Злу не постичь Добра

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Evil Cannot Comprehend Good. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я же бесчестный! А от таких, кроме обмана, нечего и ждать. Серьёзно! Остерегаться надо людей честных: никогда не заметишь, как они сделают какую-нибудь… глупость. »
— Капитан Джек Воробей разъясняет Барбоссе, почему тот — старый поц, а сам Джек — виконт де Бражелон.
« Я не смогу тебя понять! »
— Деймос — Десмонду в «Эльфийской рукописи»

Этот неловкий момент, когда злодей просчитывает все возможные поступки героя — кроме того единственного, очевидно геройски-идиотского, который пускает все хитрые планы коту под хвост!

Нет, ну каким же идиотом надо быть, чтобы совершить героическое самопожертвование ради неблагодарного быдла! Или добровольно уничтожить артефакт, дающий величайшую власть и силу! Простить смертельного врага! Как вообще кому-то может прийти в голову такая нелепая мысль?!

Но вот нашелся герой, которому эта нелепость пришла в голову — и все планы злодея пошли прахом, а почему?

Потому что Злу не постичь Добра.

Чаще всего это свойственно Тёмным Властелинам, злодеям дьявольского архетипа, маньякам, творящим зло ради самого зла и чужеродным чудовищам, которые начисто лишены всего человеческого. Реже — антизлодеям и злодеям по должности: чем больше в них героических черт, тем лучше они сами понимают мотивацию героев.

Родственный троп (и одновременно антитроп) — Добру не постичь Зла.

С точки зрения злодеев троп является стилем дурака.

Примеры

Мифология и фольклор

  • В христианской теологии — полный провал вражды Сатаны с Иисусом Христом. Дьявол был изначально сотворён как Ангел великого ума, но грехопадение, любой теолог скажет, помрачает мудрость. Весьма смутно представлял он себе, что значит «Сын Божий», ещё и потому, что Божество по природе непостижимо. Вот и искушал Иисуса, надеясь, что Он согрешит, сулил власть над всеми царствами земли, но безуспешно — простого человека демон ещё может перехитрить, но не Сына Божьего. Крайне самонадеянно решил он погубить Иисуса посредством Иуды, фарисеев и римлян, рассчитывая пленить Его в аду — но вышло ещё хуже для него: мало того, что Иисуса ад удержать не мог, так ещё и выяснилось, что Христос сам шёл на смерть, чтобы искупить узников ада, которых и вывел.
  • Еще ярче -в искушении Иова (который был человеком!). Сатана был уверен, что любой суперправедник, у которого Бог незаслуженно отберет все самое дорогое, да еще зачем-то допустит заболеть проказой, -не будет удерживаться и проклянет Бога. Ведь терять ему теперь нечего, а он обижен. И таким образом Сатана выиграет спор с Самим Богом. Но его логика была логикой царя и подданного, подданный действительно лоялен царю только до тех пор, пока ему это выгодно. И злой дух ничего не думал про любовь творения к Творцу, про доверие Богу как Отцу.

Литература

Русскоязычная

  • «Сила сильных» Дмитрия Биленкина: жизненное кредо главного злодея — Эль Шорра подходит под троп.
  • Его же «Космический бог» — патер Гюисманс смеётся, когда главный герой требует от него неприкосновенность экипажа похищенного космического корабля «Антиной»: «— Да вы юморист, Полынов! Вы абстрактный гуманист! Безопасность своих противников, ха-ха… Ведь сенаторша, троечка миллионеров и прочая шваль враждебны вам, коммунисту, разве не так?».
    • Едва ли это троп. Ведь этот разговор никак не помог герою победить злодея. Помог галлюциноген в банке и подушка, которой зашибли Гюисманса. А эта болтовня -просто проходной эпизод чтобы показать какие коммунисты "пушистые зайки". И чтобы цензура не очень кусалась, когда книгу будет оценивать.
  • «Человек напротив» Вячеслава Рыбакова — Симагин и его безымянный антагонист альтер-эго дьявола на пару секунд напрямую загружают друг другу в души свои системы ценностей. Даже такой предельно открытый обмен для взаимопонимания ничего не дает — оба остаются не более, чем в недоумении.
    • Не совсем так. Хоть у обоих и осталось впечатление «дядя, ты дурак?», но плохишу от симагинского ви́дения мира стало куда неприятнее. Главгероя мир-пиршество скорее насмешил.
  • «Странствующий вулкан» — латиноамериканский диктатор Роберт Конрад искренне удивляется, почему учёные, ставшие пленниками этого самого вулкана, не додумались построить в нём тюрьму.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — после того как Тина Хэдис отказывается участвовать в охоте на Гонщика и начинает искать истинных виновников теракта, глава злой корпорации Генлаор поручает её ликвидацию агенту, с которым она ранее отправилась на поиски Гонщика, и которому она неоднократно спасла жизнь. Педаль в пол за то, что во время совместных приключений агент оказался в ситуации, требующей сильного поворота направо.
    • Бывшие агенты «Конторы Игрек» так и не смогли понять причин, по которым лучший «ликвидатор» Зойг внезапно начал «мочить в сортире» своих-же товарищей ради спасения «мутанта» Поля Лагайма. Римма Кирч подумала, что Поль Лагайм его зомбировал. Психолог «Груша» считал, что причиной этого предательства стала латентная гомосексуальность Зойга, сработавшая на молодого красавчика Лагайма (никак по сюжету не проявлялась). А причина была простой: «Потому что в Конторе было до хрена болтологии, а когда понадобилось спасти конкретную деревню, никто не захотел пошевелиться. „Мы занимаемся спасением человечества, а не утопающих“ – эти торжественные слова Маршала на мраморе бы да золотыми буквами!» А Лагайм их спас…

