Справочник автора/Европейская одежда

Материал из Posmotreli
< Справочник автора
Версия от 21:10, 28 марта 2022; Taskforce304 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Q| Я не знаю, что такое<br /> Котарди и упелянд,<br /> Но порву лицо любое<br /> За родимый фатерлянд!<br />|Народное реконструкторское}} thumb|right|Сей представитель пехоты одет по моде XIV века. Небольшой очерк развития европейского костюма от V до XV веко...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Я не знаю, что такое
Котарди и упелянд,
Но порву лицо любое
За родимый фатерлянд!

»
— Народное реконструкторское
Сей представитель пехоты одет по моде XIV века.

Небольшой очерк развития европейского костюма от V до XV веков.

Базовое

  • Костюм состоял из нескольких слоёв, базово — из трёх: нижнее бельё, верхнее платье, верхняя тёплая одежда. Большое количество слоёв говорило о высоком статусе.
  • Основные ткани — лён и шерсть. Лён шёл на исподнее и обычно не красился, из шерсти делали верхнюю одежду, и уж её красили всем, что находили. Менее доступные ткани — хлопок, шёлк, бархат.
  • Средневековый человек, как правило, жил «на улице», в доме только ночевал, поэтому костюм был заточен под жизнедеятельность на природе со всеми её прелестями.
  • В Средневековье костюм не только предохранял от непогоды, но и являлся показателем богатства и статуса его владельца. Богатые люди могли позволить себе такие излишества, как широченные рукава, длинные полы платья и импортные ткани. Люди победнее обходились фасонами попроще и поудобнее.
  • Тем не менее средневековые люди очень любили модниться, даже если средства особо не позволяли разгуляться. Отсюда весёленькие цвета одежды, украшения…
  • Особых отличий между европейскими регионами в одежде не было. Существовали, конечно, какие-то специфические детали, характерные украшения, где-то влияли иные цивилизации, но в целом до эпохи Возрождения европейцы (и мы, грешные, тоже, несмотря на иную доспешную моду) носили одинаковые одежды.

Чего в Европах не водилось

  • Штанов в современном понимании. Распространённая ошибка ролевичья, надевающего к котте черные джинсы со споротыми карманами. С другой стороны, если котта длинная, то джинсовую мотню не видно, так что сойдёт для сельской местности.
  • Сапог, помимо высоченных «ботфортов»[1] для верховой езды. Ну, ещё в граничащих с Азией странах ходили азиатские же сапоги. Ещё одна распространенная ошибка ролевичья, считающего, что армейские сапоги советского образца — это антуражно.
  • Платьев на каркасах (первое завелось в конце XVI века, на так называемом фартингале, или вертюгале).
  • Карманов.
  • Белых рубашек с красной вышивкой, в которые любят рядить жителей древней Руси.
  • Разных кожаных/меховых/шерстяных безрукавок.

Тёмные века

Конец эпохи викингов на ковре из Байо.

Период с падения Рима и до XI века. Раннесредневековые европейцы — потомки варварских племён, обосновавшиеся на землях покойной Римской империи. Одежда того времени не явилась развитием классической античной одежды и была достаточно примитивной. Что-то заимствовалось из Византии — единственного в те славные времена культурного центра
Проблема данного периода — про него известно немногое, находок одежды сохранилось довольно мало, а с изобразительными источниками в те времена была полная труба. Тем не менее, кое-что сказать можно…

Мужской костюм

Исподнее

Брэ, правда, XIII века

На тело надевались брэ — предок современных трусов-семеек. Широченные льняные труселя до колен, подпоясывались шерстяным шнурком.
Нижняя рубашка (камиза, сорочка). Камиза имела Т-образный крой, подол мог быть длиной от середины бедра до колена (главное, чтобы из-под верхней одежды не торчал). Рубашка могла иметь вырез на груди.

Ирландцы обоих полов до XVI века (см. гравюры Альбрехта Дюрера) часто обходились одной лишь рубахой-лейне (léine), характерной особенностью которой являлись широкие рукава, но с узкими манжетами. Хотя воины, прислуга, всадники и всадники носили вполне себе штаны.[2][3] А шотландцы помимо лейне, также носили шерстяные пледы, которые со временем расформировавшись в килты, дожили до нашего времени.

