Герои и философы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Вдалеке блестят Афины.
Сверху — фиги и маслины,
и глаза ласкает синя
моря фон.
Вмиг котомки развязали
и простынки разостлали,
с серебром гонца послали
в Марафон.
»
— Евгений Исакевич
Вся суть жизни в Древней Греции в одной картинке

Древняя Греция или Эллада. Это не одно государство, а исторический период в истории Греции, длившийся примерно с 2000 г. до н. э. вплоть до объявления Греции римской провинцией. А ещё это древнегреческая мифология, храмы, могущественные полисы вроде Афин, Спарта, Коринф, Олимпия, Аргос, краснофигурная и чернофигурная вазороспись, Олимпийские игры, красивые пейзажи, гора Олимп, двенадцать подвигов Геракла, аргонавты, греческие колонии, демократия — вообще всё, что связано с Древней Грецией и эллинами, может вместиться минимум в толстенную книженцию! Эллада — прекрасное место для съёмок какого-нибудь пеплума. Но что мы знаем о Древней Греции ещё?

Мифологию. И ещё многое.

Штампы и факты[править]

Аргос считают древнейшим постоянно населённым городом Европы. Основан он около 4000 лет назад, а его театр некогда мог вместить до 20 000 зрителей

(link)

История Древней Греции за 18 минут
  • Древние греки — лентяи и ничего не умели, кроме как жрать, пить вино и соблазнять гетер.
    • Зерно истины в этом есть: для древнегреческого мужа только один вид физического труда считался «не западло»: земледелие. Ремесленные занятия считались низкими и отдавались на откуп рабам, женщинам (ткачество) и метэкам (понаехавшим иммигрантам). Согласно Солону, «демократия — это когда все эллины равны и свободны, и каждый имеет не менее пяти рабов — потому что человек, вынужденный самостоятельно зарабатывать на жизнь, не является по-настоящему свободным».
      • А разве не в Риме ремесло было позорным? ЕМНИС в Греции оно считалось вполне достойным свободного.
    • Здесь изложен взгляд на ситуацию со стороны аристократов и сочувствующих им философов по типу Платона.
    • Зато умственный труд был в большой уважухе, и учиться всю жизнь было не западло, причем именно тем, кому пахать не приходилось: кто-нибудь, скажите современным школьникам, что слово «школа» («схолэ») по-гречески означает… досуг!
  • Все древнегреческие воины — мускулистые мужики, которым ничего не надо, кроме как меча и минимум одного подвига.
    • Военное искусство Эллады менялось от века к веку. Во времена Гомера превалировали дружины добровольцев, а битвы сводились к серии индивидуальных поединков. Тогда, действительно, каждый воин думал о подвигах и славе — от этого зависела доля в добыче. Эта эпоха породила десятки героев, прославившихся в мифах и легендах. Самым знаменитым, наверное, является Геракл.
    • В классическую эпоху армии большинства полисов были народным ополчением, а воевать предпочитали единой линией тяжелой пехоты. Соответственно, это были люди древнегреческого среднего класса, мелкие и средние собственники, покупавшие доспех и оружие за свой счет (а еще содержавшие раба на подхвате), и они в основном стремились вернуться домой живыми. А для этого нужно было любой ценой держать щитовой строй. Любителя подвигов, рвущегося в драку, за нарушение строя могли даже выпороть. Высокая античность сохранила мало упоминаний об индивидуальных подвигах, зато очень много — о групповых. Вы ведь смотрели «300 спартанцев», не так ли?
    • В четвёртом веке всё больше начали сбиваться на наёмников. Качеством профессиональные воины обычно были повыше (тем более что многие были из Спарты, гда вовсю шел процесс разорения граждан), но вот только долго им платить могли очень немногие.
    • До совершенства тактику копейно-щитового строя отточил Филипп Македонский, добавив к тяжелой пехоте еще и тяжелую кавалерию, которой греки ранее пренебрегали. В итоге противник оказывался между молотом (кавалерия) и наковальней (пехота). Этими инструментами великолепно распорядился его сын Александр, став настоящей легендой. Фаланга македонян считалась непобедимой, пока не пришли римляне с манипулярной тактикой и не воспользовались неповоротливостью монолитного линейного строя. У самих греков к тому моменту тоже происходили некие подвижки в эту сторону (фиреофоры), но ореол славы фаланг не позволил разработать под них собственную тактику, а после римского вторжения греки переняли и римский строй, и римскую тактику.
    • Мечи у древних греков были так себе: по привычным средневековым меркам скорее кинжалы, а по современным — кукри да мачете. Все потому, что у них не было надежной технологии обработки железа, а из менее твердого и упругого металла длинного меча не получится. Кроме того, стоя в фаланге, рубить длинным мечом всё равно невозможно — строй слишком плотный, негде замахнуться.[1].
