Борджиа

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Борджиа
Borgia.jpg
Рецензии - Догадки - Теории - Фанфики
Жанр: исторический
Режиссёр: Том Фонтана
Сценарист: Том Фонтана
Композитор:
  • Сириль Моран
  • Эрик Невё
В главных ролях:
  • Джон Доман
  • Марк Райдер
  • Изольда Дюшаук
  • Ассумпта Серна
  • Деян Чукич
  • Марта Гастини
  • Дьярмуид Нойес
Год: 2011 — 2014


Borgia (рус. «Борджиа») — эпичный исторический сериал от шоураннера «Прослушки» Тома Фонтаны, повествующий о взлёте и падении самой скандальной ренессансной семьи Борджиа. От начавшего выходить в тот же год шоутаймовского The Borgias невыгодно отличается костюмами и кастом победнее, но выгодно — большей исторической достоверностью и атмосферой ватиканских страстей (по уровню жестокости и обнажёнки без прикрас запросто уделывает «Игру престолов»). Тем не менее «Борджиа» далеко не эксплуатационный сериал, прекрасно отражающий дух эпохи и знакомящий зрителя с целой палитрой знаковых личностей тех времён.

Под руководством Фонтаны сериал снимали несколько режиссёров из разных стран, поочерёдно сменявшие друг друга. Всего вышло три сезона:

  • 2011 — Faith and Fear («Вера и страх»);
  • 2013 — Rules of Love, Rules of War («Правила любви, правила войны»);
  • 2014 — Triumph and Oblivion («Триумф и забвение»).

Хронологию истории нельзя назвать идеальной: во втором сезоне названия серий указывают, что события происходят в течение одного года между различными церковными праздниками, в то время как в третьем серии названы уже по годам действий. Тем не менее, в отличие от сериала Нила Джордана, создателям удалось рассказать всю историю Борджиа от начала и до конца.

Персонажи[править]

Семейство Борджиа[править]