На других языках

  • «Властелин колец» — классика. Саурону просто в голову не могло прийти, что кто-то захочет уничтожить такую полезную штуку, как Кольцо, а если и захочет — что у него хватит на это силы воли[1].
    • По этой же причине Саурон сильно недооценивал Гэндальфа, считая его лишь немногим умнее Радагаста (всё-таки изучение народов полезнее изучения зверей и птиц). Странное поведение Гэндальфа он объяснял «слабым умом» и «отсутствием у Гэндальфа ясной цели».
    • Педаль в пол: по этой же причине Саурон искренне (почти до последнего момента) не понимал и не верил, что Братство Кольца чапает в Мордор именно затем, чтобы уничтожить Кольцо. Саурон большую часть времени так и мнил, будто они идут захватывать власть над Мордором: по умолчанию, мол, собираются вручить её Гэндальфу или Арагорну, но скорее всего, дескать, в итоге передерутся за эту власть между собой. Ах, как Саурон просчитался!.. Причём Гэндальф и Элронд именно на такое Сауроново заблуждение и рассчитывали — и не зря.
  • Сага о Гарри Поттере: Дамблдор постоянно повторяет, что слабое место Волдеморта — непонимание силы любви. Правда, у ГлавГада есть и другое слабое место — мозги не очень работают.
    • Но католичка Роулинг, пожалуй, заявила бы, что в личном Волдемортовом случае это не что иное как два тесно взаимосвязанных фактора. Ведь Волдеморт сам выбрал себе нежелание понимать силу любви, считая всё это «слюнявыми глупостями». Спесь вкупе с цинизмом подводила и более уравновешенных деятелей, чем этот Том Риддл… Он, конечно, на первый взгляд умён (умнее своих Пожирателей Смерти, это уж точно), да только ум-то у него дурацкий.
  • К. С. Льюис, Племянник чародея: злая колдунья Джадис искушает мальчика Дигори забрать яблоко бессмертия себе и не отдавать божественному льву Аслану, как тот велел. Она вполне убедительно предлагает Дигори использовать яблоко для лечения его больной матери, и мальчик колеблется. Но дальше Джадис делает большую ошибку: она говорит Дигори, что об этом никто не узнает, а что его подруга Полли уже знает — так её можно оставить в этом мире и прыгнуть на Землю одному. (На самом деле Полли тоже может прыгать меж мирами, но Джадис об этом не знает.) После такого предложения Дигори перестаёт слушать Джадис.
  • «Звезда Стражей», последняя книга: Флейм Старфайр в полном недоумении, когда бывший антизлодей Дерек Саган предпочитает пожертвовать собой, чтобы сорвать его, Флейма, злодейские планы, хотя Саган сам в молодости был той ещё властолюбивой сволочью. Однако Саган раскаялся, понял свои ошибки и проапгрейдился до антигероя, и этого Флейм никак понять не может:

Флейм: Почему? Почему? Я же был всем, чем хотел стать ты!
Саган: Именно поэтому.

