Маскарад

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Masquerade. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Emblem-important.pngОсторожно, деликатная тема!
Posmotreli не пропагандирует экстремистские теории заговора. Меньше рецептов, больше культурных отсылок.
« — Подождите, — сказал Кирьянов, — Значит, это всё правда — насчет Розуэлла и проекта «Мажестик»?
— Хотите добрый совет? Не пытайтесь упрощать. Абсолютно все широкоизвестные публике загадки, с неимоверным накалом освещавшиеся в прессе и популярной литературе, истине если и соответствуют, то на пару процентов, не более. Что касается данных конкретных случаев, то названные вами коллизии — лишь периферийные слои обширной программы дезинформации, и не более того. […] Те загадочные, засекреченные, неуловимые масоны высших степеней посвящения, кукловоды из закулисья, глобальное невидимое правительство — мы и есть. Конечно, в переносном смысле. […] В общем, наше существование, если можно так выразиться, смутно чуяли. И чуют до сих пор. Вот только наших «следопытов» губит та самая приземлённость, они не в силах мыслить пространственно. Вершина их фантазии — в том, чтобы считать «закулисой» евреев, масонов, мудрецов из Шамбалы, друидов и правнуков атлантов — иными словами, исключительно земные факторы. Истина же настолько грандиозна, что пребывает вне поля зрения охотников за масонами. И, надеюсь, долго ещё будет в этом положении пребывать. Как-никак, мы наработали некоторый опыт.
»
— А. Бушков. «Самый далекий берег»
« Общество – это маскарад, где каждый старается скрыть свою суть под маской и тем самым себя разоблачает »
— Ральф Уолдо Эмерсон

(link)

Именно собаки движут человеческий прогресс. А вы не знали?

Мёртвые не встают? Люди не превращаются в зверей? Магия — бред для суеверных? Мы одни на Земле?

Подумайте ещё раз, и поймёте, что всё, что вы знали о мире — неправда, которую скармливали вам с ложечки семья, школа, газеты и телевизор. Среди нас живут иные существа, которые тщательно прячутся. Почему? Может быть, потому, что они — монстры, и опасаются, что люди станут их убивать, если узнают. Или потому, что к знанию о них человечество не готово, и поведёт себя непредсказуемо и безумно, если вдруг узнает. Или таким образом им удобнее манипулировать людьми.

Знаете ли вы, например, что все готические ночные клубы в вашем городе принадлежат мафии вампиров? Что «Гринпис» — это контора рогов и копыт, принадлежащая оборотням, сражающимся за дикую природу? Что в заброшенных замках Англии и Шотландии живут маги и волшебники, а противостоит им тайное общество безумных учёных-иллюминатов, управляемое прогрессорами с другой планеты, очень похожими на людей? А что же власти — они не знают? Чего-то не знают, а что-то знают, но скрывают. Ах да, мы ещё не говорили, что английская королева и вся её семейка — дальние потомки эльфийской аристократии, и им подчиняется войско гоблинов-воров?

В общем и целом, маскарад — это сеттинг конспирологической фантастики, в котором на фоне привычной реальности действуют некие тайные, законспирированные сущности: инопланетяне, готические существа вроде вампиров и оборотней, маги, жидомасоны… Маскарад обычно охраняется во избежание рассекречивания; в некоторых случаях действуют некие люди или нелюди в чёрном, затыкающие или вербующие свидетелей, в некоторых — некие законы мира, изменяющие или стирающие свидетелям память.

Родственное понятие из жанра космооперы — закон невмешательства, когда нам даётся перспектива не глазами случайно посвящённого аборигена отсталой планеты, а с точки зрения само́й замаскированной развитой цивилизации. Там же привычный окружающий мир может оказаться затерянным ковчегом.

Еще одно родственное понятие — криптоистория, жанр фантастики, в котором известные и реально произошедшие события объясняются тайными фантастическими причинами, будь то война великих держав за секреты Шамбалы или интриги злобной древней расы.

Очень часто присутствует в жанрах низкое фэнтези и Городское фэнтези.