  • Родриго Борджиа, он же Александр VI (Джон Доман) — патриарх семейства Борджиа, матёрый ватиканский интриган, который за счёт грамотных подкупов и обещаний в начала первого сезона наконец-то становится понтификом. Несмотря на его вопиющее лицемерие и коррумпированность, у него глубоко внутри всё-таки запрятаны чаяния о подлинной церковной реформе, однако Родриго вынужден лавировать между слишком многими партиями, а ещё удивительно слаб по отношению к любимым людям, поэтому, в отличие от Чезаре, его история — это путь вниз. Не вынес смерти Хуана и сначала подсел на опиаты, а потом просто настроил практически все ватиканские партии против себя и умер от малярии, всеми забытый.
  • Хуан Борджиа (Стэнли Вебер) — старший из бастардов Родриго от Ванноццы Каттанеи, герцог Ганди́и. Спешно приехав к папскому конклаву из Испании и сообщив отцу новости о трагической гибели в бою своего старшего брата Педро Луиса, сделался любимым сыном, которому Родриго готовит военную карьеру и отсыпает сначала титулы, а потом и испанскую принцессу в придачу. Хуан всех этих почестей заслуживает чуть менее, чем никак: он не видит дальше собственного носа, исключительно тупой, думает только о попойках да юбках, никудышный полководец, а принцессу и вовсе бьёт. Впрочем, отчасти он стал заложником отцовских амбиций: тот насильно оторвал Хуана от матери в детстве и послал в чуждую ему Испанию, где тот всю жизнь был одинок. Вполне осознавая собственную никчёмность, Хуан убил Педро Луиса, чтобы продвинуться в жизни. Прочие члены семьи любви Родриго к нему не разделяют: в теории Хуан способен эффективно сотрудничать с Чезаре, но не может удержаться, чтобы не задирать его, домогался Лукреции и обрюхатил жену Гоффредо. Под конец первого сезона окончательно деградировал и со всеми рассорился, но решил покаяться во всех грехах. Лукреция в ответ на мольбы о её любви и признание в том, что Хуан приказал убить отосланную в Испанию жену, с которой Лукреция дружила, ударила его кинжалом девять раз.
Несвятое семейство. Слева направо: Ванноцца, Хуан, Лукреция, Родриго, Джулия и Чезаре
  • Чезаре Борджиа (Марк Райдер) — средний сын Родриго, которому была навязана церковная карьера. Вопреки тому, что всего в 17 лет стал кардиналом и получил в придачу хлебную архиепископскую кафедру в Валенсии, страдает от термоядерного комплекса неполноценности и завидует Хуану, на которого сыплются все отцовские плюшки. Вспыльчивый, гордый и фанатичный во всём: если сегодня верит в Бога — то до флагеллянства, если убивает — то со звериной жестокостью, а метает его между идеями не часто, а очень часто. При этом всесторонне образован, дьявольски изобретателен и на столетия опережает своё время, а в промежутке между первым и вторым сезонами, заметно прибавив в GARности и фансервисности, эволюционировал в полноценного великолепного мерзавца с большой мечтой об объединении Италии под своим скипетром. Несмотря на то, что его с отцом взгляды не всегда пересекались, успешно вёл военные кампании против злостных неплательщиков десятины в Папской области и всегда выходил сухим из воды, пока не остался без отца наедине с делла Ровере и был им глупо переигран, после чего угодил в плен к испанцам. Умудрившись и там набедокурить, сидя в тюрьме, сбежал к родственникам своей жены в Наварру и погиб, помогая им подавить мятеж. Обстоятельства его смерти от рассказчика к рассказчику, впрочем, становились всё более фантастическими, да ещё и озвучивались под торжественную музыку. Он ли или скорее миф о нём в сцене после титров в итоге ступает на почву Нового Света — решать зрителю.
  • Лукреция Борджиа (Изольда Дюшаук) — рыжая и, чем дальше, тем более бесстыжая любимая дочурка Родриго. Начинает как наивная девчонка, периодически грезящая уйти в монастырь и стать святой, однако, побывав инструментом династической политики и насмотревшись на ватиканские интриги, обнажает довольно-таки мстительную и страстную натуру вплоть до нимфомании. Может творить совершенно неприглядные вещи исключительно потому, что недовольна своим положением разменной монеты в руках мужчин, и обладает достаточно холодным умом, чтобы проворачивать задуманное, однако располагает несомненными управленческими талантами, которые Родриго и Чезаре постепенно учатся ценить. Единственная из семьи, кто искреннне стремится сохранить свой внутренний моральный стержень и незыблемо верит в Бога, часто выступает миротворцем между родственниками. Трижды была замужем за следующими видными кавалерами:
    • Джованни Сфорца (Мануэль Рубио) — бастард рода Сфорца, граф Пезаро. Скромный вдовец, который, вопреки большой разнице в возрасте, искренне хотел понравиться Лукреции. И без того не отличаясь волевым характером, был, судя по всему, запуган родственниками жены до полшестого, поскольку они запрещали консумировать брак, надеясь вскоре продать девственность Лукреции подороже. В итоге под принуждением признал себя импотентом и согласился на развод.
    • Альфонсо ди Калабрия (Алехандро Альбаррасин) — и снова бастард, но рангом повыше — сын короля Неаполя. По случаю брака с Лукрецией получил чисто декоративный титул герцога Бишелье. Трусливый, но при этом самонадеянный и подлый тип, которому ещё и хватило ума шпионить за Борджиа на кардиналов-оппонентов. Вынужден заискивать перед Чезаре, откровенно его ненавидя (взаимно). Убран со сцены скорее по личным мотивам: Чезаре помог Альфонсо д'Эсте убить его и взял вину на себя, чтобы Лукреция наконец-то зажила счастливо в браке и была в безопасности подальше от Рима.
    • Альфонсо д’Эсте (Эндрю Холи) — наследный герцог Феррары, большая любовь Лукреции ещё с первого сезона: именно тяга бегать к нему на свидания заставила её начать постигать искусство интриг. При всей взаимности чувств постоянно увиливает от неё: то ловит сифилис на войне, то очень некстати оказывается женат, и в целом основные усилия для того, чтобы они могли быть вместе, прикладывает Лукреция. Его семейка такой партии тоже откровенно не рада и в целом представляет собой тот ещё серпентарий, однако в конечном итоге Альфонсо и Лукреция добиваются своего счастья.
  • Гоффредо Борджиа (Адам Мисик и Никколо Бесио) — младший сын Родриго от Ванноццы, в отцовстве которого Родриго изрядно сомневается. Ввиду малолетства бесполезен в интригах, поэтому был сплавлен в брак с гулящей неаполитанской принцессой Санчей Арагонской, сестрой Альфонсо ди Калабрия, и получил в управление княжество Скуиллаче. Полноценно возвращается в сюжет в третьем сезоне изменившимся за лето и с военной помощью для Чезаре.
  • Ванноцца Каттанеи (Ассумпта Серна) — мать бастардов Родриго, бывшая куртизанка. После того, как любовник дал ей отставку, получила в качестве компенсации богатого мужа и прибыльный бизнес из сети борделей и виноделен, хотя всё ещё не может смириться с тем, что Родриго её разлюбил. Ради своих детей готова на любые жертвы. По итогам интронизации делла Ровере оказалась во всех смыслах раздета им до нитки за отказ много лет назад, потеряла всё и уехала из Рима жить на попечении Агапито.