  • Афины — город демократии, культуры, науки, искусства и богатства, поэтому афиняне живут припеваючи, а Спарта — город воинов и рабов. В спартанской армии не бывает дезертиров или дембелей, служат вечно, с самого рождения.
    • В основном правда. Вот только демократия в Афинах современному человеку может показаться странноватой: женщины, дети и метэки (гастарбайтеры, иммигранты) были бесправны, существовало рабство, но присутствовал парламент-экклесия, который и впрямь всегда выполнял требования народа (то есть тех людей, которые «право имеют»)[2]… Ещё одним парламентом был «совет пятисот», с депутатом от каждой филы (древнегреческая административная единица).
    • Спарта и вправду была городом воинов. Обычные спартанцы и гомеи (потомки пришлых дорийцев) обязательно должны были проучиться в жёстко дисциплинированной военной школе, а затем служить примерно до тридцати лет. А илоты — потомки коренных эллинов — были государственными рабами и не могли участвовать в сражениях.
  • Спартанцы = народ Спарты.
    • На самом деле спартанцы = аристократы Спарты, хотя и нищие (народ ещё беднее). Народ Спарты — это неграждане (свободные люди без гражданства), опустившиеся аристократы и неодамоны — рабы-вольноотпущенники, а также всякие парвеню, получившие спартанское воспитание.
    • Надо заметить что спартанская аристократия по факту больше похожа на служилых дворян, хоть и со статусом аристократа, а на настоящих аристократов похожи 100 семей, которым принадлежала фактическая власть в Спарте: совет 30 старейшин, правивший Спартой, большей частью состоял из членов 100 семей и представлял их интересы, функции же двух царей Спарты в основном сводились к функциям главнокомандующего.
    • В Спарте в качестве монет были пруты из железа, обработанного уксусом[3], а все прочие монеты запрещались под страхом смертной казни — чтобы нельзя было незаметно скопить много денег.
      • В первую очередь железные прутья (а позже — монеты) были нужны для того, чтобы отсечь торговые связи с враждебными греческими полисами). В отличие от монет из драгоценных металлов, железные не стоили за пределами Спарты абсолютно ничего.
  • Олимпийские боги — те ещё фрукты. Никто не любит Аида, а ведь как посмотришь — так он самый приличный!
    • В древнегреческой мифологии есть понятие «Золотой Век». Во время Золотого века люди жили хорошо и ни в чём не нуждались. Золотой век существовал, когда Землёй правили титаны. Историческое время у эллинов называлось железным веком: появились такие вещи, как преступность, проституция,болезни, смерть, гнев.
  • Все эллины либо голые, либо в каких-то тряпках, непременно белых.
    • Климат в Греции довольно тёплый, и народ себя одеждами в основном не обременял. Но со времен крито-микенской культуры до поздней античности многое поменялось. В эпоху до Троянской войны мужчины ходили в разной длины юбках и с обнаженным торсом, а женщины — в платьях с корсажем и открытой грудью. Потом в моду вошел хитон — прямоугольный кусок ткани, который скрепляли пряжками на плечах и поясом на талии. Это было вроде как нижнее белье. Поверх надевали плащ — либо длинный гиматий, либо короткую хламиду. Женские хитоны были длинными, мужские нередко совсем мини, особенно у воинов (чтоб движений не стеснять). Женский плащ назывался пеплос и был довольно большим, до 4 метров длиной. И все это было разноцветным и вышитым. В белое одевались только по праздникам.[4]
    • Штаны — признак варварства (исключение составляли кавалеристы: конский пот сильно разъедает ноги).
    • Зато изысканная прическа — признак культуры. Свободнорожденные греки носили длинные волосы, которые изысканно завивали и укладывали. Бороды завивали тоже. Без бороды взрослому мужику было ходить негоже, брились только актеры, чтоб из-под маски ничего не торчало. Но потом Александр Македонский начал бриться регулярно, и приказал своим воинам делать то же (с чисто утилитарной целью — чтобы в рукопашной не могли за бороду ухватить)[5], а за ним и остальная Эллада подтянулась, так что в поздней античности борода была приметой варвара или философа.
  • Древнегреческая музыка — это двухтысячелетний вариант сиртаки или хасапико, но вместо бузуки — лира или арфа.
    • На деле древнегреческая музыка была очень разнообразна и красива. Авлос, тимпан, кастаньеты, барабанчики, пан-флейта, кроталы — это всё древнегреческие инструменты. Только у одной кифары было несколько разновидностей:
      • Форминга, использовалась в Тёмные века и в Архаику.
