Ловушка виртуальности

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Машина лотофагов»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Lotus-Eater Machine. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Претендент ни о чём не догадывается. Он уверен, что всё, происходящее с ним внутри виртуальной реальности, является истинной действительностью. И лишь ночью он иногда видит странные сны, вызывающие у него дискомфорт своей непонятностью и однообразием. Но мы тщательно следуем указаниям специалистов службы медицинского контроля и применяем медикаментозное воздействие для подавления возникающего у претендента чувства беспокойства. Лечащий врач претендента просил предоставить вам его краткие рекомендации для разговора с претендентом. »
— Сергей Тармашев, "Жажда Власти"-4

Ловушка виртуальности — это некий флеботинум, создающий для подключенного к нему человека иллюзорный мир. В реальном мире заключенный в виртуальности человек лежит, не двигается и посапывает. Иллюзорный мир может быть… каким угодно. Обычно это некий приятный мир, из которого не хочется уходить, или просто обыденная жизнь. Но особо зловредные варианты ловушки могут поместить пациента в настоящий искусственный ад.

Смежный троп — Остров Удовольствий, когда персонаж ловит кайф не от артефакта, а от места. Подтроп — тюрьма в виртуале.

Где встречается[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Александр Волков, «Приключения двух друзей в стране прошлого». Норландия, как искусственно созданная реальность.
  • Братья Стругацкие, «Хищные вещи века». Волновой наркотик «слег». Помещаешь внутрь радиоприёмника вместо гетеродина такую специальную хреновинку; принимаешь дозу алкоголя («чтобы развязаться»©); ложишься в горячую воду с растворёнными в ней безобидными, казалось бы, бытовыми химикатами (работают как катализаторы); кладёшь себе под язык чуть-чуть этих химикатов — и… видишь то, что подсознательно хочешь видеть, да так реалистично, будто всё по правде. Если не ещё реалистичнее.
    • То-то после слега такое нервное истощение и гипогликемия, вплоть до летального исхода!.. (На закоренелого слегача Бубу — бывшего героического человека, бывшего соратника протагониста, а ныне безнадёжного аддикта — можно во всей «красе» посмотреть в одной из глав.)
  • «Лабиринт отражений» С. Лукьяненко — дип-программа, она же «глубина». Позволяла воспринимать виртуальный мир как реальный.
    • Его же «Геном» — упоминается, что похожее было применено к Эдуарду Гарлицкому.
  • Перумов, цикл «Техномагия». Сенсорика Умников — виртуальная реальность в реальности, со своим населением, течением времени, физическими и биологическими законами.
  • Повесть «Сладкие грезы „Гравви“» из серии «Лабиринты Ехо» Макса Фрая. Шкатулка Гравви дарует человеку такие сладкие грёзы, что он впадает в блаженный экстаз и умирает от истощения. Правители Куманского Халифата дарят их своим бывшим фаворитам, чтобы казнить их наиболее милосердным способом. Именно такую вещицу по ошибке получил Мелифаро (она предназначалась его брату-пирату) — и Максу с Кофой пришлось переться аж в Куманский Халифат, чтобы найти способ спасти этого остолопа.
    • Там же, «Книга Огненных Страниц» — злой вариант. Книга создаёт альтернативную реальность, изначально похожую на ту, в которой живёт читатель, но постепенно приводящую его к вполне реальной гибели. Макс хоть и избежал печальной части, но некоторые нюансы создали фанатам неслабый ужас у холодильника
      • …а потом, после выхода следующих книг и повторного похода к холодильнику, ужас сменился восторгом: получается, Мир Стержня был спасён уже тогда, а вовсе не в Тихом Городе!
    • Цикл «Сновидения Ехо» весь об этом — после выхода, собственно, книг Фрая жители нашего мира повадились видеть Ехо во сне, и периодически некоторым увиденное так нравится, что они не собираются просыпаться. Поскольку Макс умеет опознавать таких сновидцев, его задача — отыскивать их и вежливым пинком отправлять обратно, пока спящая тушка не загнулась от истощения.
  • «Модератор реальности» Игоря Абакумова состоит из этого намного более, чем полностью.