Приближённые[править]

Кардиналы[править]

Короли[править]

  • Карл VIII (Симон Ларварон) — крутой король Франции, в первом сезоне проехавшийся по Италии катком с целью заявить свои наследственные права на Неаполь. Необходимость выбора между ним и Арагонской династией из родной для Родриго Испании в итоге привела к бегству понтифика из Рима. Король, судя по всему, родился с каким-то наследственным заболеванием: чрезвычайно высок, ходит пошатываясь, словно боясь упасть, и страдает от тремора в одной руке, кроме того, все его с королевой дети не дожили до совершеннолетия. Умер, ударившись головой о балку после игры в жё-де-пом (прообраз тенниса) с Чезаре.
  • Людовик XII (Джозеф Битти) — наследник предыдущего, герцог Орлеанский. Давно и взаимно любит овдовевшую королеву Анну и мечтает на ней жениться, однако для этого требуется устранить препятствие в виде его отказывающейся давать развод супруги Жанны, с который Людовик так и не смог осуществить брак из-за одного существенного изъяна: Жанна — гермафродит. После того, как Чезаре помог уговорить Жанну, Людовик осыпал его титулами и в целом быстро с ним подружился. И так же быстро охладел, когда Чезаре взял для него Милан.

А также другие исторические личности, десятки их! Так, в первом сезоне Хуан водит дружбу с бежавшим в Рим султаном Джемом, позже Ванноцца будет судить спор между Микеланджело и да Винчи, Чезаре и Алессандро поедут во Флоренцию разбираться с Джироламо Савонаролой и познакомятся с перспективным политиком Никколо Макиавелли, а в Испании засветятся Фердинанд Арагонский и Хуана Безумная с мужем, и это далеко не конец списка.

Тропы в сериале[править]