      • Кифара-лира сложной конструкции. Кифара считалась инструментом Аполлона, в отличие от пан-флейты, инструмента Диониса .[6].
      • Самбика, или самбука. Скорее всего, пришел с Западной Азии.
      • Псалтирь, цитра.
      • Сама лира представляла панцирь черепахи с двумя ручками. Через ручки присоединялась перекладина, через которую и были натянуты струны.
    • К сожалению, образцов древнегреческой музыки осталось очень мало, и по большей части она относится к поздним периодам: эллинистическому и римского владычества. А судить о древнегреческой музыке по новогреческой — это примерно как судить о том, что слушали в Киевской Руси, по группе «Ария».
  • Греческая культура была распространена только в Греции. На самом деле нет. Во-первых, они имели множество колоний по всему Средиземному и Чёрному морям, самые известные — современные Марсель, Неаполь, Сиракузы и колонии в Крыму. Во-вторых, не в меньшем числе, чем в Элладе, греки издревле обитали в Малой Азии. В-третьих, существовали греческие (точнее, эллинистические) царства Селевкидов (Сирия и Персия), Птолемеев (Египет) и Бактрии (Афганистан), появившиеся после гибели Александра Македонского.
  • Греки поголовно были геями.
    • Не лишено изрядной доли истины: древнегреческие мифология, поэзия и драматургия эту тему педалировали отнюдь не на пустом месте. Однополый секс действительно не считался чем-то из ряда вон выходящим вплоть до христианизации в позднеримский период.
    • Вместе с тем в жизни всё было несколько сложнее. Во-первых и в-главных, это таки была НЕ гомосексуальность (как понимаем её мы), а бисексуальность. Продолжение рода было святым делом, поэтому «Семья отдельно, а мальчики отдельно!».
    • В некоторых полисах (например, Фивы и, в меньшей степени, Спарта) гомосексуальность была не просто нормой, она была институционализированной нормой (что в наше время нашло своё отражение в известном анекдоте про «боевых пидорасов»). Но в основном отношение к подобному было весьма двойственным: с одной стороны, отношения мужчины и юноши считались весьма эстетичными и возвышенными[7], а потому принимались и одобрялись (причём допустимый возраст младшего партнёра мог сильно разниться и в, например, Коринфе был заметно ниже, чем в Афинах). С другой — отношения двух взрослых мужчин рассматривались уже намного более критично, хотя искренняя любовь и не осуждалась. С третьей — пассивная роль в отношениях считалась для свободного человека весьма позорной (собственно, пункт два отсюда и вытекает), а занятие проституцией и вовсе было недопустимо (в Афинах подобного человека сразу поражали в изрядной доле прав). С четвёртой — сама по себе мужская проституция считалась вполне себе нормой, поскольку неграждан и тем более рабов всё вышесказанное не касалось.
  • В Афинах полиция состояла из… вооружённых рабов, причём ещё и конных. Это было признаком крайнего богатства Афин — в других греческих полисах наличие коня было признаком аристократа, а свободные люди среднего достатка не могли позволить себе даже одного коня, и уж мало кому пришло бы в голову посадить на коня раба. А чтобы свободно разгуливающий вооружённый раб не сбежал к себе на родину, специально покупали военнопленных скифов, которые не могли вернуться к себе на родину, потому что Скифия была за морями. Численность отряда полиции составляла 300 человек (уж очень любили греки это число и считали священным). Как реагировали гордые свободные эллины, когда раб-варвар применял к ним насилие — история умалчивает.[8]
    • Касаемо дороговизны коней: гонцы у греков были, как правило, пешие, и состояли из лучших бегунов, вроде знаменитого марафонца. Послать конного гонца мог лишь какой-нибудь могущественный царь, вроде Александра Македонского, у которого аристократы на побегушках.
  • От древних греков осталось N-ое количество архитектурных и скульптурных сооружений. Например, Парфенон — храм Афины, богини-девственницы.
    • Когда баскетболиста Шакила О’Нила спросили, посещал ли он, будучи в Афинах, Парфенон, тот ответил, что не помнит названия всех ночных клубов, в которые ходил.
  • Наиболее древняя засвидетельствованная форма греческого языка — микенский язык — использовала уже существующую письменность эгейской цивилизации. Однако она, предназначенная для т. н. минойского языка, была слоговой и не подходила для индоевропейского греческого. Тем не менее учёным удалось расшифровать надписи, сделанные линейным письмом Б. Позже греки улучшили и дополнили взятый у семитов-финикийцев консонантный алфавит, а созданные на основе греческого латинский и русский позже устроили триумфальное шествие по миру.

