версия на 10:28, 9 ноября 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Ignorance is Bliss. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Всегда будет арквеллианский линейный крейсер, или корреллианский луч смерти, или чума, предназначенная на уничтожение всей жизни на этой несчастной маленькой планете, и единственный способ для этих людей продолжать жить — это не. Знать. Об этом! | » |
— Агент Кей из «Людей в чёрном» |
« | Если человек не знает о проблеме — значит, проблемы для него не существует. | » |
— социологи |
« | Меньше знаешь — крепче спишь. А пока не узнаешь — фиг заснёшь. | » |
— Народная мудрость |
Человеку известно что-то такое, что может сильно нарушить душевное спокойствие другого человека, а в худшем случае — привести к его безумию или стать причиной конфликтов. Не желая, чтобы близкий человек страдал, он просто скрывает правду. Иногда это работает, и все продолжают жить в счастливом неведении, но случается, что правда выползает наружу и… впрочем, это уже другой разговор.
Бывает, что сам человек старается избегать неприятных для себя фактов. Вокруг гремит война? Царит нищета и разруха? Человеку всё равно, он просто продолжает тихо заниматься своими делами, не обращая ни на что внимание. Иногда доходит даже до абсурда.
Обычно это один из главных аргументов в пользу того, почему стоит скрывать существование инопланетян, монстров, магов и им подобных. Причём блаженственным неведение может быть как для одной стороны, так и для другой — ведь инопланетянам и магам, если они дружелюбны, тоже хочется спокойно жить.
Примеры[править]
Религия и мифология[править]
- В христианстве считается, что незнание даты конца света и даты собственной смерти — это божественный дар.
Литература[править]
- Шиллер, «Кассандра»:
« | И спасу ль их, открывая |
» |
— Перевод Жуковского. |
- Лавкрафт! Каждый герой сталкивается с тёмным откровением, которое с радостью бы забыл: о танцующем слабоумном ядерном Азатоте и его подтанцовке, о древних ушедших (не до конца) расах, о людях и уродах.
- WarHammer 40,000 — один из лозунгов Империи Человечества. Учитывая, что из себя представляет параллельное измерение Варп и насколько жестока вселенная Молота Войны сама по себе… сложно поспорить с тем, что в этом мире для обычного человека неведение — это благо.
- Братья Стругацкие, «Жук в муравейнике». «Тайна личности. Самая сумеречная тайна из всех мыслимых — о ней ничего не должна знать сама личность… Простейший пример: информация о неизлечимой болезни личности. Пример посложнее: тайна проступка, совершенного в неведении и повлекшего за собой необратимые последствия, как это случилось в незапамятные времена с царем Эдипом…»
- Морис Метерлинк, «Синяя птица» — среди Блаженств было и Блаженство Ничего Не Понимать.
- Следует учесть, что по сеттингу Блаженства не являются чем-то положительным (Кошка. Я зайду по дороге к моим закадычным друзьям Несчастьям — они живут рядом с Блаженствами…). И уж никак не являются блаженствами евангельскими (которые никак не мог заучить Том Сойер).
- Это в русском переводе «Блаженства» в «Синей птице» называются тем же словом, что и евангельские блаженства, а в оригинале первые Bonheurs, а вторые Béatitudes. Bonheur — счастье, благополучие, но не назовешь же Bonheurs по-русски «Счастьями», а «Благополучия» это явно не то, что в пьесе. Там именно Счастье (Блаженство) Ничего Не Понимать, Счастье (Блаженство) Видеть Зажигающиеся Звезды и т. п. Не все из Bonheurs легко перевести как «счастье», а вот как «блаженство» можно: например, Блаженство Голубого Неба. И сказать, что у Метерлинка «Блаженства не являются чем-то положительным», неверно. У него не все Блаженства являются чем-то положительным. Среди них есть положительные (Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Бегать По Росе Босиком[1], Блаженство Любить Родителей, Блаженство Невинных Мыслей) и отрицательные (Блаженство Быть Невыносимым, Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода). А то, что они живут рядом с Несчастьями, говорит лишь о том, что в жизни людей bonheurs и malheurs бок о бок ходят. Там же в Садах блаженств обитают и Великие радости: Великая Радость Быть Справедливым, Радость Понимать (сестра Блаженства Ничего Не Понимать), Великая Радость Любить и т. д., вплоть до Радостей, людям еще неведомых.
- Следует учесть, что по сеттингу Блаженства не являются чем-то положительным (Кошка. Я зайду по дороге к моим закадычным друзьям Несчастьям — они живут рядом с Блаженствами…). И уж никак не являются блаженствами евангельскими (которые никак не мог заучить Том Сойер).
- «Самый далёкий берег» А.Бушкова — галактическая Структура старательно скрывает своё присутствие от основной массы человечества (и других неразвитых цивилизаций). Ибо как показала печальная практика, ознакомление со сверхтехнологиями не готовых к этому цивилизаций приводит к печальным последствиям — дикому комплексу неполноценности и потери стремления к саморазвитию. Даже гибель цивилизации в процессе самостоятельного развития считается меньшим злом.
