Справочник автора/Геммология

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Геммология (от лат. gemma — «самоцвет, драгоценный камень», и др.-греч. λόγος — «слово, разум») — наука о самоцветах (драгоценных и поделочных камнях).

Геммология включает в себя элементы экономики и точной естественной науки, неорганической химии. Не в последнюю очередь учитывается стоимость камней. Самоцветы — не просто горная порода под ногами, но и ценный материал. Геммология прежде всего ориентированна на ювелирную отрасль, во вторую очередь на оптику и остальные сферы.

Предмет геммологии[править]

Все камни, которая изучает геммология, имеет несколько характеристик:

  • Название. С этим у геммологии плохо. К типичной химической номенклатуре примешивается торговые марки вроде «раухтопаза» (дымчатый кварц). Поэтому лучше во избежание двусмысленностей употреблять геммологическое название вместо всяких «восточных сапфиров» и т. п. В тексте статьи указаны геммологические наименования как основные, а торговые марки — как дополнительные.
  • Химическая формула (не у всех). Одни камни имеют жестко фиксированную формулу. К примеру, все корунды являются оксидом алюминия Al2O3. Другие камни, например, лазурит, являются горной породой переменного состава. Химическая формула, как правило, влияет на окраску минерала. Но это влияние не однозначно: к примеру, оксид меди будет либо зеленым (малахит), либо синим (азурит), либо черным. Либо пестрым, как хризоколла, которая есть смесь оксида меди и бирюзы.
  • Физические характеристики: тип кристаллической решетки, твердость, хрупкость, прозрачность, некоторые оптические эффекты.
    • Тип кристаллической решетки — самый важный параметр. Обычно выделяют аморфную (стекло), скрытокристаллическую (халцедон) и кристаллическую, у последней множество видов. От типа кристаллической решетки зависит прочность и твердость минерала, некоторые оптические эффекты.
    • Твердость определяется по стандартной для минералов шкале Мооса. В ювелирной отрасли используются благородные камни с твердостью 7 пунктов и выше и поделочные камни с твердостью от 4 до 7 пунктов. Камни с твердостью 9 и 10 пунктов советуют хранить отдельно от других — могут испортить соседей.
    • Хрупкость. Важная характеристика. Не стоит путать с твёрдостью. К примеру, тот же самый алмаз весьма хрупкий, его вполне реально расколоть в бытовых условиях, а вот поцарапать в разы сложнее. Если камень красивый, но очень хрупкий, то увы, для ювелирного дела он малопригоден.
    • Прозрачность. Еще одна важная характеристика. Определяет степень благородности камня, его красоту и стоимость.
    • Блеск. Коэффициент преломления света. Важен только ювелирам. Чем он выше, чем ярче и насыщенней камень будет блестеть и переливаться на солнце. Из популярных камней ярко блестят алмазы и демантоиды, всем известные фианиты. А есть и такие, у которых он еще выше — титанит и муассонит, — но они слишком мягкие. Поразительно, но факт: самый высокий коэффициент преломления света у гематита.
    • Дисперсия — разность коэффициентов преломления для различных длин волн, благодаря которой камень и приобретает"игру" (способность давать «радугу»). Из природных камней ею славится алмаз, но банальный свинцовый хрусталь многократно превосходит его по этому показателю!
  • Цвет — важнейший фактор! Рубины и сапфиры (соответственно, красные и синие корунды) яркого, насыщенного цвета стоят как минимум на порядок дороже, чем корунды любых других цветов, а изумруд (ярко-зеленый берилл) — соответственно, дороже аквамарина (голубовато-зеленого берилла). Основная причина — см. следующий пункт.
  • Редкость. Вообще-то геммология в принципе изучает нечасто встречающиеся камни, т. е. не те, по которые мы каждый день ходим ногами. Однако есть особо редкие и красивые камни, которые за счет редкости могут стоить очень и очень много, потому что встречаются лишь в одном месте во всём мире. Например, редчайший красный берилл биксбит способен поспорить по стоимости с редким красным алмазом. А вот тот же гематит никакой особой ценности не представляет.
  • Художественная ценность. Характеристика нигде не задокументирована, но принимается во внимание всеми ювелирами. Достаточно субъективная. GIA пытается уже который год ее упорядочить, выдавая рекомендации профессиональным геммологам, но она выдает именно рекомендации, а не руководства. Если в одном магазине камень продают за энную сумму, а в соседнем за сумму в два раза дороже, то это фича, а не баг системы.
  • Рыночная стоимость — итог всех предыдущих пунктов.
    • Хотя роль играет бренд плюс сговор монополистов: за счет открытия в XX веке большого количества алмазных месторождений ювелирные алмазы встречаются куда чаще, чем высококачественные рубины, сапфиры и изумруды, и высокая цена на бриллианты поддерживается искусственно в результате сговора монополистов.
  • Вредность. В прямом смысле слова. Бывает и так. Применяется к радиоактивным и ядовитым камням. В геммологии явно смертоносные минералы не изучают, а вот слабоядовитые вроде киновари встречаются. Впрочем, для многих минералов (например, циркона), в которых радиоактивность обеспечивают примеси, ее уровень может различаться на несколько порядков — поэтому для них радиометрическиий контроль является обязательным!