  • «Меч Истины» Терри Гудкайнда: сыграно зигзагом. Поначалу кажется, что перед нами инверсия. Главный злодей Даркен Рал отлично знает, что такое любовь, дружба, милосердие, благородство — и с успехом использует их для своих манипуляций. Просто ему самому всё это чуждо. Однако в конце и он прокалывается именно на недооценке добра.
  • Дин Кунц, «Сошествие тьмы» — мафиози Дженнаро Карамацца не может поверить, что разговаривает с двумя честными копами, которые никогда не брали взяток.

Фанфики

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления»: у Волдеморта слепое пятно в отношении стратегий, предполагающих альтруизм, даже если они способны помочь ему самому. В итоге он не смог понять, что его улучшенная система крестражей ограничена на предмет вселения в чужие тела, и после своей смерти несколько лет сидел внутри своих крестражей бесплотным духом. Гарри толкует слова пророчества о том, что у него будет сила, неведомая Тёмному лорду, в этом же смысле, замечая, что эта сила в определенном смысле помогла ему одержать победу.

Кино

Отечественное

  • «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухраб»: аверсия. Злой див Тулад, после неудачных попыток навредить богатырю Рустаму напрямую, решает действовать обходным путём, через добро («оно посильнее меча, и вина, и яда!»). Расчёт оказался верным, и благие намерения довели-таки до катастрофы.
  • «После дождичка, в четверг…» — Кощей привык, что все всех обманывают. Он не может поверить, что тот, кто держал в руках настоящее яйцо с его смертью, мог добровольно отказаться его разбить — потому что обещал не разбивать. Это-то и погубило (физически) самого Кощея — тот повёл себя импульсивно (чтобы заглушить сомнения, отвлечь себя от них?!), а именно взял да презрительно раскокал то, что держал в руках. А это было настоящее яйцо…
  • «Чистилище» — Дукуз Исрапилов: «Сжечь это говно! Ты дурак! Говно! Почему они такое непредсказуемое говно?!»

