Литература: различия между версиями
Кейн (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Q|В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой.|Генрих Гейне}} '''Литература''' (от лат. ''litera'' — буква) — в самом широком смысле совокупность любых текстов. Обычно по...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой.|Генрих Гейне}} | {{Q|В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой.|Генрих Гейне}} | ||
'''Литература''' (от лат. ''litera'' | '''Литература''' (от лат. ''litera'' — буква) — в самом широком смысле совокупность любых текстов. Обычно под литературой понимают художественную литературу, то есть вид искусства, когда результатом творчества является текст. Литература является настолько же древней, как и сам язык. Первыми известными литературными работами являются эпические поэмы — шумерский «[[Эпос о Гильгамеше]]», индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», которые передавались из уст в уста и позднее были записаны. | ||
В древности литература в основном выполняла воспитательную функцию. С развитием городской культуры появились [[драма]] и [[сатира]], созданные для развлечения аудитории. Лирическая поэзия, посвящённая чувствам и переживаниям, берёт своё начало в придворных и аристократических кругах. | В древности литература в основном выполняла воспитательную функцию. С развитием городской культуры появились [[драма]] и [[сатира]], созданные для развлечения аудитории. Лирическая поэзия, посвящённая чувствам и переживаниям, берёт своё начало в придворных и аристократических кругах. | ||
С развитием общества появлялось всё большее количество жанров и литературных форм. Эпохи сменяли друг друга, менялись и литературные | С развитием общества появлялось всё большее количество жанров и литературных форм. Эпохи сменяли друг друга, менялись и литературные направления — классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Входили и выходили из моды разные литературные формы. Со временем всё сильнее размывались жанровые границы. | ||
Давным-давно чтение являлось занятием не для всех — книги были чрезвычайно дороги, их переписывали вручную. В 1440 году Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок, что сделало книжный рынок относительно массовым. Это также удешевило образование, следствием явилась всеобщая грамотность, а с ней и [[бульварная литература]], на смену которой в качестве развлечения в ХХ веке пришли [[кино]], [[комиксы]], [[телевидение]] и [[видеоигры]]. | |||
Современные люди читают меньше книг, чем в былые времена, но литература по-прежнему является важным разделом искусства. В конце концов, [[сценарий]] видеоигры — тоже литература. | |||
== Классификация литературы == | == Классификация литературы == | ||
=== По структуре текста === | === По структуре текста === | ||
* '''Поэзия''' | * '''Поэзия''' — текст в той или иной степени ритмически упорядочен, часто обладает созвучными окончаниями строк (рифмой). При объединении с [[музыка|музыкой]] получаются песня и т. п. жанры. | ||
* '''Драматургия''' | * '''Драматургия''' — текст преимущественно предназначен для постановки в [[театр]]е (когда слово объединено с пантомимой) и состоит главным образом из реплик персонажей, в меньшей степени — из авторских ремарок по их поведению и описания обстановки на сцене. Новой разновидностью можно считать кино- и телесценарий и даже сценарий видеоигры. | ||
** При объединении, в свою очередь, театра с музыкой получается музыкальный театр. Примеры жанров: [[мюзикл]], [[оперетта]], [[опера]]. Есть ещё и балет, но в нём от литературы осталось лишь либретто. | ** При объединении, в свою очередь, театра с музыкой получается музыкальный театр. Примеры жанров: [[мюзикл]], [[оперетта]], [[опера]]. Есть ещё и балет, но в нём от литературы осталось лишь либретто. | ||
* '''Проза''' | * '''Проза''' — текст организован примерно так же, как нехудожественный (как удивился персонаж пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» г-н Журден, «я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой»). | ||
=== По содержанию (род литературы) === | === По содержанию (род литературы) === | ||
* '''Эпос''' | * '''Эпос''' — род, для которого важны события и действия героев (сюжет). Обычно пишется прозой, реже стихами. Примеры жанров: сказка, предание, идиллия, эпопея, роман, сказ, повесть, рассказ, новелла, очерк, эпическая поэма, баллада. | ||
** Более узкое | ** Более узкое значение — героический эпос: (около)[[фольклор]]ный жанр, повествующий о подвигах богатырей и полубогов в прошлом. | ||
* '''[[Лирика]]''' | * '''[[Лирика]]''' — род, для которого важны мысли и чувства героя. Обычно стихами, реже прозой. Примеры жанров: романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, наконец, стихотворение в прозе (привет Тургеневу!). Пожалуй, что и эссе сюда же. | ||
* '''Драма''' (в широком смысле слова) | * '''Драма''' (в широком смысле слова) — род, для которого важна речь героев. Они вслух выражают свои мысли и чувства, а также сообщают о событиях и в меньшей степени совершают действия. Иначе говоря, драма объединяет признаки и лирики, и эпоса. | ||