  • Антиреклама наркотиков — Джулия и Родриго во втором сезоне подсели на какую-то опиоидную настойку и в итоге начали натуральный запой. Но если Джулию вытащил Алессандро, то немолодой организм Родриго такого уже не вынес.
  • Беременности и ЗППП не бывает — аверсия, да ещё какая. Секс практически всегда ведёт к беременности героини, а предохраняться никто и не предохраняется: можно сказать, Алессандро так натурально угробил свою любовницу Сильвию, поскольку немецкий лекарь[1] ясно сказал ему, что после кесарева сечения ей больше нельзя рожать, однако воздерживаться они не стали, и во время следующих родов Сильвия умерла. В конце первого сезона Альфонсо к лютому возмущению Лукреции подцепил сифилис («французскую болезнь») во время интервенции Карла VIII и прямо сидя в ртутной ванне (исторический способ лечения) пытался убедить её, что всё время думал только о ней. В своих походах сифилисом также периодически болеет Чезаре.
  • Вот это поворот! — «VERBUM INCARNATUM! Её Светлость Лукреция Борджиа, регент единственной истинной церкви, созывает заседание коллегии кардиналов!»
  • Выдать сына за брата — в начале второго сезона Лукреция взаперти рожает ребёнка от своего любовника Перотто, которого у неё на глазах убил Чезаре. Мальчика у неё забирают, чтобы повторно выдать замуж якобы ещё девственницей, однако Чезаре решает не упускать такой шанс помириться с сестрой, поэтому похищает младенца и представляет в Ватикане как своего бастарда, а потом передаёт на воспитание растроганной до слёз «тётушке» Лукреции.
  • Высокопарный латинский девиз — девизом Чезаре беспалевно является Aut Caesar, aut nihil.
  • Душегрейка — необыкновенно трогательная встреча Чезаре с его племянниками от Хуана во время бегства через Испанию. Первая и последняя.
  • Жертвоприношение — Чезаре во время конклава ради успеха отца в приступе религиозного фанатизма решил закосплеить Авраама и оставил на утёсе своего новорождённого сына. И даже был уверен, что Бог принял жертву, раз Родриго избрали папой, а младенец исчез (на самом деле его просто спас Алессандро).
  • Изнасилование — худшее из зол — французские солдаты, во время оккупации Рима покусившиеся на Ванноццу… Скажем так, им не поздоровилось.
    • Впрочем, случалось и так, что зло оставалось безнаказанным. В начале третьего сезона испанцы привезли папе в подарок из Нового Света индианку Юиссу, которая приняла христианство и мечтала встретиться в Риме с Иисусом. Девушка очень полюбилась Родриго из-за своей чистой веры, однако Джулия достаточно рассказала ей о нравах при дворе понтифика, а потом ночью заманила Юиссу в церковь и позвала туда же обросшего бродягу, который издалека походил на Иисуса, чтобы тот надругался над девушкой. Наутро Юисса повесилась.
    • Изнасилование — не худшее из зол? Лукрецию втайне от всех лишил девственности её первый жених дон Гаспаро де Просида, пока она лежала в горячке и лишь отдалённо соображала, что происходит. Непосредственно секс не показан, сама Лукреция потом об этом не вспоминает, а этот случай косвенно подаётся как причина её внезапной нимфомании.
  • Инцест — ну вы же за этим сюда пришли, да? На самом деле троп обыгрывается достаточно интересно. Чезаре и Лукрецию явно тянет друг к другу: она желает его не меньше, чем д’Эсте, а он полностью идеализирует её и называет своей «богиней мира». Тем не менее дальше поцелуев у них не заходит, но скорее ввиду внешних обстоятельств, а не от недостатка желания, и они действительно знают и понимают друг друга лучше, чем кто угодно на свете. Родриго тоже в какой-то момент столкнулся с похотью по отношению к дочери и давил это чувство всеми силами.
  • И ты, Брут? — после достаточно лицемерного суда Алессандро сдаёт Чезаре кардиналам. К счастью, тот уже успел сбежать из Рима в дорожном сундуке Макиавелли.
  • Кающийся грешник — вся суть развития Лукреции как персонажа. Она явно сожалеет о том, что убила Хуана, и он даже является ей в видениях.
  • Назван в честь близкого — первенца Лукреции зовут Джованни в честь её старшего брата (а его сын, герцог Гандии, тоже Хуан), второго — в честь её отца Родриго. Её первый выживший ребёнок в браке с Альфонсо д’Эсте — уже в честь деда по отцу, Эрколе. Одну из многочисленных незаконорождённых дочерей Чезаре, в свою очередь, зовут Лукреция.
  • На тебе! — на второй свадьбе недавно втайне разродившейся Лукреции Чезаре танцует в маске единорога, символизирущего девственность невесты. Впрочем, Лукреция сама осознаёт фарсовость происходящего и, когда её с мужем заставляют консумировать брак при свидетелях и не под одеялом, начинает скакать на Альфонсо и демонстративно стонать, вгоняя в краску присутствующих Родриго и кардинала Карафу.
  • Парад кровавых мальчиков — Лукреция и Чезаре пару раз видят мёртвого Хуана. К сестре он является на опушке леса, когда она задумывает похитить своего отобранного ребёнка, а Чезаре улыбается из толпы, когда тот читает речь против Савонаролы.
