Бойцовский клуб

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Не упоминать о бойцовском клубе. »
— Первое (и второе) правило клуба
Бойцовский клуб
Kinopoisk.ru-Fight-Club-1801684.jpg
Общая информация
ЖанрПсихологическая драма
Страна производстваСША
Киностудия
  • Regency Enterprises
  • 20th Century Fox
РежиссёрДэвид Финчер
Автор сценария
  • Чак Паланик
  • Джим Ульс
Когда вышел15 октября 1999 г.
Продолжительность139 минут
В главных ролях:
Брэд ПиттТайлер Дёрден
Хелена Бонэм КартерМарла Сингер
Джаред Лето«Ангельское личико»
Мит ЛоуфБоб Полсон
Эдвард НортонРаcсказчик

Бойцовский клуб (англ. Fight Club) — культовый американский фильм режиссёра Дэвида Финчера по мотивам одноимённого романа Чака Паланика. Повествование ведется от лица безымянного рассказчика (определённого имени у героя нет, но фандом часто называет его Джек), который недоволен своей жизнью в потребительском обществе «белых воротничков». Уставший от рутины, он создаёт подпольную организацию «Бойцовский клуб» вместе с Тайлером Дёрденом, продавцом мыла с извращённой философией.

Тропы

  • Антигерой и Антизлодей - Тайлер Дёрден. Один из действительно очень не частых примеров, когда зрителю действительно непросто решить, каким именно он видит протагониста.
  • Бафос - само по себе произведение и юмор в нём, во многом именно на этом и построено. Серьёзная история про сломанного человека с пустой жизнью - периодически соскакивает на истории про огромные сиськи Боба. Тайлер ведёт весьма пафосные речи про лицемерие и паскудство окружающего миропорядка - периодически соскальзывает на сальности и чернушный жопно-сортирный юмор. Да и сюжетные повороты и то как они обыгрываются, периодически вызывают реакцию из разряда "такая хренова дичь - что только ржать".
  • Благонамеренный экстремист - Тайлера конечно нельзя назвать хорошим парнем, и то что делают участники проекта "Разгром" это конечно плохо. Но если бы всё показанное не вызывало у зрителя такой ЛЮТЫЙ стояк, фильмы бы не считался культовым уже скоро как 30 лет, у стольких поколений телезрителей? Цели Тайлера благородны, а методы при всех их спорности - весьма изящны. За всю историю они ведь даже никого не убили.
  • Безумная клёвость — Тайлер Дёрден, альтер-эго поехавшего главного героя. Отбитый на всю голову экстремист и социал-дарвинист, но крайне харизматичен.
  • Вы — один из них? — попытавшись сорвать планы Тайлера, главгерой пришёл в полицию, но влияние Клуба давно распространилось и на копов.
  • Виновата буржуазная система - в изрядной степени и на эту тему тоже. Подавляющее большинство членов Клуба, это обычные работяги, уставшие офисные клерки максимум среднего звена, всяческая обслуга и около маргинальный сброд. Все те кто пытался и хотел встроиться в сытое и благополучное американское общество излёта второго тысячелетия, но места им там не нашлось. А есть лишь говённая работа, неподъёмные ипотечные кредиты и дебилизирующий зомбоящик. Антураж фильма как бы подчёркивает разительный контраст, между засранными до предела трущобами где живёт основной контингент клуба, с фешебельными даунтанами против которых они воюют. Причём никто не орёт о том что делает проект "Разгром" - это хорошо. Или о том что Рассказчика окружающие прям довели плохие-нехорошие-злые капиталисты. Клуб был порождён чувством неудовлетворённости огромного количества людей от жизни, но кризис этот в первую очередь экзистенциальный. Никто "на х@!!й Клинтона!" не орёт и богатых живьём жрать не призывает. Это восстание именно против опостылевшей тухлой обыденности.
  • Герой и его X — Тайлер Дёрден, с которым сблизился главный герой в состоянии депрессии, конечно, не представитель другого вида, но живым человеком из плоти и крови его тоже не назвать.
  • Ржавый Пояс - неназванный мегаполис континентальной Америки, ржавый, грязный и с весьма мощным контрастом между богатством и бедностью. Внушительная часть снималась в Детройте, хоть это и не подчёркивается. А вот развязка фильма, начиная от момента в полицейском управлении - для местных вполне узнаваемы.
  • Здравомыслящий парень, безбашенная девочка - Марла Сингер в сравнении с Рассказчиком. Женщина с весьма оригинальном устройством собственной головы, эпатирующая Рассказчика своим поведением и приставаниями. О её "безбашенности" говорит лишь то одно, что она на протяжении долгого времени встречалась с Тайлером а общалась с Рассказчиком как ни в чём не бывало и не обращала внимания что он от неё морозился откровенно. При том что между общением между одним и другим, могло пройти буквально полчаса.
  • Заклятый враг — Тайлер Дерден для Рассказчика к концу произведения.
  • Конец-переворот и фактически общеизвестный спойлер — Тайлер Дёрден является альтер-эго Рассказчика со всеми вытекающими.
  • Общество потребления — против такого общества восстают сторонники Тайлера Дёрдена.
  • Мазохистское танго - отношения Рассказчика, Марлы и Тайлера иначе и не назовёшь. Насколько их всех друг к другу тянет, настолько же всё это напоминает танцы на разбитом стекле.
    • Отношения между Рассказчиком и Тайлером тоже в эту степь. Они как братья (или идеальные супруги), за исключением тех случаев когда Тайлер не калечит Рассказчика и не пытается его убить...
  • Мортидо — «Самосовершенствование — онанизм, саморазрушение…»
« -Попытка дойти до последний черты это не какой то дурацкий семинар! Перестань ты за всё цепляться, и наплюй на всё! Наплюй!!! »
— до грандиозного ДТП осталось 8,7,6,5...
  • Мы зовём его «Бармен» — у главного героя нет имени, только псевдонимы, а официально его называют «Рассказчик».
  • Ненадёжный рассказчик — Тайлер.
  • Непристойно - значит смешно - ночные подработки Тайлера то официантом в дорогих ресторанах, то киномехаником в кинотеатрах. Крепкие большие члены вклеенные в диснеевские мультфильмы, сопли и моча в изысканных блюдах для дорогих гостей. А уж что он делал с грибным супом пюре...
    • Но по уровню эпатажности это меркнет с изготовлением мыла из человеческого жира, добытого путём его похищения с помоек пластических клиник. Ууу, вкусняшка...
  • Ночная жизнь — одновременно деконструкция и высмеивание тропа. Главный герой реально страдает от бессонницы, т. к. его альтер-эго живёт своей злодейской жизнью.
  • Пережить хедшот — Рассказчик. Переживает не просто хедшот, а самоубийство. А вот у Тайлера это не получилось. Однако здесь с прикрученным фитильком — строго говоря это не было хедшотом, он всего лишь прострелил себе щёку. Поскольку Тайлер — всего лишь воображаемый образ, который Рассказчик иногда отыгрывает (и «общение» с которым он себе придумывает), разгадка проста — после своего «неудачного самоубийства» Рассказчик просто навсегда перестал отыгрывать Тайлера Дёрдена, вообразил себе, что Тайлер, «в отличие от него самого, умер».
  • Секрет Полишинеля — первые два правила — не упоминать о Бойцовском клубе! Тем не менее, в нём состоит чуть ли не вся Америка!
  • С трудом просыпается по утрам — главный герой, Рассказчик. Является лицом мема «Невыспавшийся».
  • Флэшфорвард — фильм начинается с финальной сцены (которую, впрочем, до конца не показывают), а уже потом идёт основное повествование.

