Просочиться в маскарад

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Дано: в мире произведения есть обычная повседневная реальность, похожая на нашу. Есть некая вторая реальность, запрятанная в ней, значительно более яркая и привлекательная (скажем, сказочный мир магов, или мир шпионажа и международных интриг а-ля Джеймс Бонд). И есть некий обыватель, которому надоело быть обывателем, он случайно узнал про существование этой второй реальности, и хочет стать одним из «них» (это может быть желающий приключений подросток, взрослый неудачник, мечтающий о лучшей доле, или эскапист). И он начинает действовать: садится «зайцем» на Хогвартс-экспресс, встречается с представителями «той стороны» и выдаёт себя за Избранного, и др. Дальше возможны три сценария:

  1. Оптимистический: герой начинает новую счастливую жизнь в мире волшебников/суперагентов/эльфов и фей, находит себе возлюбленную из их числа, и, возможно, сам оказывается одним из них.
  2. Трагический: хозяева маскарада быстро разоблачают и убивают недотёпу. Или, если он просочился к положительным героям, его убивают какие-нибудь злодеи из числа их врагов. Или его просто запирают в дурке.
  3. Приземлённый: героя разоблачают и возвращают в обычный мир, возможно, перед этим стерев память. Или не стерев, а просто под честное слово никому не рассказывать. Или герой даже успел поприключаться, но сам понял, что это не для него, и вернулся к обычной жизни.

Под троп не подпадают случаи, когда герой попадает в маскарад помимо своей воли, вследствие Зова или нелепого стечения обстоятельств. Противотроп — Разрушить маскарад, когда герой стремится не попасть в тайную элиту, а разоблачить её перед всем миром.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Артур Шницлер, «Траумновелле» — маскарад в буквальном смысле слова: герой, страдающий от разлада с женой, узнаёт от друга про некую закрытую вечеринку высшей элиты, и, выспросив у него про пароль и форму одежды, проникает туда и влюбляется в загадочную девушку. Это чуть не заканчивается трагически, и спасает его лишь самопожертвование этой самой девушки. Более того, чудом спасшийся герой продолжает попытки вернуться «туда», воспринимая это всё как романтическое приключение, и останавливается лишь тогда, когда узнаёт, что понравившейся ему девушки уже нет в живых.
  • Кир Булычёв, «Секрет чёрного камня» — Остап Нетудыхата, попаданец из 1996 года, студент из Харькова, насмотревшийся телефильма «Гостья из будущего» и по уши влюблённый в Наташу Гусеву. Выследил сотрудника Института Времени и, следуя за ним, сам попал в будущее.
    • Да и Коля из повести «Сто лет тому вперёд», по которой снята «Гостья из будущего» тоже подходит под троп.
  • Harry Potter — аверсия: Петуния Эванс, узнав, что ее сестра Лили волшебница, тоже захотела учиться в Хогвартсе, но получила от Дамблдора отказ, что вовсе не прибавило ей любви к магии и магам. В Маскарад Поттерианы вообще нельзя просочиться, а родители магглорождённых подпадают под соседний троп.
    • В «Методах рационального мышления», Лили нарушает правила и использует чары, чтобы сделать сестру красивее. Это не только делает Петунию добрее, но и приводит к тому, что она отказывает Вернону Дурслю. В конце концов она выходит замуж за университетского профессора. Своих детей у них нет, однако Гарри они воспитывают как собственного сына.
  • Нил Гейман любит и практикует данный троп:
    • "Американские боги" - с прикрученным фитильком, так как божественное и реальное причудливо переплетено в пространстве и времени
    • "Никогде" - а вот это уже больше соседний троп, так как мнения протагониста, вляпавшегося в неприятности, никто и не спрашивал. Зато в эпилоге - исключительно наш случай.
  • Часто встречается у Пелевина. Татарский, Шторкин, в некотором роде — Грым и Пустота. Лиса-оборотень А Хули вообще просочилась из одного маскарада в другой. А вот пареньку, пытавшемуся вступить в секту индийских душителей-тхагги, повезло меньше.
  • В. Панов, цикл «Тайный Город» — наёмный отряд Кортеса. Работают на комиссара Сантьягу и постепенно всё больше узнают о магической подоплеке мира. По мере продвижения цикла в отряде появляются метаморф и ведьма.
  • Dresden Files — «Джентльмен» Джонни Марконе, узнав благодаря Гарри Дрездену о магическом подполье Чикаго, приложил массу усилий и денег, чтобы стать в этом мире влиятельной фигурой.
  • «Косовский фактор» Марьяна Цветановича — протагонист хотел всего лишь забрать свой клад, скопленный во времена работы на наркоторговцев. А попал на вампирский обряд.
  • «Королева» Евгения Долматовича — протагонист оказывается среди неживых посетителей закрывшегося театра.
  • «Fred, the Vampire Accountant» — юристка Ааша случайно узнаёт от бывшего сослуживца Фреда о существовании паралюдей. Он даже рассказывает где можно найти свод законов этого мира — они довольно открыто написаны в правилах настольной игры (которые никто из игроков не читают по причине того, что написаны они канцеляритом). Ради интереса Ааша начинает перечитывать правила и в конце концов решает получить лицензию специалиста и заниматься правом паралюдей. Впоследствии она становится жертвой бомбы, подложенной в машину Фреда, так что Фреду приходится обратить её чтобы спасти.

Кино[править]

  • «Fantastic Beasts and Where to Find Them» — Криденс, выросший в семье магоненавистников, узнал, что мир магии (к которому он, как оказалось, действительно принадлежит) абсолютно реален, и задался целью туда просочиться. К сожалению, этим решил воспользоваться Гриндевальд.
  • «С широко закрытыми глазами» — экранизация «Траумновелле», перенесённая в современность; аналогично первоисточнику.
  • Доктор Стрэндж приложил значительные усилия, чтобы найти тайное общество магов и присоединиться к нему.
    • Правда Старейшая прекрасно знала, что Стрэнджу суждено стать великим магом, так что на самом деле его очень хотели "просочить".
  • «Матрица» начинается именно с этого: Нео «сел на хвост» Морфеуса, считая его членом тайной организации хакеров, которые неведомым образом «взламывают» саму реальность. И «красная таблетка Морфеуса» становится для Нео окончательным пропуском в «маскарад», где всё оказалось совсем не так просто, как можно было подумать, а троп внезапно становится зигзагом. Оказалось, организация Морфеуса — это разрушители маскарада, а соблюдает его (и весьма эффективно) как раз противоположная сторона.

Мультсериалы[править]