Как оценивают и идентифицируют камни[править]

Методы оценки зависят от самого камня. Современные методы геммологической экспертизы запрещают повреждать камни физически, поэтому применяют в основном спектрометры. Друзу или необработанный кристалл исследовать гораздо проще, чем огранённый и вставленный в оправу камень. Непрозрачные камни вроде бирюзы поэтому оценивать особенно сложно: спектрометр их просто не просвечивает.

Если перед геммологом друза из известного месторождения, то он, скорее всего, определит химический состав камня простыми тестами и определит цвет. А вот если камень вставлен в оправу, то его будут долго просвечивать и проверять на рефлектометре и спектрометре. Рефлектометр определяет коэффициент преломления или двулучепреломления света (светового луча), спектрометр — окраску и реакцию камня на изменение освещения, эффекты вроде александритового. Далее следует обычный микроскоп, под которым разглядывают строение камни. К примеру, искусственные изумруды оставляют яркий красный блик на тесте спектрометра, чем отличаются от природных изумрудов, которые голубоватые. Шпинель не имеет двулучепреломления в принципе, а вот красный корунд — да.

Иногда используют такой тест: камень погружают в раствор, нейтрализующий его преломление. Формально так вред камню не наносится. Так можно разглядеть направление слоев в камне и распределение окраски. К примеру, этот тест часто используется на сапфирах.

Для некоторых камней используют магнитный тест: берут сильный магнит и… правильно, пытаются примагнитить! Обычно используют электронный магнит и электронные весы. Есть камень потянется к магниту, значит, в нем много железа. Актуально для гематита и гранатов. А если гематит явственно прилипает даже к простенькому домашнему магниту, у меня для вас плохие новости: это — не гематит. А тот самый черный магнетит. Тоже оксид железа. Эх!..

Примечание. Важно! Система RGB дисплея крайне плохо отображает цвет некоторых камней, особенно синих и фиолетовых. А такие камни, как опал, раскрываются только в динамике. К сожалению, идентифицировать камень по красивой фотографии из Интернета весьма сложно: это примерно как ставить «диагноз по юзерпику». И вообще ограничиваться плоскими фотографиями камней для полноценного развития и самообразования нельзя: их крайне желательно наблюдать вживую. Или, если нет такой возможности, хотя бы смотреть видео. Хорошая выставка отличается от плохой тем, что в ней расписаны подробные характеристики камня, включая цвет по спецификации GIA, месторождение, семейство, масса и огранка. Для коллекционных образцов достаточно месторождения, семейства и цвета. Без этих характеристик выдавать картинку бессмысленно.

Факторы оценки:

  • Химический состав и кристаллическая решётка (семейство) согласно классам ниже.
  • Блеск, коэффициент преломления (только для прозрачных камней). Ценится яркий алмазный блеск.
  • Окраска. Чем она чище и ярче — тем лучше. Ещё важна стойкость окраски. Многие камни склонны менять окраску под разным цветом, поэтому обычно профессионалы имитируют естественное освещение или работают днём. Другие, обычно розовые и фиолетовые, склонны выцветать под действием прямых солнечных лучей (например, розовый кварц и розовый топаз). Гидденит вообще хранят в тёмных коробочках и достают только ночью. Такой вот светобоязненный камень-вампир! Дело в том, что солнечный свет сам по себе является излучением. Не храните ваши камушки около окошка! Хорошо, если просто выцветут — коллекционные образцы могут и разложиться.
  • Визуальные эффекты вроде помутнения или отсутствие таковых. Дополнительные эффекты вроде астеризма повышают стоимость. Муть вроде облаков, пузырьков, вуали, трещины снижают стоимость камня.
  • Масса. Крупные камни ценятся в разы больше мелких. Для драгоценных используются караты,[1], для поделочных — граммы.
  • Огранка. Форма имеет значение. Бывает такая некачественная огранка, которая портит цвет камня, и он плохо играет. А бывает и такая, что камень максимально раскрывается. Чем лучше огранка подходит к камню, тем выше он ценится.
  • Редкость. Бенитоиты давят педаль в пол: карат стоит от 1500 баксов — здесь нет ошибки в нулях! Также очень редки таафеиты, красные бериллы, алмазы насыщенного цвета.

Камни принято разделять на следующие классы в порядке уменьшения стоимости:

  • Драгоценные. Прозрачные.
    • 1 группа. Самые ценные, но не обязательно дорогие, камни этого мира. Бриллиант (огранённый алмаз), синий сапфир, рубин, изумруд, императорский жадеит, «дикий» чёрный жемчуг, благородный чёрный опал, демантоид, александрит.
    • 2 группа. Умеренно ценные. «Дикий» белый жемчуг, благородный белый опал, арлекин, огненный опал. Зелёный и розовый турмалин. Танзанит. Голубой янтарь. Благородный хризоберилл.
    • 3 группа. Дешёвые. Голубой топаз, аквамарин, цитрин, аметист, пироп и альмандин, гроссуляр, хризолит, оливин, периодот, апатит, флюорит.
  • Поделочные. Полупрозрачные и непрозрачные.
    • 1 группа. Относительно однородные. Лазурит, бирюза, голубой нефрит, однотонный жадеит, хризопраз, янтарь бурый, красный, оранжевый, цветной неблагородный опал.
    • 2 группа. Пёстрые и невзрачные камни. Яшма, серый и серо-зеленый нефрит, голубой халцедон, амазонит, кахалонг, обсидиан.
    • 3 группа. Распространённые материалы, которые годятся для облицовки зданий и сооружений, производства мебели. Мрамор, селенит.