- «Мёртвый Рай» Руслана Мельникова: от страны почти ничего не осталось: все крупные города (включая Столицу) уничтожены ядерными ударами по приказу Президента, уничтожены и исполнители — во избежание утечек информации. Жители немногих островков цивилизации пребывают в святой уверенности, что все проблемы со снабжением носят исключительно локальный характер, и их город — лишь неблагополучный уголок процветающей Империи.
- «Сага о ведьмаке» — у холодильника понимаешь, что Геральт запретил эксгумировать и вскрывать труп Ренфри именно из этих соображений. Если выяснится, что она таки мутантка, озверевшая от Проклятия Чёрного Солнца — это выставит героями (или, по крайней мере, ситуативно правыми) её мачеху-княгиню и Стрегобора, с юности гнобивших девушку, а к самим мутантам (включая самого Геральта) вызовет ещё большую народную ненависть. Если же выяснится, что Ренфри мутанткой не была, то это выставит Стрегобора, который Геральту всё же не совсем чужой, крайним в глазах общественности (мол, довёл невинную малышку до морального горизонта событий) и спровоцирует народную ненависть как раз к чародеям. Так что пусть себе лежит с миром и никому больше не вредит.
Кино[править]
- «Люди в чёрном»: см. эпиграф.
- Многие другие организации людей в чёрном занимаются подобным. Просто названный фильм — самый известный по этой части.
- «Матрица»: Сайфер при разговоре со Смитом прямым текстом говорит, что неведение — это счастье. Инверсия: Сайфер здесь антирезонёр, он высказывает точку зрения, противоположную авторской. Положительные герои же почитают истину и борются за неё, какой бы ужасной она ни была.
Телесериалы[править]
- «Секретные материалы» (1993) — истина где-то рядом, но её раскрытие приведёт к ужасным последствиям. Все это прекрасно понимают, и только неугомонный Малдер продолжает раскачивать лодку.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- «Меланхолия Харухи Судзумии» — одна из основных тем сериала. Что произойдёт, если девушка, способная изменить реальность как ей вздумается, узнает о таких своих способностях? Никто не знает. И лучше и не знать, и не рассказывать, и вообще вести себя максимально тихо.
- «Основатель Тёмного пути» — второй вариант в случае с Лань Сичэнем, который до последнего отказывается полностью поверить в правду о Цзинь Гуанъяо. Причём надо понимать, что у него реально были причины для этого… и как ни крути, но поплатился он за это очень жестоко.
- Именно так рассудил Сун Лань, умирая от меча своего лучшего друга Сяо Синчэня. И так же рассудила А-Цин, узнав, кого именно Синчэнь убивал в качестве «лютых мертвецов» по наводке Сюэ Яна и видевшая смерть Сун Ланя. Итог получился крайне печальным.
- Примерно так рассуждали Цзян Чэн и Вэй Усянь в истории с Золотым Ядром, скрыв друг от друга жертву ради друг друга. В итоге полуправда (в том смысле, что раскрылась лишь одна тайна из двух, да и то против воли её хозяина, который в момент раскрытия был в отрубе) всплыла спустя полтора десятилетия, и, до кучи, к тому моменту оба успели знатно накосячить.
- Цинь Су… просто Цинь Су.
- SukaSuka — фея-солдат Ктолли Нота Сеньорис очень не хочет, чтобы её любимый человек узнал об её прогрессирующих утрате воспоминаний и распаде личности. Впрочем, позже он всё равно узнаёт.
Видеоигры[править]
- Alice: Madness Returns: именно этого мнения придерживается местный психиатр, доктор Ангус Бамби. На самом деле, стирая воспоминания Алисы, он просто хотел скрыть следы своих злодеяний.
- Tales of Zestiria — узнав о том, что леди Мальтрана, командир рыцарей Хайлэнда, на самом деле давно служит Владыке Бедствий, Сорей и Ко оказались перед лицом неприятной дилеммы: либо рассказать об этом принцессе Алише — и нанести ей этим тяжелейшую моральную рану, поскольку Мальтрана являлась наставницей и учительницей Алиши и многие свои идеалы девушка почерпнула именно от неё (другое дело, что для Мальтраны они были притворством), либо промолчать, рискуя тем, что Алиша продолжит играть роль марионетки. В итоге они выбрали второе… и правду принцесса узнала уже в гораздо более тяжёлых обстоятельствах.
- Undertale — уж очень сильно не хочет Ториэль говорить Фриск, где находится выход из Руин. Корысть или вредность? Отнюдь; это, по мнению самой Ториэль, на благо приёмного дитя, которого за пределами Руин ждёт только смерть
Визуальные романы[править]
- Little Busters!: в Refrain Кенго пытается найти способ, чтобы день сурка продолжался вечно, чтобы Рики и Рин не пришлось сталкиваться с ужасной правдой о реальном мире.