Моральная паника

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
ANTIFA.gifEntnazifizierung erforderlich!
Данная статья несёт в себе опасные для общества идеи и/или написана в откровенно экстремистском стиле. Её требуется переписать в нейтральном ключе. Руководство сайта не поддерживает шовинизм в любом его виде и не желает нарушать законы России и стран СНГ.
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.

Моральная паника — массовая истерия по поводу опасности (реальной или мнимой), которая угрожает самым основам сложившегося общественного уклада. Является частным случаем городских легенд.

Объектом моральной паники может стать кто угодно и что угодно. Злодейские планы могут приписываться определенным социальным группам, которые вот-вот спровоцируют Третью мировую войну\устроят теракт\свергнут правительство. Может неадекватно оцениваться опасность от какого-нибудь вида контента или конкретного произведения, которое якобы толкает огромное количество людей на преступления. В особо запущенных случаях объект полностью отсутствует в реальной жизни. Еще одна важная черта моральной паники — преувеличенная опасность и требование совершенно неадекватных мер по ее предотвращению. Подростки смотрят аниме, из-за которого кончают самоубийством? Запретить любое аниме, любую мультипликацию серьёзнее «Маши и Медведя», ограничить свободное время подростков, запретить им доступ в Интернет и к компьютерам! Посадить всех, кто рисует аниме, переводит аниме, продает аниме, стоит рядом с людьми, смотрящими аниме!

Если в рамках моральной паники злодейские намерения приписываются некоей социальной группе (народу, конфессии, субкультуре) — это кровавый навет, при этом реальные идеи и цели социальной группы часто искажаются и очучеливаются до неузнаваемости. Если на ужасные поступки толкает, по мнению паникеров, некое произведение или жанр искусства (наслушаются своего металла и идут одноклассников убивать!) — это «Во всём виновата Дока 2!».

Образчик моральной паники по поводу «эпидемии самоубийств» в нулевые. Напополам с двумя соседними тропами.

В таких случаях цензура часто принимает меры и перегибает палку. Часто пересекается с теорией заговора. Если моральная паника была небеспочвенной — это троп Параноик был прав. Слухи, ширящиеся при моральной панике, часто порождаются по принципу «слышал звон, но не знаю, где он».

Моральная паника часто становится причиной охоты на ведьм. Она — звездный час для всевозможных борцов за нравственность и прочих экспертов, всегда готовых объяснить, кто это растлевает молодежь, кто за ними стоит и что нужно со всем этим делать. Печальнее всего получается, когда к ним прислушиваются те, кто реально обладает политической властью. Но здесь речь идёт не просто о падении нравов, а о более серьёзной вещи — разрушении общества!

Как правило, моральная паника рано или поздно затихает, когда выясняется, что ничего ужасного не произошло. Тем не менее, у нее есть типовые «пугала» и сюжеты, которые повторяются в следующем поколении. Посмотрите на иллюстрацию справа — это перл из украинской навозной прессы середины 2000-х. А теперь найдите десять принципиальных отличий от статей про «Синего Кита». Вообще о массовых самоубийствах детей и подростков говорили всегда, но в 1990-х и ранних 2000-х в них обвиняли рок-музыку и компьютерные игры, в поздних 2000-х — субкультуры готов и эмо, а также аниме, а в 2010-е яркой звездой вспыхнула паника по поводу «Синего кита». При этом, разумеется, в 1990-е рост подростковых суицидов был вызван совсем другими причинами, а в 2000-10-е их количество, напротив, снижалось.

Примеры

Удивлённый Горбунков.jpgСемён Семёныч, ну кто так верстает, а?
При чтении этой статьи Саурон порвал себе око, потому что она совершенно неудобочитаема. Разбейте текст на красивые абзацы, расставьте иллюстрации как положено, уберите лишние зачёркивания, отформатируйте спойлеры в соответствии с нашей политикой и впредь верстайте нормально, хорошо?
  • Братья Стругацкие:
    • «Хищные вещи века» — зигзаг. С одной стороны, вся повесть во многом посвящена вопросу скатывания в «общество потребления», и отношение к этому положительного главгероя Ивана Жилина тянет на проявление тропа. С другой — такое скатывания, особенно в изображённом виде, и правда никак не назвать положительным явлением. Наконец, с третьей — действия «интелей», которые в прямом смысле слова выходят на тропу войны с этим обществом. Одновременно они сами являются носителями «моральной паники», и их действия вызывают аналогичное отношение к местных жителей, которым мешают беззаботно развлекаться.
    • «Гадкие лебеди» — не то, чтобы паника, но на грани таковой отношение жителей Города к мокрецам и лепрозорию: «Сманят детей, ироды!». С оговорками, так как в финале выясняется, что паника не совсем беспочвенная или даже вполне обоснованная. Вот только есть нюансы…
    • «Отягощённые злом» — а там общественное мнение ополчилось против «Флоры», безвредных хиппанов. И опять же тут есть нюансы: полная социальная безвредность такой огромной массы бездельников, наркоманов — и по факту «мирных, не-тоталитарных, но всё-таки сектантов» — несколько преувеличена… Что не отменяет явной склонности «добропорядочной» обывательской массы к неадекватному возмездию (нет секты — нет проблемы! А ну заровняем «Флору» спецназом!).
  • Леонид Каганов, «Колобок и педофилы» — заглавный герой ловко воспользовался педоистерией в собственных целях, аж трижды. Но Лиса оказалась хитрей.
  • «Стиляги» — фильм в целом не только об этом, но сама борьба с «безродным космополитизмом» и конкретно стилягами, изображённая в фильме, вполне предмет статьи.
  • Во вселенной Warhammer 40 000 непрекращающийся сабж в адрес хаоситских или генокрадских культов — суровая необходимость, ибо зачастую их заговоры действительно охватывают целые системы и сектора.
  • «Южный Парк: большой и без купюр» — а ну-ка, запевай! «Blame Canada, blame Canada…».

Примечания