Справочник автора/Японская одежда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Важно: хоть сейчас в быту практически 99 % японцев ходят в европейской одежде, в статье будет много предложений в настоящем времени, а не в прошедшем, так как японцы тщательно оберегают свою традиционную культуру, в том числе и костюм, придавая ей огромное значение в современном мире.

Эволюция японского костюма с периодов Ямато и Нара (IV—VII века)[1] до периода Тайсё (1912—1926 годы)

Чего нет в традиционном японском костюме[править]

  • Застёжек и пуговиц. Всё запахивается и подвязывается.
  • Индивидуальных мерок. Годится любому носителю, так как все подвязывается и подгоняется уже при надевании. Хотя разница между взрослой и детской одеждой есть. Размер диктуется шириной ткани (стандарт 36 см).
    • Лицам нестандартной комплекции разумеется это не очень годилось. Например сумоистам, им кимоно шили по несколько иным стандартам и быть поставщиком одежды в разные школы сумо было очень престижно. Отголоски этого имеются и сейчас — современным сумоистам даже в повседневной жизни полагается непременно ходить в кимоно.
    • Богатые женщины имеющие своё дело (купчихи, ростовщицы, бордель-маман) в средние века совершенно сознательно стремились располнеть настолько, чтобы им было невозможно пошить кимоно из стандартного отреза ткани. Иметь такие габариты и одежду было что-то символа публичного потребления, престижа и демонстрация богатства, независимости и свободы от мужского влияния.
    • Детские кимоно шьются с запасом на вырост. Для подгонки длины ткань на плечах подшивается в характерную для детей складку ката-аге, у майко могут подшивать также рукава- соде-аге. По мере роста ребенка складка распускается.
  • Постоянных швов. Сшито так, чтобы потом можно было распороть, постирать и сшить обратно, а потому шов намёточный.Шаблон:Нужно пояснение
  • Изогнутых швов. Поэтому существует класс швейных машинок, которые годятся для японской одежды, но не годятся для европейской.[2][3]
  • Вытачек. И в принципе подгонки по фигуре.

Кимоно[править]

В большинстве азиатских стран главным элементом одежды является халат, а не рубаха и штаны, как в Европе. Япония в этом смысле не исключение. Халатом в данном случае является кимоно.

У него есть воротник, доходящий как и до подола, так и до пояса. Часто он красится в темный цвет.

Европейское правило «мальчики запахивают направо, девочки — налево» для кимоно не действует. Кимоно надевается с запахом налево только на покойников, в остальных случаях — только направо. Впрочем, в совсем уж глухой древности, в период Нара, встречались и варианты, когда кимоно запахивали налево.

Кимоно обязательно подпоясывается поясом оби. Мужской оби тонкий (10 см в ширину) и завязывается спереди, на животе простеньким узлом. Женский же широкий (30 см) и завязывается на спине очень сложным узлом, коих существует очень много[4]. Парадное женское кимоно подвязывается не менее чем тремя поясами.

У нестарых женщин подмышки кимоно не зашиты, чтобы оставить отверстия для вентиляции и возможности покормить ребенка грудью.

Незамужние девушки на праздничные дни носят фурисодэ — ярко украшенное кимоно с длинными рукавами (длина может до одного метра). Замужние на праздники носят томэсодэ — чёрные кимоно с узором у подола. Как и замужним, так и не замужним женщинам праздничным кимоно служат хомонги и цукэсагэ. Главное отличие этих видов кимоно в том, что цукэсагэ менее праздничный и узор есть только у подола и на рукавах (на правом сзади, а на левом спереди), тогда как хомонги всё покрыто узорами. Иногда рисунок занимает всю площадь хомонги, из-за чего оно становится похожим на картину. На чайную церемонию надевается иромудзи — одноцветное кимоно с вышитым рисунком. У иромудзи, как и у хомонги и цукисагэ рукава короткие, в отличие от фурисодэ.

Кимоно придворной аристократии — многослойные: множество очень тонких до прозрачности кимоно надеваются друг на друга.

Одежда делится на уваги и ситаги. Уваги — то, собственно видят люди, верхняя одежда. Ситаги — то, что непосредственно контактирует с кожей, нижнее бельё. Сейчас вместо нижнего кимоно часто носят белый шарфик.