Верхнее платье

Vikings.jpg

Основным платьем была котта — туникообразная рубашка, длиной примерно до колен в рядовом исполнении (чем выше статус, тем длиннее подол). Крой котты повторял крой камизы. Подол и край рукавов могли оторачиваться шерстью иного цвета. К котте часто пришивали корзно — украшенный воротник.
В северогерманском регионе, помимо котты, бытовала специфичная одёжка — короткий запашной халат, чем-то напоминавший куртку из одной далёкой галактики. Ирландская знать поверх лейне надевала куртку-килкомон, сохранившуюся до XVII века.
В пограничных со степью регионах наряду с коттой могли носить запашные кафтаны.
На ногах носили либо свободные штаны до колен и обмотки, либо шоссы — узкие чулки до середины бедра. Шоссы привязывались к брэ и подвязывались под коленом. Как ни странно, с христианизацией штаны вытеснялись шоссами, так что применительно к средневековью вполне можно сказать, что штаны — это признак варварства.

Сверху надевался плащ, обычно кроя «полусолнце» (вот тут ролевичьё, с его нежной любовью к данному предмету одежды, не ошибается). Плащ доходил до лодыжек, закалывался фибулой (застёжкой) или завязывался на верёвочки, мог подбиваться мехом. Поскольку ткацкие станки тех времён ограничивали ширину ткани 50-70 сантиметрами, плащ (да и всё остальное тоже) шился из отдельных деталей.

Головной убор

Типичный головной убор — шапка с меховой оторочкой. Также во многих регионах носили шаперон — капюшон с пелериной. Именно его носила в версии Перро Красная Шапочка.

Обувь

Поршни
Находки в Дании

Обувка эволюционировала от банального куска кожи, примотанного к ноге. Простейший вариант — поршни, фактически «тапок» из одного куска кожи, собранный на шнурок. Более сложный — остроносый «сапожок» из одного-двух кусков кожи. В такой обуви очень удобно ходить по земле. Вариантов исполнения было много. Статусная обувь ещё и отделывалась золотом и бархатом.
Среди славян, финнов и балтов были распространены лапти. Естественно, это был дешёвый и недолговечный ширпотреб, при первой же возможности заменявшийся на поршни. А вот вышеупомянутые ирландцы (по крайней мере в тёплую погоду) и вовсе ходили босиком или в сандалиях.

Аксессуары

Очень богатый пояс.

Означенные пункты будут актуальны для всего Средневековья

  • Пояс. Был обязательным элементом одежды, показаться без него было просто неприлично (помните слово «распоясаться»?). Пояс делался из толстой кожаной полосы, украшался пряжкой, наконечником и литыми накладками. У богатых владельцев за оными накладками могло быть не видно кожаной основы.
  • На поясе могли висеть кожаная сумочка, нож, цера (вощёная дощечка для письма), чётки (у христиан, естественно) и любые другие малогабаритные вещи.
Находки IX—XI веков.
  • Разнообразные украшения — кольца, бусы, подвесные амулеты, гривны (шейный обруч)… Украшения, как правило, несут в себе сакральную символику. У викингов были распространены сюжеты из саг, у славян — из своих мифов, до нас не дошедших… Человек мог носить и «чужие» украшения — как трофей или просто понравившуюся цацку. Христианство в значительной степени вытеснило языческие украшения, хотя двоеверие не было чем-то уникальным.

Женский костюм

Женский костюм по крою был аналогичен мужскому, основное отличие — это длина.

Исподнее

Хангерок как он есть

Та же сорочка, только длиной до щиколоток.

Верхнее платье

Вышеупомянутая котта, только длиной до земли.

Жительницы Скандинавии могли надевать на платье хангерок — эдакий сарафан.

В самом раннем средневековье он был обычной одеждой девушек и молодых женщин германских племен в теплый период года и носился без рубахи. С принятием христианства под него стали надевать рубаху.

Схожий сарафан под названием хурстут носили финно-угорские племена Финляндии, Карелии и Приладожья. Примечательно, что на ткани не прокладывались боковые швы. Дольше всего хурстут сохранился у ижор — до начала XX века.

На ногах носили шоссы, аналогичные мужским, но короткие — до колена. Каких-либо штанов женщины не носили, если только по каким-то причинам не рядились в мужской костюм.
Плащ не отличался от мужского.

Головной убор

Очелье и височные кольца

Платок обыкновенный. Платок мог повязываться или закреплялся с помощью булавок и/или очелья — головной ленты. Очелье могло носиться и без платка, как самостоятельный головной убор.
Мужскую шапку могла носить только женщина очень высокого статуса.

