Зло в промышленных масштабах: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показано 6 промежуточных версий 5 участников)
Строка 4: Строка 4:
Зло в промышленных масштабах может быть по-настоящему пугающим. Одно дело — старый добрый Темный Властелин, его можно убить мечом или заклинанием, уничтожить его жизненный артефакт, разрушить замок… но что ты сделаешь с государством-Левиафаном, с пирамидой производства и потребления, с массовой промывкой мозгов? Толпа с вилами тут не справится!
Зло в промышленных масштабах может быть по-настоящему пугающим. Одно дело — старый добрый Темный Властелин, его можно убить мечом или заклинанием, уничтожить его жизненный артефакт, разрушить замок… но что ты сделаешь с государством-Левиафаном, с пирамидой производства и потребления, с массовой промывкой мозгов? Толпа с вилами тут не справится!


Зло в промышленных масштабах характерно для таких жанров, как [[Антиутопия]], [[киберпанк]], [[стимпанк]], [[постапокалипсис]]. Но первые примеры такого зла в искусстве подарили нам направления [[Реализм]] и [[Натурализм]]. Да, то, что «Жерминаль» или «Оливер Твист» списаны во многом с натуры — дополнительное [[топливо ночного кошмара]]. Впрочем, с тех времен человечество достигло новых глубин ада, еще живы люди, помнящие Освенцим, Бухенвальд и другие лагеря нацистов, живы споры о принадлежности к этому ГУЛага, британцы с трудом признают своё авторство этого метода в Южной Африке (потому что по сравнению с нацистами это имеет вид невинной детской игры в крысу [[Остап Бендер|©]]), а камбоджийцы не скоро разгребут последствия правления Пол Пота. Хотя как раз Пол Пота трудно назвать промышленником: он был ненавистником пролетариата и фанатом крестьянства, и массовые казни при его правлении осуществлялись на полях мотыгами — потому что этот сказочный долб..б разогнал и развалил все патронные заводы, а те немногие патроны, что ещё оставались в стране, берегли как зеницу ока для войны с вьетнамцами. В общем, фантасту нынче трудно измыслить пакость, которой не было бы в реальности.
Зло в промышленных масштабах характерно для таких жанров, как [[Антиутопия]], [[киберпанк]], [[стимпанк]], [[постапокалипсис]]. Но первые примеры такого зла в искусстве подарили нам направления [[Реализм]] и [[Натурализм]]. Да, то, что «Жерминаль» или «Оливер Твист» списаны во многом с натуры — дополнительное [[топливо ночного кошмара]]. Впрочем, с тех времен человечество достигло новых глубин ада, еще живы люди, помнящие Освенцим, и камбоджийцы не скоро разгребут последствия правления Пол Пота <ref>Хотя Пол Пота трудно назвать промышленником: этот ревизионист был ненавистником пролетариата и фанатом крестьянства, и массовые казни при его правлении осуществлялись на полях мотыгами — потому что этот сказочный долболоб разогнал и развалил к хреням все патронные заводы, а те немногие патроны, что ещё оставались в стране, берегли как зеницу ока для войны с вьетнамцами.</ref>… В общем, фантасту нынче трудно измыслить пакость, которой не было бы в реальности.  


