Хэппи-энд

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Ну что ты, мой друг! Книги обязаны хорошо кончаться. »
— Джон Рональд Руэл Толкин Властелин Колец
« Всё было хорошо. »
— Финальная фраза саги о Гарри Поттере

Всё закончилось хорошо. Враги повержены. Армии добра закидываются пирожными и цветами. Силач не умер — он поправится. Главный Гад замочен наглухо и больше не появится в сиквелах. Герой и героиня целуются под занавес. Всё закончилось хорошо. Это хэппи-энд. К нему может привести как логика повествования, так и Deus ex machina или авторский произвол.

Как правило, большинство фильмов категории Б и детских мультфильмов заканчивается именно хэппи-эндом. При этом хэппи-энды в настоящее время уже настолько приелись, что очередной хэппи-энд в конце произведения может быть воспринят как слитая концовка и вызвать бурю негодования. Хотя авторское мастерство творит чудеса, и красиво ошарашить читателя или зрителя, совершенно неожиданно связав разрозненные на первый взгляд обстоятельства в Идеальный Конец, никто не запрещает, коли кишка не тонка. И ружей поразвесить придётся, и вот-это-поворотов накрутить, и одним высоким полуднем не отделаться, да и эвкатастрофа такой хитросложносочинённой структуры растянется на немалый гранд-финал. Короче, непростое это дело стало — одним «добро победило, ура» уже не отделаться, хэппи-энд нужно заслужить. А можно и подкинуть какую-нибудь леденящую струю, как в «Сказке странствий» — у героев-то всё отлично без натяжек и высоких цен, и даже умерший товарищ снова с ними… какой-какой?.. аааааАААААААААА!

Противотроп — несчастливый конец.

Связанный троп — Хэппи-энд в адаптации.

Примеры[править]

« Многие люди обожают кривить губки, говоря слова "хэппи-энд". Эти люди идиоты. Счастливый финал рассказываемой истории - один из краеугольных камней искусства, создаваемого для людей. Человек заслуживает права испытать облегчение, успокоение. И именно этого, кажется, многие русские творцы не понимают - или не хотят понимать. »
— https://streetoffire.livejournal.com/9775.html

Мифология и фольклор[править]

Обычное дело в сказках, чаще всего выражается словами: «И жили они долго и счастливо». Иногда ещё устраивают пир на весь мир.

Театр[править]

Хотя в целом для театра как для вида искусства счастливое завершение сюжетов крайне нехарактерно, есть один жанр, для которого хэппи-энд — дело чуть ли не обязательное. Это оперетта. В оперетте действие просто не может закончиться печально: герои непременно найдут своё счастье, свадьба будет сыграна, наследство — получено, интриганы — посрамлены. Даже её наследник мюзикл может быть мрачен, но оперетта остаётся квинтэссенцией всеобщей радости и веселья.

  • Однако исключения все же бывают, самое известное — «Страна улыбок» Франца Легара. Конечно, конец там несчастливый тоже по меркам оперетты (никто не умер и т. п. — возлюбленные просто решили, что им лучше расстаться), но все же.

Литература[править]

  • Дж. Р. Р. Толкин в своём эссе «О волшебных сказках» настаивал на обязательности хэппи-энда в сказках, даже если он слабо обусловлен логикой повествования — иначе, по его мнению, не достичь катарсиса, обязательного для этой литературы. Сам он для этого не гнушался прибегнуть даже ко вмешательству бога из машины (его знаменитые орлы, приходящие на помощь в нужный момент).

Кино[править]

Собственно, традиция обязательного хэппи-энда в кино восходит ко временам Великой депрессии в США, когда зритель приходил в кинотеатр, чтобы отвлечься от атмосферы всеобщей подавленности, господствовавшей тогда в обществе, и художественные фильмы призваны были дарить ему ощущение, что хоть где-то у кого-то всё хорошо.

Со временем счастливые окончания потихоньку приелись, и продвинутые режиссёры мало-помалу начали отказываться от хэппи-эндов. Альфред Хичкок говорил: «В некоторых случаях счастливый конец вовсе не обязателен. Если удаётся всерьёз захватить внимание публики, она согласится с любым финалом. Если фильм достаточно занимателен, люди примут и несчастливое завершение событий».

Особо выдающиеся примеры:

  • «В шесть часов вечера после войны» — встреча главных героев в назначенное время была показана зрителям в 1944 году, когда реальное окончание Войны ещё только виднелось где-то далеко на горизонте.

Телесериалы[править]

  • «Чёрное зеркало», серия «Сан-Джуниперо». Утопический хэппи-энд, где главные герои счастливы, и технологии им подарили вечную молодость, свободу и любовь. Так как хэппи-энды, мягко говоря, сериалу не свойственны, серия вызвала бурю негодования у части фэндома.
    • Это они серию «Рейчел, Джек и Эшли Вторая» ещё не видели…

