Священная наша держава

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
В моём доме не выражаться.jpgВ моём доме не выражаться!
По причине текущих событий тема взрывоопасная. Пожалуйста, не пытайтесь ввернуть в статью политические провокации ни под каким соусом. За этой статьёй администрация ведет особое наблюдение, и любые такие попытки будут пресекаться.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
В этой статье нельзя допускать уничижительных фраз, вообще как-то направленных против современной России. Мы вас предупредили.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Россия с 1991 года по настоящее время, против которой никто ничего против не имеет.
« Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

»
— Гимн России.

Чекистско-бандитский мордор? Горе-патриоты? Какое образование он получил, чтобы так о нас судить?

— Да ну, этот человек скорее сам горе-Смердяков обыкновенный. Либо просто провокатор или иностранный шпион. Хотя есть ещё вариант — бездельник и тунеядец.

— Одно другому не мешает, приятель. Сомневаюсь, что он не покупал своего диплома в переходе. И в любом случае он нажал на мою патриотическую кнопку берсерка.

— Не будем тогда обращать на него внимание. Он не видел настоящей современной России!

— Ты прав, приятель. Поживёт — поймёт. Если у него действительно есть мозги.

Священная наша держава — это современная нам с тобой Россия в положительных или хотя бы нейтральных красках, какой она представлена в художественных произведениях. За такую кто угодно из действительно здравомыслящих горой встанет, не будет вставлять палки ей в колёса, а поможет ей во всех её начинаниях. Если на её голову выпадают какие-то испытания — каждый принимает какую-то долю оных с гордо поднятой головой. Неудержимая вера в будущее. Какой ещё Мордор? В больничке вам подлечиться бы? Ах, это вам медведь снова зол? Ну так не надо было лично вам бить и грабить невинных медвежат, то есть наших сограждан, авось тогда бы и медведь остался добрым. Поделом, и это не victim blaming никакой.

СНД — идеологическая наследница России, которую мы потеряли и Светлого советского прошлого. Противотроп — ЧБМ.

Как описывать Россию так, чтобы получилась Священная наша держава?[править]

  • Попадать надо во временные рамки с 1991 года и по настоящее время. Описывать Россию полагается так, как будто она совершенна именно в том виде, в каком она есть в настоящее время.
  • Если найдутся признаки чекистско-бандитского мордора, они должны быть минимально заметны для кого-либо, кто явный фанат такого очернительского тропа. Пригладьте помойку. Желательно асфальтовым катком. И хорошо если это каток протагониста. А даже если это и не так, каток обязательно принадлежит к российскому автопрому. Это будет «нейтральная СНД». Идеальный пример: в произведении найден полицейский произвол? Пусть он должен быть остановлен компетентным судьёй, если полицейский арестовал невиновного, а что виновного выпустили — так пусть лучше на свободе останется десяток виновных, чем пострадает в тюрьме один невиновный. В уголовном кодексе что, других наказаний нет, что ли? Или карма отсутствует как класс[1]?
  • Протагонист должен быть доволен жизнью либо делать так, чтобы быть ей довольным, посредством не восстаний против власти, а труда на пользу страны. Иначе получается не протагонист, а какой-то обыкновенный тунеядец.
  • Выше- и нижестоящие не враги друг другу, а настоящие друзья, потому что каждый очень ответственнен за своё слово, дело и даже мысль!
  • Представители разных национальностей, проживающие в России на постоянной основе как её же граждане, тоже не враги друг другу.
  • И религиозных конфессий, которые буквально на слуху — тоже. Что православные, что мусульмане, что даже иудеи — именно что хорошие.
  • Вопрос: «Что ты имеешь против X?», если он прозвучит в устах главного героя или кого-то из его друзей, вызовет у антагониста как минимум ступор, а если ответ найдётся и окажется типичной резкой речью типичного Смердякова, то задавший вопрос посмотрит на ответившего либо как на несмешного клоуна, либо как на клинического полудурка, либо как на врага общества.
  • Никаких горе-патриотов. Все патриоты — реальные «ура» как на подбор. И среди них даже изредка попадаются «и не ура- и не горе-, а нормальные» (!).

