Нуар

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Noir1.jpg

Внимание: Это статья о жанре. Если вы искали одноимённый аниме-сериал про наёмный убийц (который даже не относится к рассматриваемому жанру), то вам сюда.

Нуар (noir) — это одновременно и жанр литературы и кино, и своеобразная стилистика. Кратко его можно описать словами «мрачный криминальный детектив», но это не передаст всей сути. Тем более, что нуар мог быть не детективным. Или не детективом, а криминальной драмой. Или детективом без преступления. Кратко и стереотипно: нуар — это когда чернуха, но красиво и печально.

Жанр[править]

Краткий ликбез о жанре и стиле.

Нуар появился в «ревущие» 20-е, отличаясь от крутых детективов своим главным героем — явно асоциальной личностью, непосредственно вовлеченной в преступление — то бишь это был либо преступник, либо свидетель, либо человек, которого подставили. Всего в нуаре есть три способа вляпаться в несовместимые с жизнью обстоятельства — это жажда денег, роковая женщина и «оказался не в том месте, не в то время».

До 50-х годов жанр не знал своего читателя, однако невзрачным «черным» романам повезло оказаться в кино (впоследствии также и комиксах): криминальные драмы начала 1940-х — конца 1950-х были черно-белыми, полными цинизма и безысходности историями; они отражали весь спектр настроений, охвативших американское общество после Великой депрессии и во время Второй мировой войны. Этот стиль кино и породившая его литература являются основой для более поздних жанров, например, киберпанка.

Для сюжета нуарных фильмов характерны расследования убийств, ограбления, мошенничества и ложные обвинения в преступлении, секс, насилие, предательства и двуличность, постоянное курение и пьянство. Сложные сюжеты еще сильнее закручиваются с помощью флэшбэков и флэшфорвардов.

Обычно протагонистом в нуаре является антигерой (или даже откровенный мерзавец, конченый подонок, обладающий, однако, единственной чертой, вызывающей сострадание публики) — человек, обществу чуждый, страдающий от экзистенциального кризиса. Лишенный иллюзий циничный частный сыщик, бандит, коррумпированный полицейский, герой-любовник — персонаж влипает в какое-то дерьмо и обычно половину истории пытается разобраться, какого черта произошло, а вторую — как из этого выбраться. Дело осложняется тем, что на персонажа буквально открыта охота, и сколько он проживет зависит лишь от крепости черепа и наличия патронов. Из-за чего весь сыр-бор? Как обычно — деньги, женщины… Победы случаются редко, и хэппи-энд для нуара — редкость.

Стилистика[править]

(link)

Ненуарный нуар.

Нуар визуально темнее обычного гангстерского кино, изобилует игрой со светом, тенью и необычными ракурсами, создавая тяжелую, гнетущую атмосферу. Часто контраст между светом и тенью отражает разницу между злодеем и протагонистом. В действительности темнота являлась лишь следствием того, что большая часть нуаров являлись малобюджетным кино, и режиссерам приходилось выкручиваться. Альтернатива, где напротив много солнца и цвета при сохранении депрессивной логики происходящего, называется «солей» («Ниагара» с Мэрилин Монро, «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Драйв» с Райаном Гослингом. В изобразительном искусстве — картины Эдварда Хоппера).

Частое место действия — огромный, подавляющий, хмурый город. Темные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы, в которых антигерой будет искать информаторов, чтобы затем выбить из них информацию, игровые притоны, расположенные у прибрежных товарных складов. Ночью обязательно будет идти дождь, а антигерой на своей подержанной машине будет перемещаться от заведения к заведению, встречаясь с циничной, исполненной безысходности публикой самого дурного пошиба, сталкиваясь с асоциалами, мизантропами в погоне за своей призрачной и бессмысленной целью. Саундтреком обязательно будет зловещий джаз.

0000c2f1.jpeg

Персонажи обычно вооружены и плевать хотели на права человека. Они при галстуках, носят костюмы, федоры и плащи, под которыми прячут Томми-ганы[1][2]. Они передвигаются на громоздких машинах 50-х с мягкой подвеской и мощным мотором.

Они никогда не будут счастливы, и в конце фильма ни один из них не получит того, чего желал — такова депрессивная логика стилистики нуара.

