Лик в бездне

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «The Face in the Abyss»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Однодневный ребенок, если бы он мог думать, счел бы тебя такой же древностью, какой ты считаешь меня. Но он воспринял бы это как нечто естественное. Все относительно. »
— Регор разъясняет главному герою некоторые проблемы бессмертия.
Обложка первого русского издания 1991 г., издательство Сигма-пресс, Амбер Лтд.

«Лик в бездне» (англ. «The Face in the Abyss») — фантастический роман американского писателя Абрахама Меррита, впервые опубликованный в 1923 году. Входит, вместе с романом «Мать-змея» в дилогию «Ю-Атланчи».

Сюжет[править]

Опытный геолог Николас Грейдон и трое авантюристов организуют экспедицию в Анды на поиски легендарных сокровищ инков. Углубившись в самые нехоженые дебри, путешественники сталкиваются со странной девушкой по имени Суарра. Она не принадлежит ни к одной известной человеческой расе, одета в шелковое платье, увешана золотыми украшениями невероятно искусной работы и не менее баснословными драгоценными камнями. И все это — посреди диких гор. Одержимые золотой лихорадкой авантюристы захватывают девушку, но Грейдон освобождает ее, настраивая тем самым спутников против себя. Суарра, однако же, соглашается провести экспедицию туда, где «золото течет как вода, а драгоценные камни растут как плоды» и приводит героев к входу в пещеру. Войдя в неё, Грейдон видит у противоположного края высеченное в чёрном камне гигантское лицо, по которому ручьями стекает расплавленное золото. Лицо, «сила обладателя которого, будь она благодетельной, была бы почти равна божеской, но избравшая жребий Сатаны». При взгляде в глаза барельефа Грейдон воспринимает обещание власти над миром, невероятной силы и могущества и едва не кидается вперёд. Однако обеспокоенная его долгим отсутствием троица авантюристов врывается в пещеру, отталкивает Грейдона и сама кидается к лицу, Николаса же останавливает призрачный образ Матери-Змеи, странного существа, изображённого на украшениях Суарры, возникший у него перед глазами. При приближении к лицу трое авантюристов превращаются в частицы золота и вместе с золотыми ручьями стекают в пропасть. Грейдону удаётся выбраться из пещеры, после чего он теряет сознание.

Грейдон приходит в себя в компании индейца. Тот провожает геолога до границы таинственной страны и выпроваживает вон, вручив на прощание один из браслетов Суарры. Вылечив раны, восстановив силы и пополнив припасы в деревушке индейцев, Грейдон отправляется обратно горную страну, по словам Суарры, носящую название Ю-Атланчи. В пути его снова посещает видение Матери-Змеи, которую девушка почтительно называла своей покровительницей. Во сне Адана, как зовут это существо, сообщает Грейдону, что дозволяет тому войти в Ю-Атланчи и обещает ему свою помощь — в обмен на его содействие в каких-то делах, при условии, что он сумеет сам придти к ней.


Персонажи[править]

