Справочник автора/Смертная казнь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Смертная казнь — вид наказания, узаконенного государством и заключающегося в лишении преступника жизни. Практикуется в настоящее время в таких странах, как США (ряд штатов), Белоруссия, Китай, Пакистан и т. д. Один из наиболее древних видов наказания, возникший в результате реализации принципа «око за око, зуб за зуб». Впоследствии для большинства деяний принцип талиона был заменён денежным штрафом, но смертная казнь сохранилась. Свою роль сыграло и распространение кровной мести: государство в период своего становления брало эту функцию на себя, следуя старой истине «Если безобразие нельзя предотвратить, его нужно возглавить».

Простые виды казни[править]

В принципе все описанные ниже способы умерщвления или гуманны, или относительно гуманны: жертва не испытывает страданий вообще или мучается не больше нескольких минут. Но технические неполадки, особенности организма и/или неквалифицированный (вариант: особо проинструктированный) палач могут сделать и обычную казнь квалифицированной, пардон за мрачный каламбур.

Расстрел[править]

Самый массовый вид казни в современном мире. Возможны следующие варианты:

  • Самый древний — дротиками. Так казнили Филоту за участие в заговоре против Александра Македонского.
    • У австралийских аборигенов казнимый мог свободно перемещаться и должен был… танцевать, исполняя особую песню смерти. И имел шансы выжить, если бросавшие дротики, не попав в него ни разу, выдохлись раньше казнимого.
  • Из луков. Так закончил свою жизнь святой Себастьян.
  • Расстрел воинским подразделением. Приговорённого ставят к стене (хотя бывают и другие варианты), после чего взвод солдат даёт по нему залп. Глаза могут завязывать, а могут и не завязывать. Как ни странно, именно этот способ казни дает приговорённому наибольшие шансы выживания. По крайней мере, прецеденты были (может найтись «один, который не стрелял» ©). А еще этот способ даёт возможность командовать своим расстрелом, как маршал Ней или адмирал Колчак. Да и вообще считается достойной кончиной для военнослужащего. Во многих случаев часть оружия намеренно заряжают холостыми, причем отдельный солдат заранее этого не знает.
    • Шанс на выживание значительно варьирует в зависимости от условий - расстрел одного клиента несколькими стрелками во дворе тюрьмы, командующий расстрелом делает контрольный выстрел в голову - нуль. Расстрел клиентов небольшими партиями на краю ямы, когда тела валятся в нее беспорядочно, сразу после залпа ведут следующую партию - шанс выжить есть, как раненому (спасли местные жители, пришедшие на место расстрела ночью), так и совершенно целому (не попали, отлежался под телами). Стрелки могут не желать стрелять на поражение — отказаться или дружно «промахнуться», тогда возможны варианты с наказанием расстрельного взвода.
  • Из пистолета в затылок. Шансов выживания не даёт, зато причиняет приговоренному наименьшие мучения. Собственно, именно этот вид был придуман в СССР и использовался в нём и его осколках, включая РФ до 1996 года. В минском СИЗО № 1 применяется вариант, в котором выстрел производится неожиданно, во время прохода по коридору, благодаря чему преступник даже не успевает осознать, что сейчас умрёт. Известен также вариант, когда исполнителей трое, боевые патроны в магазине перемешаны с холостыми(как и в предыдущих случаях), а порядок их размещения неизвестен — для профилактики душевных мук (применялся в НКВД).
    • Все истории про холостые патроны при расстреле неправдоподобны. А в автоматическом пистолете вообще одно из двух - либо он подготовлен для стрельбы холостыми и его порвет при выстреле боевым, или не подготовлен и тогда от холостого он не перезарядится.
  • Из пушки: именно так казнили восставших сипаев. Нет, не палили по толпе картечью, а привязывали по одному к дулу пушки, из которой затем стреляли. И даже холостой выстрел из пушки в упор способен нанести несовместимое с жизнью ранение.
    • Сипаи кстати этого очень боялись, потому что считали, что после этого перерождение им не светит. Да и сброс того, что останется, в одну яму с какими-нибудь неприкасаемыми не радовал.
  • Из пулемёта. Любим всевозможными карателями во время ведения боевых действий: от ЧОНов и айнзатцгрупп до исламистов и НАТОвцев, до 2001 года официально применялся в Таиланде. На данный момент используется в двух штатах США (Юта и Айдахо).
    • Вообще достаточно популярный способ массовой казни в условиях большого бардака — толпа клиентов, обычно связанных, по ней лупят из автоматического оружия, в том числе ручных пулеметов, как придется, несколько исполнителей. Оставляет небольшой шанс выжить. Зачастую применяется там, где исполнители сильно торопятся, тела бросают там, где они упали. Масса видеозаписей такого рода с Ближнего Востока, зачастую кто-то из исполнителей выкрикивает политические лозунги.
    • Из миномёта. Фейк.


Повешение[править]

Придумано древними кельтами в религиозных целях. Имеет два подвида — «короткий» и «длинный бросок». В первом случае смерть обычно наступает от сдавливания сонной артерии. В Средние века такой метод считался позорным по сравнению с обезглавливанием[1], а потому применялся исключительно к простолюдинам. Ещё один минус (хотя кому как) — клиент откидывает копыта не сразу, поэтому при должном везении его теоретически вполне могут спасти. Если успеют снять в течение первой пары минут после выполнения приговора (кто спасёт — подоспевшая кавалерия, офигенные герои или сами палачи после получения слегка запоздавшего приказа о помиловании — не суть важно), то клиент, скорее всего, отделается лёгким испугом и следами на шее.

В случае же «длинного броска», изобретённого в XIX веке в Великобритании, жертва умирала от разрыва шейных позвонков. Именно такая участь была уготована как двенадцати высшим руководителям Третьего Рейха, попавшим на Нюрнбергский трибунал, так и простым коллаборационистам. В нашей стране самые известные повешенные коллаборационисты — Андрей Власов и вся верхушка РОА, Петр Краснов, Султан-Гирей Клыч, а также Хельмут фон Паннвиц, руководитель «Казачьего стана». Сейчас применяется, к примеру, в Японии, и почти везде это "длинный бросок".

