Страхи взрослого человека

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Adult Fear. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

xxx: Я тут кое-что заметил. xxx: Если в страшных снах, когда я был ребёнком, на меня мог наброситься какой-то монстр или ещё что-то в этом роде, то сейчас в страшных снах меня исключают из университета, я порчу с кем-то отношения, не могу добраться до дома и т.д. и т.п. xxx: Короче, детские кошмары были вообще нестрашными.

»
— Баш
Наглядно

Когда мы были маленькими, мы могли бояться Бабая, Красной Руки или Гроба На Колёсиках. Счастливые времена!

Сейчас мы боимся заболеть СПИДом или раком, остаться без работы с ребёнком на руках, попасть под машину или в тюрьму, впасть в старческую деменцию… Нападения стай собак или банд гопников, произвола силовиков или чиновников, захвата власти политическими или религиозными радикалами. И ещё ядерной войны (да и обычной, в общем-то, тоже).

Добро пожаловать во взрослый мир с его взрослыми страхами! Они не так красочны, как вампиры, зомби или культисты Древнего Зла, но зато реальны. Так что авторы, которые умело играют на страхах взрослых людей, собирают бОльший урожай, чем те, кто ограничивается только областью сверхъестественного.

Так как подавляющее большинство произведений в целом так или иначе затрагивает взрослые страхи (как минимум потому что создается взрослыми), сюда лучше добавлять примеры, когда в самом произведении подобные приземлённо-реалистичные переживания нарративно противопоставляются чему-то стереотипно детскому/вымышленному. Соответственно, родственные тропы — Темнее и острее и Эротический хоррор от Диснея.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Шутки ради: знаменитое вирусное видео «Встреча Дамблдора и Вольдеморта в электричке». Маги обмениваются ужжжасными проклятиями типа «девушка залетелус», а самым мощным оказывается «ипотекус валютус».
  • Шутка про советский фильм ужасов, называющийся «Утеря партбилета».[1]

Литература[править]

« Разрушенный город, кругом ни души,

Вчерашние зэки берут калаши, ООН озабочено, в грусти ЮНЕСКО… А мы-то боялись восстанья машин!