Если кто-то из обывателей случайно узнаёт про маскарад и желает стать частью тайного мира, это троп Просочиться в маскарад. Если в жизни обывателя что-то пошло не так и он узнает про сабж, вообще не планируя этого шага, это уже Влипнуть в маскарад.

Примеры[править]

Кодификатор — см. в разделе «Настольные игры», который традиционно внизу.

Литература[править]

  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — субверсия. Воланд и сотоварищи охотно нарушают его, но с расчётом на то, что это не затронет каких-то глобальных процессов (СССР они не разваливают, например, хотя могли бы).
  • Братья Стругацкие:
  • Виктор Пелевин — особенно произведения «Empire V» и «Бэтман Апполо», согласно которым миром, на самом деле, правят вампиры (но не те, которые нежить). Сюда же можно отнести и деятельность «Института пчеловодства» из «Generation „П“».
  • Нил Гейман — «Американские боги», «Задверье» (оно же «Никогде»).
  • Клайв Баркер, рассказ «Полночный поезд с мясом» из первых Книг Крови.
    • В Цикле Искусства наличествует Синклит — законспирированные борцы против вторжения иномирового зла. По совместительству — здешние люди в чёрном.
  • Гексалогия Сергея Лукьяненко о Дозорах. Причём раз обсуждается один вариант истории, в котором люди живут настолько хорошо, что начинают замечать странности в некоторых гражданах. Таким образом выявляются Иные и начинается на них охота.
  • Серия «Тайный город» Вадима Панова — скрывается существование магии и самого Тайного города.
  • «Гарри Поттер» — Отдел по работе с магглами в Министерстве магии как раз и занимается тем, что заметает следы магических действий, чтобы о них не узнали в обычном мире.
  • Александр Прозоров, цикл «Тёмный лорд» — субверсия. Битали Кро, как и положено юному магу, соблюдает осторожность, однако однажды его друзья всё равно становятся «звёздами ютуба». На это директор школы как бы невзначай говорит ему, что маги специально продвигают развитие компьютерных технологий и выпуск заведомо перегруженных спецэффектами фильмов, чтобы смертные любую случайно сделанную фотографию или видеозапись воспринимали результат монтажа. Другое дело, если маг решит открыться перед смертными официально — такого нарушителя будет ждать самое суровое наказание.
  • «Досье Дрездена» — субверсия. Не столько волшебники стараются скрыть от мира своё (и других сверхъестественных рас) существование, сколько сами люди прилагают массу усилий, чтоб не замечать сверхъестественного.
  • А. Бушков, «Самый далёкий берег» (см. эпиграф) рассказывает о галактической Структуре, охватывающей множество миров. Попутно обстёбывается (когда беззлобно, когда нет) куча разных фантастов — от Стругацких до Лема.
  • Фрэнсис Пол Вилсон, цикл «Наладчик Джек» — главному герою постоянно приходится противостоять некой силе, которую обобщённо называют Иное.
  • Руслан Мельников, цикл «Мёртвые братства» — братства мёртвых, контролирующие все сферы жизни общества, равно как и Охотники на них, скрывают своё существование от простых «жильцов». Впрочем, некоторые Охотники тоже не простые смертные, и свою истинную сущность скрывают уже от своих коллег и особенно от мертвяков.
  • Дрю Хэйс (Drew Hayes) цикл «Фред, вампир-бухгалтер» (Fred, The Vampire Accountant) — существование паралюдей тщательно скрывается специальным правительственным агентством, правда никаких устройств стирания памяти у них нет, пользуются старыми-добрыми методами устрашения, взятками, дезинформацией и тем, что в эпоху интернета, люди ко всему относятся скептически (то есть, выставил кто-то видео о вампире на Ютюбе — большинство комментариев будут про то, как бутафорски смотрятся клыки). Девушка главного героя-вампира является агентом этой службы. К слову, насчёт отношений между агентом и нечеловеком: если заполнить соответствующие документы, то без проблем. Фред становится бухгалтером не только для людей, но и для паралюдей. А что, от налоговой даже вурдалак не убежит!
  • Рик Риордан, цикл «Перси Джексон» — действия полубогов и магических существ скрывает Туман, и простые люди видят что угодно, но не правду. Хотя возможны редкие исключения.
  • Шуваев, "Цветок камнеломки". Первые годы "Чёрный Ромб" скрывается от всех, даже клиентов выбирая с большим разбором. "Если к властям попадет эта... вещь, то никому не жить. Пригонят гэ-бэ из Москвы, все перекроют, все перероют, никого не выпустят. Изолируют всех, кто хоть что-нибудь, хоть каким-нибудь боком... Даже мусоров. Полк пригонят! Дивизию! Атомную бомбу сбросят, ежели понадобится для соблюдения режима!!!"
  • Джон "Wildbow" Маккрей, "Пакт" - люди делятся на Невинных, которые защищены от большей части проявлений сверхъестественного и не замечают его, Пробужденных, которые при помощи условленного ритуала объявили себя частью скрытого мира, и Знающих - тех, чья Невинность так или иначе покорежена, зачастую почти не имеющих ни защиты, ни власти над магией.
  • «Страшные истории, рассказанные в поезде» Александра Устинова — местные монстры осознанно поддерживают маскарад и даже высылают людей-ликвидаторов за теми, кто слишком много знает.
  • «Все любят большие с...сундуки!» - в эльфийской республике действуют доппельгангеры, поддерживающие свой «Фасад» и заставляющие делать это новоприбывших, таких как главный герой.
  • «Нежить» Василия Рогулина — почти вся нечисть умеет отводить глаза и наводить простенькие иллюзии, скрываясь от взгляда. Кроме случаев, когда осознанно хочет показаться. И даже тогда человек, отойдя от шока, скорее спишет всё на вызвавшую бред болезнь или безумие.
  • Владимир Орлов, "Альтист Данилов" - главный герой, для людей альтист в театре, для домовых "демон на договоре" при местной ячейке. Правда, тяготится Данилов отнюдь не человеческой, а демонической сущностью - манкирует обязанностями, вместо полетов ездит на трамвае, вместо пророчицы и демонической женщины выбирает лаборантку Наташу.