  • Был ещё специальный "австрийский" способ повешения, использовавшийся также в Венгрии и Чехословакии. Он состоял в медленном и аккуратном удушении при помощи специального столба, из-за чего жертва, как считалось, быстро теряла сознание и умирала без сильных мучений. Характерен тем, что петля закреплялась на столбе неподвижно, клиента поднимали к петле ремнем, продетым за подмышки, надевали петлю и отпускали ремень. Сложное и замороченное устройство, требующее слаженной работы нескольких человек. Удушение медленное, так что клиентам женского пола дополнительно отдельной петлей притягивали к столбу ноги "для приличия".
  • У кочевников не было много лишнего дерева, чтобы строить виселицу. Потому вместо виселицы — палка на спине двух лежащих верблюдов, которым затем приказывали встать.
  • Подвид — удушение на специальном станке aka гаррота. Испытуемого сажали на стул с тонким стальным тросом вокруг шеи, приваренного к винту. Винт выкручивали, трос перерезал жертве горло. Ну, или вкручивали, в данном случае уже винт сдавливал дыхательные пути. Применялось испанцами.
    • Далеко не всегда это был трос/веревка, иногда использовалось достаточно сложное устройство, настоящее произведение кузнечного искусства, состоящее из застегивающегося на шплинт металлического ошейника и выдвигающегося сзади штыря, т.е. устройство не только и не столько душило, сколько пересекало позвоночник, быстро прекращая конвульсии клиента. В быту всесто всей этой машинерии вполне сработает кольцо из веревки, закручиваемой воротком.
    • Более поздняя гаррота имела довольно широкую скобу, удерживающую шею, которая не могла привести к удушению — эффект достигался ввинчиванием заострённого конца винта в позвоночник.
  • Удушение вручную было у турок было почётной казнью без проливания крови для членов династии.
  • У китайцев также удушение считалось более почетным, чем обезглавливание — но не из-за кровопролития: у них позорным считалось нарушение целостности тела (т. е. ампутация любой части тела; потому даже евнухи своё «хозяйство» не выбрасывали, а бережно хранили в шкатулке, которую полагалось захоронить вместе с остальным телом).

Обезглавливание[править]

Или, как его ещё называют, декапитация. В Средние века этим методом казнили благородных особ, благо в сравнении с повешением и уж тем более разного рода четвертованиями-колесованиями этот метод гарантировал быструю и довольно-таки безболезненную смерть[2]. Кстати, именно этим соображением руководствовались в своё время немцы, французы и скандинавы, горячо отстаивая этот вид казни даже в то время, когда вся остальная Европа перешла на виселицы и расстрелы. Однако после появления качественного огнестрела, позволявшего точно поразить жизненно важные центры, экологическую нишу лёгкой и почётной казни занял расстрел. Обезглавливание же, вопреки истории и медицинским показаниям, стало считаться в искушенных кругах «дикой», «средневековой» и «жестокой» казнью, которой можно казнить разве что ради особого унижения. Скорее всего, из-за внешнего впечатления. Тем не менее, метод оказался более чем живуч — в Европе, например, последнюю голову отрубили менее чем полвека назад (см ниже, раздел про гильотину). В настоящее время используется в Саудовской Аравии, а также боевиками на Ближнем Востоке. В других странах, видимо, не хотят возиться с потоками крови.

  • Гильотинирование — отрубание головы специальным механизмом — гильотиной, что делает смерть гарантированно лёгкой вне зависимости от квалификации палача[3]. Применялись подобные механизмы со средних веков, но в массовом сознании гильотина намертво связана с Французской революцией, одним из результатов которой стала замена всех типов казней на гильотинирование. Вопреки распространённому заблуждению, сам доктор Жозеф Гийотен своим изобретением казнён не был (но шанс у него был — в 1794 году Гийотен был арестован, но освобожден после смещения и казни Робеспьера). Во Франции гильотинирование было основным методом казни до 1977 года, то есть до отмены смертной казни вообще, в Германии — до 1949 года в ФРГ и до 1966 года в ГДР.
    • При этом топор в Германии тоже практиковался, аж до 1936 года (примерно так: [1]).
    • А вообще, машинка была весьма модной, и, окромя французов с колониями и немцев, применялась за свою историю ещё много кем — от Швеции (правда, только один раз — в 1910 году) и Греции до Швейцарии, Италии, Бельгии и даже Вьетнама, а также её чуть не узаконил в качестве средства казни американский штат Джорджия в 1996 году. Также гильотина до сих пор формально является законным методом казни в некоторых бывших французских колониях типа Конго, потому как их УК во многом скопированы с французского (на практике обычно используют расстрел).
  • У монголов обезглавливали только простых пленников, а почётной казнью было ломание хребта (см. ниже).
  • В Японии чаще всего обезглавливали простолюдинов в качестве лёгкой и быстрой смерти (иначе могли казнить мучительным способом). Самураям же вместо казни предписывалось самоубийство, обычно при помощи секунданта… срубавшим голову, но только после того как самурай сам себе вспорет живот.

Отрава[править]

  • Смертельная инъекция. Применяется в США, КНР. Способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов. Был разработан в 1977 году судмедэкспертом Джеем Чапмэном и одобрен Стенли Дойчем. Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены две трубки. Сначала приговорённому вводится препарат тиопентал натрия — обычно он используется (в меньшей дозе) для анестезии при операциях. Затем через трубки вводятся павулон, который парализует дыхательную мускулатуру, и хлорид калия, который приводит к остановке сердца. Техас и Оклахома вскоре приняли законы, разрешающие применение такой комбинации; первое применение произошло в Техасе в конце 1982 года. Вслед за ними сходные законы были приняты еще в 34 штатах США. Смерть наступает в период от 5 до 18 минут после начала казни. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.
  • Газовая камера. Жертву травят монооксидом углерода или производными синильной кислоты (печально знаменитый Циклон-Б), которые вызывают гипоксию. Просто, быстро, технологично. Использовалась нацистами в концлагерях, в 1990-х годах применялась в некоторых штатах в США, но затем была запрещена как негуманная.
    • Зондерваген (народн. «газваген», «душегубка», часто неправильно «газенваген») — газовая камера на колёсах. Принцип тот же, что и в газовой камере, но ещё жестче: вместо Циклона Б — выхлопные газы от двигателя. Также под названием «газваген» встречался вполне «мирный» автомобиль с газогенератором (он же «хольцваген»), работающий на дровах. Возможно, существовало и сочетание одного с другим (зондерваген на базе хольцвагена), но ответственно утверждать сложно, нужно рыться в судебных материалах того самого трибунала. Адова машина обросла множеством легенд.

Прочее[править]

  • Электрический стул. Представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги — в специальных зажимах ножек кресла. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменный ток с напряжением порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А. На данный момент используется только в США (в 1952–76 годах также применялся на Филиппинах).
    • Одни медики утверждают, что первыми сгорают нервные окончания, поэтому боли человек практически не чувствует и смерть на электрическом стуле — самая гуманная. Другие утверждают прямо противоположное, глядя на некоторые примеры неудавшихся казней. Тем не менее, причиной отказов от электрического стула в тюрьмах становится дороговизна — смертельная инъекция на порядок дешевле.
  • В мифах и легендах российского квазилиберализма существуют внесудебные убийства путем обвязывания тротиловыми шашками с последующим их подрывом. «Нет тела — нет дела».
    • Это действительно миф, чтобы тело действительно распылило в туман, надо обложить клиента полутонной взрывчатки. От тех же шихидок остаются вполне идентифицируемуе останки... В реальности применялась, тем не менее, как казнь с помощью небольшой толовой шашки, привязанной к клиенту (который сам по себе прочно связан), так и подрыв, граничащий с обезглавливанием - моток детонационного шнура вокруг шеи с последующим подрывом оного, часто применялось как способ массовой казни.

«Квалифицированные» (особо жестокие) виды казни[править]

Cannot-unsee.jpgОсторожно, шок-контент!
В данной статье описываются произведения с шок-контентом, близкое ознакомление с которыми может вызвать потерю сна и аппетита, параноидальные состояния, нервный тик, утерю веры в человечество и/или желание вымыть мозг с мылом. Пожалуйста, будьте осторожнее! Беременным, детям и впечатлительным натурам следует проследовать на какую-нибудь другую страницу.