  • Николас Грейдон, американский геолог тридцати четырёх лет, выпускник Гарварда. Крут, образован, отважен, галантен и так далее, как и положено положительному герою Меррита.
  • Суарра. Девушка из расы Ю-Атланчи, воспитанница и чуть ли не приёмная дочь Аданы. Романтический интерес Грейдона (взаимно). Всю книгу играет роль говорительницы загадками и девы в беде.
  • Адана, она же Мать-Змея. Представительница еще более древней, чем люди Ю-Атланчи, расы змеелюдей, покровительница Суарры.
  • Тиддо, Лорд Глупости. Последний из ныне живущих, не считая Нимира, лордов Ю-Атланчи, внешне — невероятно древний старик. Его неловкое, на первый взгляд, прозвище скорей означает умение обратить чужую глупость на пользу себе. Или противостоять глупости, если её намерены совершить союзники.
  • Нимир. Также один из Лордов Ю-Атланчи. В незапамятные времена он возжелал единолично править Ю-Атланчи, вкупе со всем миром, и принялся собирать силу, обретая знания и умения, недоступные даже другим лордам. Решив, что готов, он нанёс удар и почти победил, но благодаря хитрости и коварству Матери-Змеи остальным лордам удалось одержать победу. Нимир был повержен, но убить его было невозможно и он был заточен в тайном месте, где на скале был высечено его лицо. Спустя несчётные тысячи лет таки нашел лазейку в своей темнице и начал являться в Ю-Атланчи в виде бесплотной, но отнюдь не бессильной, тени. В процессе событий книги обрел временное тело, но в итоге был повержен и, по-видимому, окончательно развоплощён.
  • Хуон. Лидер партии Верных, последних сторонников Матери-Змеи в Ю-Атланчи.
  • Дорина. Подруга и возлюбленная Хуона. Черноволосая аристократка и дальняя родственница Суарры. Из страха перед потерей бессмертия предала Верных и переметнулась на сторону Лантлу, за что была убита Хуоном.
  • Чёрный Регор. Правая рука Хуона. Прозвище получил за пристрастие к доспехам чёрного цвета. Гениальный силач, во всяком случае — точно не обделён умом и хитростью, хотя умеет и любит производить впечатление простодушного громилы. Громадного роста однорукий воин, утерянная рука которого заменена длинным лезвием. Лицо Регора обезображено шрамами, которые он получил при бегстве от Лантлу и мог бы вылечить, но сохраняет «на память», пока жив Лантлу.
  • Кон. Человек-паук, продукт генной инженерии древней Ю-Атланчи, выглядящий как поросший красной шерстью гибрид человека и гигантского паука. Несмотря на свою монструозную внешность, умён, в целом добродушен и подружился с главным героем.
  • Лантлу. Фактический правитель Ю-Атланчи, самоуверенный, подлый и жестокий, захвативший в ней власть и сделавший управляющий городом Совет своими марионетками. На словах неубедительно изображает относительную лояльность Матери-Змее. На деле давно и прочно переметнулся на сторону Нимира и стал его правой рукой. Был убит Хуоном в последней битве Верных и предавшихся Тени.

Тропы и штампы[править]

Основные[править]

  • Бездна времени — личный возраст Аданы и Тиддо, как и прочих Лордов, насчитывает, как минимум, многие тысячи лет. Не исключено, что десятки миллионов: некоторые высказывания можно понять так, что Адана и прочие Лорды руководили переселением в Южную Америку из Антарктиды, когда та стала покрываться ледниками, а это было около тридцати миллионов лет назад. В принципе, троп относится ко всем жителям Ю-Атланчи, ведь они биологически бессмертны, а значит многим из них сотни и тысячи лет. Субверсия в случае Суарры. Ей ровно столько, на сколько она выглядит — около двадцати, на основе чего Регор немного потроллил Грейдона, показав, что он не так прост, как решил поначалу Грейдон.
  • Биологическое бессмертие — как и упомянуто выше, относится ко всем жителям Ю-Атланчи. С другой стороны, именно оно, как считают предводители Верных и даже Адана, привело к следующему тропу:
  • Тени былого величия — всё население Ю-Атланчи насчитывает несколько тысяч человек старой расы и около десяти тысяч индейцев, не считая гибридов, вроде людей-пауков и людоящеров-урдов. Последних много, но они не отличатся ни умом, ни дисциплиной. В колоссальном амфитеатре, в котором происходят гладиаторские бои и скачки, заполнено лишь несколько нижних скамей, хотя когда-то он явно бывал заполнен полностью. Технически Ю-Атланчи находится на уровне, максимум, позднего Средневековья, установки и машины, оставшиеся от прежних времен и позволяющие, к примеру, существовать Мастерам Снов, используются без понимания принципа и теоретических основ их работы. Хотя когда-то раса Ю-Атланчи владела всеми знаниями, позволившими создать всё перечисленное.
  • Сатанинский архетип и заключенное зло — собственно, на противостоянии воплощению оного в лице Нимира и построен весь сюжет.