Зарубежное

  • «13 район» — Лейто подсвечивает это наркобарону Тахе: «Знаешь, в чём между нами разница? Ты не знаешь, что у меня в голове, а я твою гнусную натуру знаю наперёд, и потому всегда на шаг тебя опережаю!».
  • «Звёздные войны»: ну как мог император подумать, что в Дарте Вейдере даже через столько лет главной окажется любовь к семье, а не к власти или могуществу! Не смог спроецировать.
    • Учитывая, что Император позволил приблизиться к себе человеку, которого буквально минуту назад предлагал Люку убить и который вообще ситх, а стало быть, по умолчанию нацелен на устранение учителя. А конкретно в третьем эпизоде Энакин озвучил такое намерение сразу же после обращения… Непонимание сути добра тут, казалось бы, ни при чём — старикан просто словил то ли Идиотский мяч, то ли злодейский (если чересчур увлёкся истязанием Люка)…
      • Но именно что «казалось бы». Старикан, во-первых, не без оснований полагал, что с ролью «нового тёмного властелина» Вейдер пока что не управится и сам это понимает (старикан думал, что Вейдер не станет торопиться с устранением учителя, захочет «ещё подкачаться»; ну а что ученику осточертела такая жизнь и он, как вариант, готов к смерти — это императору и в голову не влетало). А во-вторых, Сидиус полагал, что если Вейдер однажды и устранит учителя именно по-ситхски, именно чтобы стать новым тёмным властелином (так, как в своё время поступил сам Сидиус с Плагеусом) — то ничто по сути своей не изменится, а Светлые так или иначе проиграют; то есть император был в принципе готов к тому, что Вейдер рано или поздно устранит его, Палпатина, именно с такой (ситхской) мотивировкой и с такими последствиями. У императора вдобавок были способы не умереть до конца (мы видим это в девятом эпизоде, который и стал окончательным каноном… А уж Расширенка, позже отменённая, была этим просто напичкана!). Но вот что Вейдер возьмёт да вальнёт Сидиуса НЕ ПО-СИТХСКИ, не чтобы занять его место, а чтобы это место никем больше не было занято… И что Вейдер мочканёт Сидиуса ради того, чтобы самому перестать быть ситхом и больше не зваться Вейдером… Что грохнет бывшего учителя именно из соображений МИЛОСЕРДИЯ, по-Светлому (а не как-либо ещё), при этом противясь Тёмной стороне, а не ведясь на неё… Вот такого Сидиус представить себе не мог даже теоретически: ведь самим Сидиусом на месте Вейдера могло бы двигать что угодно, да только не нечто подобное. А это как раз сабж.
        • А в девятом фильме — пусть он и «повторюшный» и неизмеримо слабее классического шестого — зрителю показали, что Сидиус ещё раз отыграл троп. Старый дурак[2] Палпатин опять понадеялся, что уж не Рей, так Кайло если и вальнёт его, Палпатина, то «по-Тёмному» (чтобы занять его место), и тогда начертания Тьмы так или иначе сбудутся, Тёмный трон не будет пустовать. Однако начертания Тьмы вновь эпично рухнули, потому что Рей и Бен Соло (уже не «Кайло Рен») опять-таки, как и Энакин некогда, взяли да грохнули Сидиуса с тем, чтобы Тёмный трон больше никем не был занят, а не с чем-то ещё. Сами не уселись. Ватсониански — этакая преемственность поколений; а дойлистски — наглая эксплуатация эффектного сюжетного хода по принципу «Ещё раз то же самое». Бен Соло ещё и заплатил за этот подвиг жизнью, как ранее и Энакин (тщетно Рей пыталась его исцелить — на это не хватило даже её халявной силищи).
  • «Список Шиндлера» — комендант концлагеря Амон Гёт совершенно искренне не понимает, зачем Оскару Шиндлеру выкупать евреев, чтобы тех не отправляли в Освенцим. В итоге он решает, что Шиндлер придумал какой-то хитрый план обогащения за их счёт. Мысль, что Шиндлер просто хочет спасти людей, такому полному чудовищу, как Гёт, даже не может закрасться в голову.
  • «Стражи галактики 2» — Эго то ли действительно не предполагал, что его сын так бурно отреагирует на признание в убийстве его матери, то ли проверял на готовность отринуть всё человеческое и присоединиться к отцу в его затее по ассимиляции галактики.
  • «Успеть до полуночи» — что мафиози Джимми Серрано, что начальник поручительской конторы Эдди Москоне считают Джека Уолша озлобленным и жадным до денег козлом (основания у них есть — Марвин, коллега Джека по цеху, именно таков). Поэтому первый оказывается в шоке, когда Джек переступает через свои обиды на слуг закона (Уолш был полицейским и был изгнан в результате подставы) и помогает ФБР[3]. А второй никак не мог ожидать, что Уолш возьмёт и просто отпустит человека, за которого Эдди был готов заплатить изрядную сумму, дабы не потерять залог[4]. И да, Джек никак не ожидал, что в благодарность отпущенный Мардукас даст ему куда большую сумму денег, чем скупердяй Эдди.
  • «Мстители: Эра Альтрона»: ну не доходит до Альтрона, что робот может человека (да что человека — всё человечество) понять и простить…
  • «Смерть ей к лицу» — в конце фильма Мэдлин и Хелен так и не смогли понять, почему Эрнест отказался от бессмертия и даже высмеяли священника на его похоронах, когда тот сказал, что покойный достиг истинного бессмертия, оставшись в памяти людей и своих детей как хороший человек и заботливый отец.
    • Между тем, если как следует проанализировать, чем являются Мэдлин и Хелен и во что они превратились (и даже тогда отчаянно цепляются за развеэтожизнь) — можно, в общем, понять, из каких примерно соображений Эрнест предпочёл естественную смерть моральному падению (фактической потере лица), даже если бы не искалечился физически, как эти две дуры. Но обеим дурам это, разумеется, слабо понять.
  • «С меня хватит!» (Falling Down, 1993) — продавец-неонацист прячет протагониста от полиции, воспринимая Уильяма Фостера как подобного себе. Но наш герой — человек, просто «слетевший с катушек» и на шовинистские высказывания «спасителя» реагирует отнюдь не восторженно. Фостер, конечно, не «герой с чистой душой и ясным взором», а опасный для общества антигерой — но нацик попросту мелкая мразь. Этот нацик, кажется, перед смертью даже не понял, за что именно Фостер его грохнул. На лице нацика в этот момент — не столько ужас, сколько недоумение.
  • «Зелёный Фонарь» — причина поражения Параллакса. Поскольку он питается страхом, то считает, что мужество — это полное отсутствие страха, и что Хэл Джордан проиграет из-за наличия в нём страха. Вот только настоящее мужество — это умение противостоять своему страху и не дать ему одержать победу, поэтому Параллакс недооценил Хэла и не смог поглотить его страх.
  • «Почему, мистер Андерсон, почему? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете драться? Неужели вы верите в какую-то миссию, или вам просто страшно погибать? Так в чем же миссия, может быть, вы откроете? Это свобода, правда, может быть, мир, или вы боретесь за любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия. Хрупкие логические теории слабого человека, который отчаянно пытается оправдать свое существование — бесцельное и бессмысленное! Но они, мистер Андерсон, как и Матрица, столь же искусственны. Только человек может выдумать скучное и безжизненное понятие „любовь“! Вам пора это увидеть, мистер Андерсон, увидеть и понять! Вы не можете победить, продолжать борьбу бессмысленно. Почему, мистер Андерсон, почему вы упорствуете?»
    • Напрасно Смит колбасится таким образом: он не понял бы ответа на этот вопрос «почему», даже если бы услышал ответ 1000 раз подряд. В системе представлений Смита даже тень понятия «Добиться, чтобы другие не страдали» попросту отсутствует. Педаль в пол: Смит — злая компьютерная программа. У андроида Т-800 из второго «Терминатора» после удаления заглушки из мозгов появилось-таки представление о том, почему люди плачут о судьбе тех, кто им дорог — а Смит небось полагает, что «исключительно от слабости и от отсутствия годных, чего-то стоящих приоритетов».