Мета-тропы

  • А что, пусть будет!:
    • Сцена на задворках бара. Нортон малость промахнулся и засветил Питту кулаком не в плечо, а чуть выше. «Мудак, ты же мне в ухо заехал!» — реакция самого актёра.
    • Прямо перед этим — диалог в баре. Нортон и Питт просто трындели обо всем подряд пару часов, а потом из лучших фраз скомпилировали разговор.
    • Игра пьяных героев в гольф чуть позже была в сценарии, но была описано предельно лаконично: «герои пьяные и играют в гольф». Нортон и Питт, для достоверности, натурально прибухнули, как и в предыдущей сцене, кстати, тоже.
  • Отомщено временем — фильм даже не окупился в прокате, но ныне имеет культовый статус.
  • Эффект альфы. У Паланика есть много интересных и весьма разных книг, но что сравнится с «Бойцовским клубом» по популярности?
    • Дэвид Финчер, один из лучших режиссёров современности вообще, у которого в целом все фильмы, этот как минимум "крепкое хорошо". Но едва ли какой то его фильм можно сравнить по культовости и популярности с БК. Разве что "Семь" наверное.
  • Музыкальный триппер - Where is My Mind, великий и культовый шлягер, до такой степени ассоциирующейся с этим фильмом - что даже в нескольких популярных американских произведениях с явными отсылками на персонажа и его больную кукуху, обязательно играл какой то ремикс или она же сама в другой минусовке. Песня в своё время так задолбала своей популярностью группу Pixies (у которых в общем то, всё творчество весьма и весьма крутое), что они просто перестали его исполнять. Ибо очень многие кроме этой их песни других попросту не знают, ну кроме может Monkey Go To Heaven.
    • Саундтрек от Dust Brothers определённо великолепен и врезается в мозг навсегда.
    • Goin Out West Тома Уэтца тоже очень и очень в тему и на атмосферу работает как надо.

Наследие

  • «7 дней лета» — все главные герои называют своё альтер-эго «Тайлер Дёрден».