Отличия от гангстерского кино[править]

Вообще, сами по себе отличия — дело вкуса. До появления французской serié noir, где выходила подобная литература, нуар называли просто — «криминальное кино категории B».

В первую очередь, в нуаре главный герой редко бывает весельчаком, душой компании и человеком, который широко известен обществу, причем одни им восхищаются, а другие ненавидят — как это часто бывает в гангстерском кино. Скорее главный герой будет мелкой крысой в самых низах общества, никому неизвестной и о которой никто жалеть не будет.

Второе — это стилистика. Гангстерское кино светлее, в нём присутствует элемент драмы, в то время как в нуаре обычно темно и присутствует трагедия.

Третье — это о ком идёт речь. В гангстерском кино повествуется — обычно — о том, как «пацан пришел к успеху», воруя и убивая, жил как король и достойно умер в перестрелке с ФБР[3] (утрировано). Нуар повествует о том, как человек, редко когда являющийся закоренелым преступником (хотя и такие бывают), совершает преступление ради денег или женщины и как пытается уйти от расплаты, но ему это редко удаётся, хотя он изо всех сил пытается выкрутиться. Это наиболее распространённые фабулы сюжетов, хотя бывают и случаи деконструкции жанра или даже попытки изменить манеру подачи сюжета, снимая кино в другой стилистике, нежели классическая. Но мы рассматриваем именно классику, ибо, зная её, можно отличить одно от другого.

Несколько простых способов отличить одно от другого:

  • Если в фильме играет Кэгни — это гангстерское кино. Если его там нет, но есть Богарт[4] — это скорее всего нуар (или солей).
  • Если в фильме есть роковая женщина — это скорее всего нуар, гангстерское кино сосредоточено на маскулинности главного героя.
  • Если в фильме присутствует сцена штурма здания, где засел герой с оружием и твердым намерением умереть — это либо полицейский боевик, либо гангстерское кино. Герои нуара так практически не поступают, они предпочитают тихо сидеть в тюрьме и ждать смертного приговора.
  • Если повествование ведётся от первого лица[5] — это скорее всего нуар.
  • Если в фильме куча народа с томми-ганами делают кучу дырок в автомобиле с главгероем — это гангстерское кино.
  • Если в фильме главгерой в финале стреляет в женщину — это стопроцентный нуар.
  • Если в начале фильма главный герой весь в крови надиктовывает на фонограф исповедь во всех своих грехах — это стопроцентный нуар.

…и так далее, продолжать можно вечно.

Конец?[править]

К концу 1950-х популярность нуара вслед за спадом пессимистичных настроений резко упала. Снова актуальным жанр оказался в первой половине 1970-х, после череды неудач во Вьетнамской кампании, громких политических скандалов и экономической стагнации. Эпоха неонуара привнесла в жанр акцент на тотальной коррупции, политических играх и бесправии честного человека. Закономерным финалом становится в лучшем случае хороший плохой конец, а иногда и просто плохой. Главным героем обычно становится частный детектив или вигилант. Настоятельно рекомендуются к ознакомлению знаковые фильмы той эпохи: «Китайский квартал», «Ночные ходы», «Злые улицы», «параноидальная трилогия» Пакулы («Клют», «Заговор „Параллакс“», «Вся президентская рать»).

Ещё один всплеск популярности жанр пережил в конце 1980-х. В эти годы были выпущены ремейки старых лент, да и в оригинальных наметился некоторый возврат к жанровым условностям классического нуара.

Новое начало[править]

В 70х жанр, умирая, переродился. В это время возникли новые поджанры, смешивающие классические тропы родительского жанра, от иных — избавляющиеся, а иные — и добавляющие