Просьба больше сюда примеров не добавлять, даже если вспомните что-то ещё. А то рискуем скатиться в чернуху. Разделы «Где разрешено (по странам)», «Юридический статус палача» и «Обычаи и традиции, связанные со смертной казнью» допилю сам.

  • Побиение камнями. В наше время применяется в нескольких мусульманских странах, но использовалось гораздо раньше, возможно, даже у древних людей (один раз так чуть не убили Сиддхартху Гаутаму, он же Будда). Очень долгая и мучительная казнь (потому что бросать большие камни запрещено), которая позволяет принять участие любому желающему. Однако встречаются упоминания, что иногда жертве представлялась возможность спастись, если ей удавалось себя выкопать (для казни обычно закапывают в землю, по пояс или по шею).
    • Зато напрочь исключает кровную месть: невозможно сказать, кто именно кинул тот самый камень (кстати, бросать большие камни нельзя именно поэтому).
  • Сожжение заживо. Практиковалось с древних времен, так как в некоторых религиях считался наиболее «чистым» видом казни от того, что при её применении не проливается кровь. Особо в этом преуспели в Эпоху Возрождения во время охоты на ведьм. В варианте «сожжение из огнемёта» применяется многими отмороженными формированиями, и, по слухам, не менее отмороженными государствами. На деле крайне мучительный вид казни. Когда-нибудь получали ожоги? Или хоть обжигали руку? А теперь помножите это на тысячу.
    • В виде особой милости дрова могли быть сырыми — тогда казнимый быстро умирал от удушья, и сгорало уже мёртвое тело. А иногда тело даже снимали, например, как с Жилем де Ре. А еще могли повесить на шею мешок с порохом. Наконец, могли просто покрепче привязать за шею.
      • Впрочем, в случае с мешком пороха выйдет не так мучительно, ибо смерть от взрыва мгновенная.
    • Cожжение в срубе. Использовалось много кем, от инквизиции до айнзацгрупп. Опять-таки, скорее задохнёшься, чем сгоришь.
    • В медном быке — изначально, в античности, это была не казнь, а человеческое жертвоприношение, но в средние века, когда перестали поклоняться языческим богам, это превратилось в казнь.
      • В наши дни применяется латиноамериканскими наркокартелями. Предателя пакуют в железную бочку, заваривают крышку и ставят на костёр. Пристрелить быстрее, а вот воспитательный эффект лучше.
    • Сати — сожжение заживо вдовы после смерти мужа. Нет, это не наказание, а такой религиозный обряд. Практикуется в Индии с древнейших времён по сей день и де-юре нелегально, де-факто ещё как применяется и практически всегда насильно в отношении сжигаемой.
  • Посажение на кол. Еще один знаменитый вид мучительной казни. Суть проста. Приговоренного сажают анусом на кол (если жертва женщина, то иногда и другим местом), который разрывает внутренние органы, как вариант — просто насаживают на кол или пику и оставляют умирать. Наиболее мучительной казнь выходит, если конец кола тупой. Особо любили этот вид казни османские турки, валашский господарь Влад III «Цепеш» Басараб (в основном по отношению к тем же туркам) и русский царь Иван IV Грозный.
    • Насчёт «другим местом» — не более чем легенда. Вся суть посажения на кол была в том, чтобы жертва как можно дольше оставалась жива, в то время как кровотечение из разорванной матки приводит к смерти за несколько минут.
    • Существует легенда, что в китайской вариации приговоренного фиксировали над молодыми побегами бамбука, которые должны были прорасти сквозь него. Эта гадкая трава растёт крайне быстро — на метр в сутки. Проверялось Разрушителями Легенд, вывод — бамбук сквозь тело не прорастет. Но изобретательность тех, кто это выдумал, не может не вызвать восхищения.
      • Да не побегами! Побегом и в самом деле никого не проткнешь. А стесанными диагонально стволами.
  • Колесование. Считалось самым жестоким видом казни в Средние века. Жертве ломают дубиной руки и ноги и кладут на специальную платформу, укрепленную на высоком шесте, после чего забывают. Если жертва не умирала от болевого шока, ей приходилось наблюдать, как её заживо клевали птицы.
    • Не дубиной, а собственно, колесом на рычаге в одном из вариантов — отсюда и название. Во втором варианте, к колесу привязывали и да — перебивали конечности «тяжелым тупым предметом».
  • Сдирание кожи. Метод, особенно любимый на Ближнем и Среднем Востоке.
  • Четвертование. Метод, заключающийся в последовательном отрубании всех конечностей, а затем головы. Так был казнён Степан Разин. Емельян Пугачёв был также приговорён к четвертованию, но Екатерина II официально повелела сначала отрубить голову, а потом всё остальное. К четвертованию были приговорены пятеро декабристов, но им его заменили повешением.
    • Другой, более мучительный вариант этой казни заключается в следующем: руки и ноги жертвы привязывают к четырем коням, которые разрывают её на части. Практиковался во Франции.
    • Англичане использовали вариант четвертования — полуповешение, потрошение и четвертование (hanging, drawing and quartering). Здесь жертву перед четвертованием аккуратно, чтобы не сломалась шея, вешали, быстро снимали, приводили в чувство, оскопляли и вытаскивали внутренности. С XVII века, правда, вешать стали насмерть, а все радости проводить уже с трупом (законодательно повешение до смерти и последующие манипуляции с трупом утвердили в 1820, окончательно отменили в 1870).
  • Сваривание в кипящей жидкости (чаще всего — воде, иногда применялось масло или вино).
  • Заливание горячих жидкостей в глотку. В древней Индии людям, которые пытались поучать брахманов, вливали в глотку кипящее масло. В средневековой Европе фальшивомонетчикам заливали в рот расплавленный металл, из которого те делали свои монеты. Иногда могли использовать и другое отверстие организма.
  • Захоронение заживо и ещё более жестокий его подвид — замуровывание в стену. Применялось в случае, если казнить было нужно, а убивать — нельзя. В Древнем Риме так казнили потерявших девственность жриц Весты, которые по-прежнему считались неприкосновенными.
    • В античности вместе хозяином, бывало, хоронили его рабов. В одних культурах заживо, а в других предварительно убив. В некоторых культурах хоронили вместе и жену.
  • Распятие на кресте. Широко применялось римлянами, и в основном, по отношению к госизменникам и рабам: после восстания Спартака бунтовщиков распяли вдоль дороги от Капуи до Рима. Смерть в этом случае наступает в лучшем случае от кровопотери в результате забивания гвоздей, но обычно человек в такой позе мучительно задыхается. В качестве бонуса могли сломать ноги, ускорив смерть от удушья, или, напротив, прибить дополнительное перекрестие, на которое можно опереться ногами, продлив жизнь и мучение. Минус состоит в том, что казнённого нужно долго охранять, чтобы его не спасли или не добили.
    • Японцы распинали христиан в зоне прилива. В этих случаях жертву к кресту не приколачивали, а привязывали. Если прилива поблизости не намечалось, то после распятия жертву протыкали копьем.
    • Вариантов распятия было несколько: на Т-образном и на Х-образном кресте (так были распяты соответственно Иисус Христос и апостол Андрей), а апостол Петр был распят вниз головой — он попросил об этом сам, считая себя недостойным умереть, как Иисус Христос.
    • Кстати, не стоит сильно доверять картинам эпохи Возрождения и вообще картинам, на которых Иисус Христос несет свой крест целиком: несли только перекладину.
  • Закапывание человека по шею/грудь/пояс в зоне прилива.
    • как вариант — бросание в болото.
  • «Кровавый Орёл»: Легендарная казнь скандинавов. Суть заключается в следующем: жертве снимают кожу и мышечные ткани со спины, ломают ребра и расправляют легкие подобно крыльям орла. Документальных сведений о применении этой казни нет, но в художественном произведении будет смотреться эффектно.
  • Змеиная яма. Фигурирует в скандинавских сказаниях. Согласно летописям, именно так был казнен Рагнар Лотброк.
  • Скармливание диким животным: волкам, львам, тиграм или еще кому-нибудь. Тут может выйти по-разному. Некоторые виды животных предпочитают умертвить свою жертву быстро, а некоторые могут начать поедать заживо.
    • Туда же казнь другими животными. Например, растаптывание слонами. И, благодаря высокому интеллекту слонов, его можно научить мучить жертву довольно продолжительное время.
    • Мыканье — приговорённого привязывали к хвосту коня, которого затем пускали вскачь. Есть легенда о том, что так пытались казнить Ивана Мазепу, но он успел в последний момент освободиться.
    • Посажение на муравейник. Проще говоря, вас съедят заживо. Есть вариант с комарами (кое-где в Сибири их буквально тучи, так что остается только привязать голого недруга к сосне).
    • Скармливание мухам — специфический для жарких регионов вариант. Жертву закрывали в ящик таким образом, чтобы торчала голова. Далее ее кормили медом и молоком и оставляли на солнце. На жаре все выходящие продукты (остающиеся в том самом ящике) начинали преть, на что и слетались различные мясные мухи. В итоге человека в течение нескольких недель заживо съедали личинки этих самых мух. Казнь скорее показательная, так как результаты выглядят довольно-таки жутко.
    • Обливание любой сладкой жидкостью и привязывание к дереву в месте с большим количеством гнуса. Смерть наступает в лучшем случае от потери крови, в худшем — съедание заживо. Если гнуса было недостаточно, то случались и выжившие. Применялся много кем, в том числе японцами в годы Второй Мировой. Описан в книге Пьера Буля «Мост через реку Квай».
    • Традиционная казнь на Руси именуемая «обшить медвежно» — зашить казнимого в медвежью шкуру и спустить на него свору охотничьих собак натренированных травить медведя.
  • Подвешивание на крюке за ребро. В XVII веке было любимой забавой поляков, литвинов (литовцев и белорусов), запорожских казаков и русских.
  • Растерзание толпой. Без комментариев.
    • Дефенестрация — выкидывание из окна, как правило, толпой.
    • Поднятие на штыки — когда толпа состоит из солдат с винтовками.
  • Утопление. Нет, это не наказание, а испытание, призванное отличить ведьму от неведьмы: дерьмо ведьма не утонет. Такое вот следствие: виновен ты или не виновен — всё равно будешь мёртв. Чудеса юриспруденции! Для глубоко верующего человека разница в том, что утонувшую по-христиански похоронят на кладбище.
    • Строго говоря, при желании именно проверить не-ведьму могли и вытащить из воды. Но возможность «не уследить» за ней в процессе была ценна сама по себе, да.
    • Арабами применялся именно в качестве казни и проапгрейжен до обычного полотняного мешка, наполненного каустической содой, в котором наказуемого сбрасывали в море или бассейн с водой. Каустическая сода реагируя с водой превращалсь в едкую щёлочь не оставляя шансов выжить.
      • С чего только арабами? Тот же немецкий кодекс Carolina XVI века вполне устанавливал такую казнь, в особенности для женщин.
      • Последние случаи применения зафиксированы в Англии конца XVII века в межконфессиональных разборках. Часто делалось путем привязывания в зоне прилива.
  • В Древнем Риме практиковалось такое жестокое зрелище: на арене ставили спектакль, в котором кто-то из действующих лиц должен был умереть (например, на мифологический сюжет о смерти Геракла, которого сожгли заживо). В кульминационный момент актера заменяли на приговоренного к смерти преступника, которого и убивали в соответствии с сюжетом.
  • Утробная кошка — штырь с крючьями для казни за извращения: вводился в анус, затем на крючья накручивались внутренности, после кошка выдёргивалась вместе с кишками.
  • Тысяча порезов — настолько жестокая казнь, что даже сами китайцы не раз предлагали её запретить. С казнимого в течение многих часов медленно отрезали по кусочку, каждый раз останавливая кровь, чтобы казнимый не помер преждевременно.

