Неожиданно тонкий голос

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Бывает и так

(link)

Даёшь молодёжь поясняет суть тропа
« …сам из себя он весь видный, борода страшная, а голосок тонкий. »
— «Москва 2042»

В среднем, размеры тела и голосовых связок кореллируют между собой. Более крупные и толстые голосовые связки производят более низкий звук, а у кого они будут такими? Правильно, у крупного человека. Притом у мужчин голосовые связки в среднем толще и длинней, чем у женщин, так что мужчины говорят более низким голосом, чем женщины.

Однако голос — всё же штука капризная. Различные повреждения связок могут менять тембр голоса, у юношей в период полового созревания голос «ломается», а ещё необычный тембр может достаться от рождения. А теперь вернёмся к началу статьи. В среднем мы ассоциируем голос с человеком, и расхождение предполагаемой картинки с реальностью легко вызывает у нас смешок, чем и пользуются авторы.

Тонкий голос ассоциируется с женщинами и детьми, то есть с кем-то совсем несерьёзным и неопасным, и сочетание нарочито брутальной внешности и такого голоса будет самым диссонирующим и забавным. Представили себе двухметровую и брутальную воительницу-шпалоукладчицу с голоском восьмилетней девочки? А Конана-Варвара, визжащего отчаянным фальцетом?

Что, уже хихикаете? Вот поэтому такие персонажи очень не любят открывать рот попусту и втайне мечтают поколотить всех, кто над ними смеётся. А смеются над такими персонажами много, потому что неожиданно тонкий голос — отличная разрядка смехом.

Противотроп — неожиданно низкий голос. Родственный троп (или даже подтроп?) — визжит, как девчонка (но тут разница в том, что разговаривает персонаж нормальным голосом). Некоторая аверсияжуткий высокий голос (тот самый случай, когда совсем не смешно).

Примеры[править]

Театр[править]

  • В операх XVIII в. немало мужских, даже героических ролей (например Юлий Цезарь и Тамерлан в одноимённых операх Генделя), писались для кастратов. Часто встречается в творчестве Вивальди, но он писал свои оперы для исполнения в женской школе при монастыре, там именно имелся в виду женский голос в мужской одежде. Ныне такие партии исполняют контральто или специально обученные и довольно редкие мужчины-контртеноры. В XIX в. роли юных мальчиков или подростков писались для меццо или контральто (например, царевич Фёдор в «Борисе Годунове», а если для совсем юных пажей («Дон Карлос» или «Бал-маскарад» Верди), то и для высочайшего колоратурного сопрано.
    • В «Скандале в Богемии» великолепная Ирэн Адлер — именно контральто, привыкшая к подобным «ролям травести», что и объясняет её легкую готовность следить за Холмсом, переодевшись в молодого мужчину. Носить брюки ей не в новинку.
  • «Последнее испытание», мюзикл по Dragonlance. Редкий случай, когда неожиданно тонкий голос не вызывает диссонанса, однако Карамон Маджере — и тенор? Чтобы вбить педаль в земную кору, Рейстлин Маджере, у которого в книге не голос, а хриплое не пойми что — крутой баритон. Подробности здесь.
    • Тенор вполне себе мужественно звучит, это же не фальцет или контр-тенор.
  • Леонид Филатов, «Возмутитель спокойствия» (по мотивам «Повести о Ходже Насреддине» Леонида же Соловьёва). Начальника стражи оскопили, после чего «Редчайший у него открылся голос — / Так в Бухаре не может петь никто!». Насреддин: «С таким обворожительным сопрано / Ты стал бы в мире лучшей… из певиц». Пополам с не в ладах с биологией: кастрация после завершения полового созревания не меняет голос. Обоснуй: голос изменился из-за психической травмы.
  • «Призрак Оперы» — конечно, в книге вроде как не говорилось, каким именно голосом поёт Призрак (уважаемые знатоки, пожалуйста, поправьте, если это вдруг не так), но всё же, слыша его партию в исполнении Майкла Кроуфорда, некоторые зрители/слушатели начинают хихикать.