Мультфильмы

  • «Замбезия» — варан Бьюзо перед смертью говорит, что вообще удивительно, что город, где все птицы живут в мире, не загнулся раньше, а дожил до его вараньего пришествия.
  • "Прометей" - Истязающий Прометея орёл требует сознаться, зачем титан похитил священный огонь, и отказывается верить, когда тот твердит, что хотел помочь людям.

Мультсериалы

  • My Little Pony — Кризалис думала, что Элементы Гармонии — это обычные читерские артефакты, с которыми можно захватить страну, и доступ к ним можно получить с помощью злых двойников носителей. Но мало того, что Элементы на самом деле вообще так не работают, они ещё требуют наличия в пользователе соответствующей добродетели, и потому копиям не дались. С одной стороны, это достаточно неочевидно даже для некоторых фанатов, с другой — там как бы на упаковке написано.
    • Зигзаг. Намного раньше Сансет Шиммер сумела украсть Элемент Магии и даже успешно воспользовалась им. О существовании Древа Гармонии героини узнали позже (Элемент в тот момент находился вне Древа). Крисалис же попыталась извлечь Элементы прямо с Древа. Вероятно, сработал защитный механизм Древа Гармонии.
  • Superman: The Animated Series: субверсия с Лобо. Поначалу он не понимает, почему Супермен пытается перехватить ракету, когда может просто увернуться от неё, но почти сразу же осознаёт, что он заботится о людях.
  • Обитель зла: Бесконечная тьма — план антизлодея Джейсона состоял в том, чтобы открыто заявить всему миру о планах Уиллсона и совершённых им мерзостях. Хоть Леон и был с ним согласен, обнародовать эти данные означало бы спрвоцировать глобальную панику и недоверие к правительству С.Ш.А.. Потому-то ему и пришлось молчать в тряпочку об увиденном.

Комиксы

  • DC Comics — Лекс Лютор, причём более чем каноничный, а не тот малолетка-неврастеник из Расширенной Киновселенной, однажды получил неопровержимые доказательства, что альтер-эго Супермена — Кларк Кент… и вместо того, чтобы начать мстить его друзьям, захватывать в заложники родных и всё в таком духе, попросту не поверил. Чтобы практически всемогущий герой — и работал каким-то репортёришкой? ВРЁЁТИИИИ!!11
  • Jason vs Leatherface: Джейсон был, мягко говоря, озадачен, когда понял, что сочувствует Кожаному Лицу.