»
— Олег Ладыженский
  • Стивен Кинг не забывает объединять традиционные ужасы со страхами взрослого человека, и ещё неизвестно, что страшнее:
    • «Кэрри» — буллинг, семейное насилие, религиозный фундаментализм.
    • «Сияние» — семейное насилие, алкоголизм.
    • «Оно» — помимо целой галереи фобий, здесь есть и целая галерея социального зла: расизм, семейное насилие, гомофобия, эксплуатация людей и так далее.
      • Многие читатели заявляли (в том числе — напрямую автору книги), что самыми страшными персонажами романа им видятся Том, муж Беверли Марш, ее же папашка, и психованный Генри Бауэрс. А вовсе не Оно. Что там это Оно, насланное силами Зла! Пхе! Инфернальное чудовище, тоже мне невидаль. Оно паразитирует на твоих же собственных пороках/недостатках — в частности, сильно твоим страхом, слабодушием и доверчивостью, а не проявишь ни того, ни другого, ни третьего — и Оно ничего не сможет тебе сделать. А такие кадры, как этот Том Роган и этот Генри Бауэрс (и его папулечка), никем не насланы, ниоткуда не заброшены — эта пагуба вырастает среди нас (как выражался один товарищ — «в своём коллективе»); само наше общество веками, сколь бы ни наращивало технологии и комфорт — неизменно устроено так (!), что порождает подобные типажи и даёт их представителям разгуляться-раздухариться. И не поможет против таких сила духа — сама по себе, как таковая, отдельно взятая. Она пригодится, но одной её ох как маловато. Таких можно только уничтожить физически (как спорный вариант — заточить навеки) или хотя бы крепко запугать, а иначе они чувствуют себя вольготно.
      • Собственно, в романе это подсвечено напрямую: когда герои приходят к логову Оно в первый раз, то большинство видят различные кошмары вроде гниющего бомжа или мумии, когда это делают взрослые то Билл видит погибшую жену, Эдди — лекарства на которых сидит, Бен — Баэурса. Впрочем, Беверли в детстве видела тут своего отца, а взрослой — мужа.
    • «Мизери» — страх оказаться в полной зависимости от недружественного к тебе человека. Сам Кинг говорил, что тут вдобавок метафорически отражён страх погибнуть от собственных аддикций. «Они сначала с тобой очень ласковы, прикидываются твоими сторонниками и помощниками… а потом калечат тебя, пытаются подчинить и убить. Энни Уилкс — никотин. Энни — кокаин. Грёбаная Энни — алкоголь»(с).
    • «Кладбище домашних животных» — смерть близких.
    • «Долорес Клейборн» — семейное насилие, старческое слабоумие.
    • «Возрождение» — смерть близких, наркомания, и вообще человеческая смертность.
    • «Самое необходимое» — оголтелый вещизм, страх перед своими постыдными тайнами.
  • «Гарри Поттер» — на первый взгляд, боггарт кажется совершенно смехотворным существом (в прямом и переносном смысле). Да, при виде школьников он превращается в то, чего они больше всего боятся (гигантского паука, гигантскую змею, опасное чудовище, злобного профессора…), однако тринадцатилетние дети (даже самые робкие и нерешительные из них) с лёгкостью находят в себе силы перебороть свой страх и побеждают монстра простым заклятием. Но почему же тогда у Молли Уизли, взрослой и опытной волшебницы, возникли такие большие проблемы с боггартом? Потому что при виде неё он принимает облик трупов её детей.
    • Ну и применить антибоггартовское заклинание достаточно трудно, потому что сложно представить нечто смешное, пародирующее детские трупы (на том построено заклинание: нужно представить пугающий образ смешным — к примеру, злобного профессора в вычурном костюме своей бабушки).
      • Теоретически, что-нибудь в духе «надругательство над мертвыми младенцами при помощи ржавых вил и грязных сапог». Но чтобы подобные вещи казались смешными, и так-то надо иметь развитое чувство черного юмора, а если речь не об абстрактном детском трупе, а о ком-то близком, да еще и в экстремальной ситуации…
      • Самое же трагичное — то, что наиболее жуткий страх миссис Уизли сбылся наяву: ей действительно пришлось хоронить молодого сына.
        • Еще хуже: даже в самом ужасном кошмаре она не могла себе представить, что блинзецы окажутся разлучены смертью.
      • Да и Гарри справился с боггартом при помощи Патронуса, а не при помощи ридикулюса: ведь боггарт не просто притворялся дементором, но еще и, как настоящий дементор, воспроизводил самое страшное событие для Гарри: убийство его родителей.
    • Урок профессора Люпина с боггартом часто ругают за то, что при встрече с самым страшным страхом каждый ребёнок мог получить психическую травму, которые в этом сеттинге не лечат. Но как раз об этом профессор позаботился: привёл учеников на урок целой толпой, чтобы одни могли прикрыть других, а в случае чего и сам профессор был готов встать между боггартом и учеником (как и случилось). Тем, кто не знал, как превратить страх во что-то смешное (Лаванда боялась смерти любимого кролика, Гермиона — разоблачения секрета Маховика Времени, Гарри — страха, вызываемого дементорами, хотя сам Люпин думал, что перед Гарри боггарт станет Волдемортом), профессор сразиться с боггартом просто не дал (а Лаванда нашла, за кого спрятаться).
    • Министерство магии — это вообще одно сплошное топливо ночного кошмара взрослого человека. Заметающий проблемы под ковёр ради популизма Фадж, бесчеловечный силовик-маккиавеллист Крауч, имитирующий бурную деятельность вместо борьбы с реальным злом Скримджер, упивающаяся собственной властью садистка Амбридж, исправно финансирующий некомпетентность всех вышеперечисленных Люциус Малфой выписаны смешно и хлёстко — но взрослый-то знает, как за пределами волшебного мира подобные субъекты торжествуют и процветают, наводя разруху в подведомственных им областях без никаких волдемортов. Ах да, и пиар-аппарат в лице незабвенного «Ежедневного Пророка» и не к ночи будь помянутой Риты Скитер, способный через полоскание мозга говном в режиме 25/8 заставить даже хороших людей поверить, что чёрное — это белое, не забудем.
    • Боггарт Гермионы (разгневанная Макгонагалл с полным табелем «троллей»), конечно, заставил Гарри с Роном поржать, но в данный троп вполне себе уложился. Гермиона вообще где-то до середины повествования психологически сильно старше друзей (физически, что интересно, она их тоже старше — на год: день рождения у неё в сентябре, а в Хогвартс берут, только когда тебе уже есть полных 11).
  • Сергей Лукьяненко, «Черновик» — врата таможен хорошо иллюстрируют этот троп, ведь их открытие происходит в первые дни после «назначения на должность», а выбор мира по другую сторону определяется душевным настроем функционала. И что получается? Кирилл воспринял происходящее с ним, как необыкновенное приключение и возможность отдохнуть от рутинной работы в магазине — получил мир вечного стимпанка и безграничный пляж. Потом задумался о том, как теперь будут жить его ставшие одинокими родители — и очередная дверь открылась в Нирвану, где воздух наполнен ЛСД. Там он нашёл Василису из Харькова, у которой двери открылись только в Нирвану и ледяной мир — миры женщины, которую лишили маленьких детей. Мало? Вот вам таможня Марты из небольшого польского городка — двери в ледяной мир и вообще какой-то ад родной мир хозяев функционалов после глобальной ядерной войны — миры маленькой девочки, которую лишили родителей.
  • «Ураган» (драматическое фэнтези Андрея Смирнова) — «повседневные» злодеи легко затмевают даже такую адскую сущность, как практически всесильный живой ураган.
  • Метавселенная Рудазова:
  • Soul Eater: Broken Soul: проблема травли, дискриминация категорий людей по определённому признаку, потеря близких, психическое и сексуальное насилие со стороны родителя с обесцениванием достижений и личности собственного ребёнка, реальный страх похищений людей и дальнейших экспериментов над ними, бесчеловечность политики в отношении человечества и проблема психических заболеваний.
  • Марк Клементс, «Затерянный рай» («The Land of Nod») — история, напоминающая «Оно» Кинга. В детстве группа друзей больше всего боялась монстров, призраков и… старшеклассников. И потустороннее зло, овладевшее маленьким городком, искусно играло на их страхах. Когда главный герой повзрослел, его основными проблемами стали: страх потерять работу, развод с женой, взросление дочери, болезни и старость. И когда он вернулся в свой городок детства, потустороннее зло принялось манипулировать уже этими страхами, причём весьма успешно.