  • «Крылья» Юрия Нестеренко — именно таким способом Дарвиновский комитет избавился от абсолютного большинства человечества, не желавшего переходить на постчеловеческий уровень. Всем желающим было предложено улечься в ванны-биостаты, дарующие «вечное электрическое наслаждение» (EEE). Сеанс можно было в любой момент прервать, но очень мало кто захотел это сделать; практически все провели в состоянии стимулированного блаженства всю жизнь и умерли естественной смертью, в результате чего постлюди, ценившие разум выше удовольствий, унаследовали Землю. Что было с теми, кто не хотел ни того, ни другого — неведомо.
  • Павел Шумил «Амбер. Чужая игра». Кросс-фанфик между «Хрониками Амбера» Желязны и «Миром Полудня» Стругацких. Бравый космодесантник сильно покалечен, и пока тушка регенерирует, мозг переживает приключения в симуляции Амбера. Образование 22 века даёт несколько большие возможности для решения проблем, чем кровь амберской королевской семьи.
  • Сергей Зайцев, серия «Боевые роботы», таковы ГэПэшки, то есть игры глубокого погружения — реальный мир для человека полностью подменяется виртуальной реальностью, существует «звонок», по которому человек выходит из этого состояния, чтобы не заиграться и поесть-попить. Устанавливается пользователем, есть и предельный системный. Для персонажей книги такое погружение утилитарно и привычно примерно так же, как для современников игрулька на смартфоне в целях скоротать время в транспорте. Точно так же есть игроманы упёртые, умеренные и люди, вообще не играющие. Пилотирование сложной реальной машинерии происходит по схожему принципу, необходимо соединить сознание с ИИ машины в состоянии «Глубокого Погружения» и это уже профессия.
  • Степан Вартанов, серия «Мир Кристалла» — полностью основана на этом тропе. Кристалл первоначально являлся виртуальным аттракционом с полным одновременным подключением тысяч людей к вымышленной фентезийной вселенной. В результате теракта этот мир становится реальным, и полностью оторванным от людской реальности. Никто из людей в этот момент подключенных, не может «проснуться» в своей реальности и остаётся во власти вчерашних статистов аттракциона, обретших собственную волю, и сильно озлобленных на вчерашних «хозяев».
  • Леонид Каганов, «Путешествие фантаста Свечникова» и «Нульгород» — все об этом. Человечество построило цифровой рай и повалило туда стройными рядами.
  • Анатолий Шалин, «Райская жизнь» — опять же вся об этом, только на этот раз в электронный рай ушли инопланетяне.
  • Геннадий Мельников, «Ясное утро после долгой ночи» — последний ветеран Великой Отечественной войны много десятилетий пролежал в анабиозе, и, чтобы не шокировать его после пробуждения, для него воссоздали привычную ему реальность — его квартиру и фрагмент города где он жил.
  • Анатолий Нейтак, «Камень на дне» (и продолжения) — трансферт? что это — созданная по подсказке ксеносов установка позволяющая входить в созданную под человека (возможно — не одного) виртуальную реальность? Генератор сновидений? Установка для переноса сознания в другие миры? Реально все гораздо сложнее и запутаннее, та же Эйрас сур Тральгим, в родном мире которой нет технологий нужных для создания трансферта, перемещается между мирами чем то похожим принципом, только вот в своем теле (ну и может в карманы алмазов добавить если надо).
  • Евгений Лукин, «Авария». Радикальный способ борьбы с бюрократизмом: создали суперкомпютер и подключили к нему телефоны и компьютеры всех «лишних» бюрократов, чтобы они варились в своем автономном соку и не мешались. Время от времени отдельных бюрократов отключают от этой «матрицы» и смотрят, готовы ли они к возвращению в реальный мир.
  • «Дивное место» Мары Гааг — одна-единственная зачарованная деревенька, жители которой бродят средь руин, воображая себя жителями прекрасного города. Вот только физику иллюзия не меняет, так что если забраться высоко на «этажи», то можно попросту упасть с дерева, а дозвониться до кого-то по воображаемому телефону просто невозможно.
  • Сергей Садов, «Баймер 2» — здесь эту роль играет дополненная реальность, благодаря которой обшарпанные бетонные коробки становятся сверкающими небоскрёбами, пакеты пластиковой каши — изысканными деликатесами, а солярий — островом в тропическом море.