Аниме и манга

  • Project ARMS: не доходит до агента Киза, почему главный герой решил спасти мальчишку, который до этого натравил на Такахаши ради забавы боевого робота.
  • Cosmowarrior Zero — Хелл Матир совершенно неспособна понять, как члены экипажа «Карии» не перегрызли друг-другу глотки, почему они не сдали Марину (и наоборот), как смогли объединиться с пиратами и почему все это в итоге сработало (а ее план, основанный на том, чтобы всех стравить — нет). Сама она в итоге прямо признает, что зря считала эмоции исключительно вредным явлением и что плохо понимает людей, но списывает все на свою нечеловеческую психологию; похоже, впрочем, скорее на сабж (ничего нечеловеческого в ходе ее мыслей нет — просто социал-дарвинистка).
  • «Паразит» — субверсия, разумные паразиты, существующие только для тотального уничтожения людей, не понимают сущности альтруизма, любви или дружбы, живя по дарвинистским законам. Но некоторые, особо близко общающиеся с людьми или живущие на теле хозяина, не убивая его при этом, могут познать добро и уже не могут выполнять свою основную функцию, становятся способны к самопожертвованию (ранее немыслимому для них), начинают друг с другом враждовать.
  • One Piece:
    • Дворяне Королевства Гоа решили произвести впечатление на Мировую Знать путём уничтожения скопившегося за пределами городских стен мусора. Вот только они решили поджечь этот мусор, не обращая внимания на сотни бедняков, для которых этот район является домом. Выходец из семьи аристократов Сабо, узнав об этом, был потрясён и напуган. Ситуация усугубляется, когда он осознаёт, что большинство других аристократов знают, что происходит, но не понимают, почему он был так напуган этим.
    • Когда Санджи спасает своего отца Джаджа от Большой Мамочки, тот искренне не понимает, почему он так поступил. В ответ Санджи говорит, что его наставник Зефф, который более достоин звания его отца, чем Джадж, никогда не прощает того, кто бросает своих кровных родственников умирать.

Видеоигры

  • Final Fantasy V: защищая своих друзей, Галуф бьётся с главгадом Эксмертем даже при нулевых хитах. Эксмерть удивлён и возмущён, и не может понять, почему старик не умирает. А разгадка проста — Галуфа поддерживает его доброта и невероятная сила воли.
  • Downtown Nekketsu Monogatari (известная также как River City Ransom и Street Gangs). Саймон «Слик» Ямада — протагонисту (набившему морды всем молодым уличным бандитам в городе, чтобы добраться до хари главзлодея, т. е. этого самого Ямады): «Меня тошнит от твоего геройства!».
  • Undertale: если в концовке нейтрала пощадить Флауи, то он очень удивится, почему вы это сделали. Но тут есть обоснуй — у Флауи нет души, и он просто физически не способен понять, почему вы так добры к нему.
  • Red Dead Redemption 2: Анджело Бронте привык использовать свои деньги, чтобы получить желаемое. Когда банда Датча захватывает его, он пытается подкупить их, чтобы они выступили против Датча и освободили его, но те, к его большому шоку, отказываются. Бронте и в голову не приходит, что для людей Датча верность важнее денег.

Настольные игры

  • Warhammer 40000 — именно на этом «погорел» командир Альфа-Легион Аутилон Скорр. Во время битвы за мир-кузницу Мезоа он следовал привычной тактике и цинично подставил союзника в лице 114-го гранд-батальона Железных Воинов, пока сам совершал рейд по тылам. Но потом с командиром «железяк» Нариком Дрейгуром встретился бывший магистр Саламандр (уже в виде дредноута) Касиан Дракос… и заставил его повернуть на сторону Императора! О чём говорили два киборга, неизвестно, но походу свою роль сыграли как и старые обиды Дрейгура (в том числе и на «союзников» из Альфы), так и общеизвестный гуманизм и верность данному слову космодесантников легиона Саламандр.
    • Впрочем, существует странная (но небезосновательная) версия, что Альфа-Легион в той операции (как и во многих других) намеренно действовал далеко не идеальным образом, дабы под видом помощи больше вредить Хорусу и Ко, нежели реально помогать.