Строго не рекомендуется употреблять термин «полуподелочные камни»! Он антинаучный, исключительно коммерческий, и придуман, чтобы подчеркнуть статус камня. Обычно полуподелочные камни (вроде бирюзы) причисляют к несуществующей 4 группе драгоценных камней.

Непрозрачные разновидности благородных камней вроде сапфира и изумруда сразу записывают в поделочные. Прозрачные разновидности обычно поделочных камней вроде кианита попадают в 3 группу благородных камней.

Также выделяют особый класс особо редких минералов. Это камни, у которых месторождений по всему миру одно или два, или нет вообще — они находятся разово. К примеру, таафеиты, бенитоиты, красные бериллы, турмалины Параиба, танзаниты и александриты с выраженным александритовым эффектом. Эти камни стоят всегда выше любых аналогов.

Наиболее близкий русскому читателю пример — чароит, месторождения которого истощились как раз в конце 1990-х гг. Если раньше было позволительно из него делать вазы и статуэтки, то теперь едва на вставку в кольцо наскребётся. С малахитом произошло тоже самое, но веком раньше: из него делали вазы и столы, теперь едва на бусы отечественного производства хватает, да и тот сильно так себе качеством.

Справочник-определитель благородных и поделочных камней[править]

Цветовой круг GIA

Не претендует на стопроцентную точность, описывает только основные виды минералов и с наибольшей вероятностью.

  • Знаком ♠ помечены редкие разновидности минералов. В обычном ювелирном магазине продаются крайне редко, замещаются синтетикой и имитациями.
  • Знаком ♥ помечены особо редкие разновидности минералов, которые можно встретить преимущественно в частных коллекциях, музеях и международных аукционах.
  • Знаком ♣ помечены опасные камни: слабоядовитые.
  • Знаком ♦ помечены синтетические камни и имитации.

Камни однотонные насыщенного цвета:

  • Красно-фиолетовые, анилиновые и пурпурные. Red-purple — Red.
    • Прозрачные: рубин, шпинель, гранат родолит, турмалин рубеллит, родонит (кристаллический)♠, родохрозит (кристаллический)♠, берилл биксбит♥.
    • Непрозрачные, с астеризмом: рубин♠, гранат альмандин.
  • Розовые и розово-лиловые, маджентовые, яркий оттенок. Rose.
    • Прозрачный: розовый топаз, розовый берилл морганит♠, сподумен-кунцит♥, искусственный розовый кварц♦, мистик-топаз♦, розовая шпинель, розовый корунд.
    • Полупрозрачный, мутный: природный розовый кварц, розовый смитсонит♠.
    • Непрозрачные: розовый неблагородный опал, родонит «орлец», родохрозит, розовый жемчуг, розовый коралл.
    • С астеризмом: розовый кварц.
  • Красные, ближе к оранжевому. Red — orange-red.
    • Прозрачные: гранаты пироп и альмандин, шпинель, циркон гиацинт, красный кварц♦ (синтетический).
    • Полупрозрачные: халцедон карнеол, красный янтарь♦ (синтетика).
    • Непрозрачные: красный коралл, киноварь♣, крокоит♣, красный говлит♦ (имитация красного коралла), «бычий глаз».
    • Со сложной игрой цвета: лабрадор из Андезина (Andesine Labradorite)♠.
    • С многочисленными включениями красных блесток: клубничный или земляничный кварц♠.
  • Оранжевые, яркие. Red-orange, orange.
    • Прозрачные: берилл гелиодор♠ (обычно жёлтый), гранат спессартин и гессонит, гранат Малайя (Malaia garnet)♠, циркон гиацинт, оранжевый сапфир — падпарджа, сфалерит (цинковая обманка), андезин♠.
    • Полупрозрачные: халцедон сердолик.
    • Полупрозрачные, с включениями: янтарь.
    • Полупрозрачные, с интересной игрой цвета: огненный опал, солнечный камень (полевой шпат).
  • Желтые, золотистые. Yellow, gold.
    • Прозрачные: хризоберилл, золотистый топаз, императорский топаз (Imperial topaz)♠, цитрин, гелиодор, циркон жаргон, жёлтый турмалин, жёлтый апатит, падпарадшах — жёлтый корунд, гранат Мали♠ (Mali Garnet), силлиманит.
    • Со включениями: янтарь, кварц-волосатик, топаз-волосатик♦ (синтетика неизвестного происхождения), селенит (гипс).
    • Непрозрачные: пирит, марказит, аурпигмент♣, золотой жемчуг, жёлтый агат.
  • Шартрёз, желто-зеленые, лаймовые:
    • Прозрачный: хризоберилл, турмалин, гранат гроссуляр, апатит, хризолит, оливин, зелёный цитрин♦ (нагретый).
    • Полупрозрачные: везувиан идокраз♥ (обычно зелёный), зелёный янтарь, жадеит, нефрит.
    • Непрозрачные: змеевик (serpentine).
    • С астеризмом: звездчатый лимонный кварц (Star Lemon Quartz ???? возможно, очередная утка)
  • Зелёные, изумрудные:
    • Прозрачные: хромдиопсид, изумруд, турмалин верделит, перидот, гранат демантоид, гранат уваровит, гранат цаворит, перидот, зеленый корунд хромсапфир, корнерупин, сфен (титанит)♠, везувиан-идокраз♠ (кристаллический), императорский жадеит♥, зелёный смитсонит♠.
    • Полупрозрачные: амазонит, пренит, жадеит, нефрит, кварц праз, халцедон празем, халцедон хризопраз, везувиан идокраз.
    • Непрозрачные: серафинит с серебристыми отливами, зелёный агат, варисцит, мау сит-сит (Maw-Sit-Sit), малахит
  • Светло-зеленые:
    • Прозрачный: обычный благородный берилл, празиолит♦ (нагретый аметист).
    • Полупрозрачные: гидрогроссуляр, жадеит, нефрит, везувиан идокраз, пренит.
  • Сине-зеленые, цвета морской волны, teal:
    • Прозрачные: турмалин, аквамарин, топаз.
    • Просвечивающие: амазонит, зелёный авантюрин, нефрит, жадеит
    • Непрозрачные: хризоколла, бирюза.
  • Голубые, светло-зелено-синие, циановые (сyan):
    • прозрачный: аквамарин, голубой сапфир, голубой апатит, эвклаз, голубой топаз, топазы london blue♦, swiss blue♦, sky blue♦, аквааурит♦, синтетический голубой кварц♦, голубой циркон — старлит, голубой халцедон♠, турмалин Параиба♥, амблигонит.
    • просвечивающий: голубой халцедон — сапфирин, голубой жадеит♠, стеклянный лунный камень♦, гемиморфит (Hemimorphite)♠, ларимар (larimar)♠, арагонит (гипс).
    • непрозрачный: бирюза высшего сорта, азурит, голубой (синий) коралл♠, голубой говлит♦ (имитация бирюзы).
  • Синие, лазурные, индиго:
    • Прозрачные: сапфир, синяя шпинель, иолит, бенитоит♥, танзанит♠, кианит♠ (только прозрачный), синий турмалин — индиголит, синий берилл Машише♠, флюорит♠, синий топаз♦ (облученный).
    • Полупрозрачные: кианит, лазулит, содалит, «соколиный глаз», афганит.
    • Непрозрачные: лазурит с золотыми «звездочками» пирита, индиговый афганский лазурит♠, азурит, дюмортьерит♠, дьюмортьеритовый кварц♠, ирминит — синяя яшма♠.
    • с астеризмом: звёздчатый сапфир♠.
  • Фиолетовые, ближе к синему:
    • Прозрачные: аметист, кунцит♠, корунд (сапфир) виолан, фиолетовая шпинель, фиолетовый гранат♥ (проверить информацию).
    • Непрозрачные: чароит (с серебристыми переливами), сагилит (Sugilite).
  • Сиреневые, светло-сине-фиолетовые, оттенок нежный.
    • Прозрачные: танзанит♠, сподумен кунцит, иолит.
    • Полупрозрачные: синий халцедон♦ (крашеный).
  • Коричневые и бурые:
    • Прозрачные: дымчатый кварц (раухтопаз), «чайный» топаз, гранат гессонит, берилл гелиодор♣ (радиоактивный), сфалерит, корнерупин, энстатит (Enstatite), аксинит.
    • Полупрозрачные: янтарь, актинолит (???), анатаз (???), гранат адрадит.
    • Непрозрачные: обсидиан, коричневый агат, астрофиллит, «тигровый глаз», алевроит (???)
    • С астеризмом: звёздчатый лунный камень (разновидность чего???).
  • Белые:
    • Полупрозрачные: кахалонг, агат.
    • Непрозрачные: говлит.
  • Чёрные:
    • Просвечивающие: чёрный кварц-морион, чёрный гранат — меланит, чёрный турмалин шёрл, чёрный сапфир.
    • Непрозрачные: обсидиан, гагат, шунгит, чёрный янтарь♠, гематит.

Окрашены в два разных цвета:

  • Красно-зеленые: яшма гелиотроп, рубин+фукцит, аниолит цоизит+рубин, арбузный турмалин.
  • Желто-фиолетовые: кварц аметрин.
  • Чёрно-белые: обсидиан.
  • Черно-зеленые, полосатые: малахит, мау-сит-сит.
  • Бело-розовые, полосатые: родохрозит.
  • Сине-зеленые: азурмалахит, хризоколла, варисцит, бирюза

Пёстрые, разноцветные:

  • Яшма, агат.
  • Турмалин.
  • Флюорит.
  • Рейнбовит (силикат кальция)♦.

