Авторский произвол

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Мы поняли, что если Империи так нужны наши навыки, лучше мы будем служить вам и восстанию. »
— Star Wars: Rebels, 4 сезон (4 серия)

То есть, что значит «авторский произвол»? Разве автор не царь и бог в своём собственном произведении? Разве всё оно не является продуктом авторского произвола?

А вот нет. Всё, да не всё. Существуют неписаные конвенции и законы, нарушение которых приводит к тому, что произведение попросту рушится. Например:

  • Нельзя на ходу менять жанр. Например, начинать книгу как детектив, а потом забыть о линии расследования и продолжить как любовный роман. Хотя вполне законна деконструкция жанра и слияние жанров (детектив с элементами любовного романа, фантастический детектив, любовный роман в фантастическом сеттинге).
  • Нельзя разрушать жанровую конвенцию (если только ты не занимаешься деконструкцией жанра) — например, в любовном романе герой и героиня не могут погибнуть, а в реалистическом произведении невозможно чудесное воскрешение; в детективе нельзя утаивать от читателя улики или подбрасывать их сыщику «случайно».
  • Нельзя нарушать логику повествования: между событиями должна существовать причинно-следственная связь (если вы не работаете в стилистике абсурдизма).
  • Нельзя нарушать законы тобой же созданного мира. Мира, созданного кем-то другим — тоже нежелательно.
  • Ну и конечно же, заигрывание с изменившейся коньюнктурой. Когда через много лет после выхода удачного произведения во время интервью внезапно выясняется, что крутой ганфайтер терпеть не может оружие, а протагонист, которого играет белый мальчик, на самом деле — переодетая девочка-негритянка — всё это автору популярности не добавит.
    • Из этой же оперы — одобрение и поддержка автором явно неудачных экранизаций, новеллизаций (или, хуже того — ремейков), вызванная ничем иным как честным выполнением условий контракта на рекламу, который хитрые дельцы заключили с автором.

Когда произведение нарушает жанровые конвенции, можно говорить об авторском произволе. Обычно авторским произволом отмечены произведения неопытных авторов — но нередки случаи, когда команда сценаристов затянувшегося сериала, истощив всю фантазию и исчерпав все возможные логичные и законные методы, прибегают к авторскому произволу. Нередко этим грешат мангаки, подзатянувшие серию.

Самые распространённые разновидности авторского произвола[править]

Примеры[править]