Кино[править]

  • «Иди и смотри.» Просто «Иди и смотри». Фильм натуралистично показывает ужасы, которые творили нацисты на Восточном фронте… и по степени жути оставляетт многие хорроры далеко-далеко позади.
  • «Властелин Колец»: Теоден говорит, как страшно пережить своего ребёнка.
  • «Ужас Амитивиля»: как указывал Стивен Кинг в своём анализе фильма, значительная часть успеха хоррора объясняется тем, что в нём, помимо «невзрослого» ужаса (дом с привидениями), присутствует подтекст со страхами взрослого человека (семейное насилие, отсутствие собственного жилья, безденежье).
  • «Лабиринт Фавна» — Офелия переживает страхи сверхъестественные в придачу к вполне обыденным, а остальным вокруг и обыденных ужасов войны хватает.
  • «Шестое чувство» — мать Коула тяжело переживает проблемы своего сына и волнуется, что он вырастет маньяком-психопатом.
    • Страх, что твоего ребёнка заберут органы опеки, демонстрируется на ней же.
    • Смерть родного ребёнка (которого отравила твоя новая жена).
    • Смерть любимого человека на твоих собственных руках, когда ты безуспешно пытаешься оказать ему медицинскую помощь. Даже по прошествии года с момента смерти Малкольма Анна не может этого забыть.
  • Не помню название, комедийный ужастик — идет обсуждение сетки телевещания, в которой фильм про вампиров задвинут на глубокую ночь. Изрекается фраза, не дословно: «Те, кто смотрит телевизор в четыре утра не боятся вампиров! Они боятся только протрезветь и найти работу!».Возможно это фильм «Гремлины 2».
  • «Мэри Поппинс возвращается» (2018) — Джейн и Майкл выросли, и теперь их главные страхи: остаться без дома из-за просрочки по кредиту, лишиться работы и не найти запропавший куда-то документ о праве собственности на акции банка. Тревоги взрослых неизбежно передаются и детям Майкла: они боятся разбить мамину вазу, гулять в тумане, ворующего игрушки злодея… и остаться бездомными. Поэтому существенная часть этого детского фильма посвящена размышлениям ребят о том, где достать деньги для выкупа дома.