** Драма (в узком смысле слова) | ** Драма (в узком смысле слова) — жанр, в котором изображается частная жизнь, но её главная цель — не осмеяние (в отличие от комедии), и в то же время персонажи лишены исключительности, а конфликты — неразрешимости (в отличие от трагедии). Да, ещё ведь есть и трагикомедия! | ||
** Примеры отдельных жанров: буффонада, водевиль, фарс, мелодрама, театр абсурда. | ** Примеры отдельных жанров: буффонада, водевиль, фарс, мелодрама, театр абсурда. | ||
=== Классификация поэзии === | === Классификация поэзии === | ||
Для русской поэзии традиционный | Для русской поэзии традиционный стих — силлабо-тонический с основанной на гласных более или менее точной рифмовкой и двух- или трёхсложным размером. Стихотворения обычно разбиты на '''катрены''' (четверостишия), чаще с перекрёстной рифмовкой (abab). Ещё бывает попарная рифмовка (aabb) и опоясывающая (abba). | ||
==== По ритмике ==== | ==== По ритмике ==== | ||
* '''Силлабический стих''' | * '''Силлабический стих''' — учитывается общее число слогов в отдельных строчках. Используется обычно в языках с постоянным ударением. В русской поэзии бытовало с сер. XVII в. до 1730-х гг., пока Тредиаковский с Ломоносовым не покончили с этим безобразием. | ||
* '''Силлабо-тонический стих''' | * '''Силлабо-тонический стих''' — учитывается не только общее число слогов в отдельных строчках, но и место расположения ударных слогов. | ||
** '''Дольник и тактовик''' | ** '''Дольник и тактовик''' — силлабо-тонический стих с «расшатанным» строем, когда и общее число, и место безударных слогов несколько варьирует. В России стали популярными с Серебряного века. Например, ахматовские строчки «Я на левую руку надела / Перчатку с правой руки», если строго соблюдать размер, должны были бы звучать так «Я на левую руку надела / Па-перчатку со правой руки». Явление вообще нечастое и более-менее распространено лишь в русско- и немецкоязычной поэзии. | ||
* '''Свободный стих (верлибр)''' | * '''Свободный стих (верлибр)''' — имеет значение лишь общая гармоничность звучания, рифма не требуется. Тут уже недалеко и до стихотворений в прозе… Вот яркий забугорный пример: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
великая земля горькая и сухая | великая земля горькая и сухая | ||
Строка 43: | Строка 40: | ||
где вулканы едва остыли… | где вулканы едва остыли… | ||
Столовая | Столовая Гора — корабль, перед носом которого | ||
взлетает над гребнями парусов океанская пена | взлетает над гребнями парусов океанская пена | ||
Строка 54: | Строка 51: | ||
изящества здесь маловато | изящества здесь маловато | ||
никаких королевских печалей над разбитыми царствами | никаких королевских печалей над разбитыми царствами | ||
единственная | единственная косметика — свинцовые белила смерти — | ||
но как бабочки из поэмы | но как бабочки из поэмы | ||
ищут ветра праздные яхты|«Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского}} | ищут ветра праздные яхты|«Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского}} | ||
* [[Вывих мозга|Рифмованная проза]] — количество слогов не учитывается, зато есть рифма! Примером был русский народный «раёшный стих». В таком стиле перевели дешёвую агитку из «[[Похождения бравого солдата Швейка|Швейка]]»: | |||
* [[Вывих мозга|Рифмованная проза]] | |||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
На виселице, в приятной выси, | На виселице, в приятной выси, | ||
Строка 87: | Строка 66: | ||
По сути, так писал и В. Маяковский, хотя не признавался: | По сути, так писал и В. Маяковский, хотя не признавался: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
К празднику | К празднику прибавка — 24 тыщи. | ||
Тариф. | Тариф. | ||
Эх, и заведу я себе Тихоокеанские галифища, | Эх, и заведу я себе Тихоокеанские галифища, | ||
Строка 93: | Строка 72: | ||
==== По размеру ==== | ==== По размеру ==== | ||
'''Размер (метр)''' | '''Размер (метр)''' — тип чередования ударных и безударных слогов. Одно стандартное для данного размера сочетание образует '''стопу'''. В Европе, от России до Ирландии, используется древнегреческая классификация. У индусов, китайцев, арабов и викингов классификация другая. | ||
* Двусложные: | * Двусложные: | ||
** '''Ямб''' | ** '''Ямб''' — безударный + ударный. Хорошо известен нам, например, по творчеству [[Наше Всё|Пушкина]]. Пример из «[[Евгений Онегин|Евгения Онегина]]»: «Мой дядя самых честных правил». | ||
** '''Хорей''' (от греч. «плясать») | ** '''Хорей''' (от греч. «плясать») — ударный + безударный. Пример: «Мчатся тучи, вьются тучи» («Бесы»). Как отличить от ямба, дабы не уподобляться Евгению из примера выше? Чувствуете задорный мотив (и неважно, что содержание мрачное)? | ||
* Трёхсложные: | * Трёхсложные: | ||