Представители некоторых профессий (гонцы-хикяку, барабанщики) надевали полунагрудник-полуфартук мунэатэ (букв. «нагрудник»), он же харагакэ. «Насисьник» с таким же названием является принадлежностью японских лучниц, мужчины-лучники при этом грудь оголяют, если без доспеха (в доспехе поверх груди крепят лакированную кожаную пластину, чтобы тетива не цеплялась за шнуровку пластин доспеха, а соскальзывала). Что касается фартуков, то его разновидность каппоги встречается и сейчас среди поваров. Каппоги отличается от других видов фартука тем, что у него есть рукава.

Самый главный ляп, связанный с этим предметом одежды: словом «кимоно» обозначают именно и только верхний халат, являющийся главной частью и мужского, и женского костюма, либо же спортивную одежду (правильное название кэйкоги).

На самом деле глагол «киру», от которого образовано слово «кимоно», означает «набрасывать на плечи». Таким образом, кимоно — то, что надевается на верхнюю часть тела. Дзюбан, хантэн, катагину, каригину, ситаги — все это тоже «кимоно». А для того, что носят ниже пояса, есть другой глагол — «хаку». Соответственно, никакие штаны не могут назваться «кимоно».

Другая верхняя одежда[править]

  • Мино — плащ-дождевик из соломы. Изначально носился простым народом, но, как и каса, после войны Гэмпэй стал носиться более высокими сословиями.
  • Дзимбэй — лёгкий домашний мужской костюм из хлопка или конопли, похожий на кейкоги и состоящий из штанов-дзубон и напоминающей короткое мужское кимоно куртки-рубахи, которая собственно и называется дзимбэй. Носят его дома в качестве пижамы или удобной домашней одежды, или летом на улицу для коротких неформальных выходов вроде сбегать за сигаретами в магазинчик за углом. Впрочем в последнее время он стал восприниматься и как вполне приличная замена юкате для традиционных праздников. Также его стали носить и женщины. В современной Японии, подобно стереотипу, что писатели и художники носят традиционные кимоно, существует стереотип, что ремесленники—единоличники носят дзимбэй.

Штаны[править]

Как уже было сказано выше, штаны в восточном костюме не являются главным элементом, поэтому штаны всегда были «унисексом» — их носили как и мужчины, так и женщины. Разница заключается в том, что мужские штаны подвязываются на пояснице, а женские — на талии. Штаны надеваются на кимоно благодаря двум пришитым пояскам и имеют вырез, внезапно на боках, чтобы их было удобнее надевать, напоминая этим традиционные штаны европейских моряков. Существуют три вида японских штанов:

  • Хакама — широкие штаны, похожие на шаровары (правда, в отличие от труЪ-шаровар, почти никогда не имели сужения книзу, разве только на краткое время в XVI веке, когда вошли в моду подражания бриджам голландских и португальских купцов). Известна как часть униформы в айкидо, но носится также и другими хранителями традиционной японской культуры (музыкантами, актёрами традиционных театров) а также учительницами на выпускных. В средневековье их ношение считалось прерогативой духовенства, самураев и знати, а их ношение выходцами из других сословий не во время особых случаев (например, на собственной свадьбе) жестоко каралось. В эпоху Хэйан хакама могли достигать неописуемой длины, так что волочились за своим носителем как шлейф. Такие штаны назывались нагабакама. Уже после Хэйан по придворному этикету самурай при входе на аудиенцию к императору или сёгуну должен был вместо обычных хакама надеть нагабакама, чтобы не смог, неожиданно прыгнув, атаковать, А те, кто имел привилегию войти на аудиенцию с мечом, должны были вместо боевого меча взять жестяной цуруги в роскошных золотых ножнах. Во время войны хакама ниже колен стягивались обмотками кяхан или поножами.
    • Игабакама — разновидность хакама, носившаяся крестьянами из провинции Ига и стереотипными ниндзя. Штанины к низу намного уже, чем у обычных хакама, и имеют длину до колен.
    • Ёнобакама — укороченный вариант хакама, напоминающий шорты и носившийся асигару.
    • Кукури-хакама — хакама с завязками на полах, позволявшие регулировать ширину штанин. Носились простолюдинами (в варианте длиной чуть ниже колена) и самураями низкого класса.
  • Момохики — узкие, плотно облегающие ноги, рабочие штаны. Не стыдились ими пользоваться и самураи, правда, только в качестве нижних штанов.
  • Дзубон — средней ширины, похожие на европейские брюки, но подобно другим видам японских штанов не имеют ширинки, а завязываются на боках. Носятся, в частности, с костюмом для единоборств — кейкоги — и домашней пижамой дзимбей.