Что дает нам применение зла в промышленных масштабах как художественного приема? Во-первых, более глубокий контакт с аудиторией, которая сама живет в индустриальую и постиндустриальную эпоху. Прихотливого потребителя уже не так легко напугать черной рукой из-под подушки, но что такое бесчувственная государственная машина и на что она способна — [[страхи взрослого человека|более-менее понимают все]].
Что дает нам применение зла в промышленных масштабах как художественного приема? Во-первых, более глубокий контакт с аудиторией, которая сама живет в индустриальую и постиндустриальную эпоху. Прихотливого потребителя уже не так легко напугать черной рукой из-под подушки, но что такое бесчувственная государственная машина и на что она способна — [[страхи взрослого человека|более-менее понимают все]].
Строка 13: Строка 13:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Евгений Замятин, «[[Мы]]» — люди низведены до состояния биороботов. Или, с их точки зрения, до оного состояния возвышены. Протагонист с гордостью отмечает, как слажены движения всех его коллег, даже при приеме пищи, и как никто даже на секунду не сбился с ритма, когда из-за несчастного случая на производстве разом погибло 15 человек. В финале трансформация доводится до своего логического итога, «нумерам» буквально выжигают способность к воображению, и обработанный таким образом протагонист безучастно смотрят, как пытают некогда любимую им женщину.
* «[[Мы]]» Евгения Замятина — педаль в пол: все общественные институты в Едином Государстве являются заводами — в том числе, там присутствуют Детско-воспитательный<ref>Вы будете смеяться, но советская эпоха подарила миру такое WTF-название учреждения, как «детский комбинат», означающее… что бы вы думали? Комбинацию детского садика с яслями.</ref> и Музыкальный заводы.
* Олдос Хаксли, «[[О дивный новый мир]]» — тоже много чего и со вкусом: автор прямым текстом винит во всех несчастьях людей будущего создателя конвейера, Генри Форда. И да, тут люди сами помогают превращать себя в недочеловеков, причем абсолютно добровольно и фактически не подвергаясь манипуляциям.
* Ллойд Биггл-младший «Музыкодел» и «Какая прекрасная школа!» — в промышленных масштабах тиражируется антикультура и антиобразование соответственно.
* «[[1984]]» — педаль всё там же: тут уже десятилетия всё человечество подвергается промывке мозгов и многому другому.
* «[[1984]]» — педаль всё там же: тут уже десятилетия всё человечество подвергается промывке мозгов и многому другому.
* Федор Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучельномеханический комбинат Почётного Ростовщика Республики.
* [[Сага о ведьмаке]] — Сапковский подчеркивает бесчеловечную сущность Нильфгаардской империи, описывая войну глазами Пэтера Эвертсена, главного завхоза имперских армий, для которого разоренные города, трупы и захваченные рабы — это прежде всего логистика.
* Владислав [[крапивинские мальчики|Крапивин]], «Голубятня на желтой поляне» — Те, которые велят. Обычно их упорно стараются не замечать и не говорить о них, официально их нет и даже в случае конфликтов наказывают как раз борцов с ними — «те, которые велят» совершенно обыденно творят взрывы (точнее — потворствуют всяким взрывам: бомб, человеческого горя, общества) и насылают «нашествия» ради высшей цели претворения мыслящей Галактики. А ещё у них есть заводы для создания искусственных тел.
* Цикл «Древний» Сергея Тармашева — Межпланетная Корпорация президента Аугусто{{spoiler| он же Арториус Мудрый.}} Именно корпорационное государство с промывкой мозгов и прочими «прелестями жизни».
* «[[Сага о ведьмаке]]» — Сапковский подчеркивает бесчеловечную сущность Нильфгаардской империи, описывая войну глазами Пэтера Эвертсена, главного завхоза имперских армий, для которого разоренные города, трупы и захваченные рабы — это прежде всего логистика.
* Федор Кнорре «Капитан Крокус» — Чучельномеханический комбинат Почётного Ростовщика Республики.
** Басня получилась явно неудачной. Для любого высокопоставленного армейского завхоза всё это будет логистикой, иначе просто невозможно работать. Сущность государства, которому этот завхоз служит, не имеет никакого значения.
* «Черное Солнце» Г. Макнилла — Демонкулаба и сопутствующие ей «производства» для создания новых космодесантников-предателей из легиона Железных Воинов.