Прочие[править]

  • Астральная проекция — такой способностью обладает Адана. Впрочем, она категорически отрицает, что это является чем-то вроде души: «вы просто можете видеть дальше, чем обычно», и демонстрирует, что может временно наделить этой способностью главного героя.
  • Возвышение — Адана прямо говорит, что разумных существ, то бишь людей, вывели из древних обезьян её предки.
  • Гадский подручный хуже хозяина — Нимир, хотя и именуется Лордом Зла, проявляет некое своеобразное благородство. Отпуская, в частности, Грейдона и Суарру, когда те находятся в его власти, хотя наверняка может захватить их обоих. Лантлу — мелочный и злобный самоуверенный мерзавец без тормозов. Не то, чтобы у него вовсе не было достоинств: как минимум, личная смелость ему свойственна, но на фоне Нимира он выглядит мелким мерзавчиком. Хотя в целом тут, конечно, хитрый зигзаг, ведь Нимир — действительно Лорд Зла и в случае его победы проигравшим, да и вообще человечеству, явно придётся куда хуже всего, что мог бы измыслить Лантлу.
  • Дева в беде — Суарра, чья роль, в основном, к сводится к этому тропу, ну и еще к тому, чтобы быть наградой главному герою, что проговаривается прямо. Довольно типично для литературы периода публикации романа.
  • Зловещие растения — сад из таких растений произрастал в пещере, где скрывалась тень Нимира.
  • Машина лотофагов — некие неназванные устройства, позволяющие желающим вечно пребывать в воображаемых мирах, которые они сами и создают по своему вкусу. Таких называют Мастерами Снов.
  • Не может иметь детей — именно такова цена бессмертия жителей Ю-Атланчи. Впрочем, от бессмертия можно добровольно отказаться, взамен на возврат возможности иметь детей.
  • Неожиданно тонкий голос — Мать-Змея весьма немаленькое существо, чье змеиное тело сравнивается с колонной. Но кё голос неоднократно называется «детским» и соответствует лицу, которое несколько похоже на лицо очень юной девушки.
  • Не орки — людоящеры-урды в армии Лантлу занимают именно эту нишу, многочисленного, злобного, уродливого и агрессивного, но не слишком умного и дисциплинированного пушечного мяса.
  • Повышение до бога:
    • Все Лорды Ю-Атланчи когда-то были простыми людьми. Нынешнее их личное могущество как минимум соответствует тому, которым язычники наделяли своих богов.
    • Также слиться со с собой и стать богом тень Нимира главному герою. Сложно сказать, что при этом произойдет с личностью Грейдона, но можно толковать и в этом ключе.
  • Развитое древнее человечество — цивилизация Ю-Атланчи, по крайней мере в древности, далеко превосходила современный технический уровень.
  • Сословная мораль на грани с чем-то похуже — судьбы индейцев, которые, если вдуматься, то еще топливо ночного кошмара, не волнуют даже как бы положительных героев, типа Хуона. «Никто из индейцев не умирает своей смертью» — состарившихся попросту скармливают на гладиаторской арене хищным ящерам. И это не нововведение Лантлу, поскольку сам Хуон и прочие Верные тоже не в курсе, как выглядит естественная старость. Сам главный герой тоже не торопится высказывать по этому поводу возмущение, ни сразу, ни потом, хотя про себя все же отмечает дикость подобных обычаев.
  • Транс-человек — в таковых превратились Лорды Ю-Атланчи, которых уже едва ли можно назвать людьми. Нимира, при всём желании, прочие лорды не смогли даже убить.
  • Участь хуже смерти:
    • В каком-то смысле этому подвергли Нимира.
    • С другой стороны, по словам Регора, именно это грозит всем, лояльным Матери-Змее, в случае, если власть окончательно захватят Лантлу с Нимиром. Те не удовлетворятся простой смертью противников: «Мы боимся не смерти, а существования в таком виде и форме. которую они могут измыслить».
  • Человек-плюс — жителю Ю-Атланчи, по крайней мере с прикрученным фитильком. Биологически бессмертны, физически прекрасны и совершенны. Впрочем, сверхчувств или невероятного интеллекта к этому не прилагается.