подробнее про штаны

Нижнее бельё[править]

Мужчины в качестве нижнего белья использовали набедренную повязку фундоси, внешне немного похожую на современный подгузник (в XV-XVII веках фундоси были похожи на мини-юбку). Женщинам нужно было закрывать еще и грудь, поэтому был вариант фундоси, который надевался как фартук и пропускался между ног. (Но воительницы, бывало, щеголяли в коротком кимоно, удобном в бою, и мужском фундоси.) Среди гейш не было принято носить фундоси. Дети тоже их не носили.

Затем мужчины надевали ситаги, а женщины — хададзюбан. Женское белье могло дополняться несшитой юбкой косимаки.

В холодное время года и мужчины, и женщины могли надеть поверх хададзюбана еще и нагадзюбан.

Ещё в качестве нижнего белья мужчины использовали хантако — укороченный вариант момохики, похожий на трусы-семейки. Хантако вместе с широким белым поясом харамаки являлись частью униформы служащих игорных домов, где собирались якудза. В эпоху Эдо разноцветные (в основном синие) хантако носили крестьяне.

Головные уборы[править]

Играли важную роль, поскольку являлись показателем социального статуса владельца. Однако в быту древние японцы старались обходиться без них и ходить с непокрытой головой, благо климат позволяет, а до европейских традиций…

  • Каса — соломенная шляпа. В древности считалась головным убором простонародья. Однажды знатная дама Сэй-сёнагон, проезжая мимо поля, где работали крестьяне, изумилась тому, какие странные штуки носят они на головах. Но после войны Гэмпэй, когда самураи из служивых простолюдинов превратились во дворян, каса широко вошла в жизнь более высоких сословий.
    • Амигаса — вариант каса, полностью закрывающий лицо, с узким «окошечком» для обзора впереди.
    • Фукаамигаса или тэнгай — вариант каса, больше похожий на бочку. Носится монахами секты комусо и имеют «окошечко» спереди для вида.
    • Сандогаса — каса, похожая на перевёрнутое блюдце, предназначенная для паломничества и путешествий. Носилась чаще всего женщинами.
      • Именно такой штуковиной украшает свою голову Ашра — раскаявшаяся демоница из франшизы Mortal Kombat, косящая под монахиню/послушницу.
    • Итимэгаса — женская каса, появившаяся в эпоху Хэйан. Имеет форму чаши, а иногда и вуаль.
    • Такухацугаса — округлая и плетёная каса. Носится монахами.
    • Дзингаса — железная[5] каса, применявшаяся как шлем для асигару. Прекрасно защищает от дождя стрел летящих сверху навеском[6]… и более ни от чего, зато довольно лёгкая и удобная, и даёт прекрасный обзор. Впрочем, основной угрозой для асигару в основном именно стрелы и были.
    • Итимондзигаса — плоская дзингаса, носившаяся самураями при сопровождении своего даймё, так как в бою она была непригодна. В эпоху Эдо, часто надевалась вообще без доспехов, потому её можно отнести к одежде.
  • Эбоси — шапка из тонкого и окрашенного в черный цвет газа (вид ткани), отличительный головной убор знати, чиновников, каннуси, танцовщиц сирабёси и судей в борьбе сумо. Главное — чтобы её носитель был прошедшим ритуал гэмпуку, то есть только совершеннолетним. Изначально носилась на особом пучке волос, в наши дни завязывается на подбородке.
  • Канмури — парадный убор знати и официальная регалия сёгуна и императора. Происходит от китайского колпака путоу, заимствованного ещё в эпоху Нара, современный вид канмури приобрёл, конечно же, в эпоху Хэйан. Канмури носилась с помощью шпилек, закреплённых на особой разновидности пучка[7].
  • Цунокакуси — косынка, которую носят невесты. Аналог европейской фаты.

Обувь[править]

В основном традиционная японская обувь представлена разновидностями того, что мы называем «вьетнамками» — сандалий с ремешком, отделяющим большой палец от остальных.