Почётная казнь vs позорная казнь[править]

Почётная казнь может быть как и без больших мучений, так и наоборот, но суть в том, что этот способ является признаком Большого Уважения.

  • Выше упомянутое распятие в Риме считалось позорной казнью. Причём в республике эта казнь была в принципе неприменима ко гражданам, а в Империи — зависело от прихоти императора: более-менее адекватный граждан так не казнил.
  • «Кровавый орёл» у викингов — крайне мучительная. Если казнимый смог удержаться от крика, считалось, что он ушёл из жизни достойно, а если закричал — то с позором. Реальность этой казни остаётся под сомнением, так как в дошедших до нас источниках обычно описывается как что-то, случавшееся в старину (относительно рассказчика). Как считается сейчас, могло представлять собой жертвоприношение, дающее жертве последний шанс попасть в Вальгаллу.
  • Повешение у тех же викингов - весьма почетная казнь, считалось что повешенный отправится непосредственно к Одину. «Бог Повешенных» - одно из его имен.
  • Ломание хребта — почётная казнь без пролития крови у монголов. В основном для членов династии, но также и для наиболее уважаемых врагов. То, что после битвы под Калкой русских князей убили, не проливая кровью — это не «особая жестокость», а проявление высочайшего уважения (иначе их убили бы кроваво и мучительно). При этом казнимый в зависимости от палача мог сдохнуть не сразу, а промучиться вплоть до нескольких дней со сломанным позвоночником, и все равно это считалось очень почётным.
  • Отрубание головы в средневековой Европе для дворян. Если дворянина казнили иначе, это считалось позором.
    • Главным образом, Западной. Восточнее Франции (Германия, Скандинавия, Польша, Русь и т. д.) отрубание головы в Средние века считалось самой что ни на есть стандартной казнью, которой казнили всех, кто не был приговорён к особым мучениям.
    • Разница была в том, что в западной Европе дворянам полагалось отрубать головы только мечом и ни о каких топорах речи даже не шло. Применялась довольно редко и зачастую в провинции даже могли отсутствовать палачи с таким навыком владения холодным оружием, в этом случае магистрат населённого пункта был обязан за свои средства искать исполнителя с соответствующими навыками, а во время поисков на свои средства содержать приговоренного к казни.
  • А вот повешение в той же Западной Европе считалось позорной и унизительной казнью, к которой приговаривали главным образом простолюдинов. Дворянина могли приговорить только при наличии желания особенно жестоко унизить, и всегда в этом случае смертную казнь предваряла казнь гражданская — то есть лишение всех прав состояния. Не случайно в Англии смертная казнь за государственную измену (см. выше) включала именно унизительное повешение до полусмерти как первый этап.
    • В допетровской России и при Петре виселица применялась главным образом к ворам и государственным изменникам, что тоже не добавило ей «благородности». Почти весь XVIII век предпочитали использовать другие методы казни — в основном расстрел (для военных), обезглавливание или четвертование. Когда в 1826 году пятерым декабристам заменили четвертование повешением, они очень возмутились. Но с принятием в 1845 году нового уголовного уложения повешение и расстрел стали единственными видами смертной казни в России, и об этих нюансах забыли.
    • Поэтому во Франции дуэлянтов ждала виселица, а не отрубание головы — чтобы позорная казнь отбила желание участвовать в дуэлях.
    • Позорным считается повешение и среди радикальных исламистов. Все дело в том, что, по их мнению, душа покидает тело и возносится к Аллаху через горло, а если то перекрыто петлей — через другое свободное отверстие. В соответствующем виде.
  • В Японии для самурая любая казнь была позором; почётным считалось уйти из жизни самому, совершив самоубийство. Для обвинённых римлян тоже считалось более правильным убить себя, мечом или передозировкой наркотиками. Умерших таким образом не объявляли врагами Республики, их память не стиралась из архивов, а имущество не изымалось.