Где встречается[править]

Тут помню тут не помню.jpgТут помню, тут — не помню…
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • Завтра война — ужасная имперская агитка про Горжусь Россией! Шутка. По факту, главная вина, по крайней мере, оригинальной трилогии это то, что Россию поставили на то место, которое в космоопере традиционно занято США. А в остальном — весьма примечательное повествование, где фантастические элементы упоминаются настолько обыденно, что не воспринимаются фантастикой.
    • Из минусов упомянем цельнопотыренные у Резуна доказательства превентивности нападения Конкордии на ООН и ох какую историю про то, как Клоны разбомбили город с населением… Ан нет, это российский батальон засел в городе, вместо того, чтобы выйти в чисто поле на честный бой, вместе с местными патриотами, у которых были из оружия только «томики Киплинга», а Конкордианцы дали всем желающим трое суток на свалить, а потом разбомбили, потому, что они солдат за людей считают (хотя те и клоны), и зря гробить не намерены.
  • М.Луговой, «Горячая весна 2015-го» — о противостоянии России и НАТО в Прибалтике. Не без дуростей, но довольно реально. Что характерно, основными шатателями режима представлены не популярные в те годы демократы (хотя на роль будущей администрации Балтийской республики НАТО прочит именно их), а коммунисты, играющие на противопоставлении реальной страны с реальными достижениями и реальными проблемами романтическому образу великой империи, построить которую не дает исключительно воровская власть.
  • Гаркушев Евгений Николаевич - в своих фантастических произведениях выводит Россию именно такой, например в "Гранях матрицы". В других с фитильком, например в "Великом Походе" и "Близких мирах" - тут либо недалёкое будущее, либо параллельная Россия. Спецслужбы делают свою работу и никого не пытают просто потому что могут; террористы, из числа наших, выбирают средства и имеют благородные цели; народ благополучен, а если и имеет проблемы, то не стремится вставлять палки в колёса тем, кто их решает; депутаты, каждый на свой лад, но заботятся о благе страны, да и страна неплохо дружит с окружающими без прогибов. Что весьма удивительно для произведений написанных в начале нулевых.

Кино[править]