  • Асагуцу — деревянные башмаки, окрашиваемые в чёрный цвет и носившиеся ещё в эпоху Яёй. В эпоху Хэйан носились знатью, а сейчас носят каннуси — синтоистскими жрецами.
  • Куцу — полусапожки из медвежьей шкуры. Носились VIP-всадниками в бою.
  • Момогуцу — лакированные кожаные полусапожки с загнутым носком. Также носились всадниками, а конкретнее конными лучниками.
  • Гэта — деревянная обувь, создающая при ходьбе особый, цокающий звук. Изготавливается из дерева и имеет два высоких каблука-«зубчика», из-за чего их носят в ненастную погоду, чтобы не запачкать носки. Правда, есть разновидности с одним каблуком (иппон-ха гэта или тэнгу-гэта) и с большой платформой (окобо), которую носят майко — ученицы гейш. А есть и сукээто-гэта — обыкновенные коньки. Гэта чаще всего носятся с юкатой — летним лёгким кимоно без подкладки.
  • Варадзи — японский аналог лаптей. Плетётся из соломы или пеньки и дополнительно привязывается к ноге шнурками таким образом, что задник немножко приподнимается и обхватывает пятку. Носятся буддистскими монахами, а раньше носились также асигару, крестьянами и ремесленниками.
  • Дзори — нечто среднее между варадзи и гэта, домашняя обувь. Носится на чайных церемониях, а также как сменная обувь в некоторых школах. Помимо соломы, может делаться из пластика.
  • Фукагуцу — японские валенки. Как-то многовато ассоциаций с Россией… Правда, не валяются из шерсти, а как и варадзи и касы, плетутся из соломы. Ныне фукагуцу сохранились в деревне Гокаяма, где являются популярным сувениром для туристов.
  • Когакэ — латный вариант таби, японский вариант сабатона.
  • Тагэта — рабочая обувь из дощечек крупнее ступни, носилась крестьянами на рисовых плантациях, чтобы не запачкать ноги в грязи.
  • Сэнгай — обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы.
  • Увабаки — не совсем традиционная, но всё же специфически японская. Это резиновая либо пластиковая обувь, которую школьники, спортсмены и посетители носят в качестве сменки. Фасоны разнятся от почти ботинок до почти балеток, в простейшем случае это фактически обычные галоши.

К традиционной обуви обязательно прилагаются традиционные носки — таби. Они имеют отделённый большой палец, не имеют резинки (застёгиваются на лодыжке на крючки или, сейчас, на липучку)[8] и красятся в белый или чёрный цвет.

Есть и рабочая разновидность таби — дзика-таби, холщовые сапожки до середины икры на резиновой подошве, которые носят садоводы, фермеры и рикши. Изобретены они, ясное дело, в середине XX века.

Причёски[править]

Мужские причёски[править]

Главным компонентом мужской причёски с эпохи Хэйан до эпохи Мэйдзи (точнее до отмены традиционных причёсок в 1871 году) был пучок волос на затылке. Первоначально причёски с пучком, называемые мотодори, носились лишь императором, кугэ и самураями, так как пучок служил амортизатором при ударе по шлему и на него надевался эбоси (см. выше), но впоследствии причёски с пучком распространились у всех сословий, а в XVI веке (период Сэнгоку) появилась причёска «сакаяки» с выбритыми лбом и теменем. В сакаяки волосы с боков и затылка собирались в длинный хвост, обвязывавшийся специальным шнуром, с помощью которого хвост собирался в пучок или, чуть реже, торчал вверх. Сакаяки тоже появилась исходя из практических целей: из-за постоянных войн самураям стало как-то не до сложных причёсок, а с учётом того, что вес самурайской брони мог достигать до 30 кг, волосы на голове постоянно потели, и, чтобы не заработать перегрев, большую их часть закономерно сбривали. Но среди профессиональных воинов, помимо сакаяки, также были в ходу причёски с простым пучком и небритой макушкой (сохацу).