Литература[править]

  • Circle of the World — «Первый закон», «Герои» и некоторые другие книги Джо Аберкромби: Бремер дан Горст, описаный одним из персонажей как «человек без шеи», с фигурой из одних мышц, один из лучших фехтовальщиков своего времени, имеет неожиданно высокий голос, который ненавидит.
  • Роберт Хайнлайн «Звёздный зверь». Зверь размерами поболее динозавров, обладающий тонким голосом маленькой девочки, и на самом деле оказался девочкой, да ещё в придачу несовершеннолетней наследной принцессой.
  • Б. Акунин, «Детская книга» — один из стражников, охранявших Ластика, верзила-косая сажень в плечах, разговаривает тонким писклявым голоском. (Его напарник, плюгавый мужичонка, наоборот, обладает солидным басом.)
    • Его же «Смерть на брудершафт» — гигант Дудников в процессе слежки за вражеским агентом капитально застудил себе половые признаки, после чего его голос изменился на нежный контртенор. Это позволило ему участвовать в операции по разорению «шпионской биржи» в Швейцарии под видом русской певицы на гастролях. (Фамилия — отсылка к известному советскому пародисту Г. Дуднику, (1924—1993) способному изображать голос любой высоты, любого регистра?)
  • «Во тьме Эдема» — инопланетный леопард, вместо рёва, красиво поёт высоким женским голосом.
  • Гарри Поттер — Долорес Амбридж внешне похожа на жабу, но вопреки ожиданиям, имела тоненький девчачий голос, что только добавило ей омерзительности.
    • Также неожиданно высокий, не соответствующий внешним габаритам голос оказался у громилы Крэбба.
    • Инверсия: высокий голос и у Волдеморта (в книге, не в фильме), но никто не смеется. Тем более что голос его высок не в смысле «писклявости», а — жутковатый тенор верхнего регистра, как у некоторых разновидностей нечисти в кельтских преданиях. В общем, пополам с тропом «жуткий высокий голос».
    • Он точно именно высокий или это только у Росмэна так? И потом, развитый Волдеморт телесно не совсем обычный человек и его голос может от этого тоже быть каким-то не таким.
    • Вот тут цитируется оригинальный "Кубок огня", где прямым текстом голос Волдеморта описывается как высокий и пугающий. Так что это канон.
  • «Дети против волшебников» — Петруша Тихогромов. Здоровенный бугай, разговаривает тонким, писклявым голосом.
  • Алексей Пехов, «Последний завет» — у здоровенного бугая Густава тонкий и писклявый голос.
  • Михаил Веллер, «Гонец из Пизы». Одним из просителей, пришедших в каюту Иванова-Седьмого на крейсере «Аврора», является оживший памятник князю Юрию Долгорукому: «Голос его не гудел чугуном, как можно было бы ожидать, а прозвучал неожиданно тонко и с заметной простудной гундосостью».
  • Татьяна Русуберг, «Джек на Луне» — Томас, по кличке «Паровозик Томас», местный школьный изгой, высоченный тощий дылда с тоненьким «мультяшным» голоском.
  • Виталий Губарев, «Королевство кривых зеркал». Как ни странно, министр Нушрок. Да. Главный, считай, злодей книги, одним взглядом повергающий население в трепет, держащий в страхе всю округу… Разговаривает грёбаным писклявым голосом, который в образ не вписывается от слова совсем. При этом сам Нушрок по этому поводу явно не комплексует, и над сей…э-э…особенностью не хихикают даже в отсутствие, собственно, её обладателя. Даже те, кто его ненавидит. В экранизации баг пофиксили — у А. Файта голос куда более низкий и скрипучий. То, что надо.
  • "На всех парах". Флюрит, тролль, больше и сильнее даже Детрита, "был в душе сущим котёнком" и разговаривал "забавным детским голоском". Но больше ничего забавного в нём не было, потому что сражался он как полтора тролля.

Фанфики[править]

  • Фанфик Лукьяненко к Master of Orion: у громадных медведей-булрати неожиданно тонкие голоса. Из них получаются отличные тенора. И они научились использовать голос как оружие против силикоидов.

Кино[править]