** '''Дактиль''' (от греч. «палец», потому что фаланги пальце различны по длине) | ** '''Дактиль''' (от греч. «палец», потому что фаланги пальце различны по длине) — ударный + 2 безударных. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» («Тучи», М. Ю. Лермонтов). Как запомнить? Есть такая рифма — дактилическая (это будет ниже). | ||
** '''Амфибрахий''' | ** '''Амфибрахий''' — безударный + ударный + безударный. Пример: «Последняя туча рассеянной бури!» (И снова «Туча», но пушкинская). Как запомнить? Это слово содержит греч. корень «амфи-» — «равный», т. е. ударный слог — в середине. | ||
** '''Анапест''' | ** '''Анапест''' — 2 безударных + ударный. Пушкин его не особо жаловал, поэтому пример для разнообразия будет не очень классическим. | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Жил старик с пребольшой бородой. | Жил старик с пребольшой бородой. | ||
Строка 107: | Строка 86: | ||
Три синицы и чиж | Три синицы и чиж | ||
Свили гнёзда под сей бородой».|Лимерик от Эдварда Лира, цитирую по памяти, переводчика не помню}} | Свили гнёзда под сей бородой».|Лимерик от Эдварда Лира, цитирую по памяти, переводчика не помню}} | ||
* '''Пеон''' ([[нет, не тот|не путать с батраком]] в Латинской Америке!) | * '''Пеон''' ([[нет, не тот|не путать с батраком]] в Латинской Америке!) — четырёхстопный размер. В русской поэзии встречается более чем редко, а вот [[герои и философы|древние греки]], у которых и взята эта теминология, его юзали (только в их языке слоги делятся не на ударные и безударные, а на длинные и краткие). Делится на пеоны I, II, III и IV — по месту расположения сильного слога. Пример: «Заметались, затерялись в океане корабли» («Буря с берега», В. Брюсов). | ||
==== По рифмовке ==== | ==== По рифмовке ==== | ||
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа | Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с [[МТА]]!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» ([[Владимир Высоцкий]]). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»). | ||
Вообще, европейская поэзия вплоть до Высокого Средневековья обходилась без рифм. Либо поэзия была сакрализована (как на древнем Ближнем Востоке), либо обходилась ритмом (как у греков и римлян), либо держались на внутренних созвучиях (встречается много где, от Ригведы до поэзии древних Скандинавов). Первые рифмованные (в современном понимании) тексты сохранились от кельтских поэтов V века: «Битва Деревьев» Талиесина уже зарифмована. | Вообще, европейская поэзия вплоть до Высокого Средневековья обходилась без рифм. Либо поэзия была сакрализована (как на древнем Ближнем Востоке), либо обходилась ритмом (как у греков и римлян), либо держались на внутренних созвучиях (встречается много где, от Ригведы до поэзии древних Скандинавов). Первые рифмованные (в современном понимании) тексты сохранились от кельтских поэтов V века: «Битва Деревьев» Талиесина уже зарифмована. | ||
Строка 117: | Строка 96: | ||
* Рифмованные: | * Рифмованные: | ||
** '''Мужская''' | ** '''Мужская''' рифма — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой. | ||
** '''Женская''' | ** '''Женская''' — второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой. | ||
** '''Дактилическая''' | ** '''Дактилическая''' — третий с конца. | ||
** '''Гипердактилическая''' | ** '''Гипердактилическая''' — четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко. | ||
* Особая разновидность — '''диссонансная''' рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример: | |||
* Особая | |||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Во все дворцы, обставленные щедро, | Во все дворцы, обставленные щедро, | ||
Строка 143: | Строка 112: | ||
В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}} | В рыданьях скрипок не кончался вальс.|«То, что казалось», П. Антокольский}} | ||
В противоположность есть термин «ассонансная рифма», когда, наоборот, в конце строк совпадают лишь гласные. А вообще терминов, обозначающих разновидности рифм, немало. | В противоположность есть термин «ассонансная рифма», когда, наоборот, в конце строк совпадают лишь гласные. А вообще терминов, обозначающих разновидности рифм, немало. | ||
* | * Нерифмованные — т. н. '''белый стих'''. В русской поэзии встречается редко. Пример: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Шел трамвай десятый номер | Шел трамвай десятый номер | ||
Строка 154: | Строка 123: | ||
Пионеру Николаю | Пионеру Николаю | ||
Ехать очень хорошо.|С. Михалков, «Одна рифма»}} | Ехать очень хорошо.|С. Михалков, «Одна рифма»}} | ||
* Особые созвучия: | * Особые созвучия: | ||
** | ** Аллитерация — повышенная концентрация в стихотворении согласного звука (не обязательно в начале слов). Опять же Маяковский: «Мы живём, зажатые железной клятвой» («Товарищу Нетте — пароходу и человеку»). | ||
** Ассонанс (не путать с ассонансной рифмой и [[ассасин]]ом) | ** Ассонанс (не путать с ассонансной рифмой и [[ассасин]]ом) — повышенная концентрация гласного звука: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
У наших ушки на макушке! | У наших ушки на макушке! | ||
Строка 189: | Строка 133: | ||
==== Отдельные значимые случаи ==== | ==== Отдельные значимые случаи ==== | ||
* '''Гекзаметр''' | * '''Гекзаметр''' — стих из пяти дактилей или спондеев (это такая фигня из Древней Греции) и одного спондея или хорея в последнем слоге. Активно использовался поэтами античности, сейчас применяется теми, кто хочет добавить своему произведению архаичности или [[пафос]]а. Пример: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, | Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, | ||