  • Одна сатана — Чезаре и его жена Шарлотта д’Альбре. И это при том, что вместе они прожили всего ничего.
  • Одинаковые имена:
    • Второй и третий мужья Лукреции, Альфонсо ди Калабрия и Альфонсо д’Эсте.
    • Герцоги Гандии, отец и сын по имени Хуан Борджиа/Борха, их племянник/двоюродный брат Джованни (бастард Лукреции), а также их дальний испанский родственник Хуан Борха Лансоль. По соседству болтаются Джованни Сфорца, первый муж Лукреции, и кардинал Джованни Медичи, друг Чезаре и Алессандро по семинарии. Один из испанских родственников Борджиа в семейном кругу носит прозвище Эль Пекеньо, «малый», потому что его, как и их патриарха, зовут Родриго.
    • Реакция Чезаре на расстроившуюся свадьбу и новую невесту: «Что ж, раз не Карлотта, значит, Шарлотта?»
  • О, мой зад! — Лукреция по прибытии в Сполето решила устроить стрелковый турнир с соседним городком Терни и выставила от Сполето своего брата Гоффредо, который состязание и выиграл с большим отрывом. Брат с сестрой сильно не оценили злопамятности соседей, так что на следующий день, когда Гоффредо вышел помочиться на замковую стену, соперник прострелил ему зад.
  • Они испортили мне внешность! — Джулию в первом сезоне недоброжелатели почикали ножом по щеке. Пару серий она демонстративно прикрывалась пушистым веером и заставила Родриго принять меры, но потом от пореза не осталось и следа.
  • Оторву твой длинный…беременная Джулия в первом сезоне покидает французский плен в обмен на секс с охранявшим её генералом. Родриго прогоняет её, узнав об этом, но Джулия обещает вернуться, как только всё исправит. И вернулась — с двумя яичками, завёрнутыми в носовой платочек.
  • Прерванная любовная сцена — Чезаре и Лукреция в финале первого сезона открылись друг другу, как никогда раньше, и уже слились в страстном поцелуе… И тут надо было зашуметь за шторкой любовнику Лукреции Перотто, который всё это время их подслушивал и банально не выдержал офигевания от происходящего. Неудивительно, что Чезаре после трогательного признания сестры о родстве их душ (трогательного по-борджиански: она убила Хуана) был крайне возмущён, и Перотто после погони по Замку Святого Ангела получил ни много ни мало копьём Лонгина под ребро на глазах у всей коллегии кардиналов.
  • Роман с Дуней Кулаковой — Лукреция скучающе смотрит в потолок, пока Альфонсо ди Калабрия прыгает на ней пару минут и, как только за ним закрывается дверь, с тяжёлым вздохом запускает руки под одеяло.
  • Секс в неположенном месте — Альфонсо д’Эсте и Лукреция в ватиканском архиве. Главное выбрать стеллаж в дальнем конце помещения, куда не заходят монахи…
    • Лукрецию близость к религиозным объектам, по-видимому, возбуждает особо, поскольку когда она в первом сезоне раздумала быть монахиней и поддалась искушению специально подосланного к ней Перотто, они занялись любовью перед алтарём часовни. В женском монастыре!
  • Сестра пяти братьев — Лукреция, разумеется. Впрочем, только среди детей Родриго от Ванноццы: в сюжете фигурирует ещё одна его дочь от другой женщины, Изабелла Матуцци.
  • Суровая вражеская тётя — Катарина Риарио-Сфорца, державшая осаду в Форли против Чезаре. Когда тот подвёл к стенам города её сына, Катарина только издевательски засмеялась: «Давай, убей его!» И, указав на своё лоно, добавила: «Нарожаю ещё». Говорят, реальная история.
  • Такие похожие родственники — в предсмертном бреду Родриго снится его ещё не родившийся правнук от Хуана Франсиско де Борха, который утешает умирающего понтифика тем, что род Борджиа всё-таки даст миру святого — то есть его, Франсиско. Играет тот же актёр, что и Хуана.
  • Танец любви — фламенко Чезаре и Лукреции. Прямо на глазах у человека, за которого ей завтра замуж.
  • Только не по пальцам! — в очередной стычке с Маркантонио Колонной в начале первого сезона Хуан и Чезаре отрезали ему палец, а Чезаре потом ещё потешался, как Маркантонио теперь удаётся себя ублажать.
  • Халиф на час — в третьем сезоне Чезаре и верные ему испанские кардиналы продавили избрание папой старого и больного Пикколомини, чтобы выиграть время. Однако Пикколомини кончился слишком быстро, кандидата лучше не объявилось, а Чезаре так некстати решил подумать на кардинала, который действительно выгоден Италии, а не его собственным интересам, наивно решив, что сможет с ним сработаться.
  • Чудо одной сцены — германский принц Фердинанд, который пару раз приезжает в Ватикан с требованиями к Святому Престолу. На вид где-то семилетний шкет, который заранее подготовленный текст озвучивает просто прекрасно. Топает ножкой, фыркает, во второй приезд требовал руки Лукреции и на вопрос, что же он с невестой собрался делать, заявил, что хочет «ЗАСАДИТЬ В НЕЁ СВОЙ ГАБСБУРГСКИЙ ХЕР И ДЕЛАТЬ НОВЫХ ИМПЕРАТОРОВ». Но чуть что не так — и мальчонка начинает пугаться, заливается слезами и просится домой. Что удивительно, лучше всех его получается успокаивать Хуану.