  • Убийство Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» — авторы кидали жребий, убить его или пощадить. Воскрешение в «Золотом телёнке» этого популярного персонажа выглядит более логичным. Ему перерезали горло бритвой, но Киса — неумелый убийца, а соседи через тоненькие стенки общежития слышали хрип раненого Остапа.
  • Серия Risen: первая часть, по сути, как «Готика» — средневековье, мечи, магия, но вторая часть — это уже XVIII век с огнестрелом, пиратами, без доспехов, а магия только вуду и только у дикарей. В качестве обоснуя здесь заявлено, что магов повыгоняли после событий первой части, а некий мастер Годин такой гений, что наделал огнестрела на весь уцелевший мир, звучит не очень убедительно (справедливости ради, ещё в «Готике» на кораблях и на берегах были пушки). Впрочем, это ещё не всё: некоторые персонажи, что остались с первой части (включая протагониста), внезапно очень сильно изменили внешность, и это не объяснить никаким прогрессом. Третья же часть пытается это всё связать воедино.
  • Оживление жертв Армагеддона в романе Терри Пратчетта и Нила Геймана «Благие предзнаменования». Авторы сами усмехаются над этим в сносках.
  • «Возвращение мушкетёров» Г. Юнгвальд-Хилькевича. Снова воскрешение людей! Данный авторский произвол не выдерживает никакой критики — оживление мёртвых произошло с помощью божественного вмешательства, и это в историческом-то фильме!
  • Убийство Каватаро в фильме «Принц Суши едет в Нью-Йорк». Каватаро, чёрт возьми! Второй по значимости персонаж, который на протяжении 8 серий всюду таскался рядом с главным героем и фактически вытягивал весь проект, нежданно, неуместно и даже не смешно погибает в самой середине фильма. Который, на минуточку, комедия. До этого все важные вопросы решались смехотворно — путём кулинарного поединка, но после того, как в кадре пролилась настоящая кровь, смеяться как-то уже не особо хочется, и всё, что должно было веселить, начинает казаться нелепым.
  • Криптонит — слабость Супермена, но в фильме «Возвращение Супермена» Супермен поднял на орбиту целый остров из криптонита!
  • Мультфильм «Город героев» позиционируется как научно достоверный, но кренделя, которые выделывает автомобиль по дороге, спасаясь от антагониста, иначе как авторским произволом не назовёшь.
  • «Касл» — «Тройной убийца», маньяк, проявляющийся в нескольких сериях, больше похож на суперзлодея, неизвестным образом вылезшего из комиксов. Он и бесцельный маньяк, и хакер, и улик не оставляет, и оставленные подчистую ликвидирует, и на двадцать ходов вперёд всё продумывает, и денег у него завались непонятно откуда, и тонны документов из ментовки вывозит у всех на глазах, и подставные клиники создаёт одним пальцем и им же их сворачивает, и пули его не берут, и с моста падает без вреда для жизни. В общем, возможно, кто-то хотел достойного противника героев, но получился откровенный читер, от которого сюжет мгновенно теряет интерес.
  • До него был пелант из «Костей».
  • Avengers Assemble, 2 сезон 3 серия. Локи составляет хитрый план и заманивает Тора и Халка в мир Хелы, чтобы она оставила сильнейшего бойца у себя навсегда. Чуть позже Халк и Тор провоцируют Локи на схватку и после первого же удара признают своё поражение, а Локи громко называет себя сильнейшим (наверное, чтобы у Хелы отпали малейшие сомнения).
  • Цикл «Сварог» А. Бушкова начинался как приключенческое фэнтези, но в поздних книгах выродился в описание рабочих будней спецслужбистов.
    • Но тут это происходит постепенно, и автор периодически подсвечивает, что время приключений осталось «в юности», а теперь надо заниматься государственными делами.
  • Пьеса Гарри Поттер и Проклятое Дитя — Яркий пример конъюктурного пересмотра. Единственная проблема данного фанфика в том, что Джоан Роулинг признала его каноном. Остальные проблемы, вроде разорванного в клочья канона по множеству вещей, являются именно следствием этого, так как противоречат тому, что было сказано в ранних книгах. По мнению автора правки пьеса разрешает читателям задавать очень неудобные вопросы, которые ранее, у Роулинг, не поднимались, а значит не было опорной точки для их обсуждения.
  • Анджей Сапковский раскритиковал игры по вселенной Ведьмака якобы на неканоничность, несмотря на то, что они максимально бережно передают лор и атмосферу мира, но расхвалил и назвал каноничным хтонически ужасный сериал, хотя поделка от Нетфликс, по хорошему, вообще не имеет отношения к романам. А причина проста — права на создания игр пан Анджей продал за бесценок и не получает дохода от них, а вот создатели сериала платят ему процент от проката.
    • И, говорят, прописали, что платить перестанут и выплаченное конфискуют, если будет хаять.
  • Family Guy, у нас более известный как Гриффины — Сету МакФарлейну сериал надоел давно и основательно, но тот по-прежнему пользуется безответной любовью фанатов, потому Сет не стесняется в выборе методов угробления своего постылого детища…
  • Стивен Кинг радостно воспел прямо скажем неудачную экранизацию своего Opus Magnum - "Темной башни", в том числе и чернокожего Роланда в исполнении Идриса Эльбы, хотя до того многократно говорил, что Стрелок списан с Клинта Иствуда.

Безусловно положительные примеры[править]

  • В серии «Автостопом по Галактике» сюжет целенаправленно развивается по принципу «в любой момент может случиться всё, что угодно».
  • Kateikyoushi Hitman Reborn! — Первые несколько десятков глав эта манга — не лучший образчик «юмористической манги про школу». А затем ВНЕЗАПНО превращается в отличную боевую сёнен-мангу.
  • Антон Орлов — НФ-сеттинг цикла «Тина Хэдис» заменяется фэнтезийным с теми же действующими лицами в «Сонхийском цикле». Внутри каждого из циклов также есть примеры авторского произвола, но до чего ведь интересно и увлекательно выходит!