В период Эдо самурайские причёски с выбритой макушкой и пучком окончательно утвердились (и не только среди самураев, но сначала и горожан, а затем и среди всех японцев), их стали называть «тёнмагэ» (чуб в виде галочки; под «галочкой» подразумевается выбритая макушка). В тот же период, с прекращением войн причёски стали становиться менее практичными и более вычурными (в ход вошли шпильки), в частности, хвост загибался назад и клался на темя, а для того, чтобы волосы лучше держали, их смазывали пчелиным воском или растительным маслом. Парикмахерские стали популярным местом досуга вроде бани или туалета в Древнем Риме. Особой популярностью стала пользоваться разновидность сакаяки под названием «плод дерева гинкго», когда на макушке оставляли небольшой локон, соединявшийся с хвостом из волос на боку и затылке и скручивали в узел на темени. Также существовала прическа «большой плод дерева гинкго», отличавшаяся тем, что волосы на лбу и макушке не брили, и все волосы собирались в узел на темени. «Большой плод дерева гинкго» до сих пор носят борцы сумо. Помимо вышеперечисленных видов причесок, бытовали такие популярные формы укладки волос как «итё-магэ», «хонда-магэ» и такие прически как «вакасама», «якубуё», «гобусаге», «дансиси», «нанива», «дансукэ» и т. д.

Малина сакаяки/тёнмагэ кончилась в 1871-м году с изданием указа «О причёсках и мечах», упразднявшем сословия и соответствующие привилегии и в том числе, запрещавшее традиционные японские причёски. Вместо них каждому предоставлялась свобода выбора своей причёски (преимущественно на западный манер). Пример подал лично император Муцухито, в 1873 году отрезавший хвост своей причёски и отрастивший себе волосы, после чего подстригшийся на западный манер. Примеру последовали придворные, а к рубежу XIX—XX веков большинство японцев-мужчин носили те же причёски, что и «гайдзины». Хотя изначально далеко не все из них (преимущество бывшие самураи) отказались от традиционных причёсок, и продолжали носить их в знак протеста.

На данный момент, пожалуй, единственным исключением является таксист Тацуо Хисаэ работающий в Киото, носящий тёнмагэ с 2012 года в знак одобрения людей, впавших в депрессию из-за разрушительного наводнения в Пакистане.

Как правило, мальчики носили другие причёски, и переходили на мотодори/сакаяки/тёнмагэ только с достижением совершеннолетия.

А вот на архипелаге Рюккю сакаяки/тёнмагэ так и не прижились, и местные жители продолжали носить мотодори.

Женские причёски[править]

Носительницы культуры яёй и их потомки — древние японки периода Ямато носили причёску, сейчас называемую «кофун симада» (по названию одноимённого периода[9] в составе уже Ямато), получавшуюся следующим образом: волосы собирались сзади в одну прядь, затем заворачивались вовнутрь и фиксировались тесёмкой, обмотанной вокруг

В период Хэйан знатные женщины носили длинные, распущенные волосы. Считалось, что чем длиннее они были, тем они были красивее. Также считалось красивым, когда две пряди спереди спадали на плечи, для чего их специально подрезали. Простолюдинки носили волосы короче и нередко завязывали их в конский хвост.

Девочки и монахини с периода Хэйан носили каре до плеч.

Комплексы одежды[править]

Одежда жрецов[править]

Как одевались жрецы и жрицы в самом раннем периоде японского национального язычества — синтоизме, нет сведений. Изначально синтоизм был практически шаманством в чистейшем виде с шаманками-мико. В эпохи Нара-Хэйян он был очень сильно реформирован и статус влиятельных мико упал до прислужниц при влиятельных жрецах-камунуси (каннуси), одежда восходит к той же эпохе.

  • Мико, обычно молодые и незамужние девушки, одеваются в общем случае в длинные белые рубахи и широкие красные штаны-хакама (иногда в широкие юбки) и белые сандалии с белыми таби с красными ремешками, носят особые причёски. При совершении религиозных церемоний или в некоторые дни эта одежда может дополняться разными деталями вроде хаори или накидок со священными символами. В древности в мико отдавали девушек только из определенных кланов жрецов.
  • Распространенная ошибка — выдавать эту спецовку мико, например в эпоху Сэнгоку. (Как, например, Кикио в аниме «InuYasha») Сёгуны и до и после этой эпохи нередко жестоко преследовали японское язычество, как сильно связанное с аристократией-кугэ (значительная часть аристократии были выходцами из жрецов синтоизма) и часто культы справлялись полуподпольно. Крестьяне, несмотря на репрессии, стойко держались за свои местные культы. В мико приходилось отправлять девушек уже самого простого происхождения, а ношение хакама, хаори и одежд белого цвета простолюдинками было строжайше запрещено. Массовый выход язычников из подполья и переход к этой одежде — это примета эпохи Мэйдзи, времени реставрации императорской власти.