Обувь

Не отличалась от мужской.

Аксессуары

Описанное в разделе, посвященном мужскому костюму, справедливо и для женского.

  • Женские пояса раннего средневековья, как правило, были ткаными.
  • Распространённым украшением славянок и их соседок были височные кольца, крепившиеся на очелье.
  • В северной Европе были популярны парные «черепаховидные» фибулы (см. фото выше).

Высокое Средневековье

Сцена из Библии Мациевского, середина XIII в.
Куртуазная сцена из Манесского кодекса, начало XIV в.

С XI по середину-конец XIV века. Европейцы в массе своей приняли христианство, создали более-менее устойчивый феодализм и сходили в крестовые походы, где насмотрелись на разные интересности, что не замедлило сказаться на моде.
Высокое средневековье продолжило романскую моду, но привнесло в костюм много интересного.

Мужской костюм

Исподнее

Эти элементы особо не изменились, разве что сорочка могла быть приталенной.

Верхнее платье

Среди одежды продолжала бытовать котта, но теперь её, как и сорочку, часто делали приталенной.
В XII веке появилось блио — свободное платье с широкими рукавами. У знатных особ рукава могли волочиться по земле.
В ходе крестовых походов выяснилось, что под жарким арабским солнцем кольчуги имеют свойство выгорать. Для защиты доспехов (которые, на минуточку, стоили как стадо скота) стали применять сюрко (от фр. sur coat — «на котте») — накидку без рукавов, или с короткими рукавами, по крою аналогичную котте. Из снаряжения рыцаря сюрко перекочевало и в гражданский костюм, приятно расцветив его. Сюрко часто использовалось в качестве гербовой одежды.[4]
На ногах продолжали носить шоссы, штаны сохранялись только в разных медвежьих углах. Плащи тоже никуда не делись.

Головной убор

В это время появился (или стал известным) чепец. Чепчик носился под основным головным убором, собирал на себя пот и грязь с головы, предохранял от жары, особенно если его смочить водой.

Популярной стала шерстяная шапка-таблетка[5]. Продолжал использоваться шаперон, кроме того, распространились различные валяные шапки — круглые, треугольные-тирольки (известные как «шапка Робин Гуда»), широкополые «пилигримки»… Шапки часто украшались перьями.

В восточной Европе продолжали носить шапки с меховой опушкой.

Обувь

Ботинки из Лондона.
Обувь из Новгорода.

Усложнилась и обувка. Ботинки стали шиться из нескольких деталей и стремиться к остроконечности, на них появились пряжки, ремешки и прочие радости.
Полезным изобретением стали патены — эдакие деревянные сандалии, надевавшиеся на обувь и служившие для защиты от непогоды.

Аксессуары

  • Население обзаводится ткаными перчатками.
  • В XIII веке появились очки.
  • Пропали различные подвесные украшения.

Женский костюм

Блио, начало XIII в.

Исподнее

Сорочка изменялась в том же направлении, что и мужская.

Верхнее платье

Изменения в костюме были того же рода, что и в мужском. Приталилось платье, появились сюрко и блио (в женском, естественно, варианте). Блио могло посаживаться по фигуре с помощью шнуровки на боках. Сегодня в блио очень любят рядить эльфов. А ещё оно невероятно популярно у женской половины ролевичья.

Головной убор

На даме справа — филлет и барбетт

Помимо платка и чепца, в распоряжении женщин появились филлет и барбетт — ленты, обхватывающая голову подобно венцу и под подбородком соответственно. Филлет и барбетт нередко комбинировались друг с другом, с покрывалом или с шапкой-таблеткой.

Также женщины начали носить шапероны.

Обувь

Тоже не отличалась от мужской.

Аксессуары

Тканевые пояса постепенно вытеснялись кожаными.

Позднее Средневековье

Бал в эпоху готики

Оно же готическое[6] Средневековье, оно же раннее Возрождение.
В XIV веке по Европе прокатилось несколько эпидемий чумы. Поветрие выкосило значительную часть населения и значительно изменило менталитет европейцев. Смерть могла постучаться в любую дверь, и перед такой перспективой человек захотел пожить красиво. Как нельзя лучше этому способствовали новые технологии, новая доспешная мода, повторявшая контуры тела, и развитие светского искусства, воспевавшего куртуазную любовь. Стиль всей Европе долгое время задавало великое герцогство Бургундское.
А вот в нашей стране, несмотря на ту же чуму, готическая мода не прижилась.