  • Неонуар — «взгляд со стороны» на классические нуарные мотивы. Как правило, если сейчас говорят о фильме, как о нуаре — то он неонуар. Из-за ослабшего ока цензора отличается большей гибкостью к построению сюжета, из-за пессимизма общественных настроений — мрачным взглядом на сущность человека. Некоторые привнесенные жанром мотивы, вроде бессмертия зла и психических расстройств у главного героя, настолько прижились, что ассоциируются именно с родительским жанром. Как отличить: если фильм цветной — это скорее всего, неонуар. Примеры: Китайский квартал, Долгое прощание, Семь.
  • Технонуар — перенос неонуарной атмосферы в фантастические декорации. Как правило — развитого, но в глубине души мрачного города. Как правило — ночного. Название пошло от одноимённого бара в «Терминаторе», прожектором подсветившего тенденцию фантастики 80х перенимать некоторые черты родительского жанра. Тесно связан с киберпанком — их роднит тема влияния технологий как мрачной и разрушительной силы. Технонуар дополнительно заостряет внимание на бессмертие зла и его закостенелость в человеке. Ну, и конечно, использует эстетику характерного города будущего и детектива в двубортном пальто. Как отличить: если действие происходит в будущем (или настоящем, но вокруг много фантастики), вокруг темно и действие происходит в мрачном городе — это технонуар.Примеры: Ренессанс, Blade Runner, Dark City и Terminator.
  • Палп-нуар — доведение классических тропов нуара до абсурда, китча и чёрной комедии. При этом в сюжете может быть драма, а декорацией выступать клишированный нуарный город. Как отличить: если от происходящего в нуаре хочется смеяться, хотя ничего смешного по сути не происходит — это палп-нуар. Примеры: Batman (1989), Pulp Fiction.
  • Пост-нуар — берем стереотипные нуарные тропы и помещаем в современность. Или обыгрываем их нестандартным образом. Или давим педаль в пол. В любом случае — когда зритель готов вздохнуть, обыгрываем их так, что он остаётся как минимум удивлённым. Как отличить: если в фильме собраны все возможные стереотипы нуара и их швыряют в лицо — то это пост-нуар. Примеры: Sin City, Драйв, Bad Times at the El Royale.
В настоящее время нуар занимает довольно узкую, но стабильную нишу фильмов сильно на любителя: даже знаковые картины редко окупаются в прокате. С другой стороны, и откровенный проходняк снимается редко, а элементы нуара всё чаще встречаются в фильмах других жанров.

Впрочем, среди редких шедевров неонуара нашёлся один детективный сериал, который в представлении не нуждается…

In Soviet Russia[править]

Думаете, в Советском Союзе не было не только секса, но и нуара? Был, ещё как был! Более того, именно советский фильм «Западня» 1965 года по мотивам одноименного рассказа Теодора Драйзера во многом предвосхитил жанровые особенности и визуальные приёмы неонуара, который появился почти десятилетие спустя. Увы, для советского зрителя история американского журналиста в мире коррупции оказалась слишком мрачной, и фильм довольно быстро и совершенно незаслуженно забыли.

Впрочем, так или иначе, но встречались нуарные фильмы и позднее. Обычно про очередную буржуинию. Иногда детектив с нуарной примесью. Пленка «Свема», если не самого лучшего качества, вполне способна сделать общую картину мрачнее и саму историю несколько безнадежнее. В 1990е и 2000е появились отдельные эксперименты на ниве технонуара — к такому однозначно можно отнести «Кое-что задаром».

Про загнивающий Запад понятно, а возможен ли нуар в советском антураже? Опять же, да. Фильм «Мой друг Иван Лапшин» именно таковым и является. История подаётся через флешбэки о жизни в провинциальном советском городе 30-х годов: тут и жестокая и хорошо организованная банда, держащая в страхе городок, и очень нуарный милиционер, и безнадёга коммуналок, и роковая женщина — всё по канонам классического нуара. Декорации при этом могли быть весьма экзотическими — «Допрос» 1979 года поиграл на поле «Китайского квартала» в Советском Азербайджане, например.

В перестроечное кинематографе так же стали активно использовать элементы нуара. «Помогли» экономическая и политическая нестабильность вместе с кричащим богатством нуворишей. Некоторые вполне открыто причисляют одну культовую классику к жанру, хоть и с оговорками, чего уж говорить про менее известные картины. «Лох — победитель воды» (да, с неймингом проблемы так и остались) создал странный сплав неонуарной эстетики «развалившихся 90х», перестроечной чернухи и мрачноватой научной фантастики. Так же нуарную стилистику можно заметить в арке «Адвокат» сериала «Бандитский Петербург» и серии «Целую. Ларин», с неожиданной стороны раскрывшей одноимённого персонажа «Улиц разбитых фонарей». Сериальные традиции продолжил постнуарный «Мизантроп» и попытка поиграть на поле неонуара в «Водовороте». Некоторые фильмы Быкова временами относят к жанру, но его чернь и хтонь слишком неоднозначны к точному жанровому определению.