  • «Август. Восьмого» (2012) — тропы «солнечного 2008го» неоправданно позитивны, но зато создают контраст между войной и мирным московским летом. Зато проходка ГРУшников через захватываемый Цхинвал — просто песня и красотища.
  • Балканский рубеж — с прикрученным фитильком из-за трусости Ельцинской администрации (что, страшно сказать, не факт что было в реальной жизни). Но концовка всё искупает.
  • «Личный Номер» (2005) — На самом деле, довольно годный масштабный боевик (особенно для Российского кино того времени) — про офицеров из ФСБ и ублюдков террористов. Провалился фильм по одной но весомой причине. Трагедии Норд-Оста и Беслана, очень сильно не располагали пусть даже к серьёзному, но боевику про героя одиночку и отстрел бородатых зайцев.
  • «Крымский мост. Сделано с любовью». Ключ нейтральный — нашлось место и Мордору за поведение полиции.
  • «Майор Гром: Чумной Доктор» — хоть Россия тут и показана с проблемами, картина в целом оптимистичная, особенно ближе к финалу. Хотя Чумной Доктор действительно решил несколько небольших проблем жёстко и радикально, концовка показала, что с этими проблемами в принципе можно разобраться и без маньяка-террориста в суперкостюме.
  • «Фантастическая четвёрка: Вторжение Серебряного Сёрфера» — российская военная база на Крайнем Севере показана вполне реалистично, а российские военные довольно компетентны: именно на основе их данных (а также немецких, где герои были раньше) составлен план поимки инопланетянина-«Сёрфера», который сработал. А с медведем супергерои встречаются не у нас, а в Германии.
    • Угу, американская военная база в заснеженных скалистых горах Якутии, куда увозят Серебряного Сёрфера, чтобы невозбранно попытать током.
  • «Грань будущего» — Россия вместе с Китаем обороняет от инопланетян-«мимиков» восточную часть Европы, и делает это несколько успешнее, чем войска НАТО (находящиеся в союзе с ними), поскольку НАТОвцев уже почти выдавили из Европы, остались только окрестности Кале. Ничего плохого о России в фильме не сказано — упоминается только храбрость всех стран, которые участвуют в сопротивлении инопланетянам.
  • «Небо» (2022) — на самом деле, хороший годный военный боевик, с классной постановкой собственно боёв, неплохим сюжетом и крепкой итоговой моралью. Но с плакатной лубочностью происходящего, малость переборщили.
  • «Параграф 78» (2006—2007) — ну да, Россия недалёкого будущего разрабатывает смертоносное биологическое оружие, как и все остальные, просто гонка вооружений. Зато совершенно очевидно сверхдержава и часть золотого миллиарда (если вообще в нём не на главенствующих позициях, в перечне мировых держав в фильме США даже не упоминаются).
  • «Курьер из Рая» (2012) — Кивинов вообще такое умеет. Да проблем у нас ещё очень много, но хорошие люди и настоящая дружба, всё изменят к лучшему. Да и в целом уже порядок то наводиться, даже там где его с советской власти не было.
  • Серия «Ёлки» — первые два фильма, авторы пытались и могли, выдавать в целом неплохую новогоднюю семейную комедию. Где проблемы и бытовуха подавались с юмором, а страна показана в целом благополучной, а люди почти все хорошими или старающемся такими быть. К сожалению, сценарная бездарность (точнее халтура) и отсутствия желания писать хорошо, всё очень сильно испохабило. В результате с какого то момента, франшиза перешла уже в плоскость чернухи. Ненамеренно — а потому что просто новые сценаристы видимо нормальных людей не видели никогда, только одних уродов.
  • «Миссия Невыполнима: Протокол Фантом» (2014)- Россия в пуле сверхдержав, столица мирового туризма и мегаполис первого мира (ИЧСХ, никакого вымысла). Да, хитроумный заговор психопатов может ударить в самое сердце Родины. Но потом суровый Анатолий Сидоров из ФСБ, вас найдёт, и наизнанку вас буквально вывернет.
    • В «Смертельной Расплате» ещё и намекается, что в области разработки ИИ — Россия опередила весь мир, даже американцев. Фигасе бензоколонка!
  • «Духлесс» — не смотря на довольно уродливую изнанку отечественного капитализма и наебизнеса нулевых — Москва показана как сверхсовременный и очень приятный для жизни город. Да и идеология главного героя, пусть и страдающего перезрелым юношеским максимализмом — очень даже патриотична, и именно в сторону нынешней РФ. Он то знает что из всего этого по итогу можно сделать что-то очень хорошее.
  • "Антикиллер 2" (2003) - авторы прям выпрыгивали из штанов, пытаясь показать что по сравнению с первой частью где действие происходило в 90ые, жизнь стала лучше, жизнь стала веселее. За вычетом качества самого фильма - доходит до комичного. Воры в законе бойцу СОБРа подарки на свадьбу делают (ну потому что Россия всем нам дом родной, ага), жизнь кругом сытая и весёлая коль бы её "бородатые зайцы" не портили (что особенно забавно, потому что практически весь фильм снимали в каких то ржавых промзонах и на пустырях). В общем с "стало лучше - стало веселей" явно перестались, ещё и "продакт плейсмент" биржевой торговли, во времена когда интернет ещё по телефонным проводам идёт...

Телесериалы[править]

