Улыбка сквозь слёзы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Особо изощрённое сочетание слезогонки с душегрейкой, пробивающее даже устойчивых к тому и другому по отдельности. Суть тропа в том, что некая печальная тема подаётся в «светлом» ракурсе, так что читатель/зритель плачет, но плачет с удовольствием (если выжать педаль в пол, можно добиться эффекта катарсиса).

Очень часто встречается в сюжетах, обращающихся к мотивам жизни после смерти и/или воссоединения в смерти; в этом случае обычно достигается за счёт каких-то очень личных деталей, заставляющих реально поверить, что личность/идея переживает физическую смерть. Например, если нам покажут посмертное попадание героя в Рай и даже воссоединение с умершей возлюбленной, это будет трогательно, но не настолько. А вот если возлюбленная при жизни была острой на язык, и, выйдя навстречу герою из света в конце туннеля, вместо трогательных слов встречи выдала очередной язвительный комментарий — при талантливой подаче получится этот троп.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Пьеса «104 страницы про любовь» — в отличие от фильма, который заканчивается просто горьким «слишком поздно» (не озвучивается, но явно читается на лице Евдокимова), в пьесе присутствует воображаемый посмертный диалог, эффект от которого и становится воплощением тропа. Особенно горькая шутка:
«

— Моя подушка пахнет твоими волосами. — Смени наволочку, вот и все.

»
— 104 страницы про любовь

Литература[править]

  • Рассказ Мопассана «Папа Симона»: с одной стороны, показаны жестокие предрассудки, обрекающие незаконнорожденного ребенка на травлю и презрение окружающих, с другой стороны, кузнец, пожалевший ребенка, женится на его матери (тут слились разные мотивы: и жалость к Симону, и восхищение его красивой и гордой матерью[1], и то, что собратья-кузнецы, признали Бланшотту, мать Симона, «хорошей, порядочной девушкой»:
«

— Она ли виновата, что оступилась! Он обещал на ней жениться, а мало ли мы знаем почтенных женщин, с которыми случилось то же. — Это правда! — хором подтвердили остальные. … Молодая женщина показалась на пороге; она с обидой сказала ему: — Нехорошо так поздно приходить, господин Филипп. Он хотел ответить, но, сконфузившись, что-то забормотал…. — Вы должны меня понять, я не хочу, чтобы про меня болтали. Он вдруг сказал: — А кому какое дело, если вы согласны быть моей женой? Ответа не было, но послышался шум, как будто бы кто-то упал в полумраке комнаты[2].

»
  • Почти та же ситуация в рассказе О. Генри «Закупщик из Кактус-Сити»: красотка-модель давно привыкла, что ее хотят купить на ночь, но то, что богатый человек из провинции оказался искренним и честным, предложившим ей стать его женой, ее ошеломило.
  • М. Шолохов, «Судьба человека»: «Я — твой отец».
  • Ю. Левитанский, «Попытка убыстрения» («Я зимнюю ветку сломал, я принёс её в дом») именно об этом. Последние слова: «улыбнувшийся грустно сквозь слёзы».
  • Владислав Крапивин:
    • «Голубятня на желтой поляне» — Гелий Травушкин сумел подорвать мост, являющийся частью темпорального межпространственного кольца Тех, кто велит, вернуть всех «ветерков» к жизни и воссоединить сына с отцом сквозь время, но мост исчезает под ним, и он срывается. Но с его смертью в Галактике вспыхивает новая галактика, а в эпилоге на одной из ее планет проходит Всеобщий Праздник Межгалактических Туннелей и Мостов, где мальчишки со всех миров и галактик, борющиеся со злом и несправедливостью, принимают его в свои ряды.
    • «Самолет по имени Сережка» — парализованный мальчик Рома Смородкин обретает способность ходить, но он уже не сможет летать, обернувшись самолетом, а его друг Сережка, тоже самолет, разбился… Но в мире Безлюдных Пространств ему сделали капитальный ремонт, и теперь они могут видеться, пусть и только по ночам, и Сережка навсегда останется мальчиком. Днем Роман растет и живет, как все люди, ночью же становится опять мальчиком Ромкой и летает вместе с самолетом Сережкой, переживая каждую ночь новые приключения и истории.
  • Дина Рубина — мастер этого тропа.
    • «Белая голубка Кордовы» — как минимум две таких сцены. Встреча ГГ с погибшим другом Андрюшей во сне и финальная сцена, когда он в последние минуты жизни воссоединяется с матерью: «Ты всё-таки явился, забывака?»
  • Бентли Литтл, финал рассказа «Торговый центр». Призрак отца-негодяя пытается похитить сына, и это ему уже почти удалось: ребенок вошел в призрачный торговый центр, а перед его матерью дверь закрылась.
« Он посмотрел на своего папу, — улыбающегося, чистого, одетого в новый костюм, склонившегося на одно колено и протягивающего ему шоколадный батончик, затем снова на маму, — грязную, рыдающую, с всколоченными и спутанными волосами, с красным от крика лицом, одетую в свой испачканный и рваный халат. Она выглядела некрасивой, старой и одинокой на фоне пустой парковки.