Кино[править]

  • «Люди в чёрном».
  • «Кошки против собак» — пародийная подача тропа.
  • «Солдатики» — с прикрученным фитильком. За время действия фильма маскарад просто не успел оформиться, но игрушки до поры до времени нарочно «косят» под неживые объекты. В конце фильма директор компании собирается продать их каким-то повстанцам в другом полушарии.
  • «Москва 2017» — субверсия. Бренды не живут своей жизнью и не скрываются, это протагонист из-за ритуала научился видеть их взаимодействие и влияние на людей.
  • «Реальные упыри» — небольшой ковен вампиров в Новой Зеландии нарушил Маскарад и пригласил группу документалистов для того, чтобы они сняли фильм об их повседневной жизни.
  • «Джон Уик» — для разнообразия не эльфы с инопланетянами, а тайный мир преступности.
  • «Матрица» — все программы замаскированы под людей, в подавляющем большинстве чужеродно не выглядят. Правда, в «Матрице» об этом никто не знает. Любого, кто начинает догадываться или «выпиливают» агенты, или забирают к себе повстанцы. Похоже, что даже сама Матрица персонифицирует себя в виде Архитектора для общения с Нео.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто», «Торчвуд» (правда позже уже и обычные граждане обо всём знают, после вопроса типа «куда поехала та человекорыбина?», старушка качает головой и приговаривает «долбанный Торчвуд») и «Приключения Сары Джейн»
    • Что не мешает Доктору удивляться тому факту, что никто не помнит, как пришельцы завоевали Землю на несколько дней в прошлом году, и вообще все будто в первый раз узнают, что пришельцы вообще существуют — Капитан Харкнесс позже признаётся, что всё-таки подтирает людям память. При этом был как минимум один случай даже после закрытия Торчвуда.
  • «Гримм», причём в Европе существует Совет Существ, одна из задач которого — поддерживать маскарад любой ценой. Когда группа Существ в Портленде собирается объявить о себе на телевидении, Совет посылает киллера-человека застрелить их у всех на глазах, чтобы устрашить ещё одно поколение Существ. По-видимому, им это приходится делать каждые пару десятилетий.
  • «Секретные материалы». С 1947 года политику большинства государств тайно направляет Консорциум, который готовится к колонизации Земли пришельцами. С переменным успехом.
  • «Горец» — бессмертные соблюдают такой маскарад, хотя, если вдуматься, не слишком тщательно. (В самом деле, трудно не заметить такие фейерверки, после каждого из которых неизменно остаётся один труп с отсечённой холодным оружием головой.) Конечно, есть и организация, наблюдающая за бессмертными и организации, пытающиеся ликвидировать «людей плюс».
  • «Preacher» — такое есть у ангелов и вампиров.