Меняют цвет от малейшего поворота, ярко выраженный плеохроизм:

  • прозрачные: андалузит.

Переливчатые, с разноцветными отблесками:

  • Лунный камень, беломорит.
  • Лабрадор, радужный лабрадор.
  • Солнечный камень.
  • Все виды благородных опалов.

Основные термины[править]

  • Горная порода.
  • Коллекционный минерал. Как ясно из названия, пребывает в коллекции. Есть такие образцы минералов, которые в ювелирное изделие не разместишь (марказит, заместивший окаменелости), зато он замечательно смотрится на полочке в шкафу (асбест) или на пьедестале (многотонная друза кварца).
  • Неблагородный минерал. Камень, не имеющий особо выдающихся качеств, но все равно симпатичный. Обычно под неблагородными камнями подразумеваются непрозрачные и полупрозрачные камни с разнообразными оптическими эффектами
  • Благородный минерал — камень, представляющий определенную ценность за счет своих качеств. Обычно под благородными камнями подразумевают прозрачные, без визуальных дефектов, однотонные камни.
  • «Волосатик». Забавный термин обозначает прозрачный или полупрозрачный минерал с игольчатыми включениями другого минерала. Обычно под волосатиком подразумевается кварц с золотистым рутилом. Менее известны берилловый (аквамариновый) и топазовый волосатик. На счет существования последнего есть сомнения, что он естественного происхождения.
  • Инклюзив aka включение. Природные камни не являются абсолютно однородными. Инклюзивы в виде пузырьков и частиц других минералов для них весьма характерны. По ним можно проверить подлинность камня. А вот для ювелиров наличие инклюзива, особенно крупных, означает снижение стоимости камня.
  • Оптические эффекты:
    • Адулярисценция. Мягкие отблески света внутри камня за счет его строения, похожего на слюду. Обычно бывают голубовато-синие, но есть и исключения. Пример: лабрадор и лунный камень, обычная адулярисценция. Радужный лабрадор сверкает всеми цветами радуги очень ярко.
    • Дихроизм, трихроизм, плеохроизм. Камень меняет цвет под разным углом зрения. К примеру, иолит — трихроичный по схеме голубой-синий-коричневый. Обычный аквамарин — дихроичный по схеме голубой-зеленый.
    • Александритовый эффект. Камень меняет цвет при разным освещении (естественное-искусственное). У александрита он наиболее выражен. А вообще-то наблюдается у многих камней: шпинелей, корундов, гранатов-пиропов.
    • Эффект кошачьего глаза. Наверное, вы все его видели в дешевых стеклянных бусах и кольцах. По поверхности камня бегает луч света, образуя нечто вроде кольца. Чем он ярче и чем более у него правильная форма, тем камень ценнее. Наиболее известен хризоберилловый и кварцевый кошачий глаз. Эффект характерен только для полупрозрачных и непрозрачных камней с волокнистой структурой. Образуют его тончайшие полые канальца под поверхностью камня.
    • Астеризм, в просторечии — звёздчатость. По поверхности камня бежит светящаяся звезда. Количество лучей зависит от химической формулы и типа кристаллической решетки минерала. Наиболее известен звездчатый сапфир — звезда с шестью лучами; у диопсидов звезда имеет четыре луча. Как и предыдущий эффект, редко бывает геометрически идеальным.
    • Жемчужный блеск. Иногда проявляется у камней, которым по умолчанию не свойственен, обычно внутри тонких пленок.
    • Иридизация.
    • Опалесценция. Характерна для опалов.
    • Полихромность. Обычно применяют к прозрачным благородным камням. Один и тот же кристалл может быть по-разному окрашен в разных местах. Смотрите на аметрин и турмалин.

Огранка и размер камней[править]

