Параноидальный триллер
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Параноидальный триллер — разновидность триллера, где герой усматривает «второе дно» в повседневной реальности, считает, что его преследуют агенты спецслужб/масоны/инопланетяне или же мистические сущности. В отличие от классической конспирологии типа «Кода да Винчи», в триллерах такого плана очень долго (а может быть, и до самого конца) неясно, оправданы ли подозрения, или же у героя «едет крыша», и именно на этом обычно строится твист.
Родственный троп — Психиатрический триллер; часто сочетается с СПГС и Код конфетного фантика. Ещё один соседний троп — Игра в реальном мире.
Примеры[править]
Литература[править]
- Томас Пинчон, «Выкрикивается лот 49» — героиня после смерти бывшего мужа обнаруживает свидетельства существования некоей многовековой тайной почтовой службы под названием «Тристеро». Существует ли она в действительности, или же это изощрённый розыгрыш или плод её воображения — нам остаётся только гадать.
- Говард Лавкрафт, «Зов Ктулху».
- Стивен Кинг, «Заклятие параноика».
- «Маятник Фуко» Умберто Эко. Главные герои ради развлечения придумывают собственную теорию заговора с масонами, розенкрейцерами и тамплиерами, после чего сами постепенно начинают в это верить; вдобавок их начинают преследовать современные адепты оккультных орденов, всерьёз поверившие в их придумку.
- Питер Найт, «Культура заговора» — подробный анализ сабжа в американской массовой культуре.
- Мариша Пессл, «Ночное кино»
- Теодор Рошак , «Киномания»
Кино[править]
- «Игра» Дэвида Финчера — целиком об этом. Всё было розыгрышем.
- «Малхолланд Драйв» — в первой части фильма очень выражена атмосфера паранойи, и кажется, что весь Голливуд опутан сетями заговоров, в который вовлечены мафия, люди в чёрном и мистические сущности. Если верить общепринятой версии, что первая часть фильма — сон актрисы-неудачницы Дайаны Селвин, возможно, что таким образом проявляется её чувство вины за то, что она заказала убийство своей любовницы Камиллы, и страх быть пойманной.
- «Игры разума» — главного героя, талантливого математика, нанимают спецслужбы, чтобы искать зашифрованные сообщения от советских агентов в газетах, и на этой почве он постепенно отрывается от реальности. К тому же, его никто не нанимал: это всё галлюцинации, порождённые шизофренией.
- «Фотоувеличение» Антониони — а здесь герой случайно запечатлел убийство, но его расследование ни к чему не приводит.
- «Разговор» Копполы.
- Алан Пакула, «Заговор „Параллакс“»
- «Лестница Иакова» — главный герой-ветеран войны страдает от галлюцинаций и считает, что за ним охотятся агенты спецслужб. На самом деле он не вернулся с войны, и это всё предсмертные видения.
- «Ночные игры» — комедийная версия финчеровской «Игры».
- «Не в себе» Стивена Содерберга.
- «Обед нагишом» Дэвида Кроненберга — про писателя, который постепенно теряет грань между реальностью и наркотическими галлюцинациями, и начинает считать себя секретным агентом, которому дают задания гигантские жуки и говорящие пишущие машинки.
- «Ребёнок Розмари» Полански (и литературный первоисточник): беременная главная героиня, недавно переехавшая в новую квартиру с мужем, считает, что её новые соседи вместе с мужем и врачом — члены сатанинской секты, которым нужен её ребёнок. Все подозрения оправдались.
- «Жилец» того же Полански — про забитого тихоню, который постепенно сходит с ума и считает, что соседи намеренно доводят его до самоубийства. Остаётся неясным, то ли он свихнулся самостоятельно, то ли его правда «доконали» соседи и/или какая-то злая мистическая сила, живущая в их доме.
- Лица в толпе. Главное героиня в каждом встречном видит маньяка.
- «Под Сильвер-Лэйк» — молодой бездельник Сэм, живущий в районе Голливуда, встречает очаровательную соседку Сару, которая на следующий же день внезапно съезжает, не оставив ничего. Сэм по неясной причине становится одержим ее поисками и влезает в целый клубок тайн и загадок — лающая девушка-монстр, убийца собак, тайный культ бродяг, путь к истине на пачке из-под хлопьев…Соседку он вроде бы находит и даже спокойно возвращается в наш мир — но можно ли спокойно жить, прикоснувшись к тайнам? И можно ли доверять всему показанному в фильме?
- «Теория заговора» — герой Мэла Гибсона слегка помешан на сабже. И умудряется-таки не только выйти на след настоящего заговора, но и добраться до хэппи-энда.
- «Закат» Ласло Немеша — в преддверии Первой Мировой героиня Ирис Лейтор разыскивает в Будапеште своего пропавшего брата. Постепенно выясняется, что брат возглавляет подпольное революционное движение и борется против насквозь прогнившей австро-венгерской аристократии, которая похищает молодых девушек и делает с ними что-то нехорошее. Однако найти доказательства существования заговора и узнать подробности ей не удалось, брата она так и не увидела, а всё более неадекватное поведение Ирис и специфическая манера съёмки толсто намекают, что у неё постепенно «едет крыша», и заговор вполне может быть плодом её воображения. Согласно распространённой интерпретации, героиня олицетворяет саму Европу начала 20 века, которой овладевает военный психоз.
- Маяк 2019 года. То что главный герой (Эбрагим Уилслоу) обезумел в конце это понятно. Но когда именно и что из увиденного правда, а что его глюки. Даже в пределах одной сцены слова героев противоречат действительности. Томас Уэйк просто козел ( и безумец) пытающийся изжить своего напарника, хитрый маньяк сводящий с ума героя или же нечто совершенно другое (даже может быть не человек). А и что он делает на маяке по ночам: загорает, дрочит или трахается с монстром. Да и вообще что здесь происходит.
Мультсериалы[править]
- Смешарики — шутки ради конечно же и в качестве пародий на теории заговора, но всё же:
- Серия «Бутерброд». Пародия на «Психо» и «Сияние», но получилось страшно. Так до конца и непонятно, существует ли Бутерброд или же это глюки Лосяша.
- «Библиотека». Намекается, что все мужское населения мира состоит в тайном обществе Мансипама, которое превращает всех женщин из сильных и независимых личностей в типичных домохозяек. Хотя, может, Нюше все это просто приснилось.
- Да и знаменитый Черный Ловелас тоже подходит под троп.
- В одной из серий Пин-Кода Лосяш утверждает, что есть некое тайное общество скрывающие правду о солнце. Но все улики существования заговора исчезают, а Кар-карыч объясняет все события любовью Совуньи к уборки и апофенией. Но в конце оказалось, что Лосяш был прав.
Визуальные романы[править]
- Higurashi no Naku Koro ni — в разных арках, в разных вариациях, у разных героев. Отчасти эффект вызван синдромом Хинамидзавы. Остальная часть — реально действующая в деревне секретная организация.
Музыка[править]
- Беломорс «Master of reality», «Генератор СВЧ»