Жанровая гамма

Материал из Posmotreli
Версия от 19:45, 28 января 2022; 95.153.162.59 (обсуждение)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Orange/Blue Contrast, Yellow/Purple Contrast, Red/Green Contrast. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Файл:Film-n-TV Genre Colours.jpeg
Жанровые цвета

Что будет, если смешать краски всех цветов? Правильно, черный цвет (в теории, на практике — невнятная серо-коричнево-бурая каша, лучше был бы черный). Что будет, если в видеоряде фильма или игры всех цветов будет поровну? Да оно же! Чтобы сделать цвета художественным приёмом, их надо не разнообразить, а, напротив, свести к набору оттенков одного и того же. Жанровая гамма — это определённый подбор цветов, а также уровень контраста и яркости ради создания определённой атмосферы.

Варианты

  • Нуар: чёрно-белые цвета (и немного красного — для крови).
    • Солейл, антинуар: та же атмосфера пустоты, безысходности, жестокости, злого рока и безнадёжной борьбы, но цвета яркие: синий, зелёный, коричневый, высокая контрастность и солнце, чёртово солнце прямо в глаза.
  • Научная фантастика, особенно космическая: вездесущий синий, заливающий белое или серебристо-стальное. Только посмотрите на эти кадры!
    • Киберпанк: сиреневый. Неоновые огни ночного города почему-то обязательно в диапазоне от красного до синего с тяготением к лиловому. В порядке редкого исключения зелёный может присутствовать как цвет индикации в киберпространстве (и то так делали разве что в «Матрице»).
    • Постапок: серый, зелёный и сепия. Помните, после конца света все цвета запретят! Всё будет серым, тусклым и мрачным, один сплошной бетон и пепел. Опционально — пустыня цвета сепии. Ах, да, зелёный — зелёной будет радиация, а вовсе не растительность, как в следующем примере. Весь мир будет видеться в тусклом зеленоватом или желтоватом светофильтре.
  • Высокое фэнтези: зелёный + серый. Зелёный, потому что леса и поля, по которым герои куда-то идут, а также орки, драконы и эльфы в фирменных шмотках. Серый — стальные доспехи, мечи, скалы, ну и чтобы подчеркнуть отличия Мордора от Свободных Земель, у него и природа серая. Третьим цветом может быть коричневый (кожа, стволы деревьев, другие скалы).
  • Готика: серый, коричневый, пепельный и чёрный, как крыло Люцифера, с периодическими яркими вкраплениями кроваво-красного.
  • Советские фильмы о ВМВ: только чёрно-белая гамма без вкрапления других цветов. Изначально это диктовалось техническими ограничениями, но потом стало восприниматься как ненамеренная стилизация под кинохронику.
    • Субверсия, когда посреди цветного фильма вдруг возникает стилизация под кинохронику с пожелтевшей киноплёнкой. Причем подобное встречается и не только в фильмах про Вторую Мировую войну.
    • Аналогичное «состаривание» некоторых сцен применяется и в различных (в том числе и зарубежных) фильмах и сериалах, когда рассказывается про «когда-то давно». Иногда делается и в комических целях (особенно в научной фантастике).
  • Фильм-утопия: белый, голубой, тёмно-красный, бежевый, золотистый. Цвета пастельные, но костюмы и элементы пейзажа преимущественно однотонные, без переходов и градиентов.
    • Вот только это не «фильм-утопия», а эстетика развитых цивилизаций в отдельных фантастических историях. И происходит в ней как правило несколько минут, прежде чем герои рванут в космос или на очередной Татуин.

Подтроп — Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое.