Известные личности[править]

Спартанцы[править]

  • Ликург, законодатель и юрист, создатель тех самых суровых спартанских законов.
  • Леонид, спартанский царь. Успешно воевал против персов, но, к несчастью, погиб в битве при перевале Фермопилы вместе со своими 300 спартанцами. В Спарте[9] ему поставлен памятник, а Жак Луи Давид в 1819 г. нарисовал картину «Леонид в Фермопилах». Про «300 спартанцев» тактично умолчим.
  • Лисандр из рода Геракла — наварх (адмирал), прославился тем, что после победы над Афинами стал диктатором тираном всей Греции (в конце своей карьеры пытался, устроив военный переворот в Спарте, короноваться в качестве уже настоящего царя).
  • Горго, жена Леонида и дочь прежнего царя Клеомена (муж приходится Клеомену старшим братом).
  • Фалет, критский поэт и музыкант[10], проживавший в Спарте. Создал пэан, хоровую песню, посвященную какому-то человеку или богу.
  • Киниска, первая олимпийская чемпионка — при запрете на посещение женщинами олимпийских игр. Секрет прост: чемпионом в беге на колесницах был не тот, кто управлял повозкой, а её владелец. Сия дама и была владельцем.
  • Ксантипп — наёмник, неоднократно бивший римские легионы, воюя за Карфаген, и ни разу не потерпевший от римлян поражения. К старости нашёл более тихое и спокойное место службы — в Египте, где и спокойно дожил свои дни в уважении и почёте.
  • Агис IV — являясь царём, казнён за попытку государственного переворота с целью раздачи земли, принадлежащей спартанским олигархам (100 семей), разорившимся аристократам и их потомкам.
  • Павсаний — будучи царём, восстановил отменённую демократию в Афинах, свергнув власть посаженных Спартой олигархов, за что был приговорён в Спарте к смертной казни.