Тропы вокруг сериала[править]

  • Музыкальный анахронизм — Чезаре и Лукреция танцуют фламенко за пару столетий до его появления, при этом они даже не андалусийцы и уж точно не цыгане, которые в их эпоху только-только начали распространять в Испании своё искусство.
  • Мы тебя уже где-то видели:
    • Сэм Смертоносный тут тоже хотя бы официально блюдёт целибат как кардинал Джованни Медичи, кстати, тоже будущий папа Лев X.
    • А Джорах Мормонт с кафедры Джироламо Савонаролы во втором сезоне проклинает Борджиа за их надругательства над церковью.
    • В третьем сезоне Чезаре в испанской тюрьме под видом священника навещает Поска.
  • Стопроцентное внешнее попадание — Марк Райдер удивительно похож на портрет Чезаре кисти Мелоне, который по сюжету рисуют в испанской тюрьме, Изольда Дюшаук — на фреску святой Екатерины, которую Пинтуриккьо якобы писал с Лукреции, а Дьярмуид Нойес — на портрет Алессандро Фарнезе, созданный Рафаэлем. Грузный Джон Доман тоже гораздо ближе к портрету Александра VI, чем Джереми Айронс, да и в целом, в отличие от конкурентов, сериал чрезмерно голливудской внешностью героев не страдает.

Примечания[править]

  1. Тоже реальная личность — швейцарский коновал Якоб Нуфер, который одним из первых в истории смог провести несколько успешных кесаревых своей жене. Правда, жил он сто лет спустя Борджиа.