  • «Спецназ» — само по себе настроения реванша на Кавказе и войны с гидрой международного терроризма. Можно было бы обвинить сериал в некотором ура-патриотизме, но не хочется. Во первых, потому что это просто хороший боевик, а чем мы хуже американцев. Во вторых, потому что такие сериалы тогда были нужны. «Спецназ» вообще первый такой сериал снятый в новой России, что показательно. До этого была только Невзоровская параша и «Блокпост».
  • «Улицы разбитых фонарей» — с прикрученным фитильком: именно такую Россию, в которой благодарные граждане любят родную милицию и хотят третьего срока президента Ельцина, воображает себе капитан Казанцев в одной из серий про Группу пролетарского гнева.
  • «Убойная Сила» — а вот здесь уже вполне троп. Да в стране всё ещё нищета, да наркомания и бандитизм, и стандартные нелицеприятные ментовские будни той эпохи. Но уже отчётливо видно, что на дворе не 90ые, и потихоньку жизнь в стране становиться нормальной. Разница между первым сезоном и последним по настроению и атмосфере, разительная, как раз во многом потому, что с 1999го по 2006 год, жизнь изменилось довольно сильно.
  • «Родина Ждёт» — самого Олега Погодина. Российская разведка (судя по всему, недалёкого будущего) проводит операцию по предотвращению повторения 11 сентября, работая на Ближнем Востоке так что ЦРУ и не снилось. Не смотря на заигрывание с голливудщиной — снято и написано очень неплохо.
  • «Грозовые Ворота» — да 90ые, да на дворе нищета, в армии бардак, а на Кавказе война. Но бородатых зайцев надо громить, и армия будет их громить, потому что это их работа, и потому что их быть не должно.
  • «Спящие» — тот самый случай, когда хотели как лучше, но Минаев откровенно пытался усидеть на двух стульях (государственным и, прости Господи, богемно-либеральном) — а получилось что-то невразумительное. Что накладывается на то, что Минаев нихрена не понимает в шпионаже и большой политике в принципе. В результате в сюжете имеется, совершенно лубочная Россия образца ранних десятых, в которой всё прекрасно, всё очень хорошо, и нет никаких проблем. И ФСБшников, которые защищают похоже свои роскошные квартиры и дорогие тачки, а не людей там каких то, или государство. И при этом мы имеем либеральную оппозицию, которая вся сплошь состоит из заблуждающихся идеалистов, которых ввели в заблуждение предатели из силовых структур, работающих на ЦРУ… которые устраивают на территории России теракты в иностранных посольствах, при этом перед смертью не забывая сказать, что «не будет у вас тут нормальной жизни, пока вы не уважаете свободных людей и свободу слова». В общем то, поэтому сериал не понравился никому, не оппозиционерам, у которых сгорела жопа, не обычным зрителям — которые увидели хреново написанный пропагандисткий не пойми что.
  • «Морские Дьяволы» — последние лет десять, весь в таком настроении снят. Снят откровенно хреново, но народу всё таки нравиться. Вообще многие сериалы НТВ которые не скатываются в совсем уж чернуху, часто отыгрывают именно этот троп, пусть и не без типичный дурных штампов про коррупцию, ещё не отживший бандитизм прямо из нулевых и всего такого прочего.
  • «Временно Недоступен» — и снова Кивинов. Приятный такой сериал с тёплым вайбом ранних десятых. Когда весь самый гремучий трындец 90-00ых остался позади. И главные проблемы России это оборзевшие коррупционеры, бедность в провинции, и вопиющий дилетантизм любительских драмтеатров. Но всё это более чем поправимо. Эх…
  • "Участок" - сложный пример тропа. С одной стороны, нищая провинция ранних нулевых. Местничество и коррупция бок о бок, рука руку моет. Народ в селе пьёт, много пьёт, потому что работы явно не хватает. А с другой стороны, в сериале, что вообще поразительно для отечественного кино - практически нет отрицательных персонажей (не считая эпизодического жулья, которое как раз на общем фоне выглядит ещё более мерзким). Здесь все бедные, задолбанные бытом, с кучей тараканов в голове, со своим проблемами и симпатиями и антипатиями - но хорошие и порядочные более-менее люди. Которые просто пытаются как то жить, и в целом сериал конечно к концу становиться грустным - но всё равно во всём показанном ощущается какой то позитивный вайб. Да и красиво в Калужской области, особенно летом.

Мультфильмы[править]

  • Дети против волшебников — в отличие от книги, в которой Россию надо любить, но показана она не в лучшем свете во всех смыслах, в мультфильме почти все книжные внутренние проблемы страны остались далеко за кадром, и получился сабж.

Музыка[править]

  • Гимн Российской Федерации — тропнеймер и кодификатор.
  • Олег Газманов — «Вперёд, Россия»!
  • ЛЮБЭ — «Отчего так в России берёзы шумят»
  • Рем Дигга ― На Юг.
  • Семён Слепаков — «Трофимов Пал Егорыч». Концовка, в которой мэр Кривопалов не стал покрывать своего непутёвого сына Серёжу за опасное вождение, сопряжённое с аморальщиной, а ветеран Пал Егорыч, вынужденный прострелить колесо автомобиля в качестве самозащиты, спокойно добрался на парад.