Боком одним с образцом схож и его перевод.|«К переводу Илиады», конечно же, опять Пушкин}} | Боком одним с образцом схож и его перевод.|«К переводу Илиады», конечно же, опять Пушкин}} | ||
* '''Терцины''' | * '''Терцины''' — откровенно устаревшая форма. Состоит из терцетов (трёхстиший), в которых 1 и 3-я строчки последующего рифмуются со 2-й из предыдущего. Знаменитый пример — «[[Божественная комедия]]» Данте. | ||
* '''Сонет''' | * '''Сонет''' — 14-строчная форма: | ||
** В классическом варианте состоит из двух катренов и двух терцетов, причём рифмовка в катренах повторяется. | ** В классическом варианте состоит из двух катренов и двух терцетов, причём рифмовка в катренах повторяется. | ||
** «Английский сонет» шекспировского типа попроще. Он состоит из трёх катренов и двустишия, причём рифмовка в катренах перекрёстная, и рифмы не повторяются. | ** «Английский сонет» шекспировского типа попроще. Он состоит из трёх катренов и двустишия, причём рифмовка в катренах перекрёстная, и рифмы не повторяются. | ||
** Венок | ** Венок сонетов — шедевр искусства. 14 сонетов создаются таким образом, чтобы последняя строка первого сонета была первой строкой второго сонета, последняя строка второго — первой строкой третьего, и так далее — вплоть до последней строки четырнадцатого, которая должна быть первой строкой первого, замыкая таким образом «круг». А в совокупности первые строки 14 сонетов должны составить «ключ» — 15-й сонет, рифмованный и осмысленный! Из примеров можно вспомнить Rosarium — венок сонетов за авторством [[Оргия праведников|Сергея Калугина]]. | ||
* '''Октава''' | * '''Октава''' — шесть строк с чередованием мужских и женских рифм в нечётных и чётных строках плюс двустишие. Пример: «Домик в Коломне» Пушкина. [[Подсветка]]: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
А в самом деле: я бы совладел | А в самом деле: я бы совладел | ||
Строка 204: | Строка 148: | ||
Ведь рифмы запросто со мной живут; | Ведь рифмы запросто со мной живут; | ||
Две придут сами, третью приведут.|Начало поэмы}} | Две придут сами, третью приведут.|Начало поэмы}} | ||
* '''Монорим''' | * '''Монорим''' — во всём стихотворении есть только одна рифма! Пример: «Когда будете, дети, студентами…», А. Апухтин. Экзотика, но прикольно. | ||
* Пятистопный нерифмованный | * Пятистопный нерифмованный ямб — популярная форма в классической драматургии. Тут вам и «[[Гамлет]]» с «[[Romeo and Juliet|Ромео и Джульеттой]]», и Борис Годунов с «Маленькими трагедиями»… | ||
* Неравностопный ямб. Им написаны басни Крылова и «[[Горе от ума]]» Грибоедова. | * Неравностопный ямб. Им написаны басни Крылова и «[[Горе от ума]]» Грибоедова. | ||
* '''Лимерик''' | * '''Лимерик''' — рифмуются 1, 2 и 5-я более длинные строки и 3 и 4-я — более короткие. Содержание — рассказ о персонажах, которые влипают в смешные ситуации. | ||
* '''Пирожок''' | * '''Пирожок''' — новейшая форма. Нет рифмы, знаков препинания и больших букв. Есть 4-стопный ямб с чередованием строк с ударением на предпоследний и последний слоги. | ||
* '''Порошок''' | * '''Порошок''' — похоже, но чётные и нечётные строки рифмуются, а последняя — одностопная. | ||
* '''Авторский размер'''. Поэт произвольно выбирает форму с определённым построением строк и более-менее строго следует ей до конца произведения. | * '''Авторский размер'''. Поэт произвольно выбирает форму с определённым построением строк и более-менее строго следует ей до конца произведения. | ||
** Онегинский | ** Онегинский размер («онегинская строфа») — один из значимых примеров. 14-строчная форма — вариации на тему сонета. За подробностями — к Солнцу русской поэзии. | ||
** «Бородино» Лермонтова: семистрочная форма 9-9-6-9-9-9-6. | ** «Бородино» Лермонтова: семистрочная форма 9-9-6-9-9-9-6. | ||
** Н. А Некрасов, «[[Кому на Руси жить хорошо]] | ** Н. А Некрасов, «[[Кому на Руси жить хорошо]]» — пеон II, форма 8-8-6. Исключение — вставные «новеллы». | ||
** Евтушенко так писать очень | ** Евтушенко так писать очень любит — например, его фирменный семистрочник 9-9-9-8-9-9-8 (возможны вариации): | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
Так справедливость, как Далила, | Так справедливость, как Далила, | ||
Строка 221: | Строка 165: | ||
Чтоб эти строки, как намёк, | Чтоб эти строки, как намёк, | ||
здесь никого не оскорбили, | здесь никого не оскорбили, | ||
скажите - вас не оскопили? | |||
А может, вам и невдомёк?|«Баллада о большой печати»}} | А может, вам и невдомёк?|«Баллада о большой печати»}} | ||
** Л. Филатов, «[[Про Федота-стрельца, удалого молодца]]» — четырёхстопный хорей ааБа. | |||
==== Неевропейская поэзия ==== | ==== Неевропейская поэзия ==== | ||
Строка 231: | Строка 173: | ||
== Три века русской поэзии == | == Три века русской поэзии == | ||