  • «Привидения замка Шпессарт» же! «Горька была твоя юность, мой друг…»
  • «Коммандо из пригорода»: инопланетные головорезы ГлавГада не говорят вслух, потому как они писклявы.
  • «Пираты Карибского моря»: человек, говорящий от имени одного из пиратских баронов — Шри-Сумбаджи — имеет неожиданно тонкий писклявый голос. Скорее всего потому, что он евнух (но почему-то бородатый).
    • Сам Шри-Сумбаджи, кстати, говорит точно так же и даже ещё тоньше — собственно поэтому и пользуется услугами, кхм, герольда.
  • «Белый рояль» — еще один евнух. Юмора добавляет то, что играет его Алексей Смирнов. Хватает музыкального триппера «Добро пожаловать в гарем», исполняемого ВК «Аккорд».
  • «Раба любви» — по утверждению актёра Канина, раньше у него был приятный баритон, а потом он простудился… И действительно, с таким голосом играть можно разве что в немом кино. Дополнительная ирония в том, что природный голос исполняющего роль Канина Евгения Стеблова — высокий тенор, так что насчёт «приятного баритона» его персонаж, скорее всего, выдаёт желаемое за действительное.
  • «Двенадцать стульев» (1971) Леонида Гайдая — гэг с официантом, который разговаривает женским голосом. «Этот стол не обслуживается, пересядьте!»
  • «Совсем пропащий» (1973) — жутковатый гробовщик (Анатолий Яббаров) разговаривает неестественно высоким голосом (озвучивает Григорий Шпигель), что прямиком уводит персонажа в зловещую долину.
  • «Карнавальная ночь»: разговаривает лектор Никадилов высоким охриплым баритоном, но когда временно теряет рассудок от алкоголя — начинает распевать русскую версию «Красной розочки» Гелены Лоубаловой, и вступает сильным таким басом: «КАК У НАС В САДОЧКЕ, КАК У НАС В САДОЧКЕ…», а продолжает пискляво: «рооо-зооч-ка цве-ела-а!!».
  • «Descendants» — Малефисента. Создатели решили откровенно поиздеваться над одной из колоритнейших злодеек Диснея. Все ведь помнят её шикарный вкрадчивый, почти всегда (кроме совсем уж крайних случаев) нарочито спокойный и довольно низкий голос в мультфильме или хотя бы в фильме с Джоли? Так вот — забудьте! Здесь роль тёмной феи играет Кристин Ченовет. Разумеется, она неплохая актриса, но кто хоть раз её слышал — поймёт претензию. И тут как-то сам собой возникает вопрос: «Что, ни у кого сие не вызывает диссонанс? Никто не смеётся и не подшучивает над Повелительницей Тьмы с тонким голосом (учитывая, что она в силу определённых обстоятельств всё равно никак не сможет покарать дерзких насмешников)?» В чём была проблема хотя бы переозвучить — неясно.
    • В вопросе уже содержится ответ: «решили откровенно поиздеваться» — явная же пародия сразу на нескольких диснеевских злодеек.
      • Вот и вставили бы их в фильм (зрители б только рады были) и пародировали на здоровье, а не производили надругательство над любимым многими с детства персонажем. Потому что тут же ж, помимо голоса, ещё и полнейший ООС… Хотя, может, это так хотели показать, что пребывание в заточении без магии негативно сказывается и на характерах злодеев, и на…кхм…прочем, что у них есть.
  • «Джунгли зовут! В поисках Марсупилами»: такой писклявый голос внезапно у здоровенного зека-индейца в паломбийской тюрьме.
  • «Человек с бульвара Капуцинов» — толстый лысый ковбой-дебошир прекрасно поёт контртенором. К сожалению, единственное место, где он может раскрыть свой талант — это церковь. А огромный могучий индеец Белое Перо разговаривает жалобным детским голоском, потому что еще не отпраздновал свою шестнадцатую весну.
  • "Гляди веселей" - один из подручных черного мага, лысый толстяк, поет и разговаривает фальцетом. Учитывая сеттинг и безбородость - возможно, это евнух.

Телесериалы[править]

  • Даёшь Молодёжь! - эпизод, где парень в спортивном магазине встречает внушительного качка, который или которая говорит женским голосом "Ксюшенька, отведи парня к кассе"

Мультфильмы[править]

  • «Чиполлино» — с прикрученным фитильком принц Лимон. Вообще-то у него довольно низкий голос, но когда он требует от подданных «МАЛЧАААТЬ!!», постоянно срывается на визг.
  • «Ну, погоди!» — в «морском» выпуске (№ 7) теплоход, на котором находятся Заяц и Волк, встречается с буксиром. Происходит традиционный обмен гудками — при этом маленький буксир гудит басом, а большой теплоход тонко свистит.
  • «Остров сокровищ» — Черный Пёс, здоровенный усатый детина разбойничьего вида, говорит тоненьким голоском. Где карта, Билли?
  • «Смешарики. Легенда о Золотом Драконе» — в сцене с сожжением смешарики неожиданно услышали нежное пение из клетки, что вызвало недоумение у хамелеонов. Детский тенор, как оказалось, принадлежал Крошу, который затем перешёл на свой обычный, чтобы прочитать рэп о Золотом Драконе.
  • «Смывайся» — гигантский младший брат Риты Фергюс обладает весьма высоким голосом.
  • Пиксаровский мультфильм «Вверх»: Альфа, лидер псов Чарльза Манца и просто злобный чёрный доберман, долгое время говорил писклявым голосом из-за неисправности своего специального ошейника. Когда ошейник отрегулировали, заговорил мрачным грубым голосом.