На других языках[править]

  • «Одиссея» — в своих странствиях Одиссей встречает лотофагов — людей, принимающих внутрь чудесный лотос, создающий для них приятные иллюзии. Ставший лотофагом не имеет больше никаких забот, и даже домой вернуться не хочет.
  • А, вот откуда взят «маленький народец» в хайнлайновских «Детях Мафусаила»… Впрочем, там ещё и коллективное сознание у каждой «семьи».
  • «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери — машина счастья, изобретенная одним из героев. Жена, опробовав ее, в полном восторге, но тут же просит ее демонтировать: ведь как бы ни была прекрасна машина, из нее нужно вылезать. А могут найтись те, кто не захочет.
  • «Сумма технологии» Станислава Лема. Глава «Фантоматическая машина» подробно исследует тему. Но это уже другой троп, в общем-то.
    • В одном из его романов троп играется напрямую: Земля будущего представляет собой мир-помойку, но одурманенное мощными галлюциногенами население уверено, что живёт в раю. «Футурологический конгресс».
  • «Лавка миров» Роберта Шекли. Герой приходит к ученому, который живет практически на помойке и обещает за большую цену отправить клиента в мир, где воплотятся его самые потаенные желания. По уверениям изобретателя, это параллельные реальности. К сожалению, эффект недолгий, но создатель способа не теряет надежы.
  • С сильно прикрученным фитильком — Зеркало Еиналеж в «Гарри Поттере». Показывает то, чего ты желаешь сильнее всего. (Может возникнуть желание сидеть и сидеть около Зеркала, смотреть и смотреть на желаемое, забыв про реальную жизнь…) Слово Божие гласит, что человек, полностью довольный своей жизнью, увидит в этом Зеркале своё отражение — и ничего кроме.
    • Дамблдор утверждал, что это Зеркало показывает ему, как он держит в руке пару тёплых носков. Слово Божие гласит: Дамблдор в данном случае врёт как старый сивый мерин — в Еиналеж он видит живой свою умершую сестру Ариану.
  • Альфред Бестер, «Тигр! Тигр!» (Tiger, Tiger; впоследствии переименован автором в The Stars My Destination). Использовано без всякой виртуальной реальности. Тупой, нищий и безынициативный Гулли Фойл однажды просыпается в богатом особняке, где слуги и красавица-жена уверяют его, что он богат и знаменит, вот только не помнит об этом. Конечно, на самом деле особняк — декорации, а жена и слуги — актёры. Делается это не чтобы порадовать Фойла: это один из стандартных методов выведывания нужной информации. Допрос не срабатывает, потому что на самом деле на тот момент Фойл невероятно упрям и уже далеко не туп.
    • Аналогично Роберт Хайнлайн «Они».
  • «Меч Грядущего» Генри Каттнера. Данная машина, будучи новинкой в индустрии развлечений людей будущего, используется главгероем по прямому назначению — он засовывает в неё главзлодея, желавшего войнушек, террора и мирового господства. В итоге все довольны — и местные вздохнули с облегчением, и злодей наслаждается тем, о чем мечтал
  • Кодзи Судзуки, тетралогия «Звонок»/«Кольцо» — действие трёх первых романов происходит в виртуальности. Злая девочка — вирус, стремящийся максимально размножиться: мужчины должны скопировать кассету, фертильные женщины беременеют после просмотра. На начало действия четвёртого романа всё население Земли состоит из миллиардов Садако Ямамура.
  • Джордж Генри Смит, «Имиджикон» — Протагонист выживает на Нестронде, мире вечной зимы, вместе с женой-стервой, всегда готовой поддержать муженька (например, нотацией «вот теперь то ты поймёшь какую боль я чувствую, когда ты бросаешь меня со своим ящиком» после ампутации без наркоза) и единственная отдушина — тот самый ящик «имиджикон». На самом деле всё наоборот: дело происходит на Земле, где из-за некоего «мора» вымерло большинство мужчин и выжившие обзавелись преданными и боготворящими их гаремами. А ледяной ад Нестронда протагонист придумал, чтобы от этого гарема отдыхать: «Что хорошего может предложить рай, если его чудеса не с чем сравнивать? Как можно ценить небесное блаженство, если время от времени не вкушать ужасы ада?»
  • «Ложная слепота» — «Небеса», огромный симулятор виртуальной реальности, в который отправляются люди, не нашедшие себе места в обществе будущего. Виртуальный рай там можно выстроить индивидуально, по собственному капризу. А ещё ходят слухи, что людям, подключившимся к машине, ампутируют руки и ноги — всё равно больше не понадобятся, зато экономия места.
  • К. Саймак, рассказ «Отец-основатель». А всё потому, что без димензино (варианта виртуальной реальности) задачу не выполнишь. Но остаётся вопрос: а что есть реальность?
  • Филип Хай «Запрещённая реальность» — «машина мечты» воплощает фантазии оператора — для него и, отчасти, для окружающих. Однажды попробовав — очень проблематично отказаться.
  • Автор правки читал рассказ (за давностью лет забыл и название и автора) в котором героя поместили в виртуальную реальность из благих побуждений: герой лидер-воин, сражающийся до последнего и ещё чуть-чуть. Увы, но в данный момент подобные личности будут только создавать людям проблемы. Вот когда откроют какую-нибудь агрессивную планету, тогда героя разбудят.
  • Уильям Гибсон «Мона Лиза овердрайв» — титульный персонаж второй книги трилогии, Граф Ноль, всю третью книгу лежит подключённым к личной «матрице»-Алеф. Также раньше упоминается тётка, которая уже долгие годы лежит в баке с биогелем, пока в вену ей подаётся раствор героина.
  • Кордвайнер Смит «Покупатель планет» — в конце главгерой получает тысячу лет счастливой жизни в виртуальности с возлюбленной. В реале хоть тысячу лет и живут, но мезальянсы, мягко говоря, не приветствуются. В реале тысячелетнее приключение заняло минут сорок.
  • Ready Player One — как не крути, но люди попросту сбегают в виртуальную реальность от жизненных проблем и крупнейшего в истории человечества кризиса.
  • Dragon Age «Призыв»: Николас остается в Тени потому что погиб его любимый Жюльен.
  • Эдмунд Гамильтон «Космические пираты» из цикла про похождения Капитана Футура — открытые ученным с Урана Ру Гуром Лучи Лете порождавшие у тех кто попал под их излучения приятные сновидения вполне тянет под троп, например сам Кертис попав под их воздействие получил очень реалистичную картинку тихой и мирной жизни со своей возлюбленной Джоан Ренделл
  • Филип Дик, «Распалась связь времён» — безмятежный городок времён «белого заборчика» это искусственно созданная реальность, чтобы главный герой мог предсказывать куда именно прилетит очередная ракета с ядерной боеголовкой не тяготясь грузом ответственности.
  • Джиллиан Рубинстайн, «Пленники компьютерной войны» — обретшая полноценный искусственный интеллект и вышедшая из-под контроля своего создателя на стадии разработки, начав дописываться самостоятельно, видеоигра «Божественный путь» предлагала своим игрокам, в разуме которых частично и существовала, полное физическое погружение в виртуальный мир, воплощавший то, о чем они мечтали. Покинуть виртуальный мир можно лишь имея медальон, полагавшийся призом за прохождение двух предыдущих игр этого же разработчика.