Наказания со смертельным исходом, формально не считающиеся казнью[править]

  • В некоторых случаях — наказание кнутом. Надо ли говорить, что в умелых руках кнут — страшное орудие: человека можно отправить на тот свет одним ударом (сломав позвоночник). Указание «бить кнутом нещадно» чаще всего понималось палачами, как «засечь до смерти». При Елизавете Петровне была официально отменена смертная казнь, но «бить кнутом нещадно» осталось.
    • Впрочем, на Востоке была именно казнь при помощи кнута. А вот как быстро это случится — зависело от настроения палача, особенно если ему успели сделать подарок.
  • Другой вариант порки до смерти — наказание шпицрутенами (шпицрутен — длинный, гибкий и толстый прут из лозняка), которые предварительно вымачивались в солёной воде. Осуждённого заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били его по спине осуждённого. Теоретически это было всего лишь телесное наказание, но в начале XIX в. число ударов доходило до 6000, что было равносильно квалифицированной смертной казни. Разговорные названия — «зелёная улица» и «прогнать сквозь строй».
    • Наказание шпицрутенами включало в себя много нюансов, которые целиком оставались за исполнителем. В одних случаях могли бить чисто механически, порциями по n ударов с разбивкой тысяч ударов на много еженедельных сеансов. В других могли и со ста ударов забить насмерть. Известны случаи, когда император или ещё кто-то намекал, как именно нужно его исполнять, но вообще контекст исполнители должны были улавливать сами.
    • В Ясе Чингисхана за кражу имущества, кроме коня, полагалось от семи до семисот ударов палкой — в зависимости от стоимости украденного.
  • Ублиет. Еще одна жестокая квалифицированная казнь, замаскированная под наказание — заточение в каменный мешок без еды и воды.
    • Заточение в открытой клетке, обычно подвешенной на цепи. Если не поить достаточно, то в жару наступит смерть от обезвоживания, а если зима — напротив, можно замёрзнуть насмерть.
  • Сеппуку, известное как харакири, могло применяться как добровольное-принудительное самоубийство, из-за чего слово кайсяку из фильма «Меч отмщения» перевели как «палач», хотя он всего лишь прекращает муки вспоровшего себе живот (правильнее перевести было бы как «секундант»). А в начале фильма ему приходится отрубать голову ребёнку (главе клана), в силу возраста не способного вспороть себе живот по-настоящему.
    • Шёлковый шарф в подарок от императора — ещё одно добровольное-принудительное самоубийство в Китае. Можно бежать, но в этом случае казнят несколько поколений родственников.
  • Морские варианты:
    • Просто выкинуть человека за борт в открытом море. Даже если он умеет плавать, шансы выжить минимальные. Применялось пиратами как оправдание — ведь они формально отпускали пленника. Практиковалось ещё в древнем Риме, тогда пираты обычных неграждан Рима обращали в рабство, а граждан Рима отпускали за борт.
    • Маронинг — жертву оставляли на необитаемом острове с бутылкой рома (он жажду не утоляет), пистолетом, порохом и пулей. Остров, как правило, был рифовым, на котором ничего нет. Так как обычно таким образом наказывали пираты и причем только своих, то и на спасение случайно проходящим кораблем особо рассчитывать не приходилось. Но бывало, что и спасали.
      • Особо отличились много кому известные пятнадцать человек на Груди Мертвеца (те самые, которые «йо-хо-хо и бутылка рома»): по одной из версий, будучи высаженными на одноимённый рифовый остров, они не только не перебили друг друга по пьяной лавочке, но и организовали вполне сносное хозяйство, соорудив из обрывков парусины водосборники и превратив внутрненний залив рифа в приливную ловушку для рыбы. Через какое-то время их спасли.
    • Крайне жестокий вариант — протаскивание под килем. Если бедняга не захлёбывался, пока его тянули на привязи под дном корабля, то долго и мучительно умирал от кровопотери или гангрены — ракушки резали его тело не хуже ножей. Впрочем, нередко и выживали, т. к. в официальных флотах жертва могла рассчитывать на медицинскую помощь после отбытия наказания.
  • Поединок с профессиональным гладиатором. Оружие — опционально.
    • Или с диким зверем на той же гладиаторской арене.
  • С прикрученным фитильком — древнеримское наказание, когда казнь заменяли отправкой в гладиаторы. Во-первых, гладиаторские бои — это переосмысленное человеческое жертвоприношение (традиция пришла от этрусков, которые приносили людей в жертву богам и духам мира мертвых, а также душам умерших), отчего в Риме и относились к воинам арены с презрением. Во-вторых, даже если гладиатор заслуживал свободу (обычно для такого дрались на арене не менее десяти лет), для него были закрыты все пути в общество, обычно «демобилизованные» гладиаторы шли в тренеры. В-третьих, гладиаторов иногда убивали…
    • На латыни такое наказание называлось provocatio ad populum, отсюда название таких гладиаторов — провокаторы. В боях они широко применяли грязные и нечестные приемы. Так слово «провокатор» приобрело современный смысл.
  • Отсечение конечностей формально смертной казнью не было, но практически из-за низкого развития медицины выжить человек мог лишь после сравнительно небольших ампутаций, и даже отсечение нескольких пальцев (например, за кражу) нередко приводило к мучительной смерти от сепсиса.
    • В 1663 году царь Алексей Михайлович Тишайший заменил смертную казнь для разбойников и воров отрубанием левой руки и обеих ног. В 1666 «по многочисленным просьбам» эту жесточайшую казнь заменили снова посажением на кол или повешением. Царь вернулся к идее в 1672 году, заменив залитие расплавленного свинца в горло для фальшивомонетчиков тем же отсечением левой руки и обеих ног. Исход был одинаково мучительным и смертельным, разве что казнь металлом была быстрее и гуманнее. Практику отменил лишь Пётр I.
  • Пыточная груша — вводилась в одно из отверстий тела, а затем начинала медленно раскрываться по мере того как крутили винт, в зависимости о того как далеко зашла пытка, всё могло закончиться смертью.
  • Блок — популярное в России XIX века наказание для конокрадов: преступника связывают и за руки-ноги поднимают веревковкой, продетой через блок, установленный, например, в перекладне ворот. Хребет преступника при этом выгибается вниз. А веревку отпускают, и он падает хребтом о землю. Процедуру повторяют раз за разом, азартно слушая, как ломается позвоночник. Выжить после этого можно, но нежелательно.
    • С фитильком, так как это было формой не судебного наказания, а самосуда.