Мультсериалы[править]

  • Kim Possible: после того, как ниндзя-сумоист ненароком выхватил удар от Рона ниже пояса, он заговорил писклявым голоском.
  • «Мистер Пиклз»: один из охотников за головами, увешанный оружием амбал-ковбой, оказывается писклявым. И жутко ранимым мямлей по характеру.
  • «Мишки Гамми». Принцесса Калла в одной из серий принимает облик герцога Икторна, но её выдает голос. Тогда мишки произносят заклинание над настоящим герцогом, и теперь оба «герцога» пищат.
    • Толстуну, Солнышку и Малышу пришлось иметь дело с ледяным титаном Ледяной бородой, который задерживал зиму в долине Гамми, который говорил довольно тонким голосом. Аверсия: оказалось, что это его сын притворялся им ради личной потехи.
  • Steven Universe: Топаз. Глядя на этот мрачный «шкаф», ни за что не подумаешь, что она говорит не крутым контральто.
  • Tangled: Каталина в образе огромного вервольфа сохраняет свой голос маленькой девочки.

Аниме и манга[править]

  • Claymore: Флора «разящая ветер», из первой десятки — восьмая по силе из сорока семи клейморов. И надо заметить, что все клейморы — выше среднего роста, и Флора в этом не исключение.
  • One Piece — Пика, один из старших офицеров пиратской команды Семья Донкихот. Здоровенный накачанный бугай, разговаривающий тонким, писклявым голосом, из за чего очень комплексует. Поэтому попытка над этим посмеяться — один из самых верных способов самоубийства. Луффи, впервые услышав голос Пики, впал в истерику от смеха. Обычно серьёзный Зоро попытался отчитать своего капитана, но в итоге тоже проржался.
  • Onepunchman — игра со штампом: Горилла-Киборг обычно говорит голосом, подходящим для его комплекции, но, испугавшись Геноса и Сайтамы начал писклявить.
  • Fullmetal Alchemist — Альфонс Элрик на протяжении большей части сюжета выглядит как огромный (2 с небольшим метра) пустой доспех. Так что его тоненький детский голосок поначалу звучит весьма непривычно.
  • Bleach — Русабуро Энкогава.
  • Межвидовые рецензенты — Кроко. Людоящер-крокодил, обладающая тонким девчачьим голоском. Используется, как средство обмАна ожидания героев и зрителей: вначале мы слышим голос, и только потом показывается её внешность.

Видеоигры[править]

  • Commandos: Behind Enemy Lines в пиратском переводе «Фаргуса»: минёр, серьёзный такой мужык с усами, обладает необычно тонким голосом. Кажется, сделано намеренно, ведь голоса в целом хороши.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота: сбежавший из тюрьмы аббат Фариа, могучего телосложения мужик, который в английской и польской версии говорил старческим хриплым голосом, в русской пищит старушечьим фальцетом. Причины неясны — возможно, локализаторы подумали, что в тюрьме к нему применялись какие-то особо негуманные пытки (см. здесь)
    • Имлерих в английской версии без своего стального шлема разговаривает неожиданно высоким для такой внушительной и устрашающей персоны голосом. В русской локализации педаль вдавлена в пол: голос воина оказывается не только высоким, но еще и крайне слащавым.
  • Tales from the Borderlands: так на самом деле разговаривает здоровенный главарь рейдеров Боссанова. Обнаруживается это, когда у Боссановы начинает барахлить громкоговоритель.
  • Neverwinter Nights 2: в версии с русской озвучкой здоровенный демон-хезроу Заксис пищит тонким женским голосом. Хотя, с другой стороны, упоминалось, что ранее он был марилит (и матерью одного из присутствующих в убежище Аммона Джерро демонов), но был понижен до хезроу.
  • Fallen London: Почти все Мастера Базаара говорят крайне тонкими и высокими голосами (при том, что выглядят они как двухметровые закутанные в плащи существа неясного происхождения) Все потому, что они на самом деле разумные космические летучие мыши, служащие Базаару
  • LISA: the Painful — у варлорда Рандо очень слабый голос и заикание. И здесь это не для шуток.
  • Limbo is Lost — дух-хранитель врат выглядит как страхолюдная тварь, чем-то напоминающая Чужого. И разговаривает тоненьким голоском, словно он надышался гелия.
  • Drakengard 3 — Михаил — крупный дракон, но говорит голоском маленькой девочки, что идеально подходит его характеру.
  • Disgaea 5 — один из вариантов озвучки рестлеров, который больше подойдёт стереотипному бисёненному ловеласу.
  • Valkyria Chronicles 4 — Лина говорит не особенно низким голосом, но в принципе он может сойти за мужской. Однако когда Сержант Зверь дает «парню» ускоряющего шлепка во время бега, она от неожиданности взвизгивает именно по-женски, так что солдафон настораживается. Товарищам едва удается ее выручить.