*** Потому что никакой басни не было - обе стороны там абсолютно одинаковы, на фоне нордлингов нильфгаардцы выглядят ещё нормально по большей части.
* «[[О дивный новый мир]]» Олдоса Хаксли — тоже много чего и со вкусом: автор прямым текстом винит во всех несчастьях людей будущего создателя конвейера, Генри Форда. И да, тут люди сами помогают превращать себя в недочеловеков, причем абсолютно добровольно и фактически не подвергаясь манипуляциям.
* Ллойд Биггл-младший, «Музыкодел» и «Какая прекрасная школа!» — [[Серо-серая мораль|не так что совсем уж зло]], но зато, несомненно, в промышленных масштабах.
* «Сокрушение несокрушимых» Эдуарда Скобелева — Международная Океаническая Лаборатория командора Сэтэна.
** Во втором рассказе эти горе-учителя породилипоколение невежд. К чему приводит такое недообразование в (пост)индустриальную эпоху, может догадаться каждый.
* «Мерзейшая мощь» Клайва Льюиса — ГНИИЛИ.
* Сергей Тармашев, цикл «Древний» — Межпланетная Корпорация президента Аугусто{{spoiler| он же Арториус Мудрый.}} Именно корпорационное государство с промывкой мозгов и прочими «прелестями жизни».
* Владислав Крапивин, «Голубятня на желтой поляне» — Те, которые велят. Обычно их упорно стараются не замечать и не говорить о них, официально их нет и даже в случае конфликтов наказывают как раз борцов с ними — «те, которые велят» совершенно обыденно творят взрывы (точнее — потворствуют всяким взрывам: бомб, человеческого горя, общества) и насылают «нашествия» ради высшей цели претворения мыслящей Галактики. А ещё у них есть заводы для создания исскуственных тел.
* Г. Макнилл, «Чёрное Солнце» — Демонкулаба и сопутствующие ей «производства» для создания новых космодесантников-предателей из легиона Железных Воинов.
* [[Метавселенная Рудазова]] — расположенная в Аду фабрика невкусных сладостей. Смысл её работы в том, чтобы дети разочаровывались в праздниках.
* Эдуард Скобелев, «Сокрушение несокрушимых» — Международная Океаническая Лаборатория командора Сэтэна.
* [[Комбинат (роман)]] [[Юрий Нестеренко|Юрия Нестеренко]] ― собственно сам комбинат. {{spoiler|Его продукция ― человеческие жертвоприношения, за счет которых [[Гулаги и рабы|высшие силы превращают запустивший комбинат Советский Союз в сверхдержаву]].}}
* Клайв Льюис, «Мерзейшая мощь» — ГНИИЛИ.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[Jupiter Ascending]] — космические негодяи делают из людей эликсир бессмертия, уничтожая целые планеты.
* [[Jupiter Ascending]] — космические негодяи делают из людей эликсир бессмертия, уничтожая целые планеты.
* «[[Cabin in the Woods|Хижина в лесах]]» — кормежка древних богов дело серьёзное, его нельзя пускать на самотек и отдавать в руки всякой там самодеятельности с алтарями и костяными ножами. Оно требует ответственного научного подхода и индустриальных мощностей.
* [[Cabin in the Woods|Хижина в лесах]] — кормежка древних богов дело серьёзное, его нельзя пускать на самотек и отдавать в руки всякой там самодеятельности с алтарями и костяными ножами. Оно требует ответственного научного подхода и индустриальных мощностей.
* [[The Matrix]] — тоже [[педаль в пол]]: все человечество превращено в гигантский электрогенератор.
* [[The Matrix]] — тоже [[педаль в пол]]: все человечество превращено в гигантский электрогенератор.
** И-и-и? Машины сохраняют человеков, превративших поверхность сраной Земляшки в ядерное пепелище и запиливают для них целый виртуальный мир (вместо того чтобы их просто лоботомировать)? Кокококошмар, ужасный ужас, адъ и  Израиль!
* В продолжении темы романов-антиутопий «Бразилия» (англ. Brazil, 1985). Общество, в котором бюрократия победила здравый смысл.
* В продолжении темы антиутопий — «Бразилия» (Brazil, 1985). Общество, в котором бюрократия победила здравый смысл.
* [[Ready Player One|«Первому игроку приготовиться»]] — [[Преступная корпорация|корпорация IOI]] и её долговые центры, где влезших в долги перед корпорацией заставляют фармить для неё голду в местной ММОРПГ. Когда жертв долговых центров загоняют в воссозданный в виртуальности [[Стивен Кинг|отель «Оверлук»]], и зритель видит их ужас, становится слегка не по себе.