Символическая казнь[править]

Вопреки утверждению в начале статьи, иногда казнью могло называться не только умерщвление, но и просто крайнее понижение в правах и социальном статусе, низвержение до «не человека». В таком случае непосредственно за вынесением смертного приговора следовали только юридические последствия и остракизм (само понижение в правах, разумеется, не способствовало крепкому здоровью и долгой жизни, но прямым убийством это все-же назвать нельзя).

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  • В средневековой Исландии высшей мерой наказания было объявление вне закона, после чего приговоренного мог попытаться убить любой желающий — на свой страх и риск, конечно. Тоже самое существовало в Древнем Риме.
  • По некоторым данным, в ряде средневековых городов заболевание проказой (которое традиционно считалось виной самого заболевшего) формально каралось смертью. Фактически прокажённых, как и везде, ссылали в лепрозорий — но перед этим магистрат официально выносил им смертный приговор, и их даже символически хоронили (отводили на кладбище и слегка присыпали землей — не с целью нанести повреждения, а просто как символ того, что они более не считаются живыми людьми).
  • Евреи-ашкенази (может быть, и другие субэтносы) читали похоронную молитву по человеку, который крестился или просто уходил из общины.
  • В Российской империи и др. странах в XVIII—XIX вв. существовало позорящее наказание под названием «гражданская казнь». Её обряд состоял в публичном унижении наказуемого с преломлением шпаги над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и пр.). Ему подверглись гетман Мазепа (заочно), Салтычиха, перешедший на сторону Пугачёва Михаил Шванвич (фамилию которого Пушкин позаимствовал для Швабрина из «Капитанской дочки»), декабристы, писатель Николай Чернышевский. Из заграничных случаев можно отметить Альфреда Дрейфуса.
    • В средние века, когда шпаг ещё не было, то вместо преломления шпаги раскалывали рыцарский щит с изображённым на нём дворянским гербом, а перед разбиванием снимали по частям рыцарское облачение включая и доспех, и рыцарский пояс, и рыцарские шпоры. А затем «казнимого» облив холодной водой, ещё и спускали вниз на виселице надев петлю не на шею, а пропустив под подмышками. После чего всех его потомков объявляли «подлыми вилланами».
  • Французский Гражданский Кодекс 1804 года, он же Кодекс Наполеона, он же прямой предок действующего ГК РФ, давит педаль в пол — гражданская смерть представляла собой полное лишение лица гражданской дееспособности и сохранялась до его смерти физической. Отменена в 1854 году.
    • С определенной степенью условности аналогами можно считать разного рода правоограничения (например, лишение водительских прав), вполне себе сохранившиеся вплоть до настоящего времени.

Образ палача в массовой культуре[править]

«

Шелка алого рубаха у ката,
И рукав ее по локоть закатан.

»
— А. Городницкий, «Соловки»

В древнем Риме в период ранней республики (а за пределами Рима — и гораздо дольше) роль палача часто исполняли ликторы. Собственно, регалией ликтора была фасция — связка розог, которые он имел право применить по назначению к любому, кто не оказывал положенных почестей магистрату. За пределами Рима розги увязывались вокруг обуха топора, указывая, что топор он тоже имеет право, если что, пустить в ход.

Позже в Европе ремесло палача считалось грязным: во многих городах им предписывалось селиться за чертой города, в трактирах для них была отдельная скамейка. Обычного горожанина за частые контакты с палачом могли подвергнуть остракизму: в общем, положение сродни «опущенным» в тюрьмах. В таких условиях палачи могли жениться только на дочерях палачей, а их дети не могли выбрать другое ремесло, разве что стать живодером или солдатом (этого не делали, так как ремесло палача хорошо оплачивалось). Так возникали целые династии. При этом судьи, выносившие смертные приговоры, считались уважаемыми людьми. Несмотря на статус неприкасаемого, к палачам обращались за помощью, как к знахарям и колдунам. В силу профессии многие из них разбирались в медицине не хуже обычных лекарей, а части тела казненных использовались в магии и алхимии.

На мусульманском Востоке, наоборот, палач был уважаемым лицом и одним их приближенных правителя. Более того: министр юстиции/внутренних дел официально именовался «Главный палач»!

В творчестве стереотипный образ палача обычно такой: лысый здоровяк, часто уродливый или немой. Носит черную или красную маску и не расстается с топором. Если действие происходит на Руси века до XVIII включительно, то палач будет здоровенным мужчиной с чёрной бородой, без маски, но в красной рубахе.

  • «Тысяча и одна ночь» — наряду с визирем Джафаром халифа сопровождает его палач Масрур.
  • А. Дюма:
    • «Три мушкетера» — лилльский палач, казнивший миледи.
    • «Двадцать лет спустя» — мушкетёры похитили палача, чтобы спасти от казни свергнутого короля Англии Карла I, но сын миледи Мордаунт вызвался его заменить.
    • «Королева Марго» — мэтр Кабош. Тема неприкасаемости, а также медицинских познаний, раскрыта.
  • О. Пётч, серия «Дочь палача».
  • В книге Александра Дейча «Гарри из Дюссельдорфа» рассказано, как юный Генрих Гейне познакомился с дочерью палача и хотел на ней жениться, когда вырастет. А пока что она рассказала ему немного подробностей о жизни палачей.
  • «Зеленая миля», книга Стивена Кинга и экранизация Фрэнка Дарабонта.
  • Данил Корецкий, «Привести в исполнение» — в романе описывается деятельность вроде бы вымышленной специальной группы МВД СССР «Финал» по исполнению высшей меры социальной защиты — смертной казни путем расстрела.