Телесериалы[править]

  • «Баффи — истребительница вампиров» — весь шестой сезон Баффи борется со страхами взрослого человека: безработицей, опасностью, что сестру Дон заберут в опеку, мерзкими сексистами… И да, вампиры тоже никуда не делись, но они наименьшая из её проблем.
  • «Призраки дома на холме» — Элеонор с детства страдала кратковременными приступами паралича. Во время одного из таких приступов умер от аневризмы её муж. Она видела это и ничего не могла сделать.
    • Оливию Крейн довели до безумия именно страхи взрослого человека: она боялась, что её дочь покончит с собой, а сын станет наркоманом. Свихнувшись от ужаса, она попыталась отравить детей… чем травмировала обоих так, что в конце концов она покончила с собой, а он стал наркоманом.
  • «Хэппи»:
    • Вашего ребёнка похищают прямо у вас под носом во время публичного мероприятия.
    • Преступники угрожают убить вашу психически больную мать, если вы не сделаете того, что они от вас требуют.
    • Ваш ребенок связался с очень плохой компанией, которая убеждает его преступить закон.
    • Вы никогда не станете хорошим отцом, и ваш ребёнок повторит ваш путь падения.
  • «Третья смена» — страх нищеты и потери работы у Фейт Йокас был так силён, что заставил её тайком от мужа пойти на аборт. Она была уверена, что третьего ребёнка их семья «не потянет».
  • The Last of Us — страх Джоэла, что он уже не торт, возраст взял своё и сил у него уже недостаточно, чтобы оберегать Элли.

Мультфильмы[править]