* [[Ready Player One|«Первому игроку приготовиться»]] — [[Преступная корпорация|корпорация IOI]] и её долговые центры, где влезших в долги перед корпорацией заставляют фармить для неё голду в местной ММОРПГ. Когда жертв долговых центров загоняют в воссозданный в виртуальности [[Стивен Кинг|отель «Оверлук»]], и зритель видит их ужас, становится слегка не по себе.
* [[Pink Floyd|The Wall]]: многократно и с разных сторон. Тут и школа, превращающая детей в болванов, которых скармливают гигантской мясорубке (The Happiest Days of Our Lives/Another Brick in the Wall, Part 2); тут и шоу-бизнес, которому плевать, что у вас тяжёлая депрессия и вы не можете пошевелить пальцем — всего один маленький укольчик, и вы снова на сцене, ведь шоу должно продолжаться (Comfortably Numb/The Show Must Go On); тут и сам главный герой, ведущий легионы «скрещенных молотков» чтобы очистить улицы от разного сброда и вернуть Британии её былое величие (Run Like Hell/Waiting for the Worms).
* «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик и Крысиный Король]]» — [[крысолюди]]-[[нацист]]ы массово [[Убитая игрушка|уничтожают игрушки]], сжигая в печах. Причём игрушки эти, по законам данного волшебного мира, живые или, по крайней мере, были таковыми.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* [[Buffy the Vampire Slayer|«Баффи»]]: серия «Желание»: в альтернативном мире, где вампир Мастер остался жив и захватил Саннидейл, он организовал конвейер для «машинного доения» крови из людей.
* [[Buffy_the_Vampire_Slayer|«Баффи»]]: серия «Желание»: в альтернативном мире, где вампир Мастер остался жив и захватил Саннидейл, он организовал конвейер для «машинного доения» крови из людей.
** В третьем сезоне — фабрика демонов, похищающих подростков из нашего измерения, заставляющих их работать до старости и выбрасывающих обратно — в то время, как в нашем мире проходит всего один день.
** В третьем сезоне — фабрика демонов, похищающих подростков из нашего измерения, заставляющих их работать до старости и выбрасывающих обратно — в то время, как в нашем мире проходит всего один день.
* [[Lexx]]: «Суд» на Кластере представляет собой конвейер, на котором людей бесконечным потоком за малейшие прегрешения расчленяют и скармливают титульному мега-кораблю под монотонный бубнёж голограмм, изображающих судей.
* [[Lexx]]: "Суд" на Кластере представляет собой конвейер, на котором людей бесконечным потоком за малейшие прегрешения расчленяют и скармливают титульному мега-кораблю под монотонный бубнёж голограмм, изображающих судей.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* A Soldier’s Story («История солдата»): дом чёрта похож на какую-то футуризированную фабрику…
* A Soldier's Story («История солдата»): дом чёрта похож на какую-то футуризированную фабрику...
* Robots (2005) — главзлодей, перехвативший себе в руки управление мегакорпорацией, которая раньше поставляла роботам новые запчасти, решает вообще отказаться от мелкой торговли. Теперь — только полная замена корпуса, и только у нас! А кому такое не по карману — пусть гниёт. <s>Кто сказал «Apple»?</s>
** Мамаша главзлодея тоже не отстает: держит под городом фабрику по переработке сломанных роботов и отлавливает по всему городу «неликвидных жертв», чтобы пускать их на корпуса для сынулькиных бизнес-идей.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «Jimmy Two-Shoes» — комический вариант, «Унылая корпорация». Находится в городе Мизервилль, похожем на Ад, директор корпорации — Дьявол (правда, низкорослый) и производит товары такие, что от них жизнь жителей города становится только хуже.
* «Jimmy Two-Shoes» — комический вариант, «Унылая корпорация». Находится в городе Мизервилль, похожем на Ад, директор корпорации — Дьявол (правда, низкорослый) и производит товары такие, что от них жизнь жителей города становится только хуже.
* «Южный Парк» — Уоллмарт, Амазон, Aplle… Мега-корпорации — это плохо, пнятненько?
* «[[Южный Парк]]» — Aplle же.