Афиняне[править]

  • Солон, архонт, поэт и учредитель древнегреческой демократии.
  • Писистрат-тиран, преемник Солона. При его правлении афинский Акрополь приобрел современный вид.
  • Гармодий и Аристогитон — легендарные тираноубийцы, которым афинская демократия воздвигла памятник в Акрополе.
  • Фидий, афинский скульптор. Его оригинальные работы не дошли до нашего времени, но сохранились копии. Сразу видно, что кириос Фидий был настоящим мастером. Создатель статуи Зевса Олимпийского, чья копия хранится в петербургском Эрмитаже.
  • Перикл, афинский полководец и оратор, в борьбе за влияние Греции был втянут в Пелопоннесскую войну. Но в этой войне победили не Афина или Спарта, а небольшой полис Фивы.
  • Сократ, философ и основатель школы сократиков. До Сократа философия изучала природу вещей, но Сократ впервые начал изучать человеческое мышление и человеческую память. Что есть человек? Какова роль человека в природе? Почему человек уничтожает других человеков? На эти и другие вопросы Сократ ответы не записывал, а запоминал. Также посвятил значительную часть философской деятельности борьбе с софистами, что продолжили и его ученики. Жизнь закончил трагично, в результате казни на легендарном суде, известном нам по труду Платона «Апология Сократа».
    • Платон, ученик Сократа и основатель платонизма, одной из самых основательных философских школ западной философии. Предположил и описал в знаменитом мифе о пещере концепцию платонического идеализма (в двух словах, мир суть тени идеальных вещей идеального мира). Описал первое утопическое мироустройство в одной из самых значительных философских работ «Государстве». А ещё Платон впервые предположил существование Атлантиды. Все, что мы знаем о философии Сократа, известно по пересказам и записям Платона, который писать любил и умел. Впрочем, основатель Академии разделял мнение учителя о избранном знании, и самое ядро и сокровенное знание учеников Платона было, увы, утеряно.
    • Аристотель, ученик Платона, основатель школы перипатетиков и корифей всех наук. Нет, серьёзно, именно он впервые в западном мире выделил естествознание как отдельную отрасль знания, создал логику как науку, придумал физику, обществознание и сам прото-научный метод познания. В философии был первым критиком Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Систематизировал в своих трудах представления о морали («Никомахова этика»), государстве («Политика») и мире в целом («Органон» и «Метафизика»). На протяжении всех последующих лет до самого Ренессанса считался Ученым № 1. Его мнениям, путь даже ошибочным, верили безоговорочно. Был учителем Александра Македонского.
  • Алкивиад — ученик Сократа[11] и стратег-автократор (командующий армией и флотом), прославился своим вынужденным авантюризмом: после победы над Спартой… вместо благодарности был приговорён к смертной казни афинянами в результате политической интриги, бежал, успел повоевать и за Спарту и за персов, многократно приговаривался к смертной казни (правда, существует теория, что к смерти его приговорили не за это, а за то, что он умудрился перетрахать жен чуть ли не всех первых лиц Греции, включая жену Павсания). Также известен тем, что один раз попытался уломать Сократа на страстную ночь, но потерпел поражение, отчего его уважение к философу только увеличилось (см. «Пир» Платона). Его славе героя-любовника не мешала даже его картавость!
  • Демосфен, ещё один полководец времен Пелопоннесской войны.
  • Фемистокл, стратег. Под его командованием в Саламинском сражении греки разбили существенно превосходящий их по силе персидский флот.
  • Аристофан, отец комедии. Написал 44 пьесы (из которых до наших дней дошла четверть), с которыми регулярно завоёвывал первые места на фестивалях. В пьесах не стеснялся ни богохульствовать, ни сочинять памфлеты на действующих политиков (с которыми на этой почве крепко ругался, но потом мирился).

Жители других полисов[править]