Примеры

Кино

  • В немом кино некоторые прокатчики и производители все кадры каждой сцены раскрашивали в свой цвет — в зависимости от содержания (или от локации). К примеру, батальная сцена (и просто поединок на шпагах или кабацкая драка) делались в красных тонах, любовная сцена — в синеватых, спокойная — в зеленых. Раскрашивать каждый кадр разными цветами было дорогим и неблагодарным делом, а посмотреть хотелось и цветное кино.
  • «Город грехов» в чёрно-белой гамме с отдельными выделенными цветом деталями.
  • The Spirit (надмозг «Мститель») — другой представитель нуара от Фрэнка Миллера, сочетание чёрно-белых сцен с ценами в блеклой цветной гамме, а также сочетания сцен с чёрно-белой гаммой и несколькими блеклыми цветными деталями.
  • «Матрица» — в реальном мире преобладает синий цвет, в виртуальном — зеленый.
    • Спустя годы тот же прием позаимствован для «Взрывной блондинки»: в восточной зоне Берлина синие цвета, в западной — зеленые.
  • «Годзилла. Финальные войны» (2004) в оформлении чем-то напоминает «Матрицу», но практически у каждой локации — своя цветовая гамма.
  • Экранизация старых комиксов о Дике Трейси от Уоррена Битти имеет уникальное цветовое решение. Фильм воспроизводит стиль дешевых комиксов, напечатанных в три краски. Поэтому в нём все предметы окрашены в три основных цвета (красный, жёлтый, синий) и три производных (зелёный, оранжевый, фиолетовый). Причём это одни и те же оттенки. Чтобы добиться этого эффекта, весь реквизит красили вручную.
  • «Однажды в Шанхае» 2014 года — снят в нуарной гамме
  • Чехословацкий «Барон Мюнхаузен» (Baron Prášil, 1961, не путать с одноименным 1940 года!) К. Земана. Фильм снят на черно-белую пленку, но каждая сцена имеет свою цветовую гамму. А в целом фильм стилизован под старинные книжные иллюстрации.
    • Аналогично и «Украденный/похищенный дирижабль» тоже Земана. Т. н. цветная версия фильма, поскольку есть еще и черно-белая (безо всякой жанровой гаммы)
  • Чехословацкий «Лимонадный Джо»: опять-таки монохромные кадры, но каждая сцена окрашена в некий насыщенный цвет.
  • Еще один Мюнхгаузен — короткометражный (10 мин) фильм «Новые приключения барона Мюнхаузена» (Студия им. М.Горького 1972). Приключения барона на рыбокомбинате — у каждой технологической операции свой цвет: всё то в красной, то в желтой, то в зелёной гамме. Бег барона по автодороге от движущихся автомобилей — быстрое чередование красного, желтого и зелёного тонов. С натяжкой — корабли в серой гамме, хотя тут скорее не задумка режиссера, а хроника посреди фильма.
  • «Список Шиндлера» же! Черно-белое кино, кроме финальной сцены (где актёры и евреи кладут камешки на могилу Шиндлера) и красного пальтишка маленькой девочки.
    • И свечных огоньков в первой сцене (с 0:26), хотя сама комната напоминает скорее сепию.
  • «Внедрение» Кристофера Нолана — разные уровни сна показаны в разных цветовых тонах.
  • «Небесный Капитан и Мир Будущего» — особая гамма фильма, полученная методом колоризации. В итоге получился визуально завораживающий фильм.
  • «Призрак Оперы» 1925 года был снят на чёрно-белую плёнку, но со вставками цветных съёмок. Также в фильме применялось тонирование некоторых сцен.
  • Если в первом «Коллекционере» превалировала холодная гамма (зелёный, синий и т. п.), то вторая часть была выполнена в огненных тонах (красный, оранжевый…).
  • Телефильм-телеспектакль «Ассоль» (1982 г., не путать с «Алыми парусами» 1961 г.) — если упрощенно, то действительность черно-белая с разными оттенками, а мечты в цвете и с игрой цветами.
  • «Ракета Икс-M» (Rocketship X-M, 1950) — фильм черно-белый, но есть вариант, в котором на Марсе — показано в сепии, а все остальное — в привычном черно-белом.
  • «Трудный ребёнок-2». Краски в фильме нереалистично яркие, создают психоделическую атмосферу и вызывают зрительный дискомфорт.
  • «Старый Новый год» (1980) — сюжетная линия интеллигентов Полуорловых выдержана в красных тонах, линия работяг Себейкиных — в зелёных.
  • «Траффик» (2000) — события в Мексике выдержаны в желтых тонах, в Вашингтоне — в синих, в Сан Диего — в красно-зелёных.
  • «Покажи мне любовь» — весь фильм, за исключением нескольких сцен, снят в зелёных тонах, чтобы подчеркнуть атмосферу скуки маленького городка.
  • «Герой» (Ying Xiong) Чжана Имоу — разные сцены раскрашены по фэн-шую в свой цвет, в зависимости от того, кто и о чём рассказывает.
  • «Отступник» (1987) (по мотивам «5 президентов»). Черно-белые кадры и еле цветные. Зависит как бы от настроения, которое транслируют зрителю.