Одежда придворных и аристократов[править]

  • В Японии как и в Китае были запретные для ношения цвета одежды, закрепленные за императором, императорской семьей, аристократами и даже его слугами. Номинально система была более щадящей, чем в Китае, — запрещены были не сами цвета, а их определенные оттенки, но на практике желтая, оранжевая, светло-коричневая, светло-зеленая, светло-розовая, багряная одежда вне императорского и аристократических домов почти не встречались.
    • На практике «жёлтый» цвет — на самом деле горчичный (он же светло-коричневый): каригину такого цвета носит император на церемонии интронизации, а более, собственно, и нигде, хотя в эпоху Хэйан это был традиционный цвет осеннего охотничьего костюма.
    • В наши дни светло-зелёные (а точнее салатовые в голубизну) хакама — летняя форма одежды каннуси.
  • Разрешение на ношение одежды некоторых из "запретных" цветов было неслыханной наградой лично от императора. Жрецам и кузнецам-оружейникам при некоторых ритуалах тоже дозволялось одевать одежду этих цветов.
  • Характерная особенность — множество кимоно и хакама из очень тонкой полупрозрачной ткани, надетых друг на друга, часто надетых в таком порядке, чтобы цвет одежд плавно менялся изнутри к наружу.

Одежда самураев[править]

Важный атрибут — куртка хаори с вышитым на плечиках и на спине камоном — гербом рода. Хаори надевалась по долгу службы и являлась чем-то вроде атрибута дресс-кода. Часто на подкладку хаори наносят росписи с изображением семи богов счастья, пейзажей и так далее. В торжественных случаях надевалась накидка катагину с характерными плечиками. Катагину всегда был той же расцветки, что и хакама. Средневековое кимоно женщин из самурайского сословия несколько отличалось и от современного и от одежд знати и крестьян. Ему полагалось быть как можно более строгого покроя из одноцветной ткани, но высокого качества и практичных цветов. Полагался самый минимум украшений (обычно в виде гербов-хамонов своей семьи или сюзерена). Одежда замужних женщин и девушек принципиально не отличались.

Одежда крестьян и простых горожан[править]

Помимо вышеупомянутых каса, момохики и варадзи, крестьян отличало наличие куртки хантэн, которая не имела никаких завязок. Кимоно доходило до колен или середины бедра. В непогоду надевали соломенный плащ-дождевик.

Одежда гейш и проституток[править]

Отличительная особенность представительниц древнейшей профессии, точнее, их элиты (тайю и ойран) — огромное количество шпилек в причёске (по менее повышения статуса юным проституткам разрешалось их носить всё больше). В старое время это было не прихотью, а необходимостью — ойран и тайю старались носить как можно более длинные волосы, так как их длина и ухоженность были весьма статусной вещью для репутации. Они обычно укладывались в очень вычурные и сложные причёски.

Также их отличали сандалии на очень высокой платформе (обычным проституткам категорически запрещалось на работе носить обувь, вместо которой обходились обычными для Японии белыми носками с раздельным большим пальцем). Одежда отличалась невероятной вычурностью и яркостью, для её ношения требовались особые навыки. Ойран носили гэта с тремя зубчиками.

Среди многих японских гопниц и некоторых представительниц бесчисленных японских субкультур модно на некоторые местные праздники (мацури) косплеить спецовку ойран.

Важная отличительная особенность наряда гейши от наряда проститутки — манера завязывать пояс. У гейш узел находится сзади (часто развязывать будет проблематично), у проституток спереди (чтобы можно было неоднократно завязывать/развязывать).

Костюм ниндзя[править]

На самом деле ниндзя никогда этот костюм не носили (они старались влиться в толпу, поэтому выходили на задание в самой неприметной одежде), а принадлежит он рабочим кабуки, которые по ходу действия спектакля должны быстро менять костюмы персонажей, декорации, создавать спецэффекты и при этом оставаться незаметными. Для этого он и красится в чёрный, но раньше мог быть тёмно-коричневого, серого и грязно-жёлтого цвета. Но иногда, когда по сюжету персонажа убивал ниндзя, эту роль выполняет рабочий. Так как кабуки появился тогда, когда ниндзя отошли в прошлое, то людская молва наделила их именно таким костюмом.

Итак, стереотипный костюм ниндзя, синоби-сёдзоку, состоит из куртки уваги, особых брюк игабакама, капюшона дзукин с маской, обмоток асимаки, перчаток тэкко и пояса додзимэ.