=== Веб-комиксы ===
=== Веб-комиксы ===
Строка 59: Строка 53:


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Amnesia: A Machine for Pigs — вся игра проходит в огромном свиноводческом фабричном комплексе.
* Amnesia: A Machine for Pigs — вся игра проходит в огромном свиноводческом фабричном комплексе.
* Castlevania: Lords of Shadow 2 — у слуг Дьявола есть на Земле своя мегакорпорация. Как в Мизервилле (см. «Мультсериалы»), только это уже не смешно…
* Castlevania: Lords of Shadow 2 — у слуг Дьявола есть на Земле своя мегакорпорация. Как в Мизервилле (см. «Мультсериалы»), только это уже не смешно…
* Серия [[Resident Evil]] — «Амбрелла», и этим всё сказанно.
* Серия [[Resident Evil]] — «Амбрелла», и этим всё сказанно.
Строка 66: Строка 60:
* [[Final Fantasy VII]]  — корпорационное государство, основанное фирмой «Шин-ра», в буквальном смысле этого слова сосёт из планеты все соки.
* [[Final Fantasy VII]]  — корпорационное государство, основанное фирмой «Шин-ра», в буквальном смысле этого слова сосёт из планеты все соки.
* [[Assassin's Creed]]: Syndicate — вся игра об этом.
* [[Assassin's Creed]]: Syndicate — вся игра об этом.
* Серия Sonic — кто там у нас главный гад? Правильный ответ-безумный учёный-кибернетик. Половина уровней игр- это заводы и базы Эггмана — Роботника.
* Серия Sonic — кто там у нас главный гад? Правильный ответ-безумный учёный-кибернетик.Половина уровней игр- это заводы и базы Эггмана - Роботника.
* [[Warframe]] да все вражеские фракции.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* «Оборотень: Апокалипсис» — корпорация «Пентекс».
* [[Werewolf: The Apocalypse|«Оборотень: Апокалипсис»]] — корпорация «Пентекс».
* [[Warhammer Fantasy]]
** Скавены. Огромная тайная империя зла, стоящая с одной стороны на плодовитости и рабстве, а с другой — на взрывоопасно-раздолбайской техномагии и токсичных зелёных камушках.
** Тёмные эльфы специально и последовательно поддерживают в стране садистскую разбойничье-рабовладельческую экономику и постоянные интриги всех против всех чтобы благодаря таким условиям у них скапливалась тёмная магия для бесконечной гражданской войны против высших эльфов.
** Гномы Хаоса. Задумывались, откуда нищие северные варвары берут свою супер-броню при становлении воинами Хаоса? Ну так вот. Здесь есть адские заводы с демоническими машинами и неизменным рабским трудом на износ, эксплуатация всего, что эксплуатируется и торговля всем, что продаётся, а также поклонение кровожадному богу жадности с помощью всего этого и ещё просто массовых жертвоприношений.
* [[WarHammer 40,000]]:
* [[WarHammer 40,000]]:
** По идее, вся суть Империума Человечества — и это притом, что он УСЛОВНО ХОРОШИЙ и болеть предлагается за него. Но по-иному жить в сороковом тысячелетии нельзя: тяжёлые времена — бесконечная и кровопролитная [[гражданская война]], неиллюзорная вероятность [[демон]]ических вторжений на целую планету из-за одного-единственного «мыслепреступления» или из-за работы неосторожного либо специально засланного врагами псайкера-мага, неисчислимые налеты кровожадных [[орк]]ов, бесчисленное пробуждение гробниц с абсолютно бесчеловечными некронами-робонежитью, вечные набеги тёмных [[Космические эльфы|эльдар]] за рабами, да еще и местные «зерги» на огонёк из соседней галактики слетелись — требуют тяжелых мер.
** По идее, вся суть Империума Человечества — и это притом, что он УСЛОВНО ХОРОШИЙ и болеть предлагается за него. Но по-иному жить в сороковом тысячелетии нельзя: тяжёлые времена — бесконечная и кровопролитная [[гражданская война]], неиллюзорная вероятность [[демон]]ических вторжений на целую планету из-за одного-единственного «мыслепреступления» или из-за работы неосторожного либо специально засланного врагами псайкера-мага, неисчислимые налеты кровожадных [[орк]]ов, бесчисленное пробуждение гробниц с абсолютно бесчеловечными некронами-робонежитью, вечные набеги тёмных [[Космические эльфы|эльдар]] за рабами, да еще и местные «зерги» на огонёк из соседней галактики слетелись — требуют тяжелых мер.
** Со стороны Хаоса — Железные Воины, которые роют окопы, разминируют и уточняют характеристики вражьей обороны толпами военнопленных и даже жизнями непосредственных подчинённых. На захваченных мирах они быстро возводят крепости и фабрики, работающие на рабском труде и поставляющих оружие для дальнейших завоеваний. Иерархия у них, как правило, строится по ''полезности'', а значит: как только ты прекращаешь вкалывать на износ всех характеристик — ты идёшь собирать мины ногами или вообще на органы с кормом. Система, отлаженная тысячами лет. Сами Железные Воины не в восторге от системы, но [[так было надо|верят в правильность своего дела]].
** Со стороны Хаоса — Железные Воины, которые роют окопы, разминируют и уточняют характеристики вражьей обороны толпами военнопленных и даже жизнями непосредственных подчинённых. На захваченных мирах они быстро возводят крепости и фабрики, работающие на рабском труде и поставляющих оружие для дальнейших завоеваний. Иерархия у них, как правило, строится по ''полезности'', а значит: как только ты прекращаешь вкалывать на износ всех характеристик — ты идёшь собирать мины ногами или вообще на органы с кормом. Система, отлаженная тысячами лет. Сами Железные Воины не в восторге от системы, но [[так было надо|верят в правильность своего дела]].
** Ну а эталонным воплощением тропа можно считать Тёмных Механикумов. Ничего удивительного, учитывая что и «светлые» техножрецы предельно прагматичны и напрочь обделены эмпатией — а в случае «тёмных» ещё и сняты последние морально-религиозные ограничения, отчего абсолютно нормальными считаются массовые жертвоприношения для создания одержимых машин.
** Ну а эталонным воплощением тропа можно считать Тёмных Механикумов. Ничего удивительного, учитывая что и «светлые» техножрецы предельно прагматичны и напрочь обделены эмпатией — а в случае «тёмных» ещё и сняты последние морально-религиозные ограничения, отчего абсолютно нормальными считаются массовые жертвоприношения для создания одержимых машин.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
<references/>