Мультфильмы[править]

  • «История игрушек» же! Один крик: «Энди идёт!» — и вся бурная деятельность игрушек мигом сходит на нет.
  • «Отважный маленький тостер» — вся техника в мире разумная и говорящая, но при людях выглядит… ну, так как мы привыкли.
  • «Монстры на каникулах» — целый замок был переоборудован в отель для монстров всех мастей, которые могли бы не бояться людей. К тому же глава всей этой тусовки напрямую воспользовался маскарадом — на Хеллоуин пробрался через толпу людей.

Мультсериалы[править]

  • «Секретные материалы псов-шпионов». Что-то вроде «Кошек против собак» (скорее наоборот — сериал вышел раньше фильма). А вы знаете, что все собаки мира состоят в тайной организации по защите человечества?
  • «Mr. Pickles» — заглавный персонаж поддерживает сабж для себя и своего демонического логова. Единственный, кто знает тайну Пиклза — Дедушка, и конфликт вокруг этого факта раскручивается почти в каждой серии.
    • Там же служба защиты свидетеля превращает бывшего мафиози Вито Пиццерели в йети, чтобы тот всю жизнь успешно (нет) прятался от разгневанных экс-коллег.
  • «Трансформеры» — вся вселенная построена на роботах, которые маскируются под разные объекты, от людей до кораблей. Хотя стоит добавить, что некоторые из них имеют своё инопланетное происхождение и не скрывают.
  • «Сказочный патруль» — все сказочные в окрестностях Мышкина держатся в тайне, как и сама магия, а если и видят их (Кот Учёный, мэр Кощей, белка из сказки о Царе Салтане), то не знают всей правды о них.

Комиксы[править]

  • Fables — персонажи сказок по всему миру живут именно так.

Веб-комиксы[править]

  • Фетиш-комиксы от Gesperax, красиво и со вкусом раскрывающие тему порки.
    • Цикл «Modern she-werewolf troubles», пародирующий городское фэнтези — маскарад соблюдается современной нечистью достаточно тщательно, чтобы мало кто знал о ее существовании. Так, в выпуске «Под одной крышей» оборотниха Белинда схлопотала порку от своей соседки-вампирши, за то что попыталась напасть на прохожего в спальном районе, где они обе поселились. А в «Вое» её выпорола кицуне за распугивание туристов в токийском парке. С другой стороны в выпуске «Сумерки» выигравшая пари вампирша выпорола Белинду прямо на улице, причем обе они на тот момент толком не скрывали своей сверхъестественной сущности.
    • Цикл «Tales of the Blood Moon» — тоже пародия, но на сей раз на тёмное фэнтези. То, что в мире есть сверхъестественные существа, ни для кого не секрет, и тех же вампиров и оборотней в приличных городах мало кто будет терпеть, поэтому им приходится скрывать свою истинную сущность. В комиксах самой Gesperax это толком не обыгрывается, а вот в камео леди Афанасии и Ливонны в визуальной новелле можно подсмотреть, как вампирша очень чувствительно шлепает оборотниху за охоту по ночам вокруг ее особняка.