Телесериалы

  • «Утопия» — минисериал о тайных заговорах и геноциде человечества. Тот самый солейл, к тому же стилизованный под графический роман, поэтому цвет и контраст намеренно перенасыщенные. Жёлтый цвет означает опасность.
  • Нередко встречается в работах Сергея Урсуляка:
    • «Исаев» — сцены в Советской России строго чёрно-белые, сцены в буржуазной Эстонии ярко-цветные, сцены в белогвардейском Приморье — приглушённые, почти сепия.
    • «Ликвидация» и «Жизнь и судьба» — также сняты в приглушённых тонах «под старинные фотографии»
    • «Ненастье» своим цветовым решением напоминает о фильмах восьмидесятых-девяностых, снятых на некачественную плёнку с заводов шосткинской «Свемы» и казанской «Тасмы».
  • «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. События современности в Москве показаны в основном в тонах сепии, имитирующих старинные фотографии; «чудеса» Воланда — в полном цвете. События в Ершалаиме — в жёлтых и красных оттенках.
  • «Грань» — здесь присутствует в заставке. В сериях, происходящих в нашей Вселенной, заставка синяя; в сериях, происходящих в Альтернативной Вселенной, заставка красная. В одной из серий, где показываются обе Вселенные, цвет заставки тоже меняется. В конце третьего сезона был создан мост между Вселенными, и в четвёртом сезоне заставка стала янтарная. В отдельных сериях использовались и другие варианты.
  • «FlashForward» — особенно заметно в первой серии, когда показаны события «до» и «после» вспышки.
  • «Пробуждение (Awake)» 2012 года — действие происходит в двух реальностях: «Красной» и «Зелёной».
  • «Hannibal» — имеет зеленоватую гамму.
  • Сериалы по Marvel от Netflix («Сорвиголова», «Джессика Джонс», «Люк Кейдж», «Железный Кулак», и даже «Каратель») — каждый сериал выдержан в своей цветовой гамме с уклоном в один цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный и серый соответственно). Педаль в пол давит сериал-кроссовер «Защитники» — в первой серии, до сведения персонажей, каждый эпизод с новым главным героем выдержан в цветовой гамме его сериала.
  • «Supernatural» — внутримировой пример в серии 2.18, где действие разворачивается на съёмочной площадке фильма ужасов. Недалёкий продюссер капает на мозг режиссёру, требуя повысить яркость и насыщенность картинки, а то что-то как-то уныло. Режиссёр отбивается, объясняя, что это жанровая традиция. Большое «На тебе!» от создателей сериала, которых точно также доставали боссы. Увы, в следующих сезонах боссы победили, и сериал утратил приглушённый хоррорный цветокор.
    • Стилизованная чёрно-белая серия 4.5, посвящённая психу-метаморфу, который охотился на людей в облике персонажей из классических хорроров.
  • «Бумажный дом»: общая цветовая гамма — приглушенно-зеленоватая, в декорациях постоянно мелькает что-то жёлтое («тёплые» лампы, элементы декора и т.п.). И мощное акцентное разделение: красный — для сцен внутри захваченного здания (комбинезоны банды, помпезные ковры в коридорах и кабинетах); синий — для полицейской палатки (холодный цветокор, голубой свет мониторов, в одежде представителей власти много серого и светло-голубого).
  • «Перевал Дятлова»: нечётные серии, посвящённые расследованию, выдержаны в холодной сине-бирюзовой гамме и сняты на настоящую плёнку. Чётные, посвящённые событиям похода, до мельчайших деталей стилизованы под советские фильмы: они чёрно-белые, с характерным для старой плёнки уровнем контрастности, и сняты в формате 4х3 (при этом их, напротив, снимали не на плёнку, а на современную цифру).