{{Nav/Villains}}
{{Nav/Goodevil}}

Текущая версия на 13:09, 14 января 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Industrialized Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Индустриальная эпоха открыла новые уровни зла и насилия: теперь это дело можно поставить на поток! Заставить людей вкалывать по 16 часов в день у станков и валиться спать тут же, чтобы, проснувшись, снова встать к станку! И этим еще повезло: скольких индустриализация вовсе лишила работы и заставила просить подаяния? Скольких вообще повесили за бродяжничество? Или бросили в тюрьмы, где они должны снова стоять у станков, теперь уже бесплатно, за еду? Кстати, и виселицы можно автоматизировать! А также создать пыточные машины! Газовые камеры! Эксперименты на людях! Прогресс же!

Зло в промышленных масштабах может быть по-настоящему пугающим. Одно дело — старый добрый Темный Властелин, его можно убить мечом или заклинанием, уничтожить его жизненный артефакт, разрушить замок… но что ты сделаешь с государством-Левиафаном, с пирамидой производства и потребления, с массовой промывкой мозгов? Толпа с вилами тут не справится!

Зло в промышленных масштабах характерно для таких жанров, как Антиутопия, киберпанк, стимпанк, постапокалипсис. Но первые примеры такого зла в искусстве подарили нам направления Реализм и Натурализм. Да, то, что «Жерминаль» или «Оливер Твист» списаны во многом с натуры — дополнительное топливо ночного кошмара. Впрочем, с тех времен человечество достигло новых глубин ада, еще живы люди, помнящие Освенцим, и камбоджийцы не скоро разгребут последствия правления Пол Пота [1]… В общем, фантасту нынче трудно измыслить пакость, которой не было бы в реальности.

Что дает нам применение зла в промышленных масштабах как художественного приема? Во-первых, более глубокий контакт с аудиторией, которая сама живет в индустриальую и постиндустриальную эпоху. Прихотливого потребителя уже не так легко напугать черной рукой из-под подушки, но что такое бесчувственная государственная машина и на что она способна — более-менее понимают все.