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • Большинство мультсериалов оканчиваются хорошо по элементарной причине — необходимость в следующих сериях. Допустим, если главного героя неожиданно кокнут злодеи, и он не сможет чудом возродиться, то мультсериал либо просто закончится на печальной ноте, либо продолжится, но, например, с новым гг вместо старого. Зрители возмутятся, и доход от проекта резко спадёт. Разумеется, всё это касается именно мультсериалов, направленных на молодую (особенно детскую) аудиторию, без центральной истории, где серии не сильно связаны между собой сюжетно, или совсем не связаны. В таких проектах главный герой может хоть все серии подряд быть под риском смерти, но вероятность получения НЕ хэппи-энда будет всё равно нулевая. Такое в большинстве мультсериалов. В принципе, получение НЕ хэппи-энда может быть связанно с второстепенными персонажами (с девушкой гг, другом гг, эпизодическим персонажем и прочих), чтобы разбавить истории грустинкой, не трогая главных героев. Но даже такие примеры не так часто встречаются. Их перечислить намного легче, чем все хэппи-энды в мультсериалах.
  • Все сезоны Winx Club как яркий пример постоянных хэппи-эндов полноценных историй. Разве что 4-тый сезон немного отличился неожиданной смертью одного положительного персонажа под конец.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 переполнен гримдарком и безысходностью, так что даже хороший плохой конец является редкостью. Однако история орочьего босса Клыкана Демонобоя вполне тянет на сабж. Означенный орк во время варп-прыжка столкнулся с демоническим вторжением и битва с отродьями Варпа ему так понравилась, что он уже осознанно отправился в Око Ужаса. «Весёлая прогулка» по демоническим мирам закончилась на одной из планет Кровавого Бога Кхорна, где ВААААГХ Клыкана таки был уничтожен в полном составе. Но Кхорну так понравилось устроенное орками мочилово, что он решил повторить это «на бис», а там и вовсе перенёс Клыкана сотоварищи в свою Медную Цитадель. А так как орки любят побоища ничуть не меньше Кровавого Бога, то что же может быть для них лучше вечной войны? Клыкан определённо попал в орочий воинский рай, хоть и вряд ли на такое рассчитывал.

Видеоигры[править]

  • Как правило, счастливые концовки в видеоиграх нужны для того, чтобы поздравить игрока с прохождением игры. Желательно, чтобы концовку подали правильно, а не в стиле Ghosts’N Goblins. Исключения есть, особенно в играх-ужастиках.
    • Кроме того, в играх с возможностью нелинейного прохождения существуют, как правило, несколько концовок. Обычно это несколько плохих концовок и одна счастливая, золотая.
  • Grand Theft Auto:
    • Grand Theft Auto: Vice City: Томми Верчетти не только стал самой авторитетной преступной фигурой в Вайс-сити, но и дал пинка Сонни Форелли и Лэнсу Вэнсу.
    • Grand Theft Auto: San Andreas: Свит освобождён из тюрьмы, банда Гроув-Стрит восстановилась, банда Баллас и Вагосы были ослаблены, предатели наказаны, Тенпенни получил своё, Карл нашёл новых друзей, а банда — союзников, Цезарь и Кендл скоро поженятся. Всё идёт хорошо.
    • Grand Theft Auto IV: The Ballad of Gay Tony: все недруги, которые хотели смерти Тони, мертвы, а бизнес продолжает расцветать.
    • Grand Theft Auto V: собственно концовка «Спасти обоих», в которой все герои выживают и решают свои проблемы.
  • Внезапно, Dark Souls 2 — главный герой в конечном итоге таки совершает невозможное в каноничных частях и полноценно побеждает проклятье нежити.
  • The Longest journey, пополам со слитой концовкой: пришёл бог из машины, и все конфликты разрешились.
  • Detroit: Become Human — получить его довольно тяжеловато, однако Маркус способен одержать победу, даже не начав войну и устроив мирные протесты (а также параллельно завести с Норт роман), Коннор может стать для Хэнка настоящим другом и окончательно перейти на сторону девиантов, а Кэра, Алиса и Лютер смогут перебраться в Канаду и наконец-то тихо зажить одной семьей.
  • Ведьмак 3: Дикая охота — дополнение «Кровь и вино», независимо от развязки сюжета самого дополнения, заканчивает историю Геральта (теперь уже совсем) именно что хэппи-эндом. Геральт получает виллу в Туссенте, земельный надел и к нему переезжает Трисс либо Йенифер. Даже если Геральт ранее потерял их обоих, к нему в гости будет наведываться Цири. В крайнем случае его будет навещать Лютик. При определенном стечении обстоятельств, можно даже получить намеки, что Геральт вылечился от бесплодия!
  • Dead space 2 — наконец победивший своих тараканов Айзек, насильно отправляет Элли подальше от станции, останавливает «Схождение» Обелиска и прекращает творившуюся всю игру вакханалию мертвой плоти. И собирается молча умереть в одиночестве под рушащейся крышей. После чего внезапно возвращается Элли и его спасает.
  • Fire Emblem Fates — ветка судьбы «Отказаться выбрать сторону» (Доступно если у вас есть DLC Revelation) заканчивается именно хеппи-эндом. При чём на фоне концовок сражения на стороне Хошидо или Нор, конец Revelation — чистый хеппи-энд. Два королевства, которые враждовали теперь будут вместе существовать, ГГ становится королём\королевой Валла, Ананкос побеждён и больше не беспокоит мир и даже Азура жива остаётся.

Визуальные романы[править]

  • Cartagra — концовка Хацуне вообще единственный полноценный счастливый конец в игре, который не оставляет горького послевкусия.