Мультфильмы

  • «Перевал» — данный приём не просто используется, но и, можно сказать, служит элементом повествования.
  • Частично «Про бегемота, который боялся прививок» (СССР, 1966) — у каждой локации свой цвет: пляж и улица — желтые, квартира Бегемота — серая, больница — голубая. Фон везде прорисован черным на монотонном фоне. Оттенки же цветов персонажей не меняются. Кроме смены цвета Бегемота, но это другой случай, это по сюжетной причине.
  • «История Власа, лентяя и лоботряса» (1959). Тоже частично. Некоторые локации (особенно на улице) выполнены как рисунок на монотонном цветовом фоне (как в примере выше, но для кукольной мультипликации). Исключения тоже есть.
  • «Счастливчик» («Экран» 1989 г.). Обыденность — серая, мечты и квартира мечтателя цветные. Все выполнено в карандашной технике.

Мультсериалы

  • Учебный мультик про Маззи «Muzzy in Gondoland» во вставках с человечком по имени Норман. Каждая вставка представляет собой монотонный фон, на котором контурно нарисован Норман и другие персонажи, в том числе и герои основной истории, когда они общаются с Норманом на тему английской грамматики.

Аниме и манга

Надо отметить, что аниме в плане рисовки обычно использует более насыщенные и яркие цвета. Однако и тут художники не боятся экспериментировать в цветовой гамме.

  • Death Note — преобладают «почти нуарные» сглаженные тона.
  • Sword Art Online — сцены, где действия происходят в реальном мире, окрашены в основном в более тусклые и серые цвета. Сцены, где действия происхоят в виртуальном мире, напротив, использует традиционную для аниме яркую прорисовку.
  • JoJo's Bizarre Adventure — а вот тут художники постарались. Здесь цвета подобраны весьма нестандартно, из-за чего картинка становится немного психоделичной на вид, что очень даже соответствует бизарной безумной атмосфере аниме.
  • No Game No Life — Сказать что здешняя цветовая гамма нестандартна — это ничего не сказать, но получилось очень органично!