Примечания

  1. И может показаться, будто «правильно не могло прийти в голову»: Фродо таки не смог уничтожить Кольцо — у самого жерла вулкана он надел его себе на палец. А отобравший его вместе с пальцем Голлум тем более не собирался. А то, что Кольцо все же попало в вулкан — следствие несчастного (ну, для остального Средиземья «счастливого») случая. Правда, Толкин в «случайности» в подобных ситуациях не верил, он прямо намекал, что падение Голлума в вулкан — это Провидение (как и сам факт попадания Кольца к Бильбо в своё время)…
    • Но эта «правильность выводов Саурона» — мнимая, поскольку она зиждется на той глубоко НЕверной идее (не только читательской, но и внутрисюжетной Сауроновой), что «у всех душа такая же, как у самого Саурона, и как у Сарумана, и как у Исильдура, и как у Голлума, или, самое большее, как у Фродо». Нет, не у всех такая душа, это прямо показано. У одних душа загажена неправильным настроем, а у других — нет (или в меньшей степени). Саурон исходит из глубоко НЕлогичной посылки — мол, «раз Исильдур, Саруман, Денетор, Боромир желали объявить Кольцо своим, то и каждый пожелал бы». Между тем все прочие события саги как бы намекают, что окажись на месте хоббита Фродо — то есть дойди до конца, до момента, когда пора уничтожать Кольцо, — любой другой из Братства Кольца (лишь бы не Боромир и не сам Фродо)… этот «любой другой» уничтожил бы Кольцо, даже практически не колеблясь. А уж Арагорн-то, например!.. Ввиду совсем других взглядов, нежели боромировские и фродовские. А то, как Сэм, обдумав искушение, навсегда посылает оное нафиг — показано прямо в тексте. Так что тут никакой фатальности. Тут личный выбор. «Зло не всесильно, и, в частности, Кольцо не всесильно; всякое Зло при желании оборимо (что бы там ни болтал НЕбезупречный Гэндальф), и Кольцо тоже не исключение» — этой мыслью вообще проникнуты ВСЕ тексты католика Толкина. Подобно тому, как ключевая идея протестантизма (в том числе протестанта П. Джексона) — предопределённость и обречённость, ключевая идея католицизма — напротив, выбор. Дойди до конца именно Гэндальф — он бы немного похныкал, был бы почти в шоке, но всё равно выкинул бы злой артефакт в колдовскую лаву. Ему «было во имя чего». Ведь все предыдущие действия Гэндальфа — в отличие от действий того же Сарумана — строились на принципиальном НЕжелании завладевать Кольцом (а случаев завладеть им у Гэндальфа был вагон и маленькая тачка!), чего Саурон тоже никак не мог постичь, понять и признать. Сам Толкин писал, что Гэндальфа тянет к Кольцу, и Сарумана тянет, но оба деятеля выбрали себе очень разную реакцию на это: Саруман охотно поддаётся искушению и «рационализирует» его — сам себя успешно уговаривает, будто это «разумный, прагматичный, полезный» ход; а Гэндальф последовательно противится искушению и всё делает вопреки ему. И Галадриэль — еще один пример того, как можно пусть и вожделеть, но не вестись на вожделение. А Арагорн и КНИЖНЫЙ (!) Фарамир, и КНИЖНЫЙ Сэм (с определённого момента) — пример того, как можно даже и не вожделеть вовсе, если ты выбрал именно это. А тот же Том Бомбадил пошёл дальше, он вообще чхать хотел на сам принцип искушения — его просто не влечёт, аж настолько, что на его организм Кольцо вообще никак не воздействует (даже невидимкой его не делает — Бомбадил НЕ ХОЧЕТ переходить в «сумрак», на призрачный план, ну и не переходит; и более того, Бомбадил надевает Кольцо вообще без всякого страха). И это у Тома не «халявный иммунитет»; не получится отмазаться тем, что «Бомбадил, мол, существо высшего порядка, Небесной природы». Ведь и Гэндальф, и Саруман, и сам Саурон — того же самого высшего порядка, той же самой Небесной природы, а вот на поди!..
  2. Превращение во что-то вроде нежити (пусть и в клонированном теле) — навряд ли способствует поумнению. Больше похоже на то, что Сидиус «ничего не забыл и ничему не научился». К тому же есть признаки, что старикашка вернулся не таким, именно в плане рассудка.
  3. Тут, правда, есть ещё два нюанса. С одной стороны, действительно сложно ожидать, что ФБР согласится оставить в покое ценного свидетеля Мардукаса (и тем самым дать Джеку возможность доставить его по назначению) в обмен на возможность взять Серрано с поличным. С другой, именно Серрано и подставил Уолша — и с чего вдруг у последнего не появилось мотива отомстить мерзкому мафиозо?
  4. А вот тут как раз всё логично — Джек сходу заломил изрядную сумму за Мардукаса и открыто сказал что это будет его последняя работа на Эдди. Как ни крути, а тут так и так проще окончательно завершить дела и разойтись как в море корабли. Хотя если учесть, что Эдди — жадный до бабла самоуверенный мерзавчик, решивший подыграть конкуренту Уолша Марвину — сугубо потому что пообещал ему куда меньше за это дельце…