Фанфики[править]

  • Внезапно — инверсия в лукьяненковской дилогии «Линия грез»/«Императоры иллюзий»: та машина чужих, макгаффин, к которой так рвутся герои в первой книге — создаёт новую, наиболее подходящую реальность для оператора. А во втором томе («Императоры иллюзий») всплывает ужас у холодильника. Узкому кругу заговорщиков становятся известны подробности работы линии грез и они считают, что и их собственный мир возник примерно также. Поскольку этот мир — Master of Orion пополам с нуаром и бесславными 90-ми, налицо некоторая инверсия — ну кто бы хотел там жить? Однако, желающие нашлись. Заговорщики ошибаются, думая что реципиент — император человечества. По ходу дела становится понятно, для кого был создан их мир; при этом в тексте имеются толстые намеки, что данный товарищ исходно был с нашей Земли. Один из этих намёков — первоисточник мира, но есть и другие.
    • Например, этого товарища насмешило, что очередная несовершеннолетняя подружка императора, Алиса, собирается стать космозоологом.
  • «Дружба — это оптимум» — на все 120 % о сабже.
  • Fallout: Equestria: Project Horizons — таковой машиной являются Сады Хэппихорн, местная довоенная психиатрическая лечебница. К сожалению, установки ИИ не позволяют им отпустить единственного пациента из более сотни, которого они с чистой совестью могли посчитать вылеченным, и Блэкджек приходится их уничтожить.
    • Так же ею является машина и ИИ, в которых содержался Голденблад. Причём заточена она была на то, чтобы пытать его в ожидании прихода палача. Все два столетия, прошедшие с войны.