— Глен, — предостерегающе сказал папа. Не думая, он просто побежал назад к своей маме, прочь от пульсирующего освещенного сердца торгового центра, распахнул дверь и выскочил наружу в ее объятия.

»
  • Роман Злотников, «Ронин». ГГ теряет почти всех друзей. Гибнет его возлюбленная, с которой он даже не успел переговорить. Даже зверек-фамильяр жертвует собой ради него. Но своей гибелью ГГ покупает безопасный коридор для эвакуации целой планеты. Его имя очищенно от позора. А девушка с которой он провел единственную ночь — беременна. Она успешно достигает матери ГГ, рожая его наследника.
  • Стюарт Слейд, «Великан». Финал Второй Мировой. Инверсия — скорее улыбка со слезами на глазах. Война, принесшая столько горя закончена. Тысячелетний Рейх пал. Но Германия представляет собой радиоактивную пустошь. Миллионы людей погибли, в том числе и именные персонажи. Армии вторжения в СССР не признают мира. На горизонте маячит ядерная зима и перспектива отстраивать половину Европы. А ведь следующие книги прозрачно намекают, что мир отнюдь не стал лучше.
  • Дэн Абнетт, «Едины и в смерти». Призраки вновь уцелели, но погибла почти половина полка. Сам Гаунт едва жив после пыток хаоситов.

Кино[править]

  • «Ночи Кабирии» — улыбка Кабирии в финале.
  • «Сказка странствий» — в последней сцене фильма Марта смеётся и плачет одновременно, видя, как Май рисует тот самый планёр, который видели только она и Орландо. Момент настолько душещипательный, что его не портит даже киноляп — стена, на которой Орландо-Май изображает планёр, выглядит в разных кадрах по-разному. Обоснуй: он просто принялся рисовать ещё один планёр на другой стене — может, предыдущий рисунок ему чем-то не понравился.
  • «Тот самый Мюнхгаузен» — опять финальная сцена, где барон (Янковский) прощается с близкими и публикой и поднимается по лестнице в небо: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь». После смерти актёра эффект многократно усугубился, потому что эта сцена — уж очень подходящая метафора.
  • «Титаник» — образец, эталон, хранить вечно. Люди, не плакавшие в сцене смерти Джека, тем не менее плачут в финале, где затонувший «Титаник» вновь становится прежним, и Роза встречается с Джеком под аплодисменты всех пассажиров.
  • «Запределье»: Александрия говорит, что каждый каскадёр, которого она видит на экране, — Рой.
  • «Ла-Ла Ленд» — последняя минута фильма с улыбающимися главными героями, добившихся своих целей, пожертвовав отношениями друг с другом.
  • «Дети Дон Кихота»: финальная сцена, когда главный герой забирает брошенного ребенка: «Кого родил, папаша? — Сына!».
  • «Призрак» — последний танец Сэма и Молли и затем прощание и уход Сэма в финале.
  • The Crow — в финале Эрик, свершив возмездие и защитив Сару, возвращается на тот свет к своей невесте Шелли. Дополнительную печаль сцене привносит то, что сам исполнитель главной роли, Брэндон Ли погиб за пару недель до собственной свадьбы.
  • «Инопланетянин» — финальная сцена прощания детей с Ити.
  • «Когда деревья были большими»: «Здравствуйте, вы мой папа?».
  • «Римские каникулы» (1953) — главная героиня пережила приключения в Риме и встретила свою любовь. Но они не могут быть вместе, ведь она принцесса, а он — простой журналист. На последних кадрах она улыбается, но её глаза полны грусти.
    • Любопытно, что всего через шесть лет принцесса Маргарет, младшая сестра британской королевы, вышла замуж за фотографа Армстронга-Джонса, который хоть и был из богатой семьи, но являлся почти таким же простолюдином, как и персонаж из «Римских каникул»: отец из мелкого валлийского дворянства, мать — дочь банкира-еврея. Через несколько лет после свадьбы муж Маргарет получил графский титул.
  • «Зелёная миля» — наверняка найдутся и такие, кто плакал от счастья, когда Джон Коффи воскресил маленькую мышь.
  • Хатико, 2009 — даже те, кто удерживался от слез с середины фильма, не могут не прослезиться, когда после долгих лет ожидания Хати воссоединяется с Паркером.
  • «Фокус-покус» — финальное воссоединение Теккери (паренька, заколдованного ведьмами в чёрного кота) с умершей сестрёнкой на Небесах.
  • «Мира» — сам Арабов сгорел в падающей орбитальной станции — но с дочкой по всем возможным каналам связи был до последнего, так что она и сама не погибла, и добрую половину города спасла. Спецслужбы, в отличие от многих других фильмов-катастроф, тоже времени даром не теряли, так что уцелели и семья Леры (мать, отчим и сводный братишка), и её однорукий кавалер Миша, и пара помогших ей в начале катастрофы пенсионеров, и даже их кошка. В финале семья (уже впятером) плещется в море на фоне закатного солнца, и даже замурзанная сломанная радионяня, через которую Арабов связывался с Лерой, выглядит не как печальный символ, а как вполне себе победный.