Бриллианты — эталон размера камней в каратах
Стандартные виды огранки
Стандартные виды огранки-2
  • Алмаз, ограненный бриллиантовой огранкой, называется бриллиантом. Кстати, придумал ее кардинал Мазарини, а до этого алмазы (например, те самые, что в подвесках королевы) гранили «розой». Слишком твердый минерал. Сейчас в бриллиантовой огранке все подряд, включая даже камни, для которых она явно не подходит. Например, топазы.
  • Изумрудная огранка разработана в РФ для огранки изумрудов, чтобы подчеркнуть их цвет. Сейчас этот вид огранки применяют редко и для чего попало. Автор правки видела огранённые таким образом цитрины и гранаты.
  • Восьмигранная огранка применяется для маленьких, меньше 1 карата, камней. Или в низкокачественной бижутерии для стразов.
  • Восьмиугольная. Обычная стандартная огранка.
  • Огранка «розой» или «полурозой» — старый вид огранки, использовавшийся в ювелирной промышленности до начала XVIII века — исключительно потому что люди ничего лучше не изобрели. Сейчас используется в изделиях, стилизованных под антикварные.
  • Ступенчатая огранка лет этак сорок назад часто использовалась в имитациях камней старого рода: их разрезали тонкими слоями и склеивали цветным клеем. Сейчас огранка непопулярна, но в каких-нибудь медвежьих углах может попасться.
  • Огранка клиньями больше всего подходит камням с насыщенным цветом, но невысоким преломлением. Например, рубинам и сапфирам.
  • Цейлонская огранка применяется в том случае, когда масса камня важнее оптических свойств. Обычно камень после нее подвергают переогранке.
  • Столовая (она же таблитчатая) огранка применяется для плоских непрозрачных камней-вставок для перстней и браслетов маленького и среднего размера. На табличке в перстне может быть барельеф или гравировка — тогда получается печать.
  • Кабошоном гранят полупрозрачные и непрозрачные камни с оптическими эффектами вроде «кошачьего глаза» и «астеризма», реже — прозрачные камни с интересными включениями вроде кварца-волосатика или просто непрозрачные поделочные камни вроде бирюзы и лазурита.
  • Квадрат и багет используется преимущественно в мужских перстнях, в РФ для нее любят использовать синюю шпинель.
  • Античная. Справа — вариант таблитчатой огранки. Слева — вариант для прозрачных камней.
  • Овал. Особенно часто применялась на камнях в ювелирных изделиях 1960-80-х гг. в СССР. Больше ничем не примечательна.
  • Панделок aka «капля». Обычная стандартная огранка.
  • Челночок aka «маркиза». Обычная стандартная огранка.
  • Сердце. Обычная стандартная огранка.
  • Французская огранка не имеет верхней площадки. Используется для разных целей и в комбинациях с другими видами огранки. Недобросовестные ювелиры в ней делают фианиты, чтобы скрыть их яркий блеск. Добросовестные в ней делают камни умеренно насыщенной окраски без яркого блеска, они в ней смотрятся великолепно. Некоторые ювелиры в ней делают гематит, марказит и прочие блестящие камни, которые бессмысленно гранить по-другому.
  • Бочка, щит. Вид таблитчатой огранки.
  • Шар, капля, бриолет. Используется исключительно в подвесках; обычно камень просверливают. Бывает и более интересный вариант: камень заключают в металлическую тонкую сетку, чтобы он в ней болтался свободно, или в разнообразные металлические «лапки».

Твердость[править]

Шкала Мооса определяет твердость минерала. Каждый следующий пункт больше предыдущего согласно геометрической прогрессии (т. е. не +2, а *2).

  • 1 пункт. Камень царапается ногтем, углом стола и вообще любым твердым предметом. Пример: тальк.
  • 2 пункт. Камень царапается ногтем. Пример: самородная сера. Некоторые умельцы еще и гранят полупрозрачные кристаллы серы, но их можно хранить только в вакуумной витрине!
  • 3, 4, 5 пунктов. Мягкие минералы, царапающиеся кухонным ножом. Пример: кальцит, флюорит, малахит, азурит. Обычно их используют как мягкий поделочный материал, который может быть отполирован до зеркальной гладкости.
  • 6 пунктов. Умеренно твердые минералы, царапаются только напильником. Обычно хорошо принимают и держат огранку, но еще недостаточно твердые для ювелирных изделий. Пример: ортоклаз.
  • 7 пунктов. Камень царапает стекло окна или зеркала. Сам царапается только более твердым камнем. Пример: кварц.
  • 8 пунктов. Камень царапает стекло. Пример: шпинель, топаз.
  • 9 пунктов. Этот камень очень сложно поцарапать в бытовых условиях. Пример: корунд.
  • 10 пунктов. Этот камень невозможно поцарапать в бытовых условиях, сам царапает все прочие. Пример: алмаз.

Для вставок в ювелирных украшения в качестве благородных камней принято использовать камни с твердостью не меньше 7, потому что более мягкие неустойчивы к элементарным бытовым повреждениям и быстро потеряют форму: они царапаются даже о молнию на куртке. Поделочные полупрозрачные и непрозрачные камни годятся для вставок при твердости от 5 пунктов, меньше идут в массивные изделия с резьбой. Или, в качестве большого исключения, — как коллекционные изделия вроде сине-зеленого флюорита с бриллиантовой огранкой. Носить невозможно, но красивый.

Семейства драгоценных и поделочных камней[править]

Жады[править]

  • актинолит
  • жад
  • нефрит — в Китае традиционно ценился гораздо выше, чем в Европе, вплоть до того, что отдельные камни могли цениться дороже равного по весу слитка золота
  • жадеит

Карбонаты меди[править]

  • малахит,
  • азурит
  • хризоколла.

Полевые шпаты[править]

  • Амазонит
  • Лунный камень
  • Лабрадор
  • Солнечный камень

Топазы[править]

см. подстатью: Топаз.