Кино[править]

  • «Матрица» — вся об этом. Машины создали для людей титанических размеров ловушку виртуальности, которая и называется Матрицей. Согласно машинам, этот вариант Матрицы — далеко не первый. Существовало ещё как минимум два других: идеальный мир и мир-фэнтези. Однако люди не приняли ни один из них. Пришлось создавать подобие конца XX века.
  • В тени «Матрицы» оказался «Тринадцатый этаж», которому не повезло выйти в том же 1999 году. Тоже про мир-симуляцию, только более изящно, без втыкания кабелей в затылок.
    • Похожий сюжет имеет немецкий «Мир на проводе» (Welt am Draht) аж 1973 года. Вообще, оба фильма в той или иной степени основаны на романе Дэниела Галуи «Симулакрон-3», изданном в 1964 году.
  • «Авалон» — для тех, кто застрял в игре, это именно сабж.
  • «Шоу Трумана» — протагонист с рождения является участником реалити-шоу и не знает об этом.
    • Почему он здесь, если Трумана никуда не подсоединяли? Да и он бы рад оттуда уехать.
  • «Виртуальный кошмар» — злобные людишки зомбируют глупых людишек. Якобы процветающий городок — кучка халуп посреди пустыни. После уничтожения передатчиков обыватели продолжают видеть привычный мир, а повстанцы отправляются к виднеющимся вдали зелёным горам.
  • «Экзистенция» — энное количество вложенных виртуальных миров под видом игры. Является ли какой-нибудь из миров реальным или же все показанные миры симулированы — неведомо.
  • «Потрошители» — устройство для нервной системы от фирмы Union.
  • Есть теория, что в сабж поместили протагониста в фильме П. Верхувена «Вспомнить всё» (1990).
    • Почему теория? Его в неё действительно посадили, вопрос только в том, успели запустить симуляцию, или рассказанное в фильме правда.
      • Этим же вопросом задаются при просмотре ремейка 2011 года, хотя там это вроде не так очевидно.
        • У Верхувена всё очевидно, ибо девушка и установка при заказе воспоминаний являются именно такими, какими они будут в фильме. Совпадение? Конечно… А вот с ремейком действительно не всё так однозначно, ибо заказа конкретных вещей не было но возникают вопросы: 1. Неужели на работягу ни разу не нападали грабители, от чего проснулись бы его боевые навыки,? 2. Неужели за столько времени можно было не обнаружить телефонный аппарат, имплантированный в ладонь?
  • «Суррогаты» тоже частично об этом. Хотя в данном варианте реальность не виртуальная, а самая обычная, воспринимаемая посредством роботизированных тел, непосредственно суррогатов.
  • «Ванильное небо». Здесь для замороженного есть удивительная опция — «Полудрёма»: замороженный будет не просто лежать статуей, а видеть осознанные сны
  • «Апгрейд» (2018) — на этом построен финальный твист сюжета.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата: первый отряд»: на одной из планет главных героев подключают к такой установке.
    • В другой серии, подобную машинку (эту же самую, просто её подключили к земному компьютеру) пытаются использовать для подготовки отрядов. Вот только первый подопытный Тил’к не может выйти из симулятора, и с каждой «смертью» его тело приближается к инфаркту. Почему? Да потому, что программа адаптируется под его подсознание, а про себя, Тил’к уверен, что гоа’улдов победить нельзя.
    • В одной из серий враги решили что можно не изощряться, построив точную копию земной базы и разыграв маскарад, правда герои его быстро вскрыли.
    • В каждом из трёх сериалов, такое встречалось хотя бы раз. Чаще всего, так лезут в голову человекоподобные репликаторы.
  • «Кукольный дом»: зловещий Чердак, куда отправляют «сломанных кукол» и провинившихся сотрудников — машина, заставляющая людей переживать их худшие кошмары раз за разом.
  • «Агенты «Щ.И.Т.»» — виртуальная альтернативная реальность Фреймворк, созданная доктором Рэдклиффом с помощью Даркхолда. А также более безобидные разработки Дика Шоу на ее основе.
  • «Звёздный путь: Вояджер» — экипаж обнаруживает червоточину, ведущую домой. Почти все рады, кроме Наоми Уайлдмен (которая родилась на борту) и Семь-из-девяти (которая Землю и не помнит). Как оказалось, червоточина — видение, насылаемое космическим китом в роли приманки, чтобы заглатывать корабли. Зрителя не беспокоит ЗАЧЕМ кит жрёт корабли и КАК существо с такой пищевой базой могло появиться.
  • «Чёрное зеркало» несколько раз. То в одном эпизоде злобный нерд создаёт себе космический корабль, на котором бороздит просторы Большого Театра Космоса в поисках приключений, то герой нарушит технику безопасности на тестировании новой игры, а то и вообще сознание умирающего на электрическом стуле заключённого навсегда скопируют в брелок.
  • «4400» — у одной из героинь такова сверхспособность. Она может поместить кого угодно в иллюзорный мир, в нужную сторону отличающийся от реального, в основном в психотерапевтических целях. При этом в иллюзорном мире субъект может прожить годы, в то время как в реальном сеанс занимает от минут до часов.