Телесериалы[править]

  • «Гостья из будущего» — прощание Алисы с 6-м «В» в самом конце сериала.
  • «Секретные материалы» — эпизод 07x11 «Окончание», где Малдер узнаёт, что его пропавшую сестру Саманту забрали подальше от страданий в свой мир бестелесные существа, и уже взрослый Малдер принимает такую судьбу сестры. Слёзы рекой просто.
  • «Доктор Хаус» — последняя серия последнего сезона, «Everybody dies» («Все умрут»). Уилсон медленно умирает от рака, а Хаус потерял всё, подстроив свою смерть. Финал полностью сообразен тропу — Уилсон и Хаус уезжают в закат на мотоциклах, а жизнь продолжается, несмотря ни на что. Флэшфорварды остальных главных персонажей дополнительно добивают (особенно Кэмерон).
  • «Люцифер» — предпоследняя серия третьего сезона. Шарлотта Ричардс умирает от рук Каина, но Аменадиил, обретя крылья, лично относит ее в Рай.
  • «Великолепный век» — Шахзаде Селим с приспешниками казнит сначала сыновей Шахзаде Баязида, а затем и самого Баязида, но в следующей сцене мы видим, что Баязид с сыновьями плывут на ковчеге в Рай. Педаль в пол — в 153 серии Баязид, дабы утешить детей, сидящих в соседней от него камере, рассказывает им историю о ковчеге.
  • «Сверхъестественное» — конец эпизода про ангела-Грегори.
  • «24 часа» — финал восьмого сезона. Всё очень плохо. Главгад победил, Рене мертва, Джек в бегах. Но стараниями Хлои Джек не переходит моральный горизонт и, убегая от спецслужб, в последний миг улыбается Хлое.
    • Финал третьего сезона. Ценой неимоверных усилий, а также жизни нескольких главных персонажей, были окончательно остановлены все злодеи на данный момент. Уставший Джек садится в машину и плачет. В следующих сезонах всё ещё хуже.
    • Минисериал давит педаль в Лондон. Хоть всех врагов и победили, радости никакой. Но Джек даже тут находит повод для улыбки. Хотя его самого и захватили в плен российские спецслужбы

Мультфильмы[править]