Кроме того, заслуживают внимания и эксперименты наших братьев по соцлагерю. Так болгарский «Инспектор и ночь», почти дословно поставленный по роману известного детективщика Богомила Райнова, — это практически стопроцентный нуар с элементами деконструкции. В болгарских же декорациях времён соцлагеря происходит действие неонуара «Дзифт» 2008 года, снятого с большим вкусом.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Фольклор[править]

  • Известный текст, который дают школьникам в качестве упражнения для редактирования текстов в Microsoft Word, являет собой квинтэссенцию всех штампов жанра. В обработанном и читабельном виде он выглядит так:
«

Была тёмная и бурная ночь. Четыре человека сидели и играли в карты в кабинете майора Хога. Вдруг свет потух, и кто-то закричал. Когда свет включили снова, миссис Пимпл лежала на полу и хваталась руками за горло.
«Мои алмазы! — воскликнула она. — Они украли мои алмазы!»
«Всем оставаться на местах!» — крикнул инспектор Блер, выбегая через балконные двери.
На снегу тянулась цепочка следов от остролиста на краю поляны до балконной двери. Казалось, что они уходят дальше в сад, но они обрывались там.
«Очень умно», — сказал себе под нос инспектор Блер. Он вошел в кабинет и внимательно посмотрел на ботинки каждого.
«Как ловко преступник скрылся!» — проворчал майор Хог.
«Не так уж и ловко», — сказал инспектор Блер, глядя на покрытые снегом ботинки майора. В одно мгновение он защелкнул наручники на запястьях майора и выудил сверкающее колье из его кармана.

»

Литература[править]

  • Поэма Киплинга «Вампирша» повлияла на образ женщины-вамп.

Кино[править]

  • Преднуарные фильмы «Ящик Пандоры» Пабста, 1928 г. и «М» Фрица Ланга, 1931.
  • «Мальтийский сокол» и «Стеклянный ключ» — классика жанра.
  • «Тень сомнения»
  • Фильмы-нуар с не порочными героинями: «Незнакомец на третьем этаже», «Седьмая жертва», Хичкоков «Shadow of a doubt», «Beyond the forest», «No man of her own».
  • Первый цветной нуар «Leave her to Heaven», John Stahl, 1946. Также см. цвет в «Some came running» Винсента Миннелли.

Видеоигры[править]

  • Bioshock Infinite — аддон Burial at Sea исполнен в стилистике классического технонуара. После оригинальной игры, экшн-поносного боевика про выносящего всё на своём пути мастера соли и пули — очень непривычно. В роли роковой женщины — подросшая Элизабет.

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. На фотографии справа представлен классический случай позерства — из автомата Томпсона проблематично даже просто стрелять одной рукой из-за большого веса, а уж об эффективной стрельбе и говорить не приходится.
  2. Что интересно, на самом деле в нуаре мало кто пользуется револьверами (в основном фигурируют полицейский револьвер Смит-вессон 38 калибра, что логично, и армейский револьвер Colt M1917 45 калибра, поступивший на гражданский рынок — что как раз и вызывает путаницу), основным оружием там всё же является широко распространённый автоматический пистолет Colt M1911 сорок пятого калибра. «Мораторий» на автоматические пистолеты в нуар вошел во многом благодаря Чейзу, ибо у него не всегда можно понять какой именно ствол сорок пятого калибра используется. Есть даже опасение, что он регулярно путает понятия «револьвер» и «автоматический пистолет» (для пилота ВВС времен Второй мировой войны это было бы странно, так что имеющиеся косяки вероятно являются заслугой переводчиков).
  3. Или на электрическом стуле.
  4. В спорных случаях — например, когда Кэгни, Богарт и О’Брайен снимались в гангстерском кино «Ангелы с грязными лицами», судить следует именно по Кэгни: он в нуарах не снимался.
  5. В кино. Обычно обозначается закадровым голосом, озвучивающим мысли главгероя; это штамп жанра.