Мультсериалы[править]

  • «Гравити Фолз»: в одной из заключительных серий Билл Шифр помещает Мейбл в карманное измерение, где творится всё что она пожелает. Загипнотизированная девочка живёт в своё удовольствие. Кроме того, она может найти подход к каждому из героев: к Зусу пришёл его отец, а к Венди — её друзья. Также, она попыталась затуманить разум Диппера — к нему пришла фальшивая Венди и сказала герою, что Мейбл может сделать их одногодками и они смогут быть вместе. К счастью, у Диппера хватило ума понять, что этот удивительный мир не более чем замануха.
  • «Сказочный патруль», серия «Тайна туманного лабиринта»: дух лабиринта отвлекает героинь от задания, создавая для них видения. С блеском тест проходит только Снежка, но со временем справляются и остальные девочки.
  • «Рик и Морти» любит этот троп:
    • в 4-й серии первого сезона Рик и Джерри помещены в симуляцию, чтобы узнать секрет изготовления концентрированной темной материи.
    • Во 2-й серии второго сезона Рик и Морти по очереди играют в некую игру, позволяющую полностью прожить жизнь за персонажа, не осознавая, что это симуляция.
    • В 1-й серии третьего сезона галактическое правительство через симуляцию пытается узнать у Рика, как он изобрел портальную пушку.
    • В 8-ой серии 3-го сезона ловушку виртуальности используют в Цитадели Риков, чтобы заставлять Рика-простака переживать вновь и вновь самые счастливые моменты из жизни… чтобы затем выкачивать из его мозга гормоны счастья и использовать их как начинку для сладостей.
  • Лига Справедливости — в одной из серий появляется паразит, который присасывается в кому-нибудь и управляет им, а чтобы носитель не сопротивлялся, существо показывает ему идеальный мир, например, Супермен живет на невредимом Криптоне с семьей, а Бэтмен смотрит как его отец делает котлету из того грабителя. Оторвать паразита можно, но в отместку он жестоко разрушит иллюзию.
  • «Любовь, смерть и роботы», эпизод «За Разломом Орла» — высокотехнологичная станция с приветливым персоналом — всего лишь виртуальные образы, транслируемые в мозг заблудившихся астронавтов инопланетной тварью. Впрочем, складывается впечатление, что чудовище действительно на свой манер заботится о людях: попасть домой им всё равно уже не светит, а в реальности кладбище погибших кораблей малопригодно для проживания человека.
    • В литературном первоисточнике это заявлено напрямую: существо глубоко сострадает всем, кого угораздило попасть в ловушку. Буквально: единственное его желание — заботиться о потерянных душах. При этом оно и само точно так же сидит в этой ловушке, и для него милосердную иллюзию создать некому…
  • «Ми-ми-мишки» — в одной серии Кеша создал машину сновидений и погрузился в неё. Вот только сон превратился в кошмар, а уж когда заботливые друзья пришли проведать и будить его сон стал ЕЩЁ хуже. Решением оказалось просто выдернуть устройство из розетки, после чего Кеша понял, что реальность лучше машины. Правда почти сразу как Кеша, Тучка и Лисичка ушли, туда залез Цыпа
  • The Owl House — такую умеет создавать Гас. И сам же первый в неё попадается.
  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — уникальная разработка доктора Бентона Квеста компьютерный мир «Квест Ворлд», позволяющий полноценно погружаться в виртуальную реальность, переживая захватывающие приключения. Джонни сотоварищи планировали превратить "Квест Ворлд" в виртуальный рай для парализованного доктора Джеремайи Серда в обмен на код деактивации бомбы в его лаборатории, где оказались заперты их отцы. Но доктор Серд быстро сумел раскрыть полный потенциал компьютерного мира и развернулся в нем так, что мало не показалось никому, хотя и стал проводить в виртуальной реальности намного больше времени, чем в реальном мире.