  • «Зверополис» — Джуди, в момент примирения с Ником.
  • «История игрушек 3: Большой побег» — финал, Энди рассказывает Бонни о каждой игрушке, которую отдаёт ей.
  • «Мама для мамонтёнка» — «Мама! здравствуй, мама! — Здравствуй, сыночек».
  • «Лего. Фильм» — сцена примирения Финна с отцом: «Так значит, Президент Бизнес — плохой?»
    • Автор правки части со слезогонкой в этой сцене не видит.
  • «Лего Фильм: Бэтмен» — Бэтмен рассматривает семейные фотографии: «Привет, мама. Привет, папа. Я снова спас город. Вы бы точно мной гордились». А учитывая последовавшую сцену с дворецким, ещё и бафос.
  • «Стальной гигант» — пожертвовавший собой гигантский робот начинает собираться по частям.
  • There’s Good Boos To-Night: добрый призрак Каспер подружился с маленьким лисёнком, но того застрелили охотники. Герой похоронил своего друга и стал безутешно рыдать на его могиле. А тут из могилы вылетел дух лисёнка!
  • «Сказка о старом Эхо» из «Сказок Маленького Лисёнка», особенно сцена, в которой повзрослевший Лис беседует со старым другом:
« — Жаль, что ничего нельзя вернуть назад.

— Почему? Держи!
— Мои игрушки! моё детство! Спасибо, Эхо!

»
— Сказка о старом Эхо

В сочетании со звучащей в этот момент песней производит сильнейшее впечатление.

    • Справедливости ради — это вообще фишка всей серии. Разве под троп не подходит серия с умирающим снеговиком, который теперь живёт в картине? «Мотылек», «Эй, на том берегу» и «Лунная дорожка» — тоже в копилку. Да и вообще проще сказать, в каких сериях троп не встречается в такой концентрации.
  • «Волк и телёнок» — «Сынок! — Папаня! — Ну вот, а то всё „мама“ да „мама“!»
  • «Ледниковый период» — сцена возвращения Рошана отцу и воссоединения Диего с Сидом и Мэнни.
    • «Столкновение неизбежно» — момент, когда Роджер при поддержке Герти и Бака уговаривает Гэвина ради спасения их семьи пойти на примирение со своим врагом и помочь ему.
  • «Пони бегает по кругу» — момент в финале, когда пони ластится к старенькому генералу, загрустившему от нахлынувшей ностальгии по детству.
  • «Планета сокровищ» — Сильвер в небе в конце.

Мультсериалы[править]

  • Gravity Falls — финал и титры.
  • «Самурай Джек» — в конце, потеряв Аши из-за временного парадокса, Джек приезжает на поляну с одиноким деревом: в будущем это было одним из немногих незагаженных тиранией Аку мест. Ему на палец садится божья коровка, которые для Аши были символом детской невинности и надежды.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — когда глазами Карен показано будущее после смерти Лелуша; в конце, правда, следует намёк, что хоронить-то его поторопились.
  • Pandora Hearts — конец последней главы, а у более чувствительных вся она.
  • Neon Genesis Evangelion — финал манги: после того, как Синдзи отвергает Комплементацию, он отменяет не только Третий, но и Второй Удар, из-за чего мгновенно оказывается обычным абитуриентом, спешащим зимой на экзамен в компании других школьников, где и знакомится с Кенске и куда более приветливой Аской, ничего не зная ни о какой войне с Ангелами. И, тем не менее, читателю дают посмотреть: в этой версии Земли всё равно есть вмерзшие в землю останки серийных ЕВ — свидетельства отваги и героизма Синдзи и Аски, сражавшихся с ними.
    • Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time — Синдзи примиряется с отцом и создает новый мир без Ев, ради чего Гэндо, Юи и Каору жертвуют собой, в финале ранее погибшие взрослые Рэй, Аска и Каору ждут поезда на платформе, а Синдзи уходит с неё вместе с Мари.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica же! Вот там катарсис так катарсис!
  • «Альянс Пепельнокрылых» и «Ангельские Ритмы» — все об этом.
  • Steins;Gate 0 — в отличие от оригинальной VN, здесь нам показали после титров сцену, как посреди песчаной бури Сузуха и Маюри тщетно пытаются спастись и тут весь в белом, буквально и фигурально, прилетает блистательный Хооин Кёма под торжествующий гимн Gate of Steiner. Слезы блестят на глазах у Сузухи и у зрителей тоже — после стольких смертей и расставаний они заслужили встречу.
  • «Укрась прощальное утро цветами обещания» — об этом все аниме, но особенно пробивают на слезу кульминация: чудеса ушли из этого мира, как и мать ушла от своего ребенка — но, может, они оба выросли из чудес и должны идти сами?) и финал (Эриал, прожив долгую и плодотворную жизнь с женой и детьми, умер как любой человек, но Макия, скорбя по нему, решает, что ни он, ни кто-либо не умрут, пока она будет хранить память о них. Да, ей предстоит еще множество расставаний… и множество встреч).
  • «Fullmetal Alchemist» (2009) — смерть Хоэнхайма.
  • Фрирен, провожающая в последний путь — об этом вся манга. Фрирен — эльфийка, и потому её срок жизни гораздо дольше, чем у людей. Она вынуждена видеть старость товарищей по команде, с которыми победила Короля демонов, и одного за другим провожать на тот свет. Сама она при этом эмоций почти не показывает, но постепенно понимает, насколько важно время для других, не наделенных её долголетием. Тем более, что по просьбе усопшего товарища она взяла на воспитание его подопечную.
  • Sakamoto desu ga? — в финале персонажи предыдущих глав устраивают битву тортами, но лишь перемазываются сами, зато признаются, как сильно их изменил Сакамото и какими они хотят стать в будущем, а торты на лицах скрывают их слезы расставания. Сам Сакамото не получил ни капли крема и уходит с целым тортом в руке, но в финальном кадре сам размазывает его по лицу, чтобы не было видно его чувств.
  • Kamisama ni Natta Hi — много таких моментов. Совместный просмотр Идзанами и ее отцом прощального видео матери, записанного ею перед смертью в больнице, где она накладывает на них заклинание, чтобы они забыли о ней и строили жизнь дальше. Прощание героя Ёты Наруками с Хиной Сато, которую уводят «люди в черном» на фактическую смерть, а он лишь успевает признаться ей в любви. Кульминация 12 серии, когда деградировавшая до уровня совсем маленького, бессловесного и почти неподвижного ребенка, страшно боящаяся мужчин и громких звуков Хина после дней и ночей бесполезных попыток Ёты достучаться до нее все-таки произносит через силу имена некогда дорогих ей друзей и медленно и неуверенно идет навстречу ему.