Реальная жизнь[править]

  • Розыгрыши с гелием позволяют абсолютно любому получить такой голос (точнее, сделать свой тоньше более чем на октаву). w:Гексафторид серы оказывает противоположный эффект.
  • Император франков Карл Великий, по свидетельству Эйнхарда, был крепким и высоким мужчиной, но при этом обладал на удивление высоким голосом для такого массивного тела.
  • Граф Аракчеев, при Александре Первом гроза всех и вся в Российской империи, обладал хоть и не особо красивой, но вполне мужественной внешностью. А вот голос, по словам современников, имел неожиданно высокий, да ещё и гнусавый.
  • забыл имя великий актёр немого кино, игравший героев-любовников мужчина-красавец, с появлением звука выяснилось что у него неожиданно писклявый голос, что стало закатом его карьеры.
    • Возможно, Харрисон Форд (1884—1957), в честь которого взял псевдоним будущий Индиана Джонс aka Хан Соло? Хотя тот успешно играл в театре…
    • Был такой сюжет в «Альфред Хичкок и Три Сыщика», но вот что с реальной жизнью, то неведомо…
    • Это же сюжет фильма «Артист», а не реальная история.
      • А в реальной жизни такое было, например, с японским актёром Цумасабуро Бандо (aka Банцумой); впрочем, в профессии он удержался.
  • Католический священник и фашистский палач Томислав (Филипович), псих с топором и псевдомилый злодей.
  • По некоторым воспоминаниям, высокий голос был у Эрнста Кальтенбруннера. С его-то габаритами и репутацией… Но часто это серьёзно помогало нагонять страху: например, на встречах с крупными промышленниками — эффект неожиданности, однако.
  • Рейнхард «Козел» Гейдрих, обергруппенфюрер СС, протектор Богемии и Моравии, пилот-ас, музыкант, организатор Холокоста и прочая, получивший прозвище из-за скрипучего голоса, несоразмерного брутальной внешности.
  • Люк Арбогаст поет старинную песню. Перед песней обращается к публике нормальным голосом, а петь вдруг начинает контртенором. Впрочем, в середине песни поёт и явным баритоном, контратенор у него — хорошо прокачаный фальцет.
  • Вместе с Арбогастом стоит вспомнить и Михаила Кузнецова из «Хора Турецкого».
  • Возьмем к примеру неандертальцев. Ну, внешность их всем известна:невысокие такие качки. Казалось бы, и голос должен был бы быть под стать: низкий такой, грубый. Так вот — нет. По останкам неандертальцев ученые замерили им те места, где у Homo располагаются связки, проанализировали телосложение… Получились какие-то взвизгивания.
  • Такое в принципе случается с кастрированными котами — с одной стороны, они часто склонны разжираться до эпических размеров, с другой, сохраняется тонкий «котёночий» голос.
    • Впрочем, тут возможны варианты вида: «ОТКРОЙ МНЕ ДВЕРЬ!!!» кот орет так, что стены дрожат, но когда хозяева сурово спрашивают, в чем дело, рев моментально превращается в нежнейшее «Миооуу?»
  • Хип-хоп исполнитель Mohombi. Высокий (193 см) лысый (вернее, бритый) парень весьма атлетического телосложения, но песни исполняет весьма высоким голосом.
  • Такой голос может быть и в записи на неотрегулированный микрофон.
  • Некоторые летсплейеры мужского пола именно такими голосами делают начитку реплик женских персонажей. Пример https://www.youtube.com/watch?v=9Hczt1hO3hM
  • Евнухи. Если они были кастрированы в раннем детстве, до старости сохраняли тонкий, как у ребенка, голос.
    • Туда же певцы-кастраты.