Инопланетяне

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Aliens and Monsters. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

На Тау Ките
Живут в тесноте —
Живут, между прочим, по-разному —
Товарищи наши по разуму.

»
Владимир Высоцкий, «В далеком созвездии Тау Кита…»
Они сотни тысяч лет летели к нам только для того, чтобы понять, что разучились жить при гравитации и ярком солнечном свете. Это очевидно из внешности

Инопланетяне — братья по разуму, представители внеземных цивилизаций. С самого момента, как человек догадался о существовании космоса, он сделал естественный вывод, что там кто-то живёт. Самые первые мыслители и авторы, задумывавшиеся о космосе, невозбранно помещали инопланетян на Луну, Марс, Венеру или Юпитер. После того, как Солнечная система была исследована и стало ясно, что других разумных существ, кроме людей, в ней нет, стало обычным делом подозревать существование инопланетян в других звездных системах. При этом время от времени инопланетян кто-то видит на Земле, но правдоподобия в этих историях не больше, чем в средневековых байках про леших и чертей.

Инопланетяне в реальности[править]

Ученые довольно долго задумываются над проблемой внеземных цивилизаций. Существуют целые теории, предсказывающие, в каких условиях может возникнуть внеземной разум, и списки ближайших звезд, где, с некоторой вероятностью, его можно найти. Но пока можно только догадываться о том, где истина — а она где-то рядом.

А вот как эти самые инопланетяне будут выглядеть — это уже очень интересная загадка. Перво-наперво, вероятнее всего, это будут антропоморфные существа, потому что для того, чтобы сделать ракету, нужны руки в количестве не менее двух. Количество более двух противоречит биологическому минимализму и принципу парности. По той же причине крайне вряд ли у них будет шесть глаз и три ноздри — это неэффективно. Ну и на саранчу они тоже похожи не будут.

  • Не стоит забывать, что на самой Матушке-Земле есть довольно умные слоны, осьминоги и вороны, которые вполне способны осуществлять сложные манипуляции и даже делать простые орудия труда не будучи при этом гуманоидами.

В зависимости от условий на их родной планете, а также пути эволюции, они могут иметь сходство с ящерами, птицами и млекопитающими, что найдет отражение прежде всего во внешнем виде и традициях в одежде. Разумеется, у них будет развитый речевой аппарат (что уже ставит крест на общении клёкотом, щебетом и шипением) — это необходимо для более высокого уровня абстракции, нежели чем сигнальный, без этого невозможны описательные конструкции и сложные термины — необходимая часть словарного запаса для сложной умственной деятельности, такой, как ракетостроение, например. Серокожие большеголовые субтильные гуманоиды с большими глазами тоже могут быть — возможно, это «космическая» раса, за долгие годы странствий адаптировавшаяся к низкой гравитации, плохому освещению и необходимости много думать, прежде чем что-то сделать. Но вот что может быть в точности — мы не знаем.

Инопланетяне в произведениях[править]

«

Мы — инопланетяне,
Вангру, вангра, вангры!..
Откликнитесь, земляне,
Ну будьте так добры!

»
— Из одного телеспектакля советских времён

Зато вот в вымышленных мирах инопланетяне на любой вкус, всех видов и размеров. В зависимости от жанра, о котором идет речь, можно классифицировать и самих инопланетян.