Мужской костюм

Мужская одежда переменилась радикально. В первую очередь, она укоротилась, во вторую — стала распашной и в общем уже немного напоминала современную. Модно, стильно, молодёжно. Длинные одежды сохранились как статусные предметы правителей, духовенства, высших чиновников и учёных людей.

Исподнее

Нижняя рубашка теперь шилась длиной максимум до середины бедра. Рубашка могла украшаться вышивкой, кружевами и собираться в складки (впрочем, это уже черты конца века). Вместо широченых брэ появились трусы, похожие на современные.

Верхнее платье

Теперь вы знаете, что такое котарди...
...И упелянд
Файл:Gothicmen.JPG
Персонажи этой картины носят разные виды дублетов.

В это время вместо банальной длинной котты появилось много вариантов коротких «курток»:

  • Котарди — распашная куртка до середины бедра с узкими рукавами, пока ещё прямого кроя. Просуществовала до начала XV века, после чего заменилась дублетом.
  • Жакет — узкая куртка без рукавов или с откидными рукавами.
  • Дублет — узкая куртка, посаженная строго по фигуре. Дублет появился в первой половине XV века и оставался основной европейской одеждой до XVII века, когда он постепенно превратился в полукафтан. На дублете появился ворот-стоечка. С середины XV века на рукавах появляются буфы.


Одежда застегивалась на крючки, пуговицы или шнуровалась. Рукава могли быть длинные или короткие, застегиваться на пуговицы.
Шоссы стали сшивными — их сшивали в районе седалищного нерва, а спереди пришивали гульфик. Шоссы привязывались к дублету на шнурках. Они уже похожи на современные штаны, но, тем не менее, это ещё не штаны.
Поверх дублета носили плащи. Плащ тоже укоротился, хотя более практичные длинные плащи продолжали существовать. Альтернативой плащу был упелянд — свободная одежда с широкими рукавами. И плащ, и упелянд могли быть подбиты мехом.
Все одежды стали шить на подкладке изо льна.

Головной убор

Альтернативные способы ношения шаперона

Основные типажи шапок не изменились — существовали шапероны и самые разные типы валяных шапок. Впрочем, шапероны стали сложнее и затейливее — на них появились пуговицы, фестоны и прочая красота. Шаперон, помимо основного способа применения, начали носить и как обычную шапку. На излёте века появились береты.

Обувь

Пулены

В моду вошли пулены — «тапки» с вытянутым носком. Длина носка зависела от статуса владельца и нередко законодательно ограничивалась для разных сословий.

Кавалеристы начали использовать высокие сапоги для верховой езды.

Аксессуары

  • С поясов практически исчезают литые накладки
  • Получают распространение ароматические шарики

Женский костюм

Дама.

Исподнее

Сорочка также приталилась. Ближе к концу века в моду вошли складки и сборки.

Верхнее платье

Шнурование платья

Платья в это время уже значительно отличаются в разных регионах. В целом, женское платье также стало модно шить по фигуре. Платье могло иметь шнуровку, спереди или сзади, длинные или короткие рукава, вставку из ткани контрастного цвета.
Поверх платья могло носиться второе платье или упелянд — свободное платье с широкими рукавами. Или плащ.
В Италии появились раздельные лиф и юбка.
Шоссы особо не изменились.

Головной убор

Hennin.jpg

Готическая эпоха оставила нам много разных шапочек.
Из старого гардероба продолжали применяться платки, «таблетки», шапероны, филлет.
Лицом готической моды стал эннен — «рогатая» шапка, популярная среди знати. В таких шапках часто рисуют добрых фей или принцесс. Эннен мог иметь форму конуса, усечённого конуса, или даже нескольких «рогов», нередко носился в сочетании с вуалью или покрывалом. Вариантов было много…
В моде также были тюрбаны — шапочки в виде мягкого валика.

Обувь

Не отличалась от мужской.

Иллюстрации

Примечания

  1. Строго говоря, называть сапоги указанного времени ботфортами несколько неправильно.
  2. ИРЛАНДСКИЙ КОСТЮМ "ЗОЛОТОГО ВЕКА"
  3. Мужской ирландский костюм 15 века
  4. А вот у нас, из-за слабого развития феодализма и отсутствия необходимости защищать доспехи от солнца, сюрко не прижилось.
  5. Аутентичное название сего девайса не знает никто.
  6. Готический — потому что не романский, т. е. «варварский».