Турмалины[править]

Турмалины — семейство драгоценных минералов из группы боросодержащих алюмосиликатов. Фактически турмалины являются застывшей смесью разного химического состава. Химическая формула: Na(Li,Al)3Al6[(OH)4|(BO3)3Si6O18]. Твёрдость 7 — 7,5, зависит от направлений кристалла. Плотность 3,02—3,26 г/см³ (умеренная). Сингония тригональная. Хрупкий, нежелательно подвергать механическим нагрузкам. Окраска стойкая и разнообразная, ограничений по цвету нет. Окрашен ионами других химических элементов, примесями и еще неизвестно чем, предположительно дефектами кристаллической решетки! Характерна полихромия, плеохроизм, причудливая игра света и цвета в ограненных кристаллах. Турмалин лучше всего выбирать где угодно, лишь бы место было ярко освещено и была возможность сдуть с него пыль. Сама по себе пыль камню не вредит. Прозрачные ярко окрашенные турмалины — драгоценные камни 3 категории. Полупрозрачный и непрозрачный турмалин относится к поделочным камням 1 категории.

Кристаллы природного турмалина, особенно полупрозрачного, с трудом поддаются идентификации. Этот минерал мимикрирует под целый ряд других и по внешнему виду, и по физическим характеристикам. Единственный гарантированный способ его отличить — проверить магнетизм. Турмалин является пьезоэлектриком, т. е. от нагревания становится магнитом. Его полюса приобретают различный заряд, и он способен притягивать к себе пыль. Для ювелиров эта его особенность работает скорее во вред, потому что турмалины в ювелирных изделиях под горячими софитами катастрофически быстро загрязняются и пылятся. Чистить оружие им удобно, на горячий кристалл все налипает. Так и использовали его некрасивые разновидности в XIX веке. А вот для радиотехников и акустиков турмалины — настоящая находка.

Автор статьи встречала экзотичную технику вроде турмалиновой плойки для волос и турмалинового утюга. Ничем особенным не выделяются, обычная самореклама вроде «мерцающего лака с бриллиантовой крошкой». Технические турмалины используются совсем в других целях.

Синтетические турмалины в промышленных масштабах начали синтезировать уже давно и успешно (примерно с 1960-х гг) по большей части для радиоэлектроники. Они оказались настолько перспективными, что быстро вытеснили из этой области всех конкурентов, включая кварц[2]. Актуально до сих пор. Используются в пьезоэлектрические преобразователях — устройствах, преобразующие механическую энергию в электрическую и наоборот (в том числе заряжают электронные устройства!). В ювелирную промышленность поступает сравнительно немного синтетических турмалинов: они по визуальным характеристикам сильно уступают природным. В них нет причудливой игры света. Материальные затраты для добычи тоже сопоставимы.

Обычно турмалины классифицируется по преобладающему тону:

  • Турмалины Параиба — редчайшие турмалины неонового невыносимо яркого голубого цвета с зеленым отливом. Сравнимы по стоимости с бесцветными алмазами. Найдены только в бразильском штате Параиба, в Нигерии и в Мозамбике.
  • Ахроит — бесцветная или почти бесцветная разновидность турмалина. Интересен только коллекционерам.
  • Верделит — турмалин различных оттенков зелёного цвета от шартрёз и бледно-зеленого до сине-зеленого, наиболее ценный изумрудно-зелёный.
  • Дравит — желтовато-коричневый до тёмно-коричневого, оранжевый турмалин. Самый распространенный и недорогой.
  • Индиголит — синий и голубой турмалин.
  • Рубеллит — всех оттенков на стыке розового, красного и фиолетового. Наиболее ценные маджентово-яркие и густо-розовые оттенки вырвиглаз, или неоновые. Он действительно очень ярко окрашен, мимо не пройдете.
    • Сибирит — устаревшее и неправильное русское название красных турмалинов с Урала.
  • Шерл — чёрный непрозрачный турмалин. Интересен только коллекционерам.
  • Арбузный турмалин. Поделочный полупрозрачный турмалин. Внутри красный, снаружи зелёный. А еще в нем бывают чёрные семечки — включения, как в самом настоящем арбузе! Обожаем коллекционерами в виде тонких слоев.
  • Голова мавра — бледные кристаллы с чёрным концом.
  • Голова турка — бледные кристаллы с красным концом.
  • Кошачий турмалиновый глаз.
  • Турмалин с астеризмом.
  • И еще тысячи турмалинов с различными оптическими эффектами. Всех не перечислишь.

Шпинель[править]

см. подстатью: Шпинель.

Остальные известные камни[править]

Алмаз[править]

см. подстатью: Алмаз.

Пирит[править]

Химическая формула: FeS2. Твёрдость 6,0 — 6,5. Непрозрачный. Блеск металлический. Хрупкий. Под воздействием воздуха и во влажной среде окисляется, образуя неприятно пахнущие и жгучие для человеческой кожи соединения с серой. Камень, прямо скажем, для украшений не подходящий. Его использовали исключительно потому что он внешне похож на золото, да и то не всякое. В природе пирит и настоящее золото часто располагаются близко, по пириту вполне реально найти золотую жилу (более того: пирит сам по себе часто содержит примесь золота - обычно до 0,1%). Крупные залежи и склады пирита могут самовозгораться при попадании на них кислорода и воды из-за быстротекущих реакций распада, а еще такое пламя непросто потушить. В бытовых условиях камень, особенно крупные образцы, следует держать в тени: солнечный свет ускоряет реакцию. Про пирит сложено немало мифов.