Видеоигры[править]

  • «Марио и Соник на зимней олимпиаде в Сочи»
  • Внезапно, Battlefield 3. Россия здесь, в отличие от США с их ЦРУ-шными интригами, просто пытается спасти мир от Третьей мировой.
  • Серия Front Mission — не просто Российская Федерация, а объединившееся вокруг неё СНГ, взявшее бафосное название «Республика Зафтра». По местной хронологии с 2015-го до 2090-х вполне себе предмет статьи. Ключевой развилкой, обеспечившей её сохранение и развитие, становится происходящее в 2019-ом (точнее начинается оно в 2005-ом с экономического союза, а в 2019-ом этот союз выходит на уровень сил сверхдержавы) объединение Австралии с Океанией и остальной приморской юго-восточной Азией в «Кооперативный Союз Океании» (альтернативно «Союз Содействия Океании»), который бодро выпинывает США с Тихоокеанского Театра, заставляя последних спешно подминать под себя Южную Америку (подмяли в 2020-ом, то есть ОЧЕНЬ спешно) и зашиваться на двух континентах, что даёт всей остальной Азии (да и вообще остальному Миру в целом) передышку и возможность привести себя в порядок. Правда дальше у зафтранцев после семидесяти лет относительного благополучия всё летит под откос. В 2091-ом Зафтра вписывается в роли миротворцев в конфликт между Океанией и Штатами вокруг острова Хаффмана (он как Куба, только по другую сторону Панамского Перешейка и поначалу необитаем). В 2092-ом пытается с выгодой для себя эксплуатировать международную террористическую группировку Гримнир, что выливается в скандал вокруг спонсирования «Саката Индастриз», проводивших опыты над людьми (то есть идейно повторяет линию поведения НАТО на Балканах и Ближнем Востоке в реальном мире, но не добивается успеха). В 2096-ом пытается отыграться серией операций под фальшивым флагом для сталкивания лбами Соединённых Штатов Нового Континента (это разросшиеся на обе Америки США — в другом переводе называются «Объединённые Континентальные Штаты») с Европейским Содружеством (где заправляют внезапно французы), но выходит так себе. В 2100-х где-то там за кадром проходит вторая перестройка. В 2110-х без лишнего шума уже раздают суверенитеты. А в 2120-х отколовшиеся территории оспаривают границы друг друга по балканскому образцу. Правда зафтранские ванзеры продолжают всплывать аж в 2170-х, причём не на правах раритетов или реплик от сторонних производителей, так что даже через восемьдесят лет после масштабного одновременно внешнеполитического и внутриполитического кризиса промышленность Республики Зафтра ещё на плаву, а значит с ней в какой-то форме и сама Республика.
    • Клюква — зафтранская промышленность на пару с немецкой заправляет в сфере средств радиоэлектронной борьбы. А зафтранские ванзеры (за исключением шагающей РСЗО «Оборона») отличаются повышенной подвижностью и характерным «тонкопластинчатым» силуэтом — отличная отсылка к Советской школе танкостроения, котировавшей повышение удельной мощности, минимизацию внутреннего объёма и уменьшение силуэта.
      • Проверенное временем уныло, но практично — зафтранская серия ванзеров «Тиран» становится своего рода автоматом Калашникова от мира ОБЧР и используется практически всеми, когда нужны действительно надёжные машины. Австралийцы позже делают своего «Козлика» по его образу и подобию (дают погонять в третьей части, где при дложной изворотливости можно разжиться парочкой трофейных в одном из первых боёв — бонусы к меткости ни к чёрту, но его подвижность и живучесть способны протащить вас через полигры, пока на сцену не выйдут настоящие имбы).

Аниме и манга[править]

  • «Юри на льду» разумеется.
  1. Справедливости ради стоит упомянуть, что в культуре, да и в реальной жизни есть немало людей, которым всё-таки удаётся избежать наказания.