Униформа пожарных[править]

Конечно, сейчас пожарные в Японии носят такую же униформу, как и во всём мире. Однако на празднике Дэдзомэ-сики (6 января) можно увидеть костюмы пожарных эпохи Эдо. Именно в эту эпоху, а конкретно, в 1643-м и 1658-м годах, были учреждены пожарные дружины из самураев и простых горожан соответственно, а в 1659 году впервые прошёл праздник пожарных.

Все предметы униформы должны быть очень тяжёлыми, поэтому шились из плотных материалов, например, хлопка. Главный атрибут униформы — куртка хаппи, чем-то напоминающая хантэн. Хаппи выкрашен в коричневый цвет или в индиго, на спине вышит логотип пожарной части[10]. Перед тушением хаппи обычно смачивали водой.

Ещё отличительным атрибутом был матои — двухметровый шест с логотипом части и плюмажем, напоминавший бунчук, вымпел или знамя. Матои служил опознавательным знаком той или иной пожарной части.

Современная школьная форма[править]

Япония — одна из немногих стран мира, где ношение школьной формы строго обязательно. Несмотря на то, что она происходит от самых что ни на есть европейских прототипов, за 100 лет самостоятельного развития она приобрела собственные характерные черты и фактически стала одним из узнаваемых символов Японии. Её, пожалуй, уже можно считать национальной одеждой.

Школьная форма для девочек[править]

Происходит от матроски — очень популярной в начале XX в. на Западе одежды в матросском стиле (тогда так одевались не только дети, но и взрослые). Изначально были короткая (по тем временам!) юбка и блуза с отложным воротником в матросском стиле в черно-синих тонах с галстуком-шейной косынкой (известен как «пионерский» галстук) и обязательно шляпка в виде бескозырки или панамы (младшеклассницы их носят и сейчас). В общих чертах она не особо менялась до 1980-х годов. В современном виде это чаще короткая клетчатая плиссированная юбка, блузка в виде рубашки по фигуре и галстуком в деловом стиле и пиджак. Но тем не менее, за ней так и осталось название сейлор-фуку. Нужно учитывать определённые тонкости для описания особенностей её ношения:

  • В Японии есть старая традиция: школьную форму не покупают индивидуально, а школа заказывает её централизованно у одних и тех же поставщиков в течение десятилетий. Обычно её стоимость оплачивают родители. Поэтому не рекомендуется относиться к ней небрежно: заменить её обычно нелегко (фасоны нередко уникальны), а нарушение формы строго наказывается. При внеплановой её замене девочкам приходится писать подробную объяснительную, а в случае, ещё и если причина будет сочтена неуважительной, могут унизительно отчитать перед классом. Так делается не из жадности, а из воспитательных целей.
  • Обычно форма имеет два комплекта — зимний и летний. Самые пафосные школы имеют ещё и одежду и для торжественных мероприятий!
  • Никаких каблуков! Сандалии, ботинки, полуботинки, балетки.
  • Колготки и чулки недопустимы и сейчас во многих более консервативных школах, раньше же были однозначно запрещены. Если холодно, допустимы длинные гольфы и носки.
  • Школьницам рекомендовалось носить короткие юбки. Но до середины XX века норма — чуть ниже колена, до начала 1980-х — чуть ниже середины бедра.
    • Именно в знак протеста против установленного порядка среди японских гопниц и хулиганок 1970-90-х было принято носить в школьной форме длинные юбки до пят. Издали могло даже показаться, что девушка одета в кимоно! По этой же причине гопники носили широченные штаны, подражая традиционным хакама.
    • В то же время уже довольно долго среди японских старшеклассниц распространена практика подворачивать юбки, в особо запущенных случаях до… границ приличия, а то и за них.
  • В большинстве японских школ обувь и даже сумки являются частью школьной формы.
  • Одежда для физкультуры тоже является частью формы. С конца 1970-х годов до начала XXI в. ею были очень короткие и обтягивающие гимнастические шорты (питтари-бурума, от англ. bloomers — женские шаровары, предназначенные для занятий спортом и езды на велосипеде) и обтягивающую футболку, а до этого шорты были с надутыми штанинами и назывались тёттин-бурума. В последние десять лет они практически вышли из употребления из-за общественной кампании против их ношения.
  • Даже купальник для занятий по плаванию является частью униформы. Фасон сукимидзу менялся несколько раз и изначально имел нечто вроде юбочки.