Комиксы[править]

  • DC Comics — инопланетное растение-симбионт Чёрное Милосердие иногда подсаживают безнадёжно больным разумным существам. Тот кто соединён с растением, будет спать и видеть чудесный мир, в котором сбылись все его мечты. Также, растение можно подсадить и здоровому существу, таким образом нейтрализовав его.
    • В комиксе «Для человека, у которого есть всё» это растение пытался прицепить к Супермену злобный император Монгул… А не вышло! (экранизировано в одной из серий мультсериала «Лига Справедливости»)
    • А ещё это любимый фокус суперзлодея Психопирата.

Аниме и манга[править]

  • Sword Art Online — куча модификаций, от коммерческих (для игр) до медицинских (для лечения ПТСР, к примеру).
  • Code Geass — наркотик «рефрен» заставляет человека переживать заново все самые приятные моменты из собственного прошлого. В реальном мире принявший «рефрен» бродит в неадеквате, как зомби.
  • Queen Emeraldas — нечто похожее создают для своих жертв сирены при помощи своих песен (вероятно, псионической природы). Жертва считает астероиды, где живут сирены (на которых есть воздух, но как минимум просто нечего есть, да и в целом место крайне малопригодное для жизни человека) райским местом — и живут там счастливо до своей весьма скорой смерти. Освободиться, в принципе, реально, но тех, кто освобождается, просто жестоко убивают. Похоже, что эффективно бороться с ними может только Эмеральдас, да и та — только за счет технического буста.
  • TTGL — «Мультивселенский Лабиринт» Антиспиральщика.

Видеоигры[править]

  • Fallout 3 — создателем ловушки виртуальности («Транквилити-Лейн», хотя в прошлом доктор несколько раз менял внешний вид иллюзорного мира) является доктор Брон. Машина не такая приятная, как кажется с первого взгляда: доктор, обладающий полномочиями админа иллюзорного мира, тонко издевается над его жителями.[1] В его машину попал отец главгероя, и нужно его оттуда вытащить.
    • Дополнение «Operation Anchorage» заключается в прохождении обучающего курса довоенного солдата как раз в такой машине. По итогам прохождения получаем навык ношения силовой брони.
  • Earth 21xx — с фитильком: американская цивилизация после ядерной войны возложила все обязанности на роботов, а сама обленилась.
  • Evil Within — всё действие игры разворачивается в виртуальной реальности, которую создает устройство STEM — машина для объединения разумов. Кто же виноват, что роль первой скрипки там играет разум разобиженного на весь мир психопата, что создал для остальных персонажей настоящую вселенную непрекращающегося кошмара?
  • Dragon Age — некоторые демоны могут поместить свою жертву в иллюзорный мир, пока её тело умирает от истощения. Только сильные духом способны превзойти иллюзию и найти выход, правда потом придётся иметь дело с разгневанным демоном.
  • Enslaved odyssey to the West. Оказывается, что такая вот машина и ждёт героев в конце путешествия. Но всё закончилось хорошо: они спаслись.
  • Saints Row IV — прилетевшие инопланетяне заточают главгероя (успевшего к тому моменту стать президентом США) в виртуальную реальность, с помощью которой надеются заставить его работать на них.
  • Don’t Escape: 4 Days in a Wasteland — под конец игры герои прилетают на Луну и ложатся в специальную капсулу для осознанных сновидений. Субверсия: создавались эти капсулы для путешествия через мир снов в альтернативные (вполне реальные) измерения, где местная злобная корпорация, разработавшая всё это, вполне могла бы награбить ресурсов. А потом отправиться в новое измерение и так далее.
  • Cyberpunk 2077 — «брейнданс». Позволяет пережить воспоминание другого человека. Как приятные, так и не очень.
  • Persona 5 Royal — именно это стремится создать финальный антагонист расширенной версии, Такуто Маруки. Он считает, что если создать мир, где удовлетворены абсолютно все желания абсолютно всех людей, то наступит утопия. Главный герой даже может согласиться с ним и оставить мир в изменённом состоянии.
  • Аллоды Онлайн — иллюзорный Ирдрих. Герои купаются в море, участвуют в гражданской войне красных и белых авиаков, получают благословения стихийных сил — а на самом деле их тела лежат в техномагических саркофагах, своей жизненной силой подпитывая гигантскую пирамиду некроманта Тэпа.
  • Planescape: Torment. С фитильком: Камни чувств. Хотя к ним тоже можно легко пристраститься, что обыгрывается в одном из квестов.
  • Death end Re;quest — как думает Арата Мизунаши, Сина Ниномия находится где-то в компании Aggle, подключённая через VR к игре, которую год назад сама же и разрабатывала. Совершенно внезапно, сопартийцы-npc оказываются вовсе не NPC, а такими же людьми, которым Aggle "подкрутили сознание". А вот самой Сины уже нет.
  • Серия The Elder Scrolls — даэдрическая владычица Вермина способна погрузить тех, кто ей особенно чем-то насолил, в бесконечный кошмарный сон без шансов когда-либо проснуться. А в четвертой части в квесте «Сквозь ночной кошмар» Чемпиону Сиродила придется вытаскивать мага Хенантьера из ночного кошмара, в котором он застрял в ходе неудачного эксперимента.