  • Евклид (Эвклид), древнегреческий математик, написавший «Начала» геометрии. Родился в Афинах, наукой занимался в Александрии. Постулировал: что две параллельные линии не пересекаются[12], что от всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию, что все прямые углы равны между собой и т. д., и на основе этих постулатов доказал всю геометрию. По некоторым теориям, реален не более, чем Бурбаки или Козьма Прутков.
  • Философ и математик Пифагор, жил на Самосе. Всем восьмиклассникам известна его теорема:
« Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. »
— Теорема Пифагора
Школьники даже придумали небольшой стишок на эту тему:
« Пифагоровы штаны
Во все стороны равны!
Число пуговиц известно…
Отчего же жопе тесно?
Оттого, что Пифагор
Имел жопу как бугор.
»
— Школьный фольклор
    • А еще был лидером пифагорейцев — фактически, секты, поклонявшейся числам и геометрии. «Вещи суть числа».
  • Фалес, биолог и философ из Милета, по происхождению финикиец. Был у царя Крёза военным инженером. В одной битве, чтобы облегчить переправу через реку Галис, Фалес предложил… пустить русло в другую сторону. А ещё Фалес автор известной теоремы. Ах да, в современной истории философии считается первым древнегреческим философом.
  • Сапфо, поэтесса из острова Лесбоса. Биографию лучше смотреть в Википедии. Что там было на самом деле, уже не проверишь. Да, лесбиянок назвали в её честь: в стихах она воспевала любовь к подругам.
  • Гомер, поэт и великий слепой, по некоторым отрывочным сведениям — раб, автор культовых для западной культуры поэм «Илиада» и «Одиссея». (По первому из них тысячелетия спустя сняли кино с Брэдом Питтом. А вам слабо?). Из какого города он родом — до сих пор тайна, покрытая мраком: о его биографии вообще почти ничего не известно. В принципе это укладывается в теорию о низшем классовом положении Гомера: кто их, рабов, считал тогда?
« Семь городов спорят о дедушке Гомере
В них милостыню он просил у каждой двери.
»
— Эпиграмма Томаса Стюарда в переводе Самуила Маршака
  • Эзоп — тоже раб (а вот это уже точно известно) и автор множества басен. Заложил основы «эзопова языка», важной вехи в деле обхода цензуры. Причем некоторые его басни были позднее переработаны Лафонтеном и Крыловым.
Эзоп Лафонтен Крылов
Муравей и жук Цикада и муравьиха Стрекоза и муравей
Ягненок и волк Волк и ягненок Волк и ягненок
Дикая коза и виноградная ветка Лиса и виноград Лиса и виноград
  • Демокрит — житель города Абдер, первый основал теорию о атомах (не путать с атомами из физики), также является основателем материалистической философии. Смеялся над не-философами, причём вслух, за что получил кличку «Смеющийся философ».
  • Зенон — ученик Парменида, представитель элейской философской школы, отстаивающей антидиалектические взгляды на мир, провозглашающей мир неизменным. Известен как автор т. н. «Апорий Зенона» — весьма парадоксальных рассуждений, доказывающих отсутствие движения (например, рассуждения о Ахиллесе, который не может догнать черепаху).
  • Гераклит — эфесский философ, автор термина «диалектика» и создатель собственной философской школы. Провозгласил огонь источником мира и сравнивал движение мира с движением огня, а души людей сопоставлял по степени их огненности.
  • Архимед жил в Сиракузах, греческой колонии на острове Сицилия, который выпрыгнул голым из ванны с криком «Эврика!». Ещё он говорил «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир» и сделал ещё кучу открытий, а после захвата Сиракуз римлянами перед смертью упрашивал воинов не трогать его чертежи. Он завещал начертать на своей могиле шар, вписанный в цилиндр. Надгробие видел ещё Цицерон, бывший квестором на Сицилии.
  • Отец и сын Македонские: Филипп и Александр. Отец укрепил влияние своего царства и объединил всю Грецию, а сын завоевал полмира, основав новую империю, которая, правда, распалась на три царства после его смерти. На завоеваниях Александра заканчивается классический период Древней Греции и начинается новый — эллинистический.[13]
    • Молодой Александр Македонский усмирил считавшегося неукротимым коня Буцефала и распутал Гордиев узел.