Школьная форма для мальчиков[править]

Школьная форма для мальчиков тоже происходит от покроя военно-морской формы, но если образцом для формы девочек была матросская одежда, то у мальчиков — офицерская. Прототипом был офицерский китель прямого и строго кроя, с пятью пуговицами, со стоячим неоткладным воротником на крючках черного либо темно-синего цвета. В России схожие модели одежды в ПМВ было принято называть «френч». В Японии такой китель был назван гакураном. С классическим гакураном никаких галстуков не носят, зачастую не носили и рубашек, так как он наглухо застёгивается до самого горла. До ВМВ к гакурану полагались фуражки и перчатки.

Ныне гакуран, как и матроска, выходит из употребления из-за дурной репутации: он был отличительной чертой школьных хулиганов, которым нравилась форма из-за её привлекательности и «обволакивающей тьмы» и которые постепенно либо становились членами банд якудза или гопниками-босодзоку. Кроме того, слово «ран» (蘭, западный, европейский), записанное кандзи 乱, приобретает значение «разбой», а само слово, соответственно, меняет смысл с «западный ученик» на «школьный хулиган». Ему на замену приходят костюмы с эмблемой школы на пиджаке.

Но это в средних и старших классах. В младших классах мальчики носят такую же форму, как и у нас: белый верх, тёмный низ. Как и девочки, мальчики обязательно носят головной убор — кепку или шляпу.

В среде хулиганов нередко принято всячески изменять форму: например, перешивать стандартные пуговицы или менять подкладку на другие, вызывающего фасона с драконами и символиками местных банд либо популярных рок-групп.

Во многих ультраконсервативных школах фуражки носили до 1970-х годов. Многие хулиганы и обычные школьники носят их сейчас, иногда заменяя их фуражками и бескозырками невероятных фасонов (например Джотаро Куджо из JoJo в школьном возрасте)

Источники[править]

Примечания[править]

  1. Обратите внимание на характерные пучки: мидзура (загнутые волосы). Причёска получалась следующим образом: волосы на висках разделялись на две пряди, каждая из которых скручивалась в кольцо и закреплялась шнуром, в итоге образуя причёску, напоминающую цифру восемь. Существовало две разновидности мидзуры: агэмидзура с короткими петлями, носившаяся простолюдинами, и сагэмидзура с длинными, носившаяся знатью. На данный момент мидзура является неотъемлемым атрибутом изображения некоторых синтоистских богов и легендарных правителей и богатырей, в том числе и Дзимму — первого японского императора.
  2. По крайней мере, так утверждалось в манге «Kuragehime».
  3. Также в «Sono Bisque Doll» — так-то у Годзё и его деда машинка универсальная (сперва классический «Зингер», потом что-то современное), но он прямо говорит, что не привык к непрямым швам и даже не знает, может ли их машинка так работать.
  4. Мнение о том, что узел спереди допустим только у проституток — неверно. Да, проститутки носили узел только спереди, гейши и молодые незамужние девушки — только сзади, но среди замужних женщин (даже самурайского сословия) узел спереди пользовался определённой популярностью, как более простой удобный.
  5. А также кожаная, деревянная, бамбуковая и т.п.
  6. при стрельбе отряда лучников залпами на скорость по отряду противников
  7. В честь канмури (читается «каммури») назван, ВНЕЗАПНО, автомобиль Toyota Camry — у Тоёты ещё с первых послевоенных лет идёт традиция называть свои модели во-первых на «C», а во-вторых — в честь разнообразных корон народов мира.
  8. Впрочем, европейские носки вплоть до 60-х гг. ХХ века резинки тоже не имели, трикотажная резинка вообще вошла в широкое употребление только к 70-м. Правда вместо манжеты и крючков европейские носки, как и чулки, от которых они произошли, носились на подвязках. На известном видео встречи Гагарина в Москве видно, как у него за туфлей что-то волочится — это не развязавшийся шнурок, это именно отстегнувшаяся подвязка от носка.
  9. Буквально означает «древний курган», так как для него характерны погребения именно в них. Самый известный курган периода Кофун располагается в городе Сакаи неподалёку от Осаки, в нём захоронен император Нинтоку (правил в IV веке н.э.)
  10. Раньше хаппи носила прислуга, и на спине был камон (герб) своего хозяина.