  • Третья и четвёртая части «Шрека» — тема подана юмористически и сатирически.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — среди антагонистов полно фантастических злыдней от помешанной на власти и силе колдуньи до желающий уничтожить человечество апокалиптической маньячки, но никто их них не нагоняет столько страха, как Адам Таурус — отмороженный фашиствующий террорист, педофил и жестокий домашний тиран, преследующий свою бывшую девушку даже после краха своего движения с целью убить её — или умереть, пытаясь. Учитывая, что один из главных его прототипов, Оскар Пауль Дирлевангер, был ИРЛ воплощением тропа (ядрёное сочетание амплуа: нацист, гнусный алкаш, каратель-отморозок, военный социопат и псих-наёмник с тропами педофил, не щадить детей и антиреклама наркотиков) — неудивительно.
    • Тайян Сяолун: первая любимая бросила, не попрощавшись, вторая погибла на задании, оставив парня с двумя маленькими дочками на руках. Вскоре после этого дочки отправились искать мать старшей и едва не попали монстрам на зуб. Повзрослев, девчонки дружно выбрали ту же опасную профессию, что и их родители, и отбыли в академию суперсолдат, где попали в эпицентр глобального теракта и вернулись домой — одна в коме, вторая без руки и с затяжной депрессией, из которой отцу пришлось вытаскивать её несколько месяцев. А едва поправившись — тут же умчались спасать мир на другой край света, и с тех пор от них ни слуху, ни духу. А Тай ждёт новостей и шуточки пошучивает.
  • «Утиные истории» — в одном из эпизодов злодейка Магика наслала на дом Скруджа волшебное облако, воплощающее страхи. С каждым разом страхи становились всё ужаснее, причём под «ужасностью» подразумевалось именно всё большее и большее сходство со страхами взрослого человека. Начиналось всё с обычных монстров вроде гигантского плотоядного банана или ожившего злодея из видеоигры, а что персонажи начали видеть в конце? К племянникам Скруджа является их любимый дядя, заявляющий, что ненавидит их, и приказывающий им немедленно убираться вон из его дома. Сам Скрудж сначала видит, что потерял всё своё состояние, но даже это не пугает его так сильно, как явившиеся сразу после этого кредиторы, которые заявляют, что раз у него больше нет денег, то они навсегда заберут у него его племянников. Ну а потом перед ним предстают уже сами его племянники, которые из-за того, что он не справился с их воспитанием, превратились в маленьких гадёнышей, ненавидящих своего дядю.
  • «Черный Плащ» — в мире, где существуют суперзлодеи с силами вроде управления электричеством, мутанты, магия, инопланетяне и ещё черт знает что, самое страшное для главного героя — потерять приёмную дочь. Недаром самым жутким из злодеев является простой крутой смертный Таурус Бульба — именно он оставил девочку сиротой и позже попытался убить её просто чтобы помучить Черного Плаща. А в другой серии исчезновение дочери (случайно перенесшейся в будущее) сначала оставило ЧП совершенно раздавленным и потерявшим интерес к жизни, а потом привело к превращению в наглухо отбитого храмовника.
  • «Лило и Стич» — эпизод про эксперимент, превращающийся в самый большой страх жертвы. Ситуация очень похожа на таковую с боггартом: Лило боится клоунов, Стич — воды, Джамба боится своей бывшей жены, Пликли — своей матери… А чего боится взрослая Нани? Того, что однажды к ней придёт социальный агент с целью забрать Лило.
  • «Adventure Time» — в начале шестого сезона больнее всего Финна ранил не чужеродный монстр Лич, а его собственный отец, трусливый и безответственный вор, которому оказалось наплевать на своего сына и из-за которого Финн потерял руку.
  • Miraculous Ladybug — в конце третьего сезона Адриан аккманизируется после того как видит свою мёртвую мать.
  • My Little Pony — в эпизоде «Мастер страха» подруги уговорили замкнутую Флаттершай впервые в жизни принять участие в праздновании Ночи Кошмаров, повеселиться со всеми и попугать друг друга, потому что пугаться — это весело. Пегаска добросовестно отнеслась к своей роли: начала пугать Эпплджек тем, что та плохая хозяйка, и у неё нет сахара, Рарити — что никто не похвалил её платье, Пинки — что кто-то пренебрёг её дружбой, всех остальных — неуместным приходом нежданных гостей, а саму себя — тем, что маленький котёнок нуждается в помощи, а у тебя нет времени позаботиться о нем. Озадаченные пони тактично похвалили нестандартный подход подруги, но пояснили, что народные гуляния в этот день подразумевают страхи несколько иного рода, более забавные и детские.
    • После чего злой гений понячьего мира кролик Эйнджел устроил второй акт запугивания с «умирающим» поникеном, похожим на бабушку Эпл Джек.

Аниме и манга[править]