Визуальные романы[править]

  • Little Busters! — Рики и Рин поместили в такую ловушку их собственные друзья. Только в отличие от большинства примеров, сделано это было ради их блага, чтобы они могли стать сильнее.
  • «7 дней лета» — очень нестандартный пример: как оказалось в концовке «Спасибо тебе!» ИскРа (искусственный разум) Мику в будущем через 300 лет раз за разом запускает в своем электронном сознании компьютерную симуляцию-«сон» «Совёнка» (т.е. все варианты рута этого персонажа), чтобы еще раз встретится со своим возлюбленным. Её версия Семена (которая и создала этот ИскИн) находится в заморозке в ожидании того, когда на поверхности спадет радиация. Вот и приходится Мику ждать в спячке, проводя время в «Совенке».
  • Hatoful Boyfriend — Праздничная Звезда. Все жители тоже ненастоящие и являются частью одной личности, ассимилирующей незадачливых путников.

Музыка[править]

  • Виктор Аргонов, «Мы, XXII век» — и снова человечество свалило в виртуальный рай (впрочем, главгерой, попавший туда из XX века, насчёт рая сильно сомневается). Есть и те, кто согласен с главгероем, кто остался в реальном мире, и кто пытается испортить малину ушедшим, воюя с ними — но после смерти (в бою или естественной) они всё равно попадают в синтетический мир, где люди — уже, в общем-то, и не совсем люди, и где само понятие личности размыто…
    • Никто не воюет с ушедшеми, ведь не согласные с новым строем собственно и ушли.
  • Porter Robinson & Madeon — Shelter. Семнадцатилетняя Рин живёт в виртуальной реальности и каждый день рисует себе новый прекрасный мир. А тем временем её реальное тело плавает в невесомости в спасательной капсуле, и новых сообщений не было две тысячи пятьсот тридцать девять дней...

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation: SCP-1230 «Рождается герой». Пустая книга с единственной фразой — той самой, что вынесена в название объекта. Человек, прочитавший ее, во сне попадает в иллюзорный мир, в приключениях по которому его будет сопровождать SCP-1230-1, персонификация книги в виде старика в зеленой мантии, в качестве ментора. Для каждого человека мир свой, максимально соответствующий его фантазиям об идеальном приключении. Для разнообразия, SCP-1230-1 дружелюбен и даже мораль у него не серобуромалиновая, а обычная. Редкость во вселенной Фонда.

Примечания[править]

  1. Оно и понятно, ибо — отсылка на «У меня нет рта, но я должен кричать»