  • В Средневековье пирит стал модным из-за навязанности. До европейских алхимиков через Александрийскую библиотеку и мусульман дошли знания о египетских технологиях позолоты и похожих на золото веществах. Сомнительно, чтобы алхимики именно создавали пирит - для него требуется большое давление и температура, но что умело его выдавали за золото - сомнений нет никаких. Также нет сомнений, что они использовали позолоту, выдавая вещи с ней за золотые (этим и сейчас некоторые мошенники промышляют). В пользу версии кусков пирита вместо золотых слитков говорят и мифы той эпохи: золото, полученное в дар от сверхъестественных сил, нельзя раскалывать или расплавлять, или оно потеряет силу. Исчезновение золота туда же.
  • Пираты были ребятами в основном малообразованными, не всегда могли платину от серебра отличить. Пирита в их кладах было более чем достаточно. Так что миф про полностью рассыпавшийся пиратский клад имеет обоснование: пираты часто в свои запасы закладывали не настоящие золотые слитки, а пирит или лимонит.
  • Когда испанцы пришли в Южную Америку, они обратили внимание на то, что у индейцев были целые горы золотистого металлически блестящего материала. Индейцы высоко ценили пирит, а недопонимания с завоевателями у них определенно были. Индейцы как представители более бедной и примитивной культуры ценили пирит как сырье для высекания огня и запасали как могли, т. е. в достаточно большом количестве, украшали им многие бытовые предметы и здания. Что же подумали европейские завоеватели, когда пришли в их города и увидели много, очень много золотистого блестящего материала? Индейцы есть богатые люди, которых не грех пограбить. Эльдорадо возник как мифический золотой город, один из многих, которые видели завоеватели своими глазами и затем возвращались на родину со своими сказками. Конечно, правда потом вскрылась, но к тому времени ее происхождение уже никого не волновало.
    • В эпоху золотой лихорадки в Аляске подобных трагедий случалось в разы меньше за счет грамотности искателей, но несколько вопиющих случаев есть в художественной литературе. Смотрите Джека Лондона.
  • В реальной жизни пирит медленно замещает органику, образуя т.н. окаменелости. У коллекционеров минералов частенько можно встретить пиритовых аммонитов. К сожалению, подобные образцы крайне неустойчивые и быстро окисляются, разрушаясь, за несколько лет. За это свойство пирит ненавидят палеонтологи, потому что он самоуничтожаясь, уничтожает и ценный образец. По большому счету, лучше всего их хранить в вакуумной витрине, но она дорогая и массивная. Поэтому обычно образцы проваривают в бесцветном лаке или пластике.
  • Термин «марказит» - торговый бренд. Применяется для вставок из пирита в бижутерии и дешевых ювелирных изделиях. Реально существующий марказит, полиморфная модификация пирита, в ювелирном деле не используется. В принципе особого вреда эти вставки не принесут, но они очень быстро разрушатся и будут попахивать серой.

Чароит. Русский камень.

Гематит (кровавик).

Бирюза.

Лазурит.

Обсидиан

Знаменитые драгоценные камни[править]

  • Рубин Чёрного Принца — на самом деле шпинель в форме бусины, примерно 170, размером с куриное яйцо. Попал в Европу в XIV в., когда был украден испанским королём у вероломно убитого мавританского принца. Назван в честь английского принца Эдуарда по прозвищу Чёрный Принц, получившего камень в награду за помощь в войне. Вставлен в корону.
  • В Алмазном фонде, кроме «Орлова» и «Шаха», хранятся ещё 5 исторических камней:
    • плоский портретный алмаз 25 карат;
    • гигантская шпинель 398,72 карат;
    • гигантский изумруд 136,25 карат;
    • гигантский цейлонский сапфир 258,18 карат;
    • гигантский оливково-зелёный хризолит 192,6 карат.

Примечания[править]

  1. 1 карат = 0,2 г. Название получил в честь семени рожкового дерева, масса которого постоянна и равна 0,19 г.
  2. На этом моменте автор сноски, десять лет работавший с пьезоэлектрическими резонаторами и фильтрами на их основе, выпал в осадок и долго гомерически хохотал под столом. После чего, утерев слезы, предлагает найти более термостабильный пьезоэлектрик, чем кварц STX-среза (другие срезы кварца имеют иные свойства, но тоже активно применяются). Доля же турмалинов в этой отрасли невелика, при этом работающие с ними в радиоэлектронике не называют их собственно турмалинами. Как правило, для пьезоэлектрика идет название вещества/кристалла, после чего добавляется название среза или ориентация кристалла (если речь идет, к примеру, о тонких пленках). Поэтому автор, решивший для красного словца ввернуть оборот о том, что турмалины вытеснили кварц в радиотехнике рискует выставить себя посмешищем среди разбирающихся людей.

Сюда надо добавить:

  • Разнести эту статью в подстатьи как положено!
  • Искусственные камни, имитации.
  • Бирюзу, варисцит, хризоколлу, азурмалахит
  • Гематит
  • Лазурит, лазулит, афганит, содалит, дьюмортьерит
  • Лунный камень/беломорит/амазонит/лабрадор/амазонит/солнечный камень (полевые шпаты)
  • Чароит