  • Gantz: пришельцы пришельцами, но кроме них здесь полно агрессивного тупого быдла с криминальными наклонностями, и хорошо если не при оружии.
  • Дзюндзи Ито, Hellstar Remina: космические НЁХи, пожирающие планеты, всё ещё не обнаружены (и слава богу). А вот обезумевшая толпа, готовая растерзать человека по абсурдному поводу — невесёлая реальность.
  • Bokurano: пусть на карту поставлена судьба мира, но обречённость героев ничем не отличается от обречённости смертельно больных людей.
  • Внезапно, троп легко найти у Хаяо Миядзаки. Причём чем более «детской» представляется картина, тем отчётливее этот перевес в сторону взрослости! В таком серьёзном, философском сюжете, как у «Принцессы Мононокэ» взрослые вопросы (от классового и/или гендерного неравенства и шовинизма до экологии) вполне себе прописаны, но место Главных Страхов занимают существа/явления мистического характера, натурально сказочные персонажи. Герои куда более подросткового, насыщенного экшном и драйвом «Небесного замка» боятся и противостоят хоть и «голливудским» но всё-таки уже более земным и реальным страхам: пиратам и таинственным агентам секретных служб. А чего по-настоящему испугалась Сацуки из тёплого и лампового «Мой сосед Тоторо»? Сестрёнка малолетняя пропала, и нигде её не найти… А ещё у неё мама в больнице лежит…
    • И тут же сверху на педаль опускается ещё один кирпич — в реке нашли маленькую детскую туфельку…
      • Кто-то написал здесь комментарий, что Мэй не утонула, но с рекой всё равно связана жертва. На самом деле это не факт — неизвестная девочка могла случайно уронить туфельку в воду и из-за этого вернуться домой босиком.
        • Почему сразу жертва? Какая-нибудь малышка уронила (а то и намеренно бросила) туфельку в озеро и убежала оттуда босиком (или её на руках понесли). Сацуки перед тем, как эту туфельку увидеть, и сама была босиком.
  • «Не связывайся с этой горячей мамочкой» — когда главной героине сделал предложение руки и сердца главный герой (принц вымышленной страны Нинг), то она здорово испугалась. Ведь в случае брака её сын станет объектом политических интриг и даже она, несмотря на свой статус и состояние (героиня лидер финансово-промышленной группы), не сможет его защитить.
  • «Воспитание сбежавшей жены» — почему сын главной героини не отпускал свою сестру-близнеца играть на улице с мамой? Да потому что у неё лейкемия, и её в могилу может свести даже простой порез (они с сестрой и отцом это скрывают, чтобы их мать не переживала).
  • «Смертельный укус» — самый большой страх главной героини — это потерять своих детей. Они полувампиры (в здешним сеттинге они реально существуют), и это нешуточная угроза обществу. В той же манге присутствует эпизодический персонаж — мать, потерявшая сына из-за нападения вампиров и на почве этого сошедшая с ума.
  • Манхва (то есть корейская манга) «Дитя от тирана» — главная героиня здорово испугалась, когда узнала, что ночь, проведённая с местным аналогом Короля-Солнца, закончилась для неё беременностью. Дело в том, что тот вырезал в ходе борьбы за трон всю свою семью, и этот деятель вообще позиционируется как крайне суровая и безжалостная личность, для которой внезапно нарисовавшийся бастард может стать угрозой. Героиня, чтобы не стать вместе с ребёнком жертвами дворцовых интриг, при первом удобном случае сбежала с дворца, где служила рыцарем.
  • Shugo Chara — деконструкция. Вашу дочь едва не похитили? Ужасно, да. Но когда вы, оправдываясь тем, что волнуетесь за неё, не даете ей и шагу ступить за воротами школы, а всё остальное время запираете в доме, это ничуть не лучше.
  • Uramichi Oniisan — о, братик Урамити научит детей, чего действительно стоит бояться…
  • Кафе «У Рю» — на конкурсе хэллоуинских тыкв Рю падает в обморок от тыкв девушек-пчел, на которых вырезано «БАНКРОТ».

Видеоигры[править]