* '''Золотой''' век русской | * '''Золотой''' век русской поэзии — первая треть XIX века. Первое место на пьедестале занимал конечно же, [[Наше Всё|А. С. Пушкин]]. Второе плотно застолбил М. Ю. Лермонтов. За третье могут поспорить баснописец Крылов и «побеждённый учитель» Пушкина Жуковский. Рядом кружились поэты рангом поменьше — Баратынский, Батюшков, Дельвиг, П. Вяземский, Д. Давыдов, Кюхельбекер, повешенный Рылеев и другие современники Пушкина. Последним в этой компании был умерший в 1873 г. Тютчев. | ||
** Есть и более широкое | ** Есть и более широкое понятие — «Золотой век русской литературы». Автор формулировки — М. А. Антонович (статья «Литературный кризис», 1863 г., журнал «Современник»). По выражению В. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился золотой век русской классической литературы». | ||
* '''Серебряный''' | * '''Серебряный''' век — конец XIX и начало XX вв. В это время не только в литературе, но и в искусстве в целом шли [[w:Авангард (искусство)|разнообразные эксперименты]] и появлялись многочисленные направления. | ||
** | ** Символизм — Мережковский, Гиппиус, Ф. Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Блок, А. Белый, В. Иванов. Любили пофилософствовать. | ||
** Акмеизм | ** Акмеизм и группа «Цех поэтов» — Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Г. Иванов. Любили конкретность содержания и точность слова. | ||
** [[ | ** Футуризм — любили различные эксперименты: | ||
** | *** Будетляне, они же кубофутуристы, они же группа «Гилея»<ref>Название позаимствовано из «Истории» Геродота, где Гилеей (Hylaea) он называет часть Скифии за устьем Днепра.</ref> (Хлебников, Кручёных, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский и Б. Лившиц). Самые радикальные реформаторы, они выдали «Пощёчину общественному вкусу», предлагая сбросить классиков с парохода современности, и сочиняли [[заумь]]. | ||
*** Эгофутуристы — «Я, гений» Игорь Северянин, Г. Иванов, Рюрик Ивнев, Шершеневич. | |||
*** «Центрифуга» — Пастернак, Асеев. | |||
*** Новокрестьянские поэты — Клюев, Есенин, Клычков. | |||
** Имажинизм — Мариенгоф, Шершеневич. местами Ивнев и Н. Эрдман. Любили создавать образы. | |||
* Раз есть золото и серебро, должна быть и бронза, да? '''Бронзовым веком''' русской поэзии условно можно считать 1960-80-е гг. В его рамках развиваются три разных, но взаимосвязанных направления: | * Раз есть золото и серебро, должна быть и бронза, да? '''Бронзовым веком''' русской поэзии условно можно считать 1960-80-е гг. В его рамках развиваются три разных, но взаимосвязанных направления: | ||
** [[Авторская песня]] | ** [[Авторская песня]]. | ||
** [[Русский рок]]. | ** [[Русский рок]]. | ||
** | ** Шестидесятники (по названию статьи критика С. Рассадина) — наиболее известны четверо молодых поэтов, выступавших в Политехническом музее: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Р. Рождественский. Менее популярны Шпаликов, Чичибабин, Р. Казакова. Внезапно в эту же компанию входит Юнна Мориц и больше известный околоисторическими изысканиями казах Олжас Сулейменов. | ||
*** Конечно, это не только поэты, но и прозаики (Аксёнов, Бакланов, Битов, Ю. Бондарев, В. Быков, Войнович, Гладилин, [[Великое Кольцо|И. Ефремов]], В. Некрасов, Солженицын, [[братья Стругацкие]], Трифонов, В. Шефнер), кино- и театральные режиссёры ([[Фильмы Гайдая|Гайдай]], Данелия, О. Ефремов, [[Фильмы Марка Захарова|М. Захаров]], Калатозов, Э. Климов, Любимов, Митта, [[Фильмы Рязанова|Э. Рязанов]], Тарковский, Хуциев), композиторы (Губайдулина, Э. Денисов, Шнитке) и т. д. | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | <references /> | ||
Версия 23:02, 22 марта 2022
« | В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой. | » |
— Генрих Гейне |
Литература (от лат. litera — буква) — в самом широком смысле совокупность любых текстов. Обычно под литературой понимают художественную литературу, то есть вид искусства, когда результатом творчества является текст. Литература является настолько же древней, как и сам язык. Первыми известными литературными работами являются эпические поэмы — шумерский «Эпос о Гильгамеше», индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», которые передавались из уст в уста и позднее были записаны.
В древности литература в основном выполняла воспитательную функцию. С развитием городской культуры появились драма и сатира, созданные для развлечения аудитории. Лирическая поэзия, посвящённая чувствам и переживаниям, берёт своё начало в придворных и аристократических кругах.
С развитием общества появлялось всё большее количество жанров и литературных форм. Эпохи сменяли друг друга, менялись и литературные направления — классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Входили и выходили из моды разные литературные формы. Со временем всё сильнее размывались жанровые границы.
Давным-давно чтение являлось занятием не для всех — книги были чрезвычайно дороги, их переписывали вручную. В 1440 году Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок, что сделало книжный рынок относительно массовым. Это также удешевило образование, следствием явилась всеобщая грамотность, а с ней и бульварная литература, на смену которой в качестве развлечения в ХХ веке пришли кино, комиксы, телевидение и видеоигры.