Во-вторых, этот приём открывает дорогу к созданию интересных образов злодеев и антизлодеев. Он позволяет показать обыденность зла. Персонажей, действующих под девизом так было надо и я просто исполнял приказ.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Мы» Евгения Замятина — педаль в пол: все общественные институты в Едином Государстве являются заводами — в том числе, там присутствуют Детско-воспитательный[2] и Музыкальный заводы.
  • Ллойд Биггл-младший «Музыкодел» и «Какая прекрасная школа!» — в промышленных масштабах тиражируется антикультура и антиобразование соответственно.
  • «1984» — педаль всё там же: тут уже десятилетия всё человечество подвергается промывке мозгов и многому другому.
  • Сага о ведьмаке — Сапковский подчеркивает бесчеловечную сущность Нильфгаардской империи, описывая войну глазами Пэтера Эвертсена, главного завхоза имперских армий, для которого разоренные города, трупы и захваченные рабы — это прежде всего логистика.
  • Цикл «Древний» Сергея Тармашева — Межпланетная Корпорация президента Аугусто он же Арториус Мудрый. Именно корпорационное государство с промывкой мозгов и прочими «прелестями жизни».
  • Федор Кнорре «Капитан Крокус» — Чучельномеханический комбинат Почётного Ростовщика Республики.
  • «Черное Солнце» Г. Макнилла — Демонкулаба и сопутствующие ей «производства» для создания новых космодесантников-предателей из легиона Железных Воинов.
  • «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли — тоже много чего и со вкусом: автор прямым текстом винит во всех несчастьях людей будущего создателя конвейера, Генри Форда. И да, тут люди сами помогают превращать себя в недочеловеков, причем абсолютно добровольно и фактически не подвергаясь манипуляциям.
  • «Сокрушение несокрушимых» Эдуарда Скобелева — Международная Океаническая Лаборатория командора Сэтэна.
  • «Мерзейшая мощь» Клайва Льюиса — ГНИИЛИ.
  • Владислав Крапивин, «Голубятня на желтой поляне» — Те, которые велят. Обычно их упорно стараются не замечать и не говорить о них, официально их нет и даже в случае конфликтов наказывают как раз борцов с ними — «те, которые велят» совершенно обыденно творят взрывы (точнее — потворствуют всяким взрывам: бомб, человеческого горя, общества) и насылают «нашествия» ради высшей цели претворения мыслящей Галактики. А ещё у них есть заводы для создания исскуственных тел.
  • Метавселенная Рудазова — расположенная в Аду фабрика невкусных сладостей. Смысл её работы в том, чтобы дети разочаровывались в праздниках.
  • Комбинат (роман) Юрия Нестеренко ― собственно сам комбинат. Его продукция ― человеческие жертвоприношения, за счет которых высшие силы превращают запустивший комбинат Советский Союз в сверхдержаву.

Кино[править]

  • Восхождение Юпитер — космические негодяи делают из людей эликсир бессмертия, уничтожая целые планеты.
  • Хижина в лесах — кормежка древних богов дело серьёзное, его нельзя пускать на самотек и отдавать в руки всякой там самодеятельности с алтарями и костяными ножами. Оно требует ответственного научного подхода и индустриальных мощностей.
  • The Matrix — тоже педаль в пол: все человечество превращено в гигантский электрогенератор.
  • В продолжении темы романов-антиутопий «Бразилия» (англ. Brazil, 1985). Общество, в котором бюрократия победила здравый смысл.
  • «Первому игроку приготовиться» — корпорация IOI и её долговые центры, где влезших в долги перед корпорацией заставляют фармить для неё голду в местной ММОРПГ. Когда жертв долговых центров загоняют в воссозданный в виртуальности отель «Оверлук», и зритель видит их ужас, становится слегка не по себе.

Телесериалы[править]

  • «Баффи»: серия «Желание»: в альтернативном мире, где вампир Мастер остался жив и захватил Саннидейл, он организовал конвейер для «машинного доения» крови из людей.
    • В третьем сезоне — фабрика демонов, похищающих подростков из нашего измерения, заставляющих их работать до старости и выбрасывающих обратно — в то время, как в нашем мире проходит всего один день.
  • Lexx: "Суд" на Кластере представляет собой конвейер, на котором людей бесконечным потоком за малейшие прегрешения расчленяют и скармливают титульному мега-кораблю под монотонный бубнёж голограмм, изображающих судей.

Мультфильмы[править]

  • A Soldier's Story («История солдата»): дом чёрта похож на какую-то футуризированную фабрику...

Мультсериалы[править]

  • «Jimmy Two-Shoes» — комический вариант, «Унылая корпорация». Находится в городе Мизервилль, похожем на Ад, директор корпорации — Дьявол (правда, низкорослый) и производит товары такие, что от них жизнь жителей города становится только хуже.
  • «Южный Парк» — Aplle же.

Веб-комиксы[править]

  • Order of the Stick. Тарквин и его команда просто хотят построить злую империю, но у одного из команды, вампира Малака, планы пострашнее. Он хочет, пережив соратников и унаследовав власть над империей, превратить её в теократию, где богу смерти Нергалу регулярно будут приноситься жертвы — по тысяче разумных существ в день. Малак планирует разработать специальные камеры, чтобы жертвы можно было приносить эффективно, без ненужной возни с гладиаторскими боями, которые так нравятся Тарквину.