  • Многие играли в Super Mario Bros 2. Ну так вот, изначально эта игра была совсем не про Марио сотоварищи. Она резко стала «про усатого водопроводчика-попаданца», когда корпорация Nintendo решила сделать официальный, легальный мод-перескиновку совсем другой игры (обладателем прав на которую также являлась) — Yume Koujou: Doki Doki Panic (Паника на Фабрике Снов). Фабрика Снов — это был локально-японский мем: была и телепередача такая, и live show. А игра изначально была про то, как работала на этой самой Фабрике (занималась чем-то добрым, мистическим и связанным с грёзами, но в промышленных масштабах) многодетная супружеская чета и ещё одна пара их коллег и закадычных друзей (но уже бездетная), и вдруг прислужники Злых Сил заманили и похитили всех детей упомянутой четы и вознамерились их, тем или иным способом, принести кому-то в жертву!.. Вотнифигасебе, запаникуешь с такого, пожалуй! Герои (прямо так и поименованные — Папа и Мама), а также их друзья Имаджин и Лина, разумеется, кинулись на выручку в Мир Грёз — и долго там приключались, просто-таки на уши всех поставили; в итоге нашли там злыдней и их главаря, надавали им по щщам, а детей освободили. Сюжет впрямую эксплуатировал сабж — естественный родительский страх, что с дитём что-то случится, да не дай Бог именно по вине зложелателя.
    • Не так уж много в 1980-х и 1990-х было видеоигр, в которых спасать надо не жену/невесту/возлюбленную главного героя, а его детишек. Эта была одной из таких. «DokiDoki Panic» по-японски означает не просто панику, а такую, при которой сердце колотится как безумное, чуть ли из горла не выпрыгивает. Ну, есть от чего, знаете ли!..
    • При официальной перескиновке (сопровождавшейся «косметическими» сюжетными изменениями) троп потерян: Имаджина заменили на Марио, Маму — на Луиджи, Папу — на Тоуда, Лину — на принцессу Персик, и спасать вся эта орава, знакомая по франшизе Mario, кинулась уже не чьих-то детей, а неких добрых духов. Но главзлодей остался тот же — Варт-Бородавка из Мира Грёз, а его приспешники навсегда «прописались» в упомянутой франшизе среди каноничных врагов-головорезов (которых там и прежде хватало — а тут их полку, типа, дополнительно прибыло).
  • Silent Hill: Shattered Memories фокусируется на таких страхах. Поднимаются темы потери близких, социального отчуждения, алкогольной зависимости, разрыва в отношениях, сексуальной неуверенности, смерти и так далее. На этом зациклены даже больше, чем на опасности от монстров, ведь здесь по сути решили полностью опустить оккультную тематику.
    • Первая попытка была предпринята еще в Silent Hill 2, где мистика не просто идет фоном к самой обыкновенной человеческой трагедии всех попавших в Сайлент Хилл персонажей, но даже порожденные туманным городком монстры воплощают именно страхи взрослого человека.
  • LISA — несмотря на постапокалипсис, игра фокусируется не на трудностях выживания в агонизирующем мире, а на том, как сильны душевные раны и что один сломленный человек может из-за них сотворить с другим человеком. В наборе проблемы домашнего насилия, пренебрежения родительскими обязанностями, алкогольной и наркотической зависимости, токсичных отношений, изнасилований, инцеста, педофилии, депрессии, мизогинии и прочих «радостей» жизни.
  • The Binding of Isaac: Сатана и Бука — это, конечно же, страшно. Но ещё страшнее насилие над детьми, онкологические заболевания, внематочные беременности, психические заболевания, воспитание в фанатичной семье и подробно описанный суицид маленького ребёнка.
  • Injustice 2: во вступительных диалогах Пугала, он играет на затаённых страхах своих оппонентов — например он говорит Аквамену, что подданные зовут его полукровкой. Или же напоминает Киборгу, что тот боится подвести отца. Но его диалоги с Синим Жуком, Чёрной Канарейкой, и Дэдшотом пугают по-настоящему — Пугало угрожает навестить тех, кто им дорог.
  • Condemned: Criminal Origins.
  • Night in the Woods — зловещий Культ похищает одиноких людей, которых никто не будет искать, и приносит их в жертву хтоническому божеству в заброшенной шахте. Зачем? Из желания привести в этот мир очередную НЁХ? Только вот большинство культистов — это бывшие шахтёры, потерявшие работу, когда из-за кризиса закрыли шахты Поссум Спрингс. Сам город пришёл в упадок, большую часть зданий хотят снести, чтобы проложить дорогу к новому ТРЦ, а местная церковь больше не давала надежды, так что к НЁХ культисты обратились из чистой безысходности. Когда же главная героиня Мэй Боровски сталкивается с этим божеством лицом к лицу, то просит у него лишь одного: чтобы в её жизни снова появился смысл и окружающий мир перестал быть для неё «мёртвыми формами». Игра прямо эксплуатирует страх взрослого человека перед нищетой, стагнацией и угасанием. А психические расстройства, с которыми человек живёт и сражается каждый божий день на протяжении всей жизни, гораздо страшнее и тяжелее любого лавкрафтовского безумия…
    • Родители Мэй. Несколько поколений они откладывали деньги на учёбу дочери, чтобы хоть кто-то из их семьи получил образование. Но после смерти дедушки — самого близкого человека для Мэй — у неё начались серьёзные проблемы с психикой, и большинство средств пришлось потратить на её лечение. В колледж-то Мэй поступила, но из-за обострившегося в непривычной обстановке заболевания она не отучилась и семестра и вернулась домой. Страшно, когда страдает твой ребёнок, а ты ничем не можешь ему помочь и обеспечить будущее…
    • Би Сантелло всю жизнь мечтала учиться в колледже, но после того, как умерла от рака её мать, она вынуждена была остаться в родном полумёртвом городишке безо всяких перспектив, отказаться от своей мечты и вкалывать на ненавистной работе, помогая отцу с магазином. А её лучшая подруга отдалилась от неё и даже забыла про её горе (не из вредности, а из-за того же психического заболевания).
    • Внутримировой пример: на кладбище Мэй просит Би рассказать страшную историю, а та в ответ начинает пугать её страхами взрослого человека типа отсутствия денег и некомпетентности правительства. Мэй отвечает: «Я имела в виду, про скелет или типа того».