Современные люди читают меньше книг, чем в былые времена, но литература по-прежнему является важным разделом искусства. В конце концов, сценарий видеоигры — тоже литература.
Классификация литературы
По структуре текста
- Поэзия — текст в той или иной степени ритмически упорядочен, часто обладает созвучными окончаниями строк (рифмой). При объединении с музыкой получаются песня и т. п. жанры.
- Драматургия — текст преимущественно предназначен для постановки в театре (когда слово объединено с пантомимой) и состоит главным образом из реплик персонажей, в меньшей степени — из авторских ремарок по их поведению и описания обстановки на сцене. Новой разновидностью можно считать кино- и телесценарий и даже сценарий видеоигры.
- Проза — текст организован примерно так же, как нехудожественный (как удивился персонаж пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» г-н Журден, «я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой»).
По содержанию (род литературы)
- Эпос — род, для которого важны события и действия героев (сюжет). Обычно пишется прозой, реже стихами. Примеры жанров: сказка, предание, идиллия, эпопея, роман, сказ, повесть, рассказ, новелла, очерк, эпическая поэма, баллада.
- Более узкое значение — героический эпос: (около)фольклорный жанр, повествующий о подвигах богатырей и полубогов в прошлом.
- Лирика — род, для которого важны мысли и чувства героя. Обычно стихами, реже прозой. Примеры жанров: романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, наконец, стихотворение в прозе (привет Тургеневу!). Пожалуй, что и эссе сюда же.
- Драма (в широком смысле слова) — род, для которого важна речь героев. Они вслух выражают свои мысли и чувства, а также сообщают о событиях и в меньшей степени совершают действия. Иначе говоря, драма объединяет признаки и лирики, и эпоса.
- Драма (в узком смысле слова) — жанр, в котором изображается частная жизнь, но её главная цель — не осмеяние (в отличие от комедии), и в то же время персонажи лишены исключительности, а конфликты — неразрешимости (в отличие от трагедии). Да, ещё ведь есть и трагикомедия!
- Примеры отдельных жанров: буффонада, водевиль, фарс, мелодрама, театр абсурда.
Классификация поэзии
Для русской поэзии традиционный стих — силлабо-тонический с основанной на гласных более или менее точной рифмовкой и двух- или трёхсложным размером. Стихотворения обычно разбиты на катрены (четверостишия), чаще с перекрёстной рифмовкой (abab). Ещё бывает попарная рифмовка (aabb) и опоясывающая (abba).
По ритмике
- Силлабический стих — учитывается общее число слогов в отдельных строчках. Используется обычно в языках с постоянным ударением. В русской поэзии бытовало с сер. XVII в. до 1730-х гг., пока Тредиаковский с Ломоносовым не покончили с этим безобразием.
- Силлабо-тонический стих — учитывается не только общее число слогов в отдельных строчках, но и место расположения ударных слогов.
- Дольник и тактовик — силлабо-тонический стих с «расшатанным» строем, когда и общее число, и место безударных слогов несколько варьирует. В России стали популярными с Серебряного века. Например, ахматовские строчки «Я на левую руку надела / Перчатку с правой руки», если строго соблюдать размер, должны были бы звучать так «Я на левую руку надела / Па-перчатку со правой руки». Явление вообще нечастое и более-менее распространено лишь в русско- и немецкоязычной поэзии.
- Свободный стих (верлибр) — имеет значение лишь общая гармоничность звучания, рифма не требуется. Тут уже недалеко и до стихотворений в прозе… Вот яркий забугорный пример:
« | великая земля горькая и сухая |
» |
— «Из Капстада в Рио», Брейтен Брейтенбах, пер. с африкаанса Е. Витковского |
- Рифмованная проза — количество слогов не учитывается, зато есть рифма! Примером был русский народный «раёшный стих». В таком стиле перевели дешёвую агитку из «Швейка»:
« | На виселице, в приятной выси, |
» |
— «Стихи Грейнца хлёстки, полны неподдельного юмора и непревзойдённого остроумия» |
По сути, так писал и В. Маяковский, хотя не признавался:
« | К празднику прибавка — 24 тыщи. |
» |
— «О дряни» |
По размеру
Размер (метр) — тип чередования ударных и безударных слогов. Одно стандартное для данного размера сочетание образует стопу. В Европе, от России до Ирландии, используется древнегреческая классификация. У индусов, китайцев, арабов и викингов классификация другая.
- Двусложные:
- Ямб — безударный + ударный. Хорошо известен нам, например, по творчеству Пушкина. Пример из «Евгения Онегина»: «Мой дядя самых честных правил».
- Хорей (от греч. «плясать») — ударный + безударный. Пример: «Мчатся тучи, вьются тучи» («Бесы»). Как отличить от ямба, дабы не уподобляться Евгению из примера выше? Чувствуете задорный мотив (и неважно, что содержание мрачное)?
- Трёхсложные:
- Дактиль (от греч. «палец», потому что фаланги пальце различны по длине) — ударный + 2 безударных. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» («Тучи», М. Ю. Лермонтов). Как запомнить? Есть такая рифма — дактилическая (это будет ниже).