  • Первый контакт. Распространенная тема в НФ, повествующая о первой встрече человека и инопланетянина и их попыткам наладить взаимопонимание. Инопланетяне тут могут быть какие угодно, и чем экзотичнее, тем лучше: попытки героя-человека понять их образ мысли рисуют подробный портрет этой цивилизации.
  • Инопланетное вторжение. Инопланетяне сами к нам прилетели, и они пришли не с миром. Поскольку они умеют преодолевать межзвездные расстояния, они куда развитее нас. А это означает, что человеку придется очень быстро искать способ победить пришельцев. Примеры — от классического произведения Уэллса «Война миров» до серии игр X-COM.
  • Инопланетяне-дикари. А тут ситуация уже перевернута с ног на голову: это мы развитее их, и это мы к ним вторглись и хотим колонизировать. Они, скорее всего, окажутся благородными дикарями и, благодаря своему единению с природой одержат победу и заставят себя уважать. Примеры — фильм Avatar режиссера Кэмерона, настольная ролевая игра Deadlands: Lost Colony, да и мишек Эвоков из Star Wars в ту же кучу. Хотя, если разобраться, они инопланетяне, но не пришельцы, а аборигены, так как ниоткуда не прилетели, а сидят на своей планете. Пришельцами по отношению к ним являются люди.
  • Пришельцы-дикари: предельно фантастическое допущение, что путешествия со сверхсветовой скоростью (управляемая телепортация, проникновение в параллельные миры/планы, чит-коды для «матрицы» и т. п.) — это, на самом-то деле, очень доступно, только совершенно неочевидно (для открытия нужно огромное везение, тогда как, при виде готового решения, наблюдатель поражается, как же все было несложно и отчего до столь простой вещи не додумались раньше — пример из реальности это позиционная система счисления с нулем, мы к ней привыкли с рождения, это арфметика за первый класс, но большую часть истории люди обходились без нее, придумывали всяческие «костыли» один неудобнее другого, а как только открыли — система мгновенно, по историческим меркам, стала единственной общеупотребимой, в математике же произошел «взрыв» различных открытий). Земляне не догадались, но, прикованные к своей планете, далеко продвинулись в других областях технологии и до предела прокачали скилл «убей их всех» в непрекращающихся войнах между собой. Некие же, грубо говоря, космические «викинги», давным-давно открывшие способ межзвёздного перемещения, привыкли летать с планеты на планету и всех подряд резать-нагибать. Преимущественно холодным оружием! И ведь у них это отлично получалось, т. к. большинство разумных цивилизаций в ближайшей окрестности пребывают в еще более дикарском виде. Но однажды их орда навалилась на землян образца этак Второй мировой… Поначалу земляне очень удивились, а потом захватчикам стало тоскливо переживать одну танковую атаку за другой и они с тоски помре… Земляне их межзвёздные корыта разобрали, еще больше удивились — «А-ЧО-ТАК-МОЖНО-БЫЛО»? Ну и повторили межзвёздный привод на раз. Тут-то в галактике и настала нескучная жизнь!
  • Инопланетяне — засланцы среди нас. Они тайно исследуют нас под завесой маскарада. Это конспирологический жанр фантастики, возникший под влиянием измышлений уфологов; хрестоматийный пример — Секретные материалы и комедийная серия фильмов «Люди в черном».
  • Люди — засланцы среди инопланетян. Троп, обратный предыдущему. Прогрессоры в произведениях Стругацких. Джеймс де Гриз и несколько мелких персонажей в серии книг «Стальная Крыса».
    • Аватары в фильме Джеймса Кэмеронааверсия: они выглядят достаточно похоже на местных жителей и, в отличие от людей в своем истинном облике, способны дышать здешней атмосферой и есть здешнюю пищу, но, тем не менее, все в племени прекрасно осведомлены о чужеродной сущности аватаров.
  • Вселенский ужас и его разновидность — Лавкрафтианские ужасы. В этом жанре ужасов внеземной разум невероятно чужд и враждебен всему живому на Земле, и выступает в роли демоничного зла. Лавкрафт и иже с ним.
  • Биологическая тревога. В отличие от примера выше, это не вселенский, а вполне обычный (а для исследователей далеких систем и колонистов на враждебной планете — так вообще обыденный) ужас, представляющий из себя не очень разумных существ, которые, если их не убрать, сломают все на судне и превратят его в огромный улей. Обычно в таких сюжетах персонал делает все неправильно, из-за чего сюжет и случается — в других случаях попадание на борт какого-нибудь арахнида или выведение чужого посереди операционной является событием обычным и не катастрофическим, что случается по сто раз на дню и «лечится» несколькими выстрелами из табельного оружия или использованием экстренных принадлежностей для экстренной ситуации.
  • Космическая опера. Здесь, как правило, существование инопланетян — давно известный факт, они участвуют в галактической цивилизации на равных правах с людьми. Иногда каждая раса обладает собственным государством, иногда люди и инопланетяне — все граждане одного большого космополитичного государства.

Точно так же можно классифицировать и самих инопланетян — по их внешнему и внутреннему облику.