Комиксы[править]

  • «Экслибриум. Чистый лист» — навестив могилы Влади и Риты, Женя улыбается, увидев пролетающую в небе пару птиц.

Визуальные романы[править]

  • Little Busters! — почти весь Refrain, где мы узнаем правду о реальности мира и о том, чего это стоило друзьям Рики и Рин. Наиболее чистый пример — прощание Комари, специально задержавшейся в этом мире, с Рин.
    • Там же — концовка рута Комари Камикиты, где оказывается, что её забытый брат, чтобы не лишать сестру вечной жизнерадостности, внушил ей перед своей смертью, что вся их совместная жизнь была лишь сном. Рики заставляет Комари принять правду, что плохие вещи и даже смерть в этом мире случаются — она горько рыдает от того, что позволила себе забыть любимого брата, но в конце концов принимает его смерть и решает, что будет радоваться жизни, даже помня о её темной стороне.
  • Danganronpa — Селестия Люденберг, приговоренная к сожжению на костре, плачет из-за того, что мечте всей ее жизни не суждено сбыться. В то же время, готесса искренне радуется тому, что ей предоставили шанс уйти достойно. Наивная…

Видеоигры[править]

  • Life is Strange — обе концовки.
  • Persona 3. Просто Persona 3.
  • Super Paper Mario — судьба Блумиера/Блека и его жены.
  • Fire Emblem Awakening The Future Past 3 DLC — Хром-призрак будет вести монолог, что он и его друзья погибшие в мире ДЛС The Future Past всегда будут приглядывать за Люсиной. Подкрепляется эффект фразой жены Хрома «…Всегда.»
  • Celeste — конец главы Farewell.

Музыка[править]

  • Queen: «Inside my heart is breaking, my makeup may be flakng, but my smile still stays on». Кодификатор в музыке.
  • Тарья Турунен, песня «You and I» — лирическая героиня находится в разлуке с любимым человеком и страшно тоскует по нему, но при этом она с нежностью и преданностью вспоминает возлюбленного, который всегда защищал и морально поддерживал её.

Реальная жизнь[править]

  • Любая дань чести умершему.

Примечания[править]

  1. «В дверях показалась женщина, и рабочий сразу перестал улыбаться. Он понял, что эта высокая девушка с бледным лицом не допустит вольностей. Она стояла суровая, как бы запрещая мужчине доступ в дом, где ее обманул другой».
  2. Обморок Бланшотты понятен, если вспомнить отношение к незамужним матерям в XIX в. Например, у того же Мопассана в рассказе «Госпожа Батист» травят девушку (а затем и ее мужа) за то, что ее в 11 лет изнасиловали.