- Амфибрахий — безударный + ударный + безударный. Пример: «Последняя туча рассеянной бури!» (И снова «Туча», но пушкинская). Как запомнить? Это слово содержит греч. корень «амфи-» — «равный», т. е. ударный слог — в середине.
- Анапест — 2 безударных + ударный. Пушкин его не особо жаловал, поэтому пример для разнообразия будет не очень классическим.
« | Жил старик с пребольшой бородой. |
» |
— Лимерик от Эдварда Лира, цитирую по памяти, переводчика не помню |
- Пеон (не путать с батраком в Латинской Америке!) — четырёхстопный размер. В русской поэзии встречается более чем редко, а вот древние греки, у которых и взята эта теминология, его юзали (только в их языке слоги делятся не на ударные и безударные, а на длинные и краткие). Делится на пеоны I, II, III и IV — по месту расположения сильного слога. Пример: «Заметались, затерялись в океане корабли» («Буря с берега», В. Брюсов).
По рифмовке
Следует заметить, что в современной русской поэзии не одобряются глагольные рифмы, которых было полно у классиков, и заезженные типа «любовь — кровь». Детишкам (не путать с МТА!) можно. Зато ценятся, к примеру, составные — и не обязательно точные. Например, «аспиду — за спину» (Владимир Высоцкий). Или с использованием разных частей речи: «Я раковину эту / В коробке берегу. / Она лежала раньше / В песке на берегу». (Агния Барто, «Раковина»).
Вообще, европейская поэзия вплоть до Высокого Средневековья обходилась без рифм. Либо поэзия была сакрализована (как на древнем Ближнем Востоке), либо обходилась ритмом (как у греков и римлян), либо держались на внутренних созвучиях (встречается много где, от Ригведы до поэзии древних Скандинавов). Первые рифмованные (в современном понимании) тексты сохранились от кельтских поэтов V века: «Битва Деревьев» Талиесина уже зарифмована.
Также рифмы-созвучия были в древнекитайской поэзии, но язык со временем менялся и рифмы начали пропадать. Пришлось составлять словари рифм.
- Рифмованные:
- Мужская рифма — ударный слог последний. Обозначают строчной буквой.
- Женская — второй с конца. (Эти термины пришли из Франции: в средневековом французском языке слова женского рода заканчивались на предпоследний слог). Обозначают заглавной буквой.
- Дактилическая — третий с конца.
- Гипердактилическая — четвёртый и более. В русской поэзии встречается крайне редко.
- Особая разновидность — диссонансная рифма, когда рифмуются согласные (=консонанс), но различаются гласные. Тоже весьма редкий зверь. Пример:
« | Во все дворцы, обставленные щедро, |
» |
— «То, что казалось», П. Антокольский |
В противоположность есть термин «ассонансная рифма», когда, наоборот, в конце строк совпадают лишь гласные. А вообще терминов, обозначающих разновидности рифм, немало.
- Нерифмованные — т. н. белый стих. В русской поэзии встречается редко. Пример:
« | Шел трамвай десятый номер |
» |
— С. Михалков, «Одна рифма» |
- Особые созвучия:
- Аллитерация — повышенная концентрация в стихотворении согласного звука (не обязательно в начале слов). Опять же Маяковский: «Мы живём, зажатые железной клятвой» («Товарищу Нетте — пароходу и человеку»).
- Ассонанс (не путать с ассонансной рифмой и ассасином) — повышенная концентрация гласного звука:
« | У наших ушки на макушке! |
» |
— Ага, это Лермонтов |
Отдельные значимые случаи
- Гекзаметр — стих из пяти дактилей или спондеев (это такая фигня из Древней Греции) и одного спондея или хорея в последнем слоге. Активно использовался поэтами античности, сейчас применяется теми, кто хочет добавить своему произведению архаичности или пафоса. Пример:
« | Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, |
» |
— «К переводу Илиады», конечно же, опять Пушкин |
- Терцины — откровенно устаревшая форма. Состоит из терцетов (трёхстиший), в которых 1 и 3-я строчки последующего рифмуются со 2-й из предыдущего. Знаменитый пример — «Божественная комедия» Данте.
- Сонет — 14-строчная форма:
- В классическом варианте состоит из двух катренов и двух терцетов, причём рифмовка в катренах повторяется.
- «Английский сонет» шекспировского типа попроще. Он состоит из трёх катренов и двустишия, причём рифмовка в катренах перекрёстная, и рифмы не повторяются.
- Венок сонетов — шедевр искусства. 14 сонетов создаются таким образом, чтобы последняя строка первого сонета была первой строкой второго сонета, последняя строка второго — первой строкой третьего, и так далее — вплоть до последней строки четырнадцатого, которая должна быть первой строкой первого, замыкая таким образом «круг». А в совокупности первые строки 14 сонетов должны составить «ключ» — 15-й сонет, рифмованный и осмысленный! Из примеров можно вспомнить Rosarium — венок сонетов за авторством Сергея Калугина.
- Октава — шесть строк с чередованием мужских и женских рифм в нечётных и чётных строках плюс двустишие. Пример: «Домик в Коломне» Пушкина. Подсветка:
« | А в самом деле: я бы совладел |
» |
— Начало поэмы |
- Монорим — во всём стихотворении есть только одна рифма! Пример: «Когда будете, дети, студентами…», А. Апухтин. Экзотика, но прикольно.