  • Люди с другой планеты. Люди как люди — но не с Земли. Каким образом так получилось — редко объясняют, возможно речь идет о параллельной эволюции или тайном переносе земных колонистов давным-давно какой-то другой расой инопланетян. Или просто не хватает бюджета.
  • Резиновые морды. В целом — люди как люди, но хотя бы обладают отличительным признаком от людей: лбом необычной формы, рогами, щупальцами или иными придатками, произрастающими из физиономии. Опять проблемы бюджета и отсутствие в кинематографе 20-го века серьезной компьютерной графики.
  • Зеленая красотка из космоса. Разновидность предыдущих двух видов, с той лишь разницей, что женского пола и сексуально привлекательная.
  • Гуманоидные инопланетяне. По сути, все три вышеперечисленных вида — гуманоиды, но гуманоиды разные бывают. Любой инопланетянин с двумя руками, двумя ногами и головой — гуманоид.
  • Звероподобные гуманоиды. Инопланетяне, внешне напоминающие гуманоидный вариант какого-нибудь существующего земного животного. Фэнтезийные зверорасы, перенесенные в сеттинг - сюда же. Как правило, имеют характер, схожий с характером этого животного в реальности или в культуре. Волкоподобные гуманоиды будут хищниками и пиратами, змееподобные — коварными отравителями, львинообразные — благородными воинами.
  • Рептилоиды с Нибиру — инопланетяне, внешне (и часто внутренне) схожие с земными рептилиями. Могут сочетаться с тропом выше, но гуманоидность необязательна. Пожалуй, из всех инопланетян-не-резиновых-морд имеют самые разные интерпретации в произведениях — от союзных человечеству турианцев из Mass Effect до кровожадных и враждебных скаарджей из Unreal, которые едва не уничтожили человечество.
  • Инсектоиды. Известный экзотический образ инопланетян, внешне схожий с членистоногими. (Инсектоидами названы, поскольку «артроподоиды» звучит так себе.) В большинстве произведений выглядят именно как огромные животные, а гуманоидные варианты встречаются заметно реже. В отличие от рептилоидов, не так неоднозначны и очень часто являются враждебными к людям в силу того, что способны вызывать своим чуждым образом инстинктивное отвращение у человекам. Это даже родило отдельный троп — космическую саранчу. Также нередко их общество устроено как иерархия улья и/или коллективный разум. Эталоном всех этих тропов можно считать багов из «Звёздного десанта» Роберта Хайнлайна.
  • Метаморфы. Существа, способные менять свой внешний облик и выдавать себя за людей или других инопланетян. Примеры — космические пираты Крысс и Весельчак У (Гостья из будущего) или космическая киллерша Зэм Веселл (Star Wars). Черт, они родственники, что ли?
    • Ни Крыс, ни Весельчак У — не метаморфы. Крыс — инсектоид-скорпион, таскающий синтетическую оболочку (да, с абилкой изменения облика, но конструктивно не являющуюся частью собственно Крыса) для выживания вне родной планеты, а Весельчак и вовсе обладал способностью менять облик лишь в экранизации. Сильно неканоничной. Он — обыкновенный гуманоид, выделяющийся только значительными габаритами и физической силой.
  • Чужеродные инопланетяне. Если и похожи на земную жизнь, то уж точно не на близкородственную нам, людям. Чаще всего контакт с ними сильно осложнён или вообще невозможен. Создаются авторами с упором на экзотичность и непохожесть.
  • Чуждые киборги — враждебные механоидные существа, представленные роботами или киборгами. Нередко являются результатом восстания машин.
  • Чужеродное чудовище. Те же чужеродные, но встречающиеся в жанре «Вселенский ужас» (и его поджанре — «Лавкрафтианские ужасы») и одновременно являющиеся существами, которых лучше не знать. Зачастую интерпретируются, как нечто фундаментальное, богоподобное и недоступное пониманию.
  • Энергетическая форма жизни — инопланетяне, обладающие необычным обликом, состоящим из некой светящейся материи. Это могут быть плазмоиды, сущности из «твёрдого света» или люминесцирующего газа.
  • Предтечи. Эти инопланетяне могут быть какими угодно из вышеперечисленных, но какими бы они ни были — их уже нет и они как-либо повлияли на развитие текущих цивилизаций. При всей их невероятной развитости они куда-то пропали, оставив нам руины и артефакты. Возможно, кто-то из них выжил, но живёт в изоляции от примитивов, а может, они лишь на время спрятались… чтобы мы выросли, а они потом смогли нас убить и съесть, как скот.
  • Мистификация. Пример — Иоанна Хмелевская, иронический роман «Инопланетяне в Гарволине»: газетчики ради сенсации имитируют приземление летающей тарелки в городке близ Варшавы.
  • Ангелоподобные инопланетяне — симпатичные инопланетяне, которые очень похожи на одноименных библейских божьих существ и выглядят чрезвычайно красивыми и человекоподобными.
  • Древние астронавтыдостаточно развитые инопланетяне которые общались с человечеством в прошлом, формируя мифы Земли и древние цивилизации.