Где встречается[править]

(link)

Одна из немногих сохранившихся древнегреческих музыкальных композиций — w:Сейкилосская эпитафия
  • Козьма Прутков — как минимум, «Древний пластический грек».
  • И. А. Ефремов:
    • «На краю Ойкумены». Главный герой — грек Пандион.
    • «Таис Афинская» — о временах военного похода Александра Македонского.
  • Владислав Крапивин, «Сандалик, или Путь к Девятому бастиону» — мальчик Одиссей, с которым дружил Сандалик.
  • Классические пеплумы. В объяснениях не нуждаются.
  • Комедия «Астерикс на Олимпийских играх».
  • Мультфильм 1997 г. «Геркулес». Древнегреческая мифология на современный лад.
  • Короткометражный мультфильм 1971 г. «Коля, Оля и Архимед». В мульте две сюжетные линии: школьники Коля и Оля знакомятся с Архимедом, немного пополняя свой запас знаний. Тем временем коварные римляне хотят захватить родной город Архимеда — Сиракузы…
  • «Двенадцать подвигов Геракла» — французский мультфильм 1910 г. Эмиля Коля.
  • Пенталогия мультфильмов Александры Снежко-Блоцкой 1969—1974 гг. и пенталогия Анатолия Петрова 1986—1995 гг. Очень интересно для тех, кто изучает древнегреческую мифологию. Но есть пара недостатков: в пенталогии Снежко-Блоцкой много пафоса в советском духе, а пенталогия Петрова, обильная на пестики и тычинки, явно не предназначена для детей
    • Мультфильмы А. Г. Снежко-Блоцкой: «Возвращение с Олимпа», «Лабиринт», «Аргонавты», «Персей», «Прометей».
    • Мультфильмы А. А. Петрова: «Геракл у Адмета», «Рождение Эрота», «Дафна», «Нимфа Салмака», «Полифем, Акид и Галатея».
  • Прочие советские мультики на тему греческих мифов (их немного, но они есть).
    • «Колесо Фортуны» (1980 г.) шуточный про соревнования Геракла и Ареса. По сюжету близок к «Как казаки олимпийцами стали» (1978), визуальный стиль и музыкальное сопровождение перекликается с «Великолепным Гошей». Режиссер А. И. Солин (поэтому еще что-то может промелькнуть и как в тетралогии про Мюнхгаузена), гл.художник И.Пшеничная, композитор Ш.Каллош.
    • «Олимпионики» (1982 г.) Ф.Хитрука. Детям об истории олимпиад.
    • «Икар и мудрецы» (1976), тоже Хитрука. Притча-фантазия на тему. Дедала нет, лабиринта нет, зато есть соседи — «умные люди», изрекающие латинские фразы. Часть из них, впрочем, голос за кадром заменяет русскими поговорками. Музыка тоже Каллоша.
  • Цикл «Как казаки…» — спародировано аж дважды: «Как казаки невест выручали» (момент, когда пираты-хроноджамперы грабят древнюю Элладу) и «Как казаки олимпийцами стали» (мифологическая клюква: Зевс и Аид не могут одолеть распоясавшегося Ареса (который в мультфильме именуется Марсом) без помощи запорожских казаков, явившихся из куда более поздней эпохи).
  • «Том и Джерри» в серии «It’s Greek to Me-ow!» (Мяу по-гречески). Место действия шуточно-клюквенная Древняя Греция, которой присущи некоторые элементы США 1950-х.
  • Мультфильм «Повелители молний» начинается с Древней Греции.
  • Assassin’s Creed: Odyssey — воссоздана эпоха начала Пелопоннесской войны, присутствуют Перикл, Сократ, Аристофан, Еврипид, Алкивиад, Гиппократ, Геродот и другие исторические персонажи.
  • А. Городницкий, «Мифы Древней Греции» (Я перечитываю Куна), «У геркулесовых столбов…», «Улисс» (Скажи, Улисс, о чем поют сирены?..), «Галатея» (В летней Греции полдень горяч), «Эллада» (Развалины обугленные Трои/Сожжённой Трои стершиеся плиты), «Танаис» (В устье Дона стоит Танаис), «Терпандр» (Зевс-Громовержец, людей покарай недостойных…), «Песня о Клеобуле» (Жил на Родосе грек Клеобуля), «Ахилл» (На Афинском базаре я эту картинку купил), «На планете, где нас соблазняют Венера и Бахус…», «Эгейское море» (Остров Хиос, остров Самос, остров Родос), «Одиссей» (Небес вероломство и судеб злодейство), «Аристотель» (О, Аристотель, седой ученик Платона), «Понт Эвксинский» (Волны зыблются, упруги), «Ниобея» (В Павловске ветер свистит меж хвои, не робея), «Кратил» (Всё, что незыблемым прежде считали мы с вами).
  • Короткометражный обучающий фильм "Загадки звездного неба". Фильм 1 "Неуловимый горизонт" (1984) про Персея и Андромеду.