- Пятистопный нерифмованный ямб — популярная форма в классической драматургии. Тут вам и «Гамлет» с «Ромео и Джульеттой», и Борис Годунов с «Маленькими трагедиями»…
- Неравностопный ямб. Им написаны басни Крылова и «Горе от ума» Грибоедова.
- Лимерик — рифмуются 1, 2 и 5-я более длинные строки и 3 и 4-я — более короткие. Содержание — рассказ о персонажах, которые влипают в смешные ситуации.
- Пирожок — новейшая форма. Нет рифмы, знаков препинания и больших букв. Есть 4-стопный ямб с чередованием строк с ударением на предпоследний и последний слоги.
- Порошок — похоже, но чётные и нечётные строки рифмуются, а последняя — одностопная.
- Авторский размер. Поэт произвольно выбирает форму с определённым построением строк и более-менее строго следует ей до конца произведения.
- Онегинский размер («онегинская строфа») — один из значимых примеров. 14-строчная форма — вариации на тему сонета. За подробностями — к Солнцу русской поэзии.
- «Бородино» Лермонтова: семистрочная форма 9-9-6-9-9-9-6.
- Н. А Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — пеон II, форма 8-8-6. Исключение — вставные «новеллы».
- Евтушенко так писать очень любит — например, его фирменный семистрочник 9-9-9-8-9-9-8 (возможны вариации):
« | Так справедливость, как Далила, |
» |
— «Баллада о большой печати» |
- Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — четырёхстопный хорей ааБа.
Неевропейская поэзия
Всё описанное выше характерно для европейской культуры Однако в других регионах сложились свои стихотворные традиции. Нашему читателю относительно хорошо известны арабо-персидская (рубаи, газель, касыда) и японские (хокку/хайку, танка) формы. Можно не сомневаться, что у индийцев и китайцев были и есть свои традиции.
Три века русской поэзии
- Золотой век русской поэзии — первая треть XIX века. Первое место на пьедестале занимал конечно же, А. С. Пушкин. Второе плотно застолбил М. Ю. Лермонтов. За третье могут поспорить баснописец Крылов и «побеждённый учитель» Пушкина Жуковский. Рядом кружились поэты рангом поменьше — Баратынский, Батюшков, Дельвиг, П. Вяземский, Д. Давыдов, Кюхельбекер, повешенный Рылеев и другие современники Пушкина. Последним в этой компании был умерший в 1873 г. Тютчев.
- Есть и более широкое понятие — «Золотой век русской литературы». Автор формулировки — М. А. Антонович (статья «Литературный кризис», 1863 г., журнал «Современник»). По выражению В. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился золотой век русской классической литературы».
- Серебряный век — конец XIX и начало XX вв. В это время не только в литературе, но и в искусстве в целом шли разнообразные эксперименты и появлялись многочисленные направления.
- Символизм — Мережковский, Гиппиус, Ф. Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Блок, А. Белый, В. Иванов. Любили пофилософствовать.
- Акмеизм и группа «Цех поэтов» — Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Г. Иванов. Любили конкретность содержания и точность слова.
- Футуризм — любили различные эксперименты:
- Будетляне, они же кубофутуристы, они же группа «Гилея»[1] (Хлебников, Кручёных, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский и Б. Лившиц). Самые радикальные реформаторы, они выдали «Пощёчину общественному вкусу», предлагая сбросить классиков с парохода современности, и сочиняли заумь.
- Эгофутуристы — «Я, гений» Игорь Северянин, Г. Иванов, Рюрик Ивнев, Шершеневич.
- «Центрифуга» — Пастернак, Асеев.
- Новокрестьянские поэты — Клюев, Есенин, Клычков.
- Имажинизм — Мариенгоф, Шершеневич. местами Ивнев и Н. Эрдман. Любили создавать образы.
- Раз есть золото и серебро, должна быть и бронза, да? Бронзовым веком русской поэзии условно можно считать 1960-80-е гг. В его рамках развиваются три разных, но взаимосвязанных направления:
- Авторская песня.
- Русский рок.
- Шестидесятники (по названию статьи критика С. Рассадина) — наиболее известны четверо молодых поэтов, выступавших в Политехническом музее: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Р. Рождественский. Менее популярны Шпаликов, Чичибабин, Р. Казакова. Внезапно в эту же компанию входит Юнна Мориц и больше известный околоисторическими изысканиями казах Олжас Сулейменов.
- Конечно, это не только поэты, но и прозаики (Аксёнов, Бакланов, Битов, Ю. Бондарев, В. Быков, Войнович, Гладилин, И. Ефремов, В. Некрасов, Солженицын, братья Стругацкие, Трифонов, В. Шефнер), кино- и театральные режиссёры (Гайдай, Данелия, О. Ефремов, М. Захаров, Калатозов, Э. Климов, Любимов, Митта, Э. Рязанов, Тарковский, Хуциев), композиторы (Губайдулина, Э. Денисов, Шнитке) и т. д.
Примечания
- ↑ Название позаимствовано из «Истории» Геродота, где Гилеей (Hylaea) он называет часть Скифии за устьем Днепра.