Видеоигры

  • Deus Ex: Human Revolution — педаль в пол: в игре и её мире жёлтое ВСЁ. Все интерфейсы, всё освещение, прицел на снайперке, и уж конечно интерфейс самой игры. Зато получился очень оригинальный стиль — с этим цветом киберпанк ещё не ассоциировали.
  • Mass Effect 2 — в заставке в начале игры, на экране загрузки локаций, в стартовом меню ярко выраженное преобладание красных и оранжевых цветов, в Mass Effect 3 — синего, как и в Mass Effect.
    • Обоснуй: во второй части Шепард, пусть даже и спасая от уничтожения колонии людей Коллекционерами (хаски-протеане), сотрудничает с организацией «Цербер», которая в галактике имеет не самую хорошую репутацию. А т. к. игра условно имеет две морали «Ренегат» (плохой, в игре показана красным цветом) и «Парагон» (хороший, в игре показана синим цветом), то и цветовая гамма выдержана в «условно-плохом» стиле.
  • Silent Hill — это надо видеть.
  • Stubbs the Zombie — за исключением катсцен игра имеет зелёный фильтр, чтобы показать атмосферу старых фильмов и зрение зомби. Когда мы пользуемся рукой, подчиняющей разум врагов, экран становится чёрно-белым (рука не видит, а чувствует на ощупь). В катсценах про 1933 г. цвет —— коричнево-черно-белый.
  • Fallout 3: графика в игре имеет изумрудно-зеленоватый фильтр, да и интерфейс по умолчанию того же цвета.
    • Fallout: New Vegas: светофильтр заменён на пустынный жёлтый, как и интерфейс.
  • Shadowrun Returns: Оригинальная игра в синих цветах, дополнение Dragonfall — в синих с оранжевым.
  • The Saboteur — в захваченных нацистами районах Парижа черно-белая картинка, не считая отдельных элементов, вроде свастик или глаз главного злодея. Когда район освобожден, он «раскрашивается».
  • В Serious Sam движок позволяет менять цветовую схему картинки, используя несколько готовых стилизованных паттернов. Очень красиво, легко реализовать — и найдется каждому на свой вкус.
    • В первом Far Cry тоже такое было.
  • Hitman: Contracts компенсировала устаревшую даже на момент выхода графику цветными фильтрами не только на уровень, но и на отдельные локации уровня: медово-желтые оттенки роскошного отеля сменялись на тревожную синеватую гамму в его закрытом крыле.
  • В некоторых играх в меню можно выбрать фильтр для экрана, позволяющий играть в цветном режиме или черно-белом.
    • 1954: Alcatraz — основная картинка насыщена цветами в духе квестовой классики 90-х, но фильтр в меню окрашивает все под мрачную сепию, работая на нуарный сюжет.
    • Архивы НКВД: Охота на фюрера— игра в цвете, но можно выбрать черно-белый фильтр под старое кино, чтобы события игры больше походили на хронику военных лет.
    • Saint Kotar — аналогично, только в черно-белом режиме практически ни черта не видно.
  • GRIS — педаль в пол: с каждым пройденным уровнем она меняется: красная в самом начале, когда главная героиня путешествует через пустыню; синяя, когда начинается дождь в лесу; зелёная в подводном уровне. Это не считая некоторых подуровней, где тоже своя преобладающая цветовая гамма.

Визуальные романы

  • Crimson Gray — главный герой страдает от хронической депрессии и поэтому почти весь окружающий мир для него раскрашен в серые, невыразительные тона. Тихая, меланхоличная музыка дополняет ощущение декаданса.
  • «7 дней лета» — наблюдается в «Нуаре». Черно-белая мрачная реальность вместо привычного нам светлого жизнерадостного мира «Совёнка».

Музыка

  • У Nightwish фирменный цвет — женственный синий. Большинство обложек синие или голубые, на концертах непременно синяя подсветка.
  • У Type O Negative фирменный цвет зелёный, и они продавливают педаль в пол: все обложки зелёные, все концерты подсвечены зелёным, сами участники часто одевались в зелёное, и даже песни бывали про природный зелёный или зловещий зелёный.
  • Within Temptation, DVD «Black Symphony» — увертюра и песня «Forgiven» показаны чёрно-белыми.
  • Группа «Чё те надо?», клип «Пеньково — не Рио». Танцы и песни на абстрактных фонах — в яркой цветной гамме, а приключения трёх девиц, обратившихся за помощью к Бабе-Яге — сепия, стилизованная под старую кинопленку.
  • Доротея «Allo allo, Monsieur l’ordinateur» клип 1985 г. https://www.youtube.com/watch?v=lNI9falAtqY

Телевидение

  • Новостная программа, посвящённая нападению США и Британии на Сирию в апреле 2018 г., была оформлена в чёрно-жёлтых тонах.
  • На заре телевидения (когда оно было черно-белым), а также позднее, когда стало цветным, но не у каждого был цветной телевизор, продавалась пленка для телевизора (см. на первой иллюстрации http://telecom61.ru/pervye-cvetnye-kineskopnye-televizory). Можно было по настроению что-то смотреть «в цвете», а что-то черно-белым. Когда достать такую вещь не удавалось, то умельцы делали свои варианты, в т. ч. и одноцветные (из его нашли из того и сделали), чтобы каждую передачу смотреть в своей жанровой гамме.

Ссылки