СФК[править]

Удивительно, но, несмотря на огромное влияние греческой мифологии на культуру, СФК именно и конкретно древних греков (а не симбиоза с Римом) в фэнтези встречается достаточно редко. Но встречается.

  • Братья Стругацкие, «Второе нашествие марсиан». Жители носят подчеркнуто древнегреческие имена, которые в самой Греции уже почти не употребляются. Слово Божие гласит, что персонажи должны были носить русские имена, но цензура потребовала их замены на английские — на что авторы не согласились. Компромиссным вариантом стали древнегреческие.
  • Prince of Nothing — Киранея.
  • «Герои Олимпа» — тут древнегреческий пантеон резвиться со своими бастардами до сих пор.
  • Большинство американских фэнтези-фильмов и сериалов, в которых события происходят в «Древней Греции», именно что СФК. Даже экранизации мифов превращается в нечто маловразумительное — например, чтобы добыть голову Медузы Горгоны, надо переплывать Стикс.
  • Серия видеоигр Dominions — Аркосефаль (там люди) и Пангея (там кентавры, гарпии и другие существа греко-римской мифологии, но именослов у героев греческий).

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Вообще, это справедливо для классического периода, причем последняя причина — главная. До Троянской войны у героев (т. е. элитных бойцов-поединщиков) в моде были длинные (до метра) и узкие (3-4 сантиметра) «микенские рапиры» — не из железа, а из высококачественной и весьма упругой бронзы.
  2. Вообще-то перевод слова «демократия» как «власть народа» явно неточен: по-гречески народ как национальность — «этнос», а народ как совокупность населения — «лаос»; а «демос» правильно (но длинно) переводится как «совокупность лиц, наделенных избирательным правом» (ну, или электорат).
  3. ошибочно считается: "испорченного в уксусе, чтобы нельзя было использовать в хозяйственных целях". но на самом деле уксус, нужен чтобы кусок железа за годы хранения не проржавел, а в случае хозяйственной нужды кусок железа можно отдать на проковку кузнецу
  4. Вообще представление о том, что в Греции все было белое, происходит от древнегреческих статуй — вообще-то онибыли раскрашенными, просто краска за тысячи лет полностью облупилась.
  5. Римляне отказались от бород примерно в то же время и по этой же причине.
  6. Внезапно «гитара» — это слегка искаженное произношение слова «кифара»! .
  7. Платон писал о чистой любви, которая может быть между мужчинами. Правда, но он нигде не писал, что такая любовь невозможна между женщинами или мужчинами и женщинами. А само понятие «платоническая любовь» появилось уже позже, подразумевая любовь без секса, независимо от пола любящих.
  8. Скорее всего, никак. Раб — не человек, он имущество. Вы же, если вас укусила науськанная хозяином собака, будете предъявлять претензии хозяину, а не собаке. Но насилие, защищаясь, применю и к собаке.
  9. Теперь Спарта не могучий полис, а маленький провинциальный городишко.
  10. У эллинов профессия поэта и музыканта была единым целым.
  11. Обязан ему не только образованием, но и жизнью — юный Алкивиад был тяжело ранен в бою со коринфянами, афиняне, проиграв его, оставили своих раненых там. Сократ отправился на поле боя и на руках вынес своего раненого воспитанника оттуда, сохранив даже его оружие. Впоследствии этот эпизод стал одной из поводов казни Сократа, да и причин тоже — противники Алкивиада, дважды зачищали Афины от его друзей и сторонников
  12. Точнее, дал определение параллельных прямых: не пересекающиеся прямые называются параллельными
  13. Назван так, потому что в те годы древнегреческие язык и культура стали широко распространяться на завоёванных землях, а вариант литературного древнегреческого языка — койне, стал языком международного общения. На нём же написан Новый Завет.