Аниме и манга[править]

  • The Gamer — существование магии активно скрывается и вытесняется в сферу легенд и суеверий. Этому особо способствует система «иллюзорных подземелий» (в оригинале также instant dungeons), являющихся отдельным слоем реальности. Наиболее значимые боестолкновения происходят именно там; также есть намёки, что представители Аукциона Бездны выполняют аналогичную обливиаторам Поттерианы функцию защиты и поддержки этой системы.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite, представляющий собой городское фэнтези.
  • Elven Kingdom — забравшись в особняк леди Афанасии можно подглядеть, как вампирша наказывает оборотниху за ночные вылазки, которые могут привлечь к ним обеим ненужное внимание стражи и соседей.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation замаскирован под интернет-проект, а на самом деле… полон экспонатов, замаскированных под людей, но что это за сущности, [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ].

Настольные игры[править]

  • Кодификатор — настольный ролевой сеттинг World of Darkness, точнее, его линейка Vampire: The Masquerade (про вампиров), присутствует в той или иной форме по тем или иным причинам во всех линейках издательства White Wolf Publishing про других существ — оборотней, магов, фейри, демонов и др. Когда-то с маскарадом никто не парился, но когда людишек стало много, с ними пришлось считаться всем…
    • У вампиров Маскарад классический — его соблюдение лежит только на плечах самих вампиров, и никакой закон природы их косяки исправлять не будет. Единственная поблажка — укушенный вампиром чаще всего забывает этот незначительный факт, что позволяет худо-бедно охотиться.
    • У демонов Маскарад типично вампирский. При этом демонам нужна Вера людей в себя как в сверхъестественную сущность, так что кому-то им всё же приходится раскрываться (хотя ничто не мешает вешать лапшу на уши контрактёрам и пастве).
    • У оборотней на их стороне закон природы — генетический страх, заложенный в каждом человеке, не имеющем генов оборотничества, заставляет их забывать увиденных оборотней.
      • Оборотни-Кицуне никогда не терроризировали людей, а потому генетически запрограммированного страха перед ними у людей нет. Увидевший кицуне во всей красе не только запомнит встречу и все проявления сверхъестественных сил, но и даже не испугается (более того, это единственные оборотни, которые в промежуточных человеко-животных формах получают не штраф, а прибавку к атрибуту Внешности, хотя и не для всех людей).
    • У магов тоже есть закон природы — только лупящий по шапке самим магам. Попробуй, покидайся фаерболами на глазах у толпы — огребешь Парадокса полные штаны. Кроме того, Технократия уничтожает документальные свидетельства проявлений магии и охотится на магов, нарушающих маскарад (Традиции таких тоже не любят, потому что они привлекают Технократию).
    • У фей Маскарад тоже самоподдерживающийся: свидетель их колдовства, посетивший Грёзу или зачарованный феями (простых смертных феи зачаровывают, чтобы те видели воображаемые объекты, в том числе и истинный облик фей), подвержен действию Туманов, которые частично стирают увиденное/пережитое из памяти, а частично заставляют воспринимать это как фантазии и игру воображения. В принципе, так оно и есть, вот только для фей фантазии вполне себе реальны… Под действие Туманов могут попасть даже сами феи, если слишком окунутся в серость повседневного бытия.
    • У Призраков Маскарад поддерживает Мгла, которая подобна Туманам фей: свидетели их действий по прошествии времени начинают списывать всё на оптический обман, воображение, нервное напряжение и прочие сторонние факторы. Дополнительно она дублируется сводом законов Харона «Диктум Мортум», который запрещает вмешиваться в жизнь живых людей (хотя нарушают его нередко).
  • «Секреты кошек» — а вы думали, почему кошек так часто то боготворили (как в Египте), то сжигали (как в Средние века)? Впрочем, хвостатые думают не только о сокрытии собственной магичности, но и мистики вообще + охраняют эти глупые бремя (люди по-кошачьи) от паранормальных и не только угроз. (Да, то что кошки каким-то образом попадают на деревья с которых сами потом не могут слезть — тоже из-за маскарада. Если бы эти бремя не смотрели, то они бы спокойно телепортировались вниз).