Аниме и манга[править]

  • Sailor Moon — доктор Томоэ после того, как в него вселился демон Герматоид, стал выращивать в своей лаборатории демонов, которые забирали у людей светлую часть их души. Причём для этой цели одержимый демоном учёный даже создал целый научно-исследовательский институт.

Видеоигры[править]

  • Amnesia: A Machine for Pigs — вся игра проходит в огромном свиноводческом фабричном комплексе.
  • Castlevania: Lords of Shadow 2 — у слуг Дьявола есть на Земле своя мегакорпорация. Как в Мизервилле (см. «Мультсериалы»), только это уже не смешно…
  • Серия Resident Evil — «Амбрелла», и этим всё сказанно.
    • Субверсия — это такова её репутация. А создана была она, во многом, из-за недостатка информации. Это Вескер с Биркиным на пару всё поломали. Никто и не думал проводить на городах чудовищных экспериментов. А вот когда вирус уже вырвался, корпоранты начали действовать по принципу «зло во благо». Если зомби итак уже жрут людей, а на семь утра назначена ядерная бомбардировка, почему бы не воспользоваться этим промежутком для неэтичных экспериментов, которые дадут важную информацию?
  • Серия Strider — проект ZAIN корпорации «Энтерпрайс» в NES-версии и спонсируемая Грандмастером Мейо корпорация «Кракен» в Strider 2. В римейке 2014 г. тоже что-то такое наблюдается.
  • Final Fantasy VII  — корпорационное государство, основанное фирмой «Шин-ра», в буквальном смысле этого слова сосёт из планеты все соки.
  • Assassin's Creed: Syndicate — вся игра об этом.
  • Серия Sonic — кто там у нас главный гад? Правильный ответ-безумный учёный-кибернетик.Половина уровней игр- это заводы и базы Эггмана - Роботника.

Настольные игры[править]

  • «Оборотень: Апокалипсис» — корпорация «Пентекс».
  • WarHammer 40,000:
    • По идее, вся суть Империума Человечества — и это притом, что он УСЛОВНО ХОРОШИЙ и болеть предлагается за него. Но по-иному жить в сороковом тысячелетии нельзя: тяжёлые времена — бесконечная и кровопролитная гражданская война, неиллюзорная вероятность демонических вторжений на целую планету из-за одного-единственного «мыслепреступления» или из-за работы неосторожного либо специально засланного врагами псайкера-мага, неисчислимые налеты кровожадных орков, бесчисленное пробуждение гробниц с абсолютно бесчеловечными некронами-робонежитью, вечные набеги тёмных эльдар за рабами, да еще и местные «зерги» на огонёк из соседней галактики слетелись — требуют тяжелых мер.
    • Со стороны Хаоса — Железные Воины, которые роют окопы, разминируют и уточняют характеристики вражьей обороны толпами военнопленных и даже жизнями непосредственных подчинённых. На захваченных мирах они быстро возводят крепости и фабрики, работающие на рабском труде и поставляющих оружие для дальнейших завоеваний. Иерархия у них, как правило, строится по полезности, а значит: как только ты прекращаешь вкалывать на износ всех характеристик — ты идёшь собирать мины ногами или вообще на органы с кормом. Система, отлаженная тысячами лет. Сами Железные Воины не в восторге от системы, но верят в правильность своего дела.
    • Ну а эталонным воплощением тропа можно считать Тёмных Механикумов. Ничего удивительного, учитывая что и «светлые» техножрецы предельно прагматичны и напрочь обделены эмпатией — а в случае «тёмных» ещё и сняты последние морально-религиозные ограничения, отчего абсолютно нормальными считаются массовые жертвоприношения для создания одержимых машин.

Примечания[править]

  1. Хотя Пол Пота трудно назвать промышленником: этот ревизионист был ненавистником пролетариата и фанатом крестьянства, и массовые казни при его правлении осуществлялись на полях мотыгами — потому что этот сказочный долболоб разогнал и развалил к хреням все патронные заводы, а те немногие патроны, что ещё оставались в стране, берегли как зеницу ока для войны с вьетнамцами.
  2. Вы будете смеяться, но советская эпоха подарила миру такое WTF-название учреждения, как «детский комбинат», означающее… что бы вы думали? Комбинацию детского садика с яслями.