Визуальные романы[править]

  • Katawa Shoujo:
    • Подумайте об этом… как это ужасно, когда один из ваших друзей в беде, а вы не можете их увидеть, не можете найти их и не знаете, насколько серьёзна проблема? Поздравляем, теперь вы знаете, как чувствовала себя Лилли Сато (слепая героиня), когда у Хисао начались проблемы с сердцем во время небольшого отдыха за стенами дома в сопровождении Ханако (которая та ещё застенчивая тихоня — а тут вдобавок испугалась и впала в ступор, и не могла ни помочь Хисао, ни объяснить ситуацию Лилли).
    • У Хисао также есть свои взрослые страхи, связанные с опаской загнуться из-за больного сердца. При том, что перед нами не взрослый возмужавший человек, а обыкновенный школьник.
  • Air — в то время как причина проблемы, возможно, и сверхъестественная, взрослый страх Харуко, с которым ей приходится столкнуться, вполне реален: боль, которую испытывают родители, заботясь о неизлечимо больном ребёнке, который умрёт независимо от ваших действий.
  • School Days:
    • Страх быть обманутой любимым, брошенной им же на виду у всех и изнасилованной. Всё в один день.
    • Страх стать малолетним отцом/матерью. А вот нефиг пренебрегать «резиновыми друзьями»!
    • Страх стать причиной самоубийства бывшей возлюбленной. Или наблюдать, как бывшая возлюбленная убивает нынешнюю.
  • Uro no Shoujo — эх, Рэйдзи, за что жизнь тебя так… В одной из плохих концовок вроде бы безобидная школьная подружка, которая тише воды и ниже травы, вдруг оказывается маньячкой и похищает его единственного близкого человека — младшую сестру, чтобы убить её на глазах у главгероя и потом начать вешаться на него, утверждая, что она — это Юкари. В истинном финале любимая, которую он искал почти два года, умирает от родов, не дождавшись его, а ребёнок, которого он совершенно случайно успел подержать на руках, не зная, чей он, теперь похищен очередным безумцем.

Примечания[править]

  1. В реальной жизни был фильм «Партийный билет», Ивана Пырьева, но там «утеря» этого самого билета часть истории о кулацком сынке, маскирующемся под советского человека.