Знаменитые палачи[править]

  • Французская династия палачей — Сансоны. Исполняли обязанности в 1688–1847 гг.
    • Шарль Анри Сансон (1739–1806). Самый известный представитель династии. Знаменит следующим:
      • Участвовал в создании гильотины — входил в состав комиссии по оценке машины доктора Гийотена на правах эксперта. Кстати, есть мнение, что пианино с вертикально расположенной декой изобрёл палач-музыкант, вдохновившись конструкцией гильотины (действительно, все старинные клавесины-клавикорды-фортепьяны имели горизонтальную деку, как у современного рояля, унаследованную ещё от гуслей). Легенда не лишена оснований: Шарль Анри Сансон хорошо играл на клавесине, скрипке и виолончели. А изготавливал машину близкий друг Сансона, фортепьянный мастер Тобиас Шмидт.
      • Провел 2918 казней, в основном — во время Великой французской революции. Вот некоторые знаменитые личности, обезглавленные им: Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Дантон, Робеспьер, химик Лавуазье, вор Николя Пельтье (первая жертва гильотины), Шарлотта Корде (отвозя ее на эшафот, предостерегал её от толчков телеги и советовал сидеть не на краю, а посередине скамейки).
      • Известен исторический анекдот: Сансон, уже после своей отставки (1795 г.), встретил Наполеона Бонапарта, который спросил у него, может ли Шарль спокойно спать, казнив почти 3 тысячи человек. На что Сансон ответил императору: «Если короли, диктаторы и императоры спят спокойно, почему же не должен спокойно спать палач?»
      • Существуют две книги мемуаров Шарля Анри Сансона: первая вышла в 1830 г. (настоящий автор — О. де Бальзак), вторая — в 1862 г. (см. ниже).
    • Клеман Анри Сансон, внук Шарля Анри. Прославился тем, что был назначен на должность в сорок лет, а также тем, что однажды из-за безденежья (оплачивался труд сдельно, а в то время долго никого не казнили) заложил гильотину в ломбард. Как только он это сделал, сразу же получил работу — казнить осужденного. Попытка взять гильотину на время закончилась отказом хозяина ломбарда, и Клеман Анри был уволен. В 1862 году в Париже вышли шеститомные «Записки палача», редактором которых значился Клеман Анри Сансон. Предполагают, что они основаны на дневниках Шарля Анри Сансона и воспоминаниях самого Клемана Анри, которые записал, обработал и дофантазировал журналист д’Ольбрез, уплативший 30 тысяч франков за право указать в качестве автора последнего из Сансонов.
  • Фернан Мейсонье (1931–2008). Работал на гильотине во французском Алжире с 1947 г. Его отец Морис стал палачом из-за предоставляемых «выгод и благ»: право иметь боевое оружие, высокая зарплата, бесплатные поездки и налоговые льготы по содержанию пивной. Орудие своей мрачной работы — гильотину «модель 48» — Фернан хранил до конца жизни. В 1958 г. он был назначен первым помощником палача, проработав на кровавой должности до 1961 г. Пик казней пришелся на 1953–1957 гг. Тогда освободительное движение в Алжире дало палачам множество осужденных. Только за это время Мейсонье казнил более 200 повстанцев. Также знаменит авторством мемуаров «Речи палача».
  • Альберт Пирпойнт (1905–1992). Англичанин, работал на виселице. Прославился приведением в исполнение приговоров нацистским преступникам и изменникам Британии (в частности, садистке Ирме Грезе, коллаборационисту-пропагандисту Уильяму Джойсу и создателю британских формирований СС Джону Амери), а также убийце Джеймсу Инглису (весь процесс казни занял 7,5 секунд, и палач по-своему гордился этим результатом) и Рут Эллис (последняя казненная в Британии женщина, убившая своего любовника). Всего Пирпойнт провел 435 казней (хотя некоторые источники дают цифру в 600 и более). В 1956 году он ушел в отставку и занялся торговлей — еще задолго до этого палач на заработки от казней купил паб. В 1974 году вышла в свет его автобиография с кратким названием «Палач: Пирпойнт». Альберт Пирпойнт умер во сне в доме престарелых, пережив свою жену Энни на несколько лет.
    • Интересно, что сам палач высказывался за отмену смертной казни, так как в глазах преступников не видел страха смерти. А еще Альберт Пирпойнт отличался своеобразной религиозностью. «Он был довольно-таки верующим человеком. Свою работу он считал предназначением. Думаю, это помогало ему найти оправдание для того, что он делал», — рассказывает приятель палача Ян Хэнсон.
    • Про него есть художественный фильм «Последний палач» (2005 г.), где Пирпойнта сыграл Тимоти Сполл.
  • Джон Вудз (1911–1950). Американский палач, прославившийся как исполнитель смертных приговоров Нюрнбергского и Токийского трибуналов военным преступникам. В ночь на 16 октября 1946 года в спортзале нюрнбергской тюрьмы Джон Вудз вместе с солдатом-добровольцем Джозефом Малта привели в исполнение смертные приговоры Нюрнбергского трибунала. Ими были последовательно повешены следующие нацистские преступники: Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Йодль, Заукель, Штрайхер, Зейс-Инкварт, Франк, Фрик и Розенберг. А 23 декабря 1948 года в тюрьме Сугамо он повесил следующих японских военных преступников: Кэндзи Доихара, Сэйсиро Итагаки, Хэйтаро Кимура, Иванэ Мацуи, Акира Муто, Хидэки Тодзио, Коки Хирота. Умер палач от удара электротоком при попытке починить электросеть.
  • Антонина Макарова (1920–1979). Известна также под прозвищем «Тонька-пулеметчица». В 1941 г. попала в немецкий плен, будучи медсестрой РККА. Бежала из плена, попала на территорию Локотской республики и пошла на службу к немцам — стала палачом, расстреливала из пулемета «Максим». Её жертвами стали около 1500 человек, в основном члены семей партизан. Также работала в службе эскорт-услуг для немецких солдат и летом 1943 г. попала в госпиталь из-за сифилиса (коим её наградил некий немец или полицай). Пока она лечилась, Локоть был освобожден Красной Армией, а Макарова скрылась на территории Украины, потом — Польши и Германии. Используя украденный военный билет, устроилась медсестрой в советский госпиталь, где познакомилась с раненым солдатом по фамилии Гинзбург и вышла за него замуж, сменив фамилию. После войны супруги жили в белорусском Лепеле. Её настоящая фамилия стала известна, когда один из её братьев, проживавший в Тюмени, будучи сотрудником минобороны, заполнил в 1976 году анкету для выезда за границу. Потом Макарова-Гинзбург была арестована, опознана, осуждена и приговорена к расстрелу, став одной из трёх казненных в СССР женщин.
    • Говорят, первое время Гинзбург не мог поверить в предъявленные жене обвинения, хотел дойти до самого Брежнева. А когда узнал, в чём именно ее обвиняют, забрал двоих дочерей и уехал из Лепеля. Тут следы их семьи теряются.
  • Пражский палач Ян Мыдларж. Будучи студентом из хорошей семьи, влюбился в женщину, позже отравившую мужа и приговоренную к смерти. Пытаясь ее спасти (безуспешно), напросился в помощники к палачу, чем погубил свою репутацию и перечеркнул будущее: после такого он мог только идти в палачи. Известен тем, что в 1621 году за один день отрубил головы 24 предводителям восстания чешских сословий, затупив 4 меча, и повесил еще троих. Одним из казненных был ректор Пражского университета, ученый-медик Ян Есениус, ранее часто бравший у Мыдларжа трупы для опытов. По легенде, когда он пришел к палачу за очередным казненным, на стене шевельнулся меч, что означало, что пришедший сам будет казнен этим же мечом.
  • Другой чешский палач Карл Гусс (1761–1838), последний палач в Хебе. В юности мечтал стать священником, но, хотя на дворе был конец просвещенного XVIII в., его стремление вызвало ненависть соучеников и даже кантора: никто не хотел находиться рядом с сыном палача. Позже стал хранителем коллекции князя Меттерниха, да и сам был известным коллекционером.
  • Династия палачей Куизлей из баварского Шонгау. Знаменитыми стали благодаря своему потомку Оливеру Пётчу, автору серии исторических детективов «Дочь палача».
  • Франц Шмидт, палач, работавший на рубеже XVI–XVII веков в Бамберге и Нюрнберге. Прославился высочайшим искусством, милосердием (много раз просил городской совет заменить приговорённому мучительную казнь на более лёгкую — как правило, утопление на обезглавливание, — и ему, что характерно, не отказывали) и оставшимися после него подробными записками, в которых он дотошно разбирал каждую совершённую казнь.
  • Иоганн Райхарт, последний из династии немецких палачей, работавший во времена Веймарской республики и Третьего Рейха. В частности, казнил Софи и Ганса Шоллей и Кристофа Пробста, членов антифашистской группы «Белая роза». После войны работал на американцев и должен был казнить и нацистских преступников по итогам Нюрнбергского трибунала, однако незадолго до этого случайно узнал, что повесил двоих невиновных. Попал в больницу с нервным срывом и, выйдя из неё, немедленно уволился (но всё же обучил своего преемника Джона Вудза всем премудростям повешения и руководил сооружением эшафота). Позже стал категорическим противником смертной казни.
  • Джованни Баттиста Бугатти aka Мастро Титта (искажённое maestro di giustizia), палач Папской области в 1796–1865 гг. Умудрился «засветиться» в публицистике Диккенса, письмах Байрона и много раз — в стихах Джузеппе Белли. На одной из гравюр предлагает приговорённому последнюю понюшку табаку — он действительно имел такое обыкновение. Рубил головы до глубокой старости: в отставку он вышел только в 85 лет.

Проблема смертной казни[править]

Актуальна с начала эпохи Просвещения и формирования в политической и правовой мысли гуманистических учений о высшей ценности человеческой жизни.

Pro[править]

  • Содержание осужденного к пожизненному лишению свободы (которое наиболее часто предлагается как альтернатива СК) является более затратным нежели исполнение приговора.
  • Этично ли содержать осужднного к пожизненному лишению свободы за средства налогоплательщиков, в числе которых с высокой долей вероятности могут оказать родственники убитого/потерпевшего вследствие совершения особо тяжкого преступления против личности?
  • Достижение целей общей и частной превенции. Действительно, неотвратимость наказания за убийство в виде 8-11 лет лишения свободы (См: Корецкий Д. А., «Время невиноватых» // М.: 2003) вряд ли способна отвратить от совершения новых убийств. Масла в огонь подливает деятельность комиссий по помилованию. Так, с 1994 по 1999 годы в период руководства означенной комиссией писателя (!!!) В. Приставкина, из 300 обжалованных смертных приговоров пересмотром в пользу оправдания завершились 298.
  • Восстановление социальной справедливости. На сегодняшний день является одной из целей уголовного наказания, и разве можно достичь ее лучшим способом, чем воплотить в жизнь принцип талиона?
  • «Из тюрьмы можно сбежать. Из могилы — нет». «Вышка» полностью исключает возможность побега или случаев, когда тюрьма не сможет удержать заключенных — военные действия или глобальная катастрофа.
  • Некоторых (не так уж часто, но встречающихся) субъектов надо не наказывать, а просто отстреливать.

Contra[править]

  • Судейские ошибки, естественно! Часто в связи с этим аргументом любят вспоминать поиски Чикатило, хоть расстрелянный из-за него Кравченко сам в свое время не был казнен за аналогичное преступление лишь из-за возраста. [4] К тому же, не стоит забывать, что в уголовном процессе участвует не только судья, но и куча других людей: следователей, оперативников, прокуроров. Каждый из них может ошибиться, и их ошибки могут оказаться фатальными в буквальном смысле.
  • Человеку, которому все равно грозит смерть, терять нечего, и от него можно ожидать чего угодно, от отказа сотрудничать со следствием до массовой резни. В частности, из-за этого смертный приговор за изнасилование признали неэффективной мерой — преступнику ничего не стоит убить свою жертву.
    • В XVIII веке в Швеции детоубийство стало... Популярным способом эдакого "полицейского самоубийства": убить попавшегося под руку ребенка, получить вышку, раскаяться, попасть после смерти в рай. Опять же, руками квалифицированного специалиста по работе с топором. Даже думали отменять казнь за детоубийство, ибо не только не предотвращало, но и стимулировало.
  • Казнь может вызвать сочувствие к преступнику. Вспомните, как сегодня относятся к монархам, не пережившим революции в своих странах, а раньше — к казнённым тираноборцам. Да и тот же Кравченко из первого примера из-за смертного приговора превратился из реального насильника и детоубийцы в жертву системы.
  • Наличие смертной казни предполагает наличие палачей. Как вы поняли из этой статьи, попытки социализации таких людей сопряжены с большими трудностями, да и собственных психологических проблем никто не отменял.
  • Ничуть не улучшает моральный климат в стране. В конце концов, если в убийстве преступника нет ничего плохого, может быть лучше не давать ему шанс улизнуть из-за бюрократических проволочек, а совершить это без суда и следствия?
  • Казнь можно считать относительно гуманным средством наказания. Например, те, кого во времена СССР приговорили к казни, а затем заменили на пожизненный, считают нахождение в тюрьме пыткой и мечтают о смерти. Так что для особо отмороженных типов это вполне заслуженное наказание

Примечания[править]

  1. От смерти в результате удушения или сдавливания сонной артерии у человека расслабляются все мышцы, в том числе и те, что отвечают за анус и мочевой пузырь. Обоссавшийся и обосравшийся труп — это совершенно не то, чем хотел закончить свою жизнь уважаемый человек.
  2. Ну как сказать — гарантировал… От палача здесь зависело едва ли не больше, чем при других способах казни. Даже у самых опытных палачей не всегда получалось казнить с одного удара: меч или топор наточен недостаточно хорошо, приговорённый дёрнулся, под лезвие попали плохо состриженные волосы, просто дрогнула рука — и тогда казнь превращалась в резню. Случалось такое не так уж и редко: достаточно вспомнить пример графини Маргарет Поул, Томаса Кромвеля или Марии Стюарт. А палач Джек Кетч и вовсе казнил так всех своих жертв — намеренно. Собственно, изобретение гильотины, а ранее — других машин для обезглавливания, и было попыткой свести «человеческий фактор» к минимуму, однако пример Мари Жозефа Шалье, казнённого в Лионе в 1793 году далеко не с первой попытки, показывает, что если у палача руки растут не из плеч, гильотина ничего не гарантирует.
  3. Важное уточнение: лёгкость гарантируется при полной исправности механизма и соблюдении многочисленных тонкостей процесса, что само по себе подразумевает некоторую квалификацию палача и его помощников — особенно так называемого «фотографа», который следит за положением тела и головы приговорённого и при необходимости корректирует его.
  4. Существует и точка зрения, что Кравченко действительно был виновен в убийстве Лены Закотновой, за которое его расстреляли, а на Чикатило его повесил следователь ради самопиара. Кстати, Верховный суд приговор Чикатило за это убийство (и за 8 других) отменил за недоказанностью.